Высший арбитражный суд порядок формирования

9.6 Высший Арбитражный суд РФ

Возглавляет систему арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

1) рассматривает в первой инстанции: —

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; —

дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих за- кону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК). 2)

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; 3)

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 4)

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; 5)

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; 6)

изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; 7)

разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 8)

ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; 9)

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; 10)

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации; 11)

решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; 12)

по вопросам, которые находятся в ведении арбитражных судов, обладает правом законодательной инициативы; 13)

по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними принимает обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации регламент; 14)

по окончании календарного года получает от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации доклад о деятельности последнего за год (ч.

15) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими законами.

Высший Арбитражный Суд РФ образовывается в составе председателя, заместителей председателя и членов Высшего Арбитражного суда РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заместители председателя (другие судьи) Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность также Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении (с учетом мнения) Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

9.6.2 Структура Высшего Арбитражного Суда РФ. Порядок работы структурных подразделений

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из: —

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, —

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, —

Судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ; —

аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ.

Помимо того при Высшем Арбитражном Суде РФ функционирует Научно-консультативный совет.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: —

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; —

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

16.4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Порядок формирования Высшего Арбитражного Суда РФ, требования, предъявляемые к его судьям, в общем, такие же, как и те, что присущи формированию Верховного Суда РФ.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ; они должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее 10 лет.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят:

а) федеральные арбитражные суды округов. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ. В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов (Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Западно-Сибирского округа и др.);

б) арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г .*, Арбитражным процессуальным кодексом РФ ( 1995 г .**) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

*СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

**СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела:

а) в качестве суда первой инстанции (о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, палат парламента РФ Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономических споров между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ);

б) в порядке надзора (по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ);

в) по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ ведет судебную статистику, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

межгосударственными соглашениями и международными договорами иных споров. В связи с этим (ст. 371 ТК) предусмотрено, что Высший Арбитражный Суд Российской . Федерации рассматривает дела о продлении сроков, установленных для обжалования.

В ч. 2 ст. 187 АПК говорится о форме судебного акта, который выносит. Президиум, порядке и сроках его направления лицам, участвующим в деле. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам.

суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу. соответствующего суда (см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда . Российской Федерации от 24.05.95 N 20).

Порядок рассмотрения протеста. Статья 187. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру дел в порядке надзора.

и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 24 АПК), то решение. о коллегиальном рассмотрении дела может принять и Председатель Высшего Арбитражного . Суда Российской Федерации , Учитывая значимость таких споров, логично предположить

силу решение, постановление приостановление исполнения этих судебных актов. теряет силу с вынесением постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда . Российской Федерации об их отмене.

Правосудие по экономическим спорам могут осуществлять только суды , указанные. в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации » (ФКЗоАС): Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , федеральный арбитражный .

Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации . N 12/12 от 18 августа 1992 г . «О некоторых … 50 ГК), не во всех случаях могут обратиться с иском в арбитражный суд , а только. тогда, когда спор с их участием носит.

служат указания Всесоюзного научно-исследовательского института судебных экспертиз. под наименованием «Возможности судебно -товароведческой экспертизы», рекомендованные. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации для использования в практической.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия — Алания

Порядок формирования и работы Президиума Арбитражного суда РСО-Алания

Порядок формирования и работы Президиума Арбитражного суда РСО-Алания

Порядок формирования и работы Президиума Арбитражного суда РСО-Алания определяется ст.ст. 37-39 Федерального Конституционного закона от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации»

Статья 37. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации

  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
  • Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.
Другие статьи:  Приказ 925 мо рф

Статья 38. Полномочия президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

  • утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  • рассматривает вопросы судебной практики.

Статья 39. Порядок работы президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации

  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается председателем этого суда по мере необходимости.
  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.
  • Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Высший арбитражный суд порядок формирования

Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными суда осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъясню по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся в соответствии с Законом судьей, осуществляющим многие другие полномочия:

  • организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
  • созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их ведению;
  • осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;
  • распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного суда РФ;
  • формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебных составов данного суда;
  • вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;
  • представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  • осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и , распоряжения по вопросу организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного суда РФ являются судьями и также вправе председательствовать в заседаниях Суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя высшего Арбитражного суда РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.

Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:

  • рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
  • рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучение и обобщение практики применения арбитражными Зудами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
  • осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
  • решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
  • осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает Регламент, обязательный для всех арбитражных судов.

Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого суда по представлению его Председателя. Они возглавляются председателями судебных коллегий, являющимися заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В случае необходимости Председатель суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях высшего Арбитражного Суда РФ образуются., судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного суда.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:

  • Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого
  • арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Генерального прокурора РФ—на решения любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела.

Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного суда. По решению Пленума высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного суда.

В заседаниях Президиума суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем суда по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Пленум действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный ^ прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
  • решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов договоров;
  • избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей данного суда;
  • утверждает по представлению Председателя данного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. РФ;
  • утверждает в порядке, предусмотренным Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
  • утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума арбитражного суда среднего звена;
  • утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей арбитражного суда основного звена, входящих в состав президиума этого суда;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент арбитражных судов;
  • решает в соответствии с Законом об арбитражных судах другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
Другие статьи:  Как начисляется пособие по уходу за вторым ребенком до 15 лет 2019

По вопросам, относящимся к своему ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов.

Пленум созывается Председателем суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума, избираемым из его членов. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ уведомляются не позднее чем за 15 дней до заседания.

Заседания Пленума проводятся, как правило, в соответствии с планом работы Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде: обзоров (обобщений) арбитражной практики; проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности арбитражного суда.

Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели арбитражных судов. К подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления; Пленума.

Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее чём за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении материалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

Высший Арбитражный Суд РФ на основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Высший Арбитражный Суд РФ выпускает «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

2016-АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС -СТУДЕНТУ / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС -ЛИТЕРАТУРА / Порядок формирования состава арбитражного суда

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 48″О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

Документ предоставлен КонсультантПлюсДата сохранения: 04.08.2014

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 48«О внесении изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

Пленум ВАС РФ разъяснил порядок формирования состава арбитражного суда

Сообщается, в частности, что в целях исключения влияния кого бы то ни было на осуществление судьей его полномочий для формирования состава суда применяется автоматизированная информационная система, позволяющая определить путем случайной выборки состав суда для рассмотрения конкретного дела. Иные способы, применяемые в арбитражном суде для формирования состава суда и обеспечивающие соблюдение требований АПК РФ, могут быть использованы при отсутствии в суде автоматизированной информационной системы распределения дел.

Положение о неизменности одного и того же состава суда, установленное АПК РФ, распространяется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу и принятия решения. При коллегиальном рассмотрении дела данное положение относится как к председательствующему в судебном заседании, так и к другим судьям, входящим в состав суда, рассматривающего дело, при этом правило о неизменности состава суда в отношении других судей, входящих в данный состав суда, действует со дня первого судебного заседания по делу, для рассмотрения которого они назначены.

Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, отдельных вопросов, возникающих на стадии исполнительного производства (например, заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта), по общему правилу осуществляется тем же составом суда, которым принят соответствующий судебный акт.

Дело, переданное на рассмотрение другому составу суда, подлежит рассмотрению этим судьей или составом суда независимо от того, что впоследствии отпали обстоятельства, послужившие основанием для такой замены. Дело не возвращается судье или составу суда, которому оно было распределено первоначально.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 июля 2014 г. N 48

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17.02.2011 N 12 «О НЕКОТОРЫХ

ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 27.07.2010 N 228-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В целях обеспечения права лиц, участвующих в деле, на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и в связи с вопросами, возникающими у арбитражных судов относительно правил формирования состава суда, необходимостью выработки единообразных подходов к их решению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дополнить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» после раздела «Общие и переходные положения» разделом «Формирование состава суда» следующего содержания:

«Формирование состава суда

3.1. Согласно части 1 статьи 18 АПК РФ состав суда для рассмотрения конкретного дела, в том числе с участием арбитражных заседателей, формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Независимость и беспристрастность суда (часть 2 статьи 5 Кодекса) обеспечивается в том числе порядком формирования состава суда, включая основания и порядок замены судьи (части 2 — 5 статьи 18 АПК РФ).

С учетом этого в целях исключения влияния кого бы то ни было на осуществление судьей его полномочий для формирования состава суда применяется автоматизированная информационная система, позволяющая определить путем случайной выборки состав суда для рассмотрения конкретного дела. Иные способы, применяемые в арбитражном суде для формирования состава суда и обеспечивающие соблюдение требований части 1 статьи 18 АПК РФ, могут быть использованы при отсутствии в суде автоматизированной информационной системы распределения дел.

Правила формирования состава суда, установленные частью 1 статьи 18 АПК РФ, применяются также при осуществлении замены судьи. При наличии соответствующего программного обеспечения для этих целей может быть использована автоматизированная информационная система.

3.2. Положение о неизменности одного и того же состава суда, установленное частью 2 статьи 18 АПК РФ, распространяется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу и принятия решения.

Арбитражным судам необходимо учитывать, что при коллегиальном рассмотрении дела данное положение относится как к председательствующему в судебном заседании, так и к другим судьям, входящим в состав суда, рассматривающий дело, при этом правило о неизменности состава суда в отношении других судей, входящих в данный состав суда, действует со дня первого судебного заседания по делу, для рассмотрения которого они назначены.

Другие статьи:  Электросталь ленина 23 нотариус

Если при формировании состава суда посредством применения автоматизированной информационной системы произошла техническая ошибка (сбой), которая выявлена до принятия искового заявления (заявления) к производству, формирование состава суда посредством применения автоматизированной информационной системы производится заново, при этом основания для замены судьи отсутствуют.

3.3. Арбитражным судам следует иметь в виду, что рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, отдельных вопросов, возникающих на стадии исполнительного производства (например, заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта), по общему правилу осуществляется тем же составом суда, которым принят соответствующий судебный акт. Если рассмотрение такого заявления прежним составом суда (с учетом возможности замены одного или двух судей при коллегиальном рассмотрении дела в случае выявления оснований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ) невозможно, состав суда, полномочный рассматривать соответствующее заявление, формируется заново на основании положений части 1 статьи 18 Кодекса и пункта 3.1 настоящего постановления.

3.4. Арбитражным судам необходимо учитывать, что при передаче дела в порядке, установленном статьей 130 АПК РФ, в рамках объединения дел в одно производство судье, который ранее других принял исковое заявление (заявление) к производству, замены судьи не происходит.

При выделении требований в отдельное производство в случае и порядке, предусмотренных статьей 130 АПК РФ, рассмотрение выделенного требования осуществляется тем же составом суда.

3.5. В случае если в апелляционной (кассационной) жалобе приведены доводы о нарушении порядка формирования состава суда, например, указывающие на обстоятельства, подтверждающие влияние на его формирование, и суд апелляционной (кассационной) инстанции установит данные обстоятельства при рассмотрении такой жалобы, соответствующий судебный акт отменяется судом на основании пункта 1 части 4 статьи 270, пункта 1 части 4 статьи 288 АПК РФ.

3.6. На период временного отсутствия судьи судебное разбирательство может быть отложено (статья 158 Кодекса) либо может быть произведена замена судьи (одного из судей) на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ.

Отложение судебного разбирательства либо замена судьи производятся арбитражным судом в каждом случае с учетом предполагаемой длительности отсутствия судьи и недопустимости нарушения права лиц, участвующих в деле, на судебную защиту в установленный законом срок или в срок, разумный для конкретного дела.

При этом судам необходимо исходить из того, что по общему правилу судебное разбирательство может быть отложено на срок до одного месяца (часть 7 статьи 158 АПК РФ); в случае, если предполагается значительно более длительное отсутствие судьи, производится его замена. Вместе с тем при решении вопроса о возможности отложения судебного разбирательства по делам, в отношении которых Кодексом предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения, замена судьи может быть произведена и в случае его предполагаемого отсутствия на меньший период времени.

Отложение судебного разбирательства в порядке, установленном абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ, производится в случае, если на момент выявления оснований для отложения судебного разбирательства совершение данного процессуального действия на основании части 5 статьи 18 Кодекса исходя из действующего в арбитражном суде порядка, определяющего взаимозаменяемость судей, невозможно. Такое отложение может производиться без проведения судебного заседания с вынесением соответствующего определения, которое направляется лицам, участвующим в деле, с учетом положений частей 1, 3 статьи 121 Кодекса.

3.7. Основания для замены судьи или одного из судей, арбитражных заседателей, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ, согласно статье 185 АПК РФ должны быть указаны в определении, выносимом по вопросу о замене судьи или состава суда, рассматривающего дело; такое определение выносится председателем судебного состава (председателем судебной коллегии, председателем арбитражного суда) без проведения судебного заседания.

Если замена в составе суда, рассматривающем дело, произведена без наличия на то установленных процессуальным законодательством оснований, то сформированный подобным образом состав суда должен быть признан сформированным с нарушением статьи 18 Кодекса, т.е. незаконным, что в любом случае влечет отмену принятого им судебного акта (пункт 1 части 4 статьи 270 и пункт 1 части 4 статьи 288 АПК РФ).

3.8. Из содержания положений частей 2 и 3 статьи 18 АПК РФ следует, что дело, переданное на рассмотрение другому составу суда, подлежит рассмотрению этим судьей или составом суда независимо от того, что впоследствии отпали обстоятельства, послужившие основанием для такой замены; дело не возвращается судье или составу суда, которому оно было распределено первоначально в соответствии с частью 1 статьи 18 АПК РФ.

3.9. Перевод судьи, входящего в состав суда, рассматривающий дело, в другой судебный состав или судебную коллегию не является по смыслу частей 3 и 4 статьи 18 АПК РФ основанием для его замены; в этом случае дело подлежит рассмотрению составом суда, которым начато его рассмотрение.

3.10. В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ в случае замены судьи или состава суда в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала. Вместе с тем судья, принявший дело к своему рассмотрению после произведенной замены, вправе по своему усмотрению совершить те или иные действия, названные в статье 135 АПК РФ, если таковые требуются для правильного и своевременного рассмотрения дела.

3.11. Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ к процессуальным действиям, совершение которых одним судьей вместо другого судьи может быть произведено в случаях, не терпящих отлагательства, относится принятие искового заявления или заявления. Следовательно, к таким действиям относятся также процессуальные действия, связанные с оставлением искового заявления или заявления без движения либо его возвращением.

Наряду с прямо предусмотренными частью 5 статьи 18 АПК РФ действиями в порядке взаимозаменяемости исходя из действующего в арбитражном суде порядка, определяющего взаимозаменяемость судей, могут быть совершены и другие не терпящие отлагательства действия, направленные на решение процессуально-правовых вопросов, не связанных непосредственно с разрешением спора по существу, например: рассмотрение ходатайства об отмене обеспечения иска (статья 97 АПК РФ), решение вопроса о возобновлении производства по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление (статья 146 АПК РФ), вынесение определения по результатам рассмотрения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (части 2 и 5 статьи 153.1 АПК РФ), о принятии или об отклонении замечаний на протокол (часть 8 статьи 155 АПК РФ).

В определении о совершении соответствующего процессуального действия указывается, что судья действует в порядке взаимозаменяемости.

3.12. При применении положений части 5 статьи 170 и частей 1 и 2 статьи 178 АПК РФ, предусматривающих возможность принятия дополнительного решения для устранения нарушения требований о содержании решения, частей 1 и 3 статьи 179 АПК РФ, предусматривающих возможность разъяснения решения принявшим это решение арбитражным судом, а также возможность исправления описок, опечаток, арифметических ошибок в судебном решении без изменения содержания принятого решения, арбитражным судам следует иметь в виду, что совершение указанных процессуальных действий осуществляется тем же составом суда, которым было рассмотрено дело и принят судебный акт по существу спора.

Если при осуществлении процессуальных действий, указанных в статьях 178 и 179 АПК РФ, возникли обстоятельства, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ, производится замена судьи. При этом положение части 5 статьи 18 Кодекса об осуществлении судебного разбирательства с самого начала не применяется, так как решение по делу уже принято.

3.13. При направлении дела на новое рассмотрение дело по общему правилу рассматривается тем же составом суда, который рассматривал его ранее, за исключением случая, если арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ указал на иной состав суда.

Данное указание распространяется только на тот суд, в который дело направлено на новое рассмотрение. В этом случае состав суда формируется в соответствии с положениями части 1 статьи 18 Кодекса и пункта 3.1 настоящего постановления.

Таким же образом состав суда формируется, если соответствующее указание отсутствует, но невозможно рассмотрение дела после направления его на новое рассмотрение прежним составом суда (с учетом возможности замены одного или двух судей при коллегиальном рассмотрении дела в случае выявления оснований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ).

3.14. По смыслу положений статьи 18 АПК РФ об основаниях для замены судьи, арбитражного заседателя или одного из судей, арбитражных заседателей в случае гибели (смерти) судьи до окончания рассмотрения дела по существу должна быть произведена замена судьи, в том числе тогда, когда уже объявлена и подписана резолютивная часть решения по рассмотренному им (с его участием) делу. При этом положение части 5 статьи 18 Кодекса об осуществлении судебного разбирательства с самого начала не применяется, так как решение по делу уже принято.

3.15. Рассмотрение дела арбитражным судом в коллегиальном составе в случае, если Кодексом предусмотрено единоличное рассмотрение такого дела, не влечет отмену принятого по итогам рассмотрения дела судебного акта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 270 и пунктом 1 части 4 статьи 288 АПК РФ, так как коллегиальное рассмотрение дела в названном случае само по себе не нарушает права заявителя.

3.16. В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 17 АПК РФ при коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании. В связи с тем, что функцией председательствующего наделяется один из судей сформированного для рассмотрения конкретного дела состава суда, передача этой функции другому судье этого же состава суда не меняет состав суда, рассматривающий дело, и, соответственно, в любом случае не может впоследствии привести к признанию того, что суд рассмотрел дело в незаконном составе.».