Требования к медицинскому кабинету в лагере

Содержание страницы:

Увеличим продажи с сайта с гарантией результата

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТА

Используем лучшие методы для повышения посещаемости и конверсии Вашего сайта

Детальный анализ ресурса на соответствие требованиям поисковиков. Оценка качества контента и удобства сайта

Повышение лояльности Ваших клиентов, достижение топов рейтинга по позициям в поисковых системах

МЫ ДАЕМ ГАРАНТИИ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ 97% КОМПАНИЙ

Весь объем выполняемых работ и результаты зафиксированы в договоре

Мы фиксируем контрольные точки и предоставляем на них гарантию

Мы вернем Вам все Ваши деньги, если не достигнем результатов в срок

Медицинский кабинет в образовательном учреждении — оборудование и оснащение

Статья подготовлена на основании документа СанПин 2.4.2. 1178-02 — Оснащение и оборудование школьного медицинского кабинета (данный текст и указанные ниже медицинские товары также подходят для мед-кабинетов в детских садах, яслях и прочих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), в вузах и на коммерческих или производственных предприятиях).

Оригинал документа, включая базовый ассортимент лекарств и перечень форм медицинской документации для оснащения медицинского кабинета в школе можно скачать с нашего сайта по ссылке внизу данной страницы.

Все медицинские изделия, приведенные в нижеуказанном перечне, можно купить в нашем интернет-магазине — достаточно только нажать на ссылку под наименованием выбранного Вами медицинского изделия или инструментария и Вы перейдете на описание, рекомендуемого соответствующего товара.

Новое в санитарном законодательстве: требования к медицинскому кабинету в детском саду

Со 2 декабря 2011 г. вступили в силу феде­ральные государственные требования к усло­виям реализации основной общеобразова­тельной программы дошкольного образова­ния, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от20.07.2011 № 2151*. Ключевые из них:

  • к кадровому обеспечению;
  • материально-техническому обеспечению;
  • учебно-материальному обеспечению;
  • медико-социальному обеспечению;
  • информационно-методическому обеспе­чению;
  • психолого-педагогическому обеспечению;
  • финансовому обеспечению.

Формирование параметров медико-со­циального обеспечения основано на взаимо­связи здоровья и успешности развития дошкольника. Прежде всего, это запросы:

  • к медицинскому обслуживанию и обязан­ностям штатных либо привлеченных меди­цинских работников. В настоящее время медицинское обслуживание детей в до­школьном образовательном учреждении (далее — ДОУ) могут осуществлять как его штатные работники, так и работники учреждений здравоохранения (письмо Мин-обрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреж­дениях»** в медицинском кабинете в ДОУ
  • формированию и наполняемости дошколь­ных групп;
  • прохождению профилактических осмотров.

* Текст документа будет опубликован в следующем

номере журнала. — Примеч. ред.
** См. с. 42. — Примеч. ред.

С 1 сентября 2011 г. вступили в силу но­вые санитарные требования к общеобразо­вательным учреждениям (далее — ОУ) — СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемио­логические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10). Изменения коснулись параметров:

  • площади и набора помещений в ОУ;
  • оборудования классов и применения но­вых технических средств обучения;
  • организации деятельности групп про­дленного дня.

С 2010-2011 гг. в общеобразователь­ных учреждениях все чаще размещаются группы детей дошкольного возраста. В свя­зи с этим в санитарных правилах появилось положение о необходимости соблюдения норм санитарного законодательства к устройству, содержанию и организации ре­жима работы дошкольных организаций в по­мещениях ОУ в случае размещения в них де­тей дошкольного возраста.

Территория и помещения, выделенные для групп дошкольного возраста, должны оборудо­ваться в соответствие с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации ре­жима работы в дошкольных организация» (далее — СанПиН 2.4.1.2660-10), действующи­ми с 1 октября 2010 г. Этим нормативным до­кументом:

  • изменены параметры площади терри­тории ДОУ, площади помещений группо­вых в расчете на одного ребенка, обору­дованию групповых и спален;
  • введены нормы к ДОУ комбиниро­ванного и компенсирующего видов;
  • регламентирована организация деятель­ности ДОУ для детей, имеющих недостат­ки в физическом развитии.

СанПиН 2.4.1.2660-10 изменены параметры оборудования групповых площа­док ДОУ. В частности, площадь теневых навесов, которые должны быть на каждой груп­повой площадке, нормируется из расчета не менее 2 м² на одного ребенка. Для групп чис­ленностью менее 15 чел. площадь теневого навеса должна быть не менее 30 м².

Помимо дошкольных образовательных учреждений, реализующих программу основного дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.2660-10 распространяются и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.

Нормы формирования и наполняемости дошкольных групп

Количество и соотношение возрастных групп детей в ОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади в расчете на одного ребенка в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, согласно ним выдвигаются и нормы к медицинскому кабинету в детском саду.

Длительность пребывания детей в до­школьных организациях (группах) зависит от возможности обеспечить им питание и днев­ной сон:

  • до 3-4 ч — без организации питания и сна;
  • до 5 ч — без организации сна, но с обеспе­чением однократного приема пищи;
  • более 5 ч — с организацией дневного сна и приемов пищи с интервалом 3-4 ч в за­висимости от возраста детей.

Количество детей в группах дошколь­ной организации общеразвивающей направ­ленности определяется исходя из площади групповой (игровой):

  • для ясельных групп — не менее 2,5 м² в расчете на одного малыша;
  • в дошкольных группах — не менее 2,0 м² в расчете на одного малыша.

По-прежнему функционирование дошколь­ных организаций осуществляется при нали­чии заключения, подтверждающего его соответствие указанным санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуще­ствлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Обеспечение детей спальными места­ми в ДОУ, где недостаточно площади поме­щений для установки стационарных кроватей, согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 допустимо за счет использования раскладных кроватей с жестким ложем или трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватей. Одновременно следует отметить, что выдвижные многоуровневые кровати не отвечают гигиеническим требованиям о со­блюдении расстояний между спальными ме­стами, а также не способствуют созданию условий для полноценного дневного сна. По­этому использование подобных кроватей воз­можно лишь в качестве исключения при от­сутствии других способов организации инди­видуальных спальных мест.

Нормы отделки и оборудования помещений ДОУ

При отделке помещений ДОУ следует учитывать следующие параметры:

  • все отделочные материалы должны допу­скать обработку поверхностей влажным способом и проведение дезинфекцион­ных мероприятий;
  • на все отделочные материалы должны быть представлены документы, подтвер­ждающие безопасность их использова­ния для здоровья людей и возможность применения в детских учреждениях.

Уголки живой природы, аквариумы, клетки с животными согласно действующим санитарным правилам запрещается разме­щать в помещениях групповых. Для этого должно быть предусмотрено отдельное поме­щение, оборудованное подводкой горячей и холодной воды, стеллажами для хранения кормов и инвентаря для чистки и дезинфек­ции клеток, в которых содержатся животные.

Требования к группам кратковременного пребывания детей

СанПиН 2.4.1.2660-10 введены параметры групп кратковременного пребывания, семейных дошкольных групп и иных подобных им видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В частности, определена длительность пребывания детей в подобных группах, нормы минималь­ного набора помещений в зависимости от длительности пребывания и организации пи­тания и сна. В группах кратковременного пре­бывания, семейных дошкольных группах мо­гут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществлению образова­тельной деятельности.

Для групп кратковременного (до 3-4 ч) пребывания детей без организации питания и сна должны быть соблюдены следующие нормы по минимальному набору помещений:

  • место для раздевания с обеспечением условий для хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки);
  • групповая комната или физкультурный зал, или музыкальный зал, или комната для проведения занятий и (или) игр детей;
  • туалетная (с умывальной) для детей;
  • туалетная (с умывальной) для персонала. Возможно совмещение в одном туалет­ном помещении туалета для персонала и де­тей с оборудованием его горшками для каждо­го ребенка, а для детей в возрасте 5-7 лет — персональными сиденьями на унитаз.

Наполняемость общеобразовательных учреждений

Наполняемость ОУ в соответствие с СанПиН 2.4.2.2821-10 не может превышать проектную вместимость. Ранее вместимость здания ОУ ограничивалась в зависимости от ступени обучения. В действующей редакции СанПиН 2.4.2.2821-10 допустимое количество учеников определяется расчетом по площа­ди, нормируемой на одного ученика. Следует обратить внимание, что расчет площади, при­ходящейся на одного ученика, производится с учетом расстановки мебели и технических средств обучения в учебных помещениях.

Учебные кабинеты, как и прежде, следует располагать с учетом принципов изоляции классов начальной школы и преимуществен­ного размещения на верхних этажах редко посещаемых кабинетов. Не допускается раз­мещение учебных помещений в цокольных и подвальных этажах ОУ.

Вновь введенными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 нормируются площади рекреа­ций — не менее 0,6 м2 в расчете на одного обу­чающегося. При одностороннем расположе­нии классов ширина рекреации должна со­ставлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов — не менее 6,0 м. При проектировании зоны рекреации в виде заль­ных помещений их площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного учащегося.

Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 к раз­мещению зданий общеобразовательных организаций в условиях городской застройки не изменились, их по-прежнему проектируют на внутриквартальных территориях, стоящими отдельно.

Другие статьи:  Уменьшить налог расчёт

В действующей редакции СанПиН 2.4.2.2821-10 исключены нормы пло­щади ОУ, которые ранее регламентировались гигиеническими положениями застройки го­родских и сельских поселений исходя из чис­ленности обучающихся. Нормы, регламентирующие расстоя­ние от здания ОУ до «красной линии», которое по ранее действовавшим нормам должно было составлять не менее 25 м, исключено.

Размещение спортивной зоны на терри­тории ОУ не ближе 25 м от здания согласно действующему СанПиН 2.4.22821-10 стало носить рекомендательный характер. В частно­сти, рекомендуется размещать спортивную зону со стороны спортивного зала. При отсут­ствии спортивной зоны или недостаточной ее площади допускается использование спортив­ных сооружений, расположенных вблизи ОУ и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами устрой­ства и содержания мест занятий по физиче­ской культуре и спорту. Размещение спортивных залов на первом этаже с введением действующих санитарных правил также при­обрело рекомендательный характер. Допуска­ется размещение спортивного зала и на вто­ром этаже при условии проведения мероприя­тий, обеспечивающих звуко- и виброизоляцию.

Территория ОУ должна быть огорожена и озеленена. Согласно действующим сани­тарным правилам, на ней не допускается размещение построек и сооружений, функцио­нально не связанных с образовательной дея­тельностью.

Требования к организации питания воспитанников в ОУ

Из действующей редакции СанПиН 2.4.2.2821-10 исключены подробные требо­вания к организации питания в ОО*. Организация пита­ния в общеобразовательных учреждениях, а также в организациях начального и среднего профессионального образования регламенти­руется СанПиН 2.4.5.2409-08 .

* В настоящее время ведется работа над Государ­ственным стандартом питания обучающихся и воспитанников ОУ, в котором будут учтены положения действующих санитарных норм и пра­вил. В проекте стандарта предусмотрены параметры состава, пищевой ценности, объема, ка­чества питания и условий приема пищи в ОУ. Перечислены требования к посуде, из которой осуществляется прием пищи, а также к таре, в которой происходит транспортировка и приго­товление пищи. Регламентированы запросы к организации дополнительного питания и питье­вого режима в ОУ, к условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного пита­ния для малышей и подростков, нормы обустройства медицинского кабинета в ДОУ. Предусмотрено вве­дение раздела, посвященного условиям, обеспе­чивающим формирование у обучающихся, вос­питанников мотивации к здоровому питанию.

Следует отметить, что условия организа­ции питания в ОУ, характеристики качества по­ставляемых продуктов, а также порядок взаи­модействия с поставщиками продукции ука­заны в государственных контрактах или гражданско-правовых договорах на оказание услуг по осуществлению питания обучающихся, воспитанников государственных ОУ. В целях контроля качества поступающей продукции и соблюдения правил по оказанию такой услуги руководитель ОУ должен ознакомить­ся с условиями заключенного государственного контракта и назначить сотрудника, ответ­ственного за ежедневный контроль организа­ции питания в ОУ.

Нормы медицинского обслуживания воспитанников в ДОУ

Независимо от организационно-правовой формы группы либо групп кратковременного пребывания воспитанников должно быть организовано их медицинское обеспечение, которое осуществляется в медицинском кабинете, требования к приемке которого указаны в уставе и СанПиН. Образова­тельное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а также осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения (в соответствии с п. 25 Типового положения о ДОО, утвержденного постановлением Правитель­ства РФ от 12.09.2008 № 666).

Так, медицинское обеспечение дошкольников, по­сещающих группы кратковременного пребы­вания, семейные дошкольные группы и иные группы, созданные в виде структурных подразделений государственных и муници­пальных ДОУ, осуществляется медицинским персоналом, находящимся в штате указанных организаций, либо медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических организаций на основании договора.

Нормы оформления медицинского кабинета в детском саду не претерпели изменений, за исключением со­става помещений. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений помещения для медицинского обслуживания пред­усматриваются на первом этаже и размеща­ются в едином блоке, состоящем из кабинета врача и процедурного (прививочного) кабине­та. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помеще­ния для медицинского обслуживания: кабинет врача; процедурный и прививочный кабине­ты; медицинский кабинет (нормы в приемке указаны там же); помещение для приготовления дезинфи­цирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения; туалет. Кабинет психолога и логопеда размещается в поме­щениях, максимально приближенных к лест­ницам и/или выходу из здания ОУ. Связано это с тем, что данные кабинеты посещают воспитанники, дошкольники из других ОУ, а также родители воспитанников ОУ.

Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении (группе)

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социаль­ного развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и ра­бот, при выполнении которых проводятся обязательные периодические медицинские осмо­тры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными (или) опасными усло­виями труда»*
_______________________________________
* Данный приказ отменяет п. 13 приложения к при­казу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О со­вершенствовании системы медицинских осмо­тров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», в соответствии с кото­рым определялась необходимость прохождения специалистов при периодических и предвари­тельных медицинских осмотрах для сотрудников образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, а также сотрудников пищеблоков.

Отдельно прописаны нормы про­хождения медицинских осмотров сотруд­никами ОУ. Особое внимание следует обра­тить на положение об отстранении от выпол­нения служебных обязанностей сотрудников, не прошедших предварительный и/или периодические медицинские осмотры, а также тех, у кого в медицинской книжке отсутствуют све­дения о: прохождении осмотра у специалиста медицинского учреждения; результате осмо­тра; названии лечебно-профилактического учреждения, где был произведен медицин­ский осмотр; дате проведения обследования. В таких случаях сведения, внесенные в меди­цинскую книжку, считаются неполными и не­достоверными.

Требования, учитываемые при внедрении инноваций

В связи с внедрением в процесс обучения инновационных технологий, технических средств обучения и новых видов ученической мебели изменяются и гигиенические требова­ния к их применению. Так, наряду с обычными одноместными и двухместными ученически­ми партами во многих общеобразовательных учреждениях используются и другие модифи­кации ученических столов. Конструктивные изменения ученических парт направлены на профилактику возникновения и развития у школьников заболеваний, а также на сниже­ние их утомляемости во время уроков. С вступлением в силу СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентированы правила расстанов­ки и используемым типам не только школь­ных парт и ученических столов в классе, но и конторок. Конторка представляет собой высокую одноместную наклонную поверх­ность для письма и/или рисования, за которой работают стоя. Конторки, как относительно новый вид оборудования классов, заслужива­ют особого внимания при расстановке в клас­се. Следует отметить, что одними конторками классы оборудуют крайне редко, чаще всего их устанавливают дополнительно к основной ученической мебели, при этом они должны быть расположены за последним рядом столов или в первом ряду от стены, параллель­ной окнам, с соблюдением норм раз­меров проходов и расстояниям между оборудованием.

Требования к маркировке ученической мебели не претерпели изменений. Вся уче­ническая мебель маркируется цветными метками в соответствии с присвоенным но­мером согласно ГОСТ 11015-93 «Столы уче­нические. Типы и функциональные размеры» и ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры». Рассаживать малышей за парты определенного номера следу­ет в соответствии с их ростом. Следует отме­тить, что обоснование высоты парты-контор­ки и цветовая маркировка в зависимости от высоты поверхности для письма должны под­тверждаться документально изготовителем парт-конторок при поставке их в образова­тельные учреждения. Учитывая, что в одном классе часто обучаются с разницей в ро­сте до 15 см и более, наличие парт одного размера не обеспечит оптимальными рабочи­ми местами всех учеников. При применении кабинетной системы (когда в один и тот же ка­бинет приходят заниматься ребята 5-11-го клас­сов) рекомендуется оборудовать класс парта­ми как минимум двух смежных размеров.

Относительно новым является использо­вание в школе интерактивных досок. Всту­пившие в силу санитарные нормы содержат требования к условиям искусственного осве­щения класса, где установлены подобные до­ски, а именно: при использовании интерактивной доски и проекционного экрана необхо­димо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яр­кости. Таким образом, местное освещение для интерактивной доски не используется. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного исполь­зования на уроках и для демонстрации от­дельных учебных материалов и заданий. За­менять ею обычные меловые или маркерные доски нельзя, т. к. действующие санитарные правила ограничивают время непрерывной работы за интерактивной доской в пределах 10-30 мин в зависимости от возраста обучаю­щихся и типа учебного материала.

Помимо ограничения времени работы с интерактивными досками введены норма­тивы времени: непрерывного просмотра видеоматериалов, работы за компьютером, прослушивания аудиозаписей через наушни­ки и др.

При оборудовании классов информати­ки необходимо принимать во внимание тре­бования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиени­ческие требования к персональным электрон­но-вычислительным машинам и организации работы», которые предусматривают оснаще­ние классов информатики компьютерными столами и стульями с подъемно-поворотным механизмом, а также другие требования, направленные на создание эргономичной позы при работе за компьютером для детей школь­ного возраста. Одним из важных является требование о размещении монитора и кла­виатуры на двух разных поверхностях, с раз­ницей по высоте в 10-15 см. Использование проектора в классе информатики обуславли­вает необходимость создания затенения или «темного коридора», т. е. зоны пониженной освещенности перед проекционным экра­ном, в то время как основная часть класса остается освещенной. Такие условия необхо­димы для одновременного просмотра инфор­мации с проекционного экрана и ведения записей в тетрадях. С этой целью в классах информатики применяют вертикальные жа­люзи из плотных материалов, допускающих влажную обработку.

Естественную освещенность помещений чаще всего ограничивают с помощью штор, тюля и других средств. В соответствии с действующими санитарными правилами свето-проемы учебных помещений оборудуют регу­лируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) длиной не ниже уровня подоконни­ка. Использование штор (занавесок), в т. ч. с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограни­чивающих естественную освещенность, не допускается. В учебных помещениях (кроме кабинетов информатики) рекомендуется ис­пользовать вертикально-направленные жалюзи светлых нейтральных тонов, допускающие влажную обработку. При установке жалюзи должна быть предусмотрена возможность размещения их в простенках между окнами, чтобы не ограничивать уровень естественной освещенности. В классах информатики также рекомендуется использовать вертикально-на­правленные жалюзи, но уже из плотных мате­риалов, способных создать затененные усло­вия при работе с проектором и (или) просмо­тре слайдов.

Другие статьи:  Федеральный закон об обращении лекарственных средств регулирует

Требования к проведению ремонтных работ

При проведении отделочных работ в школьных помещениях необходимо учиты­вать требование СанПиН 2.4.2.2821-10 о том, что любые строительные и отделочные мате­риалы, используемые в ОУ, должны быть без­вредны для здоровья детей. Должен быть документ, подтверждающий их безопасность и возможность использования в образова­тельном учреждении.

Кроме того, в присутствии обучающихся и воспитанников не допускается проведе­ние всех видов ремонтных работ. Поэтому при их планировании на летний период необ­ходимо учитывать функционирование летнего оздоровительного учреждения на базе школы и оценивать сроки проведения ремонта.

Поскольку в период летних каникул все больше общеобразовательных школ работают в качестве оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей (городских лагерей), приведем основные требования са­нитарного законодательства к организации и режиму работы таких учреждений.

Требования, регламентирующие деятельность лагерей с дневным пребыванием детей

Требования, регламентирующие деятель­ность лагерей с дневным пребыванием, СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требо­вания к устройству, содержанию и организа­ции режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в пе­риод каникул», были введены в действие в июне 2010 г.

Согласно действующим санитарным тре­бованиям открытие оздоровительного учре­ждения возможно лишь при наличии доку­мента, подтверждающего его соответствие СанПиН 2.4.4.2599-10 на весь период каникул (весенних, летних, осенних, зимних), выданно­го органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологиче­ский надзор. Так как проведение всех видов ремонтных работ в базовом учреждении в период работы оздоровительного учрежде­ния не допускается, при определении необходимости и объема таких работ следует учиты­вать количество смен и продолжительность работы пришкольного городского лагеря.

Учредителю оздоровительного учрежде­ния с дневным пребыванием необхо­димо:

  • не позднее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в из­вестность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпи­демиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме его работы, количестве оздоровительных смен и планируемой численности учащихся;
  • не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения представить документы для открытия уч­реждения.
    С 1 июня 2011 г. вступили в действие новые санитарные требования для лагерей труда и отдыха, а также для туристических па­латочных лагерей:
  • СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и обеспечению работы лаге­рей труда и отдыха для подростков»;
  • СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима рабо­ты детских туристических лагерей пала­точного типа в период летних каникул».

Организаторам поездок детей и подрост­ков в подобные лагеря необходимо обратить внимание на следующие их основные положения.

Туристические лагеря организуются для обучающихся образовательных учреждений в возрасте от 12 лет и старше с целью их отдыха, практического приобретения навыков пребывания в природных условиях, занятий физической культурой, спортом, туризмом. В исключительных случаях в палаточные ла­геря допускается прием ребят возрастом с 10 лет, зани­мающихся в туристических объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку.

Открытие туристического лагеря, пере­движного и непередвижного (стационарного), осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие вышеука­занным санитарным правилам, выданного ор­ганом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения лагеря. Учреди­телю или собственнику туристического лаге­ря необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государствен­ный санитарно-эпидемиологический надзор и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не ме­нее чем за 1 месяц, а перед заездом детей — не менее чем за 2 недели.

Продолжительность смены в туристи­ческом лагере определяется:

  • наличием условий для проведения бан­ных дней 1 раз в 7 дней;
  • температурой наружного воздуха в ноч­ное время (в течение трех дней подряд она не должна быть ниже 15° С);
  • наличием условий для обеспечения полно­ценного горячего питания. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья (при его нали­чии), а также в случае преобладания в ра­ционе детей и подростков в туристическом палаточном лагере консервированных пи­щевых продуктов продолжительность сме­ны не может составлять более 7 дней.

Для организации работы лагеря труда и отдыха его учредитель (или собственник) обязан поставить в известность территори­альные органы Роспотребнадзора и органы местного самоуправления по месту размеще­ния лагеря о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и не менее чем за 2 недели перед заездом подростков. Открытие лагеря труда и отдыха осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответ­ствие санитарным правилам, выданного орга­ном, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния по месту его размещения.

В связи с тем, что пребывание в лагерях труда и отдыха связано не только с оздоровле­нием, но и с определенной физической нагрузкой, особое внимание следует обратить на ме­дицинские документы о состоянии здоровья подростков, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе. Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дня.

За соблюдение требований санитар­ных норм и правил ответственность несет руководитель ОУ. В случае выявления таких нарушений предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Согласно ст. 6.3 «Нарушение законода­тельства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулиро­вании», ст. 6.6 «Нарушение санитарно-эпиде­миологических требований к организации питания населения» и ст. 6.7 «Нарушение са­нитарно-эпидемиологических требований к ус­ловиям воспитания и обучения» Кодекса РФ об административных правонарушениях на­рушения санитарных норм и правил влекут за собой административное наказание в виде:

  • штрафа или административного приоста­новления деятельности на срок до 90 суток;
  • или предупреждения.

Уголовная ответственность за наруше­ние требований санитарного законодатель­ства предусмотрена ст. 236 и 237 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ). Согласно п. 1 ст. 236 за нарушения санитарно-эпидемиоло­гических правил предусмотрено наказание в виде либо:

  • штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • обязательных работ на срок до 180 ч;
  • исправительных работ на срок до одного года;
  • ограничения свободы на срок до одного года.

Если же нарушение санитарно-эпидемио­логических правил по неосторожности по­влекло смерть человека, п. 2 ст. 236 УК РФ предусмотрено наказание в виде: обязатель­ных работ на срок от 180 до 240 ч; исправи­тельных работ на срок от шести месяцев до двух лет; лишения свободы на срок до пяти лет.

Статьей 237 УК РФ («Сокрытие информа­ции об обстоятельствах, создающих опас­ность для жизни или здоровья людей») предусмотрено наказание в случае сокрытия или искажения информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружаю­щей среды, совершенного лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. За ука­занное деяние предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного до­хода осужденного за период до двух лет;
  • либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься опре­деленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Главный специалист отдела нормативно-правового и информационного обеспечения в Управлении нормативно-правового обеспечения Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, консультант Московского Фонда содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения О.С. Журавлева

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Медицинские кабинеты в образовательных учреждениях: требования к составу, персоналу, производственный контроль

Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

  • профилактику заболеваний;
  • медицинскую диагностику;
  • лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
  • медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • санаторно-курортное лечение детей.

Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.

Требования к медицинским кабинетам

Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.

Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Другие статьи:  Маастрихтский договор и россия

Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.

Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.

Требования к составу и площадям медицинских помещений

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

  • кабинет педиатра площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 8 м 2 ;
  • изолятор, включающий в себя:

– приемную площадью от 4 до 6 м2;

– палаты площадью от 4 до 12 м2;

  • санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м 2 .

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.

Обратите внимание!

Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.

Общеобразовательные учреждения

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 14 м 2 ;
  • кабинет психолога площадью 10 м 2 .

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Медицинский пункт включает:

  • кабинет врача площадью не менее 21 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет зубного врача площадью 12 м 2 .

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

Специализированные образовательные учреждения

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:

  • физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты или залы лечебной физкультуры;
  • логопедический кабинет.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)

Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

Приемное отделение предназначается:

  • для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
  • для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
  • для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

В состав приемного отделения входят:

  • санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
  • кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м 2 ;
  • изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м 2 каждая);
  • помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м 2 ;
  • буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м 2 ;
  • санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м 2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м 2 ;
  • раздевалка для персонала площадью не менее 5 м 2 .

В состав медицинских помещений должны входить:

  • кабинет врача-педиатра — площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет психоневролога-психолога — площадью не мене 14 м 2 ;
  • кабинет психотерапии площадью не менее 18 м 2 ;
  • кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 18 м 2 ;
  • санитарный узел для персонала;
  • изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Важно!

Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.

Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

Обратите внимание!

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.

В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.

Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.

К сведению

В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.

Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.

Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.

Стирка одежды должна осуществляться централизованно.

Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.

Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий

В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.

Производственный контроль предусматривает:

  • наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
  • организацию лабораторно-инструментальных исследований;
  • контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
  • визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.

Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:

отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;

показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;

отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.

Ответственность

Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.07.2016) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.