Учет и отчетность на малых предприятиях

Особенности учета, отчетности и налогообложения для малых предприятий

Правовую основу деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в настоящее время (помимо НК РФ) составляют следующие документы:

  • – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • – Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • – суммарная доля участия юридических лиц (российских организаций, общественных и религиозных организаций, фондов) и иностранных физических лиц (граждан) не должна превышать 25%;
  • – суммарная доля участия организаций, не относящихся к малому предпринимательству, не должна превышать 25%;
  • – средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять: для средних предприятий – от 101 до 250 чел., для малых предприятий – до 100 чел., для микропредприятий – до 15 чел.;
  • – выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за предшествующий календарный год не должна превышать: для средних предприятий – 1 млрд руб., для малых предприятий – 400 млн руб., для микропредприятий – 60 млн руб.

При этом принимается наибольшее значение из указанных условий для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Малые предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в установленном порядке.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

  • – ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1;
  • – ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС – форма № В-2;
  • – ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;
  • – ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;
  • – ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;
  • – ведомость учета реализации – форма № В-6;
  • – ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;
  • – ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;
  • – ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Каждая из указанных ведомостей применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Как уже было сказано в параграфе 1.3, малые предприятия представляют в налоговые органы квартальную отчетность в составе Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, а в составе годовой отчетности, помимо указанных форм, еще и итоговую часть аудиторского заключения, если малое предприятие соответствует критериям обязательного аудита (см. гл. 7).

Малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Важным преимуществом УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В ст. 346 НК РФ прямо закреплено, что переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно.

Упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Однако не вправе применять УСН организации и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес (ст. 346 НК РФ). Нельзя одновременно работать на упрощенной и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиками в отношении всех видов осуществляемой им деятельности.

При применении УСН организации не платят следующие налоги (ст. 346 НК РФ):

  • • налог на прибыль организаций за исключением налога с дивидендов и процентов по ценным бумагам;
  • • налог на имущество организаций;
  • • НДС, за исключением:
  • – налога, который уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • – налога при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.

Применять УСН можно только тем предприятиям, которые удовлетворяют критериям, определенным гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. По состоянию на 1 января 2012 г. эти критерии таковы:

  • – средняя численность работников предприятия не должна превышать 100 чел.;
  • – предприятие может перейти на упрощенную систему, если по итогам девяти месяцев года, в котором оно подает заявление о переходе на такую систему, выручка от реализации товаров, работ, услуг не превысила 45 млн руб. (без учета НДС) .

Предприятия и организации не могут применять упрощенную систему налогообложения, если:

  • – имеют филиалы или представительства;
  • – доля непосредственного участия в них других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 %).

Кроме того, не могут применять упрощенную систему те предприятия и организации, у которых остаточная стоимость амортизируемого имущества превышает 100 млн руб., доход по итогам отчетного периода превышает 60 млн руб., а также предприятия и организации определенных видов деятельности. К ним относятся: банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; предприятия игорного бизнеса; производители подакцизных товаров; участники соглашения о разделе продукции; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды и др.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут Книгу учета доходов и расходов (без применения Плана счетов и метода двойной записи на счетах), форма которой утверждена приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.

Книга учета доходов и расходов представляет собой хронологический регистр, в котором операции отражаются на основании первичных документов (платежные поручения, счета, расчеты, акты и другие).

Книга открывается на квартал и может вестись как в бумажной, так и в электронной формах.

Помимо раздела I «Доходы и расходы», книга имеет еще раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу». Раздел II заполняется только теми предприятиями, которые выбрали объектом налогообложения доходы за минусом расходов.

Основным регистром, используемым для заполнения Книги учета доходов и расходов, служит Журнал регистрации хозяйственных операций организации, который представляет собой хронологический регистр и заполняется по следующей форме (табл. 2.6).

В январе 2009 г. в организации имели место следующие хозяйственные операции, которые зарегистрированы в Журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 2.7).

Журнал регистрации хозяйственных операций организации за I квартал 2011 г.

«Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность» (Морозова Т.В.) («Юстицинформ», 2004)

«Юстицинформ», 2004
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Т.В.Морозова
ВВЕДЕНИЕ
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики.
Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. При этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбирать систему налогообложения, учета и отчетности.
Понятие «субъекты малого предпринимательства» было впервые введено в России в 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Правительство РСФСР считало развитие сети малого бизнеса одной из важнейших мер по формированию товарных рынков.
В 1991 г. к малым предприятиям относились предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе:
в промышленности и строительстве — до 200 человек;
в науке и научном обслуживании — до 100 человек;
в других отраслях производственной сферы — до 50 человек;
в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.
Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе и систем налогообложения, и систем бухгалтерского учета, и состава отчетности. Субъекты малого предпринимательства в наибольшей степени по сравнению с предприятиями, не имеющими этого статуса, пользовались привилегиями по добровольному применению систем налогообложения, а также, что не менее важно, имели ряд льгот по налогообложению.
В 1991 г. для субъектов малого предпринимательства была впервые в России разработана упрощенная система налогообложения и учета. В такой редакции Закон об упрощенной системе налогообложения действовал до 1 января 2003 г.
В 1998 г. был введен один из самых спорных налогов — единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Прежде всего этот налог затронул малый бизнес, поскольку именно субъекты малого предпринимательства преимущественно осуществляют те виды деятельности, которые переводятся на уплату вмененного налога.
С 1998 г. субъекты малого предпринимательства постепенно лишались предоставляемых текущим законодательством льгот по налогообложению.
Так, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход субъекты малого предпринимательства утратили одну из самых ощутимых льгот — отказ от применения налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, даже если это ухудшает их экономическое положение по сравнению с ранее действовавшим налоговым режимом.
С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ. С этого периода НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. При этом в Налоговом кодексе по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством не встречается словосочетание «субъект малого предпринимательства».
Статьей 18 НК РФ введено понятие «специальный налоговый режим» — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
С 1 января 2003 г. к специальным налоговым режимам относятся:
упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
система налогообложения в свободных экономических зонах;
система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога.
С 1 января 2002 г. вступила в силу новая глава НК РФ: гл. 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог», а с 1 января 2003 г. — гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 26.3 «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Безусловно, при каждой системе налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей будет выработана своя специфика ее применения.
В 2003 г. по сравнению с 1991 г. количество и, если можно так сказать, «качество» льгот по налогообложению для субъектов малого предпринимательства снизилось. Тем не менее ряд льгот по налогообложению, организации бухгалтерского учета, объему бухгалтерской и статистической отчетности для субъектов малого предпринимательства действуют и в настоящее время. Применение льгот всегда имеет и плюсы и минусы. С одной стороны — это снижение налогового бремени или упрощение ведения бухгалтерского учета, снижение затрат и времени на ведение учета. С другой стороны — повышенное внимание и интерес контролирующих органов к таким налогоплательщикам. А неправильное или неправомерное применение льгот приводит к штрафным санкциям. Возможность субъектов малого предпринимательства менять системы налогообложения, работать по нескольким системам налогообложения одновременно осложняет задачу бухгалтера. Как перейти с одной системы налогообложения на другую, как перенести остатки по счетам, по какой системе вести учет, какую отчетность необходимо сдавать, какие льготы можно применять? Вот неполный перечень основных вопросов, которые задает себе бухгалтер, столкнувшийся со сменой налогового режима.
В 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющий критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства юридических и физических лиц, а также регламентирующий их деятельность.
Согласно этому документу под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно — технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Летом 2004 г. Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении проект Федерального закона N 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты РФ». Этим документом отменен ряд льгот, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, определенных вышеуказанным Федеральным законом N 88-ФЗ. В частности, отменены статьи:
ст. 2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ;
ст. 8. Фонды поддержки малого предпринимательства;
ст. 9. Налогообложение субъектов малого предпринимательства;
ст. 10. Ускоренная амортизация;
ст. 15. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
ст. 22. Переходные положения.
Федеральный закон N 88-ФЗ дает возможность получить статус субъекта малого предпринимательства кредитным организациям, предприятиям со 100% иностранного капитала, предпринимателям с неограниченной численностью наемных работников и т.п. Государственной Думой предполагается изменить само определение малого бизнеса. Новый документ планируется принять с 2005 г.
В книге рассмотрена специфика налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при:
общеустановленной системе налогообложения;
упрощенной системе налогообложения;
уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Для малых предприятий приведен сквозной пример расчета налогов при общеустановленной и упрощенной системах налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Даны комментарии к основным документам, регулирующим деятельность малого бизнеса, содержится множество практических примеров по бухгалтерскому учету и расчету налогов.
Все рассматриваемые системы налогообложения увязаны с системами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Для индивидуальных предпринимателей также даны рекомендации по организации учета доходов и расходов и отчетности при различных системах налогообложения.
Учтена специфика раздельного ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения при работе субъектов малого предпринимательства одновременно по нескольким системам налогообложения.
В книге даны рекомендации по порядку заполнения форм бухгалтерского учета и отчетности, предназначенных для малых предприятий. В частности, форм бухгалтерского учета, применяемых при упрощенном плане счетов, и формы бухгалтерского учета и отчетности, применяемой при упрощенной системе налогообложения.
Эта книга — предназначена руководителям и главным бухгалтерам, работающим в сфере малого бизнеса. Может быть использована при подготовке к экзамену по программе на получение аттестата «Профессиональный бухгалтер (главный бухгалтер, финансовый менеджер)».
Все рассмотренные в книге льготы по налогообложению, организации учета, составу отчетности для малого бизнеса действуют на момент выпуска книги и будут действовать в 2005 г.

Другие статьи:  Трудовой кодекс увольнение по собственному желанию в декретном отпуске

ГЛАВА 1. ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Малым предприятиям, в отличие от других коммерческих организаций, предлагается больший выбор систем бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Несколько меньше возможностей имеют индивидуальные предприниматели. С практической точки зрения субъект предпринимательской деятельности ставит задачу прежде всего оптимизировать налогообложение. Для бухгалтера же эта задача значительно расширяется. Необходимо учесть не только нюансы применения той или иной системы налогообложения, возможность применения льгот, но и порядок ведения учета при выбранной системе налогообложения, состав бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Именно эта взаимосвязь: налоговая система — порядок ведения учета — формы ведения учета — бухгалтерская отчетность — налоговая отчетность — статистическая отчетность является решающей.
Эта глава носит обзорный и аналитический характер, здесь дана взаимосвязь систем налогообложения, систем учета и отчетности. Необходимо отметить, что в этой главе не ставится задача проанализировать эффективность применения систем налогообложения. Также не ставится задача определения возможности перехода и применения систем налогообложения субъектами малого предпринимательства. Цель данной главы — познакомить вас с возможными вариантами организации бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) и отчетности в зависимости от выбранной системы налогообложения малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
По нашему мнению, оптимально, когда субъекты малого предпринимательства прежде всего определяются с выбором системы налогообложения. Именно от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета. Система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского учета (учета доходов и расходов), а от системы налогообложения.
Малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения. В частности:
по общему режиму;
по упрощенной системе;
стать плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ и действующей частью Закона Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Эту систему малые предприятия могут применять в добровольном порядке, к ним не предъявляется никаких требований по соблюдению каких-либо критериев. Единственным исключением, ограничивающим право применения общеустановленной системы налогообложения, является обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Для налогоплательщиков важно то, что малое предприятие может применять общеустановленную систему налогообложения как в целом — по всем видам деятельности, так и по отдельным видам деятельности. Последнее возможно только в одном случае — если отдельные виды деятельности налогоплательщика переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Если малое предприятие работает по общеустановленной системе налогообложения, то оно имеет право выбора одной из систем бухгалтерского учета. К таким системам относятся:
традиционная;
простая форма;
форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Под традиционной системой следует понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на бумажном носителе «вручную», так и в электронном виде в специальных бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители.

Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

Юлия Голанцева, консультант АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» №3, 2009

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее — Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия — от 16 до 100 человек, для микропредприятия — до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Другие статьи:  Страховая компания порядок оформления осаго

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально — ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно — материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально — ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее — Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
  • ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово — хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

План счетов на малых предприятиях

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах ( счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным.

Другие статьи:  Ответ прокурора на обращение

Во-первых, бухучет необходимо вести с целью контроля финансового положения вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухучет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть, Конституционный Суд РФ своим Определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого Определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерский учет, даже если такая необходимость предусмотрена законом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

  • при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона № 208-ФЗ, Письма Минфина России от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 21.06.2005 № 03-11-05/1, п. 1 ст. 28, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ; п. 1 Письма Минфина России от 17.01.2008 № 03-04-06-01/6, Письмо Минфина России от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 № А42-8832/2006);
  • когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона № 208-ФЗ ст. 46 Закона № 14-ФЗ, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 № Ф08-7767/07, ФАС Центрального округа от 25.04.2007 № А09-6598/06-4);
  • для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, п. п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ; Письмо Минфина России от 18.06.2008 № 07-05-06/137);
  • когда организация совмещает УСН и ЕНВД (Постановления ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2007 № А44-1375/2007, Письма Минфина России от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230).

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации — субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 67н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@).

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Обратите внимание. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Отчетность малых предприятий по УСН

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.).

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н.

Статистическая отчетность малых предприятий

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

— № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

— № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия — владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

— № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

— № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

— № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

— № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.