Требования к современным танкам

Современные танковые двигатели

Зарубежные специалисты в области танкостроения, пытаясь создать образец танка, отвечающего современным требованиям ведения боевых действий с применением оружия массового поражения, считают, что боеспособность танка и его живучесть на поле боя во многом зависят от двигателя, которым он оснащён. В связи с этим во многих капиталистических странах, особенно в странах — участницах агрессивного блока НАТО, ведутся значительные работы по совершенствованию танковых двигателей.

В последние годы иностранные военные специалисты предъявляют к танковым двигателям повышенные требования. По их мнению, двигатель танка должен обладать не только высокой мощностью, но и надёжностью работы в любых климатических и географических условиях, иметь большой срок службы при минимальных трудозатратах на уход. Считается также, что современный танковый двигатель должен отвечать и таким требованиям, как многотопливность, лёгкий запуск, способность развивать полную мощность сразу после запуска, высокая приёмистость при разгоне и быстрая остановка при выключении, минимальный расход топлива. Все большее внимание при создании новых двигателей уделяется оптимальному соотношению их эффективности и стоимости.

В какой мере удовлетворяют этим требованиям двигатели современных танков, каковы достоинства и недостатки их, каким двигателям и при каких условиях отдать предпочтение в перспективных разработках? Ответы на эти вопросы содержатся в приведённой ниже статье Шрайера, перевод которой публикуется в сокращённом виде..

ФРГ и Швейцария

На западногерманском основном боевом танке «Леопард» 1 устанавливается дизельный двигатель МВ838 Са-М500 (рис. 1). Весной 1955 года были проведены испытания 8-цилиндрового двигателя мощностью 630 л. с., который в настоящее время под маркой МВ837 устанавливается на швейцарском танке Р61, а вариант того же двигателя мощностью 660 л. с. — на танке Р68. 8-цилиндровый двигатель МВ837 Аа используется на западногерманской 90-мм самоходной противотанковой пушке «Ягдпанцер» и самоходной пусковой установке ПТУР SS-11, а 6-цилиндровый двигатель МВ833 Еа с турбонагнетателем — на БМП «Мардер».

Рис. 1. Двигатель MB 838 Са-М500 западногерманского танка «Леопард».

Двигатель танка «Леопард» 1 предкамерный, имеет два нагнетателя с механическим приводом. Специально разработанная система смазки с сухим картером обеспечивает подачу масла даже при наклонах танка. Двигатель запускается легко, поскольку охлаждающую жидкость и масло можно быстро разогреть с помощью системы подогрева.

Танки М60А1, М60А1Е2 и М48АЗ оснащены дизельным двигателем AVDS-1790-2A (рис. 2), который является вариантом бензинового двигателя танка М48. Двигатель имеет два турбонагнетателя, для очистки подаваемого в цилиндры воздуха предназначены два сухих фильтра (предварительной и тонкой очистки).

Рис. 2. Двигатель AVDS-1790-2A американского танка М60А1.

Танки «Чифтен» Мк2 и «Виккерс» Мк1 оборудованы двигателем L60 (рис. 3). Он является модифицированным вариантом авиационного дизельного двигателя фирмы «Юнкере», созданного ещё перед второй мировой войной. Двигатель L60 меньше по ширине, но больше по высоте и развивает такую же мощность, как 12-цилиндровый двигатель, хотя его поршни испытывают более высокие нагрузки. Отсутствие клапанного механизма упрощает конструкцию двигателя L60, однако при этом необходимо иметь второй коленчатый вал. В двигателе использована система смазки с сухим картером и двухступенчатая очистка воздуха.

Рис. 3. Разрез двигателя L60 фирмы «Лейланд».

Франция. На танке АМХ-30 установлен двигатель HS110 (рис. 4), Этот двигатель снабжён нагнетателями типа «Холсет». Для очистки воздуха предназначены два фильтра с масляными ваннами. В двигателе применяется топливоподающая система типа «Бош», а в головке блока цилиндров — вихревые камеры. Коленчатый вал двигателя имеет семь коренных шеек. Система смазки с сухим картером включает один нагнетающий и два откачивающих масляных насоса. Для заводки двигателя используются два синхронно работающих стартера.

Рис. 4. Двигатель HS 110 французского танка АМХ-30.

Для опытного танка ST-B используется дизельный двигатель 10ZF типа 21WT. Каждый блок цилиндров снабжён турбонагнетателями. Двигатель создан на основе четырёхтактного двигателя, выпускавшегося во время второй мировой войны для быстроходных патрульных катеров. По своим характеристикам он не превосходит другие танковые двигатели.

Танк STRV 103В является первым, в котором используется комбинированная силовая установка, состоящая из основного поршневого двигателя К60 (рис. 5) английской фирмы «Роллс-Ройс» и вспомогательного газотурбинного двигателя типа 553 американской фирмы «Катерпилер». Оба двигателя могут работать вместе или раздельно. Газотурбинный двигатель, например, используется для запуска поршневого двигателя или включается в работу для повышения маневренности танка в бою. При работе обоих двигателей крутящий момент передаётся через механическую коробку передач, а при работе одного двигателя К60 — через гидротрансформатор. Максимальный крутящий момент при трогании с места, когда включён газотурбинный двигатель, почти в шесть раз превышает номинальное значение крутящего момента.

Рис. 5. Разрез двигателя К60 фирмы «Роллс-Ройс».

Танковые силовые установки. В основных капиталистических государствах до недавнего времени развивали только поршневые двигатели. В настоящее время положение изменилось. К числу новых разрабатываемых танковых двигателей относятся газотурбинные двигатели и дизельные варианты двигателя Венкеля. Однако ещё рано говорить, какое влияние на будущее танка окажет роторный двигатель. До сих пор остаются нерешёнными многие проблемы, например вибрация, вызываемая трением ротора о стенки корпуса. Тем не менее многие сторонники роторного двигателя (особенно в Великобритании) связывают с ним надежды на обеспечение высокой маневренности будущих танков.

Дизельные двигатели

Опытный образец двигателя МВ873 Ка (рис. 6) западногерманского танка KPz70 (МВТ70) на 30% превосходит по удельной мощности двигатели таких современных танков, как «Леопард» и АМХ-30. Однако требование иметь на танке мощный двигатель противоречит не менее жёсткому требованию уменьшения объёма силовой установки.

Рис. 6. Двигатель МВ873 Ка западногерманского танка KPz70.

Чем больше габариты силовой установки, тем больше объём корпуса танка. Хотя вес силовой установки составляет всего 4—5% веса танка, она занимает около 10% внутреннего объёма машины. Вес корпуса равен 30—40% боевого веса танка. Увеличение бронированного объёма увеличивает вес танка гораздо больше, чем возрастание веса силовой установки, поэтому при равных условиях выгоднее иметь более тяжёлый двигатель, чем двигатель, занимающий больший объём. По габаритной мощности двигатель танка KPz70 почти вдвое превосходит показатели двигателей танков «Леопард» и АМХ-30. Двигатель танка KPz70 на 10% тяжелее двигателя танка «Леопард» 1 и почти на 30% тяжелее двигателя танка АМХ-30. Однако его вес на единицу мощности, равный 1,29 кг/л. с., почти на 40% выше, чем у двигателя танка «Леопард», и на 32% выше, чем у двигателя танка АМХ-30. Это достигнуто главным образом благодаря увеличению числа оборотов двигателя и применению наддува с помощью двух турбокомпрессоров, использующих энергию выхлопных газов, с последующим охлаждением подаваемого в цилиндры воздуха. Только за счёт турбонаддува мощность двигателя МВ873 Ка возросла на 45% по сравнению с мощностью двигателя МВ838 Са-М500, имеющего механический нагнетатель.

Особые проблемы возникают в связи с необходимостью обеспечить работоспособность танковых двигателей в диапазоне температур от — 45°С до + 50°С. Низкие температуры ухудшают запуск двигателя, а повышающаяся при падении температуры вязкость масла не только затрудняет смазку подшипников, но и увеличивает внутреннее трение в двигателе. При температуре — 20°С сопротивление вращению коленчатого вала в три-четыре раза выше, чем при температуре +15°С. Температура, необходимая для самовоспламенения горючей смеси, достигается только при давлении 30—40 кг/кв. см в конце такта сжатия и одновременно при 100—150 оборотах коленчатого вала в минуту. Запуск затрудняется вследствие повышения вязкости дизельного топлива при низких температурах (при — 20°С его вязкость почти в 10 раз больше, чем при +15°С), поскольку испаряемость охлаждённого топлива снижается и оно попадает в камеру сгорания, будучи недостаточно распылённым для образования хорошей рабочей смеси и её воспламенения. Наличие подогревателя охлаждающей жидкости и масла или воспламенительного устройства для запуска сжатым воздухом увеличивает объём силовой установки и её стоимость.

Требование обеспечить эффективную работу двигателя в любых условиях выдвигает проблемы, связанные с охлаждением при высоких температурах.

Выбор типа системы охлаждения двигателя представляет собой трудную задачу. Американские и японские специалисты отдают предпочтение системе воздушного охлаждения, несмотря на присущие ей недостатки. Западноевропейские специалисты считают более выгодной систему жидкостного охлаждения из-за её способности интенсивнее отводить тепло от нагретых частей двигателя. Стремление получить более высокую мощность за счёт наддува и повышения степени сжатия вызывает проблемы, связанные с напряжённостью условий работы некоторых деталей двигателей и частично с возрастанием объёма силовой установки. От дизельного двигателя должно отводиться 25 — 30% тепла, выделяемого в камере сгорания. Поверхность ребёр в двигателях воздушного охлаждения обычно в 12—20 раз превышает поверхность камеры сгорания, поэтому конструкцию их необходимо совершенствовать. Система жидкостного охлаждения позволяет избежать перегрева деталей двигателя, однако габариты вентилятора этой системы могут оказаться больше, чем у двигателей воздушного охлаждения.

Снижение вязкости масла вследствие повышения температуры ведёт к большому износу двигателя, уменьшая ресурс его работы. Во Франции был предложен метод поддержания нормальной рабочей температуры двигателя при температуре окружающего воздуха до +60°С. Скорость вращения вентилятора системы охлаждения двигателя танка АМХ-30 может постепенно увеличиваться в соответствии с повышением температуры. Вентилятор приводится в движение посредством гидромуфты, управляемой термостатом.

Для эффективной и надёжной работы двигателя в различных климатических и погодных условиях требуется хорошая очистка воздуха. Чтобы износ трущихся поверхностей поршня и цилиндра был в допустимых пределах, содержание пыли в воздухе, поступающем в двигатель, не должно превышать 0,001 г/куб. м. Для оценки сложности задачи, стоящей перед разработчиками воздухоочистителей, достаточно сказать, что двигатель западногерманского танка KPz70 при работе на неполную мощность (60% максимальной) потребляет в час около 3500 куб. м воздуха. Важную роль для очистки воздуха играет конструкция воздухоочистителя и его месторасположение. Например, на зимних испытаниях танка «Леопард» было обнаружено, что воздухоочистители быстро забивались льдом. Установка дополнительных экранов для прикрытия верхней ветви гусеницы в определённой мере устранила этот недостаток и в то же время улучшила защиту танка от огня противника.

Танковая силовая установка, оснащённая высокооборотным дизельным двигателем, может иметь гарантийный срок службы 15—20 тыс. км. Межремонтный срок службы двигателей западногерманских военных машин составляет около 10 тыс. км. Запуск двигателей возможен при температуре ниже — 18°С без вспомогательных устройств (например, танка «Леопард»). Двигатели могут надёжно и без перерыва работать на полной мощности в тяжёлых климатических условиях.

Наиболее сложной проблемой при создании двигателя является обеспечение высокой его приёмистости. Более высокая приёмистость двигателя способствует уменьшению уязвимости танка на поле боя, она становится критерием надёжности его конструкции. Танк, движущийся под прямым углом к линии огня танка противника, может избежать поражения за счёт быстрого перемещения в момент начала по нему стрельбы. Но это явление на поле боя имеет решающее значение не на всех дальностях. Если за время полёта снаряда танк сможет переместиться более чем на половину собственной длины, то он уклонится от снаряда, выпущенного из орудия неприятельского танка, оснащённого автоматическим вычислителем упреждения. Однако для этого танку требуется очень большое ускорение, особенно если стрельба по нему ведётся подкалиберными снарядами (рис. 7). Чтобы на удалении 2000 м уклониться от 105-мм подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном, танк длиной 6,8 м должен двигаться с ускорением 3,25 м/сек2. Если взять для примера французский 105-мм кумулятивный снаряд, то ускорение танка, необходимое для уклонения от него, должно быть не менее 1,15 м/сек2.


Рис. 7. Возможность уклонения танка длиной 6,8 м при стрельбе по нему подкалиберными (ПК), кумулятивными (К), бронебойно-фугасными с пластичным ВВ (Б) и осколочно-фугасными (ОФ) снарядами.

Большинство современных танков теоретически могут избежать поражения кумулятивными снарядами, но они едва ли способны уклониться от подкалиберных снарядов. В настоящее время трудно обеспечить высокую маневренность танков. Приемистость двигателя станет играть ещё более важную роль в будущем, когда установят автоматические вычислители в системах управления огнём.

Высокая приёмистость двигателя предполагает увеличение среднего эффективного давления в камере сгорания за счёт применения приводных или турбокомпрессорных нагнетателей. Каждый тип системы наддува двигателя танка в настоящее время является предметом горячих дискуссий. Представляет интерес система трубонаддува с охлаждением воздуха, поскольку механический наддув не обеспечивает среднее эффективное давление более 9,85 кг/см Важно учесть при этом, что турбонагнетатель имеет малую инерционность. Необходима согласованность в работе всей системы: двигатель — нагнетатель — гидродинамический преобразователь — коробка передач. Усовершенствование этой системы позволит танку достигать максимальной скорости за минимальное время.

Мощность поршневого двигателя определяется числом оборотов коленчатого вала, литражом и средним давлением в камере сгорания. Иногда кажется, что наиболее эффективный путь — увеличение числа оборотов коленчатого вала. Однако это в свою очередь увеличит скорость движения поршней. Например, скорость движения поршня двигателя японского танка ST-B при максимальных оборотах достигает в среднем 11 м/сек, а поршня двигателя танка М60А1 — 11,7 м/сек. Этот показатель выше у двигателей жидкостного охлаждения: у двигателя танка АМХ-30 — около 11,8 м/сек, танка «Леопард» — 12,8 м/сек и западногерманского KPz70 — 13,4 м/сек. При более высоких скоростях поршни трудно смазывать. Современный уровень развития систем смазки позволяет иметь скорость движения поршня около 15 м/сек. В ближайшем будущем не ожидается появление системы смазки, обеспечивающей скорость движения поршня свыше 16 м/сек.

Увеличение числа оборотов двигателя отрицательно влияет на процесс сгорания топлива. Для самовоспламенения топлива необходима температура сжатого воздуха по крайней мере 500—600°С. Несмотря на усовершенствования в системе очистки цилиндров, до последнего времени не удается избежать частичного распада молекул топлива на углеродсодержащие составные части, которые имеют малую скорость сгорания и, кроме того, удлиняют процесс сгорания горючей смеси. В результате увеличения числа оборотов сокращается время реакции, происходит неполное сгорание, ухудшается наполнение камер сгорания топливом, снижается мощность двигателя и увеличивается расход топлива.

Увеличение эффективного давления в камере сгорания — сложная задача. На современном уровне двигателестроения за счёт увеличения давления в камере сгорания можно повысить мощность двигателя по крайней мере вдвое, используя многоступенчатый турбокомпрессор высокого давления с промежуточным охлаждением воздуха. Однако в камере сгорания при давлении воздуха 4—4,6 ат ухудшается процесс горения вследствие слишком большой разницы в скоростях движения молекул топлива и воздуха.

Второй метод повышения мощности двигателя заключается в применении разработанных американской фирмой «Континенталь» двигателей с переменной степенью сжатия. Такие двигатели имеют поршни переменной геометрии, что позволяет изменять степень сжатия горючей смеси от 22 до 10. Мощность двигателя этого типа можно было бы увеличить на 40% и более без существенного повышения напряжений в конструкции. Но, несмотря на это, уже почти достигнут предел мощности дизельного двигателя, дальнейшее повышение мощности возможно только за счёт сокращения срока его службы или усложнения конструкции, что приведёт к увеличению стоимости. Для перспективных танков весом 32—50 т необходима удельная мощность в пределах 30—35 л.с./т.

Газотурбинные двигатели (ГТД)

В качестве силовой установки для танка может применяться только двух- или трёхвальный ГТД, оснащённый теплообменником и промежуточным холодильником. Такой двигатель имеет удовлетворительные рабочие и экономические характеристики. Современный ГТД мощностью 2000 л. с. вместе с теплообменником занимает объём, почти в два раза меньший, чем дизельный двигатель.

Другие статьи:  Приданное это собственность

ГТД наилучшим образом удовлетворяет требованию лёгкого запуска и немедленной работы с полной нагрузкой. По сравнению с дизельным двигателем он имеет небольшое число вращающихся деталей и подшипников, поэтому вязкость смазочных масел влияет на его работу меньше. При низких температурах холодный запуск ГТД практически зависит только от ёмкости аккумулятора, такой двигатель может работать с полной нагрузкой с момента запуска.

ГТД лучше любого другого двигателя удовлетворяет требованию многотопливности — он может работать на любом топливе с октановым числом около 100. Однако турбина и выхлопная система двигателя подвергаются сильной коррозии при использовании топлива, содержащего ванадий. Крутящий момент простой двухвальной турбины изменяется примерно в два раза. Вес и объём коробки передач можно несколько уменьшить, но надобность в гидротрансформаторе остаётся. Отрицательные качества ГТД проявляются при работе на режиме частичной нагрузки. Поскольку силовая установка большую часть времени работает с неполной нагрузкой (около 45%— с частичной нагрузкой, 35%— на холостом ходу и лишь около 20%— на полной мощности), она должна быть достаточно эффективной на разных режимах, но в этом отношении газотурбинный двигатель уступает дизельному.

Для обеспечения возможности торможения газотурбинным двигателем необходимо соединить два его вала. Это делается с помощью редуктора. Хорошая тормозная способность достигается путём продувки воздуха, нагнетаемого компрессором, а также потоком газа, движущимся в направлении, противоположном вращению лопастей турбины. Однако это делает конструкцию ГТД дорогой. Более простым решением является установка на танке гидродинамических тормозов, хотя для этого требуется система охлаждения.

При использовании ГТД можно уменьшить шум в танке. Более сложной проблемой, чем уменьшение высокочастотного шума работающей турбины, является борьба с шумом, вызванным потоком воздуха на входе в двигатель. В то же время уменьшить шум работающей турбины значительно труднее, чем снизить уровень шума дизельного двигателя путём установки глушителей.

За последние годы достигнуты успехи в повышении экономичности ГТД, хотя удельный расход топлива у них больше, чем у дизельных двигателей. Эффективные теплообменники позволяют снизить расход топлива, но не могут уменьшить относительно высокий расход при работе на малой мощности.

Гораздо серьёзнее является проблема уменьшения расхода воздуха. Газотурбинному двигателю воздух необходим для сгорания топлива и для отведения избытка тепла. Дизельный двигатель при полной нагрузке потребляет от 20 до 30 кг воздуха для сжигания 1 кг топлива, не считая воздуха, необходимого для охлаждения. Весь воздух, требуемый для ГТД, должен пройти через турбину, следовательно, он должен быть очищен. ГТД требует очищенного воздуха в три-четыре раза больше, чем дизельный двигатель.

Поскольку разрежение на входе в газотурбинный двигатель составляет 176 — 226 мм водяного столба, то есть в три-четыре раза меньше, чем у поршневого двигателя, использование воздухоочистителей с большим сопротивлением затруднено. Вследствие этого возникает проблема обеспечения движения танков при форсировании водных преград.

Высокая приёмистость в одинаковой степени обеспечивается как газотурбинным, так и дизельным двигателем. Приемистость дизельного двигателя может быть выше. Если бы рабочее колесо турбины ГТД было очень лёгким и способным воспринять большие нагрузки, вызванные высоким давлением газов, то турбина быстро набирала бы скорость от холостых оборотов до максимальной.

Возникает вопрос: если новые газотурбинные двигатели по своим эксплуатационным и механическим качествам не уступают дизельным двигателям или даже превосходят их, то почему они не получили широкого распространения в танковых конструкциях? Газотурбинные двигатели не устанавливались на танках (кроме шведского танка STRV 103, выпущенного в 1967 году) из-за недостаточной их эффективности и высокой стоимости.

У новых газотурбинных двигателей КПД составляет около 25% Для его увеличения необходимо снизить потери давления, повысить эффективность работы камеры сгорания, компрессора и турбины, увеличить допустимую рабочую температуру турбины, использовать более эффективный и лёгкий теплообменник.

Увеличение КПД многоступенчатого компрессора требует больших затрат. Температуру в камере сгорания также нельзя существенно повысить, поскольку она ограничена тепловыми напряжениями материала, из которого изготовлена турбина. Напряжения в материале в значительной степени зависят от используемого типа топлива, в последнем не допускается присутствие ванадия и серы.

Сейчас имеются ГТД, работающие при температурах от 850 до 920°С, гарантийный срок их службы составляет по крайней мере 9000 час. Газотурбинный двигатель AGT-1500 фирмы «Лайкоминг» работает, например, при температуре на входе в турбину 1193° С. Для достижения максимального срока службы газотурбинных двигателей температура в их камере сгорания не должна превышать 900° С.

Комбинированные силовые установки (например, на шведском танке STRV 103В) сочетают в себе лучшие качества дизельного и газотурбинного двигателей. Дизельный двигатель, обладающий хорошей характеристикой при неполной нагрузке, используется, как правило, при движении в обычных условиях, а газотурбинный двигатель, имеющий высокие характеристики крутящего момента, включается при движении по труднопроходимой местности, гарантируя надёжную работу в условиях холодной погоды и т. п.

С точки зрения расхода топлива комбинированная установка является экономичной. В ближайшем будущем можно получить удельную мощность комбинированной силовой установки 30 л. с./т и выше. Однако в настоящее время уменьшение веса и размеров комбинированной силовой установки представляет серьёзную проблему. Дополнительными трудностями являются высокая стоимость изготовления привода к газотурбинному двигателю, сложность системы управления данной установкой и большая нагрузка на подшипники. Кроме того, имеются затруднения в снабжении запасными частями и подготовке специалистов.

Характеристики некоторых танковых двигателей рассмотренных типов приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики двигателей основных боевых танков зарубежных армии

Стали известны требования Индии к танкам, которые они хотят купить. «Армата» почти подходит

Индия объявила о начале реализации программы по обновлению танкового парка. Для всех заинтересованных стран были объявлены требования, каким должен быть новый танк. И как всегда требования оказались очень завышены.

На данный момент у Индии около 2 тысяч танков Т-72 и 700 танков Т-90, и правительство страны понимает, что пришло время обновить эти танки, и Индия хочет получить самые современные танки, чтобы они прослужили как можно дольше. Предполагается закупить около 1500 танков, и тот кто выиграет данный тендер можно сказать обогатится.

Но как и всегда Нью-Дели хочет получить всё за малые деньги. Из требований к новым танкам: вес не более 58 тонн, 120,125-мм орудия со скоростью шесть снарядов в минуту, автоматическая система прицеливания, броня не менее 800 миллиметров, двигатель 1500 лошадиных сил, и дополнительный двигатель для обеспечения работы систем танка в течении 6 часов и способность стрелять бронебойными снарядами со стабилизатором и отделяющимся поддоном. Так же Индия хочет, чтобы танки выпускались на её территории и ей были переданы используемые технологии.

Видно, что в требования были заложены самые современные разработки, но вот что самое интересное это требуемая цена – не более 2,5 миллионов долларов… но с такими требования такого дешевого танка не существует.

Если рассматривать по технической составляющей то под данные требования почти идеально подходит российский танк «Армата», все что описано у него есть, но вот только цена его составляет 4 миллиона долларов. Так же под такой запрос подошел бы корейский танк К-2 «Черная пантера», но цена не него еще выше – $8 миллионов. Еще можно было бы рассматривать украинский танк «Оплот», но там низкая скорость стрельбы, невозможность использовать современные снаряды, да и другие характеристики вызывают вопрос. Больше подходящих танков, под указанные требования Индии, не существует.

Поэтому стоит надеяться, что Индия умерит своей аппетит в плане цены и Россия действительно сможет продать «Армату». Тем более, ранее появлялась информация, что во время недавнего визита в Россию начальника генштаба Индии Бипин Равата обсуждался вопрос по «Армате».

(подписывайтесь на канал, чтобы получать интересные новости в ленту!)

Требования к современным танкам

В виду большой длины корпуса, больших изгибающих моментов, современные нефтетанкера имеют продольную систему набора судовых танков.

Согласно MARPOL73/78, Приложение 1, параграф 26, размеры грузовых танков должны удовлетворять следующим требованиям:

предполагаемый разлив нефти при повреждении борта или дна не должен составлять более 30’000м 3 или величине объема, определенного по формуле:Q=400.

Вместимость любого центрального танка должна составлять не менее 50’000 м 3 .

Вместимость любого бортового танка не должна превышать 75% предела предполагаемого разлива нефти.

Длина любого грузового танка не должна превышать 0,2 длины судна, где L – расстояние равное 96% полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте равной 85% теоретической высоты борта от киля при двух продольных переборках.

5. Грузовые системы.

На днище грузового танка располагаются грузовой и зачистной трубопроводы. На комбинированных судах ОВО трубопроводы проходят под днищем в туннелях двойного дна.

На танкерах устанавливаются различные системы грузовых линий, однако следует отметить основные три системы: кольцевую, линейную и переборочно-клинкетную.

Кольцевая система – это система, применяемая на танкерах небольших размеров с двумя продольными переборками и с двумя насосными помещениями – носовым и центральным. Два насосных отделения разделяют грузовые танки на 3 самостоятельных группы с самостоятельными палубными трубопроводами, позволяющими без риска смешения грузить три сорта груза.

Насосные отделения располагаются обычно в средней части танкера. Используются, как правило, поршневые насосы. Недостатком системы является множество перемычек и трудность при зачистке танков, расположенных в корму от насосного помещения, при дифференте танкера на корму.

Линейная система применяется с использованием центробежных насосов, расположенных в насосном помещении в кормовой части танкера, позади всех грузовых танков. Грузовых линий может быть две, три, четыре — в зависимости от величины и конструкции танкера. На каждой из них имеется самостоятельный грузовой насос и замыкается группа танков. Линии и замкнутые на них группы танков могут сообщаться и разобщаться клапанами, которых должно быть не менее двух. Таким образом обеспечивается перевозка различных сортов груза, помещенных в разные группы танков.

Переборочно-клинкетная система отличается от двух предыдущих тем, что в грузовых танках не прокладываются трубопроводы. В переборках у днища вырезаются отверстия, закрывающиеся специальными задвижками. При погрузке и выгрузке груз перетекает через эти отверстия из танков в танк, где устанавливаются грузовые и зачистные трубопроводы, вблизи от насосного помещения. Эту систему называют еще системой свободного потока (FREE FLOW).

Достоинством системы является небольшое количество устанавливаемых трубопроводов, что уменьшает затраты на постройку танкера. Недостатком являются ограничения возможностей при перевозке одновременно нескольких сортов груза.

На всех этапах перегрузочных операций необходимо управлять движением груза по судовым трубопроводам. Это управление осуществляется с помощью клинкетных задвижек или клапанов. Наибольшее распространение на танкерах получили клапана системы баттерфляй, с вертикальной или горизонтальной осью поворота тарелки.

Трубопроводы и клапаны подвергаются гидравлическому испытанию на непроницаемость давлением воды, равным полуторному рабочему давлению, подъем его производят медленно грузовым насосом. Отсутствие течи свидетельствует о герметичности трубопроводов и клапанов.

Управление грузовыми клапанами, как правило, осуществляется дистанционно с применением гидравлических систем, получивших широкое применение.

Грузовые и зачистные насосы.

Широкое применение на танкерах получили насосы центробежного типа в качестве грузовых, благодаря ряду достоинств. Это – простота конструкции, малый вес и габариты, большая производительность.

В качестве зачистных насосов на подавляющем большинстве танкеров используются поршневые насосы

Сравнение боевых характеристик и компоновки

В 60 — 70-ые годы в СССР в войска поступило около 20 тысяч современных танков, которые по техническому уровню превосходили западные образцы. Это с учетом количественного превосходства БТВТ обеспечивало значительно более высокий потенциал парка Варшавского Договора и СССР в частности, по отношению к странам НАТО. Отечественные танки имели ряд преимуществ: низкий силуэт и меньшая масса, наличие комплекса управляемого вооружения (КУВ), автомата заряжания, меньший экипаж, простота в освоении и надежность в эксплуатации, а в 80-е годы к ним добавилась еще и система дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда (ОФС).

До конца 80-х по указанным показателям отечественные танки имели неоспоримое превосходство над танками НАТО, однако к началу 90-х ситуация начала меняться не в лучшую для отечественного танкостроения сторону. После появления за рубежом в середине 90-х танков модификаций танков М1А2 SEP , «Леопард-2А6», «Челленджер-2», а так же «Леклерк», наметилось отставание отечественных танков по военно-техническому уровню. Повышение боевого потенциала парка БТВТ стран НАТО в Европе в настоящее время планируется за счет модернизации существующих танков.

Военно-технический уровень танков РФ и НАТО [1]

Каждое из свойств образца оценивается с помощью своего показателя. Показатель, оценивающий всю структуру собственных свойств, называется комплексным. Подобно свойствам, каждый из показателей может выступать как комплексный по отношению к показателям собственной структуры и как частный по отношению к показателю вышележащего уровня свойств.

К середине 90-х почти весь научно-технический задел, наработанный в 80-х — начале 90-х годов за счет финансирования при СССР исчерпан. И если не обратить на это внимание, то это будет запланированное отставание в стратегическом будущем. Показатели военно-технического уровня танков НАТО и РФ свидетельствует о некотором отставании последних.

На российских танках используется устаревшая схема механизма поворота, роль которого выполняли бортовые ступенчатые коробки передач, точность стрельбы с ходу у танка была ниже, чем у танков стран НАТО, что обусловлено использованием аналоговых систем наведения и стабилизации вооружения и танкового баллистического вычислителя, меньшее могущество серийных российских боеприпасов по сравнению с серийными стран НАТО.

Приоритетными направлениями развития бронетанкового вооружения и бронированной техники являются работы в целях повышения ТТХ серийных и разрабатываемых образцов БТВТ:

  • Создание интегрированных информационных управляющих систем.
  • Автоматизация управления подразделением
  • Обеспечение всепогодности и всесуточности использования комплекса вооружения;
  • Отработка танковых пушек высокой баллистики и танковых боеприпасов повышенного могущества;
  • Создание малогабаритных высокоэкономичных моторно-трансмиссионных установок.

Хотя эти планы были предложены достаточно давно, на данный момент немногое реализовалось в серийном производстве. Как и раньше основу танкового парка составляют танки Т-72Б и Т-80БВ, которые не проходили никакой серьезной модернизации. На 2009 год было поставлено 120 новых танков Т-90А с тепловизионным прицелом [2].

Видно, что большинство перспективных решений по модернизации российских танков Т-72Б и Т-80У существуют только в виде опытных образцов демонстрируемых на выставках. Так на выставках был продемонстрирован модернизированный танк Т-72Б «Рогатка» с усовершенствованием подвижности, огневой мощи и командной управляемости соответствующий современным требованиям. Разработаны и приняты на вооружение модернизированные танки Т-80У и Т-80БВ значительно повышающая их характеристики, но производство их не приобрело масштабный характер. Соответствует мировым аналогам и по ряду показателей превосходит их танк «Оплот» (ХКБМ, г. Харьков) также относящийся к отечественной школе танкостроения.

Таким образом, очевидно, что отставание отечественных танков не вызвано отсутствием решений и идей по их совершенствованию в рамках существующей компоновки.

В последнее время в интернет и в прессе появилось много очерняющих отечественное танкостроение публикаций. В них утверждается, что послевоенное отечественное танкостроение двигалось якобы в неверном направлении и отечественные танки уступают западным по основным параметрам.

Зачастую приводятся явно ложные аргументы, искажающие суть проблем.

Среди этих утверждений наиболее часто встречаются:

  • Утверждение, что отечественные танки легче, поэтому и бронирование у них слабее;
  • Домыслы о большом количестве ослабленных зон лобовой проекции отечественных танков;
  • Утверждение, что отечественный боекомплект танков уступает зарубежному;
  • Утверждение о бесполезности комплекса управляемого вооружения (КУВ) в борьбе против современных танков;
  • Недостаточные углы применения оружия, огонь с обратных склонов высот;
  • Отсутствие преимуществ механизма заряжания;
  • Домыслы о якобы малой мощности отечественных танковых двигателей и их низкой ремонтопригодности ;
Другие статьи:  Пошлина за замену водительского удостоверения стоимость в 2019 году

Рассмотрим это подробнее по пунктам.

1. Утверждение, что якобы, отечественные танки легче, поэтому и бронирование у них слабее.

Кроме веса есть такое понятие, как забронированный объем, который зависит от плотности компоновки и количества членов экипажа. Правильно, у отечественных танков он меньше на треть. Следовательно, меньше площадь, покрытая броней, отсюда меньшая масса и габариты.

Для танков с резко выраженным дифференцированным бронированием характерно размещение основной массы брони в пределах +20…35 по курсу танка. Поэтому при оценке защищенности площадь лобовой проекции имеет важное значение.

Уменьшение высоты танка – самый надёжный и простой способ уменьшить лобовую проекцию, и, как следствие, в малых габаритах можно увеличить площадь брони наибольшей толщины, то есть значительно усилить лобовую проекцию и надежно защитить вероятные курсовые углы обстрела.

То, что наши танки на 20-30см ниже западных, а площадь их лобовой проекции значительно меньше, во многом объясняет, почему они легче. У Т-72 лобовая проекция 5 м 2 , а у «Абрамса» – 6 м 2 , то есть самая тяжёлая бронеплита «Абрамса» на 25% больше площадью. Кроме того, уменьшение лобовой проекции вероятность поражения танка, правда, особенно актуально это было в момент создания в 60 – 70-е годы, когда создавался Т-64, идеология которого применяется на всех серийных отечественных танках. С массовым распространением за рубежом лазерных дальномеров, тепловизионных прицелов и автоматизированного СУО роль лобовой проекции в аспекте снижения вероятности попадания уменьшилась.

Сравнение габаритов танков «Абрамс» и Т-90

Около трех десятилетий с 1940 по 1969 годы создавались и производились средние и тяжелые танки, непрерывно повышались основные показатели. Уровень бронезащиты возрос в 2,5. 4 раза, а бронепробиваемость — в 2. 3 раза. В то же время для дальнейшего роста этих показателей иссякли резервы по показателю массы. Отдельные опытные образцы танков имели массу 70 и более тонн. Это вынудило конструкторов искать новые технические решения, и они были найдены.

Сравнение габаритов танков «Абрамс» и Т-90

В конце 60-х годов был создан основной бое­вой танк, в котором соединились значения показателей основных свойств: огневая мощь и защищенность тяжелых танков, и подвиж­ность средних. Это стало возможным, в том числе, и благодаря применению новых схем защиты (многослойного бронирования), применению механизмов заряжания, что позволило сократить количество членов экипажа до 3-х человек, и многим другим но­вациям [3].

Танк Т-64А ознаменовал со­бой целую серию машин, определив развитие танкостроения на не­сколько десятилетий. Именно с концепцией этого танка связано появ­ление понятия «основной боевой танк». Развитием танка Т-64 сегодня являются танки Т-72 и Т-90, Т-80У, «Оплот».

площадь лобовой пр-ции (м 2 )

Как мы можем видеть, благодаря применению новейших для своего времени материалов в сочетании с рациональной компоновкой, при меньшем весе отечественные танки не уступают западным по уровню бронезащиты.

Сравнение габаритов башен танков «Абрамс», «Леопард-2» и Т-90С. Видны значительно меньшие габариты башни Т-90С с механизированным заряжанием.

Сравнение габаритов корпусов танков «Абрамс», «Леопард-2» и Т-90С.

Видны значительно большие объемы МТО зарубежных танков [3].

Необходимо также учитывать, что бронезащиту танков необходимо рассматривать во взаимосвязи с противотанковыми средствами, так с момента принятия на вооружения танка Т-72Б в 1985 году за рубежом сменилось 4 поколения бронебойных подкалиберных снарядов, при этом защита танка так и осталась на уровне начала 90-х годов. Без регулярной модернизации бронезащиты в соответствии с новыми разработками танк будет уязвим к вновь разработанным снарядам.

Сейчас лобовая броня танков Т-80У , Т-90А выдерживает попадания наиболее массовых западных БПС М829А1, М829А2, DM-33, DM-43.

Оба танка оснащены встроенной динамической защитой «Контакт- V » разработанной в 80-е годы, которая уже не удовлетворяет современным требованиям. Для танка Т-90 и Т-90А также свойственна недостаточная площадь перекрытия корпуса и башни в пределах углов безопасного маневрирования.

Установка комплексов ВДЗ на достаточно перегруженные шасси западных танков Леопард-2 А5 и М1А2, приводит к снижению ресурса ходовой части. В последнее время, в связи с возросшими потерями в Ираке, в США на танки «Абрамс» началась установка навесной динамической защиты ( ARAT -2).

2. Ослабленные зоны лобовой проекции

Уязвимыми зонами в бронированииТ-80Уи других отечественных танков являются участки с обеих сторон от пушки, не прикрытые встроенной динамической защитой и не имеющие спецбронирования (в месте установки спаренного с пушкой пулемета). Ослабленная зона также имеется на верхней лобовой детали корпуса в области смотрового прибора водителя. Данные уязвимые зоны характерны также для всех отечественных танкам (Т-64,Т-72, Т-80,Т-90).

Рассмотрим башню современника Т-80У танка «Леопард-2А4» видны обширные ослабленные зоны и неоднородность бронезащиты в углах безопасного маневрирования, связанные с конструктивными решениями принятыми немецкими разработчиками — установка прицела наводчика в лобовой детали башни, размещение пушки в массированной маске, лишенной спецбронирования, слабая защита бортов башни в месте размещения бункера боекомплекта.

При углах обстрела 30…35 градусов конструкция башни танка «Леопард-2»

не обеспечивает однородной защиты.

Таким образом, очевидно, что наличие ослабленных зон бронирования свойственно как относительно легким отечественным танкам массой 46 тонн, так и зарубежным с массой более 55 тонн.

Габарит бронезащиты, который составляет для отечественных и зарубежных танков без учета дополнительных защитных устройств также незначительно отличается, составляя для Т-80У около 600…650 мм и 400…650 мм для «Леопарда-2».

Размещение орудия «Леопарда» в массивной маске ослабляет его лобовую проекцию. При поражении этой области, даже при благоприятном исходе для экипажа танк теряет способность к ведению огня и выходит из строя. Подробнее — Сравнение Т-90А и М1А1 «Абрамс».

Различные зарубежные танки «Абрамс», «Челленджер-2», «Леопрард-2» имеют различные ослабленные зоны, в зависимости от тех задач, которые их конструкторы и заказчик считал приоритетными, но, в целом площадь этих зон зарубежных танков различных типов одинаковая.

Башня «Леопард-2» и Т-80У. Динамическая защита и большой угол наклона — 83 0 брони крыши башни танка Т-80У обеспечивает высокую защиту как от боеприпасов атакующих сверху, так и спереди.

В последние десятилетия значительно изменились ситуации боевого применения основных танков в нетипичных для них условиях (город, горная местность и пр.), обусловленных участившимися конфликтами малой интенсивности, миротворческими операциями. Эти ситуации характеризуются применением ПТС по наименее защищенным участкам танка – бортам, кормовой части и крыше. Однако, защита этих участков от наиболее распространенных ПТС является очень сложной задачей, которая влечет за собой значительный рост массогабаритных характеристик танка.

Защита бортов отечественных танков превосходит зарубежные благодаря установке динамической защиты. На зарубежных танках устанавливаются экраны с пассивной броней. В последнее время в ряде стран начались мероприятия по разработке и производству защитных устройств для усиления бортовых и кормовых участков башни и корпуса танков, такие как ARAT-2, AMAP-B. Для танка «Оплот» разработаны бортовые экраны, защищающие от тандемных боеприпасов, подобные экраны могут устанавливаться и на другие типы танков, такие как Т-72Б и Т-90.

Показаны уязвимые участки крыши башни и корпуса танка Т-90 и «Абрамс».

Танк «Абрамс» наиболее уязвим от распространенных кассетных боеприпасов авиации и РСЗО среди всех танков НАТО.

Ослабленные зоны лобовой проекции свойственны всем существующим танкам, это обусловлено не возможностью даже в пределах лобовой проекции обеспечить полностью однородный уровень защиты.

В зависимости от приоритетов и предполагаемых особенностей боевого применения усиливались те или иные участки лобовой проекции танков. Общими как для зарубежных, так и для отечественных танков являются места установки пушки.

Наличие ослабленных зон в центральном лобовом узле башни не обеспечивает эквивалентной противоснарядной защиты всей лобовой проекции башни. Попадание в эти зоны может сопровождаться пробитием брони, поражением экипажа. Общими также являются ослабленные участки для установки наблюдательных и прицельных приспособлений, люков экипажа.

Нижняя деталь лобового узла большинства танков имеет меньшую защиту, чем верхняя и/или центральная из-за экрана местности.

Неравномерность защиты свойственна как отечественным, так и зарубежным танкам существующей компоновки, при этом зарубежные танки, при большей массе и лобовой проекции имеют большую площадь ослабленных зон.

3. Утверждение, что отечественные боекомплект танков уступает зарубежному

СССР первым в мире разработал бронебойные подкалиберные снаряды, создание которых произвело настоящую революцию в вооружении танковой и противотанковой артиллерии.

Это обеспечило превосходство перед странами НАТО в 70-начале 80-х годов. Но в последующий период зарубежные разработчики боеприпасов не только догнали, но и перегнали отечественных. Так сейчас сложилась ситуация, когда поражение наиболее защищенных танков вероятного противника – М1А2 «Абрамс» и «Леопард-2А5» не гарантировано с первого выстрела. Однако стоит отметить, что наиболее защищенные участки составляют не более 40% его лобовой проекции. Современные отечественные БПС рассмотрены в материале Бронебойные оперенные подкалиберные снаряды.

На период распада СССР на вооружении РФ оказались устаревающие БПС БМ-32 и БМ-44 с сердечником из уранового и вольфрамового сплава. БПС имели стандартную схему ведения в канале ствола алюминиевыми секторами и калиберным оперением с подшипниками. Наряду с преимуществом – низким весом ведущего устройства и соответственно высокой начальной скоростью, на дистанции свыше двух километров проявлялись недостатки – большая потеря скорости из-за сопротивления воздуха [5].

Был разработан и более совершенный снаряд из уранового сплава «Свинец» с увеличенным удлинением и новой системой ведения, превосходящий штатный на 40%.

Был разработан и усовершенствованный БПС из вольфрамового сплава, превосходящий штатный на 20%.

Также продолжалась разработка усовершенствованных выстрелов с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и улучшенными баллистическими характеристиками.

По своим габаритам и показателям удлинения сердечника отечественные БПС разработанные в конце 80 начале 90-х уступают зарубежным, разработанным в 90-е годы. Соотношение длины и диаметра сердечника БПС «Свинец» составляет 22:1. У немецких БПС ДМ53 и ДМ63 соотношение 30:1. При схожих начальных скоростях и несколько большей массе сердечника «Свинец» уступает немецкому снаряду в бронепробиваемости которая составляет 600 и 660 мм соответсвтвенно.

4. Домыслы о бесполезности комплекса управляемого оружия (КУВ), против современных танков

Танки Т-80У и Т-90, оснащенные КУВ«Рефлекс-М»с ТУР «Инвар» и «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.

Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение.

Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 современных танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000 — 2500 м поразить до 50 — 60 % танков противника. Численный перевес определяет исход боя при любой тактике противника. Группировка танков Т-90 выигрывает бой, понеся минимальные собственные потери.

Изменение численности танков с КУВ и М1А1 во встречном бою на пересеченной местности [6].

Общий вывод очевиден: танк с уп­равляемым вооружением выигрывает бой по двум причинам:

  • на большой дальности не под­вергается ответному огню против­ника;
  • начиная с дальности 2500 м вы­игрывает вследствие высокого могу­щества боеприпаса и большей веро­ятности попадания.

Даже наличие сильной бронезащиты на танке противника в этом случае не служит определяющим фа­ктором, поскольку могущества упра­вляемого вооружения достаточно для поражения танка независимо от дальности.

Учитывая, что по точности стрельбы управляемое вооружение всегда имеет преимущество, выше изложенное позволяет сделать вы­вод: этот вид танкового вооружения наиболее эффективен [7].

При атаке ТУР за счет мощных тандемных кумулятивных БЧ с бронепробиваемостью 850…900 мм с высокой вероятностью пробивается лобовая броня всех танков, стоящих ныне на вооружении. Расчеты вероятности по­ражения 3-х групп танков, проведенные с учетом случайных значений координат попадания ПТУР, вероятностного харак­тера пробитии брони и поражения жизненно важных агрегатов танка и его экипажа за броней, показывают, что вероят­ность поражения танков с ДЗ ПТУР комплексов «Инвар» составляет по углу обстрела в лобовом секторе +90 для танка М1А1 — 0,7…0,8 для танка М1А2 свыше 0,5 т.е. одна-две ракеты для поражения танка.

Достаточно многочисленными в современных армиях являются слабозащищенные танки, значительный процент составляют танки с защищенностью лобовой проекции, эквивалентной 600… 700 мм и более мощные, с защищенностью 800 мм и более и дальностью стрельбы бронебойно-подкалиберным снарядом до 3,0… 3,4 км.

Бронепробиваемость БПС зависит от дальности, так немецкий БПС ДМ-53 на дистанции 1 км имеет пробиваемость 690 мм, на дистанции 2 км – 660 мм и 620 на дистанции 3 км, что может быть уже недостаточным для поражения современных танков с динамической защитой. В отличие от БПС управляемые ракеты сохраняют неизменные показатели бронепробиваемости на любых дистанциях и дают значительные преимущества при стрельбе на дистанции более 2,5 км.

Для управления ракетой на траектории применяется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает линию прицеливания в направлении на цель, а система наведения автоматически ведет ракету к ней. Координаты ракеты относительно линии прицеливания определяются на борту танка, а наведение осуществляется по узконаправленному лучу лазера. При этом источник лазерного излучения направлен не на цель, а на координатор в хвостовой части ракеты, при жэтом лазерный луч в режиме превышения направлен выше цели, не засвечивая ее, только в конце полета ракеты лазерный луч совмещается с целью. Этого времени не достаточно для реакции средств противодействия.

5. Недостаточные углы применения оружия, огонь с обратных склонов высот

Углы горизонтального наведения основного вооружения зарубежных танков «Леопард-2», «Абрамс», «Леклерк» составляют -8 0 , +15 0 …20 0 . У отечественных танков Т-64А, Т-72А и Т-80Б этот показатель составляет -6 0 +14 0 , -6 0 +13 0 , -5 0 +15 0 .

При подготовке к отражению ожидаемого наступления противника оборонительные позиции танков могут оборудоваться на обратных скатах и маскироваться, что представляет значительные преимущества в обороне. При ведении огня танков с обратных скатов угол склонения пушки позволяет уменьшить видимую проекцию танка. Этому уделяли внимание на западе в условиях как качественного, так и количественного превосходства отечественных танков в 70-е годы.

Действительно, по этому показателю отечественные танки незначительно уступают зарубежным. Применение в составе вооружения танков Т-64Б, Т-80Б, Т-72Б, Т-90 и Т-80УД комплекса управляемого вооружения возможности ведения огня под естественным прикрытием улучшились, диапазон углов наведения прицела 1Г46 танков Т-80У и Т-90 в вертикальной плоскости составляет -16 0 +20 0 , что позволяет эффективно применять управляемое вооружение танка в обороне.

Существуют предположения, что меньший, чем у зарубежных танков угол склонения пушки связан с «плотной компоновкой» отечественных танков. Это не соответствует действительности, так, например, тяжелый танк ИС-7 созданный после Великой Отечественной войны при массе до 70 тонн при высоте 2600 мм по уровню башни имел склонение пушки всего -3 0 . Таким образом, очевидно, что углы склонения и возвышения орудия танка несвязанны напрямую с его габаритами по высоте и массой.

Другие статьи:  Субсидия инвалидам на покупку жилья 2019

К преимуществам отечественных танков в обороне является наличие оборудования для самоокапывания предназначено для отрытия индивидуальных окопов, скрывающих корпус танка от вероятного обстрела. Все элементы оборудования для самоокапывания расположены на нижнем носовом листе корпуса танка.

6. Отсутствие преимуществ механизма заряжания

Преимущества механизма заряжения нужно рассматривать в аспекте тех преимуществ, который он дает танку в целом. Преимущества заключаются в возможности создания танка с меньшей высотой и меньшим забронированным объемом. Размещение заряжающего в танке требует обеспечения ему требуемого габарита по высоте до 1700 мм и до 500 мм по ширине. Применение длинных унитарных снарядов требует выделения большого забронированного объема для обеспечения «моторного поля» заряжающего.

Увеличение внутреннего забронированного объема требует увеличения массы брони для обеспечения требуемого уровня защиты.

Благодаря применению механизма заряжания удалось исключить из экипажа танка заряжающего и снять тем самым ограничения на уменьшение высоты танка. Этапным советским танком стал Т-64, который является предшественником всех современных отечественных танков.

По сравнению с предшествующим танком Т-62 танк Т-64 получил преимущества благодаря новой компоновке с применением механизма заряжания:

  • Уменьшение лобовой проекции, массы и габаритов танка.
  • Увеличение брониронезащиты лобовой проекции в 1,5…2 раза при сохранении массы 38 тонн.
  • Увеличение скорострельности 115 мм пушки до 10 выстрелов в минуту с места и сходу (4 выстрела с места у Т-62).
  • Увеличение укладки выстрелов готовых к немедленному применению до 30 выстрелов (20 у Т-62).
  • Отсутствие влияния психофизических факторов на процесс заряжания.
  • Размещение боекомплекта ниже уровня башни.

На танках Т-64А и Т-80 и их модификациях устанавливается более мощная 125 мм пушка. На Т-64А и Т-80 установлен механизм заряжания вместимостью 28 выстрелов с тандемным досыланием (снаряд-заряд) за один цикл, расположение лотков L -образное. Время заряжания с поворотом на один лоток 7 секунд при повороте конвейера на один шаг и 12,5 при повороте конвейера на 180°. Таким образом, благодаря МЗ на отечественных танках без роста забронированного объема удалось добиться скорострельности, не уступающей скорострельности зарубежных танков. При этом если на зарубежных танках высокая скорострельность с циклом заряжания до 7 секунд обеспечивается только с места или при движении по ровной местности, то в отечественных танках скорострельность сохраняется при любых условиях движения.

Еще одним преимуществом МЗ является наличие 28 готовых к применению выстрелов, в боеукладке первой очереди в башне зарубежного танка «Леопард-2» находится 15 выстрелов, общий боекомплект 42 выстрела. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места водителя, естественно, ни о каком использовании ее в условиях скоротечного танкового боя речи быть не может, т.к. для перегрузки боекомплекта из корпусных укладок требуется разворот башни танка.

На танке Т-72 и Т-90 устанавливается автомат заряжения. Механизм заряжания обеспечивает большую вместимость (28 выстрелов) по сравнению с АЗ (22), и большую скорострельность за счет тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл.

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая «Леклерк», «Абрамс», модификациях «Леопард-2», существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником. Механизм заряжания может быть модернизирован для применения выстрелов повышенного могущества, что не требует серьезного вмешательства в конструкцию (патент РФ 67246). Автомат заряжания Т-72 и Т-90 для применения выстрелов повышенного могущества требует замены (РФ 2204776). Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Любое решение имеет как преимущества, так и недостатки. Так для МЗ недостатки связаны с преимуществами, так как боекомплект размещен ниже уровня башни повышается уязвимость танка при пробитии корпуса, где размещен боекомплект. Известно, что в условиях боевого применения в локальных конфликтов наибольшая снарядная нагрузка приходит на башню танков пределах курсовых углов + 30 0 когда танки используются в застроенных районах, например, штурм г. Грозный вероятность попадания в танк распределяются более или менее одинаково в пределах 360° по азимуту.

Проблема стала особенно актуальной в современных конфликтах малой интенсивности, где танки поражались с небольших расстояний в уязвимые участки бортов в условиях городской застройки, горно-лесистой местности. Этот недостаток может быть решен установкой усиленной противотандемной защиты, примером чего является танк «Оплот».

Стоит отметить, что размещение боекомплекта с уязвимыми сгорающими гильзами в корпусе свойственно большинству современных зарубежных танков.

Танк «Леопард-2». 15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни, дополнительная боеукладка (27 выстрелов) размещены в корпусе, слева от механика водителя без каких-либо специальных защитных приспособлений.

Танк «Челленджер». Размещение укладок зарядов в корпусе.

Заряды к выстрелам хранятся в боеукладках-контейнерах, имеющих «рубашку» с жидкостью, эти меры уменьшающей вероятность возгорания зарядов от осколков корпуса, но в случае пробития контейнеров кумулятивной струей сохранившей досочную мощность эти меры малоэффективны. Размещение картузных зарядов из тонкой ткани в контейнерах вынужденная мера, т.к. они намного более пожароопасные, чем использующиеся в других странах заряды со сгорающей гильзой. Размещение боекомплекта в корпусе ниже погона башни характерно и для танков «Меркава».

По расположению боекомплекта современных танков можно определить три группы:

  • Размещение основной части или всего боекомплекта в корпусе (Т-64, Т-72, Т-80, «Меркава», «Челленджер», К1);
  • Размещение боекомплекта в корпусе и башне («Леопард-2», «Леклерк», Тип-90, ХК2);
  • Размещение основной части боекомплекта в башне («Абрамс»).

Очевидно, что у каждого решения есть свои преимущества и недостатки, но большинство разработчиков склоняются к размещению основной части боекомплекта в менее уязвимом корпусе.

7). Мнение о малой мощности отечественных танковых двигателей и их низкой ремонтопригодности.

С 70-х годов в Советском танкостроении сложилась ситуация, когда одновременно производились три типа танков Т-64А, Т-72 и Т-80 с различными силовыми установками двухтактными турбопоршневыми дизелями, модификации четырёхтактного дизеля В-2 и газотурбинный двигатель. Все они имели свои преимущества и недостатки, но время показало, какой из вариантов оказался наиболее перспективным. На данном этапе в серийном производстве находятся двухтактные турбопоршневые дизели серии 6ТД современные модификации двухтактного дизеля – В-84 и В-92.

На танках Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-80УД, Т-72 инженерных и специальных машинах на их базе установлена семискоростная бортовая коробка передач (БКП), которая была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В последствии БКП была усилена под двигатели В-46, В-84, 6ТД мощностью 840. 1000 л.с.

Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-72Б и Т-90А ниже, чем у зарубежных танков. Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка Т-90А является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.

Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 и В-92С2 уступают зарубежным дизелям.

Для танков Т-72 и Т-90 характерна большая трудоемкость ремонтных работ при за­мене агрегатов и узлов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части. Замена двигателя за­труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро­вочных работ (замена двигателя заводской бригадой в составе 4человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт­ные работы в моторно-трансмиссионном отделе­нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв­ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.

Демонтаж В-92С2 занимает даже на показательных выступлениях заводских специалистов до 4 часов, монтаж двигателя требует трудоемких операций по центровке, в целом замена двигателя в обычных условиях занимает до суток.

Для устранения перечисленных выше недостатков танков для танков Т-80УД, Т-84 и «Аль Халид» ХКБМ им. А.А. Морозова с участием других конструкторских и научно-исследовательских организаций Украины проведен комплекс работ, состоящий в создании бесступенчатого механизма поворота и интегрированной цифровой системы управления агрегатами танка. При создании бесступенчатого механизма поворота украинские танкостроители не копируют двухпоточный гидрообъемный механизм поворота, установленный на всех зарубежных танках третьего послевоенного поколения, хотя такой механизм был разработан в процессе модернизации танков Т-64 еще в середине 80-х годов. Харьковские конструкторы пошли по пути использования бортовых гидрообъемно-механических трансмиссий, выполняющих одновременно роль бортовых трансмиссий и механизма поворота.

Данная система позволяет осуществлять плавный поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления. Комплекс успешно прошел испытания на танке «Аль-Халид» в Пакистане, что дало возможность осуществить контракт на поставку МТО с двигателем 6ТД-2 с этой системой для танков «Аль-Халид» и модернизацию танков находящихся в эксплуатации.

Таким образом доказано, что возможно осуществить разработку трансмиссии в пределах существующих габаритов с высоким КПД и характеристиками не уступающими мировым аналогам. Скорость заднего хода 31 км/ч. В вопросах эксплуатации двигатели серии 6ТД значительно превосходят В-92 и практически не уступают зарубежным аналогам.

Можно сделать выводы, что танки Т-72Б и Т-90А с двигателем В-84 и В-92 и устаревшей БКП уступают современным зарубежным танкам по маневренности и удобству управления. Танки, оснащенные двигателями 6ТД-2 с современной автоматической трансмиссией соответствуют зарубежным танкам по показателям по маневренности и удобству управления.

Преимущества двигателя должны были рассматриваться на фоне тех преимуществ, которые получает танк.

Так, например, двигатель должен иметь минимальную высоту с целью снижения силуэта танка; низкую теплоотдачу в систему охлаждения для создания МТО малого объёма, иметь возможность форсирования по удельной мощности, стабильно работать при высокой температуре окружающего воздуха и т.д.

Танки, оснащенные турбопоршневыми дизелями 6ТД-1 и 6ТД-2, разработанными на базе дизеля 5ТДФ по удельным показателям и компоновочным характеристикам МТО не имеет аналогов в мировом танкостроении (удельная мощность МТО составляет 387 л.с./ м 3 против 333 и 258 л.с./м 3 соответственно у танков «Леопард-2» и «Абрамс»).

Этапным советским танком стал Т-64, который является предшественником всех современных отечественных танков. Танк создавался в 60-е годы двадцатого века задолго до начала работы над зарубежными «Абрамс» и «Леопард-2». Впоследствии идеология Т-64 была принята на отечественных танках Т-72 и Т-80, а также ряде зарубежных, таких как «Тип-85», «Тип-96», «Тип-99», «Аль-Халид».

Компоновка Т-64 доказала большие резервы для совершенствования. Тенденции развития бронетехники, формируются исходя из функционального назначения, меняющихся и новых задач, ради решения которых и создается образец. Естественно, что танк создается не как идеальное изделие с обеспечением неуязвимости и наивысших возможных показателей, а как изделие, которое может массово производится и эксплуатироваться в рамках существующей инфраструктуры, грузоподъемности транспортных и переправочных средств, обеспечивающих стратегическую мобильность частей на вероятных участках применения. Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка — защищённости, огневой мощи и подвижности, при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства и эксплуатации.

Как подчеркивал И.В. Сталин: «танки должны в пер­вую очередь быть манёвренными и обладать хорошей проходимостью и если новое воору­жение и утолщение брони влечёт за собой ухудшение манёвренных качеств танков, то надо отказаться oт утолщения брони и ново­го вооружения…» [8]

Именно танк Т-64 позволил добиться сбалансированных характеристик защищённости, огневой мощи и подвижности и стоимости изготовления, таким образом, развитие отечественных изначально основных танков велось от среднего танка «430» (Приказ Министерства транспортного машиностроения № 00252 о разработке нового среднего танка Т-64), создававшегося для замены танка Т-54.

В тот же период велись разработки тяжелых танков. Существуют мнения, [9] что отечественный основной танк должен был создаваться на основе тяжелого. Для понимания абсурдности таких версий можно оценить масштабы производства средних и тяжелых танков в период 1049 – 1965 годов, в котором тяжелые танки составляли менее 8%. Работа над послевоенными тяжелыми танками была, по сути, работой впустую.

Так танк ИС-4 не обеспечивал ресурса работы даже в пределах 1000 км, направлялись в войсковые части на Дальнем Востоке, эти перетяжеленные танки вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а в скорее и сняли с вооружения.

Танк ИС-7 в ходе государственных испытаний не соответствовал предъявленным заданным ТТХ: вес танка около 68 т вместо 65, что повышает удельное давление до 1 кг/см 2 (по ТТХ- 0.95 кг/см 2 ) и снижает удельную мощность до 15,5 л.с./т (по ТТХ- 16,2 л.с./т). В дальнейшем массу танка планировалось увеличить и до 70 и тонн при не решенном вопросе повышенного теплового режим двигателя. Запас топлива составляет 850 л. вместо 1000 л. по ТТХ. Запас хода по топливу соста­вил 198 км по шоссе и 100 км по грунтовой дороге. Бортовые редукторы не выдержали гарантий­ного срока, первый редуктор вышел из строя после 100 км. Стало очевидным, что создание тяжелых танков, где характеристики защиты идут в ущерб остальным характеристикам танка на существовавшем техническом уровне бесперспективно. Николай Кучеренко по этому вопросу писал: «В танке — комплексной системе вооружения — необходимо гармонично сочетать мощь оружия, надёжность броневой защи­ты и высокую подвижность. Усиление хотя бы одного из компо­нентов, возможное лишь за счёт двух других, неминуемо разруша­ет триединство».

Рекомендации не принимать на вооружение танк ИС-7 [10] были получены после его всестороннего изучения и испытаний специалистами НИИИ-38, принятие его на вооружение стало бы очередной дорогостоящей ошибкой.

Кроме того конструкторы ИС-7 основывались на старой идеологии при создании их бронезащиты, не учитывали революционный скачек бронепробиваемости новых противотанковых средств созданных в конце Великой Отечественной войны и после нее (кумулятивных). Разработка тяжелых танков, на тот период, была признана бесперспективной во всех странах, ранее разработанные танки были выпущены малосерийно.

18 февраля 1949 г. Постановлением Совета Министров СССР № 701-270 были прекращены работы по танку ИС-7. В постановлении отмечено: «Обя­зать МТрМ (т. Носенко) прекратить дальнейшую работу по проектированию и производству тя­жёлого танка ИС-7и всю проектно-техническую документацию, чертежи и изготовленную оснастку для производства танка ИС- 7 зало­жить в мобилизационный резерв».

Этим же постановлением на МТрМ возла­гается проектирование и производство нового тяжёлого танка, массой не более 50 т. Танк был принят на вооружение под маркой Т-10.

С массовым распространением ядерного оружия и возможностям его тактического применения роль мобильности танков в широком понимании возросла, при этом роль высоких характеристик бронирования для прорыва сильно защищенных линий обороны противника. В итоге по опыту создания несбалансированных и перетяжеленных танков ИС-3 и ИС-4 было принято обоснованное решение к переходу к танкам с сбалансированными характеристиками, каждая из которых не идет в ущерб другой.

Танки Т-72 / Т-90 и Т-80 , созданные на основе Т-64 отличаются от западных танков рациональной компоновкой МТО, меньшим забронированным объемом, площадью лобовой проекции, при сопоставимом, а по некоторым аспектам и превосходящем бронировании.