Требования промышленной безопасности к организациям эксплуатирующим опасные производственные объекты

Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, в части регистрации объектов в государственном реестре

Регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возлагается на Ростехнадзор.

Заявителем является организация, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (эксплуатирующая организация).

Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10

рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. Свидетельство о регистрации опасных производственных объектов — документ, оформляется на номерном бланке, подлежащем строгой отчетности, выполненном типографским способом, выдается эксплуатирующей организации и содержит сведения:

  • о регистрирующем органе, осуществившем его выдачу;
  • эксплуатирующей организации (название, местонахождение)
  • регистрационный номер;
  • перечень эксплуатируемых опасных производственных объектов, их наименования;
  • даты его выдачи (регистрации) и последующей перерегистрации.

Взаимодействие между эксплуатирующей организацией и регистрирующим органом при исполнении государственной функции на основании заявления такой организации осуществляется на бесплатной основе, включая консультации.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;
  • обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте;
  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
  • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  • заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

1. Регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (далее ОПО) осуществляется Верхне-Донским управлением Ростехнадзора (далее — Управление) на основании:

2. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.

Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.

3. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.

4. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с установленой формой.

Регистрация опасных производственных объектов осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения эксплуатирующей их организации.

В государственный реестр регистрирующим органом вносятся изменения в следующих случаях:

1) изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности, перечисленным в приложении 1 Закона № 116-ФЗ; технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта;

2) изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта;

3) изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

4) изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.

5. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

При осуществлении идентификации на объектах использования атомной энергии площадки размещения производств, технологических процессов и оборудования, требования безопасной эксплуатации которых установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, не рассматриваются и как опасный производственный объект не идентифицируются, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

— проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

— обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае его разработки);

— декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);

— генерального плана расположения зданий и сооружений;

— сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

— спецификации установленного оборудования;

— документации на технические устройства, используемые на объекте;

— данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.

При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к Требованиям с учетом особенностей идентификации, установленных данным приложением.

Другие статьи:  Проживание в отеле в анапе

Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, который наиболее полно характеризует деятельность на объекте из всех выявленных на объекте признаков опасности.

6. Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги (приложение 3 к Регламенту), а также документов, определенных требованиями Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением № 2 к Регламенту;

7. Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

8. Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа;

2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности ли ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений);

3) обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

4) текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).

При смене владельца объекта, такой объект первоначально регистрируется в составе опасных производственных объектов нового владельца, а затем вышеуказанный объект исключается из состава опасных производственных объектов прежнего владельца.

9. При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий 20 (двадцать) рабочих дней:

1) проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, достоверность содержащихся в них сведений, а также ведомственную принадлежность объекта;

2) проверяет полноту и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта, наличие признаков опасности у опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Закону № 116-ФЗ;

3) вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих опасный производственный объект.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.

10. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) сведений о составе ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.
Для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

11. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены организацией в соответствующие отделы Верхне-Донского управления Ростехнадзора по адресам:

Воронежская область: 394038 г. Воронеж, ул. Конструкторов, д. 82,
телефон: (473) 260-86-99 доб. 106, E-mail
: v1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; vdon@gosnadzor.ru

Белгородская область: 308023 г. Белгород, ул. Студенческая, д. 18,
телефон: (4722) 34-04-46, E-mail: b1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; ggtn@belgtts.ru

Курская область: 305040, г. Курск, 4-й Трудовой пер, д. 7,
телефон: (4712) 58-02-71, 58-02-74, Е-mail: k1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; kugen@kursknet.ru

Тамбовская область: 392684, г. Тамбов, ул. Советская, д. 191,
телефон: (4752) 45-17-42, E-mail: t1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; rtntambov@gmail.com

13. В целях прекращения предоставления государственной услуги заявитель представляет заявление о прекращении предоставления государственной услуги и возврате заявления и документов в свободной форме.

14. Контакты для получения консультаций (по телефону) по вопросам, связанным с регистрацией объектов государственном реестре опасных производственных объектов:

Воронежская область: (473) 260-86-99 доб. 401 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения Артеменко Татьяна Владимировна.

Белгородская область: (4722) 34-10-27 – Ведущий специалист- эксперт отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Белгородской области Бубнова Наталья Юрьевна.

Курская область: (4712) 58-02-74 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Курской области Трунова Марина Леонидовна.

Липецкая область: (4742) 43-54-74 — старший специалист 1 разряда отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Липецкой области Соловьева Татьяна Александровна.

Тамбовская область: (4752) 53-21-91 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Тамбовской области Иркова Ирина Сергеевна.

Требования промышленной безопасности

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дается следующее определение понятия требования промышленной безопасности:

Это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, изложенные в настоящем Федеральном законе; других федеральных законах; нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами; федеральных нормах и правилах в области ПБ.

Законодательство:

  • Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • ПБ от 18.10.2002 № 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
  • Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»
  • Приказ Ростехнадзора от 14.02.2012 № 97 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности».

Требования промышленной безопасности должны соответствовать:

  • нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ЧС;
  • нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормам охраны окружающей среды;
    нормам экологической безопасности;
  • нормам пожарной безопасности;
  • нормам охраны труда;
  • нормам строительства;
  • требованиям, установленным в соответствии с законодательством России о техническом регулировании.

Если в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации ОПО необходимо отступить от законодательно установленных требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно или вообще нет, то требования ПБ могут быть установлены в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

ПБ № 03-517-02 устанавливают требования к проектированию и строительству ОПО.

Требования к проектированию опасного производственного объекта:

  • обеспечение контроля качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства;
  • учет требований промышленной безопасности и разработка мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий на каждом этапе проектирования;
  • разработка декларации промышленной безопасности;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и вносимых в нее изменений.
Другие статьи:  Гост р 52298-2004 услуги транспортно-экспедиторские общие требования

По обращению заказчика или лица, представляющего его интересы, исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Требования к строительству опасного производственного объекта:

  • принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
  • невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;
  • контроль качества строительных и монтажных работ;
  • контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;
  • приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;
  • разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.

Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется:

  • готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;
  • готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
  • наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:

  • выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
  • представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с установленными требованиями, а также выполнение установленных требований к хранению опасных веществ;
  • в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • предотвращать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;
  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
  • создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов на объекте, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Госгортехнадзора России;
  • вести учет аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины возникновения аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры по их профилактике и устранению причин;
  • представлять в установленном порядке в органы государственной власти информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренный Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540;
  • обеспечивать учет и сохранность взрывчатых веществ в установленном порядке (для организаций эксплуатирующих ОПО, на которых используются, хранятся и транспортируются взрывчатые вещества, допущенные к применению Госгортехнадзором России на основании соответствующих заключений специализированных организаций);
  • осуществлять производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью, посредством проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

Надзор за выполнением требований осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), его территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (499) 258-01-11

Общие требования к персоналу на опасном производственном объекте

Работники опасного производственного объекта обязаны:

1. Проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

2. Незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц об аварии или инциденте;

3. В установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

4. Вустановленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте;

5. В соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности*:

* Техническая и технологическая документация должна соответствовать требованиям 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другим нормативным правовым актам, правилам безопасности и т.д

Требования промышленной безопасности к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в отношении ее работников (согласно ч. 1 ст. 9 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект):

  1. Обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями*;
  2. Допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих противопоказаний к указанной работе;
  3. Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

* При этом в зависимости от вида, типа опасного производственного объекта, применяемых технических устройств, сферы деятельности, характеристики производства, соответствующей специальности и квалификации работников и других критериев, действующее законодательство РФ определяет соответствующие требования к укомплектованности штата работников таких организаций.

*Кроме того, укомплектованность штата должна соотноситься со штатным расписанием соответствующей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Выполнение требований Ростехнадзора к персоналу ОПО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 июля 1997 года №116-ФЗ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 07.08.2000 г. №122-ФЗ, 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 09.05.2005 г. №45-ФЗ, 18.12.2006 г. №232-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, N313-ФЗ, 27.12.2009 г. №374-ФЗ, 23.07.2010 г. №171-ФЗ, 27.07.2010 г. №226-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.),27.07.2010 г. №227-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ (вступ. в силу с 01.08.2011 г.), 18.07.2011 г. №243-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 28.11.2011 г. №337-ФЗ (вступ. в силу 01.04.2012 г.), 30.11.2011 г. №347-ФЗ, 25.06.2012 г. №93-ФЗ, 04.03.2013 г. №22-ФЗ (см. вступ. в силу), 02.07.2013 г. №186-ФЗ, 31.12.2014 г. №514-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ, 02.06.2016 г. №170-ФЗ, 03.07.2016 г. №283-ФЗ, 22.02.2017 г. №22-ФЗ (вступ. в силу 25.03.2017 г.), 07.03.2017 г. №31-ФЗ)

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 27.07.2010 г. №226-ФЗ, 04.03.2013 г. №22-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Другие статьи:  Федеральный закон от 24 июня 1998 года n 89-фз

вспомогательные горноспасательные команды — нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций;

обоснование безопасности опасного производственного объекта — документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

система управления промышленной безопасностью — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;

эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 04.03.2013 г. №22-ФЗ, 02.07.2013 г. №186-ФЗ, 31.12.2014 г. №514-ФЗ)

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.

4. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

5. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 27.07.2010 г. №226-ФЗ, 04.03.2013 г. №22-ФЗ)

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Требования промышленной безопасности для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

(Пункт 3 введен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.2011 г. №347-ФЗ)

4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

(Пункт 4 введен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.03.2013 г. №22-ФЗ)

5. В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе утверждать содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению руководства по безопасности.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 03.07.2016 г. №283-ФЗ, 07.03.2017 г. №31-ФЗ)

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 04.03.2013 г. №22-ФЗ, 02.07.2013 г. №186-ФЗ)

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

3. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ)

Глава II. Основы промышленной безопасности

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.