Требования к повышению квалификации педагогов доу

Системный подход в ДОУ в повышении квалификации педагогических кадров

Возникшие в современном обществе социальные потребности в переосмыслении квалификации работников образования обуславливают необходимость пересмотра роли и места педагогической квалификации в педагогической практике.

Традиционно повышение квалификации трактуется как послевузовское или постдипломное образование, обеспечивающее обновление знаний и обогащение опыта педагогических работников с учетом новейших достижений, а также перспектив развития науки и социально-экономического прогресса (Г.Н. Сериков). Система повышения квалификации состоит из компонентов. Они представляют собой упорядоченную совокупность учреждений и организаций, деятельность которых направлена на постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогического состава, актуализацию, оказание помощи в реализации творческого потенциала. Систему повышения квалификации многие авторы предлагают рассматривать как систему и как процесс.

В настоящее время все большая роль, место и значение в повышении профессиональной квалификации отводится дошкольному образовательному учреждению, представляющему подсистему общей системы повышения квалификации.

Процесс повышения квалификации характеризуется целостностью и непрерывностью, Это выражается с одной стороны, в устойчивой и согласованной связи и в преемственности функций различных форм повышения квалификации, с другой — в сочетании эмпирической деятельности с коллективной методической работой и самообразованием.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на системном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.

Поэтому одной из главных управленческих задач является:

  • совершенствование организации и планирования повышения квалификации педагогических работников,
  • создание условий, дающих педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как педагога.

Как отмечают авторы, рассматривающие данную проблему, показателями эффективности повышения квалификации являются:

  • Повышение качества профессиональной деятельности;
  • Освоение теоретических основ;
  • Активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;
  • Изменения в мотивах деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении повышение квалификации происходит в основном через систему методической работы. В условиях изобилия вариативных и парциальных программ, вышедших в последнее время и получивших гриф Министерства РФ каждое ДОУ определяет свой путь обновления содержания образования, выстраивая при этом свою систему методической работы, которая, в конечном итоге, позволила бы повысить педагогическое мастерство участников образовательного процесса.

Наше ДОУ выбрало для реализации комплексную программу нового поколения “Радуга” под редакцией Т.Н. Дороновой. Изучение программы позволило нам определить, что ее содержательный компонент недостаточно разработан по некоторым разделам программы, требует коррекции более высокой квалификации педагогов, необходимости осуществлять дифференцированный подход к повышению квалификации каждого педагога с учетом их категории, уровня подготовленности, опыта работы, образования, выявленных недостатков в организации педагогического процесса.

Повышение квалификации при внедрении новой вариативной программы проходит несколько этапов.

В период подготовки к внедрению программы работа по повышению квалификации педагогов заключалась:

  • в повышении осведомленности педагогов о программе;
  • в организации условий для внедрения программы.

Как результат – появление интереса у педагогов ДОУ к данной программе, наличие определенных знаний по содержанию программы, ее технологии, желание внедрять ее в практику работы.

Внедрение программы потребовало от нас более активных форм организации обучения каждого педагога и всего коллектива в целом:

  • собеседование по программе;
  • проведение семинара-практикума;
  • разных видов консультаций с активизацией педагогов в процессе их проведения;
  • изучение специальной литературы с аннотацией содержания и рекомендациями по использованию;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • деловые игры;
  • открытые просмотры;
  • проводили смотры-конкурсы внутри ДОУ;
  • педагогические советы;
  • открытые просмотры.

Это позволило педагогам ДОУ более углубленно и осознанно изучить теоретические основы программы, содержание каждого направления, принципы построения развивающей среды.

По итогам учебного года нами проводится анкетирование педагогов, анализ данных которого позволяет выделить направления педагогической работы,

по которым есть затруднения и необходима помощь,

по которым воспитатель имеет интересный опыт работы, и готов поделиться им с коллегами. (Рекомендации К.Белой).

Это способствует определению системы методической работы с указанием тематики заявленных воспитателями проблем и пути их решения, т. е. определить задачи нового учебного года, организационно-методические мероприятия с учетом всех запросов педагогов, позволяющих оказать им целенаправленную помощь.

Таким образом, содержание и формы работы по повышению квалификации изменяются в зависимости от этапа работы по внедрению программы, годовых задач, от реального уровня квалификации педагогов.

Большое внимание уделялось контролю, цель которого заключалась в оценке уровня профессиональной компетенции каждого педагога, оказании своевременной помощи в совершенствовании профессиональной деятельности. Помимо предварительного (фронтального и тематического контроля) и текущего контроля (непрерывного и эпизодического) в ДОУ предлагалось использовать и взаимоконтроль и самоконтроль. Результативность контрольно-аналитической деятельности обсуждалась на педагогических советах.

Данному периоду характерна организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов, которая направлена на:

  • представление опыта работы педагогическому сообществу города;
  • публикацию материалов педагогической деятельности в печати;
  • выступление на городских методических мероприятиях;
  • проведение дней открытых дверей для педагогов ДОУ города;
  • участие в различных профессиональных конкурсах.

Профессионализм каждого педагога оценивается через аттестацию каждого педагога, аттестацию ДОУ в целом.

Как результат, можно отметить, что в течение 3 лет из 11 педагогов, работающих в ДОУ, повысили свою квалификацию в результате аттестации 7 человек или 64% педагогического состава:

  • на высшую категорию — 1;
  • на первую категорию — 2;
  • на вторую категорию — 4.

В ходе аттестации ДОУ профессионализм педагогического коллектива позволил получить статус центра развития ребенка

В заключение хочу отметить, что четко выстроенная система методической работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет повысить профессионализм каждого педагога.

Литература

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М: АСТ, 1998.
  2. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управлением дошкольным образованием. – М: Издательский центр “Академия”, 2000.
  4. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. – Магнитогорск: МаГУ, 2001.

Модель повышения квалификации педагогических кадров

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально-активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально — экономического и духовного развития общества. Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений повышения квалификации педагогов.

Управленческая деятельность выстраивается следующим образом.

Цель. Совершенствование профессионального уровня педагогических работников.

— совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия);

— создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал;

— развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;

— организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;

— провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности.

Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:

— информационно-творческий (формы методической работы);

— ресурсный (поощрения, премирования);

— статусный (записи в книге приказов);

— диагностический (мониторинг профессионального развития).

— интегрирующая – создание “пространства возможностей” для всех категорий педагогических работников МДОУ;

дифференцирующая – создание групп, которые позволят каждому педагогу строить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, творческого саморазвития.

— принцип “зоны ближайшего развития”;

— принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий;

— принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов;

— принцип индивидуально-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;

— принцип оптимальности форм, методов и содержания повышения квалификации педагогов;

— принцип открытости и доступности, предполагающих добровольность участия и свободу выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма педагога, форм и содержания образования.

Показатели эффективности повышения квалификации:

— повышение качества профессиональной деятельности;

— освоение теоретических основ;

— активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;

— изменения в мотивах деятельности.

Таким образом, данная управленческая деятельность позволяет нам выстроить следующую модель повышения профессионального мастерства педагогов МДОУ (Приложение 1)

Анализ педагогических условий учреждения может включать в себя следующие позиции:

— образовательный ценз педагогов МДОУ;

— возрастной ценз работников;

— уровень квалификации педагогов;

— уровень курсовой подготовки;

— степень участия в методических мероприятиях;

— качество участия в разнообразных формах методической работы;

— уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов.

Аналитические данные дают возможность разделить условно педагогический коллектив МДОУ на четыре группы.

  1. “Новаторы” педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического материала.
  2. “Мастера – педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство.
  3. “Консерваторы” – педагоги, не желающие по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства.
  4. “Начинающие” – педагоги, не имеющие профессионального образования, и молодые педагоги.
  5. “Потенциальные педагоги” – работники (непедагогические) МДОУ, студенты-практиканты профессиональных учебных заведений.

Процесс повышения квалификации характеризуется целостностью и непрерывностью. Это учебный процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Мы считаем, что в работе по повышению квалификации необходимо придерживаться следующих требований:

— обеспечить индивидуально-дифференцированный подход, учитывая возможности педагогов и их профессиональные интересы;

— способствовать активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений;

— оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс.

На сегодняшний день в дошкольном учреждении наработан материал по формам методической работы, но проблема в том, что они стабильны и не изменяются, повторяются из года в год, а нетрадиционные формы вводятся редко, неактивно; программы не учитывают индивидуальный и дифференцированный подход к педагогу.

Изучив литературу по управлению методической работой образовательных учреждений разных авторов, мы отобрали наиболее приемлемые формы для наших педагогов с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Мы считаем, что для повышения квалификации педагогических кадров должны быть созданы условия на каждом уровне образования: индивидуальном, институциональном, муниципальном, региональном, федеральном.

Мы предлагаем рассмотреть деятельность каждой группы педагогов по всем предложенным уровням.

Разноуровневое использование форм методической работы. Приложение 2

Большое значение в управлении процессом повышения квалификации педагогических работников отводится мониторингу, который представляет собой целостную систему.

— повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в МДОУ;

— положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности МДОУ в целом;

— закрепление успешной деятельности молодых педагогов;

— создание условий для изменения “статуса” воспитателя, перевод его на позиции педагога-исследователя и экспериментатора;

— повышение степени ответственности потенциальных педагогов за результат деятельности.

И, как итог, перед нами

Модель педагога дошкольного образовательного учреждения, который обладает следующими показателями:

  • психофизиологический – развитие произвольности поведения, сбалансированность нервных процессов, высокая работоспособность;
  • когнитивный – способность к экспериментированию; ориентирование на смысл; наличие широкого кругозора;
  • эмоциональный – осознание и контроль своих эмоций, понимание эмоционального состояния других людей;
  • коммуникативный – развитие потребности в общении, способность устанавливать устойчивые контакты с участниками образовательного процесса;
  • социальный – умение согласовывать свои действия с другими, освоение социальных ролей;
  • духовно-нравственный – обогащение духовного мира, ориентация на общечеловеческие ценности;
  • личностный – развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, рефлексия деятельности, позитивная “Я – концепция”;
  • деятельностный – развитие целенаправленности, инициативности, способности к достижению результата.

Надеемся, что данная модель повышения квалификации педагогов оправдает наши ожидания, и мы получим качественный результат в виде педагога, обладающего всеми вышеуказанными показателями.

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Обязательно ли регулярно проходить курсы повышения квалификации для педагогов ДОУ?

Вопрос-ответ по теме

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рекомендовано проходить курсы повышения квалификации один раз в 3 года.1. Является ли это обязательным условием для работы в образовательной организации? 2. Есть ли требования к организациям, проводящим обучение, и к бланкам удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации? 3. Обязаны ли учителя, работающие по ФГОС, пройти обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению и с какой периодичностью?

Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование . Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. При этом обеспечение получения работниками дополнительного профессионального образования возлагается на работодателя. По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Обоснование по рекомендации «Повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений»

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») к компетенции образовательного учреждения (далее – ОУ) относится создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Таким образом, работники должны получать дополнительное профессиональное образование в том числе согласно должностной инструкции учителя-логопеда. Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. При этом обеспечение получения работниками дополнительного профессионального образования возлагается на работодателя.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В качестве требований, предъявляемых к организации, осуществляющей обучение, следует выделить наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (за исключением индивидуальных предпринимателей – письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Законом об образовании, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В своем письме от 09.10.2013 N 06-735 Минобрнауки поясняет, что по итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Подборка лучших материалов для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

Статья по теме:
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

Предварительный просмотр:

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.

«Обновление содержания во всех ветвях образования требует и обновления профессиональной компетентности»

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами:

-нарастающим объемом научной информации;

-прогрессом в области техники и технологии;

-интеграцией образования, наук и производства;

-углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.

На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании.

Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых – управленцев, как Т.Шамова, К.А.Нефедова, Г.Н.Сериков, И.О.Котлерова, Н.Горчарова, А.Дарвинский, А.Пескунова, В.Турчинка и другие.

Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах С.Г.Молчанова, Д.Ф.Ильясова, В.П. Ворошиловой, В.А.Худякова, В.В.Давиденко и др.

Управленческое содействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий: — —- Социально-правовых

  1. Перспективно-целевых
  2. Потребностно-стимулирующих
  3. Коммуникативно- информационных

« Повышение квалификации имеет объектом своего воздействия профессиональную компетентность работника сферы образования и состоит из пяти основных компонентов:

-специально- профессиональные знания;

-коммуникативные способности, умения и навыки;

-организаторские способности и навыки управленческой деятельности;

Для повышения собственного уровня рефлексии педагог должен научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации?

В исследованиях П.Хани и Э.Мамфорда выделяются три стиля обучения, которые можно использовать при организации повышения квалификации педагогов. «Деятели» ценят возможность играть активную роль в образовательном процессе, им нравятся действия, связанные с ролью руководителя, и интересно всё новое. «Теоретики» любят разбираться в концепциях, лежащих в основе того, что они изучают, исследовать вытекающие из них выводы, предложения. «Мыслители» получают удовольствие от исследования и изучения проблем, используют системный подход к проблеме. «Прагматики» стремятся связать содержание теоретического материала с практикой.

В настоящее время можно использовать следующие формы и методы в обучении взрослых: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», семинар-интервью, творческие семинары, семинар – пресс — конференция, игровое моделирование (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно — практические конференции, самообразование.

По нашему мнению, основные задачи профессионального совершенствования (повышения квалификации) должны решатся на базе детского сада, несмотря на различные формы повышения квалификации в других структурах (МО города, ЧИДПОПР, базовая территория и т.п.). Так как успех любой деятельности, в частности управленческой, находится в адекватной зависимости от своевременности и качества повышения квалификации кадров.

В результате аттестации педагогов и детского сада мы узнаем «какой уровень требований к компетентности педагога отсутствуют или слабо выражен», а это позволяет определить содержание методической и научно-методической работы. Кроме того, мы выносим рекомендации «по поводу отсутствия или слабой выраженности определенного уровня требований к профессиональной деятельности», т.е. мы управляем качеством профессиональной компетентности.

. Методическая работа в детском саду – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическую работу внутри детского сада нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности.

Под методической работой в детском саду мы понимаем «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений» педагогов «систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства» каждого воспитателя, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива детского сада в целом, в конечном счёте – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

Методическая работа в области повышения квалификации должна обеспечивать с одной стороны, личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой — выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.

Результативность методической работы в повышении квалификации педагогов просматривается, с одной стороны через аттестацию педагогов, с другой — через продуктивность методической деятельности (описание обобщенного опыта работы, методические разработки и рекомендации, пособия и оборудование педагогического процесса и др.)

Имея чёткое представление о сущности методической работы в детском саду и конкретные результаты анализа деятельности методической службы детского сада, можно осуществить дальнейшее проектирование деятельности по развитию профессионального мастерства педагогов, обеспечивая эффективное влияние на успешность модернизации образовательного процесса и на достижение высокого качества развития воспитанников.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция и анализ.

С.Г.Молчанов определяет содержание управления методической работой как: поддержание традиционной нормы; внедрение инновационной позитивной нормы; предохранение образовательной системы от инновационной негативной нормы.

Приоритет в методической работе сегодня должен быть отдан формам ориентированным:

-на активизацию самостоятельной профессионально- гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности, а также и коллег;

-на создание, разработку и (или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, различных социально-образовательных проектов и т.п.) и организацию освоения педагогами и руководящими работниками.

В основу работы по повышению квалификации педагогов через методическую работу образовательного учреждения целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определит цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения.

Работа по созданию системы управления повышением квалификации педагогов в нашем детском саду началась в 1999 году. В условиях политической и экономической нестабильности общества центр тяжести в повышении квалификации кадров перенесен в дошкольное образовательное учреждение, что выразилось в обновлении содержания методической работы.

Мы считаем, что сегодня главное для педагога – научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Всё это, конечно, требует от педагогов умения работать творчески, используя собственный потенциал. Поэтому мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств, соответствующих программе «Радуга» и возможностям воспитанников, а также учебно-материальной базы детского сада, дидактических и методических пособий и технологий. Развертываемая в детском саду методическая работа направлена:

-информирование педагогов о новых требованиях, достижениях педагогической науки и практики;

— выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта;

-подготовку методического обеспечения, для осуществления образовательного процесса.

Проводимая нами работа, позволила в какой-то мере формировать содержание, наиболее полно отражающее современные процессы, происходящие в дошкольном образовании. Освоение этого содержания происходит в различных формах:

Повышение квалификации педагогов в нашем ДОУ осуществляется через:

  1. учеба в вузах, колледжах;
  2. КПК в ИДППО
  3. МР в городе
  4. МР в ДОУ
  5. самообразование

Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе развития, годовом плане и месячных планах работы.

Продумывая систему профессионального совершенствования педагогов и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, мы учитывали основные андрогогические принципы:

  1. равенство позиций в образовательном процессе,
  2. стремление к использованию диалогических форм,
  3. опору на личный опыт и индивидуальные потребности специалиста,
  4. побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека.

В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают основными направлениями деятельности следующее:

-Ознакомление педагогического коллектива с новыми программами, технологиями, учебно-методическими пособиями.

-Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

-Анализ результативности работы дошкольного образовательного учреждения и разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательной деятельности в детском саду, городе.

-Оказание помощи руководителям и педагогам по реализации Госстандарта дошкольного образования.

-Организация помощи образовательному учреждению в проведении опытно-эксперементальной работы.

-Диагностика профессиональных потребностей педагога.

-участие методических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду – это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:

  1. Обучающие семинары и деловые игры

— Индивидуальные и групповые консультации

  1. Открытые просмотры
  2. Психологические тренинги
  3. ППО
  4. Научная среда
  5. Педагогические часы и др.

В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться – актуально.

Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:

-оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

-связано с их прошлым и настоящим опытом;

-участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;

-создана атмосфера взаимного уважения;

-есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

«Поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.

Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:

-форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;

-компонент системы непрерывного образования;

-индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;

-объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

В качестве основных условий повышения информированности педагогов мы рассматриваем следующее:

-формирование в детском саду библиотеки;

-обеспечение оперативного доступа к периодическим научно-педагогическим и научно-методическим изданиям;

-оборудование читального зала, что повышает охват количества пользователей информацией;

-организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т.д., с целью взаимообмена опытом осуществления профессионально-педагогической деятельности;

-наличие технических систем.

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.

Мы хотим, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к организации деятельности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению качества предоставляемых населени.

Управление ДОУ в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ.

«Система методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения в условиях интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья».

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовле.

Общая стратегия деятельности задается государством, социумом, учредителем и является отправной точкой для определения стратегии каждого учреждения, в том числе и детского сада. На основе общей стратег.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая баз.

Другие статьи:  Банкротство физ лица ипотека