Трудовой договор с работниками крайнего севера особенности

Содержание страницы:

Особености трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

Содержание трудовых договоров заключаемых, с общей категорией работников, отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда.

Трудовое право выделяет отдельные категории работников, которые отличаются своим правовым статусом, а также условиями, в которых им приходится выполнять трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором.

Заключение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливается федеральным законом.

В трудовом договоре оговариваются обязанности работодателя по предоставлению работнику льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.

Условия трудового договора, определяются соглашением сторон с учетом отраслевой специфики конкретных задач, стоящих перед производством, территориальных и природно-климатических особенностей, а также материально-финансовых возможностей предприятий, учреждений, организаций, но не могут содержать положений, противоречащих действующему законодательству и другим нормативным актам, ущемляющих права одной из сторон по заключенному трудовому соглашению и ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установленные трудовым законодательством, не могут не сказаться на содержании трудовых договоров, заключаемых с такими работниками. Постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. Так же Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Установление дополнительных гарантий указанным работникам обусловлено экономической заинтересованностью государства, сопряженной с необходимостью привлечения рабочей силы для работы в таких местностях.

Исторические особенности развития исполнительного производства в России
Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. единственным орг .

Вопрос об авторстве Моисея
Как и другие исторические книги Ветхого Завета, Тора не содержит в начале своего текста указаний на авторство, в отличие от книг пророков и отдельных псалмов, заглавия которых содержат имена их авторов. Однако уже древнейшая традиция свидетельствует о том, что автором Пятикнижия был сам Моисей. Рас .

Кодификация
Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе .

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Север – это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения.

Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.

В то же время экстремальные природно-климатические условия, огромные расстояния, труднодоступность многих мест выдвигают на первый план вопросы социальной защищенности людей, проживающих и работающих на Крайнем Севере.

Живя и работая в экстремальных природно-климатических условиях Севера, люди производят дополнительные материальные и физиологические затраты. Поэтому государство устанавливает специальные льготы и компенсации для данной категории граждан с целью наиболее приблизить качество их жизни к общему нормальному уровню.

Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.

Система государственной поддержки «северян» сформировалась более 20 лет назад. Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в северных районах, совершенствовалось в основном в советский период развития нашей страны.

Но большинство предприятий, находящихся на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и в целом в России, за это время сменили форму собственности. Таким образом, государство давно перестало быть единственным работодателем, обеспечивающим социальные гарантии и компенсации жителям северных регионов.

Состояние дел в северных регионах по сравнению с советским периодом успело существенно измениться.

Между тем проблем здесь, как известно, и раньше было немало, а со временем они только обострились, и к тому же добавилась масса новых, связанных со спадом производства и другими переменами. Отношение граждан, и власти к вопросам Севера тоже претерпело значительные изменения.

Все вышеизложенное очень явно говорит о наличии острых проблем севера.

Актуальность данной темы выражена тем, что наблюдается тенденция явного сокращения государственной поддержки северян, так как законодательство о Севере в последнее время претерпело существенные изменения, совершенно устарела нормативная база, регулирующая трудовые отношения в районах Севера и вопросы районирования Севера, а также отсутствием продуманной государственной политики в области жилищных вопросов, в том числе при переселении из северных районов и не вызывает никаких сомнений, поскольку проблема применения законодательства о государственных гарантиях и компенсациях северянам, а также предоставление и сохранение данных государственных гарантий и компенсаций в меняющейся среде рыночных отношений остается весьма острой.

Сравнительный анализ методологических подходов к выделению северных регионов, а также особенностей предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить проблемы севера и попытаться найти пути их разрешения.

С учетом этого, объектом исследования при написании данной работы являются трудовые отношения граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенности предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах за работу в экстремальных природно-климатических условиях и методы правового регулирования социально-трудовых отношений в северных регионах.

Предметом же исследования выступают нормы федерального законодательства, законодательства субъектов федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения в северных районах и предоставляемые в связи с данными трудовыми отношениями гарантии и компенсации.

Теоретические аспекты проблем севера, естественно, имеют весьма важное значение, поэтому такой анализ должен быть поведен и на основе правоприменительной практики. С учетом этого положения, предметом исследования также становится и практика судов, основанная на рассмотрении споров, связанных с предоставлением северных гарантий, льгот и компенсаций.

Какие государственные гарантии предусмотрены для смягчения влияния суровых климатических условий Севера на здоровье и работоспособность людей? Каков уровень «северной» социальной политики государства? Имеются ли социальные проблемы у работающих в северных регионах? Чего следует ожидать северянам в дальнейшем? Отвечает ли «северная политика» государства интересам северян?

Найти ответы на эти вопросы – это одна из задач, поставленных при выполнении данной работы.

Анализ трудового законодательства, законодательства о предоставлении гарантий и компенсаций за работу в суровых природно-климатических условиях позволит выявить общую специфику условий трудового договора, заключаемого с работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Другие статьи:  Претензия на возврат денежных средств по договору купли-продажи

При написании данной работы были поставлены также следующие задачи:

1. Раскрыть понятия трудового договора, гарантий и компенсаций в целом, а также их соотношение.

2. Изучить историю развития законодательства об особенностях работы на Севере.

3. Дать характеристику гарантиям и компенсациям, предоставляемых за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

4. Провести анализ трудового законодательства и законодательства, регулирующего предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.

5. Изучение и анализ судебной практики по вопросам предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой в северных регионах.

5. Выявить проблемы, связанные с практическим применением законодательства о Севере.

При написании данной работы мной исследовались нормативно-правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления «северных» гарантий, льгот и компенсаций, проводился анализ развития законодательства о данных гарантиях, льготах, призванных компенсировать работу в тяжелых климатических условиях, разъяснения компетентных органов Российской Федерации (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, решений и определений Конституционного Суда Российской Федерации и др.), изучалась судебная практика.

В первой главе моей работы раскрывается понятие трудового договора – как важнейшего из оснований для возникновения трудовых отношений между работником и работодателем.

Во второй главе рассматриваются основные гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к ним; дается определение гарантий и компенсаций, анализируется развитие законодательства, регулирующего условия и порядок предоставления данных гарантий, раскрывается понятие Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

Третья глава посвящена анализу правоприменительной практики и основана на обобщении судебных решений, писем и разъяснений государственных органов.

При теоретическом изучении проблем Севера были использованы различные законодательные акты, статьи периодических изданий, авторские работы, а также личный опыт при прохождении преддипломной практики на предприятии, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Глава 1. Трудовой договор — как важнейший институт трудового

Перемены в социально-экономической сфере, произошедшие за последнее время в нашей стране, привели к появлению новых возможностей для граждан в области применения ими своих способностей к труду.


Сегодня российское законодательство закрепляет свободу труда. Положения российского законодательства, соответствуют международным обязательствам, принятым Российской Федерацией. В частности, положениям Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В соответствии со статьей 23 данного документа каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Провозглашается право человека на равную оплату за равный труд без какой либо дискриминации, право на создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов.


Основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда гражданина, закрепленного статьей 37 Конституции РФ, является институт трудового договора. Трудовой договор как юридический акт индивидуального регулирования трудовых правоотношений характеризуется двумя существенными признаками – он носит договорный характер и при этом является сугубо индивидуальным.

Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» является новой вехой в развитии трудового законодательства. 1

Его реализация имеет большое значение в правотворческой и правоприменительной практике. Нормы права, регулирующие значение и прекращение трудового договора, стали более кодифицированными и направленными на повышение гарантий работников. Но процесс не завершен, нормы трудового права требуют дальнейшего обновления с учетом экономических и социальных условий развития современной России.

В настоящее время происходит переосмысление общей концепции трудового права и ее уточнение. Становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения.

В этих условиях исследование трудового договора – важнейшего института трудового права – приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой – расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав и свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.

Дальнейшее совершенствование трудовых правоотношений немыслимо без анализа правового регулирования отношений по заключению и прекращению трудового договора, юридических фактов, связанных с возникновением и прекращением трудовых отношений.

Теоретические аспекты данной проблемы, естественно, имеют весьма важное значение, однако такой анализ должен быть поведен и на основе правоприменительной практики.

1.4.5. Для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Работу в районах Крайнего Севера регулируют следующие правовые нормативные акты:

— Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера»;
— Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 «О порядке установления и начисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера»;
— Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029;
— Приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами»;
— Трудовой кодекс РФ, глава 50.

Особенности заключения трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

С лицом, поступающим на работу в организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы, может быть заключен срочный трудовой договор.
Заключение трудового договора с лицами, прибывающими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (ст. 324 ТК РФ).
Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации (ст. 321-327 ТК РФ):

— единовременное пособие в размере 2-х должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки работника;
— оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5-ти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
— оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Гарантии и компенсации при увольнении

Лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6-ти месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (ст. 318 ТК РФ).
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, при увольнении работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), но за исключением увольнения за виновные действия оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше 5-ти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Эти гарантии и компенсации предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, устанавливаются лицам, работающим в организациях:

— финансируемых из бюджетов субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ;
— финансируемых из местных бюджетов органами местного самоуправления;
— которые не относятся к бюджетной сфере и финансируются работодателем.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и поравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами (ст. 320 ТК РФ). При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Другие статьи:  Где можно подать заявление в суд

Дополнительный выходной день

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и поравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16-ти лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст. 319 ТК РФ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск (ст. 321 ТК РФ) со следующей продолжительностью:

— 24 календарных дня — в районах Крайнего Севера;
— 16 календарных дней — в приравненных к ним местностях;
— 8 календарных дней — в остальных районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении 6-ти месяцев работы у данного работодателя.
Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.
Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (или организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30-ти килограммов (ст. 325 ТК РФ).
Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно, а также провоз багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Финансируемая из федерального бюджета оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, а также членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов,
Выплаты, предусмотренные статьей 302 ТК РФ, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также провоза багажа.
Данные гарантии и компенсации предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Пособие по временной нетрудоспособности

В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Статьей 13 Федерального закона РФ от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности с 01.01.2007 в сумме 16125 рублей за полный календарный месяц (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием). Предусмотрено также, что в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов. Это означает, что максимальный размер указанных пособий определяется путем умножения 16125 рублей на соответствующий коэффициент, установленный Правительством РФ для данного района (местности). Применение указанных норм регулируется Письмом ФСС РФ от 18.02.2002 №02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности по беременности и родам».

Трудовой договор с работниками крайнего севера особенности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ЛИЦАМИ, ПРИВЛЕКАЕМЫМИ НА РАБОТУ В РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫЕ К НИМ МЕСТНОСТИ ИЗ ДРУГИХ МЕСТНОСТЕЙ

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носит специфичный характер, так как выполняется в неблагоприятных климатических условиях. Трудовые отношения между работником и работодателем при работе в районах крайнего севера имеют свои особенности, которые нужно учесть при заключении трудового договора.

Прежде всего, отметим, что регулированию труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях посвящена глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029 и действует до сих пор. Изменения, которые внесены в данный Перечень, утверждены Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 г. N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029».
Особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посвящена глава 50 ТК РФ, а также Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон РФ N 4520-1).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 314. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Статья 315. Оплата труда

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Статья 319. Дополнительный выходной день

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Другие статьи:  Иск о взыскании пени по договору аренды

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

Статья 322. Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный статьей 321 настоящего Кодекса, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания

Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(часть вторая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 327. Другие гарантии и компенсации

Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)