Требования к участнику запроса котировок по 44 фз

Содержание страницы:

Запрос котировок по 44-ФЗ

Запрос котировок по 44-ФЗ — это способ проведения госзаказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям документации и законодательства.

Как говорит нам п.1 ст. 72 — его специфика в том, что информация обо всем, что необходимо заказчику, сообщается неограниченному количеству лиц через ЕИС, а заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Средняя цена контракта, заключенного по итогам процедуры запроса котировок в 2017 году, составляет 0,13 млн руб. По данным Минфина этот показатель аналогичен данным за 2016 года.

Доля запроса котировок, среди других видов тендеров в 2017 году, составляет примерно 10% и это значительный рост по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшая экономия бюджетных средств в 2017 году достигнута по итогам запроса котировок и составляет 23%.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок.

Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:

1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

    Данные о заказчике, контракте и требования к участникам:

— наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера;
— тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта;
— код закупки;
— имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ;
— условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок;
— обоснование цены контракта;
— информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы;
— подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;
— требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).

  • Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  • Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  • Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  • Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  • Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  • К извещению же должен быть приложен проект контракта.
  • Заявка на участие в запросе котировок

    Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

    Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

    согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

    ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

    документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

    ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

    документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

    в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

    Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

    44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

    Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен.

    Подготовка заявки на запрос котировок

    в короткие сроки с полным составом необходимой документации

    Этапы проведения запроса котировок

    Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

    1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
    2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
    3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
    4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
    5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения:

    — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях:
    • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен;
    • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;
    • если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;
    — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.

  • Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  • Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  • В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  • Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  • Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.
  • Протокол запроса котировок

    Об итогах запроса котировок по ФЗ-44 может рассказать протокол. Образца для него не существует, но требования к содержанию подробно описаны в 8 пункте, ст. 78, 44-ФЗ. Он должен содержать сведения о заказчике, а также обо всех поданных заявках, включая отклоненные (с обоснованием отказа в участии). Протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и размещен в общем доступе.

    Составляется протокол в 2-х экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2-х рабочих дней с даты подписания передается победителю с приложением проекта контракта.

    Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

    Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

    44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

    Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

    Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

    Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

    Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

    Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

    Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

    Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня. Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем. Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

    Отмена запроса котировок

    Бывают ситуации, когда необходимо знать, как отменить проведение запроса котировок 44-ФЗ. Определение поставщика, может быть отменено за 2 дня до истечения срока, указанного в извещении, и ранее. После принятия такого решения заказчик должен не позднее, чем через сутки изменить план-график.

    Сведения о том, что запрос котировок не состоится немедленно публикуется и сообщается каждому, из подавших заявку. С момента публикации определение поставщика считается отмененным.

    Запрос котировок в электронной форме

    Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года — заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

    Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

    1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
    2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
    3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

    Образец заявки на запрос котировок

    Ниже приведен один из вариантов котировочной заявки. Рассмотрим, какие наиболее частые ошибки могут допустить участники при заполнении этой формы.

    1. Необходимо внимательно заполнить наименования заказчика, т.к. помимо него в документации также может быть указан Уполномоченный орган.
    2. Оргнанизационно правовую форму надо писать в развернутом виде, например «Общество с ограниченной ответственностью», а не «ООО».
    3. Обязательно вписать ИНН учредителей и руководителя организации-подрядчика.
    4. Юридический адрес компании должен совпадать с выпиской.
    5. Генерального директора и бухгалтера необходимо прописать раздельно, даже если это одно и то же лицо.
    6. В случае отсутствия сайта, надо указать информацию об этом.
    7. Цену лучше указывать в таком формате: 45000 (сорок пять тысяч) руб. 00 коп.
    8. Поле «Процент снижения цены контракта (указывается по усмотрению участника закупки)» все же рекомендуется заполнять.
    9. Необходимо приложить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям.
    10. Если в составе заявки отсутствуют другие документы, то в соответствующей строке стоит указать 0.
    11. При подписании заявки помимо ФИО также необходимо указать должность.

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Запрос котировок по Закону 44-ФЗ

    Вопрос-ответ по теме

    Победитель уклонился от подписания контракта без указания объективных причин. Какие дальнейшие действия заказчика?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Если победитель уклонился от заключения контракта, включите его в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе через суд потребовать возместить убытки, которые причинил участник.

    Заключите контракт с участником, который предложил цену такую же, как победитель. Если такого участника нет, заключите контракт с участником, предложение которого лучшее после цены победителя. Для этого направьте проект контракта в том же порядке, в котором направляли победителю, однако укажите цену, которую предложил участник (ч. 14 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

    Если и второй участник не заключит контракт, вы вправе провести повторный запрос котировок. Правила установлены в части 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

    Направьте информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России в определенные законодательством сроки. Иначе антимонопольный орган откажется включать компанию в реестр.

    Заказчик обязан направить сведения о недобросовестном поставщике в РНП. Если не исполнить такую обязанность (или исполнить не вовремя), заказчика могут оштрафовать на 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Такой же штраф предусмотрен, если вы направите в ФАС России недостоверную информацию.

    Информацию в ФАС России направьте в бумажном или электронном виде. Составьте сопроводительное письмо. В него включите перечень прилагаемых документов. Письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика. Электронный документ подпишите ЭЦП такого работника.

    Запрос котировок по 44-ФЗ

    Запрос котировок – закупка, при которой заказчик размещает в ЕИС извещение и проект контракта. Публиковать закупочную документацию не нужно – законом это не предусмотрено. Нельзя требовать от участников обеспечить заявку. Об этом сказано в части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15203.

    В запросе котировок побеждает претендент, который предложил самую низкую цену.

    Проверка участников на соответствие требованиям

    Вопрос-ответ по теме

    Каким образом комиссия осуществляет проверку участников на соответствие требованиям в соответствии со ст.31 Закона № 44-ФЗ? Речь сейчас идет о запросе котировок. Делать ли официальные запросы в соответствующие органы? Если да, то какие существуют правила обращения и сроки? Как на практике осуществляется эта проверка на соответствие?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Проверить участника на соответствие единым требованиям можно путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации, либо направить запрос в соответствующие органы. Порядок направления запроса, сроки получения ответа можно уточнить у органа, в который направляете запрос.

    Проверка участника на соответствие требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, это право, а не обязанность заказчика. Об этом сказано в части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Если в составе заявки участника отсутствует подтверждение о соответствии требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, котировочная комиссия не вправе отклонять такую заявку. Котировочная комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать свое соответствие единым требованиям, установленным на основании ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Такой вывод следует из положений частей 3 и 4 статьи 73 Закона № 44-ФЗ.

    Котировочная комиссия вправе провести проверку соответствия единым требованиям любыми доступными способами, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

    Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 года № Д28и-2918.

    Заказчик вправе отстранить участника от участия в закупке в любой момент до заключения контракта, если будет выявлено его несоответствие в том числе единым требованиям или установлено, что была представлена недостоверная информация в отношении соответствия участника указанным требованиям (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

    Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в случае когда в ходе его исполнения выявлено, что контрагент не соответствует установленным в извещении о проведении запроса котировок требованиям, или представил недостоверную информацию о своем соответствии им (ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 года № Д28и-2918

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация в том числе о единых требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Порядок проведения котировочной комиссией проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ не регламентирован.

    Следовательно, котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступными способами, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

    Необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

    Кроме того, согласно части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.

    В связи с тем, что Законом № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемый в составе заявки участником запроса котировок. Департамент не рекомендует проводить закупки товаров путем проведения запроса котировок, в случае наличия дополнительных требований к участнику закупки.

    Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

    Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Установка единых требовани при проведении запроса котировок

    Вопрос-ответ по теме

    Всвязи с последними изменениями на сайте, появилась необходимость выставлять в извещении согласие/не согласие об установлении единых требований, согласно части 1 статьи 31. Подскажите пожалуйста, необходимо ли при проведении запроса котировик устанавливать в извещении данное требование и на что ссылаться при установлении данного требования?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация в том числе о единых требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Положения статьи 31 Закона № 44-ФЗ распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам единые требования в соответствии со всей статьей 31 Закона № 44-ФЗ, а исчерпывающий перечень документов — в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии, например, лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Читайте также:

    При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Порядок проведения котировочной комиссией проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ не регламентирован.

    Следовательно, котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

    Необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

    Кроме того, согласно части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.

    В связи с тем, что Законом № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки участником запроса котировок, Департамент не рекомендует проводить закупки путем проведения запроса котировок в случае установления требований к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

    Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ установлено, что как заявка на участие в открытом конкурсе, так и заявка на участие в электронном аукционе должна содержать всю указанную заказчиком в документации о закупке информацию, в том числе декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Из вышеуказанной правовой нормы следует, что участник закупки обязан декларировать наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Закон № 44-ФЗ не содержит требования о необходимости указания заказчиком конкретного перечня документов.

    Частью 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено, что комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

    Требование об обладании участником закупки неисключительными правами при осуществлении заказчиком закупки н е и с к л ю ч и те; і ь н ых прав Законом № 44-ФЗ не регламентировано.

    Согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

    Запрос котировок. Требования к закупочной документации

    При проведении небольших закупок Заказчик чаще всего принимает решение о проведении запроса котировок. И действительно, у этого способа есть свои плюсы. Прежде всего нет необходимости в подготовке большого объема документации, сама закупка осуществляется быстрее и процедура намного проще того же электронного аукциона.

    Бесспорно, существуют и свои минусы. Помимо некоторых ограничений в части отсутствия возможности проведения данной процедуры при помощи электронного документооборота, это, прежде всего некоторая степень законодательных неточностей и пробелов. Именно поэтому, Заказчику необходимо максимально внимательно подойти к вопросу о том, как надлежащим образом следует установить требования к участнику при проведении закупки.

    Что вправе требовать Заказчик при проведении запроса котировок

    Исчерпывающий перечень сведений и документов, которые обязан предоставить участник запроса в составе заявки, указан в ч.3 ст.73 44-ФЗ. Требовать иные сведения и документы Заказчик не имеет права, что также четко установлено в законе.

    Следует обратить внимание на то, что извещение должно содержать форму заявки на участие. При этом закон не содержит указания на то, является ли эта форма обязательной для участников. Относительно электронного аукциона установлено, что форма заявки не является обязательной и участник вправе предоставить требуемую информацию в любом удобном виде.

    Открытый конкурс, напротив, предусматривает обязательность формы предоставления заявки. Почему законодатель не предусмотрел аналогичной нормы для запроса котировок остается загадкой.

    Тем не менее, при составлении документации следует исходить из того, что, так или иначе, форма котировочной заявки является частью извещения о проведении закупки. Поэтому, установив требование о предоставлении сведений в форме, не предусмотренные законодательством, Заказчик нарушает положения 44-ФЗ.

    Частые ошибки при установлении требований в запросе котировок

    Одной из основных ошибок, встречающихся в документации о запросе котировок, является требование о предоставлении сведений о соответствии участника требованиям, установленным в пп. 2-9 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Являясь стандартным обязательным документом при проведении электронного аукциона или открытого конкурса документ, подтверждающий соответствие участника требованиям о непроведении ликвидации, отсутствия недоимок по налогам и так далее, часто попадает в список документов и сведений требуемых и в запросе котировок. Такое требование является противоречащим законодательству.

    Помимо этого, установив требование о том, что участник закупки либо предлагаемый им товар, оказываемая услуга или выполняемые работы должны соответствовать требованиям законодательства РФ, законодатель фактически исключил возможность установления требования о предоставлении документов, это подтверждающих.

    Таким образом, в том случае, когда, к примеру, проводится закупка лицензируемых работ или услуг установить требование о предоставлении сведений о том, что участник обладает такой лицензией, а уж тем более, запросить в составе заявки ее копию, Заказчик не имеет права. Получается, что на момент проведения Закупки в данном случае, Заказчик может ориентироваться только на добросовестность участника.

    Разумеется, остается право сделать запрос в соответствующий надзорный орган относительно соответствия участника требованиям законодательства. В том случае, если несоответствие подтверждено Заказчик имеет право отказаться от заключения контракта.

    Проблема в том, что ответ на запрос в надлежащей форме вполне может не поступить до подписания контракта. В случае же поступления, закупка, так или иначе, будет сорвана. Именно поэтому, в случаях проведения подобных закупок разумнее остановиться на способе проведения путем электронного аукциона, где все необходимые документы могут быть затребованы непосредственно в составе заявки.

    ВНИМАНИЕ! Для автоматизации ведения закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

    Правомерно ли требование в извещении о проведении запроса котировок о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в запросе котировок (далее – заявка) копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмо

    Вопрос-ответ по теме

    Правомерно ли требование в извещении о проведении запроса котировок о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в запросе котировок (далее – заявка) копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также правомерно ли отклонение котировочной комиссией заявки в случае отсутствия копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, в составе заявки?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    В случае, если в соответствии с законодательством РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством РФ.

    При этом в состав заявки (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ) копия лицензии или иной документ, подтверждающий соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не включены. Согласно ч. 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ информации и документов, не допускается.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не предусмотрено (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

    Таким образом, в случае, если объектом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, подлежащие лицензированию, либо требующие наличия иных разрешительных документов в соответствии с законодательством РФ, проводить запрос котировок нецелесообразно. В этом случае рекомендуется выбирать иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Другие статьи:  Приказ о праздничных днях в крыму