Высшая квалификационная коллегия судей российской федерации полномочия

Глава II. Полномочия квалификационных коллегий судей (ст.ст. 17 — 20)

Глава II.
Полномочия квалификационных коллегий судей

См. Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ (принят в новой редакции постановлением V Всероссийского съезда судей 29 ноября 2000 г.)

См. Разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 23 января 2004 г. касающиеся назначения на должность, квалификационной аттестации судей

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правовые основы

Правовая платформа

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ — Статья 19 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

14 марта 2002 года N 30-ФЗ

ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 96-ФЗ, от 14.08.2004 N 100-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 17.07.2009 № 157-ФЗ, от 24.07.2009 № 210-ФЗ, от 09.11.2009 № 246-ФЗ, от 28.11.2009 № 296-ФЗ, от 08.12.2010 № 346-ФЗ, с изм. внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 45-О)

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

( пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 274-ФЗ)

2) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

( в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 № 157-ФЗ, от 09.11.2009 № 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации

Впервые квалификационные коллегии судей были созданы и действовали в соответствии с ранее упомянутым Законом СССР «О статусе судей в СССР» и принятыми в его развитие Верховным Советом СССР 2 ноября 1989 г. Положением о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР и Положением о квалификационной аттестации судей.

В настоящее время квалификационные коллегии судей действуют на основании Закона об органах судейского сообщества и Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г.

Важной новеллой вышеуказанного Закона было введение в состав коллегии представителей общественности – лиц, которые не наделены государственно-властными полномочиями. Это стало одной из гарантий самостоятельности и независимости самой квалификационной коллегии, фактором, повышающим авторитет коллегии как органа судейского сообщества, работающего под общественным контролем. Представляется, что существующий порядок формирования квалификационной коллегии судей оптимален, поскольку базируется на принципе независимости судебной власти и органов судейского сообщества, обеспечивает учет общественных интересов, способствует выполнению стоящих перед коллегиями задач и принятию ими законных и обоснованных решений.

В соответствии со ст. 11 Закона об органах судейского сообщества квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов в следующем порядке. Члены этой Коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства:

  • – от судей Верховного Суда РФ – четыре судьи;
  • – от судей арбитражных судов округов – два судьи;
  • – от судей арбитражных апелляционных судов – два судьи;
  • – от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и судов автономных округов – четыре судьи;
  • – от судей арбитражных судов субъектов РФ – три судьи;
  • – от судей окружных (флотских) военных судов – три судьи.

Десять членов Коллегии – представители общественности, которые назначаются Советом Федерации, а один член Коллегии – представитель Президента РФ назначается Президентом РФ.

Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

Статья 17 Закона об органах судейского сообщества закрепляет порядок формирования квалификационных коллегий судей субъекта РФ в составе 13 судей судов всех видов и уровней, семи представителей общественности; одного представителя Президента РФ.

В субъектах РФ, в которых общая численность судей судов, указанных в абз. втором – шестом п. 4 ст. 17, менее 30, квалификационная коллегия судей формируется в количестве 11 членов коллегии по следующим нормам представительства, из которых восемь судей различных судов; два представителя общественности; один представитель Президента РФ.

Если в субъекте РФ не образованы верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, арбитражный суд субъекта РФ, конституционный (уставной) суд субъекта РФ, не действуют мировые судьи, отсутствуют гарнизонные военные суды, то квалификационная коллегия судей данного субъекта РФ формируется без участия представителей судей этих судов.

Отдельно в п. 5 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества закреплен порядок формирования квалификационной коллегии судей Ленинградской области, с учетом того, что судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области избираются в состав квалификационной коллегии судей и других органов судейского сообщества Санкт- Петербурга.

Судьи в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, определяемом этой конференцией.

Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ вместо выбывших в период между конференциями производится советом судей субъекта РФ.

Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Другие статьи:  Образец приказ на создание резерва по сомнительным долгам образец

Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – соответствующим советом судей.

Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, состоящие на государственной службе РФ.

Представитель общественности, представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей при осуществлении полномочий члена квалификационной коллегии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей – представителя общественности по решению соответственно Совета Федерации Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационной коллегии судей.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей – представителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Президентом РФ.

Определяя статус квалификационных коллегий судей, федеральный закон наделяет их широкими полномочиями (гл. II Закона об органах судейского сообщества).

Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

  • – рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ и представляет Президенту РФ свои заключения;
  • – рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ – председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ (далее – заместители Председателя Верховного Суда РФ), председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • – рассматривает предложения Председателя Верховного Суда РФ, касающиеся представления Президенту РФ кандидатур судей Верховного Суда РФ для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда РФ, и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • – проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
  • – объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
  • – приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ и их заместителей;
  • – осуществляет квалификационную аттестацию, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ и арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
  • – дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов;
  • – налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ за совершение ими дисциплинарного проступка;
  • – утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
  • – рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
  • – рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
  • – знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;
  • – принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;
  • – осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3.

В соответствии со ст. 19 Закона об органах судейского сообщества квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

  • – рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
  • – рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • – рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий;
  • – проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
  • – объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
  • – организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;
  • – приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
  • – осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
  • – дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;
  • – налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;
  • – осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

Главным в работе квалификационных коллегий было и остается – отбор кандидатов в условиях растущих требований профессионально-делового и морально-нравственного характера с тем, чтобы государство, общество в конечном итоге получило профессиональных и объективных, беспристрастных и справедливых судей.

Другие статьи:  Налог на имущество учащемуся

За четыре года, предшествовавших VIII Всероссийскому съезду судей, Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассмотрела 1727 заявлений претендентов о даче рекомендаций на судейские должности, рекомендовала 1469 из них, т.е. 85%. За те же четыре года квалификационные коллегии судей субъектов рассмотрели 32 713 заявлений претендентов, рекомендовали 22 982, т.е. 70% от их общего числа [1] .

За этот период Высшая квалификационная коллегия судей РФ присвоила очередные квалификационные классы 2309 судьям и руководителям судов, а квалификационные коллегии субъектов РФ – 21 968 судьям.

По результатам рассмотрения представлений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, квалификационные коллегии судей субъектов РФ за четыре года досрочно прекратили полномочия 160 судей и руководителей судов, наложили дисциплинарное взыскание в виде предупреждения в отношении 875 судей. Высшей квалификационной коллегией судей РФ принято таких решений соответственно три и два. Если смотреть по годам, то в 2009 г. были предупреждены 315 судей, в 2010 г. – 253, а в 2011 г. – 198. Такая же тенденция и по досрочному прекращению полномочий: 62, 52 и 32 соответственно [2] .

Высшая квалификационная коллегия судей РФ – единственная из всех коллегий, наделена полномочиями представлять судей к государственным наградам. За указанный период, в том числе с учетом мнения других органов судейского сообщества, принято 102 решения о представлении к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», 100 судей к награждению орденами и медалями, шесть судей к награждению знаком отличия «За безупречную службу» [1] .

Отдельное направление составляет работа с обращениями граждан и организаций, объем которой растет с каждым годом. Так, за четыре года в Высшую квалификационную коллегию судей РФ поступило более 56 тыс. обращений граждан и организаций, подготовлено и отправлено более 171 тыс. документов [2] .

Закон об органах судейского сообщества подробно регламентирует производство в квалификационных коллегиях судей. Этому посвящена гл. III указанного Закона. Заслуживает внимания положение, закрепленное в п. 6 ст. 21 этого Закона о том, что в заседаниях квалификационных коллегий судей могут участвовать и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам председатели и заместители председателей судов, руководители Судебного департамента при Верховном Суде РФ и входящих в его систему органов, председатели и заместители председателей советов судей, других квалификационных коллегий судей или их представители.

Гарантией соблюдения прав судей, обеспечения их независимости является закрепление в законе порядка и особенностей рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка (ст. 22 Закона об органах судейского сообщества), порядка голосования по этим вопросам с учетом правовой позиции, изложенной в Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 6.1 и 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, X. Б. Саркитова, С. В. Семак и А. А . Филатовой» (ст. 23 Закона об органах судейского сообщества).

Представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью. Квалификационная коллегия вправе провести дополнительную проверку изложенных в представлении обстоятельств.

Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей.

Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ при решении вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде прекращения полномочий, вопроса о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, принимается тайным голосованием. Порядок тайного голосования устанавливается положением о порядке работы квалификационных коллегий судей. В решении должны быть приведены мотивы его принятия.

Решение квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим на заседании и секретарем квалификационной коллегии судей. При отсутствии секретаря квалификационной коллегии судей коллегия принимает решение временно возложить его обязанности на одного из членов коллегии. Решения квалификационных коллегий судей вступают в силу с момента их оглашения. Решения квалификационных коллегий судей оглашаются непосредственно после принятия.

На заседании квалификационной коллегии судей по каждому рассматриваемому вопросу ведется отдельный протокол, в котором отражаются все необходимые сведения о ходе заседания. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем коллегии (ст. 24 Закона об органах судейского сообщества). Лицо, в отношении которого рассмотрен вопрос, и лицо, внесшее представление, в течение трех дней после получения извещения о подписании протокола заседания квалификационной коллегии судей вправе письменно обратиться в квалификационную коллегию судей с просьбой об ознакомлении с указанным протоколом, ознакомиться с ним и подать свои замечания. Указанные замечания подлежат приобщению к протоколу заседания квалификационной коллегии судей.

Поступившие материалы должны быть рассмотрены Высшей квалификационной коллегией судей РФ не позднее трех месяцев, а квалификационными коллегиями судей субъектов РФ – не позднее одного месяца со дня их поступления в коллегию, если иные сроки не установлены федеральными законами (ст. 25 Закона об органах судейского сообщества).

Порядок обжалования решений квалификационных коллегий судей установлен в ст. 26 Закона об органах судейского сообщества.

Решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей РФ (в отношении решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ) лицом, в отношении которого оно принято.

Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей могут быть обжалованы заинтересованными лицами в течение 10 дней со дня получения копии соответствующего решения.

Решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в рекомендации на должности судей, о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (за исключением решений о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), приостановлении отставки судей могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.

Решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ о прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ об отказе в рекомендации на должности судей, о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении полномочий судей, приостановлении либо прекращении их отставки могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в удовлетворении представлений Председателя Верховного Суда РФ, председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и окружных (флотских) военных судов о прекращении полномочий судей федеральных судов за совершение ими дисциплинарных проступков могут быть обжалованы в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

В соответствии с поручением Президента РФ по итогам VII Всероссийского съезда судей (подп. «г» п. 1 Перечня поручений Президента РФ но итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. № Пр-2801) о создании единого дисциплинарного органа, уполномоченного рассматривать конфликты, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении судей был создан новый судебный орган – Дисциплинарное судебное присутствие. Его полномочия, порядок формирования, процедура рассмотрения жалоб определены в Федеральном конституционном законе от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».

Об эффективности работы данного судебного органа свидетельствует статистика.

В 2010 г. в Дисциплинарное судебное присутствие поступило и рассмотрено 147 заявлений и жалоб (обращений) [5] , из них:

  • – по существу – 32 (включая обращение Председателя Верховного Суда РФ);
  • – возвращено заявлений – 16;
  • – отказано в принятии заявлений – 2;
  • – на 97 заявлений дан письменный ответ с разъяснением полномочий Дисциплинарного судебного присутствия (ввиду неподведомственности поставленных в заявлениях вопросов полномочиям Дисциплинарного судебного присутствия).

Из 32 жалоб удовлетворено 11 (34,4%).

В 2011 г. в Дисциплинарное судебное присутствие поступило и рассмотрено 208 заявлений и жалоб (обращений), из них:

  • – по существу – 24;
  • – отложено – 1;
  • – возвращено заявлений – 9 [6] ;
  • – на 174 заявления дан письменный ответ с разъяснением полномочий Дисциплинарного судебного присутствия (ввиду неподведомственное™ поставленных в заявлениях вопросов полномочиям Дисциплинарного судебного присутствия).

Из 24 жалоб удовлетворено 10 (41,7%).

В 2012 г. в Дисциплинарное судебное присутствие поступило и рассмотрено 194 заявления и жалоб (обращений), из них:

  • – по существу – 21;
  • – отложено – 3;
  • – возвращено заявлений – 5 [7] ; на 168 заявлений дан письменный ответ с разъяснением полномочий Дисциплинарного судебного присутствия (ввиду неподведомственное™ поставленных в заявлениях вопросов полномочиям Дисциплинарного судебного присутствия).
Другие статьи:  Заявление на развод в самаре

Из 18 жалоб удовлетворено 4 (22,2%).

В связи с реализуемой судебной реформой следует учесть, что после окончания шестимесячного переходного периода (с 6 февраля 2014 г. по 5 августа 2014 г.) Федеральный конституционный закон «О Дисциплинарном судебном присутствии» будет признан утратившим силу [8] , а само Дисциплинарное судебное присутствие должно быть расформировано. Вместе с тем в составе нового Верховного Суда РФ согласно Закону о Верховном суде РФ появляется специальная Дисциплинарная коллегия, которой будут переданы функции ныне существующего Дисциплинарного присутствия. В Законе содержатся переходные положения, в частности регулирующие порядок завершения рассмотрения дел, принятых к производству Дисциплинарным судебным присутствием.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 31.03.2018 2018-03-31

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Лысенко Н. М. Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 187-189. — URL https://moluch.ru/archive/199/49009/ (дата обращения: 28.12.2018).

В статье дается краткий анализ жалоб и обращений граждан в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, из которого делаются выводы о несоответствии большого числа таких обращений компетенции квалификационных коллегий, в которые они направляются. Обосновывается необходимость проведения просветительской работы с населением по вопросам деятельности квалификационных коллегий судей в Российской Федерации, их месте среди органов судейского сообщества, возложенных на них полномочиях, а также различиях полномочий Высшей квалификационной коллегии судей РФ и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Ключевые слова: органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, жалоба, обращение, полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ, полномочия Квалификационных коллегий судей субъектов РФ, судебная власть, дисциплинарная ответственность судей.

Судебная система играет важнейшую роль в регулировании общественных отношений. С ее помощью соблюдаются права и законные интересы граждан и организаций, реализуется регулирующая функция государства, она способствует восстановлению справедливости. Судья является основной фигурой данной системы, носителем судебной власти. Для того, чтобы судьи могли принимать объективные и беспристрастные решения, ст. 122 Конституции РФ устанавливает гарантии неприкосновенности судей, которые призваны ограждать от произвола и ущемления их прав при осуществлении деятельности по отправлению правосудия. Для соблюдения указанных гарантий и выражения интересов судей в Российской Федерации были созданы органы судейского сообщества, среди которых особое место занимают квалификационные коллегии судей. Существует 2 вида таких коллегий — на федеральном уровне сформирована Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а на уровне субъектов Квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Несмотря на некоторые различия (в основном они касаются уровня тех судов, в отношении которых коллегиями рассматриваются вопросы), наиболее важные полномочия, возлагаемые на квалификационные коллегии судей, едины для обоих видов коллегий. Это полномочия по отбору кандидатур на должность судьи, присвоению им квалификационного класса, привлечению судей к дисциплинарной ответственности, приостановлению, возобновлению или прекращению полномочий судьи и др. Реализация всех обозначенных полномочий обеспечивает охрану судейской независимости, а также способствует укреплению авторитета судебной власти.

Квалификационные коллегии судей являются открытым органом, они не ограничены рамками судебной системы, а активно взаимодействуют как с представителями других ветвей власти, так и с населением, и в последнее время эта тенденция только усиливается. Одной из наиболее распространенных форм влияния на деятельность квалификационных коллегий судей является подача жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка. Обращаясь к статистике, можно сказать, что право на обращение в квалификационные коллегии судей реализуется гражданами достаточно часто. Так, за 2016 год в Высшую квалификационную коллегию РФ было подано 11 801 обращение, в квалификационные коллегии судей субъектов — 44 459 обращений [1, с. 4]. Примерно половина из них содержала сведения о совершении судьей или руководителем суда дисциплинарного проступка. Причины подобных обращений можно выделить в несколько групп:

1) грубое или систематическое нарушение процессуальных или иных норм (примерно 67 %);

3) неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и иных граждан (приблизительно 5,9 %);

4) признаки коррупционных правонарушений (0,6 %);

5) недостойное поведение судьи в быту (0,7 %)

Вместе с тем, как отмечается, среди всех этих обращений очень небольшая часть относится непосредственно к полномочиям квалификационной коллегии судей, в которую они были направлены. Так, в своем отчетном докладе на IX Всероссийском съезде судей председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Тимошин Н. В. отмечает, что «основную массу из года в год составляют жалобы, в которых заявители выражают несогласие с судебными актами или процессуальными действиями и требуют от коллегий привлечь судью к дисциплинарной ответственности» [2, с. 22]. Как следует из анализа поступающей в квалификационные коллегии почты, это заключение распространяется на деятельность всех квалификационных коллегий судей.

Рассмотрим эту ситуацию на примере Высшей квалификационной коллегии судей. В соответствии с данными, жалобы граждан нередко содержат следующие требования: «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «передать дело другому судье», «вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение жалобы в надзорном порядке», «обязать суд выслать мне копию определения», «отменить арест на имущество» и др. [3] Естественно, все эти требования совершенно не соответствуют полномочиям квалификационных коллегий судей. Фактически это было бы вмешательством в деятельность судов, что противоречит действующему законодательству.

Другая проблема — недостаточная мотивированность требований жалобы. Часто в них содержится просьба — например, провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям, привлечь к ответственности и т. п. — однако нет сведений о совершении судьей какого-либо проступка. При том, что в п. 2 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей указано, что жалоба, помимо прочего, должна содержать сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Еще одна ошибка, с которой сталкиваются квалификационные коллегии судей при рассмотрении обращений граждан, заключается в том, что в них не учитывается разделение полномочий между Высшей квалификационной коллегией судей и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ, а также между квалификационными коллегиями и органами государственной власти. Например, в Высшую квалификационную коллегию судей часто поступают обращения граждан, содержащие сведения о недостойном поведении претендентов на должности судей районных судов и мировых судей. Однако не следует забывать, что, согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ», Высшая квалификационная коллегия судей дает заключение о назначении на должности председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов. Остальные заключения относятся к компетенции Квалификационных коллегий судей субъектов. Однако граждане в обращениях часто путают их полномочия, и в итоге направляют корреспонденцию ненадлежащей коллегии. Такие обращения приходится перенаправлять, что не способствует их скорейшему рассмотрению. Подобная ситуация складывается с ходатайствами о проверке сведений, содержащихся в средствах массовой информации, о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти. Известно, что такие проверки проводятся в отношении судьи коллегией, которая рекомендовала его на эту должность. Следовательно, и требования об этом должны направляться в соответствующую коллегию судей. Также часто граждане, помимо требований о привлечении к дисциплинарной ответственности, ходатайствуют о привлечении судей к уголовной ответственности. При этом используются формулировки: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ о возбуждении уголовного дела в отношении судей» [3]. Однако квалификационные коллегии судей лишь дают согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности, самостоятельно инициировать возбуждение уголовного производства они не вправе. Поэтому в этом случае целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который полномочен провести проверку указанных в обращении доводов и в случае их подтверждения внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

На основании всего изложенного можно сделать вывод о том, что граждане, обращающиеся в квалификационные коллегии судей, зачастую не имеют представления об истинной правовой природе коллегий, их задачах и полномочиях. В этом случае направляемые ими жалобы, обращения не могут быть рассмотрены квалификационной коллегией ввиду отсутствие у нее таких полномочий, и либо возвращаются заявителю, либо направляются в другие квалификационные коллегии и государственные органы. Для того чтобы снизить процент таких обращений «впустую», представляется необходимым проводить просветительскую и разъяснительную работу с гражданами, информировать их о деятельности квалификационных коллегий судей не только в специализированном «Вестнике», но и в популярных средствах массовой информации. Хочется верить, что это позволит гражданам более тщательно подходить к выбору требований, предъявляемых в квалификационные коллегии судей, и форм их выражения и, как следствие, снизить количество жалоб и обращений, направляемых в коллегии без учета их полномочий, освобождая возможность для решения действительно важных вопросов, относящихся к их компетенции.