Требования к анкетированию в педагогике

Анкеты, их виды. Требования к составлению анкет

Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Основные виды анкет

Различают следующие виды анкетирования:

1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым:

— прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ;

— почтовый ( рассылают анкеты по почте )

— раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2. по месту проведения:

— по месту жительства

— по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным ) ;

3. по уровню стандартизации:

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Правила составления анкет

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены . чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип:- смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 — 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 683 ; Нарушение авторских прав

Требования к анкетированию в педагогике

Широкую известность в исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по социологии, психологии и педагогике, приобрели методы, которые в наиболее обобщенном смысле можно назвать методами опроса. Главное их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. Кроме того, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., то есть обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.

Данные методы имеют много общего, но предпочтение можно отдать беседе, так как во время беседы исследователь имеет возможность уточнить отдельные мысли респондента (опрашиваемого), развить их и дополнить с помощью вопросов.

Беседа — вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника следует находить возможность общения с теми респондентами, которые хорошо осведомлены о предмете исследования и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача — собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.

Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.

Интервьюирование — проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

— опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее);

— вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

— вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее?»);

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос не понят».

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Анкетирование — метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Приступая к составлению анкеты необходимо:

— хорошо знать самому исследуемую проблему,

— уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

— предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

— учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

— продумать место и время проведения опроса,

— проконсультироваться со специалистами.

1) по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включен вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играет скоростно-силовая подготовка в беге на короткие дистанции?». Однако респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее косвенные вопросы. В этом случае косвенный вопрос прозвучал бы, например, так: «Каково Ваше мнение о сравнительной важности развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в системе подготовки бегунов на короткие дистанции?»);

Другие статьи:  Приказ по обсерватории

2) по степени свободы ответа (Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: «В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться после окончания вуза?» Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.

Вопросы принято называть закрытыми, если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, «Довольны ли Вы тем, как проводятся занятия по специализации?» При этом могут быть указаны варианты ответов: очень доволен, доволен, безразличен, недоволен, очень недоволен. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только «да» или «нет». Например, на вопрос: «Желаете ли Вы после окончания института работать по специальности?» — варианты ответов: 1 -Да; 2 — Нет; 3 — Не знаю. Могут быть вопросы и с «веером» ответом. Например, на вопрос: «Какими видами спорта желают заниматься современные школьники?» — может быть предложен перечень видов спорта (список не должен быть более десяти пунктов);

3) по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных; для проверки на лживость);

4) по форме (дезъюктивные — выбор одного варианта ответа, конъюктивные — выбор нескольких вариантов ответа, шкалированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).

При шкалированном вопросе используется оценка ответов по балльной системе (чаще всего по пятибалльной). Например, на вопрос: «Сильно ли развита сила воли Ивана Ивановича?» — варианты ответов: 5 баллов — «да»; 4 — «больше да, чем нет»; 3 — «не знаю, не уверен»; 2 — «больше нет, чем да»; 1 — «нет»).

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: подсказывающих вопросов, формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).

Рекомендуется следующая примерная модель анкеты.

Основное назначение и область применения анкетирования

Метод анкетирования – способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентаций и установок респондентов.

Основное назначение анкетного опроса: получить психологическую информацию о состоянии группового или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта инфор­мация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских за­дач и категорий анализа.

Область применения анкетирования: опрос является ведущим ме­тодом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значе­ние этого метода в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена доку­ментальной информацией. Наиболее эффективно его применение в со­четании с другими методами. Разновидности опроса могут быть ис­пользованы на всех этапах прикладного психологического исследова­ния.

Основные нормативные требования к опросу: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследова­ния; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; побужде­ние интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.

Ограничения в применении опроса: данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения психологической практики в сознании индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Программа проведения опроса включает все основные структурные элементы программы психологического исследования. Особое вни­мание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.

Объект анкетного опроса – группа или индивид, а предмет опроса – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении рес­пондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, цен­ностные ориентации, события и факты их жизни.

Вопрос – письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту – результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследования, его гипотез.

Анкета – опросный лист (опросник), структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами психологического исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов.

Респондент (испытуемый) – лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора психологической информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень осведомленности по содержанию поставленных вопросов, социально-психологические особенности. По этим данным можно судить о характере сведений респондентов, искренности их ответов.

Интервьюер (анкетер) – лицо, ведущее непосредственное обще­ние с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информа­ции. Характер и содержание функций интервьюера, уровень требова­ний, предъявляемых к его квалификации, зависит от вида опроса. В анкетном опросе он (анкетер) выполняет главным образом функцию раздатчика и инструктора. Поэтому в качестве анкетеров могут участвовать лица, не имеющие специальной профессиональной подго­товки, но прошедшие соответствующий инструктаж и пробное анкети­рование. В интервью поискового характера интервьюеру необходима специальная профессиональная подготовка.

2. Виды анкетирования: групповое и индивидуальное анкетирование

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование широко применяется при обследовании респондентов в целях изучения профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентации, других свойств и качеств личности. Анкеты раздаются респондентам для заполнения в аудитории. Обычно психолог работает с группой численностью 25–30 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную информацию по технике заполнения, а психолог, собирая анкеты, может про­контролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются респондентам, а время возврата заранее обговаривается.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 3473 . Нарушение авторских прав

Требование как метод воспитания

В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. И в результате этого были выработаны обязательные и безусловные нормы отношений. Единые педагогические требования являются условием формирования нравственных норм поведения детей. Несомненно, нравственная составляющая требований несет базу взаимоотношений детей с обществом, поэтому педагог обязан в своих требованиях исходить из трансляции норм социального положительного поведения [6].

Существует несколько определений понятия «педагогическое требование», рассмотрим самые распространенные из них:

Ю.К. Бабанский определяет так: педагогическое требование – это метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются в определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств [4].

В.В. Краевский считает, что это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер [2].

М.И. Рожков пишет, что требование – это метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества [5].

Требование влияет на сознание учащихся, развивает у детей волевые качества, направляет мотивационную и чувственную сферы деятельности в положительном направлении, способствуя выработке положительных навыков поведения. Требование должно быть целесообразным, понятным для учащихся.

«Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» считал А.С. Макаренко. К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы». В.Ф. Афанасьев, считал, что вся народная педагогика исходит из постановки определенных правил, выдвигаемых к детям [3].

По форме предъявления требования бывают прямые и косвенные. Прямое требование характеризуется императивностью, определенностью, конкретностью, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований.

Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

По мнению педагогов, требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания в большинстве случаев негативно воспринимаются ребенком и вызывают отрицательную реакцию воспитанников [3].

С целью изучения применения в процессе воспитании такого метода как требование, было проведено исследование. Исследование проводилось в форме анкетирования среди учителей и родителей. Выборка составляла 20 человек родителей и 18 учителей из школ г. Якутска. Всего в анкете было 7 вопросов. Ответы показаны в таблице.

§ 2. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПРОСА

От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью может быть:

Стандартизированное интервью предполагает формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы. В этом случае не разрешается изменять формулировки вопросов, задавать новые вопросы.

Нестандартизированное интервью — это своего рода беседа без строгой детализации вопросов; чаще всего определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Свободное интервью проводится, как правило, на подготовительной стадии исследования психолого-педагогического явления, когда уточняется содержание проблемы. Оно может быть применено и перед началом составления анкеты.

Полустандартизированное интервью— содержательный перечень как строго определенных, так и возможных вопросов; при этом используются как открытые, так и закрытые вопросы. Круг вопросов, включаемых в план интервью, обязателен для интервьюера, он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом. Респондент дает ответы в свободной форме, которые строго фиксируются. Этот вид интервью применяется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах.

Другие статьи:  Приказ об осеннем призыве 2012

Другой основной формой опроса является анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Оно проводится в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется:

— на прессовое — публикуется в средствах массовой информации (журналах, газетах), где читателю предла­гается письменно ответить на поставленные вопросы и переслать ответы в редакцию;

— почтовое — рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответ и возвратить вопросник по почте по указанному адресу;

— раздаточное — вопросники раздаются исследователем группе людей, сосредоточенных в одном месте с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить анкету (условия и время возврата ого­вариваются специально).

Надо заметить, что прессовая и почтовая анкеты имеют существенный недостаток — они дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий для получения данных.

В настоящее время широко распространено групповое (аудиторное) анкетирование, имеющее организационные преимущества, позволяющее с помощью небольшого числа лиц, проводящих анкетирование, и в короткий срок опросить значительное количество людей.

Успех анкетирования зависит от качества формулировки вопросов анкеты. По цели постановки вопросы анкеты подразделяются:

— на содержательные или результативные, т.е. позволяющие сделать вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях;

— функциональные, т.е. ставящие на первое место функцию оптимизации и упорядоченности прохождения анкетирования.

В свою очередь среди функциональных вопросов можно выделить разновидности: функционально­психологические; вопросы-фильтры; контрольные.

Функционально-психологические вопросы используются для перехода от одной темы к другой, для снятия напряжения и нежелательных установок у опрашиваемого. Зачастую респондентам задается ряд вопросов, затрагивающих темы, иногда не связанные с конкретной психолого-педагогической ситуацией, что может вызвать недоумение. Переход от одной темы к другой должен быть плавным, опрашиваемому следует показать необходимость дальнейших вопросов. Например: «А теперь несколько вопросов о. » или «А сейчас немного о другом. ».

Вопросы-фильтры целесообразно задавать после выяснения ситуации, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен этот вопрос. Так, для того чтобы выяснить у людей мнение о тех или иных взаимосвязях в коллективе, необходимо узнать, в частности, о наличии микрогрупп, формальных и неформальных лидерах и т.п. Например, прежде чем задать вопрос о качестве проведения общественных мероприятий, нужно спросить, а часто ли он там бывает?

Контрольные вопросы призваны проверить достоверность полученных данных. Они выполняют несколько функций: контролируют ответы на одну тему; служат основанием для высчитывания коэффициента доверия к анкете в целом или к отдельному вопросу; включают в анкету вопрос с заранее известным ответом. Например: сначала респондента спрашивают: «Довольны ли Вы результатами своей работы в коллективе?» Через некоторое время задают первый контрольный вопрос: «Хотите ли Вы перейти в другой коллектив?»; второй контрольный вопрос: «Предположим, что по каким-то причинам Вы не работаете, вернулись бы Вы в прежний коллектив?»

В зависимости от формы ответов вопросы подразделяются на:

Закрытые вопросы — в них респонденту предлагается один или несколько возможных ответов.

Выделяют следующие виды закрытых вопросов:

— дихотомические (подразумевают ответы да / нет);

— альтернативные отличаются от дихотомических уравновешенностью формулировки, например:

«Как Вы считаете, соответствует или не соответствует уровень воспитанности обучаемых предъявляемым требованиям?»

Не соответствует. 2

«Насколько часто Вы наблюдаете конфликты в группе?»

Очень часто (каждый день). 1

Часто (2—3 раза в неделю). 2

Не очень часто (3—4 раза в месяц). 3

Редко (1—2 раза в месяц). 4

Очень редко (еще реже). 5

Разновидности альтернативных вопросов:

— вопросы-иллюстрации (с картинками). Здесь важно учитывать, кому задается вопрос, т.е. приходится печатать анкеты в «мужском» и «женском» вариантах, так как ответы могут иметь значительные расхождения при изучении тех явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие;

— школьные вопросы. При шкальных вопросах опрашиваемые должны отметить интенсивность какого- либо явления или мнения, например:

«Какое значение имеет для Вас присутствие в Вашей работе такого качества, как самостоятельность?»

небольшое значение_1_2_3_4_5_6_7_8_9_большое значение.

«Как интенсивно Вы используете прием воспитания на основе личного примера?»

не использую _1_2_3_4_5_6_7_8_9_использую часто;

— «вопрос-меню» позволяет опрашиваемому выбрать несколько ответов в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается только один ответ например:

«Довольны ли Вы внешним видом воспитанников?»

— скорее доволен, чем недоволен;

— скорее недоволен, чем доволен;

Полузакрытые вопросы предоставляют возможность опрашиваемому уклониться от выбора альтернативы путем возможных ответов типа:

— не могу сказать точно;

— не могу точно ответить;

— другое (пожалуйста, напишите).

Открытые вопросы не предлагают возможных вариантов ответов, ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым.

В анкетировании можно выделить основные этапы.

— создание у респондента мотивации ответить на поставленные вопросы. Необходимо заинтересовать опрашиваемых выступить активными участниками анкетирования, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на поставленные вопросы приобрели для них личностный смысл;

— подготовка к исследованию психолого-педагогического явления: объяснение цели анкетирования, правил заполнения анкеты. Необходима психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые позволят ввести респондента в ситуацию опроса и приблизят к основной проблематике.

Для повышения заинтересованности респондента и укрепления контакта с исследователем используются контактные вопросы, близкие к тематике опроса и постепенно вводящие опрашиваемого в изучаемую проблематику, например: «Предположим, что к Вам обратился выпускник школы с просьбой помочь ему в выборе профессии. Что бы Вы ему посоветовали?»

2. Реализация целей анкетирования — сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач. Если анкетируемый убежден, что цель и результаты анкетирования непосредственно связаны с удовлетворением его жизненных потребностей и общества в целом, опрос приобретает большой личностный смысл, у респондента возникает желание дать достоверную информацию.

3. Снятие напряжения — для повышения интереса к исследованию используются функционально­психологические вопросы, содержание которых повышает интерес у опрашиваемых, например: ребят можно спросить о футболе или хоккее, девочек — о музыке. Основная цель этих вопросов — снять усталость и повысить мотивацию отвечающих.

К основным правилам формулировки вопросов относятся следующие:

— не спрашивайте сразу о многом;

— в анкете не должны использоваться непонятные слова;

— вопросы должны быть короткими;

— избегайте внушающих вопросов.

Для начинающих исследователей большую сложность представляет подготовка текста вводной части анкеты. В ней содержится информация о целях анкетирования и инструкция по правилам работы с анкетой (см. приведенные ниже образцы).

Образец вводной части анкеты 1

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой — выяснить различные стороны труда и быта сотрудников. Эти данные будут полезны для улучшения работы Вашего учреждения. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначенных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, мы оставили для этого свободное место. Фамилию указывать не обязательно, нам прежде всего нужно Ваше мнение. Заранее благодарим за помощь.

Образец вводной части анкеты 2

Уважаемый коллега! Исследование, в котором мы предлагаем Вам принять участие, называется «Педагог — сегодня и завтра». Оно включает разделы: Кто такой современный педагог? Что он должен знать и что уметь? Как лучше подготовить педагога к его профессии? Эти и некоторые другие вопросы мы хотели бы обсудить с Вами, полагаясь на Ваш опыт и знание проблем педагогики. Наблюдения и мнения компетентных специалистов позволяют составить общую картину педагогической деятельности в учреждении и наметить пути ее улучшения, а в этом, нет сомнения, все мы крайне заинтересованы.

К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предназначенных ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами, для этого в анкете оставлено свободное место.

Если Вам будет интересно ознакомиться с итогами исследования, мы предоставим Вам такую возможность. Заранее благо­дарим Вас за участие в анкетировании.

6. Метод анкетирования в педагогической психологии

Метод анкетирования является одним из методов педагогической психологии. Это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ, questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Синонимами слова «анкета» являются слова «вопросник», «опросник», «опросный лист».

Анкета это метод получения экспресс-информации. Быстро, но поверхностно. Можно проводить многократно. Порядок следования вопросов чаще всего случайный. Подвергается качественной и количественной обработке.

Анкетер — лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.

Существенная особенность анкетирования — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим» от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем рес­пондент (по возможности) сам читает предлагае­мые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых анкетирование может быть групповым или индивиду­альным.

По процедуре анкетирование может быть очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутство­вать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому анкетированию (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому анкетированию (респонденты вырезают опубликованную в перио­дическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю).

Другие статьи:  Первая отчетность после регистрации ооо

Анкетирование может быть аноним­ным или персонифицированным (обычно 1-й по­буждает респондента к большей откровенности). А так же устным или письменным.

Типы анкет: 1. Открытые. 2. Закрытые (альтернативные или развернутые) 3. Смешанные 4.Утверждения с ответом.

Требования: краткость вопроса, ясность формулировки, желательна шкала лжи.

Надежность анкетных опросников зависит от:

-Распространенность их в обществе.

-Правильный выбор адресата.

-Умение мотивировать респондента.

-Соответствие вопросов цели и задачи.

-Должны быть соблюдены правила построения опросника.

-Понятность инструкций и вопросов.

-Полнота и сбалансированность списка ответов.

-Использование разных типов вопросов.

-Отсутствие намеков на желаемый результат.

Достоинства. Сравнительная экономичность. Возможность охвата больших групп исследуемых. Применимость к самым различным сторонам жизни людей. Хорошая формализуемость результатов. Минимум влияния Э на И.

Недостатки. Невозможность контролировать процесс заполнения анкет, двухсмысленность вопросов, сложный процесс сбора при заочных анкетах, сложность интерпретаций.

О составлении анкеты. Ан­кеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представитель­ную. Достоверные результаты получаются лишь при тщатель­ной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, откло­няющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3-4% в обе стороны. Ан­кета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отноше­нию к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составле­ние научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знани­ях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также ин­тенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответствен­ная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми – позволяющими стро­ить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, кон­трольными или уточняющими и пр.

Анкетирование проводится в виде письменного и устного опроса и как средства психодиагностики детей имеют свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы детей на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Сильное влияние на них оказывает понимание детьми обращенных к ним вопросов, мера осознания изучаемых качеств. Применяя метод анкетирования на практике необходимо добиваться того, чтобы дети правильно и однозначно их понимали. Это особенно важно тогда, когда с помощью опросов изучаются психология и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психолог или педагог, проводящий опрос, предварительно должен выяснить, правильно ли дети понимают обращенные к ним вопросы, и дать необходимые разъяснения прежде, чем дети начнут сами отвечать на его вопросы.

Применение метода анкетирования в психодиагностических целях нередко затруднено или вообще невозможно из-за недостаточного уровня развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают у себя многие черты характера, и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, какие качества личности им присущи. Для изучения психологических свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими детьми, необходимо применять не опрос, а иные, более надежные средства исследования: тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Научная электронная библиотека

Практикум 5. Опросные методы в социально-педагогическом исследовании. Анкетирование как психолого-семантический метод

Опросные методы: понятие, виды, характеристики. Анкетирование как психолого-семантический метод: понятие, требования к анкете и проведению анкетирования

Методы сбора мнений. Методы сбора мнений служат для получения информации о субъективном мире людей, их поведении, мотивах, поступках и т.д. Выделяют две группы – опроса и экспертных оценок. В исследованиях по педагогике, психологии и социологии опросные методы пользуются широкой известностью. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, интервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: классная комната, спортзал, стадион, место прогулки и т.п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результатов. Можно, например, для этой цели использовать магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проанализировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от личной привлекательности.

Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. Эксперты – специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Эффективность данного метода во многом определяется на основе профессионального опыта и интуиции, а также степенью детализации опросов, позволяющих решить данную проблему. В связи с этим, прежде чем приступить к исследованию по методу экспертных оценок, необходимо провести определенную подготовительную работу, важное место в которой занимают формирование экспертных групп, разработка и формирование вопросов, позволяющих решить данную проблему, разработка методов раскрепощения экспертов.

Метод экспертных оценок базируется на трех допущениях:

• знания эксперта о поставленном вопросе сформулированы на основе профессионального опыта и интуиции;

• тождественность процесса эвристического мышления и процесса решения проблемы;

• возможность адекватного отображения изучаемого явления, объекта процесса ввиду субъективности мышления синтезируется из экспертных оценок.

Как правило, в опросах экспертов используются открытые формулировки. Закрытые вопросы задаются крайне редко, обычно для уточнений или выяснения меры согласия с мнениями других участников опроса.

Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование, проведение которого предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Для проведения анкетирования необязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность опросить сразу всех, это зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими и объективными.

Различают прямое анкетирование (ответы на вопросы в присутствии анкетера) и заочное (ответы на вопросы самостоятельно).

Анкеты в зависимости от характера и ответов на них могут быть открытыми (со свободным вариантом ответов), закрытыми (жестким вариантом ответов), полузакрытыми (со смешанным вариантом ответов).

При использовании анкетного опроса очень важно правильно составить анкету.

«Памятка о подготовке бланка анкеты»

Анкета – это определенным образом структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Поэтому грамотное построение анкеты требует знаний теории шкалирования и определенного опыта обработки получаемых результатов.

Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:

а) введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, фамилия и инициалы исследователя);

б) вступительные вопросы с целью заинтересовать респондента, максимально облегчить вхождение в работу (нельзя вступительные вопросы начинать с паспортных данных, задавать трудные; нельзя острые, интимные вопросы давать во второй части анкеты),

в) заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных, в заключение выразить благодарность респонденту).

При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

• разъяснение цели и практического значения опроса респондентам;

• предоставление возможности анонимных ответов (т.е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования);

• возможность на вписывание дополнительных данных и сведений помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы.

Понятия: опрос, беседа, интервью, анкетирование, анкета.

1. Используя «Памятку подготовки бланка анкеты» составьте анкету на одну из предложенных тем и проведите её с учениками. Опишите результаты анкетного опроса.

• Что ты знаешь и что думаешь о вредных привычках.

• Твои друзья: один или много?

• Родители: твои друзья?

2. Подготовьте перечень вопросов на одну из предложенных тем и проведите устную беседу с ребёнком младшего школьного возраста. Опишите результаты беседы.

• Отношение к школе и учению.

• Любимые игры и игрушки.

• Мечты и желания.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ.высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р Атаханов. – М., 2006.