Требования к помещению автошколы

Требования к помещению автошколы

Обучение вождению — трудоемкий и ответственный процесс. Причем, ответственный не только со стороны учеников, но и со стороны самих автошкол. С 1 сентября 2014 года введены в действие поправки, касающиеся обучения, сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения. Все эти поправки призваны улучшить качество образования водителей и снизить процент аварийности на дорогах.

В связи с проводимыми реформами, у директоров и сотрудников автообразовательных учреждений возникает много неясностей по поводу новых требований и соответствии учебно-материальной базы. Чтобы автошкола могла продолжать свою деятельность необходимо пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Главными документами, которыми нужно руководствоваться, являются приказы Минобрнауки РФ: приказ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и приказ № 486 от 12.05.2015 г. «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (примерные программы переподготовки водителей с одних категорий и подкатегорий на другие).

В приказах установлены условия реализации примерных программ подготовки и переподготовки водителей, которые включают в себя организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. В соответствии с этими условиями автошкола разрабатывает свою программу подготовки водителей, которую и представляет затем в Госавтоинспекцию для получения положительного заключения. На основе примерных программ автошкола имеет право разработать программы подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

Согласно приказам устанавливаются новые требования к учебно-материальной базе организации. Согласно российскому законодательству образовательные организации, в том числе и автошколы, должны иметь свои интернет-сайты. На официальном сайте автошколы должна размещаться оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования, проведённого организацией. А на информационном стенде в школе должен указываться адрес официального сайта. По мнению сотрудников МВД, обследование учебно-материальной базы на соответствие установленным требованиям целесообразно начинать именно с интернет-сайта образовательной организации.

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты: технические средства обучения; аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств; тренажеры первоначального обучения навыкам вождения; учебные транспортные средства.

Технические средства обучения должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

Помещение для автошколы можно приобрести в собственность или арендовать. Для снижения затрат арендовать учебные классы лучше в действующих школах, училищах, институтах. Так можно сэкономить на мебели и оборудовании для проведения лекций. Площадь помещения подбирается из расчета не менее 2,5 кв. м на одного курсанта в группе. На одну группу численностью до 30 человек достаточно от 40 до 80 кв.м. Если планируется одновременное обучение нескольких групп, то площадь помещения увеличивается пропорционально. После подготовки помещения необходимо получить заключение СЭС и пожарной инспекции. Для согласования предоставляются учредительный пакет и правоустанавливающие документы на помещение. Санэпидстанция дополнительно потребует предъявить договор на вывоз мусора и уничтожение опасных отходов, план-схему БТИ. В пожарную инспекцию необходимо предоставить акты замеров сопротивления изоляции, схему пожарной сигнализации и свидетельство о противопожарном обучении ответственного сотрудника. Оборудование лекционного класса в автошколе включает в себя приобретение учебных пособий, демонстрирующих общее устройство автомобиля и его отдельных частей (макеты, плакаты); ПДД, оказание первой медицинской помощи. Полный список необходимого оборудования приведен в нормативных документах, утвержденных министерством образования в качестве программы для подготовки водителей. Оборудование учебного класса в обязательном порядке осматривается и утверждается сотрудниками ГИБДД. Списки курсантов также необходимо будет своевременно передавать на проверку в ГИБДД.

Оборудование учебного класса – статья довольно немалых расходов для владельцев автообразовательных учреждений. Немалая часть вложений уйдет на закупку учебных пособий. Список необходимого включает все основные агрегаты и системы автомобиля (некоторые – в разрезе), плакаты об общем устройстве автомобиля, с правилами дорожного движения (знаками, разметками), правилами оказания медицинской помощи. Потребуются и манекены для отработки навыков оказания помощи и другие наглядные пособия и литература.

Для автошколы, если она не находится в училище или вузе, потребуются парты (минимум 10 парт). К партам соответственно нужны стулья (минимум 20 шт.). Также, в автоклассе устанавливается учебная доска. Не стоит также забывать и об организации рабочего места преподавателя.

«В досконально и профессионально оборудованном учебном классе должно иметься все необходимое для обучения, включая: познавательные тематические плакаты со знаками безопасности дорожного движения, схематичным изображением автомобиля, возможными положениями регулировщика; действующие интерактивные стенды, позволяющие в доступной форме объяснять правила поведения на дороге в зависимости от типа привода (заднего, переднего, полного), используемого в машине; качественную мультимедийную систему и современную магнитную доску для разбора действий будущих водителей в конкретных дорожных ситуациях; набор тематических фильмов, объясняющих принцип действия автомобиля, правила оказания первой медпомощи при дорожно-транспортных происшествиях; теоретический материал, записанный на электронные запоминающие устройства и помогающий ученикам быстрее постигать азы водительского мастерства», – разъяснил автомобильный эксперт «Союза автошкол», преподаватель автошколы «ОНЛАЙН» Андрей Финкель.

Определение общего числа учебных групп в год в зависимости от количества оборудованных учебных кабинетов рассчитывается по следующей формуле:

n = (0,75 х Фпом х П)/Ргр

где n — общее число групп в год, 0,75 — постоянный коэффициент (загрузка учебного кабинета = 75 %), Фпом — фонд времени использования помещения в часах, П — количество оборудованных учебных кабинетов, Ргр — расчётное учебное время полного курса теоретического обучения на 1 группу в часах.

Расчётное учебное время полного курса теоретического обучения на 1 группу в часах (Ргр) согласно утвержденным стандартам равно 138 часам. А фонд времени использования помещения в часах рассчитывается следующим образом:

Фпом = 24,5×12 х Ч

Где 24,5 — среднее количество рабочих дней в месяц, 12 — количество рабочих месяцев в году, Ч — количество часов использования учебного кабинета в зависимости от формы обучения.

Так, при 4 часах использования учебного кабинета Фпом=1 176 часов, при 8 часах 2 352 часа = 2 352 часа, при 12 часах Фпом = 2 352 часа и т.д.

Например, автошкола использует 1 универсальный кабинет 8 часов в день. Тогда расчет производится следующим образом:

n = (0,75 х Фпом х П)/Ргр = (0,75×2 352×1)/138 = 12,78.

Округление происходит в большую сторону, поэтому автошкола сможет подготовить 13 учебных групп в год.

«Стоит отметить, что комплектация классов теоретического обучения у автошкол – участников «Союза автошкол» полностью соответствует действующим нормам и правилам, установленным Министерством образования и Госавтоинспекцией. Весь срок обучения в наших автошколах проводят только настоящие профессионалы, в понятной и доступной форме объясняющие весь теоретический материал. При этом каждый вопрос после прочтения в обязательном порядке разбирается с использованием учебной доски и поясняющих видеоматериалов. С нашей помощью сдать на права сможет каждый человек, в полном объеме прошедший курс обучения. Все классы наших автошкол оборудованы, согласно требованиям ГИБДД и Минобрнауки, тематическими плакатами, действующими интерактивными стендами, современной магнитной доской, мультимедийной системой, учебной литературой и прочими наглядными пособиями, что делает более успешным усвоение теоретического материала учащимися», – рассказал Председатель Правления Некоммерческой организации «Союз автошкол» Александр Ачкасов.

В последнее время ведущие автошколы Москвы, участники «Союза автошкол» активно используют современную альтернативу очному обучениюдистанционное обучение теоретической части. Ученики могут не приезжать на занятия в классах, а пройти весь материал дистанционно, в любом месте при помощи смартфона, планшета или компьютера. Однако, для большей усвояемости материала, эксперты «Союза автошкол» всё же рекомендуют по возможности не избегать посещений теоретических занятий очно.

Другие статьи:  В 1787 году уголовный кодекс

Требования к помещению автошколы

При выборе помещения нужно учитывать не только потребность бизнеса, но и требования законодательства. Например, в комнате для теоретических занятий на одного человека должно приходиться не менее 2,5 м2 площади.

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

АПК должны обеспечивать тестирование таких профессиональных качеств водителя, как психофизиологические (память, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания и др.), свойства и качества личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и др.).

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Перечень оборудования в автошколе должен соответствовать требованиям, приведенным в «Программе по обучению водителей категории В».

Так, например, согласно вышеуказанной Программе, в каждой автошколе обязательно наличие двигателя, с навесным оборудованием, а также прочие составляющие автомобиля (в том числе и задний мост совместно с тормозными механизмами и коробка передач). Такие аппараты можно приобрети у компаньонов, занимающихся продажей автозапчастей.

Отметим, что классное помещение необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить заключение о соответствии материально-технической базы автошколы действующему законодательству. Сотрудник автоинспекции в обязательном порядке должен произвести осмотр учебной аудитории и дать положительное заключение по итогам проверки. В обратном случае открыть автошколу будет невозможно.

Новые правила согласования с Госавтоинспекцией программ и условий обучения в автошколах

Согласование программ подготовки водителей транспортных средств с ГИБДД и получение заключения ведомства о соответствии учебно-материальной базы организации установленным нормативными актами требованиям – обязательное условие как для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности автошколами, так и для непосредственной реализации ими образовательных программ (подп. «д» п. 5, подп. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Актуальные примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий и требования к оснащению автошкол действуют, напомним, с 12 августа 2014 года (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). На протяжении почти трех лет согласование этих программ и оценка учебно-материальной базы автошкол осуществлялись на основании методических рекомендаций ГУОБДД МВД России от 30 октября 2014 г. № 13/4-у-7104, однако в апреле 2017 года они были отменены (письмо ГУОБДД МВД России от 26 апреля 2017 г. № 13/4-3860). При этом именно нормативные акты, регламентирующие процесс согласования программ и оценки учебно-материальной базы автошколы, так и не были приняты. Образовавшийся правовой вакуум, как отмечают представители профессионального сообщества, приводит к вольному трактованию установленных нормативных требований в регионах (вплоть до предъявления дополнительных требований) и необоснованному затягиванию сроков выдачи заключений.

Исправить сложившуюся ситуацию призваны разработанные МВД России проекты приказов об утверждении:

  • Порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее – Порядок согласования программ обучения);
  • Порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам (далее – Порядок выдачи заключений о соответствии).

В конце декабря 2017 года проекты были размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/12-17/00077145 и 02/08/12-17/00077146 соответственно) и получили значительное количество критических экспертных комментариев. В феврале текущего года доработанные проекты снова были вынесены на публичное обсуждение, которое продлится до 12 марта. Текущий вариант документов учитывает большинство замечаний автошкол, направленных в министерство по итогам проведенного Межрегиональной ассоциацией автошкол (МААШ) опроса по основным положениям проектов, сообщила порталу ГАРАНТ.РУ президент МААШ Татьяна Шутылева. В частности, исключена обязанность представлять в Госавтоинспекцию результаты замеров коэффициента сцепления колес транспортного средства с покрытием площадки, продольных и поперечных уклонов участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения контрольных заданий, уклона эстакады и показателей освещенности. Выполнение такого требования повлекло бы дополнительные расходы автошкол, поскольку для проведения замеров предлагалось привлекать организации, имеющие сертифицированные и поверенные в установленном порядке средства измерения.

Рассмотрим, каковы же основные положения доработанных с учетом мнения профессионального сообщества документов.

Порядок согласования программ обучения

Проектом указанного порядка предусматривается, что для согласования программ профессионального обучения водителей автошкола должна направить соответствующее заявление (форма заявления устанавливается приложением к порядку) в управление Госавтоинспекции по тому субъекту РФ, на территории которого она осуществляет образовательную деятельность, или иное подразделение, уполномоченное руководителем регионального управления ГИБДД. К заявлению, разумеется, прилагаются сами программы обучения.

В течение пяти рабочих дней с даты регистрации поступивших документов должностное лицо соответствующего подразделения ГИБДД будет обязано принять решение о проведении проверки либо – при отсутствии в заявлении необходимых сведений или их недостоверности – об отказе в согласовании программы или программ.

Согласование конкретной программы будет осуществляться по результатам проверки соответствия ее содержания утвержденной Минобрнауки России примерной программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории или подкатегории. Существенные несоответствия, например отсутствие в представленной на согласование программе учебных предметов, предусмотренных примерной программой, или сокращение времени на изучение какого-либо из них, станут основанием для отказа в согласовании.

Предполагаемый максимальный срок для проведения проверки – 30 календарных дней с даты регистрации заявления, по ее итогам выносится решение о согласовании или отказе в согласовании программы. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения в автошколу почтовым отправлением должно быть направлено уведомление о согласовании с приложенной программой либо уведомление об отказе в согласовании с указанием на выявленные несоответствия. Если же при подаче заявления организация укажет, что хочет получить результаты проверки с нарочным, на ее электронную почту отправляется уведомление об окончании проверки и необходимости явки в подразделение Госавтоинспекции – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация о согласовании программы должна будет в обязательном порядке размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России – в течение следующего после дня согласования рабочего дня, не позднее. Кроме того, проект предусматривает необходимость учета всех согласованных программ подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

Порядок выдачи заключений о соответствии

Согласно проекту этого порядка в заявлении о выдаче заключения о соответствии (его форма устанавливается приложением к порядку), помимо информации о самой автошколе, необходимо будет указать сведения о реализуемых программах профессионального обучения и количество обучающихся в год по каждой из них. Вместе с заявлением нужно будет направить:

  • копии правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости (помещения, в которых находятся учебные классы, участки, на которых размещены площадки и автодромы);
  • перечень транспортных средств с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака, вида трансмиссии;
  • сведения о водительских удостоверениях педагогических работников;
  • документы, позволяющие определить сроки использования конкретного объекта недвижимости для обучения – если он эксплуатируется несколькими автошколами.

В течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления и приложенных к нему документов, если они представлены в полном объеме и не содержат недостоверных сведений, руководителю подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне (или уполномоченному им должностному лицу) нужно будет определить дату и время проведения обследования учебно-материальной базы автошколы – с учетом того, что оно должно быть проведено в течение 30 календарных дней с даты регистрации документов.

Другие статьи:  Приказ 42 от 080211

Стоит отметить, что основаниями для проведения такого обследования, согласно проекту порядка, будут являться не только соискание лицензии на осуществление образовательной деятельности и истечение срока действия ранее выданного заключения о соответствии, но и реализация автошколой программ профессионального обучения, обучение по которым на дату выдачи заключения не осуществлялось, изменение количества мест обучения или их адресов либо числа обучающихся по какой-либо из программ. Важно, что в трех последних случаях будет проводиться проверка только изменившейся части учебно-материальной базы.

С массивом судебных решений по спорам, связанным с проверкой исполнения законодательства при осуществлении профессионального обучения водителей, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В ходе обследования, которое должно проводиться только в присутствии представителя автошколы, предлагается проверять, во-первых, поддерживает ли организация свои транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, и выполняет ли иные требования, предъявляемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к эксплуатирующим ТС юридическим лицам и ИП. Во-вторых – соответствуют ли требованиям примерных программ созданные автошколой условия реализации программ профессионального обучения, в том числе материально-технические: оборудование учебных кабинетов, состояние и количество учебных транспортных средств, оснащенность закрытой площадки или автодрома. Также предполагается проверять, проводит ли сама автошкола оценку своей учебно-материальной базы и размещены ли результаты самообследования на ее официальном сайте.

Кроме того, организации должны быть готовы к тому, что им придется представить список педагогических работников с указанием учебных предметов, обучение по которым они осуществляют, и копии документов, подтверждающих наличие необходимого образования и соответствие квалификационным требованиям, а также копии принадлежащих мастерам производственного обучения документов о праве обучения вождению.

Для учебно-материальной базы, которая на договорных условиях используется несколькими автошколами, предусмотрен дополнительный пункт проверки, а именно: оценка реальной возможности реализации программ обучения каждой из организаций без нарушения учебных графиков и расписания занятий.

Определенные особенности устанавливаются и для обследования используемых для обучения площадки, автодрома или иных объектов недвижимости, находящихся за пределами региона, в котором зарегистрирована автошкола. Предполагается, что его будет проводить управление Госавтоинспекции того субъекта РФ, на территории которого этот объект находится, по обращению зарегистрировавшего заявление о выдаче заключения подразделения ГИБДД (в течение 15 календарных дней с даты регистрации этого заявления).

По итогам обследования учебно-материальной базы автошколы возможны:

выдача заключения о ее соответствии установленным требованиям. В нем должны будут содержаться следующие данные: наименование и адрес автошколы, адреса мест ведения образовательной деятельности, перечень программ профессионального обучения, максимальное количество обучающихся в год для каждой категории (подкатегории) транспортных средств – предполагается, что это число будет обязательно рассчитываться по установленной формуле при проведении обследования, дата выдачи заключения и срок его действия (пять лет со дня выдачи);

выдача заключения о несоответствии учебно-материальной базы с описанием выявленных нарушений и указанием конкретных норм нормативных актов, которые не были соблюдены. «Выдача такого заключения – это нововведение, и очень полезное. Сейчас в случае несоответствия автошкола не получает ничего. Теперь же предлагается расписывать, что конкретно не так, это поможет организации устранить недостатки», – отметила Татьяна Шутылева.

если имеющаяся база позволяет реализовывать лишь некоторые из заявленных программ профессионального обучения, в их отношении выдается заключение о соответствии, а в отношении остальных – заключение о несоответствии.

в случае выявления невозможности обучения заявленного автошколой количества человек в год с использованием ее учебно-материальной базы определяется максимально допустимое для имеющихся условий количество обучающихся, и база признается соответствующей только в их отношении.

Списки организаций, прошедших на сегодняшний день проверку соответствия учебно-материальной базы и получивших соответствующие заключения, размещены на официальном сайте ГИБДД в разделе «Автошколы» (для ознакомления с перечнем автошкол в конкретном субъекте РФ необходимо выбрать соответствующее региональное отделение Госавтоинспекции)

Акт обследования и само заключение (формы устанавливаются приложением к Порядку выдачи заключений о соответствии) предполагается составлять в двух экземплярах: один будет направляться в автошколу, второй – храниться в выдавшем заключение подразделении Госавтоинспекции. Кроме того, копию заключения планируется направлять в лицензирующий орган. Информация о том, что конкретная организация получила заключение о соответствии, должна будет размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России в течение одного рабочего дня с даты его выдачи.

Особое внимание в проекте уделено основаниям приостановления и прекращения действия выданных заключений. Одно из них, разумеется, – соответствующее заявление автошколы.

Кроме того, действие заключения о соответствии будет приостанавливаться в случае изменения количества или адресов мест ведения образовательной деятельности, а также превышения установленного программой обучения числа обучающихся в год (предусмотрено, что подсчет числа реально отучившихся в организации за год водителей будет осуществляться выдавшим заключение подразделением ГИБДД до конца I квартала последующего года) – до получения результатов обследования измененных условий. При их соответствии установленным требованиям заключение снова признается действующим, однако срок его действия не продлевается. Если же в течение месяца с момента приостановления автошкола не подаст заявление о проведении дополнительного обследования, а также в случае, когда обследование будет проведено и выявит несоответствие измененной учебно-материальной базы установленным требованиям, действие заключения прекращается.

Еще одним основанием прекращения действия заключения, согласно проекту, является непредставление автошколой сведений о пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости в течение одного месяца после окончания срока их действия. Также заключение перестанет действовать, если автошкола прекратит свою деятельность или ликвидируется.

Вынесенное выдавшим заключение о соответствии подразделением ГИБДД решение о приостановлении, возобновлении или прекращении его действия должно будет направляться в автошколу (с обязательным дублированием на электронную почту) в течение одного рабочего дня с даты принятия этого решения. Такой же срок предусмотрен для отправки копии решения в лицензирующий орган и размещения информации о нем на официальных интернет-ресурсах МВД России.

Новые порядки – дополнительные обязанности?

Наверное, самое главное, на что нужно обратить внимание, – в случае принятия рассматриваемых актов действующим в настоящее время автошколам не нужно будет заново согласовывать программы обучения и получать заключения о соответствии. В проектах приказов прямо прописано, что уже согласованные программы профессионального обучения водителей не подлежат повторному согласованию, а выданные заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям признаются действительными до истечения срока их действия. Если срок действия заключения не определен, оно будет признаваться действительным в течение пяти лет с даты вступления в силу приказа об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии.

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:

«Если приказы будут приняты в предложенной сейчас редакции, появится серьезный заслон таким действиям недобросовестных организаций, как несанкционированное открытие теневых учебных классов (когда на момент обследования заявляется один, а обучение потом происходит в 5-10 классах), превышение лимита обучающихся и работа без лицензий, так как выданное заключение ГИБДД будет приостанавливаться или аннулироваться, а информация об этом – незамедлительно обнародоваться. Нормально функционирующие автошколы не должны попасть в такую ситуацию, поскольку работа без заключения является грубым нарушением лицензионных требований. Образовательная организация несет полную ответственность за это, и если на момент набора на обучение или его окончания такое заключение отсутствует, обучающиеся в данной организации лица не допускаются к сдаче экзамена в Госавтоинспекции.

Для добросовестных же организаций, соблюдающих все требования, напротив, предусмотрено смягчение некоторых процедур. Если сейчас при каждом изменении материальной базы автошколы ГИБДД проводит полное ее обследование, то после принятия актов при продлении действия договоров аренды имущества – а продлевать их приходится неоднократно, ведь ни для кого не секрет, что арендодатели, особенно в крупных городах, заключают договоры не более чем на 11 месяцев, а также при увеличении количества мастеров или учебных машин будет проводиться только документарная проверка [проект Порядка выдачи заключения о соответствии предусматривает, что в случае изменения наименования или адреса автошколы, количества мастеров производственного обучения или учебных транспортных средств, а также пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости автошкола может подать заявление о выдаче ей нового заключения о соответствии на основании подтверждающих указанные изменения документов. В этом случае обследование учебно-материальной базы не проводится, а срок действия нового заключения такой же, как у ранее выданного заключения. – ГАРАНТ.РУ].

Другие статьи:  Имеют ли льготы ветераны боевых действий на налоги

Таким образом, полноценная реализация приказов, которые, с одной стороны, во многом перекликаются с методическими рекомендациями, работа по которым велась практически три года (например, сроки выдачи заключений – 30 календарных дней – совпадают с действующими ранее), а с другой – предусматривают новые нормы, учитывающие наработанный за это время опыт, должна стать стимулом наведения порядка в системе подготовке водителей транспортных средств».

Как открыть автошколу с нуля? Все, что нужно для успешного бизнеса

С каждым днем обучение на водительские права становится все более востребованной услугой. Сколько стоит открыть собственную автошколу? Что для этого необходимо?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Многие семьи предпочитают иметь по одной машине на каждого совершеннолетнего члена семьи. На собственное авто пересаживаются вчерашние школьники, пенсионеры, домохозяйки, молодые мамы. Часто работодатели при размещении вакансий требуют наличия у соискателей автомобиля и водительских прав. Поэтому услуги по обучению вождению сегодня востребованы как никогда. Почему бы предпринимателям не задуматься о том, как открыть автошколу?

Сразу стоит обратить внимание на то, что функционирование автошколы подпадает под действие закона «Об образовании». Обучение вождению – это образовательная услуга, которая может предоставляться только юридическим лицом и подлежит лицензированию.

Какие здесь возможны варианты?

  1. Зарегистрировать некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (НОУ ДО).
  2. Создать юрлицо в организационной форме «общество с ограниченной ответственностью» или оформить автошколу на основе уже действующего ООО, внеся изменения в его устав.
  3. Зарегистрировать ИП, на основе которого открыть автошколу-экстернат, не требующую получения лицензии.

Что нужно чтобы открыть автошколу?

Для открытия автошколы необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Государственная регистрация организации.
  2. Получение лицензии.
  3. Подбор помещения.
  4. Закупка оборудования для обучения.
  5. Подбор персонала.
  6. Получение согласований санитарной и пожарной служб, органов ГИБДД.

Оформление автошколы

Определившись с организационной формой будущей автошколы, необходимо зарегистрировать организацию. Для этого нужно подать заявление со стандартным пакетом документов в соответствующую инстанцию: для ООО и ИП – в налоговую инспекцию (срок рассмотрения 10 рабочих дней), для НКО – в территориальный орган минюста (рассмотрение заявления в срок до 1 месяца).

После получения свидетельства о регистрации необходимо поставить организацию на учет в налоговые органы, ПФР, фонд соцстрахования, орган госстатистики, открыть расчетный счет.

Следующий этап – оформить лицензию на образовательную деятельность. В территориальное управление образования подаются следующие документы:

  • заявление;
  • копия свидетельства о регистрации;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • правоустанавливающие документы на помещение;
  • правоустанавливающие документы на автодром;
  • перечень имеющихся учебных пособий;
  • перечень подготовленного для обучения оборудования;
  • трудовые соглашения с персоналом;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Получение лицензии – процесс долгий и может растянуться на срок до года.

Помещение и оборудование

Помещение для автошколы можно приобрести в собственность или арендовать. Для снижения затрат арендовать учебные классы лучше в действующих школах, училищах, институтах. Так можно сэкономить на мебели и оборудовании для проведения лекций.

Площадь помещения подбирается из расчета не менее 2,5 кв. м на одного курсанта в группе. На одну группу численностью до 30 человек достаточно от 40 до 80 кв.м. Если планируется одновременное обучение нескольких групп, то площадь помещения увеличивается пропорционально.

После подготовки помещения необходимо получить заключение СЭС и пожарной инспекции. Для согласования предоставляются учредительный пакет и правоустанавливающие документы на помещение.

Санэпидстанция дополнительно потребует предъявить договор на вывоз мусора и уничтожение опасных отходов, план-схему БТИ.

В пожарную инспекцию необходимо предоставить акты замеров сопротивления изоляции, схему пожарной сигнализации и свидетельство о противопожарном обучении ответственного сотрудника.

Оборудование лекционного класса в автошколе включает в себя приобретение учебных пособий, демонстрирующих общее устройство автомобиля и его отдельных частей (макеты, плакаты); ПДД, оказание первой медицинской помощи. Полный список необходимого оборудования приведен в нормативных документах, утвержденных министерством образования в качестве программы для подготовки водителей.

Оборудование учебного класса в обязательном порядке осматривается и утверждается сотрудниками ГИБДД. Списки курсантов также необходимо будет своевременно передавать на проверку в ГИБДД.

Педагогический состав автошколы состоит из преподавателей по теории и инструкторов по вождению.

Основное требование к преподавателю теории – высшее или средне-специальное образование по техническому профилю.

Право работать инструктором должно быть подтверждено соответствующим свидетельством, которое выдается водителю после прохождения специальных курсов. Как правило, вновь открывшиеся автошколы еще не имеют своего автопарка, поэтому предпочитают принимать на работу инструкторов, владеющих собственными оборудованными автомобилями.

Минимальное количество необходимого персонала в расчете на одну обучающуюся группу составляет: преподаватель теории — 1, инструкторы — 3.

Для медицинского освидетельствования водителей перед выездом понадобится медик . Дополнительно может потребоваться механик.

В крупных автошколах обычно предусматриваются такие должности, как секретарь, менеджер по продажам, администратор, бухгалтер.

Заключение трудовых соглашений с персоналом необходимо для получения лицензии, но фактически приступить к работе сотрудники смогут только после завершения всех формальностей.

Автопарк и автодром

Обучение вождению производится на специально оборудованных автомобилях. Машина оборудуется вторыми педалями, зеркалами заднего вида и ставится на учет в ГИБДД в качестве учебного автомобиля.

На учебной машине устанавливается отличительный знак. Такие автомобили можно арендовать у инструкторов либо приобрести в собственность и переоборудовать в соответствии с требованиями. В первом случае техническое обслуживание и ответственность за машины возлагается на инструкторов. Во втором случае необходимо принять в штат механика, осматривающего автомобили, и врача, проверяющего водителей перед выездом, предусмотреть гараж или стоянку.

Площадка для практических занятий чаще всего берется в аренду или субаренду с другими автошколами, что позволяет несколько снизить затраты.

Итак, помещение и оборудование подготовлены, персонал набран. Можно давать рекламу и приглашать на обучение курсантов.

В какую сумму обойдется запуск автошколы?

Если составлять «оптимистичный» бизнес план автошколы, то минимальной сумма затрат на открытие бизнеса получится при условиях:

  • аренды готовых классов с мебелью и учебным оборудованием (например, школьного кабинета);
  • приема на работу инструкторов с собственными автомобилями;
  • субаренды площадки для вождения.

Окупаемость такого бизнеса при полной наполненности учебной группы составит 1,5-2 года.

Необходимость обустройства помещений (от 150000 рублей), приобретения и переоборудования за свой счет хотя бы трех автомобилей (от 1 млн. рублей) увеличивает затраты на открытие автошколы в 2 раза.

По некоторым оценкам, чтобы открыть автошколу с нуля, в экономичном варианте необходимо затратить не менее 800 000 рублей, в оптимальном – от 1,5 млн. рублей. Стоимость постройки собственного автодрома составляет еще около 1 млн. рублей дополнительно.

Однако более «дорогая» автошкола имеет больше перспектив и путей извлечения дополнительных доходов. Наличие собственных площадей, достаточного количества учебных автомобилей и персонала позволяет одновременно набирать несколько групп, проводить занятия в течение дня по расписанию (возможно, части студентов будет удобнее заниматься утром).

Собственный автодром окупит себя за 1,5-2 года, если давать ему полную загрузку собственными машинами, предоставлять студентам возможность за отдельную плату брать дополнительные практические уроки, а также сдавать площадку в аренду другим автошколам.

Можно организовать курсы экстремального вождения, обучение на права других категорий, восстановление навыков вождения, индивидуальные уроки.

Кроме того, хорошо оборудованные классы, современные тренажеры, новые автомобили в целом работают на положительный имидж автошколы и дают ей определенное конкурентное преимущество.

Несмотря на значительные затраты, работа в режиме полной заполненности учебных мест позволит автошколе окупить себя примерно за то же время, что и «эконом-вариант».

Следующим шагом уже является создание сети автошкол путем открытия филиалов в разных районах города.