Заявление об установлении факта смерти ветерана вов

Содержание страницы:

Заявление об установлении факта смерти ветерана вов

Социальные учреждения г. Зеленогорска

Общественные организации

Общественный совет

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий

членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Для получения удостоверения граждане предоставляют в Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска (ул. Набережная, 60, каб 1-5) следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность;

2. Документы о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим);

3. Свидетельство о смерти;

4. Документ, подтверждающий родственное отношение к погибшему (умершему);

5. Пенсионное удостоверение либо справка о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»);

6. фотография 3 х 4 см.

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

Меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий

1. Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

2. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

3. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

4. Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

6. При наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации.

7. Первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).

8. Получение единой социальной карты Красноярского края для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии – междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории Красноярского края в порядке, установленном Правительством края.

9. Адресная материальная помощь на компенсацию расходов на оплату услуг вдовам (вдовцам), нетрудоспособным детям (если они достигли возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) либо являются инвалидами) по изготовлению и установке (замене) памятников (надгробий), благоустройству могил участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, умерших на территории Красноярского края до 12 июня 1990 года.

Право на адресную материальную помощь на компенсацию расходов на установку памятников имеют вдовы (вдовцы), нетрудоспособные дети (если они достигли возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) либо являются инвалидами) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, умерших на территории Красноярского края до 12 июня 1990 года, имеющие место жительства на территории Красноярского края.

Оказание адресной материальной помощи на компенсацию расходов на установку памятников осуществляется в размере фактических затрат, но не более 6000 рублей в течение трех лет при условии обращения заявителей (уполномоченных представителей заявителей) не позднее шести месяцев со дня оплаты услуг по изготовлению и установке (замене) памятников (надгробий), благоустройству могил.

Назначение адресной материальной помощи на компенсацию расходов на установку памятников осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании представленного заявителем или его уполномоченным представителем заявления и следующих документов:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.

2. Документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории Красноярского края, или решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Красноярского края в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность заявителя, отметки о регистрации по месту жительства на территории Красноярского края (документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории Красноярского края, представляется по собственной инициативе).*

3. Документ, подтверждающий супружеские или родственные отношения заявителя с погибшим (умершим) участником (инвалидом) Великой Отечественной войны.

4. Документ, подтверждающий статус погибшего (умершего) как участника (инвалида) Великой Отечественной войны (представляется по собственной инициативе).*

5. Свидетельство о смерти либо документ, подтверждающий факт, место и дату смерти погибшего (умершего) участника (инвалида) Великой Отечественной войны.

6. Справка, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения за выплатой адресной материальной помощи на компенсацию расходов на установку памятников нетрудоспособных детей (являющихся инвалидами) погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны).

7. Оригиналы платежных документов, подтверждающие фактическую оплату заявителем услуг по изготовлению и (или) установке (замене) памятников (надгробий), благоустройству могил.

8. Согласие на обработку персональных данных заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

9. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (представляется по собственной инициативе).*

10. Документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя заявителя и документ, подтверждающий его полномочия по представлению интересов заявителя (в случае представления документов уполномоченным представителем заявителя).

11. Информация о расчетном счете заявителя, открытом в кредитной организации.

*сведения могут быть запрошены в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Законом N 210-ФЗ

10. Ежемесячная денежная компенсация членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.

11. Компенсация расходов на установку стационарного телефона по месту жительства один раз в три года, при условии обращения не позднее шести месяцев со дня произведенной оплаты (в размере фактических расходов, но не более 3000 рублей).

После получения удостоверения для получения консультации по пенсионному законодательству необходимо обратиться в клиентскую службу отделения пенсионного фонда в городе Зеленогорске по адресу: ул. Мира, 41

Телефоны клиентской службы отделения пенсионного фонда – 92-617, 92-618

Как установить памятник участнику или ветерану ВОВ за счет государства?

Дедушка служил в красной армии с 1941 года(месяц не указан) ранен 16.09.41г. под брянском осколком мины в левое предплечье(из документов: Осколочное ранение левого предплечья с повреждением обеих костей). Результаты специального исследования от 21.12.1942г. На основании ст.9а и 53 параграф 1 расписание болезней приказа СССР 1940г. №184 признан негодным с переосвидетельствованием через 1 год.

Данных больше нет. Есть только Выписка из протокола заседания комиссии по назначению пенсии инвалидам войны от 11 июня 1947 г. признан инвалидом 3 группы.

ВТЭК от 15.06.89 г Освидетельствование повторное, группа инвалидности первая. Причина инвалидности Ранение полученное при защите СССР.

Документы подали в сентябре 2016 года, тогда сказали, что имеем право, но сумма для участника и инвалида ВОВ разная, предложили отправить документы в архивы, дабы получить большую сумму для установки памятника.

На сегодняшний день нам отказывают (правда не официально) в установке памятника. В течении года отправляли документы в разные архивы (по их словам), а сегодня сказали, что вообще не можем рассчитывать на данную льготу.

Ответы юристов (5)

Нужно в суд обращаться.

Если архивы молчат.

1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение,

изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

2. Суд рассматривает дела об установлении:

1) родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения),
брака, расторжения брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за
исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов
гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого,
указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого
лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7) факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное время и при определенных
обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в
регистрации смерти;

9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии со ст. 24 закона «О ветеранах», государство не устанавливает памятник, а возмещает расходы по его установке. Организация установки памятника — на родственниках.

Согласно пункту 38 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы», для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Получайте письменный ответ и обжалуйте

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5 «О
ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой
Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны,
ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом
пожеланий их родственников (военнослужащих — с отданием воинских
почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с
подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к
месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и
установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области
обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Приведенный Федеральный закон вступил в силу с 25.01.1995 г. и указаний на распространение его действия (либо отдельных норм) на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не содержит.
Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ введен пункт 5
Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном
деле», которым также установлено, что погребение умерших участников
Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной
войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления
умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с
подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой
Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением
(кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет
средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных
органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской
Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере,
установленных Правительством Российской Федерации для погребения
погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по
призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан,
призванных на военные сборы.
Данный Федеральный закон также не содержит указаний на распространение его действия либо отдельных его норм на правоотношения, возникшие до введение его в действие.

Другие статьи:  Приказ о алкогольной продукции

Компенсация за похороны ветерана ВОВ: компенсация и пособие на погребение, выплаты и льготы

Каждый человек может умереть, и рано или поздно его жизнь подходит к своему логическому завершению. Во всех странах мира умершего человека принято хоронить, и данная обязанность возлагается на родственников покойного. Похороны всегда характеризуются высокими расходами, и нередко пользователи нуждаются в финансовой поддержке государства.

Компенсация на похороны участника ВОВ — общие положения

Вопросы погребения и похоронного дела в нашей стране регулируются согласно с положениями ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле», действующем с 12.01.1996 года. Здесь указываются отдельные категории граждан, имеющих льготы и претендующих на финансовую поддержку от государства.

На основании действительных норм права ветераны ВОВ относятся к льготной категории граждан, и как следствие, обладают правами на получение разнообразных льгот, как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Так, в частности, согласно ФЗ-8 после смерти ветерана ВОВ его близкие могут получить небольшую финансовую поддержку на погребение и похороны.

В целом, ФЗ-8 содержит в себе ряд основных положений, среди которых:

  1. Гарантии похорон с учетом последней воли ветерана ВОВ и предпочтение членов его семьи.
  2. Гарантированная финансовая поддержка. Государство возлагает на себя обязанность по выплате пособия, которое будет использовано для погребения ветерана и положено ему по закону.
  3. Определение требований и стандартов, которыми должны обладать кладбища. В частности, разъясняются требования по содержанию мест захоронения, а также экологических и санитарных норм.
  4. Вопросы выплат пособий похоронного назначения.

Законодатель обозначает, что пособие может получить тот человек, который непосредственно занимается организацией похорон. При этом, степень родства тут учитываться не будет, и для получения денежных средств нужно будет подтвердить тот факт, что заявитель возложил на себя обязанность по погребению покойного. Нередки ситуации, когда деньги могут получить друзья или коллеги усопшего.

Когда и куда обращаться за компенсацией

Для получения компенсации похоронного назначения необходимо обратиться с письменным заявлением в одно из нижеперечисленных ведомств:

  • последнее место работы – если на момент гибели пользователь продолжал работать и выполнять определенные трудовые функции;
  • Пенсионный Фонд – если умерший находился на пенсии и сидел дома, не исполняя никаких служебных обязанностей;
  • Фонд соцзащиты – если пользователь не имел постоянного трудоустройства и не получал пенсионные выплаты.

Заявление будет принято и направлено к рассмотрению, при условии, что заявитель предоставит подтверждающую документацию и выполнит все предписания законодательства.

Документы для получения выплаты

Денежный платеж будет выплачен не ранее, чем спустя 6 месяцев с даты смерти пользователя. Родственнику, или иному гражданину, желающему получить компенсационную выплату, предстоит обратиться с соответствующим заявлением, подкрепленным определенным документальным сопровождением:

  • справка из ЗАГСа, подтверждающая факт смерти человека;
  • персональные данные заявителя (оригинал и копия паспортных данных);
  • если заявитель является родственником покойного, ему предстоит предоставить бумагу, подтверждающую наличие родственных связей с усопшим;
  • если у усопшего не было постоянного места жительства, руководством кладбища будет выдана справка, в которой будет указан номер могилы. Данную справку нужно будет предоставить заявителю в качестве подтверждения, что он принимал участие в организации похорон;
  • в случае смерти бывшего военнослужащего потребуется справка из военкомата о снятии пользователя с учета;
  • трудовая книжка покойного;
  • номер персонального банковского счета заявителя, а также ключевые банковские реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств.

Компенсация на похороны участника ВОВ от военкомата

Если покойник обладает статусом ветерана Великой Отечественной Войны, и признан как военный, то для получения компенсационных денег за погребение необходимо будет обратиться в Центр по выплате пенсий, находящийся под патронажем Министерства труда и соцзащиты граждан. Причем обращаться нужно в то подразделение, которое курирует место последнего жительства покойного.

Все вопросы, связанные с похоронами непосредственных участников ВОВ будут возложены на Военно-мемориальное учреждение, которое предоставит следующий перечень услуг:

  • оформление документации;
  • приобретение гроба и похоронных венков;
  • оплата услуг по обустройству могилы и доставки тела усопшего к месту захоронения;
  • машина-катафалк;
  • почетный караул и оркестровое сопровождение;
  • установка почетного знака или памятника;
  • затраты на кремацию и оплата места в специализированных крематориях.

Если похороны ветерана были организованы его родственниками, они по прошествии некоторого времени смогут претендовать на получение компенсации в утвержденных законом размерах. Для этого родственникам необходимо будет обратиться в письменным заявлением на получение денежных средств в районный военкомат по месту жительства покойника. К заявлению необходимо будет приложить ряд сопроводительной документации, подтверждающей проведение и организацию погребения, а также отчитаться о затратах, которые были понесены.

Отметим, что компенсация за похороны ветерана ВОВ будет производиться на основании предоставленных чеков и квитанций, потому при организации погребения ветерана ВОВ необходимо тщательно хранить всю платежную документацию.

Если какие-либо чеки предоставлены не будут, это даст возможность военкомату отказать в выплате компенсации за определенные действия по обустройству погребения.

Льготы родственникам умерших участников ВОВ

Помимо того, что на захоронение ветерана ВОВ все расходы будут покрыты за счет бюджета, с 2012 года в России действует специальное Постановление Правительства, согласно которому семья умершего может получить дополнительную выплату компенсационного характера. Чтобы получить ее, необходимо обратиться в районное управление соцзащиты, и предоставить туда вместе с заявлением документальное сопровождение в виде:

  • заявление от гражданина, являющегося организатором похоронного процесса;
  • персональная документация заявителя с указанием места регистрации, постоянного места проживания и контактных данных для связи;
  • справку о смерти ветерана;
  • документ, подтверждающий последнее место проживание усопшего;
  • если покойный осуществлял трудовую деятельность, нужно будет предоставить справку от его последнего работодателя;
  • реквизиты личного банковского счета получателя денег;
  • справку о выплате компенсации на организацию похорон. Если похоронный процесс был проведен за счет родственников, в справке должно быть указано, были ли произведены выплаты по погашению расходов семьи ветерана.

Отметим, что погребение усопшего осуществляется в специально обустроенных местах, предназначенных для захоронения покойников. При этом, если имеются какие-либо письменные распоряжения ветерана боевых действий относительно места его захоронения, они в обязательном порядке будут учтены. Кроме того, родные усопшего могут выразить пожелания относительно организации похорон и выбора места захоронения. Если их доводы будут признаны рациональными, то их обязательно примут к сведению.

Одним из обязательных моментов похоронной процесс ветерана ВОВ является отдача воинских почестей и организация почетного караула и военного оркестра. Ветерану ВОВ можно установить памятник, расходы за который, вместе с иными тратами на проведение похоронной процессии, будут возложены на Министерство обороны РФ, а также силовые ведомства, в которых служил усопший.

Если умер ветеран ВОВ, то организатор похоронной процессии получает право на единовременную выплату в сумме, равной 35 МРП, установленному на текущий год, когда ветеран умер.

Сумма всех затрат, которые были понесены родственниками ветерана на организацию похорон будет учитывать только те затраты, которые имели место на момент обращения в управление соцзащиты. При этом, нужно будет аргументировать уровень затрат, предоставив соответствующие платежные документы.

В целом, льготы родственникам умерших участников ВОВ будет складываться из таких моментов:

  1. Сумма социальной компенсации, выделенной государством на погребение ветерана ВОВ.
  2. Стоимость всех услуг, предоставленных на без оплатном основании.
  3. Расшифрованная статья всех расходов, понесенных организаторами похоронного процесса, которые были компенсированы ПФ РФ.

Предельно возможная сумма компенсации составляет 38400 рублей. Помимо этих денег также можно получить региональные выплаты ветеранам и компенсации. Так, многие российские регионы за свой счет организовывают определенную финансовую поддержку, направленную на похороны ветеранов ВОВ, постоянно проживающих тут.

Заявление об установлении факта смерти ветерана вов

В соответствии со статьей 264 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти.

Государственная регистрация смерти в судебном и внесудебном порядке

Согласно статье 64 закона «Об актах гражданского состояния» органы ЗАГС осуществляют государственную регистрацию смерти только на основании:

  • документа о смерти, выданного медицинской организацией…;
  • решения суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
  • документа, выданного компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного…

Таким образом, если вышеперечисленные документы не могут быть представлены в орган ЗАГС, последний должен отказать в государственной регистрации смерти.

Получив такой отказ органа ЗАГС, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах.

Заявитель должен представить суду:

  • письменный отказ органа ЗАГС в регистрации смерти;
  • доказательства, свидетельствующие о смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах.

Цель обращения в суд с заявлением об установлении факта смерти

Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах имеет значение при принятии наследства в установленный законом срок.

В соответствии со статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Течение сроков принятия наследства, установленных статьей 1154 ГК РФ, согласно статье 191 ГК РФ начинается на следующий день после даты открытия наследства либо после даты вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (пункт 1 статьи 1154 ГК РФ); на следующий день после даты смерти — дня, указанного в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (пункт 8 части 2 статьи 264 ГПК РФ), а если день не определен, — на следующий день после даты вступления решения суда в законную силу.. (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании).

Заявление подается по месту жительства заявителя

Согласно ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Размер госпошлины в суд

При подаче заявления по делам особого производства госпошлина определяется в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Отличия установления факта смерти и факта регистрации смерти

Установление факта смерти – установление события. Факт смерти лица устанавливается судом только в случае отказа органов ЗАГСа в регистрации смерти.

Установление факта регистрации смерти допускается в случае, если в органах ЗАГСа не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи отказано (см. образец заявления и комментарии: «Заявление об установлении факта регистрации рождения, смерти, брака, расторжения брака»

Образец заявления об установлении факта смерти

В __________ районный суд

Заявитель: ______ (наименование или Ф.И.О.)
адрес: ______, телефон: ______,
адрес электронной почты: ________

Заинтересованное лицо: ________ (наименование или Ф.И.О.)
адрес: ______, телефон: ______,
адрес электронной почты: ________

Госпошлина 300 рублей

Заявление
об установлении факта смерти

«__»_________ ___ года Сидоров Иван Иванович умер (погиб) при следующих обстоятельствах: ____________ (указать обстоятельства несчастного случая либо иные причины, повлекшие смерть лица, в отношении которого устанавливается факт).

Установление факта смерти Сидорова Ивана Ивановича в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо Заявителю для: ________________ (указать с какой целью требуется установление факта, например, для целей принятия наследства в установленный законом срок, для целей восстановления сроков принятия наследства).

Вместе с тем в связи с ____________ (указать причины отказа) Заинтересованное лицо отказало заявителю в регистрации смерти Сидорова Ивана Ивановича, что подтверждается ____________ (например, письмом от «__»________ __ г. № ___ «об отказе …»).

Самостоятельно подтвердить факт смерти Сидорова Ивана Ивановича Заявитель считает невозможным по следующим причинам: ______________ (указать причины).

Другие статьи:  Коэффициент для осаго белгород

Спор о праве отсутствует.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 8 ч. 2 ст. 264, ст. ст. 266, 267 ГПК РФ,

1. Установить факт смерти Сидорова Ивана Ивановича, 25.02.1985 года рождения
2. Обязать Заинтересованное лицо зарегистрировать факт смерти Сидорова Ивана Ивановича в определенное время и при определенных обстоятельствах.

Приложение:
1. Документы, подтверждающие отказ Заинтересованного лица зарегистрировать факт смерти.
2. Документы, подтверждающие необходимость регистрации факта смерти.
3. Копии заявления и приложенных к нему документов Заинтересованному лицу.
4. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
5. Доверенность представителя от «___»________ ___ г. N ___ (если заявление подписывается представителем Заявителя).
6. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

«___»________ ___ г. Заявитель (представитель): __________/ Подпись ____________/ (Ф.И.О.)

30 сентября 2008 года г. Архангельск

Настоящее обобщение проведено в соответствии с планом работы Ломоносовского районного суда на второе полугодие 2008 года.

Целью обобщения является: изучение особенностей рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, изучение характера требований при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, специфика доказывания и выявление ошибок в применении норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории.

Краткая характеристика дел, поступивших на обобщение:

В первом полугодии 2008 года Ломоносовским районным судом рассмотрено 58 дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том числе по категориям:

1. нахождения на иждивении – 3 дела

2. принятия наследства –15 дел

3. родственных отношений- 3 дела

4. признания отцовства — 2 дела

5. принадлежности документов – 7 дел

6. регистрации брака — 1 дело

7. иных фактов, имеющих юридическое значение (об установлении факта работы, в т. ч. в годы ВОВ, об установлении факта командировки в районах Крайнего Севера) – 27 дел.

Результаты рассмотрения гражданских дел судьями Ломоносовского районного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение, за 6 месяцев 2008 года выглядят следующим образом:

Дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов

5 1 1 6. Дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства 11 4 1 7. Дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов, из них:
— Дела об установлении факта работы в годы ВОВ 1 — Дела об установлении факта работы 1 1 1 — Дела об установлении факта нахождения в командировке в районах Крайнего Севера 1 22 Итого: 24 1 31 2 2

Все дела рассмотрены судьями Ломоносовского районного суда в установленный ч.1 ст. 154 ГПК РФ срок.

По всем изученным делам в соответствии с требованиями ст. 148 ГПК РФ проводилась подготовка к судебному разбирательству.

В кассационном порядке дела данной категории за рассматриваемый период не обжаловались.

1. Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ в порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В судебном порядке могут быть установлены любые факты, которые влекут за собой возникновение правовых последствий для заявителя. ГПК РФ приводит лишь примерный перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке. Так, в силу ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта:

1) родственных отношений;

2) нахождения на иждивении;

3) регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4) признания отцовства;

5) принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6) владения и пользования недвижимым имуществом;

7) несчастного случая;

8) смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9) принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов.

Статья 267 ГПК РФ предусматривает, что в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов. Учитывая положения указанной нормы закона, заявление об установлении юридического факта может быть принято к производству суда только в случае, если:

— этот факт порождает юридические последствия;

— установление факта не связано с последующим разрешением спора о праве;

— нет другой возможности, кроме судебной, получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

— законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.

Все перечисленные условия должны существовать в единстве. Отсутствие хотя бы одного из них исключает подведомственность дела суду общей юрисдикции.

Согласно ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Из смысла указанной нормы закона следует, что заявление об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, в т.ч. об установлении факта принятия наследства в виде недвижимого имущества, подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Так, К., зарегистрированная в Соломбальском районе г. Архангельска по адресу ул. Кемская, обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде квартиры, расположенной в г. Архангельске по ул. Шабалина 25. Требования обосновала тем, что после смерти супруга осталось наследство в виде вышеуказанной квартиры. После смерти супруга она фактически приняла наследство: оплачивает счета за квартиру, следит за ее сохранностью, проживает в квартире. Поскольку заявлены требования об установлении факта принятия наследства в виде недвижимого имущества, расположенного на территории, отнесенной к юрисдикции Ломоносовского районного суда, вышеуказанное заявление рассмотрено по существу (Дело № 2-176/08).

Анализ поступивших на обобщение дел показал, что при принятии заявлений судьи руководствовались положениями ст. 266 ГПК РФ. Вместе с тем, на стадии принятия не всегда имеется возможность правильно определить подсудность. Так, при рассмотрении дел № 2-178/08 по заявлению К. об установлении факта признания отцовства и № 2-686/08 по заявлению К. об установлении факта принятия наследства, выявилось, что они приняты с нарушением правил подсудности. В частности, К. обратился в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства, в котором указал, что проживает в г. Архангельске по ул.Дачная д. 57. Однако, в предварительном судебном заседании установлено, что заявитель К. имеет постоянную регистрацию в г. Северодвинске, а место жительства в г. Архангельске по ул.Дачная д. 57 не является его постоянным местом жительства в том смысле, который указан в ст. 20 ГК РФ. В связи с изложенными обстоятельствами, гражданское дело по заявлению К. передано на рассмотрение по подсудности в Северодвинский городской суд.

Аналогичное обстоятельство выявлено и при рассмотрении дела по заявлению К. об установлении факта принятия наследства, оставшегося после смерти брата К. в виде денежного вклада в Архангельском отделении Сбербанка РФ. Поскольку заявитель имеет постоянную регистрацию в Чувашской республике, гражданское дело по заявлению К. передано на рассмотрение по подсудности в Вурнарский районный суд Чувашской республики.

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Решение, вынесенное об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязано удовлетворять всем требованиям, предусмотренным ст. 198 ГПК РФ. В решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления – четко изложен установленный факт.

В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в порядке особого производства, судья обязан выяснять, какие лица и организации могут быть заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в судебное заседание; при необходимости требовать представления дополнительных доказательств и совершать другие действия по подготовке дела.

При рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, необходимо руководствоваться статьями 262-268 ГПК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (при применении Пленума №9 следует иметь в виду, что он не применяется на территории Российской Федерации в части разъяснения гражданского процессуального законодательства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N2).

2. Специфика доказывания и выявление ошибок в применении норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории.

Как уже отмечено выше, за первое полугодие 2008 года Ломоносовским районным судом рассмотрено 58 дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Необходимо остановиться на специфике доказывания применительно к отдельным юридическим фактам.

Дела об установлении факта родственных отношений.

Установление данного факта может иметь место для получения наследства или пенсии по случаю потери кормильца, когда отсутствуют документы, подтверждающие наличие родственных отношений между заявителем и умершим и возможность их восстановления несудебным путем отсутствует.

Ломоносовским районным судом за первое полугодие 2008 года рассмотрено 3 дела указанной категории. По делам данной категории необходимо доказать:

— наличие родственных отношений,

— цель установления данного факта,

— невозможность в ином порядке установить факт родственных отношений,

— отсутствие спора о праве.

В зависимости от того, для какой цели необходимо установление родственных отношений, определяется круг заинтересованных лиц. Например, если установление факта родственных отношений необходимо для оформления наследства, то необходимо привлекать в качестве заинтересованных лиц иных наследников лица, с кем просит установить факт родственных отношений заявитель (ст.ст. 1142 — 1145 ГК РФ).

Так, заявитель Ц. обратилась с заявлением в суд об установлении факта родственных отношений с А., приходящейся ей двоюродной тетей (двоюродная сестра ее отца П). В качестве заинтересованного лица указан П., который в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления Ц., на наследство в виде квартиры не претендовал. Решение суда об установлении факта родственных отношений между Ц. и А. будет являться основанием для оформления наследства после смерти А. (Дело № 2-228/08).

Дела об установлении факта нахождения на иждивении.

Установление данного факта имеет юридическое значение для получения наследства, назначения пенсии по случаю потери кормильца, возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. Следовательно, в предмет доказывания входят:

— установление факта получения лицом постоянной помощи от умершего, если эта помощь была основным источником существования. Здесь важны два обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования;

— наличие заработной платы, стипендии, пенсии у заявителя и ее соотношение с оказываемой помощью. Наличие заработной платы и иных доходов не исключает нахождения лица на иждивении, важно, чтобы помощь умершего была постоянным и основным источником существования;

— отсутствие возможности установить факт нахождения лица на иждивении через соответствующие органы (ЖЭК и т.д.);

— цель установления факта нахождения лица на иждивении. При этом установление факта родственных отношений зависит от той цели, которую преследует заявитель. Иждивенец имеет право на наследование в том случае, если он состоял на иждивении умершего не менее одного года до его смерти.

К необходимым доказательствам следует отнести:

справку с места жительства о том, что лицо обращалось за получением справки о нахождении на иждивении. Получение справки о том, что лицо не находилось на иждивении умершего, не исключает возможности установления факта в судебном порядке;

документы, подтверждающие нетрудоспособность лица;

справку о заработной плате, о размере стипендии, пенсии;

доказательства получения постоянной помощи со стороны умершего (свидетельские показания, корешки денежных переводов, переписка и проч.);

Другие статьи:  Налог с транспортных средств свыше 12 тонн

в зависимости от цели установления факта иждивения: доказательства родственных отношений, срок нахождения на иждивении, если этого требует закон (копия свидетельства о рождении и проч.).

Необходимо отметить, при вынесении решения по делам данной категории должны быть приняты во внимание и нормы материального права, в частности, Федерального закона «О трудовых пенсиях» и Гражданского кодекса РФ.

За первое полугодие 2008 года Ломоносовским районным судом рассмотрено 3 дела данной категории. Из них по двум делам заявления были оставлены без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, а по одному делу заявление удовлетворено.

Так, С. обратился с заявлением в суд об установлении факта нахождения на иждивении у своей матери С., которая умерла 22 октября 2007 года. Свою просьбу обосновал необходимостью получения пенсии по случаю потери кормильца. Иным путем установить данный факт не представилось возможным, поскольку ГУ-УПФ РФ в г. Архангельске отказал в установлении данного факта. В судебное заседание представителем ГУ — УПФ РФ в г.Архангельске представлен отзыв, из которого следует, что они самостоятельно не могли установить факт нахождения С. на иждивении у его матери. В случае, если суд установит факт нахождения С. на иждивении, то данное решение будет являться основанием для назначения пенсии заявителю. С. суду были представлены доказательства нахождения на иждивении у своей матери С. до ее смерти, поэтому заявление С. было удовлетворено. Решение суда об установлении факта нахождения на иждивении явилось основанием для назначения пенсии С. по случаю потери кормильца (Дело № 2-1094).

Л. обратился в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении, указав, что находился на иждивении дяди Л. до его смерти, поскольку из-за травмы ноги является инвалидом и нетрудоспособным. Установление данного факта необходимо заявителю для получения наследства. Однако заявление Л. оставлено судом без рассмотрения, поскольку согласно выводам суда Л. претендовал на обязательную долю в наследственном имуществе, а данное право в случае его оспаривания кем-либо подлежит защите в рамках искового производства. Кроме того, заявителю не было известно о том, кто, кроме него, претендует на наследство, оставшееся после смерти дяди (Дело № 2-636/08).

Дела об установлении факта регистрации брака

В предмет доказывания по данной категории дела входит:

— существование факта регистрации;

— в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами загса отказано;

— цель установления факта регистрации брака;

— отсутствие спора о праве.

Ломоносовским районным судом за первое полугодие 2008 года рассмотрено одно дело указанной категории.

Г. обратился в суд с заявлением об установлении факта регистрации брака его дедушки и бабушки, указав, что свидетельство о браке утрачено, запись акта о заключении брака между бабушкой и дедушкой в органах загса отсутствует. Установление данного факта ему необходимо для оформления наследства, открывшегося после смерти его бабушки. Заявление Г. судом удовлетворено, факт регистрации брака между его бабушкой и дедушкой судом был установлен (Дело № 2-764/08).

Дела об установлении факта признания отцовства.

По делам данной категории предметом доказывания являются:

— смерть лица, которое признавало себя отцом ребенка;

— отсутствие зарегистрированного брака между матерью ребенка и предполагаемым отцом;

— цель установления факта (получение свидетельства о праве на наследование, оформление пенсии по случаю потери кормильца и проч.);

— отсутствие спора о праве. Если такой спор возникает (например, по поводу наследственного имущества), заявление в силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ должно быть оставлено без рассмотрения и заинтересованным лицам разъясняется их право на предъявление иска на общих основаниях.

При рассмотрении дел указанной категории необходимо руководствоваться положениями ст. 50 СК РФ, в соответствии с которой в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Представляется, что в силу ч. 2 ст. 263 ГПК РФ при рассмотрении дел данной категории в обязательном порядке необходимо привлекать в качестве заинтересованных лиц и иных наследников наследодателя, поскольку установление факта признания отцовства в любом случае будет затрагивать права наследников лица, которое признавало себя отцом ребенка.

Так, в суд обратилась П., которая просила установить факт признания отцовства П. в отношении ее сына Максима, 2008 года рождения (брак между П. и П. не зарегистрирован). В порядке проведения подготовки к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц наследники первой очереди П. – его родители и законный представитель дочери А. В судебном заседании у наследников первой очереди умершего П. не возникло спора по поводу наследственного имущества, они не возражали против удовлетворения заявления П. Установление факта признания отцовства явилось основанием для выплаты пенсии по случаю потери кормильца на содержание несовершеннолетнего Максима, 2008 года рождения (Дело № 2-653/08).

Дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов

Предметом доказывания указанной категории дел являются:

— факт принадлежности документа конкретному лицу;

— документ должен быть правоустанавливающим, а не личным (не устанавливается принадлежность воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств, принадлежность к ордену и медали и т.п.);

— невозможность внесения изменения в правоустанавливающий документ органом, организацией, которые выдали данный документ;

— цель установления факта принадлежности документа;

— отсутствие спора о праве.

Из дел, поступивших на обобщение, наиболее часто встречаются случаи обращения граждан об установлении факта принадлежности трудовых книжек. Так, С. обратился с заявлением об установлении факта принадлежности трудовой книжки, указав, что в трудовой книжке его имя указано «Александр», тогда как правильным является «Алексей». В последующем имя в трудовой книжке было исправлено, однако не заверено печатью и подписью лица, сделавшего исправления. Установление данного факта необходимо С. для обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии. Решением суда заявление С. удовлетворено, факт принадлежности трудовой книжки установлен (Дело № 2-1164/08).

Дела об установлении факта принятия наследства:

По данной категории дел предметом доказывания являются:

— обстоятельства, подтверждающие, что заявитель является наследником умершего,

— принадлежность наследственного имущества наследодателю,

— факт принятия наследства.

При рассмотрении дел указанной категории необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 1152-1154 ГК РФ.

Заинтересованными лицами по делам данной категории являются иные наследники наследодателя либо: если имущество выморочное, — Мэрия города Архангельска (в отношении жилых помещений (см. ФЗ РФ «О внесении изменений в часть третью Гражданского Кодекса Российской Федерации № 281- ФЗ от 29 ноября 2007 года), либо ИФНС по городу Архангельску (в отношении иного имущества).

Для уточнения круга заинтересованных лиц необходимо при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от нотариуса наследственное дело наследодателя.

Из 15 дел по 11 делам вынесены решения об удовлетворении заявления, по 4 делам заявления оставлены без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.

Так, по делу по заявлению Л. об установлении факта принятия наследства установлено, что заявитель просит установить факт принятия наследства в виде земельного участка и половины дома после смерти сестры К. Заинтересованные лица при подаче заявления не указаны, в связи с чем при вынесении определения о подготовке привлечена ИФНС по городу Архангельску. В процессе подготовки установлено, что у умершей К. имеются иные наследники (внуки), в связи с чем определением суда они были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. В ходе судебного заседания между наследниками по праву представления – внуками и наследником второй очереди возник спор по поводу наследственного имущества, состоящего из жилого дома. В связи с изложенным обстоятельством, суд на основании ч.3 ст. 263 ГПК РФ оставил заявление без рассмотрения, предложив заявителю разрешить спор в порядке искового производства (Дело № 2-773/08).

В ряде случаев заявители просят установить факт принятия наследства в отношении недвижимого имущества, которое в установленном порядке не зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию.

Так, Р. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде 1/3 в праве общей долевой собственности на квартиру в доме №23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске. Свои требования обосновала тем, что она и ее супруг подписали договор приватизации вышеуказанной квартиры 20 июня 2005 года. Согласно заключенному договору в собственность заявителя переходит 2/3 доли в квартире, а в собственность ее супруга Г.- 1/3 доли в данной квартире. 17 октября 2007 года ее супруг Г. умер. Договор приватизации не зарегистрирован в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества (Управление Федеральной регистрационной службы по АО и НАО). Названный регистрирующий орган заявитель указала в качестве заинтересованного лица при подаче заявления. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству привлечены наследники первой очереди: сын Г. и мать Г. При рассмотрении дела в предварительном судебном заседании суд оставил заявление Р. без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, поскольку в силу положений ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (Дело № 2-310/08).

В первом полугодии 2008 года имели место случаи обращения граждан в суд за установлением иных фактов, имеющих юридическое значение. К таковым можно отнести заявление прокурора района в интересах С. об установлении факта работы С. в годы Великой Отечественной войны для получения льгот и преимуществ, предусмотренных для ветеранов ВОВ, а также возможность воспользоваться правом на получение компенсационной выплаты гражданам, пострадавшим на финансовых и фондовых рынках. Заявление оставлено судом без рассмотрения, поскольку имел место спор о праве, который связан с признанием права С. на получение мер социальной поддержки как труженика тыла и понуждением к выдаче удостоверения установленного образца (дело № 2-657/08).

За установлением факта работы с целью назначения пенсии обращались М., Р. и К. Так, К. обратился с заявлением об установлении данного факта, указав, что в трудовой книжке допущена ошибка, в связи с чем период работы в ЖБИ «Облмежколхозстроя» не будет учтен при назначении пенсии, что повлияет на размер его трудовой пенсии по старости. Данное заявление было удовлетворено, факт работы заявителя в ЖБИ «Облмежколхозстроя» установлен (Дело № 2-392/08).

Кроме того, в первом полугодии 2008 года, в связи с принятием Федерального Закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в суд поступило 23 заявления об установлении факта нахождения в командировках в районах Крайнего Севера. Из них 22 заявления были оставлены без рассмотрения в связи с тем, что установление факта нахождения в командировке в районах Крайнего Севера необходимо заявителям для перерасчета базовой части трудовой пенсии по старости. Заинтересованное лицо – ГУ-УПФ РФ в г. Архангельске оспаривало права заявителей на указанный перерасчет, поэтому, заявления об установлении данного факта были оставлены судом без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.

Анализ поступивших на обобщение дел показал, что судьи Ломоносовского районного суда в основном правильно применяют закон при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (с учетом требований ст. 265, 266 ГПК РФ). Обстоятельства, связанные с устанавливаемым фактом, выяснялись судьями достаточно всесторонне и полно. Судебные решения в целом отвечают требованиям ст. 268, 197-198 ГПК РФ.

По всем делам проводилась надлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. В необходимых случаях к участию в деле привлекались заинтересованные лица, правильно применялись нормы материального и процессуального права.

1.Результаты обобщения обсудить на учебном занятии судей совместно с помощниками судей и мировыми судьями.

2.Обратить внимание судей на более тщательное проведение подготовки дел к судебному разбирательству во избежание случаев отложения дел по причине несвоевременного привлечения заинтересованных лиц и истребования доказательств, а также на необходимость указания в мотивировочной части решения суда норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Судья Ломоносовского районного суда г. Архангельска Л.В. Кострова