Требования предъявляемые к контролю в организации

10.5. Общие требования к эффективно поставленному контролю. Характеристика эффективного контроля

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования или критерии.

Эффективность контроля. Сюда входят: выполнение обязательств, предотвращение недостатков, затраты на контроль. Основными целями должны быть: уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль; сокращение затрат на персонал и технику контроля.

Эффективно поставленный контроль обязательно должен:

иметь стратегическую направленность, т.е. быть целеустремленным;

ориентироваться на результаты;

соответствовать характеру деятельности предприятия;

быть своевременным, гибким, экономичным, полным, систематичным, упреждающим, объективным (справедливым), компетентным, деловым, доброжелательным.

Обязательным элементом любого эффективного контроля является относительная и достаточная его простота. Экономичность и простота особенно важны в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Контроль будет эффективным, если менеджер учтет ряд условий.

Во-первых, менеджеру важно самому сформировать правильное отношение к контролю, понимая его сущность не с позиции «ловить, изобличать и критиковать», а с позиции конструктивной работы по устранению выявленных недостатков.

Во-вторых, необходимо постоянно думать о создании благоприятных предпосылок для контроля при реализации других функций управления (например, при доведении задания устанавливать срок его исполнения).

В-третьих, контроль эффективен, если существует продуманная система контрольной деятельности всех руководителей предприятия. К контролю привлекаются квалифицированные специалисты. Используется сочетание планового и внезапного контроля и т.п.

В-четвертых, менеджеру важно правильно выбрать объекты, «точки» приложения контроля и применить эффективные методы и приемы его осуществления.

В-пятых, контроль работы подчиненных должен сочетаться у менеджера с самоконтролем эффективности собственной деятельности.

Эффективность влияния на людей. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы: Какие стимулы вызывает у работников применяемая технология контроля (положительные или отрицательные)? Вызывает ли применяемая технология контроля у работников стрессовые реакции? (Если да, то речь идет о демо-тивации труда, которая может нести глубокие негативные последствия как для самого работника, так и для предприятия, на котором он работает.)

Выполнение задач контроля. Данное требование состоит в том,

что контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией и способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений.

Определение границ контроля. Менеджер должен понимать, что контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволить выявить отклонения на самой ранней стадии. Предприятие обязано соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.

Типичные ошибки при осуществлении функций контроля. Некорректно проводимый контроль достаточно часто сопровождается различными инцидентами с персоналом предприятия, что, естественно, негативным образом сказывается на климате в коллективе, личностных взаимоотношениях, а также может привести к падению производительности труда.

Проведение менеджером тотального контроля за действиями подчиненных влечет за собой раздражение и, как следствие этого, небрежность в работе.

Отрицательные последствия влечет за собой также гласный контроль. Никому не приятно, когда о его ошибках сообщают всем.

И, наконец, самое главное правило, которое должен соблюдать любой менеджер: контроль не может быть следствием недоверия к работнику, контроль — это функция менеджера.

Требования, предъявляемые к системам контроля

1) соответствие планам — систем контроля должна соответствовать деятельности, которую она контролирует;

2) соответствие уровню руководителя – контроль, осуществляемый главным инженером, будет отличаться от контроля, осуществляемого мастером участка;

3) соответствие личным качествам руководителя — информация о состоянии контролируемого объекта должна подаваться руководителю в удобном для него виде;

4) эффективность, достигаемая за счет предоставления руководителю информации именно об отклонениях в контролируемом процессе;

5) объективность, достигаемая за счет того, что контроль опирается на измеримые критерии и нормативы;

6) гибкость — система контроля не должна давать сбои при изменении планов и нормативов;

7) экономичность — контроль должен окупать затраты на него.

Эффективность и экономичность системы контроля достигается за счет определения и контроля критических точек контролируемого процесса, которые представляют собой: •

либо ограничивающие факторы, позволяющие оценивать расход ресурсов; •

либо параметры, лучше других, отражающие ход выполнения плана.

Это дает возможность руководителю контролировать большее количество подчиненных, т.е. расширять диапазон управления.

Требования к организации контроля знаний

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко соблюдать определенные требования. Требования должны быть следующими:

· однозначность, т.е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;

· диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;

· содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.

В.А. Сластенин установил следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

· индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

· систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

Другие статьи:  Пенсионер ищет работу в днепропетровске

· разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

· всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

· объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

· дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта;

· единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Основным в организации контроля является обеспечение органичного вхождения его во все сферы процесса обучения, т.е. придание контролю следящего характера. Только в этом случае будут реализованы свойственные контролю коммуникативно–обучающие возможности.

Отсюда вытекают следующие требования, которыми следует неукоснительно руководствоваться при проведении контроля:

· контроль должен носить регулярный характер;

· контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени, поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени;

· объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения;

· так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

Особо акцентируют внимание на таких требованиях к контролю знаний, как:

· требование объективной оценки знаний обучаемыми предметного содержания;

· требование педагогически целесообразной организации и направления умственных действий обучаемых.

Контроль за знаниями и умениями учащихся является одним из существенных моментов в организации урока. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы. Работа ученика в значительной мере определяется тем, какие требования в ходе контроля предъявляет к нему учитель. Поэтому достижение всеми учащимися обязательных результатов, определенных стандартом, невозможно без их отражения в системе контроля. Важно предусмотреть проверку достижения каждым учащимся обязательного уровня подготовки, а также своевременное выявление возможных пробелов. Поэтому среди требований к контролю для нас особенно важны два: всеобщность контроля и его целенаправленность.

Ориентируясь на принципиальные дидактические возможности контроля знаний рассмотрим требования, которым должны отвечать системы стандартизованных процедур контроля, чтобы с их помощью можно было решать следующие задачи:

а) объективно оценивать знание обучаемыми предметного содержания;

б) педагогически целесообразно организовывать и направлять умственные действия обучаемых.

Говоря о первой задаче, отметим, что для объективизации оценки знаний обучаемыми предметного содержания необходимо уметь: однозначно определять, что и как должен усваивать обучаемый в рамках каждой контролируемой темы; использовать способы измерения усвоенного, обеспечивающие в дальнейшем возможность объективной оценки измеренного.

Первое обстоятельство говорит о необходимости четкого формулирования частно-дидактической цели обучения по каждой теме, что требует: анализа содержания учебной информации с целью выявления логики науки, представителем которой является учебный предмет, и определения на этой основе тех элементов учебного содержания и связей между ними, которые раскрывают суть характерных для науки объектов, явлений и процессов (они-то и должны быть усвоены). Еще одно требование — определение необходимого качества усвоения выявленных в ходе анализа элементов учебного содержания и связей между ними.

Второе из указанных обстоятельств может быть учтено, если в качестве дидактических материалов для стандартизованного контроля разрабатывать тесты успешности — задания на выполнение обучаемым деятельности определенного уровня в сочетании с эталоном его выполнения. Об этом речь будет идти во второй главе При этом для объективного измерения качества знаний обучаемых на основе тестирования задания должны отвечать ряду требований, а их эталоны должны включать все операции, необходимые для выполнения задания, расположенные в нужной последовательности, и правильный ответ.

Рассмотренные рекомендации и результаты завершенных исследований дают основание для констатации того, что сегодня действительно есть все условия для осуществления средствами стандартизованного контроля знаний его оценочной функции на достаточно высоком уровне.

Для решения задачи контроля — педагогически целесообразной организации и направления умственных действий обучаемых в процессе осуществления контрольной процедуры (реализации обучающее-воспитывающей функции) — необходимо, по мнению известных дидактов и психологов, так составлять дидактический материал для оперативного (корректирующего) стандартизованного контроля, чтобы его содержание и структура помогали определенным образом детерминировать мышление и познавательную деятельность обучаемых.

Ориентируясь на результаты исследований М. Р. Кудаева, можно отметить, что мышление обучаемых в процессе контроля будет детерминировано, если: задания обучаемым будут требовать выполнения таких контрольных операций, которые будут связаны с необходимостью совершения обучаемым наперед заданных мыслительных действий (один из путей решения проблемы прогностического моделирования мышления); характер заданий, способы их постановки, а также организация работы с заданиями будут таковы, что обучаемый будет объективно понуждаться к выполнению всего запланированного объема мыслительных действий (один из путей решения проблемы мобилизации мышления).

Анализ содержания и результатов исследований П. А. Шеварева и О. К. Тихомирова, направленных на выделение основных компонентов психологической структуры действий, показ их целесообразных последовательностей, обоснование значимости в мыслительных процессах «операционального смысла усваиваемых знаний» дает основание для формирования некоторых исходных положений, которым должны удовлетворять системы контрольных заданий, создающие предпосылки для реализации прогностической модели мыслительных действий контролируемых. В системе контрольных заданий каждая контрольная операция должна быть продуктом одного из возможных мыслительных действий, возникающих при разрешении контрольной ситуации. Изо всех возможных мыслительных действий при разработке контрольных операций следует предусматривать лишь те, которые на данном этапе обучения имеют наибольшую педагогическую значимость. При составлении системы контрольных заданий следует иметь в виду, что выполнение контрольных операций может быть лишь результатом правильных умозаключений, а ошибки обучаемого могут быть обусловлены лишь ошибочными умозаключениями.

Другие статьи:  Отчетность в ростехнадзор по опо

Литература

1. Агальцов В.П. Контроль знаний – доминирующая составляющая образовательного процесса //Информатика и образование. – 2005.- №2.- С. 94-96.

2. Алтаниус. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. — М.: Алтаниус. — М.: Изд-во МГУ, 1978.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991. — С. 86.

4. Контроль качества и оценки в образовании. — М., 1998.

5. Методы и формы контроля //Педагогика: большая современная энциклопедия.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Владос, 1999.

7. Формы проверки школьных достижений //Оконь В. Введение в общую дидактику.

8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательными системами — М.,2004.-С.266-294.

9. Шамова Т.И., Третьяков П.И. Управление образовательными системами. — М., 2001.-С.183-189.

Глава 2. Оценка, отметка, оценивание в системе контроля результатов обучения

• Развитие оценочной системы обучения • Понятие оценки, отметки, оценивания • Функции и виды оценки • Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 330 ; Нарушение авторских прав

Основные требования, предъявляемые к менеджеру

В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наде­ ленный полномочиями в области принятия решений по конк­ретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. При­ нимаемые менеджером решения в условиях свойственного рын­ку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснован­ными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютер­ной техники.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

♦ наличие общих знаний в области управления предприя­ тием;

♦ компетентность в вопросах технологии производства фир­ мы;

♦ владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

♦ принятие обоснованных и компетентных решений;

♦ наличие практического опыта и знаний в области анали­ за экономической ситуации на рынках;

♦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

♦ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного ре­ гулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;

♦ умение согласования решений с нижестоящими сотруд­ никами и распределение участия каждого в их исполнении;

♦ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­ мой им работы;

♦ знание условий, связывающих предприятие и работни­
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦ устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тяго­стное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным каче­ ствам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храб­ рость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечи­ вать эффективность функционирования фирмы.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЮ

Контроль в организации проводится для успешного решения поставленных задач, для достижения результатов.

Для того чтобы контроль выполнял свое предназначение, он должен быть:

  • • ориентированным на результаты, т.е. на решение главных задач, стоящих перед организацией;
  • • объективным (недопустимо использовать контроль для выяснения отношений между начальником и подчиненным);
  • • своевременным, организованным в то время, когда это необходимо в интересах дела;
  • • гибким, позволяющим приспосабливаться к происходящим изменениям;
  • • простым, соответствующим тем целям, для которых он предназначен;
  • • экономичным (выгода от контроля должна превышать затраты на его проведение).

В быстро меняющейся рыночной среде возрастает потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений, что повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость расширения диапазона контролируемых процессов, мониторинга отклонений и анализа их причин, создания механизмов воздействия контроля на процессы функциоКонтроллинг охватывает все функциональные сферы деятельности организации: производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации т.д., призван обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией и тесно связан с планированием. Он позволяет оценивать качество плана и создавать условия для его реализации.

нирования организации. В конечном итоге, это вызывает необходимость повышения статуса специализированных подразделений контроля. Функция контроля превращает менеджмент в особый тип управления, который и получил название контроллинг. Сущность контроллинга раскрывается в следующих определениях.

Контроллинг обеспечивает связь тактики и стратегии развития. Поэтому часто в качестве его главных типов выделяют стратегический и оперативный контроллинг.

Стратегический контроллинг призван отслеживать изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей среде. Он предназначен для отслеживания изменений, которые имеют важные последствия для развития организации в будущем.

Другие статьи:  Как оформить деньги в рамку для подарка

Стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала развития организации, проведение антикризисной политики.

Стратегический контроллинг — это не разновидность антикризисного управления, а его часть, сформированная определенным образом и позволяющая повышать эффективность управления посредством своевременного обнаружения отрицательных сигналов развития.

Оперативный контроллинг — это текущая работа по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации. Его цель — выполнение текущих задач, оптимизация соотношения затраты — прибыль.

Оба вида контроллинга (стратегический и оперативный) определенным образом связаны между собой.

СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль выполняет также воспитательную функцию в процессе обу­чения. Он способствует повышению ответственности за работу, выпол­няемую как педагогом, так и обучающимся, приучает к систематическо­му труду и аккуратности в выполнении заданий, формированию у них положительных нравственных качеств.

Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактичес­ким принципам обучения, поскольку последние предъявляются и реали­зуются во всех элементах учебного процесса. Выделяют такие требова­ния к контролю знаний:

— объективность (создание условий, в которых бы максимально точ­но выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых тре­бований, справедливое отношение к каждому);

— обоснованность оценок (их аргументация);

— систематичность (как важный психологический фактор, органи­зующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настой­чивость и устремленность в достижении цели);

— индивидуальный и дифференцированный подход к оценке зна­ний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выя­вить и оценить знания обучаемых);

— всесторонность и оптимальность.

В зависимости от места контроля в учебном процессе выделяют кон­троль текущий, промежуточный и итоговый, органическое сочетание ко­торых позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью обучаемых.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выра­жается в систематическом наблюдении педагога за учебно-познаватель­ной деятельностью обучаемых. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний, умений, навыков и качестве учебно-воспитательной работы на занятиях. Текущий контроль помогает педагогу наметить рациональные методы, приемы, оптималь­ные формы учебной работы, правильно дозировать учебный материал.

Цель промежуточного (тематического, периодического) контро­ля — установить, насколько успешно студенты владеют системой опре­деленных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требова­ниям программы. В колледже как высшем учебном заведении исполь­зуется промежуточная аттестация, которая организовывается 2-3 раза в семестр и представляет собой итоговый контроль-смотр работ обучае­мых за один-полтора месяца. Промежуточная аттестация нужна не толь­ко последним, но и администрации колледжа для улучшения организа­ции учебно-воспитательной работы.

Итоговый контроль проводится за четверть (семестр), за весь учеб­ный год. Его назначение состоит в том, чтобы дать правильную объек­тивную оценку достигнутым успехам обучающегося, уровню его разви­тия, проверить логику усвоения им материала, понимание взаимосвязи идей, понятий, фактов. Особой формой итогового контроля являются экзамены и зачеты.

25. Контроль как функция управления. Сущность и назначение контроля, требования к контролю

Контроль – это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия; процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

Контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Контроль называют также обратной связью. Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. Цель контроля состоит не в том, чтобы «поймать», «уличить», «схватить», главное – оказать работникам помощь в осуществлении желательной линии поведения. (Сущность контроля – приложение № 10).

Необходимость контроля (назначение):

Никакие тщательно разработанные планы и программы не смогут учесть всё, что нужно. Контроль нужен для того, чтобы корректировать деятельность фирмы и устранять неопределенность:

— специализация и разделение труда

— неправильно выбранная структура

• Предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

Ошибки и проблемы, возникающие в работе, переплетаются, если их вовремя не исправить, с помощью контроля можно фиксировать ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

( Если Вы неверно застегнули верхнюю пуговицу пиджака, то неверно будут застегнуты и все остальные).

Контроль выявляет не только ошибки, но и успех. Он помогает определить, какие именно направления деятельности наиболее эффективны.

1.Предварительный контроль – ведется до начала работы.

Это договоры, стандарты, должностные инструкции. Предварительно контролируются ресурсы – человеческие, материальные, финансовые.

2.Текущий контроль – измеряются фактические результаты работы, идет информация, работает обратная связь с исполнителями, корректируются отклонения.

3.Заключительный контроль – фиксируют итоговые результаты, оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознаграждение или наказание).

Требования к контролю:

1. Стратегическая направленность;

2. Ориентация на результаты;

3. Соответствие делу;

Вопросы для закрепления:

1. Какова роль контроля в управлении?

2. Какие существуют общие требования к эффективно поставленному контролю?

3. Каковы основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?

4. Для чего необходим контроль?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Контроль – это:

а) Процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения определенных целей организации

б) Процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей

в) Совокупность процессов, совершаемых за определенный промежуток времени

г) То, что вызывает определенные действия человека

2. Какой контроль фиксирует итоговые результаты:

3. При каком контроле измеряются фактические результаты работы,

4. Как называется контроль, ведущийся до начала работы: