Уголовный кодекс статьи за коррупцию

В данном разделе вы можете найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое коррупция?

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— обеспечение независимости средств массовой информации;

— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

— усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции».

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: «Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: «Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а».

Предлагаемые изменения в Уголовный кодекс усилят ответственность за коррупцию

На рассмотрение Государственной Думы поступила законодательная инициатива заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного

Другие статьи:  Взятки в калининграде

Проект федерального закона № 232807–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию».

В пояснительной записке к законопроекту автор указывает, что, ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по приведению национального уголовного законодательства в соответствие с содержащимися в Конвенции положениями, направленными на борьбу с активным и пассивным подкупом различных должностных лиц как в публичном, так и в частном секторах.

Для однозначной трактовки любой формы неправомерного преимущества, в том числе нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет, статьи 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.

Эти деяния наказываются: штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

Увеличивается и наказание за мелкое взяточничество в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, ранее отнесенное к категории небольшой тяжести. Законопроектом предлагается отнесение подобного деяния к категории преступлений средней тяжести. Соответственно увеличиваются сроки давности за дачу и получение взятки с 2-х до 6-ти лет.

Вносимые в Уголовный кодекс изменения направлены на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за подкуп национальных и иностранных третейских судей. Как считает автор, отсутствие уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление своими полномочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений.

Законопроектом предлагается распространить на третейских судей действие статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Анализ изменений, внесенных в статью 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 22.09.2017

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Корбут Е. И., Страмилова Т. П. Анализ изменений, внесенных в статью 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 75-79. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12931/ (дата обращения: 28.12.2018).

Анализ статистических данных по ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяет проследить взаимосвязь между нормативно-правовыми актами, издаваемыми Президентом Российской Федерации, и изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: дача взятки, изменения уголовного законодательства, Уголовный кодекс Российской Федерации

Коррупционные преступления своими корнями уходят в глубокое прошлое. Как отмечает А. И. Мизерин, «история коррупции не уступает по древности истории человеческой цивилизации» [9]. 4 апреля 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации (далее Президент РФ) Б. Н. Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Данный указ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. 13 июня 1996 г. был принят УК РФ (далее УК РФ), который содержал статью 291 Дача взятки. Первая реакция статьи была следующей: «1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно -наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки» [1].

На момент действия первой реакции формулировка статьи не соответствовала реальной ситуации, поскольку законодатель не дал определение, что же следует понимать под «дачей взятки», что было весьма неудобно для правоприменителя, поскольку не понятно, какие деяния будут считаться противоправными и общественно опасными. Басов Т. Б. предложил обратиться к понятию «получение взятки». Исходя из этого дача взятки есть противоправная передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей или незаконное предоставление ему материальных услуг за выполнение или невыполнение в пользу дающего или представляемых им лиц каких-либо действий или бездействия, которое должностное лицо должно было или могло совершить в силу служебных полномочий или с использованием должностного положения [8, c.164]. На наш взгляд такое определение достаточно близко отражается данное понятие.

В 1990–2000 гг. коррупционное законодательство развивается, однако в ст. 291 УК РФ изменения не вносились до 2003 года, после того как Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации. Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [1] вносятся изменения в УК РФ, в том числе в ст.291. Изменения коснулись измерения размера штрафа. Российский законодатель отказывается от понятия «минимальный размер оплаты труда» и переходит к фиксированным суммам. Также исключается из УК РФ понятие «неоднократности». Эти изменения являются общими. Здесь следует обратить внимание на формулировки изменений: «в части первой слова «от двух до пяти» заменить словами «до восемнадцати»; в части второй слова «от семи месяцев до одного года» заменить словами «от одного года до трех лет»» — изменения размера заработной платы или иного дохода осужденного, что говорит об ужесточении наказания взяткодателя.

В апреле 2010 года Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы. И следующие изменения были внесены Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [3]. Кардинально меняет ст. 291 УК РФ:

  1. Введены понятия «иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации». Расширяет список лиц взяткополучателей, в связи с развитием внешнеэкономических отношений, что привело к появлению на территории России достаточно большого количества иностранных компаний, усиление интеграционной роли должностных лиц. Разъяснения этих понятий дает Верховный Суд Российской Федерации (далее Верховный Суд РФ) в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор). К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией [10].
  2. Вводится понятия размера взятки, который является квалифицирующим признаком: ч. 2 — в значительном размере, п. «б» ч. 4 — в крупном размере, ч. 5 — особо крупный размер. Размеры были даны в примечании к ст.290 УК РФ: «Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей» [3]. Соответственно в зависимости от размера более строгое наказание.
  3. В ч.3 введен квалифицированный состав дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
  4. В п. «а» ч.4 был введен квалифицирующий признак: «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
  5. Во всех частях изменяется наказание за совершение данного преступления в сторону ужесточения.

Данный Федеральный закон фактически представил нам норму в том виде, в котором мы видим ее сейчас, последующие изменения касаются изменения наказания и уточнения формулировки нормы.

Федеральный закон от 08.03.2015 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] внес изменения в абзац второй части первой и абзац второй части второй, ужесточив наказания за преступления предусмотренные данными частями, а так же расширил альтернативу выбора наказания для судей. Если ранее по ч.1 применялись следующие санкции: наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки, то в новой реакции альтернатива наказаний следующая.

  1. Штраф альтернативен, он выражен конкретной суммой — в размере до пятисот тысяч рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки. Законодатель предоставляет альтернативные варианты исчисления размера штрафа. На наш взгляд, это сделано для принятия судом социально справедливого решения.
  2. Введены в качестве наказания исправительные работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности. По — нашему мнению, введение данной меры наказания говорит о стремлении законодателя «популяризировать» данный вид наказания, как удобную форму исправления осужденного.
  3. Альтернативность дополнительного наказания «или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» [4]. Данная альтернатива позволяет на основе сведений о подсудимом, «оградить» его от повторного совершения данного преступления.
  4. Оставлено без изменений наказание в виде принудительных работ на срок до трех лет.
  5. Так же сохранилось наказание лишение свободы на срок до двух лет, однако законодатель меняет размер штрафа «в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки» и вводит альтернативу применения лишением свободы со штрафом «или без такового».
Другие статьи:  Требования промышленной безопасности к организациям эксплуатирующим опасные производственные объекты

Схожие изменения претерпела ч.2 данной статьи. Законодатель создает альтернативу наказания изменяет штраф, вводит исправительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, вводит применение штрафа в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы.

Возникает вопрос: почему законодатель внес изменения только в первые две части ст.291 УК РФ? На наш взгляд ответ можно найти в статистике. В соответствии с данными Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации количество лиц, осужденных по данной статье в период с 2004г. по 2007г увеличилось в два раза, а после внесения изменений с 2008г. по 2012г. наблюдается спад на 0,28 %. В период с 2013г. по 2015г. наблюдается скачек удельного веса осужденных по данной статье, что в 2016г. приводит к новым изменениям в ст.291 УК РФ. По статистике за 2016 год было осуждено на 0,9 % меньше чем в 2015 году, что на наш взгляд говорит о том, что уголовно правовая норма работает. [11, рис. 1].

Рис. 1. Удельный вес осужденных лиц по ст.291 УК РФ по Российской Федерации в период с 2003г. по 2015г.

Последние изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [5]. В частях 1–3 ст. 291 УК РФ не просто дополнена, а конкретизирована ситуация дачи взятки: «в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу».

Законодатель «исправляет» допущенные в 2015г. пробелы и ужесточает наказание за деяние, предусмотренное в ч.3 ст. 291 УК РФ. Редакция от 08.03.2015 санкция: «наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок о восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки». Новая реакция от 03.07.2016г.: «наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

То же самое мы можем наблюдать и в ч. 4 и ч. 5 ст. 291 УК РФ.

Все эти изменения в статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу взятки, законодатель менял не раз, что в конечном итоге привело к тому, что ныне действующая ст.291 УК РФ значительно отличается от той, которая была в уголовном законе первоначально.

Хотелось бы обратить внимание на будущие ожидаемые изменения ст. 291 УК РФ. Проект Федерального закона N 750443–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» [6]. Вопрос сам по себе остаточно спорный и вместе с тем интересный. Пункт 39 отражает следующие новеллы. Статью 291 дополнить частями 6–8 следующего содержания:

«6. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в интересах юридического лица, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от двух до семи миллионов рублей или штрафом в размере от пятидесяти до ста пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода.

7. Деяния, предусмотренные частью третьей, пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, совершенные в интересах юридического лица, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от трех до пятнадцати миллионов рублей или штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода.

8. Деяния, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, — наказываются для юридического лица штрафом в размере от трех до пятнадцати миллионов рублей или штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти процентов от суммы причиненного преступлением ущерба либо от суммы полученного преступного дохода».

Еще один законопроект достаточно конкретизирован и направлен именно на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления. Это намерение отражает название Проекта Федерального закона N 3633–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» [7]. Во-первых, изменения санкции ч.1 ст. 291 УК РФ предусматривает увеличение срока лишение свободы на срок до четырех лет.

Во-вторых, предлагается дополнить УК РФ новыми статьями — квалифицированными составами, «разновидностями» коррупционных преступлений (получение, дача взятки):

  1. Статья 291.3. Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку. Ч.1 Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку, а равно сговор с целью передачи (получения) взятки. Так же в частях 2–5 предлагаются квалифицирующие признаки.
  2. Статья 291.4. Злоупотребление влиянием. Ч.1 Незаконные передача, предложение или обещание физическому лицу лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного либо неимущественного характера, предоставление имущественных либо неимущественных прав, или иных неправомерных преимуществ для него или для других лиц с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации. Ч.2 Согласие физического лица использовать свое влияние на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации в связи с передачей, предложением или обещанием денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного либо неимущественного характера, имущественных либо неимущественных прав, или иных неправомерных преимуществ для него или для других лиц.

При этом применяться данные нормы будут при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ. Инициатором данных изменений стал Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции А. Б. Выборный, поддержанный Президентом РФ В. В. Путиным. Последний, выступая 1 декабря 2016 года в Кремле с Посланием Федеральному собранию, обратил внимание на то, что в последнее время в средствах массовой информации появляется большая шумиха вокруг резонансных дел. Прежде всего, это касается дел, связанных с борьбой с коррупцией. И, по словам Владимира Путина, нередко к этому бывают причастны в том числе сами представители правоохранительных органов. «Борьба с коррупцией — это не шоу. Она требует ответственности и профессионализма» — напомнил президент России.

Поскольку борьба с коррупцией является одним и приоритетных направлений в политике государства, то и достижение этой цели влияет не только на внутреннее уголовно-правовое обеспечение данного направления, но и на внешние политические направления борьбы с коррупцией, которые являются не менее приоритетными.

Наказание за взятку или коммерческий подкуп

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки или посредничество во взяточничестве.

Получение взятки (статья 290 УК РФ)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Другие статьи:  Справки для ветерана труда

3.Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с вымогательством взятки;
  • в) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Д еяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Дача взятки (статья 291 УК РФ)

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ)

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ)

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), – наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением – наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), – наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил о совершённом преступлении в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело.

Не может быть признано добровольным, заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306).

Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите. вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.