Требования предъявляемые к современному учителю

Требования к современному педагогу

2012-09-07 7 Сен 2012

В предыдущей статье я уже упоминала о том, каким должен быть педагог. В этой записи я продолжу эту тему. Если говорить о требованиях, которым должен соответствовать педагог, то их можно условно разделить на 4 большие группы:

  1. Воспитательные требования
  2. Дидактические требования
  3. Психологические требования
  4. Гигиенические требования

А теперь обо всем по порядку. Разберем воспитательные требования к педагогу. Сюда можно отнести умение воспитывать у учащихся моральные качества, умение закладывать основу эстетических вкусов. Современный педагог должен показать, как процесс обучения тесно связан с самой жизнью. Ведь человек, только обучаясь и получая знания, может соответствовать запросам и требованиям современной жизни.

Дидактические требования обуславливаются необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся. Преподаватель в своей работе должен грамотно сочетать словесные, наглядные, а также практические методы обучения. Ученик должен получать теорию неотрывно от практики, которую сможет применять в своей будущей работе, повседневной жизни. Необходим системный контроль за тем, как ученики усваивают материал, как могут применять знания на практике. Если в этом есть какие-то сложности – надо вовремя скорректировать их учебные усилия. Очень важна «обратная связь». Нужно общаться с учащимися, понимать их трудности и переживания, стараться направлять их в нужное русло. Нужно проводить работу над собственными ошибками. Если у подопечных возникают какие-то пробелы, нужно задать себе вопрос «где я допустил ошибку в обучении?».

Психологические требования. Педагог должен быть хорошо подготовлен психологически. Характер учителя всегда проявляется на любом занятии. Нужно быть требовательным к ученикам, но при этом – справедливым. Нужно быть доброжелательным, но при этом соблюдать субординацию. Очень важно самообладание – оно поможет нивелировать и преодолевать разные отрицательные состояния (такие как неуверенность или вспыльчивость).

И последний пункт – гигиенические требования. В учебном классе должен четко соблюдаться комфортный температурный режим, помещение должно своевременно проветриваться, нужно обеспечивать надлежащее освещение. В ходе урока нужно избегать монотонности и однообразия – слушание чередовать с письменными заданиями, практической работой, презентациями и видеоматериалами.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.
Другие статьи:  Договор комиссий преимущество

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Требования, предъявляемые к современному учителю

Кто сегодня должен учить школьников. В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников? Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами учащиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят, чтобы их дети могли применить полученное на практике. Более востребованными становятся учителя, добивающиеся высокой результативности по ЕГЭ, имеющие первую и высшую категории, имеющие навык работы в профильных классах, занимающиеся созданием проектов вместе со школьниками. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. Еще важный аспект – создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.

Кто сегодня должен учить школьников

В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников?

Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами учащиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят, чтобы их дети могли применить полученное на практике. Значит, учитель должен создать условия для способности к самореализации. Знания, полученные школьниками, должны помочь им легко ориентироваться в условиях рынка. Научить этому можно только тогда, когда сам ориентируешься и понимаешь экономическую политику нашей страны. Учитель должен свободно ориентироваться в потоке информации и находить нужное , этому он должен научить и каждого школьника. В потоке всей поступающей информации нужно помочь ребенку видеть полезное и бесполезное.

Более востребованными становятся учителя, добивающиеся высокой результативности по ЕГЭ, имеющие первую и высшую категории, имеющие навык работы в профильных классах, занимающиеся созданием проектов вместе со школьниками.

Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Очень важно, на мой взгляд, владеть информационными технологиями, владеть компьютерной техникой и применять ее на уроках. Хотя компьютер и не заменит живого слова учителя, но он значительно оживит учебный процесс. Просто нужно уместно и умело применять учебные диски, использовать интерактивные доски и т.п.

Обучение в старших классах сегодня немыслимо без создания проектов, презентаций, так как это позволяет школьникам участвовать в различных конкурсах на федеральном уровне. Значит сам учитель должен быть активным участником различных форумов, конкурсов, должен уметь построить свой образовательный маршрут на современном уровне и создать подобные индивидуальные образовательные маршруты для своих учеников. Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении причин неуспешности .

Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал.

Еще важный аспект – создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель.

Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.

Требования предъявляемые к современному учителю

Цель : з накомство с основными требованиями к организации современного урока как основы эффективного и качественного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения

  1. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу в условиях модернизации образования.
  2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя в современных условиях.
  3. Познакомить с типологией и структурой современного урока.
  4. Стимулировать каждого учителя на профессиональное самосовершенствование.
  5. Определить пути повышения эффективности взаимодействия учителя и обучающегося на уроке.
  6. Рассмотреть пути повышения эффективности современного урока через использование здоровьесберегающих технологий.

План работы:

  1. Требования, предъявляемые к современному учителю в условиях модернизации образования, Е.А. Кузнецова, заместитель директора по УВР
  2. Структура ИКТ-компетентности учителя, О.А. Смирнова, заместитель директора по УВР
  3. Урок современного типа, Е.Н. Корсаков, учитель истории
  4. Практическая часть «Технология эвристического обучения», С.Ю. Юмалова, учитель истории
  5. Структура современного урока. Роль целеполагания при проектировании урока, Е.А. Доментий, учитель начальных классов, Е.Б. Кругликова, учитель начальных классов
  6. Практическая часть «Технология Smart- целей», А.А. Юмалов, учитель истории
  7. Использование здоровьесберегающих технологий на современном уроке, И.А. Савичева, заместитель директора по УВР
  8. Итоги педагогического совета.

Материалы педагогического совета:

  1. Фрагмент выступления «Требования, предъявляемые к современному учителю в условиях модернизации образования», Е.А. Кузнецова, заместитель директора по УВР (скачать *.pptx)
  2. Фрагмент выступления «Структура ИКТ-компетентности учителя», О.А. Смирнова, заместитель директора по УВР (скачать *.pptx)
  3. Урок современного типа , Е.Н. Корсаков, учитель истории
    • Нетрадиционные формы урока (скачать *.pptx)
    • Деловая игра (скачать *.pdf)
    • Урок-дискуссия (скачать *.pdf)
    • Урок-экскурсия (скачать *.pdf)
    • Урок-игра (скачать *.pdf)
    • Урок-консультация (скачать *.pdf)
    • Урок-лекция (скачать *.pdf)
    • Ролевая игра (скачать *.pdf)
    • Урок-семинар (скачать *.pdf)
    • Урок-соревнования (скачать *.pdf)
    • Театральная игра (скачать *.pdf)
    • Урок-зачёт (скачать *.pdf)
  4. Фрагмент практической части «Технология эвристического обучения», С.Ю. Юмалова, учитель истории (скачать *.pptx)
  5. Материалы к выступлению » Структура современного урока. Роль целеполагания при проектировании урока», Е.А. Доментий, учитель начальных классов, Е.Б. Кругликова, учитель начальных классов (скачать *.zip)
  6. Фрагмент практической части «Технология Smart-целей», А.А. Юмалов, учитель истории (скачать *. pptx)

Требования, предъявляемые к современному уроку.

В статье рассматриваются важнейшие задачи современной системы образования, новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Требования, предъявляемые к современному уроку.»

Феденко Валентина Александровна

Учитель начальных классов

МКОУ Старомеловатская СОШ

Требования, предъявляемые к современному уроку

«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Важнейшая задача современной системы образования «научить учиться».

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При подготовке к уроку необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

В соответствии с изменениями при введении ФГОС упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но даже при таком раскладе на сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Для этого применяется групповая форма работы. Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Другие статьи:  Как получить кредит под залог имущества

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Таким образом, успешность современного урока зависит от самого учителя, его профессионализма, правильности используемых методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ, формы подачи учебного материала, умения создавать ситуацию успешности, доброжелательности атмосферы на уроке. Современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего и заинтересованного ученика.

1. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие/ авт.и науч. ред.Т.В.Машарова; авт.А.А. Пивоваров и др. – Киров: ООО « Типография» Старая Вятка», 2014г- 107с.-(Серия «Стандарты образования»)

2. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт .

Современные требования к учителю

Одним из первых, кто попытался выделить неструктурированную группу качеств, свойств, способностей учителя и определить специфику деятельности учителя, был М.М. Рубинштейн. Ученый считал задачу подготовки учителя первейшей и особое внимание уделял развитию личности педагога. В формировании будущего учителя, подчеркивал он, необходимо установить: во-первых, что дала учителю природа и что он должен развить в себе; во-вторых, то, что должна дать наука и что он должен приобрести главным образом в процессе теоретической работы; в-третьих, то, что он должен создать в себе сам. По мнению М.М. Рубинштейна, учитель может сам профессионально и личностно развиваться, нужно только помочь развернуться его способностям. Неслучайно структура личности учителя, предложенная этим ученым, включала: социальные черты (любовь к детям, стремление помочь им, признание профессионального долга, ответственность за качество своей работы и др.); эстетические черты как черты творчества, проявляющиеся в чувстве педагогического «авторства»; персональные черты (радость жизни, поддержка и развертывание своей индивидуальности и др.); биологически обоснованные черты — базовое ощущение ценности деятельной жизни; моральные черты (верность самому себе в профессиональной деятельности и жизни, педагогический такт, объективность и др.).
Эти черты образуют «смысл и ценность» педагогического дела, это «сердцевина личности педагога и его отношения к делу» [12, 55].
Следует признать, что исследователи давно и глубоко изучают профессию педагога, его мышление, профессиональное самосознание, проблемы менталитета (Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А. К. Маркова, В. П. Саврасов, И.В.Самоукина, В. А. Сластенин, И. В. Страхов, Г.С.Сухобская, А.И.Шутенко и др.), становление творческой индивидуальности (Т. Б. Гребенюк, А. Я. Никонова, Н.Г. Осухова и др.). Широкий фронт исследований неслучаен: во-первых, действительно, личность учителя — мало изученный и постоянно меняющийся феномен, а во-вторых, сама деятельность педагога — подвижная, неповторимая индивидуальная самореализация, которая не может быть обобщена раз и навсегда. Какая бы сторона личности учителя ни была предметом внимания исследователя, она будет высвечена каждый раз по-новому, потому что чисто теоретически нельзя обобщить и создать единый образ учителя, общую стандартную модель личности, которой будет соответствовать каждый, избравший эту профессию. Наверное, можно изучить психические процессы, исследовать их, классифицировать, обобщить и прийти к определенным научным выводам, а вот в целом педагогическую деятельность и личность учителя с ее внутренним миром, набором предпочтений и симпатий, целей и ценностных ориентаций, индивидуальной неповторимостью в деятельности исследовать сложно, потому и исследуется она робко.
Современное восприятие деятельности учителя не так однозначно: накоплен определенный теоретический и технологический опыт педагогической деятельности, в то же время инновационные процессы заставляют открывать новые виды деятельности в рамках этой профессии, появляются новые социально-экономические и информационно-технологические проблемы, влияющие на изменение самой педагогической деятельности и отношение к ней. Приобретают другой социальный статус основные виды педагогической деятельности (воспитательная работа, обучение, преподавание), и требуют нового осмысления основные ее компоненты: исследовательский, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Сегодня учителя отличают другие профессиональные установки, изменяющие и его позиции в отношении с учеником. Раньше доминировала установка «транслировать знания», учить, поэтому понятен был образ мудрого наставника, советам которого надо было следовать. Теперь важнее «миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке» [13], когда необходимо научить учиться и добывать знания всю жизнь, поэтому появляется новый образ — менеджер образования, — способный развить познавательный интерес у своего ученика, помочь наладить связи и отношения, жизненно важные для ребенка.
Современного профессионала педагогической деятельности характеризуют (за основу берем учебное пособие «Педагогика» В.А.Сластенина и др., с. 34 — 35): высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научнопедагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Обобщая генезис знаний о педагогической деятельности и личности учителя как субъекта этой деятельности, можем отметить, что педагогическая профессия прошла долгий путь становления: на протяжении веков накапливались знания, общие представления, формировался свой понятийный аппарат, складывалась технология взаимодействия учителя и ученика.
Логика развития педагогической профессии сводилась к следующему: от опыта трансляции накопленных человечеством знаний и эмпирических способов обнаружения основ функциональных связей между учителем и учащимся, постоянного расширения специфики педагогической деятельности к теоретически обоснованной модели деятельности учителя, включающей систему его профессиональных качеств и видов самопроявления индивидуальности в профессиональной деятельности, способов общения и технологии решения профессиональных задач.
Цель педагогической деятельности тоже изменялась на протяжении столетий: вместо научения — обучение, а воспитание как прямое воздействие сегодня рассматривается как создание воспитательной среды и единого образовательного пространства.
Профессиональная технология тоже развивалась от искусства индивидуального научения к монологической технологии «обучения всех всему» и, наконец, к обучению и воспитанию с опорой на способности личности ученика и учителя и к постоянной интенции их на саморазвитие и самообогащение. Переход от попредметных знаний, умений и навыков к конструированию смыслов знаний в аспекте целостного восприятия мира позволяет обратить внимание как на систему подготовки учителя, так и на требования, предъявляемые ему современной школой. С нашей точки зрения, современный учитель должен быть не только компетентным специалистом, умеющим выполнять функциональные обязанности, он должен быть хорошим психологом, чтобы понимать ученика, принимать его таким, какой он есть, и помогать ему стать лучше. Учитель должен хорошо знать и науки конфликтологию и контактологию, находить способы общения со своим учеником, у него должны быть свои приемы общения с коллегами, воспитанниками, администрацией, родителями учеников. Интуиция и знание этических норм педагога — гарантия защиты ребенка и действий в его пользу.
Модель современного учителя представляет собой устойчивое сочетание личностных качеств, профессиональной компетентности и индивидуального стиля профессионализма, обеспечивающее результативность, комфортность деятельности и общения в едином образовательном пространстве. Современный учитель — это исследователь, аналитик, способный к самоактуализации в профессиональной деятельности.
Соотношение личностных факторов (когда учитель сам себе интересен) и профессиональных умений является основой педагогического мастерства, обеспечивает уровень педагогического сотрудничества взрослого и ребенка в познавательной деятельности.
На рис. 1 отражены основные характеристики профессионального образа современного учителя, выделены связи качеств личности, профессиональной деятельности и индивидуального своеобразия специалиста.
Как видим, акцент в модели сделан на таких сторонах личности учителя, как коммуникативная этика, где любовь к ребенку действенна, а не декларируема, культура самопроявления подкреплена устойчивой профессиональной позицией и профессиональной направленностью, стремлением создавать комфортную среду для себя и ученика.
Важной качественной характеристикой личности современного учителя являются устойчивая профессиональная позиция, способность к активной, сознательной «реконструкции» социального опыта и наполнению собственного новым содержанием, потребность в творческой самореализации в профессии, стремление к личностно-профессиональному росту. Исходя из общеизвестного постулата (индивидуумом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают), следует учитывать, что индивидуальность начинается с самоопределения человека и происходит сразу по нескольким направлениям, составляющим личностнопрофессиональный аспект жизнедеятельности: ценностно-нравственная основа (внутренняя готовность), информация (наличие вариантов выбора), эмоциональная составляющая (привлекатель-

Рис. 1. Модель современного учителя

ность профессиональных вариантов), морально-волевая (побуждающая действовать), прогностическая (выделение профессиональных и жизненных целей, построение их иерархии, этапов достижения целей и системы резервных вариантов), исполнительская и контрольно-корректировочная (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных и жизненных перспектив).
Культуре самоопределения в профессиональной деятельности уделяют внимание многие исследователи (Б.Б.Коссов, А.К. Маркова, Л. М.Митина и др.). В их работах профессиональное самоопределение рассматривается как определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Поэтому динамика профессионального самоопределения состоит, по их мнению, в изменении образа профессионала, корректировке и самоанализе отношения к себе, изменении критериев этого отношения на протяжении всей профессиональной жизни.
Этот процесс нуждается в специально смоделированных (в вузе или школьном коллективе) условиях, побуждающих к профессиональному саморазвитию, стимулирующих профессиональное самосовершенствование, и большой рефлексивной практике как в период подготовки будущего специалиста, так и в реальной профессиональной деятельности.
Опираясь на известные признаки самоопределения вообще, попробуем представить логику индивидуального маршрута профессионального педагогического становления. Построение на основе сложившегося стереотипа деятельности учителя и личного опыта субъективной модели будущей профессии (идеальная цель). Самоопределение, соотнесение нормативных предписаний, предъявляемых профессией к личности, и собственно ценностных ориентаций, целей, мотивов, идеалов; осознание своей уникальности. Адекватные профессиональные представления, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность (самооценка). Предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал. «Внутренняя позиция», построение своих целей, задач, планов (близких, средних и отдаленных) для развития необходимых качеств: чего я хочу и как я намерен действовать. Пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты самого общества, и сам человек выбирает из них разные варианты на различных этапах развития профессиональной карьеры. Пересамоопределение — человек заново осмысливает идеальную профессиональную модель, принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться.
Процесс этот возможен лишь при определенном уровне зрелости личности, осознанности мотивации и сложившихся ценностных ориентаций, когда есть «внутренний содержательный план индивидуальности и внешний план ее выражения» [10, 55]. В любом случае при этом еще нужны определенные ситуации, которые бы актуализировали эту потребность в самоанализе, постоянно стимулировали самосовершенствование, создавали условия соревновательности с самим собой вчерашним или с другими в личностном, социально-профессиональном и духовно-нравственном плане.
Очевидно, что самоопределение профессиональной индивидуальности всегда «многослойно», это процесс своего рода оценивания самого себя не только и не столько по отношению к самому себе, сколько по отношению к тому, что в индивидуальной истории является смыслом существования, перспективой, каким-то неограниченным пределом, осмысленным личностью и ставшим для нее целью.
Рассуждая о профессиональном самоопределении, одни полагают, что исследование должно осуществляться обязательно в контексте жизненной перспективы, важным элементом (ядром) которой являются ценностные ориентации, жизненные планы, цели. Другие считают, что любое описание человеческой жизни предполагает выяснение вопросов: как и что человек делает, каков предмет его деятельности, как он относится к деятельности, каковы его отношения с окружающими людьми. Оба подхода предусматривают сознательный взгляд на «образ профессии» и профессиональную деятельность, на свое место в профессиональном пространстве.
Отдельными исследователями самоопределение связывается с актом выбора профессии, с совершенствованием себя в выбранной деятельности, с увлеченностью значимой работой. Так, П. Г. Щедро- вицкий [17] считает, что самоопределение предполагает наличие самого процесса и включенность в него субъекта и пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Е. В.Климов выделяет три основания профессионального самоопределения: «хочу» (предполагается учет желаний и склонностей человека), «могу» (реальные и перспективные возможности), «надо» (предполагает потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны общества в целом) [3, 6 ].
С нашей точки зрения, профессиональное самоопределение возможно не только на уровне профессионального выбора, профессиональной ориентации, но и на уровне профессиональной деятельности, когда специалист осознает функциональные требования профессии, сопоставляет их со своими возможностями, способностями, целями, жизненными идеалами, установками, системой ценностей.
В разработанной Институтом профессионального самоопределения при РАО «Концепции» профессиональное самоопределение рассматривается как «Я-концепция» личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях. Самоопределение личности должно быть связано еще и с романтической перспективой изменить себя, изменить условия, со свободой выбора, если не ограничен «диапазон» маневров человека, с уровнем готовности личности к самоопределению. Именно внутренние «напряжения», связанные с самопониманием, оценкой устремлений и желаний, потребностей и совести (по Фрейду), профессионального долга и личностных ориентаций, постоянная устремленность к себе идеальному и составляют ядро профессионального самоопределения.

Другие статьи:  Как оформить работника у ип чтобы не платить налог

Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как самостоятельный, осознанный и добровольный выбор профессии, реализацию профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии, получение профессионального образования и самосовершенствование в данной профессиональной деятельности.
В этом определении отражены позиции профессионала (профессия как роль, как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях жизни и карьеры) и сущность профессионального смысла: самостоятельность и осознанность выбора, корректировка и совершенствование себя как специалиста.
Как видим, профессиональное самоопределение имеет смысл для человека, если оно совпадает с целью жизненного и личностного самоопределения, т. е. дает возможность для выражения самобытного «образа Я» и самоутверждения среди окружающих людей; если человек становится хозяином ситуации; если профессия не цепи, сковывающие и ограничивающие внутренние потенции личности, а горизонты творческого самовыражения, позволяющие развиться и проявиться внутренней активности.
В профессиональном самоопределении, по выражению А. Г. Асмо- лова, важен путь и время прохождения от «культуры полезности» к «культуре достоинства», когда ведущей ценностью становится индивидуальность профессионала. Профессиональное самоопределение обусловлено не только ориентациями личности, мотивационным блоком, веером ценностных установок, возрастными особенностями и уровнем профессионализма, но и индивидуальными особенностями человека, индивидуализацией профессионального развития, спецификой адаптации в структуре трудовой деятельности, стремлением самоактуализироваться, самореализоваться.
Как важные системообразующие компоненты модели современного учителя выделены: стремление к самообразованию, постоянная работа над собой, профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность, по мнению отдельных ученых, выступает самостоятельной образовательной ценностью, результатом профессионального образования (А.А. Орлов). Д. М. Гришин в квалификационную характеристику учителя в качестве основного понятия вводит «профессиональную компетентность» как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений педагога, его способность практического использования этих умений. В работах М.А. Викулиной, Е. М.Павлютен- кова профессиональная компетентность педагога представляется как форма исполнения им своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив), свободным владением содержания своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам педагога, его самооценке, отношению к труду [1, 88 — 89].
Как видим, профессиональная компетентность — это владение специалистом совокупностью культурных образцов (знаний, умений, навыков, способностей, интеллектуальных, знаковых и технических средств), известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности. Ряд ученых (С.В.Мелешина, В.А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.) рассматривают компетентность с позиции уровневого подхода: как способность и готовность личности ориентироваться и действовать в той или иной сфере деятельности, моделировать и решать на разном уровне различные педагогические задачи, прогнозировать результаты, как профессиональное мастерство.
Большинство авторов выделяют три компонента в структуре профессиональной компетентности: образовательный (теоретический), деятельностный (практический) и профессионально-личностный. Уровень компетентности специалиста будет зависеть от уровня сформированности всех компонентов. Высокий уровень компетентности говорит о высокой степени профессионализма, об уровне творческой индивидуальности.
Иногда профессиональную компетентность отождествляют с понятиями «профессиональное мастерство», «профессионализм». С нашей точки зрения, «профессиональная компетентность» шире понятия «профессиональное мастерство», так как мастерство может проявиться на уровне любого из компонентов профессиональной компетентности. Мы разделяем точку зрения И.Ф.Харламо- ва, что умелый учитель, учитель-мастер, учитель-новатор — это разные уровни педагогического профессионализма. При этом педагогическая умелость — основа профессионализма. Она предусматривает такой уровень, который включает в себя обстоятельное знание педагогом своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества.
Педагогическое мастерство — качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности педагога. Это доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой «отшлифованности» методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса. Я.Корчак писал: «Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста, слез раскаяния или слез бессилия. ребенка» (Корчак Я. Антология гуманной педагогики. — М., 1998. — С. 189).
Высшим уровнем профессионализма является педагогическое новаторство. Само понятие происходит от латинского novator, что означает «обновитель», «человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, что значительно изменяет и повышает ее качество». Это определение в полной мере относится к педагогической деятельности. Новаторство в педагогической деятельности есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя.
Сложность профессиональной подготовки заключается в том, что люди видят и слышат одну и ту же информацию по-разному. Подтверждение можно найти в исследованиях американского психолога и педагога Д. Брунера, который на основе серии экспериментов сделал подобный вывод. М. С. Каган лаконично выразил зависимость степени восприятия и самопроявления от внутреннего содержания личности, от ее направленности и ценностных ориентаций: «Зрение и слух не только органы чувств, но и органы культуры» [2, 77]. Вот почему профессиональное становление напрямую связано с внутренними установками: каким я хочу (и хочу ли?) стать специалистом? Каким будет уровень моей профессиональной компетентности: уровень готовности к деятельности, уровень профессионализма или уровень творческой индивидуальности?
Осознание уровня профессиональной компетентности тесно связано с таким понятием, как рефлексия. В литературе выделяют два вида рефлексии: внешнюю и внутреннюю. Внешняя — участвует в формировании феноменального слоя сознания, того «оценочного блока», который является мерилом соответствия сложившейся стандартности социальных норм и ценностей и реальных действий, поступков, возможностей, результатов. В процессе становления профессиональной индивидуальности значение имеет именно внутренняя рефлексия как осмысление собственного сознания, его критический анализ, деятельность самопознания и самооценки. Как правило, этот вид рефлексии и становится источником новых устремлений личности, духовной активности, саморазвития. Это — нравственная работа, лишь стимулируемая извне, но совершаемая по внутренней потребности понять себя и происходящее — себя в происходящем и происходящее в себе [5, 70].
В современных педагогических исследованиях проблема индивидуального самоопределения и самопроявления не раскрывается как условие эффективности профессиональной деятельности учителя. В учебных пособиях, предназначенных будущим учителям, чаще всего акцент делается на формирование таких качеств личности, как повышенное чувство долга и ответственность, объективность, самоотверженность, педагогический такт, самообразование, любовь к детям и профессиональному труду, профессиональная направленность и т.д. [13, 33— 39]. Лишь немногие обращают внимание на увлеченность своим делом, языковую экспрессию, т. е. выделяют внутреннее состояние педагога.
И.П.Подласый важной задачей воспитателя считает взаимопонимание между учителем и учеником, взаимодействие, но при этом не указывает на значимость в профессиональной деятельности личностного самопроявления, самоинтересности учителя, его самоценности. Без профессиональной самоуверенности, профессионального достоинства, с нашей точки зрения, индивидуальность педагога растворяется в методических циркулярах, и, как правило, срабатывает импульс готовности выполнять любое внешнее, стереотипное предписание.
При этом личностная несостоятельность может быть долгое время скрыта за менторством или авторитарно-повелительным стилем общения, жесткими требованиями и безапелляционным манипулированием внешним поведением учащихся. Чаще всего такие учителя убеждены, что их позиция обусловлена требованиями профессии и социального заказа, прогнозирующими педагогический результат: вылепить, сформировать из человека социальную личность. Может, поэтому они стараются не замечать ни опыта ребенка, ни его индивидуальных черт, ни состояния его личности, ни его точки зрения.
В последнее время в научном мире редко говорят о профессиональном функционализме учителя (от лат. functio — исполнение, осуществление), который можно рассматривать как четкое исполнение своих обязанностей, деятельности, работы. Чаще пишут о творческом самовыражении, творческой деятельности, творческой индивидуальности. Не будем доказывать общеизвестное: набор обязанностей присущ каждой профессии, а у каждого специалиста складывается свой образ деятельности. В профессиональном становлении могут доминировать функциональные обязанности, особенно в начале профессиональной карьеры, но четкое им следование не исключает творческого самовыражения.
Процесс творческого самовыражения присущ в той или иной мере каждому учителю. Репродуктивность, вторичность во взаимодействии учителя и ученика, как правило, не приносят пользы ни тому, ни другому. Невозможно кого-то скопировать, перенести чей-то опыт в ситуацию, когда надо найти то единственно верное слово, чтобы снять напряжение ученика. И если это слово найдено, если ученик превращается в зрелого, самостоятельного человека — учитель получает удовлетворение не меньшее, чем художник от своего произведения. Профессия обязывает учителя постоянно развиваться, открывать «свое звездное небо», проявлять свою индивидуальность, чтобы вести за собой ученика. Такие понятия, как «творческий учитель», «педагогическое творчество», вошли в профессиональный лексикон.
Есть среди учителей индивидуальности, самовыражение которых проявляется в том, чтобы хорошо научить другого, раскрыть внутренний потенциал ученика, не раскрываясь личностно. Но есть и такие, смысл деятельности которых — в самораскрытии: они как бы боятся, что не успеют «удивить» своей эрудицией, если не расскажут все, что знают. Они говорят сами, говорят вдохновенно, увлеченно. Их уроки — спектакль одного актера. Они артисты, а ученики — благодарные зрители, умеющие слушать, но разучившиеся говорить. Какой вид деятельности в данном случае будет творческим: результативный или безрезультатный, направленный на развитие ученика или на самораскрытие?
В любом виде творчества, в работе художника, скульптора, архитектора, писателя, можно обнаружить глубинные истоки. Тут в композиционной неповторимости, своеобразном орнаменте или рифме, сочетании слов, образов, красок можно обнаружить индивидуальное видение мира, отношение мастера и его индивидуальное мироощущение. Любое движение человеческой жизни может быть выражено в произведении, которое начинает жить отдельно от творца, вызывает сопереживание, соразмышление, требует определенного интеллектуального усилия, но живет вложенной в него мыслью художника. Хочется обратить внимание еще на один феномен творчества: временной аспект. Творчество — это то озарение, которое рождает цель деятельности, или постоянный напряженный труд десятилетий работы скульптора, художника, архитектора, писателя. Творчество учителя — в находке какого-то собственного приема (подобного приему трудного вопроса Е.Н.Ильина, опорному конспекту В.Ф.Шаталова) или в каждодневном решении проблем детства, как в работе Ш. А.Амонашвили.

Смысл профессионального творчества учителя, без сомнения, нуждается в глУбинном проникновении в суть индивидуальной деятельности, нахождении новых измерений на новом этапе научныгх знаний, новых взглядов и современных парадигм. Если взять на себя смелость и философские идеи сузить до конкретной предметной области (педагогики), до частной проблемы индивидуальности, можно рассматривать самопроявление учителя в профессиональной деятельности как «новое преображение разума» (В.С.Библер) в новых социокультурных условиях или в непредсказуемо многообразных педагогических ситуациях. Тогда новизна будет в субъективно-созидательном выборе цели-ценности поступка-действия.
Важно, с нашей точки зрения, обратить внимание на то, что и в творческой самореализации педагога доминирующим является смысловой компонент (во имя чего?), влияющий на степень удовлетворенности личности от конечного продукта, но творческое в деятельности учителя обязательно предусматривает «встречное движение» ученика, поэтому оно выступает как условие, процесс и результат самостроительства всех субъектов (учителей, родителей, учеников) единого педагогического пространства.
СОВЕТУЕМ
Макаренко. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999.
А.С.Макаренко занимает одно из значимых мест в истории педагогики, он всей своей жизнью отстаивал идею, что воспитание — это создание гуманной образовательной среды, налаживание нормальной жизни ребенка. Он не только пошел по пути целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации — воспитательный коллектив. Его педагогическое творчество — педагогика реального гуманизма, упорная работа над собой, филигранное оттачивание профессионального мастерства. Вы познакомитесь с Макаренко через его переписку с А. М. Горьким.
Фромм. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Эрик Фромм — один из крупных западных гуманистов XX века — интересен тем, что его задача «формирования нового человека» основана на принципах гуманизма и подлинной свободы. Он предостерегал: поиск истины не должен зависеть от конъюнктуры политики. Для истинного интеллигента важно искать правду, находить правду и говорить правду. Он ввел понятие «социальный характер» и утверждал, что «функция воспитания, очевидно, состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе», но предостерегал от недооценки индивидуальных психологических особенностей.