Требования к проведению праздников в доу

Праздники и развлечения в детском саду

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. ».
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября — это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В советских дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: праздники Великого Октября, 1 Мая, День рождения В. И. Ленина, 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.
Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.
Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В советском детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
2. Вечера, подготовленные силами детей.
3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.
Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.
В подготовительной группе решили провести вечер «Мы — строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.
На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.
На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.
Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.
Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.
Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Другие статьи:  Пособие наталья ивановна степанова

Содержание страницы:

Требования к проведению праздников в доу

Требования к организации и проведению праздников

Все люди любят праздники и развлечения, но особенно их обожают дети. Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят утренники, развлечения, посвященные различным праздничным датам. Если для взрослых праздник — это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники, развлечения далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду — это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

Например, 1 сентября — это День Знаний, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т.д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная — это лицо, которое руководит праздником [5, с.147].

Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего на празднике.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие — и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.

Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц — полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику.

В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.

Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей — зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими [16, с.547].

Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений.

Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.

Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.

Утренники в детском саду — праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои достижения, и утренник хороший повод для демонстрации своих успехов.

Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

Другие статьи:  Договор гпх обложение страховыми взносами

Консультация на тему:
Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Предварительный просмотр:

«Требования к организации и проведению

праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

Другие статьи:  Закон о тишине в москва 2019

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы — строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

«Дошкольная педагогика» . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Автор: Кущ Т.В ., музыкальный руководитель МДОУ д\с 41 г. Усть-Лабинска, Краснодарского края.

«Праздник! Праздник! У нас сегодня праздник!» — спешит поделиться своей радостью каждый малыш. А таких замечательных дней в детском саду, поверьте, гораздо больше, чем официально установленных.
Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению праздников, мы сделали вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его мы видим в интегрированном подходе к подготовке и проведению праздников. Мы в своей работе придерживаемся такого принципа: чем больше усилий по подготовке к празднику затратят педагоги, тем интереснее для детей пройдёт праздник.
Давайте отметим основные факторы, определяющие успешность задуманного праздника или развлечения.
В настоящее время музыкальные руководители имеют широкий выбор сценарного материала. Это и наши профессиональные журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик» и огромный выбор книгопечатной продукции различных авторов и издательств. Но необходимо помнить о том, что любой сценарий нуждается в адаптации для использования в работе с детьми. Адаптация сценария — это творческая и сложная работа. Сделать её может только педагог, который постоянно работает с детьми и знает, что нужно изменить, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий так или иначе отразит ваши эстетические взгляды, ваш стиль профессиональной деятельности.
Далее, на наш взгляд, будет полезно рассмотреть проблему использования фонограмм в работе с детьми. Важно отметить, что в последнее время стало доступным приобретение качественно звучащих фонограмм. Широк жанровый репертуар, различные оркестровки, типы носителей. В связи с этим даже при активном использовании технические накладки можно свести к нулю. Фонограмма позволяет знакомить детей с шедеврами музыкального искусства в исполнении лучших музыкантов. Однако, чем младше дети, тем больше нужно использовать «живой» музыки. Для занятия пением желательно непосредственное инструментальное сопровождение, а не минусовая фонограмма. А вот для занятия ритмикой, хореографией фонограмма предпочтительнее, так как в этом варианте темпоритм неизменен. В случае непосредственного аккомпанемента музыкальный руководитель часто замедляет или ускоряет темп, подгоняя его под движения детей. Важно помнить о корректном использовании фрагментов музыкального произведения.
Время подготовки и проведения праздников весьма благоприятно для работы с родителями. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда инициативу проявляют родители, когда именно они ищут общения с музыкальным руководителем, хореографом, прислушиваются к рекомендациям.
Мы не можем упустить такой возможности. Проанализировав эффективность различных форм работы, мы сделали вывод, что придётся следовать современной направленности средств массовой информации, то есть превратить печатные консультации в подобие комиксов. Текст минимален, информативен, присутствуют иллюстрации (лучше фотографии детей, ведь нет большей радости, как увидеть своё чадо). Больше всего вопросов у родителей возникает во время подготовки к костюмированному празднику. Мы рады помочь им. Нами изготовлен альбом с эскизами костюмов, даём рекомендации по подбору тканей и аксессуаров. Альбом пополняется год от года.
В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому мы рекомендуем подключать к этой важной работе специалистов (дизайнеров), а воспитателям и музыкальным руководителям — учиться этому мастерству. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, «цирковую штангу» сделали из пенопласта, изолировали сыпучие края широким скотчем и покрыли акриловой аэрозольной краской. А для драматизации сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» мы изготовили корову, кошелёк из поролона. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается. Поролон незаменим для шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др.
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Мы считаем, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин, ткань с пайетками.
Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы музыкального руководителя БДОУ г.Омска «Детский сад №88 комбинированного вида» Фролкиной Светланы Борисовны.

Детские игры должны быть не просто познавательными и развивающими и именно психогимнастика предлагает такие игры, которые непременно помогут психике вашего ребенка. Попробуйте и вы не пожалеете.

Праздник вызывает в ребенке особые эмоции, возбуждая интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические п.

Консультация для родителей на тему: «Режим дня и гигиенические требования к его организации».

Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей.

План праздников и развлечений в подготовительной к школе группе.