Заявление о переоформлении лицензии росприроднадзор

Письмо Росприроднадзора (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) от 02 апреля 2018 г. №АС-10-02-36/6274 «О направлении информации по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направляет информацию для руководства и использования в работе, представленную в приложении.

Приложение: на 72 л.

Информация для руководства и использования в работе территориальными органами Росприроднадзора по применению положений Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 503-ФЗ)

1. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) в определение термина «сбор отходов». Так, под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, лица, осуществляющие непосредственно и исключительно транспортирование отходов, деятельность по сбору не осуществляют.

В связи с этим, в случае если соискатель лицензии/лицензиат направил в адрес территориального органа Росприроднадзора заявление на предоставление/переоформление лицензии в части исключено# сбора отходов, а также сбора и иных видов работ по обращению с отходами, при этом соискателем лицензии/лицензиатом не предполагается осуществлять/не осуществляется деятельность по сбору отходов в терминологии, определенной Законом N 503-ФЗ, то территориальный орган Росприроднадзора вручает соискателю лицензии/лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением, в части устранения несоответствия планируемого/выполняемого перечня работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, определенном ч. 8, 9 ст. 13, ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).

В случае, если соискатель лицензии/лицензиат подал в адрес территориального органа Росприроднадзора после 01.01.2018 заявление на предоставление/переоформление лицензии в области обращения с отходами I-IV классов опасности, в том числе на сбор отходов, в понятии, определенном Законом N 89-ФЗ (до вступления в силу Закона N 503-ФЗ), территориальный орган Росприроднадзора принимает решение в порядке, установленном ст. 14 Закона N 99-ФЗ.

2. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с ч. 9 ст. 18 Закона 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.

Частью 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ установлено, что в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ.

Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч. 7 и ч. 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 Закона N 99-ФЗ порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Отмечаем, что предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям ч. 1 и ч. 3 ст. 13 и ч. 3 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).

Таким образом, в случае если лицензиат намерен прекратить деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности и подает в инициативном порядке в территориальный орган заявление о переоформлении, то лицензирующий орган в соответствии со ст. 18 и ст. 19 Закона 99-ФЗ проводит внеплановую документарную проверку.

Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Учитывая, что лицензируемые виды деятельности и виды работ, составляющих лицензируемые виды деятельности, не изменены, а также учитывая положения Закона N 503-ФЗ, переоформление лицензии, в части исключения работ по сбору отходов I-IV классов опасности, не является обязанностью лицензиата.

Кроме того, учитывая положения ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, лицо, обладающее лицензией на сбор и транспортирование отходов, вправе осуществлять деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа.

При этом, лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV,# в случае намерения осуществлять деятельность по сбору отходов, в смысле, определенном Законом N 503-ФЗ, обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ.

3. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в п. 1.1. ст. 15 Закона N 99-ФЗ, согласно которому приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно статьями 13 и 18 Закона N 99-ФЗ, указываются виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

Таким образом, соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия. Пример заполнения заявления о предоставлении/переоформлении лицензии представлен в приложении.

При этом, обращаем внимание территориальных органов Росприроднадзора, что в случае если соискатель лицензии/лицензиат указывает в заявлении о предоставлении/переоформлении лицензии группы, подгруппы отходов, то здания, строения, сооружения, помещения, оборудования, транспортные средства и иное имущество, используемые для заявленных видов работ, должны иметь возможность осуществления заявленных видов работ для всех видов отходов с указанным классом опасности, входящим в группу, подгруппу (например: лицензиат намерен осуществлять обезвреживание отходов III класса опасности, входящих в группу «растворы буровые при бурении нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин отработанные» с кодом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее — ФККО) 2 91 110 00 00 0. При этом в группу с кодом ФККО 2 91 110 00 00 0 включено три вида отходов «растворы буровые на углеводородной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, отработанные умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 111 12 39 3, «растворы буровые глинистые на водной основе с добавлением биоразлагаемых полимеров отработанные при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 114 11 39 3, «растворы буровые с добавлением реагентов на основе фенола и его производных, отработанные при проходке разрезов с соляно-купольной тектоникой, умеренно опасные» с кодом ФККО 2 91 115 41 39 3. Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора обязан проверить возможность использования заявленного оборудования по обезвреживанию всех видов отходов III класса опасности, входящих в соответствующую группу отходов).

Другие статьи:  Готовые жалоба

4. Законом N 503-ФЗ конкретизирован п. 2 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, в части осуществления деятельности по обезвреживанию и (или) размещению отходов несколькими хозяйствующими субъектами на одном объекте.

Так, хозяйствующий субъект не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (все виды работ или каждый в отдельности), в случае если на конкретном объекте обезвреживания и (или) размещению отходов уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов другим хозяйствующим субъектом, имеющим лицензию на указанную деятельность.

5. Подпунктом «б» п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ установлены требования к содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальные схемы).

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 503-ФЗ положения п. 3 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ применяются при первой корректировке территориальных схем после дня вступления в силу Закона N 503-ФЗ, но не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом требования, определенные ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ, должны быть отражены в откорректированных территориальных схемах, подлежащих общественным обсуждениям.

Подпунктом «в» п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ. Так, п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ изложен в следующей редакции: «Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Учитывая изложенное, с 31.12.2017 территориальные схемы не подлежат согласованию с территориальными органами Росприроднадзора.

Также с учетом п. 8 ст. 1 Закона N 503-ФЗ региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами Росприроднадзора.

Одновременно Росприроднадзор сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1310 «Об образовании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления» утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления, которая рассматривает, в том числе предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по корректировке территориальных схем, а также разработке межрегиональных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

6. Пунктом 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, определяющие требования по исполнению расширенной ответственности производителей.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Таким образом, Законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р (далее — Перечень N 2970-р), который состоит из двух разделов: Раздел I. Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств; Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

В силу положений п. 4.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. При этом, Перечень N 2970-р содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными к группам товаров.

Таким образом, норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в столбце «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» (например, норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 2 «Ковры и ковровые изделия», Группу N 3 «Спецодежда», Группу N 4 «Одежда верхняя прочая», Группу N 5 «Белье нательное», Группу N 6 «Одежда прочая и аксессуары», Группу N 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие», Группу N 54 «Упаковка из текстильных материалов»; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 9 «Тара деревянная» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 53 «Упаковка деревянная и пробковая»; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 11 «Мешки и сумки бумажные» Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая», Группу N 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона», Группу N 14 «Принадлежности канцелярские бумажные», Группу N 16 «Издательская продукция печатная», Группу N 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р (далее — Распоряжение N 2791-р), которое содержит 46 групп товаров, а также 8 групп упаковки товаров, подлежащих утилизации. Распоряжение N 2971-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

При этом, предоставление отчетных документов в 2018 году по исполнению обязанности по утилизации отходов от использования товаров импортерами и производителями товаров за 2017 год осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Кроме того, ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ дополнена п. 1.1, 1.2, положениями которых определено, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации.

В силу положений п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ или услуг, организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Подпунктом «ж» п. 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Таким образом, учитывая требования п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ исполнение норматива утилизации предусмотрено путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности. В случае заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов V класса опасности, требование о наличии лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности не применимо.

Другие статьи:  Фнс образец заявления на вычет

В случае выявления фактов исполнения импортерами и производителями товаров, упаковки товаров, норматива утилизации, путем передачи отходов в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания отходов, территориальным органам Росприроднадзора необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в случае создания производителями товаров, импортерами товаров ассоциации (союза) в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация) производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В силу положений п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, импортеры и производители товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать исключительно выполнение нормативов утилизации, уплата экологического сбора осуществляется непосредственно самими импортерами, либо производителями товаров.

В соответствии с п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Согласно п. 9.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными п. 4 и 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, — в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном п. 16 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ.

Необходимо отметить, что подтверждение выполнения нормативов утилизации возможно после проведения Росприроднадзором и его территориальными органами проверки достоверности и полноты сведений, указанных в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за отчетный год, в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год, а также в договорах, предусмотренных п. 4, 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации, в актах утилизации отходов от использования товаров, утвержденных в порядке, установленном п. 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, в сроки, определенные п. 13 Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342, п. 16 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

7. В соответствии с п. 8 ст. 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Перечень N 1589-р).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Распоряжение N 1589-р) вступило в силу с 01.01.2018 года, за исключением пунктов 68-182 перечня, утвержденного данным распоряжением.

Пункты 68-109 Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2019 г.

Пункты 110-182 Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2021 г.

При предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, необходимо руководствоваться, в том числе Перечнем N 1589-р, учитывая поэтапное вступление в силу пунктов Перечня N 1589-р.

При этом, в случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом п. 2 Распоряжения N 1589-р, необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. В силу подпункта «б» п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, с учетом положений подпункта «б» п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ, ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также позиции Росприроднадзора, изложенной в письме от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591, и доведенной до территориальных органов Росприроднадзора, в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также лица, не являющиеся операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождены от платы за размещение твердых коммунальных отходов.

Росприроднадзор обращает внимание, что разъяснения о зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду и формы заявлений и решений во исполнение Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, направлялись Росприроднадзором в адрес территориальных органов Росприроднадзора письмами от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194 и от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 (копии писем прилагаются).

При этом следует учитывать, что территориальные органы Росприроднадзора несут ответственность за осуществление зачетов или возвратов сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду территориальные органы Росприроднадзора должны использовать предусмотренную в таких случаях процедуру сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Кроме того, принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей должно осуществляться исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей (приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370).

При возникновении сомнений в обоснованности информации, приведенной хозяйствующим субъектом в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных платежей, комиссия вправе принять решение об отказе в возврате платежей и уведомить хозяйствующий субъект о возможности оформления возврата денежных средств по исполнительному документу.

Обзор документа

Росприроднадзором подготовлены разъяснения в связи изменениями в законодательстве об отходах производства и потребления.

Так, разъяснен порядок предоставления (переоформления) лицензий в связи с корректировкой понятия «сбор отходов». Под сбором отходов теперь понимается прием отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Лица, осуществляющие непосредственно и исключительно транспортирование отходов, деятельность по сбору не ведут.

Переоформлять лицензию в части исключения работ по сбору отходов I-IV классов опасности не обязательно. Лицо, имеющее лицензию на сбор и транспортирование отходов, вправе вести деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа. При этом лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в случае намерения вести деятельность по сбору отходов обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности.

Другие статьи:  Как заверить доверенность в управляющей компании

Соискатель лицензии вправе подавать заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах.

Также даны разъяснения по вопросам ведения деятельности по обезвреживанию и (или) размещению отходов несколькими хозяйствующими субъектами на одном объекте; разработки и согласования территориальных схем обращения с отходами; выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров; запрета захоронения отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации; взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правомерен ли отказ Росприроднадзора в переоформлении лицензии?

Предмет спора: о признании недействительным решения административного органа об отказе в переоформлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

Решение суда: Решением суда от 07.11.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Суд признал недействительным решение от 11.04.2016 № 0622-П об отказе в переоформлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, обязав Управление принять решение о переоформлении лицензии по заявлению от 25.02.2016 о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности в течение 10 дней с момента вынесения решения суда.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 решение суда оставлено без изменения.

Суть спора: Общество обратилось в адрес административного органа с заявлением о переоформлением лицензии на деятельность по размещению и обезвреживанию отходов 4 классов опасности в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Административным органом принято решение об отказе в переоформлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов.

Фабула дела:
Основаниями для отказа послужили следующие обстоятельства:

1. Отсутствие у общества «Вториндустрия» принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям:

— общая вместимость полигона ТБО, переданного по договору аренды от 01.09.2014 № 24А (2 074 000 куб. м), не соответствует вместимости, предусмотренной проектом «Полигон ТБО в Северной промзоне г. Стерлитамака» (1037000 куб. м), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы;

2. Отсутствие у общества «Вториндустрия» принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям:

— согласно заключению № 6 по результатам проведения геодезических и маркшейдерских работ фактические параметры объекта размещения отходов превышают проектные – площадь дневной поверхности (по бровке котлована); объем размещенных отходов выше бровки котлована. Объект переполнен и его дальнейшая эксплуатация противоречит установленным требованиям. Общество «Вториндустрия» эксплуатирует полигон в Северной промзоне г. Стерлитамака с отклонением от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Правовое обоснование:
Для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 19 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в ч. 7 ст. 14 Закона, п. 2 которой предусмотрено такое основание отказа в предоставлении лицензии как установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение № 1062).

В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Согласно ч. 3.1. ст. 23 указанного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

С учетом того, что на момент подачи заявления о переоформлении лицензии заявитель обладал лицензией серии 02 № 00115 на размещение (хранение) отходов 4 классов опасности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления в переоформлении лицензии в связи изменением выполняемых обществом работ приведет к нарушению комплекса прав общества «Вториндустрия» на осуществление предпринимательской деятельности.

Поскольку оспариваемое решение Управления не соответствует положениям действующего законодательства и создает обществу препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания ненормативного акта недействительным.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

РОСПРИРОДНАДЗОР

Мы ответственны по своей природе

Приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 (вступает в силу 05.06.2016) утверждены новые формы документов, используемых в процессе лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Просьба к природопользователям учитывать данные изменения при подаче документов в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан.

Ниже прикреплены файлы приказа Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», а также следующих новых форм документов в формате word:

Приложение 1 форма заявления о предоставлении лицензии.

Приложение 2 форма заявления о переоформлении лицензии.

Приложение 3 форма заявления о предоставлении дубликата.

Приложение 4 форма заявления о предоставлении копии.

Приложение 5 форма заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Отдел государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления

Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура

Разъяснение по вопросу необходимости переоформления лицензий в целях осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

В целях упорядочивания ведения предпринимательской деятельности по обращению с отходами разъясняем, что в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) внесено изменение в понятие «сбора отходов».

С 31.12.2017 под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, т.е. подготовки и использования отходов для производства товаров (продукции), включая повторное применение отходов, либо размещения (хранения или захоронения) отходов, т.е. их складирования в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев либо изоляции отходов. Сбором в старом понимании теперь является накопление отходов, лицензирования не требующее.

Если ранее сбор отходов предшествовал их транспортированию к месту утилизации или размещения, то теперь сбор отходов осуществляется организациями перед последующей их обработкой, утилизацией и т.д.

То есть, сбор отходов осуществляется предприятиями, имеющими объекты переработки и размещения отходов. Лица, осуществляющие транспортирование отходов, деятельность по сбору как таковую не осуществляют.

Для переоформления лицензии предприятию необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением.

В случае, если предприятию была выдана лицензия на сбор и транспортирование отходов, а новых видов работ не планируется, переоформление такой лицензии не требуется.

И напротив, если хозяйствующим субъектом планируется осуществлять деятельность по утилизации или размещению отходов, ему необходимо получить (переоформить) лицензию на сбор отходов, предшествующий утилизации или размещению, в предусмотренном ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядке.