Требования профессий к человеку

  • Управление персоналом
  • Управление человеческими ресурсами
  • Философия управления персоналом
  • Принципы и методы управления персоналом
  • Персонал фирмы
  • Трудовой коллектив
  • Маркетинг персонала
  • Планирование рабочего дня

Типологии профессий

Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.

Требования профессии к человеку

Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

Профессии типа «Человек — Техника»

Требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность, практическое мышление, техническая фантазия. Высокие требования предъявляются к зрению, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности, вниманию, к самым разнообразным видам памяти.

Профессии типа «Человек — Человек»

Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях: хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Профессии типа «Человек — Природа»

Важным качеством является любовь к природе, связанная с познанием законов природы и применением их. Необходимо обладать дальновидностью, быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Валены инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Профессии типа «Человек — Знаковая система»

Специалисту, который работает со знаками важно уметь, с одной стороны, отвлекаться от реальных свойств предметов, обозначенных знаками (развитое абстрактное мышление), а с другой — представлять и воспринимать характеристики, стоящие за знаками (развитое воссоздающее воображение), также необходимы такие качества, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «Человек — Художественный образ»

Требуется наличие способностей к искусствам, творческое воображения, образное мышления, и, конечно, трудолюбие. Работник искусства должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку — проверьте себя. Каждая профессия имеет перспективу изменений — ознакомьтесь с ней. Каждая профессия — это знания и умения, овладейте ими. Каждая профессия — это труд, научитесь трудиться.

Требования профессий к человеку

Слесарь по ре­монту кинофото­аппаратуры

Психологические требования профессий «человек—техни­ка» к человеку: хорошая координация движений; точное зри­тельное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдатель­ность.

Большинство профессий типа «ЧеловекЗнаковая система » связано с переработкой информации и различается по особеннос­тям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, дело­производитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таб­лицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, стати­стик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-техно­лог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа «Человек— Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и меха­ническая память; способность к длительной концентрации вни­мания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распреде­ление и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпе­ние; логическое мышление.

Другие статьи:  Проживание без паспорта ответственность

Профессии «ЧеловекХудожественный образ». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, компози­тор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произве­дений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шли­фовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий типа «Человек—Художественный образ» к человеку: художественные способ­ности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зри­тельная память; наглядно-образное мышление; творческое вооб­ражение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Профессии «ЧеловекЧеловек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживани­ем (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслужива­нием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информа­ционным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инс­пектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бри­гадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявля­ются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек—человек».

Психологические требования профессий типа «Человек—Человек»: стремление к общению: умение легко вступать в кон­такт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдер­жка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнения другого человека; способность владеть речью, ми­микой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Ссылка СТР. 19-21

Профессии «человек – человек»

Профессии типа человек-человек выделяются по основному приложению труда, который направлен на человека.

Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Лучше ориентироваться в этой области помогают такие учебные предметы, как литература, история и другие, основное направление деятельности которых связано с изучением общества и людей.

Выбор профессии класса человек-человек, основан на ваших склонностях и индивидуальных интересах к той или иной области труда, который выявляется по опыту общественно-организаторской работы, опыту организации и участия в коллективных и групповых мероприятиях.(Определись с помощью тестов .)

Первая особенность профессии для типа человек-человек состоит в том, что основной труд здесь затрачивается на взаимодействие между людьми. Если это взаимодействие не может наладиться, значит, не будет ладиться работа.

К примеру, если у руководителя или воспитателя не складываются хорошие взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, работа такого человека будет безуспешной.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в требовании от человека двойной подготовки – умения устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленным в своей области производства, техники, науки и искусства.

В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов:

Работать с людьми достаточно не просто. Профессии, связанные с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере. Специальная подготовка таких работников зачастую бывает настолько объемной, что может стереть из его сознания специфическую «человековедческую» подготовку.

Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой.

В первую очередь это относится к профессиям, связанным с общением с людьми. Среди важных качеств обладателей таких профессий присутствует хорошее и устойчивое эмоциональное состояние в процессе работы, потребность в постоянном общении, понимание настроения и мыслей людей, умение разбираться во взаимоотношениях между людьми и их намерениях, умение находить общий язык с людьми разного характера.

Психологические требования профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-природа»

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

животные, условия их роста, жизни;

растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Другие статьи:  900 приказ мвд рф 2019

Психологические требования профессий «человек-техника»:

хорошая координация движений;

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

III. «Человек-знаковая система».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

хорошее распределение и переключение внимания;

точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

художественные способности; развитое зрительное восприятие;

наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

умение сдерживать эмоции;

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

способность владеть речью, мимикой, жестами;

развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

Три главных требования к профессии

1. Профессия должна быть интересна для Вас. Если человеку нравится содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет и в итоге зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет меньше поводов для его увольнения. Работа станет любимым делом.

2. Профессия должна соответствовать Вашим возможностям. Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования: к состоянию здоровья, квалификации и профессиональным способностям. Эти параметры являются профессионально важными качествами человека. Если уровень развития качеств больше того, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессионально непригодности человека.

3. Профессия должна быть востребованная на рынке труда. Учитывайте возможность дальнейшего трудоустройства. Задумайтесь, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу после обучения. Спрос работодателей на определенных специалистов может меняться. Сегодня невозможно с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом через пять-десять лет. Но уже сейчас можно узнать, какие специалисты востребованы на сегодняшний день и какие будут нужны и через несколько лет.

Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», профессиональный выбор будет удачным.

Правильный выбор профессии – это когда в будущем специалист удовлетворен своим делом, положением в обществе и в профессиональном мире.

Типы профессий и профессионально важные психологические качества

Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет двух-аспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Необходимо остановиться на характеристике самого объекта выбора профессии — того, что выбирают. Традиционно общая схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:

  • — социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
  • — производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
  • — санитарно-гигиенический — информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях;
  • — психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Е. А. Климовым предложена четырехъярусная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда. По предмету труда вес профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социопомические (взаимодействие людей), по Л. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. Л. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек — природа», «Человек — техника», «Человек — знак», «Человек — образ», «Человек — человек».

  • 1. «Человек — живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).
  • 2. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер — организатор производства, врач, учитель, социальный работник).
  • 3. «Человек — техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог).
  • 4. «Человек — знаковая система» (3). Естественный и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).
  • 5. «Человек — художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).
Другие статьи:  Подоходный налог с покупки квартиры пенсионером

В пределах каждого типа профессий Е. А. Климовым выделены их классы по признаку целей:

  • — гностические профессии;
  • — преобразующие;
  • — изыскательные.

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела:

  • — профессии ручного труда;
  • — профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.);
  • — профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) — операторы машин с ЧПУ и т.д.
  • — профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

  • — работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
  • — работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции;
  • — работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (-Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);
  • — работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей — взрослых или детей, за большие материальные ценности (воспитатель д/с, учитель, врач, следователь).

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы.

  • 1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т.д.).
  • 2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.
  • 3. Действия межличностного общения, диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.
  • 4. Действия по согласованию усилий.

Что же определяет выбор профессии? Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

  • 1) позиция старших, семьи;
  • 2) позиция сверстников;
  • 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);
  • 4) личные профессиональные и жизненные планы;
  • 5) способности и их проявления;
  • 6) притязание на общественное признание;
  • 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  • 8) склонности.

Говоря о сложности такого образования, как субъект деятельности, Б. Г. Ананьев исходными его характеристиками называет сознание и деятельность. В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • — интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • — способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности);
  • — темперамент;
  • — характер.

Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

К. М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

  • — профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно-приемлемой эффективности деятельности;
  • — профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
  • — профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).

Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.

Психологические требования профессий типа «Человек — природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

Профессии «Человек — техника» связаны:

  • 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • 2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • 3) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов (см. табл. 7.3).