Закон о регистрации уведомлений о залоге движимого имущества

Правила регистрации залога движимого имущества

Для чего нужно производить своевременную регистрацию залога движимого имущества

С т. з. законодательства процедура регистрации залога движимого имущества необязательна (п. 4 ст. 339.1 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем по общему принципу залогодержатель в отношениях с третьими лицами может делать ссылку на имеющееся у него право залога на объект только после того, как уведомление о залоге пройдет надлежащую регистрацию. Исключение составляют ситуации, когда третье лицо заранее знало о существовании такого обременения (см. решение Октябрьского райсуда г. Ижевска Удмуртской обл. от 09.12.2016 по делу № 2-7572/2016).

Дата же регистрации залога по общему правилу будет иметь значение при установлении последовательности удовлетворения требований залогодержателей, если имущество выступает предметом сразу нескольких залогов. Более подробно об этом можно прочесть в материалах по ссылке Реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Кто и в какой срок должен обратиться с заявлением о регистрации

По общему правилу обратиться за регистрацией уведомления о возникновении залога может любая из сторон договора залога — в зависимости от их договоренности между собой (ст. 103.3 Основ законодательства РФ о нотариате, далее — Основы). Повторимся, что закон в принципе не возлагает на названных лиц обязанность осуществлять регистрацию залога, и, соответственно, не регламентированы сроки направления уведомлений. Однако обязанность представить такое уведомление нотариусу может быть предусмотрена в договоре сторон.

В ситуации же, когда уже внесенная в реестр информация о залоге подлежит изменению или должна быть из него исключена, соответствующие сведения в течение 3 дней обязан представить:

  • Залогодержатель — по общему правилу.
  • Залогодатель — в ситуациях, когда залогодержатель не может направить уведомление по объективным, не зависящим от него причинам или уклоняется от этого. Также залогодатель может сам направить уведомление на основании решения суда (см. ст. 103.6 Основ).

Не предполагается направление вместе с уведомлением еще каких-либо документов, кроме:

  • подтверждающих полномочия представителя залогодержателя/залогодателя;
  • заверенной копии решения суда (если уведомление подается залогодателем на основании судебного акта).

Государственная регистрация уведомлений о залоге движимого имущества: основные этапы действий заявителя

Рассмотрим общую схему действий залогодержателя (в регламентированных ситуациях — залогодателя), направленных на проведение регистрации залога движимого имущества:

  • Заполнение необходимой формы уведомления (см. приказ Минюста России от 17.06.2014 № 131).
  • Представление заполненной формы нотариусу. Возможны 2 варианта: на бумажном носителе посредством личной явки либо направление с помощью электронных ресурсов.
  • Получение свидетельства о регистрации (см. приказ Минюста России от 17.06.2014 № 133) либо извещения об отказе в регистрации залога по регламентированным законом причинам.

Действия нотариуса

Регистрация уведомления о залоге движимого имущества включает следующие действия нотариуса:

  1. Принятие уведомления:
    • На бумажном носителе. При этом нотариус сразу проверяет соответствие формы и содержания уведомления на предмет наличия оснований для отказа в регистрации (см. абз. 10–13 ст. 103.2 Основ) и либо принимает его к регистрации, либо незамедлительно уведомляет об отказе.
    • В электронной форме. Такое уведомление нотариус может получить либо на электронную почту непосредственно от заявителя, либо через канал ЕИС нотариата (п. 5 Порядка взаимодействия…, утв. приказом Минюста России от 28.12.2016 № 323). Производится проверка уведомления и либо прием к регистрации, либо незамедлительное уведомление об отказе в ней.
  2. Регистрацию самого регистрационного действия по внесению сведений о залоге (п. 50 приказа № 129). Данное действие производится только в отношении уведомлений поданных на бумажном носителе (см. письмо ФНП от 21.02.20018 № 844/03-16-3). После регистрации нотариус переводит уведомление в электронную форму и регистрирует в реестре.
  3. Незамедлительную фиксацию полученных сведений в реестре (абз. 2 ст. 103.1 Основ, п. 48 Порядка…, утв. приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129, далее — приказ № 129).
  4. Выдачу свидетельства о регистрации залога движимого имущества.

Регистрация залога недвижимого имущества

Порядок регистрации такого обременения недвижимого имущества урегулирован законами «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ и «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Регистрация ипотеки является обязательной процедурой (п. 2 ст. 11 закона № 102, п. 6 ст. 1 закона № 218, п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Получить сведения о наличии зарегистрированного обременения объекта недвижимости можно, заказав выписку из Единого госреестра недвижимости (о том, как это сделать, расскажет наша статья Как заказать и получить выписку из ЕГРП (ЕГРН)?). Кроме того, у нотариуса можно запросить выписку из реестра уведомлений по правилам Порядка, утвержденного приказом Минюста РФ от 28.04.2017 № 68. Выписка может быть выдана на бумажном носителе или в электронной форме.

Итак, регистрация залога движимого имущества осуществляется нотариусом в максимально краткие сроки после получения им соответствующего уведомления при отсутствии оснований для отказа в ней. Такой документ принимается как на бумажном носителе, так и в электронном формате. По итогам произведенных регистрационных действий выдается соответствующее свидетельство.

Новшество в законодательстве о залоге движимого имущества. Нотариальный реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Сравнительно недавно, в Гражданский кодекс РФ были внесены серьезные изменения, в том числе, касающиеся залога имущества. По сути, была полностью изменена целая глава с названием «Залог». Существенно изменились нормы, регулирующие залог движимого имущества, было впервые введено понятие нотариального реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Так, в пункте 4 статьи 339.1 ГК РФ «Государственная регистрация и учет залога», указано, что залог движимого имущества, за исключением залога прав участника (учредителя) общества с ограниченной ответственностью, ценных бумаг и прав по договору банковского счета, может быть учтен путем регистрации уведомлений о залоге в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Что это означает.

Существуют две стороны в отношениях по договору залога. Это залогодатель (тот, кто передает свое имущество в залог), и залогодержатель (тот, кому передается в залог имущество, в обеспечение какого-либо обязательства, как правило, займа (кредита) денежных средств). Заключив договор залога движимого имущества в надлежащей форме, кто-либо из них вправе обратится к любому нотариусу с уведомлением о том, что между ними заключен договор залога определенного движимого имущества, а нотариус обязан зарегистрировать это уведомление в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Данный реестр является единым, и работает по всей стране. Закон не обязывает стороны договора залога уведомлять об этом нотариуса — отсутствие в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества записи об учете не затрагивает отношения залогодателя с залогодержателем. Однако залог все-таки лучше зарегистрировать. И вот почему.

Ранее, мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда недобросовестный залогодатель, являющийся заемщиком по договору займа/кредита, несмотря на заключенный договор залога с залогодержателем, он же займодавец/кредитор, осознавая, что не сможет вернуть долг, и, желая избежать наступления для себя неблагоприятных последствий в виде обращения взыскания залогодержателем на заложенное имущество, продавал это имущество третьим лицам, которые, как правило, ничего не знали о залоге, или делали вид, что не знали. В основном это были заложенные автомобили, как наиболее распространенные и ликвидные вещи из движимого имущества. После чего начиналась долгая судебная тяжба, с неопределенным финалом, так как судебная практика по таким делам была весьма неоднозначна, и одни судьи признавали покупателей заложенного имущества добросовестными приобретателями и оставляли вещь им, соответственно отказывая залогодержателям в обращении взыскания на это имущество, либо, напротив, покупатель попросту терял свои деньги, так как другие судьи вещь у него изымали, что бы удовлетворить законные требования залогодержателя. Фактически, от такой нелепой ситуации еще совсем недавно никто не был застрахован, ведь невозможно было проверить, заложенную покупаешь ты вещь, или нет. В 90-е годы залог хотя бы автомобилей регистрировался в МРЭО ГАИ, но затем был отменен. Банки, например, страховались от такой ситуации тем, что изымали оригиналы ПТС заложенных автомобилей у залогодателей, что, впрочем, не мешало залогодателям получать дубликаты ПТС и все равно продавать заложенные автомобили, обманывая и банки и покупателей.

Другой распространенной уловкой, позволяющей недобросовестным заемщикам/залогодателям вывести заложенное имущество из-под взыскания, было заключение фиктивного договора залога с доверенным лицом более ранней датой, нежели действительный договор залога, и, соответственно фиктивный залогодержатель получал перед добросовестным действительным залогодержателем преимущество по залогу. То есть, опять-таки, заложенное имущество часто уходило от добросовестного залогодержателя/кредитора.

Недаром, законодатель давным-давно ввел обязательную регистрацию залогов недвижимого имущества/ипотеки. Непонятно правда, что помешало тогда поступить аналогичным образом в отношении движимого имущества.

Таким образом, как я уже отмечал выше, залогодателю с залогодержателем не обязательно регистрировать залог в реестре, но, согласно пункту 4 статьи 339.1 ГК РФ, залогодержатель в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на принадлежащее ему право залога только с момента совершения записи об учете залога, за исключением случаев, если третье лицо знало, или должно было знать о существовании залога ранее этого. Что в переводе на «обычный» язык означает: если залогодержатель не зарегистрировал залог в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, а залогодатель продал это имущество третьему лицу (попробуй докажи, что это лицо знало о залоге!), то это уже будут проблемы залогодержателя, так как залог после такой продажи прекратит свое существование. Согласно пункта 2 части 1 статьи 352 ГК РФ, залог прекращается, если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога. А «не знало и не должно было знать», означает, что в реестре уведомлений о залогах, запись о залоге отсутствует. Следовательно, права добросовестного покупателя, в данном случае будут защищены. А вот права самого залогодержателя, будут защищены после регистрации залога в реестре, ведь после регистрации залога в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, заложенное имущество, будучи проданным или заложенным «ранним числом» никуда от него не денется, у покупателя его изымут, а фиктивному залогодержателю суд откажет в удовлетворении его притязаний на имущество. О чем и говорит норма части 1 статьи 353 ГК РФ — в случае перехода прав на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 352 и статье 357 (залог товаров в обороте) настоящего Кодекса, либо в порядке универсального правопреемства, залог сохраняется.

Другие статьи:  Пособия для учителей физической культуры

Для того, чтобы избежать проблем с приобретаемым/принимаемым в залог имуществом, как залогодержателю, так и приобретателю движимого имущества, необходимо перед заключением договора залога/купли-продажи обратится к любому нотариусу с заявлением о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и убедится в том, что имущество не заложено. Только при наличии такой выписки приобретатель имущества в данном случае будет добросовестным, а залогодержатель сможет отстоять свои права.

Сама регистрация уведомления о залоге в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества, как процедура, ничего сложного из себя не представляет. Форму уведомления можно получить у нотариуса. Подробный порядок регистрации регулируется главой XX.1. Основ законодательства о нотариате, которая так и называется — РЕГИСТРАЦИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О ЗАЛОГЕ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. Так, согласно статьи 103.1 Основ, регистрацией уведомления о залоге движимого имущества, признается внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса. Уведомление о залоге может быть направлено нотариусу в электронной форме. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.

Согласно статьи 103.2 Основ, нотариус обязан зарегистрировать уведомление о залоге незамедлительно после его поступления. Уведомлению о возникновении залога присваивается уникальный регистрационный номер в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, который отражается в свидетельстве о регистрации уведомления о залоге движимого имущества и используется при последующей регистрации уведомлений об изменении залога и об исключении сведений о залоге, касающихся соответствующего залога.

Согласно статьи 103.4 Основ, в уведомлении о залоге указывается вид уведомления о залоге — уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога или уведомление об исключении сведений о залоге, а также сведения о лице, подписавшем уведомление (заявителе). Сведения о заявителе указываются в виде, предусмотренном настоящей статьей для сведений о залогодателе, залогодержателе. Если заявитель является представителем, дополнительно указываются документы, подтверждающие его полномочия. При направлении нотариусу уведомления о залоге в электронной форме указание сведений об адресе электронной почты заявителя является обязательным.

Если иное не предусмотрено настоящими Основами, в уведомлении о возникновении залога наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указываются сведения:
1) о залогодателе, залогодержателе — физическом лице:
а) фамилия, имя или (если имеются) фамилии, имена и (если имеется) отчество. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства эти сведения должны быть продублированы буквами латинского алфавита (за исключением случаев, если в документах, удостоверяющих его личность, не используются буквы латинского алфавита в написании сведений об имени);
б) дата рождения;
в) серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;
г) место жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. При отсутствии у лица регистрации по месту жительства в Российской Федерации указывается фактическое место жительства такого лица;
д) адрес электронной почты (при наличии);
2) о залогодателе, залогодержателе — российском юридическом лице:
а) полное наименование;
б) основной государственный регистрационный номер юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц;
д) адрес электронной почты (при наличии);
3) о залогодателе, залогодержателе — иностранном юридическом лице или международной организации, имеющей права юридического лица:
а) полное наименование буквами русского алфавита, а также полное наименование буквами латинского алфавита (при наличии таких сведений в учредительных документах и регистрационных документах юридического лица);
б) наименование реестра для регистрации юридических лиц, в котором зарегистрировано лицо, а при отсутствии такого реестра наименование организации, осуществившей регистрацию (при наличии);
в) регистрационный номер юридического лица в стране его регистрации (при наличии);
г) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
д) адрес для направления корреспонденции буквами русского алфавита, а также буквами латинского алфавита, если в стране по указанному адресу русский язык не имеет статуса государственного языка;
е) адрес электронной почты (при наличии);
4) о заложенном имуществе путем его описания. Идентификационный номер транспортного средства (VIN) (при его наличии) указывается в отдельном поле уведомления. При наличии иного цифрового или буквенного обозначения либо комбинации таких обозначений, которые идентифицируют заложенное имущество, такие обозначения могут быть указаны в отдельном поле уведомления;
5) о наименовании, дате заключения и номере договора о залоге, иной сделки, на основании которой возникает залог в силу закона (при наличии таких сведений на момент направления уведомления).
При наличии нескольких залогодателей, залогодержателей сведения о каждом из них указываются отдельно. В уведомлении об изменении залога наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указываются регистрационный номер уведомления о возникновении залога и сведения, предусмотренные частью второй настоящей статьи и требующие изменения, в измененном виде. В уведомлении об исключении сведений о залоге наряду со сведениями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, указывается регистрационный номер уведомления о возникновении залога.

Внесение изменений в договор залога также требует внесения изменения в сведения о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Согласно пункту 4 статьи 339.1 ГК РФ, в случае изменения или прекращения залога, в отношении которого зарегистрировано уведомление о залоге, залогодержатель обязан направить в порядке, установленном законодательством о нотариате, уведомление об изменении залога или об исключении сведений о залоге в течение трех рабочих дней с момента, когда он узнал или должен был узнать об изменении или о прекращении залога.

Таким образом, введение института добровольной регистрации залогов движимого имущества, является восполнением существовавшего ранее пробела в законодательстве о залоге и большим шагом вперед для отечественного права, так как позволяет защитить как права залогодержателя, так и права третьих лиц и ставит прочный заслон на пути недобросовестных лиц.

С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные поправки, направленные на совершенствование системы регистрации уведомлений о залоге движимого имущества

С указанной даты вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с поправками, внесенными данным законом в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, уведомления о залоге движимого имущества в электронной форме будут направляться исключительно в Федеральную нотариальную палату с одновременной оплатой нотариального тарифа. В связи с изменениями законодательства Минюстом России утвержден Порядок взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества (приказ от 28.12.2016 № 323, вступивший в силу 10.01.2017).

В соответствии с новым порядком взаимодействия после получения уведомления в электронной форме Федеральная нотариальная палата с использованием единой информационной системы нотариата будет направлять поступившее в электронной форме уведомление нотариусу, заявившему о готовности к незамедлительной регистрации данного уведомления в автоматическом режиме, в порядке поступления от таких нотариусов сообщения о готовности к принятию уведомления для внесения содержащихся в данном уведомлении сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Нотариус перед регистрацией уведомления о залоге посредством единой информационной системы нотариата уведомляет Федеральную нотариальную палату о готовности к регистрации уведомлений о залоге путем присоединения к электронной очереди нотариусов. Уведомление о залоге направляется единой информационной системой нотариата нотариусу, имеющему на момент направления уведомления первый порядковый номер в электронной очереди нотариусов, при этом нотариус исключается из электронной очереди нотариусов. Уведомление о залоге с момента получения регистрируется нотариусом незамедлительно. Подтверждением регистрации уведомления о залоге является направление заявителю посредством единой информационной системы нотариата свидетельства о регистрации уведомления о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Если по истечении 60 минут с момента поступления нотариусу уведомления о залоге в единой информационной системе нотариата отсутствует отметка о регистрации уведомления о залоге или об отказе в регистрации, уведомление о залоге повторно помещается первым в очередь уведомлений о залоге.

Другие статьи:  Пособие для написания магистерской диссертации

За регистрацию уведомлений о залоге нотариус получает пятьдесят процентов суммы нотариального тарифа после предоставления в Федеральную нотариальную палату отчета о количестве зарегистрированных уведомлений о залоге за месяц.

О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество

В отличие от личных обеспечений (поручительства и т. п.), при исполнении которых кредитор зависит от платежеспособности должника, при залоге интерес кредитора удовлетворяется за счет предмета залога. Контролировать состояние заложенного имущества по общему правилу легче, чем контролировать платежеспособность третьего лица [74].
Как отмечается в литературе, институт залога исключительно важен в условиях современной рыночной экономики. С экономической точки зрения залог — важный инструмент кредита, и на сегодняшний день он представляет собой один из самых предпочтительных и распространенных способов обеспечения исполнения обязательств. Залоговое законо-

дательство существует в России давно, однако постоянные экономические изменения заставляют законодателя искать новые формы использования этой обеспечительной сделки.
Основным источником регулирования отношений, возникающих при залоге движимого имущества, является Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 334-358). В части, не противоречащей ГК РФ, применяется Закон о залоге[75]. В свое время, после вступления в силу части первой ГК РФ, а затем Закона об ипотеке [76], Закон о залоге почти утратил значение (исключение составляли, пожалуй, только нормы о залоге прав). Теперь в Закон о залоге внесены дополнения, превратившие его наряду с ГК РФ в основной нормативный источник, регулирующий порядок реализации прав залогодерясателей движимого имущества.
Нормы о залоге движимого имущества содержатся в ряде федеральных законов: статье 27.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» [77], статье 29 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [78], статье 22 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [79] и др.
Порядок применения законов, регулирующих залоговые отношения, подчиняется правилам о lex posterioris и lex specialis, что означает приоритетность законов, принятых позже, и приоритетность специальных законов по отношению к более общим соответственно. Применение этих правил не вызывало бы особых сложностей, если бы не пункт 2 статьи 3 ГК РФ, в силу которого нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.
Указанное положение ГК РФ свидетельствует об установлении законодателем особого порядка применения федеральных законов, содержащих нормы гражданского права. В данном случае законодатель исходит из приоритетного значения норм ГК РФ как основного отраслевого акта. Правила о lex posterioris и lex specialis (применимые только при противоречиях мелсду актами, стоящими в иерархии на одном уровне) не могут использоваться без учета нормы пункта 2 статьи 3 ГК РФ. Это означает, что вступившие в силу позже соответствующих норм ГК РФ нормы иных законов, в том числе специальные нормы, применяются лишь в части, не противоречащей ГК РФ, за исключением случаев, для которых законодатель установил иной порядок применения законов.
Примером такого исключения является пункт 2 статьи 334 ГК РФ, в силу которого общие правила о залоге, содержащиеся в Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда Кодексом или Законом об ипотеке не установлены иные правила. Согласно пункту 2 статьи 350 ГК РФ реализация (продажа) имущества, на которое обращено взыскание, осуществляется в соответствии с Законом о залоге. В отношении иных норм этого закона исключение не сделано, поэтому они применяются только в части, не противоречащей ГК РФ.
Появление новой нормы всегда связано с решением вопроса о том, как она должна применяться к правоотношениям, возникшим до вступления ее в силу. Федеральный Закон № 306-ФЗ вступил в силу 10 января 2009 г. Статья 9 этого закона устанавливает, что его положения «применяются к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу», то есть 11 января и позже. Например, данным законом введено требование о нотариальном удостоверении согласия гражданина на внесудебное обращение взыскания на заложенное им имущество. На договоры, содержащие в соответствии с действовавшим ранее правилом (пункт 2 статьи 349 ГК РФ в прежней редакции) условие о внесудебном обращении взыскания на предмет залога и заключенные до 11 января 2009 г., требования нового закона не распространи- ются. Если же стороны такого договора пожелают изменить порядок внесудебного обращения взыскания, их соглашение, будучи новой договоренностью (хотя бы и в рамках ранее заключенного договора), должно соответствовать правилам, действующим на момент его совершения.
В настоящее время наблюдается тенденция, указывающая на то, что законодатель поставил целью сделать право залога привлекательным для залогодержателей обеспечительным инструментом. В связи с этим можно говорить о реальном преимуществе залогодержателя перед другими кредиторами должника. Значительно расширены возможности сторон при выборе способа обращения взыскания на предмет залога и способа его реализации. Важно подчеркнуть, что законодатель, следуя интересам залогодержателей, не забывает о необходимости защиты слабой стороны, которой в залоговых отношениях является залогодатель-
гражданин. Нормы о залоге дифференцированы в зависимости от личности залогодателя.
Проект Федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество» (далее — Законопроект) был предложен Министерством финансов Российской Федерации. Полагаем, что цель планируемых изменений в законодательстве заключается в установлении способа эффективного управления кредитными рисками и рисками, связанными с залоговым обеспечением, а также в оптимизации процедуры обращения взыскания на предмет залога. Такие изменения затронут в первую очередь субъектов, регулярно заключающих договоры залога, то есть кредитные организации, являющиеся залогодержателями.
По общему правилу заложенное имущество остается у залогодателя (пункт 1 статьи 338 ГК РФ). Лишь в случаях, предусмотренных договором залога, а также при залоге имущественного права, удостоверенного ценной бумагой, предмет залога передается залогодержателю или в депозит нотариусу (пункт 4 статьи 338 ГК РФ).
Что касается последующего залога одного и того же имущества, то он может быть запрещен условиями договора. Если подобного запрета нет, залогодатель обязан сообщать каждому последующему залогодержателю сведения о всех существующих залогах данного имущества (пункты 2 и 3 статьи 342 ГК РФ). Однако практика показывает, что залогодатели игнорируют данную норму и не только не предоставляют последующим залогодержателям соответствующую информацию, но и нарушают договорные запреты о последующих залогах [80]. Аналогичным образом нарушаются договорные запреты на отчуждение предмета залога без согласия залогодержателя. Нередки случаи, когда в процессе подготовки предмета залога к реализации на торгах выясняется, что он принадлежит уже не должнику, а третьему лицу, являющемуся добросовестным приобретателем.
Очевидно, что новый залогодержатель или новый собственник может получить информацию о предшествующих залогах движимого имущества, только если подобные сведения зафиксированы в каком-либо реестре. Создание любого реестра эффективно, так как систематизация информации и сведений об объектах важна с точки зрения получения и (или) проверки объективных данных о каком-либо имуществе, правах, иных фактах по состоянию на текущее время.
В законодательстве европейских государств чаще всего предусматривается один способ обеспечения интересов кре- дитора-залогодержателя — залог с передачей закладываемого имущества кредитору, то есть заклад. Это может быть как фактическая передача вещей залогодержателю, так и юридическая (подразумеваемая) передача предмета залога. Таким образом, передача имущества выступает необходимым элементом договора залога. Подобная процедура предусмотрена законодательством Великобритании, Германии, Швейцарии.
Теперь обратимся к Законопроекту, его достоинствам и недостаткам.
Законопроект имеет целью создать систему регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного органа. При этом в соответствии с частью 2 статьи 3 Законопроекта «регистрация уведомлений не является основанием возникновения, изменения или прекращения залога движимого имущества, а также не является основанием для обращения взыскания на движимое имущество».
Таким образом, получается, что факт регистрации уведомления о залоге движимого имущества, об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество не имеет никаких правовых последствий. В связи с этим возникает обоснованный вопрос: зачем нужна эта система государственной регистрации, если факт регистрации не влечет никаких последствий?
Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества или об обращении взыскания и (или) наложении ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного государственного органа (далее — регистрация уведомлений) — действия залогодержателя, уполномоченного государственного органа или суда по предоставлению третьим лицам информации о наличии у залогодержателя права на удовлетворение требований за счет движимого имущества залогодателя, иного обязанного лица либо информации о наличии у уполномоченного государственного органа иных прав в отношении движимого имущества должника, иного обязанного лица.
В соответствии с Законопроектом регистрация уведомлений не является основанием возникновения, изменения или прекращения залога дви
жимого имущества, а также не является основанием для обращения взыскания на движимое имущество. Отсюда следует, что регистрация уведомлений, возникающая на основании договора, носит заявительный характер и не является обязательной. По указанной причине предложенный механизм регистрации уведомлений не сможет обеспечить создание объективного информационного ресурса обременений движимого имущества, то есть цель Законопроекта не будет достигнута.
Вызывает сомнение и целесообразность введения еще одной разновидности государственной регистрации. Так, в настоящее время законодательством предусмотрены следующие виды государственной регистрации, связанной с объектами гражданских прав и правами на объекты:

  • государственная регистрация права собственности и иных прав на недвижимость;
  • государственная регистрация перехода права собственности ;
  • государственная регистрация договора купли-продажи жилого помещения.
Другие статьи:  Подоходный налог с аренды помещений

Авторы Законопроекта предлагают ввести еще один вид государственной регистрации, причем речь идет не о государственной регистрации объекта гражданского права или права на объект, а о государственной регистрации уведомлений о правах на объект.

Если предположить, что необходимость в государственной регистрации обременений всего движимого имущества имеется, то следует регистрировать не уведомления, а сами обременения, то есть права на чужое имущество. При этом, согласно Законопроекту, регистрация уведомлений носит открытый характер, поэтому регистрационная организация обязана обеспечить предоставление сведений о зарегистрированных уведомлениях любому лицу. Таким образом, Законопроект предусматривает создание информационной базы данных о наличии имущества у конкретных лиц. Причем сведения об этом имуществе могут быть предоставлены любому лицу независимо от законности имеющихся у него мотивов для их получения.
В связи с изложенным представляется, что Законопроект (хотя и косвенным образом) может способствовать ухудшению криминогенной обстановки в стране.
В соответствии с Законопроектом залогодатель, иные третьи лица вправе потребовать от залогодержателя, уполномоченного государственного органа, суда или любых третьих лиц возмещения убытков, причиненных в результате регистрации уведомлений, содержащих недостоверные сведения. При этом регистрация уведомлений, возникающая на основании договора, осуществляется залогодержателем при условии наличия письменного или иным способом документально зафиксированного согласия залогодателя. Согласие залогодателя может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия. Залогодатель вправе запретить залогодержателю регистрацию уведомлений путем включения в договор о залоге соответствующего условия. Если при последующем залоге залогодатель разрешает регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, то запрет на регистрацию уведомлений в отношении предшествующего залога данного движимого имущества утрачивает силу.
В Законопроекте содержится механизм определения старшинства требований залогодержателей на одно и то же имущество. При этом из других положений Законопроекта следует, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества осуществляется только добровольно на основании согласия залогодателя. Поэтому весьма вероятны ситуации, когда часть последующих залогов окажется незарегистрированной. В связи с этим неясно, как будет определяться право старшинства требований нескольких залогодержателей, часть которых зарегистрирована, а другая не зарегистрирована.
В отношении последствий регистрации уведомлений Законопроектом предусмотрено, что регистрация уведомления устанавливает и подтверждает право залогодержателя нл первоочередное перед иными залогодержателями, зарегистрировавшими уведомления после регистрации уведомления первоначальным залогодержателем или не зарегистрировавшими уведомления, удовлетворение своих требований за счет движимого имущества, указанного в уведомлении, в случае обращения на него взыскания (далее — очередность залогодержателя), если иное не предусмотрено федеральным законом. Очередность удовлетворения требований нескольких залогодержателей, зарегистрировавших уведомления о залоге одного и того же движимого имущества, определяется по датам и времени регистрации уведомлений. В первую очередь удовлетворяются требования залогодержателя, зарегистрировавшего уведомление о залоге движимого имущества ранее остальных. Установленная очередность залогодержателя действует в отношениях с другими кредиторами, зарегистрировавшими уведомления, с момента обращения взыскания на движимое имущество в соответствии с федеральным законом или договором при условии наличия оснований для обращения взыскания. Лицо, обращающее взыскание на движимое имущество, обязано направить извещение об этом иному лицу, зарегистрировавшему уведомление в отношении этого же имущества, не позднее, чем за 10 дней до начала обращения взыскания. Извещение должно направляться в письменной форме и содержать описание движимого имущества, а также указание на время и место проведения предполагаемых публичных торгов либо описание иного способа реализации этого имущества. Залогодержатель, уполномоченный государственный орган несет ответственность за убытки, причиненные лицам, зарегистрировавшим уведомления, вследствие неисполнения обязанности по их извещению об обращении взыскания на движимое имущество. Лица, зарегистрировавшие уведомления о залоге движимого имущества, имеют право:

  • получать извещения при обращении взыскания на движимое имущество;
  • принимать участие в реализации движимого имущества, на которое обращается взыскание;
  • в судебном порядке требовать возмещения убытков, возникших в результате изъятия или истребования из их добросовестного владения движимого имущества.

Представляется, что приведенные положения Законопроекта заранее формируют конфликт интересов между зарегистрированными и незарегистрированными залогодержателями. Причем нет оснований для обвинения в чем-либо незарегистрированных залогодержателей, учитывая, что регистрация уведомлений осуществляется лишь с согласия залогодателя.
Лицо, направляющее уведомление, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате включения в уведомление недостоверных, ошибочных сведений, в том числе при их использовании третьими лицами, а также за направление уведомления без согласия залогодателя.
Регистрационная организация обязана в порядке, предлагаемом Законопроектом, предоставлять любому заинтересованному лицу по его письменному запросу информацию из реестра уведомлений в виде выписки из реестра при условии указания в запросе одновременно имени (наименования) лица, направившего запрос, адреса его места жительства (нахождения), сведений, позволяющих идентифицировать залогодателя, иное обязанное лицо, а также движимое имущество, в отношении которого запрашивается информация. Запрос подписывается лицом, запрашивающим информацию из реестра уведомлений.
Выписка из реестра уведомлений включает в себя содержание запрашиваемых уведомлений, а также следующие сведения:

  • наличие на дату и время выдачи выписки из реестра уведомлений зарегистрированных уведомлений, в которых присутствуют залогодатель, обязанное лицо, указанные в запросе, и срок действия которых не истек;
  • регистрационный номер, дату и время регистрации каждого уведомления;
  • имеющиеся в уведомлении данные о лице, зарегистрировавшем уведомление.

Регистрационная организация обязана, согласно Законопроекту, регистрировать поступающие письменные запросы о предоставлении информации из реестра уведомлений, а также предоставить выписку из реестра уведомлений не позднее дня, следующего за днем поступления запроса. При использовании услуг связи выписка из реестра уведомлений считается предоставленной с момента ее передачи для отправления организации связи.
Таким образом, в соответствии с Законопроектом регистрационная организация обязана предоставить любому заинтересованному лицу по его письменному запросу информацию из реестра уведомлений, которая включает в себя содержание запрашиваемых уведомлений. Однако в соответствии со статьей 17 Законопроекта уведомление должно включать, в частности, следующие сведения, касающиеся залогодателя или иного обязанного лица и залогодержателя, а именно:

  • идентифицирующие залогодателя, или иное обязанное лицо и залогодержателя, или уполномоченный государственный орган, суд, указанные в уведомлении;
  • описывающие движимое имущество, на которое распространяется уведомление;
  • указывающие вид обременения движимого имущества (залог или ограничение прав на движимое имущество, возникающее в результате обращения взыскания и (или) наложения ареста на движимое имущество по решению суда или уполномоченного государственного органа), на которое распространяется уведомление;
  • указание на срок действия первоначального уведомления;
  • адрес залогодержателя, суда или уполномоченного органа, на который могут направляться извещения, предусмотренные частью 4 статьи 7 настоящего Законопроекта.

Первоначальное уведомление не должно содержать сведений о стоимости движимого имущества, а также о размере обязательства, обеспеченного залогом движимого имущества. Первоначальное уведомление сохраняет силу при передаче прав на движимое имущество, указанное в уведомлении, или при ином распоряжении в соответствии с федеральным законом или договором, даже если лицо, направляющее первоначальное уведомление, знает о таком распоряжении или дает на него свое согласие.
Очевидно, что адрес залогодержателя, фамилия, имя, отчество лица, номер его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, дата рождения являются персональными данными в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» 8. Их обработка и распространение могут осуществляться только с письменного согласия субъекта персональных данных.
Вызывает сомнение и сама идея создания системы регистрации обременений большей части движимого имущества. Как известно, число видов движимого имущества значительно превышает число видов недвижимого имущества. Соответственно, могут возникать проблемы, связанные с необходимостью учитывать особенности конкретных видов движимого имущества. Не все проблемы могут быть решены в рамках Законопроекта. В результате созданная система регистрации обременений движимого имущества окажется неповоротливой, запутанной и противоречивой.
Что же касается регистрации обременений абсолютно всего движимого имущества, то представляется, что таковая не нужна по разным причинам. Например, в силу незначн тельной стоимости некоторых видов имущества, либо при за кладе и т. п. В связи с изложенным предлагаем пересмотреть сферу действия Законопроекта в сторону ее значительного ограничения.
Полагаем также необходимым исключить из Законопро екта информацию об обременении средств на банковских сче
тах и во вкладах. В одном из предыдущих разделов настоящей работы мы уже упоминали законопроект № 249609-5 «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств», который был принят в первом чтении 21 октября 2009 г. в целях создания возможности залога средств на счетах и во вкладах. Таким образом, указанные виды движимого имущества попадают в сферу действия Законопроекта № 249609-5. При этом все операции со средствами на счетах и во вкладах составляют банковскую тайну. Именно поэтому эту информацию из Законопроекта следует исключить.
В заключение следует отметить, что предусмотренная Законопроектом система регистрации залогов предназначена для предоставления заинтересованным лицам информации о возможном наличии у третьих лиц прав на движимое имущество. Благодаря проверке предыдущих уведомлений о залоге кредиторы получат возможность принимать более обоснованные решения о кредитовании и использовании залога движимого имущества, а также избегать возможных конфликтов с залогодателями. Но, несмотря на очевидную необходимость создания системы регистрации залогов движимого имущества, Законопроект нуждается в серьезной доработке.