То и осаго 2012

Содержание страницы:

То и осаго 2012

В сущности, нормативный акт в значительной степени меняет процедуру прохождения техосмотра и страхования автогражданской ответственности. Что же изменилось с начала текущего года?

Техосмотр с 1 января 2012 года проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков (РСА). В течение двух лет после вступления закона в силу будет действовать так называемый пробный период: в течение двух лет аккредитованные дилерские центры, проводящие техосмотр автомобилей, будут работать одновременно с центрами, которые раньше проводили эту процедуру по договору с ГИБДД. Техосмотр может проводиться любым оператором независимо от места жительства владельца. Бумажная проблема также была решена: вместо того, чтобы привозить кипу документов, достаточно иметь паспорт, документ на машину и доверенность.

Новые правила прохождения техосмотра 2012

Остальные бумаги на месте будут запрашивать через Интернет. Все это напрямую связано с полисом ОСАГО 2012. Полис невозможно получить без действующего талона о техническом осмотре транспортного средства. Без него страховщик не имеет права заключать договор. И еще одна интересная особенность: если Вы пришли оформлять страховку, скажем, 1 февраля, а срок действия талона ГТО заканчивается в мае, заключить договор также не получится: ТО должен заканчиваться не менее, чем через 6 месяцев после оформления страховки. С 2012 года вместо 5 дней на получение нового полиса ОСАГО будет даваться 10 дней. Однако стоит заметить, что полис ОСАГО необходим для регистрации автомобиля в ГИБДД, а ее в настоящее время требуется выполнить в течение все тех же 5 дней.

Еще одна особенность закона об ОСАГО 2012 заключается в том, что в 2012 году страховщики смогут предъявлять регрессные требования (требования вернуть страховые выплаты по ОСАГО) не только к водителям автомобилей, но и к операторам технического осмотра. Т.е. если при прохождении технического осмотра не были замечены неисправности транспортного средства, то расплачиваться за свою невнимательность придется оператору технического осмотра.
По мнению властей, процедура стала более понятной и открытой. Глава федерации автовладельцев России считает, что плюс зависимости техосмотра и ОСАГО 2012 в том, что «большая часть автовладельцев проходит техосмотр в апреле-мае, в преддачный период, поэтому происходит большая нагрузка и очереди». При новом введении прохождение ТО будет распределено по всему году. Большинство же полагает, что это станет лишним поводом для расцвета коррупции, так как вся процедура теперь в частных руках и полностью легализована.

Страховщики запутались в максимальной выплате по ОСАГО

Сколько заплатит страховая компания при попадании в ДТП: 160 тыс., 320 тыс. руб. или 400 тыс. руб.? Сравни.ру нашел ответ на этот незамысловатый вопрос.

Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов преследуют неудачи: то неприятие этой страховки со стороны владельцев транспортных средств, то повышение коэффициентов, то привязка к свежему талону технического осмотра. Несмотря на то, что ОСАГО появилось в России в 2003 году, многим потребителям до сих пор не понятны все детали этой страховки. Начать хотя бы с простого: какое максимальное возмещение можно получить при попадании в дорожно-транспортное происшествие? Удивительно, но сами страховщики не дают на него однозначного ответа.

Чтобы выяснить как обстоят дела на практике, Сравни.ру позвонил в крупнейшую страховую компанию страны. После нескольких соединений с сотрудниками, специалист службы поддержки сообщила, что максимальная выплата по ОСАГО составляет 160 тыс. руб. (за вред здоровью и повреждение автомобиля). Для объективности мы позвонили в другую компанию, являющуюся пионером на рынке интернет-страхования, где прозвучал более расширенный ответ: до 160 тыс. руб. за пострадавшего и столько же за повреждение имущества, но не более 120 тыс. руб. в одни руки. То есть при пострадавшем человеке и двух поврежденных транспортных средствах – максимум 320 тыс. руб. (160 тыс. руб. пострадавшему пешеходу, 120 тыс. руб. владельцу первого автомобиля и 40 тыс. руб. – второго).

Поскольку две позиции различны, было решено позвонить в Российский союз автостраховщиков (РСА) – профессиональное объединение страховых компаний, которые имеют права продавать полисы ОСАГО. Но здесь ждала неудача – на протяжении нескольких часов московский и федеральный номер «горячей линии» РСА попросту не отвечали.

У организации есть официальный сайт – может, там можно найти ответ на поставленный вопрос? В разделе «В помощь страхователю» находится пункт «Вопросы и ответы». Там в ответе на косвенный вопрос о причине обязательства покупки страховки для автомобилей написано следующее: «Закон об ОСАГО установил определенные стандарты защиты потерпевших в ДТП. В сумме это 400 тыс. рублей на одно ДТП». Чуть ниже приведена частичная расшифровка, относящаяся к компенсационным выплатам (происходят, когда разорился страховщик): «В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, – до 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего». Додумываем, что еще 160 тыс. руб. страховщик должен компенсировать за поврежденные автомобили или другое имущество.

Складывается непонятная картина: в одной страховой компании утверждают, что максимальная выплата по ОСАГО составляет 160 тыс. руб., в другой – 320 тыс. руб., а в организации, объединяющей всех страховщиков, и вовсе насчитали 400 тыс. руб. Какая же цифра соответствует действительности?

Однозначный ответ на этот вопрос содержится в Статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где сказано следующее: «Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей
».

Таким образом, максимальная величина выплаты всем пострадавшим не ограничена. Каждый, чьей жизни и здоровью причинен вред, может получить до 160 тысяч рублей вне зависимости от общего количества пострадавших в ДТП.

Много ошибочной информации по этому поводу содержится в интернете. Подавляющее большинство ресурсов содержит устаревшие данные. Они сих пор утверждают про максимальную выплату по ущербу жизни и здоровью в размере 240 тыс. руб. на всех, а также про общую компенсацию с учетом пострадавшего имущества в сумме до 400 тыс. рублей. Закон в этой части был изменен еще 1 декабря 2007 года, однако до сих пор уважаемые ресурсы перепечатывают друг у друга информацию пятилетней давности.

С этой проблемой неоднократно сталкивался и директор компании «АФМ Страховые консультанты и брокеры» Андрей Домбровский: «Общий лимит максимально возможной выплаты в 400 тысяч рублей часто всплывает в разговорах, но он теперь отсутствует в Федеральном законе об ОСАГО, то есть максимальный объем ответственности страховщика по всем пострадавшим лицам неограничен. Не дай Бог, пострадало 5 человек, и по каждому вред жизни и здоровью превысил 160 тысяч рублей – страховщику придется оплатить 800 тысяч рублей возмещения», – утверждает эксперт.

Если выплата страховой компании не покрывает все убытки, то тогда пострадавшая сторона вправе требовать недостающую часть от виновника дорожно-транспортного происшествия. Сделать это можно по соглашению сторон или в судебном порядке. Избежать такого развития событий мог бы виновник ДТП, оформивший полис добровольного страхования гражданской ответственности автомобилистов (ДСАГО). По словам Андрея Домбровского, увеличить уровень страховой защиты до нескольких миллионов рублей можно за незначительную сумму. Оформить ДСАГО можно при покупке полиса ОСАГО или отдельно от него.

Получить исчерпывающую информацию по поводу компенсации ущерба при наступлении ДТП можно из статьи Путеводителя «Выплаты по ОСАГО».

Новые условия прохождения техосмотра и страхования ОСАГО с 1 января 2012 года.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2011г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с этим техосмотр и всё, что с ним связано, отдано в ведение РСА (Российского Союза Автостраховщиков), а в самом Законе произошли некоторые кардинальные изменения, касающиеся не только техосмотра, но и оформления договора ОСАГО. В чем они заключаются и как в результате этих нововведений изменилась жизнь автовладельцев?

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как можно оформить полис ОСАГО после 1 января 2012 года

С 01.01.2012 года для заключения договора ОСАГО необходимо предъявить страховщику талон технического осмотра. При этом с момента начала действия годового полиса до срока прохождения очередного техосмотра должно быть не менее 6 месяцев. В ином случае, страховая компания вправе отказать в выдаче полиса ОСАГО.

Напомним, что датой окончания действия талона техосмотра считается последнее число месяца, отмеченного в талоне.

Рассмотрим новое правило на примере.
Допустим, автовладелец хочет застраховаться на год с 15 января, а его талон техосмотра действителен до 31 июля. В этом случае — все в порядке, полис будет выписан. А вот если следующий техосмотр должен быть пройден раньше: в июне, мае, апреле и т. д. купить ОСАГО не получится. Сначала нужно будет пройти техосмотр.

Ранее порядок оформления документов был прямо противоположным: для прохождения техосмотра требовалось наличие действующего полиса ОСАГО.

Информация о техосмотре в полис не записывается. Чтобы зафиксировать правомерность выдачи страховки, внесено изменение в стандартное Заявление о заключении договора ОСАГО. C 01.01.2012 в Заявлении появилось поле, в котором необходимо указать серию-номер талона техосмотра, и срок очередного ТО (месяц и год).

Если предъявление талона технического осмотра для заключения договора не требуется (для определенного перечня ТС), в искомом поле ставится прочерк, а в разделе «Особые отметки» указывается причина, по которой талон ТО для страхования не нужен.

Где можно будет пройти техосмотр после 1 января 2012 года

В период до 01.01.2014 года, который будет считаться переходным, на территории РФ будут действовать два вида операторов технического осмотра:

  1. Пункты ГИБДД и государственные пункты технического осмотра, имевшие на дату вступления в силу Федерального закона №170-ФЗ действующие договоры на проведение ТО. Все они автоматически попали в реестр операторов технического осмотра.
  2. Вновь аккредитованные при РСА операторы технического осмотра – частные компании, которые будут создаваться после 01.01.2012 года. Это могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В связи с тем, что порядок аккредитации операторов технического осмотра был официально утвержден только 21 декабря 2011 г., РСА на текущий момент не успел сертифицировать всех желающих. Поэтому в большинстве регионов ощущается острая нехватка пунктов технического осмотра. Со временем ситуация должна измениться — появится необходимое количество аккредитованных пунктов ТО, которое обеспечит здоровую конкуренцию, и создаст для автовладельцев нормальные возможности прохождения ТО.

Важно! Автовладелец вправе пройти техосмотр в любом месте, в том числе, и на территории другого региона.

Порядок прохождения ТО и регистрации ТС после 1 января 2012 года

До 01.01.2012 года при покупке подержанного ТС новый собственник должен был действовать следующим образом:

  1. Оформить полис ОСАГО;
  2. Зарегистрировать ТС;
  3. В течение 30 дней пройти техосмотр

После 01.01.2012 года порядок действий изменился, и автовладелец обязан:

  1. Пройти техосмотр (в течение 10 дней);
  2. Оформить полис ОСАГО (в течение 10 дней);
  3. Пройти государственную регистрацию (в течение 5 дней).

Заметим, что в новых сроках имеется явная нестыковка, т. к. отведенные 10 дней на техосмотр и ОСАГО теряют всякий смысл в свете того, что все равно необходимо зарегистрировать ТС в течение 5 дней после покупки. Будем надеяться, что в дальнейшем срок регистрации увеличится.

Важно! Для того, чтобы пройти техосмотр после 1 января 2012 года, нужно будет предоставить оператору всего 2 документа:

  1. Удостоверение личности или доверенность.
  2. Документ на ТС (свидетельство о регистрации или ПТС).

Требовать иные документы оператор не имеет права.

Периодичность проведения техосмотра после 1 января 2012 года

  • Не потребуется проведение технического осмотра новым ТС в первые 3 года (включая год выпуска в обращение) в отношении: легковых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3500 кг, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3500 кг, прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой до 3500 кг, мототранспортных средств. Полис ОСАГО при этом придется покупать каждый год.
  • Для аналогичных ТС возрастом от 3 до 7 лет техосмотр понадобится проходить каждые 2 года.
  • Автомобили старше 7 лет обязаны будут проходить ТО ежегодно.
  • Периодичность проведения технического осмотра будет составлять шесть месяцев для: легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь, специализированных ТС и прицепов к ним, предназначенных для перевозки опасных грузов. Соответственно, для этой категории наличие талона техосмотра при оформлении ОСАГО не обязательно.

Создание единых баз данных

То, о чем постоянно говорили автовладельцы, страховщики, представители власти, вскоре должно будет, наконец-то, воплотиться в жизнь. С 2012 года начнется создание:

  • Единой базы данных по техосмотру (ЕАИС ТО – единая автоматизированная информационная система ТО). При этом, будет обеспечен централизованный доступ абсолютно ко всей информации, касающейся технического осмотра, в том числе, и к диагностической карте с указанными в ней неисправностями ТС. Доступ к ЕАИС ТО получат сотрудники МВД и страховых компаний.
  • Единой базы данных по ОСАГО (ЕАИС ОСАГО). Раньше страховые компании старались держать сведения о своих страхователей втайне, что порождало для всех много проблем. Теперь страховщики законодательно обязаны до 1 января 2013 года выгрузить в единую базу информацию обо всех заключенных договорах. За успешное функционирование базы данных отвечает РСА.

Нужно ли предъявлять талон техосмотра после 1 января 2012 года

С 1 января 2012 года сотрудники ГИБДД не имеют права штрафовать за отсутствие талона техосмотра, данный пункт из таблицы штрафов КоАП удален. Факт прохождения техосмотра автоматически подтверждается наличием полиса ОСАГО. Исключения составят легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенных для перевозки пассажиров и опасных грузов. Контроль за наличием у данного вида транспорта талонов ТО будет производиться сотрудниками автоинспекции в обязательном порядке.

Вполне возможно, что в будущем талон техосмотра вообще перестанет существовать, так как единственное, для чего он будет необходим – это оформление договора ОСАГО. Но при наличии единой базы данных, страховая компания всегда сможет проверить каждый конкретный автомобиль.

Еще одна важная особенность техосмотра в 2012 году – наличие страховки ОСАГО позволит его отложить

Статья 32. п. 3. Федерального закона о техническом осмотре N 170-ФЗ гласит: “Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, … срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года”.

Приведем разъяснения: страхователи, у которых действующий полис ОСАГО заканчивается в 2012 году, могут отложить очередной техосмотр до времени окончания действия страховки ОСАГО, независимо от требуемой даты прохождения техосмотра. Например: договор ОСАГО был заключен на год – с 1 декабря 2011 года по 1 декабря 2012, техосмотр надо пройти в июне 2012 года. Но на самом деле последний срок прохождения техосмотра – ноябрь 2012, а не июнь. Главное – успеть до 1 декабря.

При этом отсутствие талона ТО не влияет на обязанность страховых компаний возмещать ущерб в рамках ОСАГО – отказать в выплате на этом основании страховщик не имеет права.

Стоимость техосмотра после 1 января 2012 года

Федеральной службой по тарифам (ФСТ) была утверждена Методика калькуляции предельного размера платы за проведение техосмотра. На ее основании для каждого субъекта России и для каждой категории ТС установлена максимальная стоимость прохождения техосмотра. При этом коммерческие пункты ТО имеют право самостоятельно определять стоимость прохождения ТО на своей станции, но она не должна оказаться более установленного регионального максимума. Принятые цены на техосмотр в течение первых 3 месяцев 2012 года меняться не будут. Далее, как говорят чиновники, они будут пересмотрены «с учетом накопленной статистики». Госпошлина за проведение технического осмотра с 1 января 2012 года взиматься не будет.

Другие статьи:  Пособия в стран восточной европы

Так, например, для легковых автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области стоимость прохождения ТО наиболее высокая и на данный момент составляет:

  • Москва — 690 руб.
  • Санкт-Петербург — 881 руб.
  • Калининградская обл. — 720 руб.

Стоимость полиса ОСАГО (в дополнении к ТО) можно узнать на калькуляторе ОСАГО (тарифы в 2011 году были повышены).

Новый закон о техосмотре стартовал со скрипом, породив массу споров и проблем. Единая база ТО отсутствует, пунктов и бланков ТО не хватает, скидок для льготников нет, новые законы и акты явно требуют доработки. Впрочем, положительных моментов, которые не могут не радовать – тоже достаточно. Остается, как всегда, надеяться на лучшее.

Технический осмотр транспортных средств в России и его проверка при заключении договора ОСАГО

ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦЫ:

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».

Внизу страницы вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы читателей.

Изменения проверки прохождения техосмотра при заключении договора ОСАГО с 01.01.2013

14 декабря 2012 года Государственной Думой приняты в последнем третьем чтении поправки в Закон об ОСАГО. 19 декабря 2012 года Закон утверждён Советом Федерации. Предполагается, что указанные поправки вступят в силу уже с 1 января 2013 года.

Установить, что с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) страховщик:
4) в случае предоставления страхователем диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, использует при заключении договора обязательного страхования сведения, содержащиеся в диагностической карте, а в случае ее непредоставления в письменной форме — сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств;

Законом не предусмотрена процедура проверки достоверности данных, указанных в Диагностической карте (ДК) или хотя бы хранение копии предъявленной страхователем ДК в страховой компании, что опять же оставляет лазейки для лиц, всеми правдами и неправдами нарушающими Закон о техосмотре в 2012 году. Возможно, такую проверку будут предусматривать подзаконные акты Правительства или регламенты РСА.

Основные изменения в прохождении техосмотра с 2012 года

  • Талон техосмотра отменён — вместо него достаточно иметь Диагностическую карту.
  • С 2012 года техосмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском Союзе Автостраховщиков (РСА). Все станции технического осмотра, действующие до 2012 года, получили аккредитацию автоматически и продолжают работать.
  • С 9 августа 2012 года после проведения технического осмотра вместо талона технического осмотра выдается только Диагностическая карта. В 2013 году предполагается перейти на электронную форму диагностической карты.
  • С 2012 года владелец машины может пройти техосмотр не только по месту регистрации автомобиля, но в любом регионе России.
  • Операторы технического осмотра должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИС ТО). Информация о каждой машине, прошедшей техосмотр должна быть не позднее 24 часов передана в ЕАИС ТО.

Контроль за проведением техосмотра в 2012 году значительно снизился. Первое полугодие многие автомобилисты просто перестали проходить техосмотр, т.к. страховые компании часто продавали полисы ОСАГО без контроля наличия талона ТО. Последние изменения в Законе также оставили лазейки для тех, кто не может (или не хочет) проходить техосмотр. В результате за 1 полугодие 2012 года количество ДТП из-за технического состояния автомобилей на территории России резко выросло — почти на 30% по сравнению с 1 полугодием 2011 года. Количество погибших в таких ДТП выросло на 53 человека!

Самые популярные вопросы — четыре основные ситуации взаимодействия Техосмотра и ОСАГО:

Срок действия талона ТО (Диагностической карты) заканчивается раньше окончания срока действия полиса ОСАГО. Надо ли сразу проходить техосмотр или можно не проходить до окончания срока ОСАГО?

Формально требование проходить техосмотр Законом предусмотрено, но реального контроля за соблюдением этого требования сейчас нет – сотрудники ГИБДД техосмотр не проверяют, отказать в выплате по ОСАГО или предъявить регресс страховая компания не вправе.
Для полной уверенности можно (нужно) пройти техосмотр, после истечения срока его действия.

Можно ли купить полис ОСАГО если срок действия техосмотра (талона или диагностической карты) скоро заканчивается?

Главное, чтобы на день заключения договора ОСАГО срок прохождения техосмотра еще не наступил. Можно абсолютно законно купить ОСАГО даже в последний день действия техосмотра.

Куплен полис ОСАГО при отсутствии пройденного техосмотра – какие могут последствия такого нарушения (отказ в выплате, регресс, штрафы и т.п.)?

Если говорить кратко:
— сейчас пока никаких серьезных последствий покупки ОСАГО без прохождения ТО нет;
— в дальнейшем ситуация может серьезно изменится, в том числе по ранее заключенным договорам.
Формально договор ОСАГО заключен с нарушением действующего законодательства – последствием такого нарушения может стать признание договора недействительным. Никакие выплаты по такому договору не производятся. Однако, в настоящее время, примеров применения такой практики нет. Сами страховые компании, допустившие нарушения при заключении договора ОСАГО не заинтересованы в признании договоров недействительными. Здесь многое будет зависеть от действии ФСФР – эта служба может потребовать устранения выявленных нарушений законодательства.

Сроки действия техосмотра и полиса ОСАГО уже истекли – каков порядок действия для прохождения ТО и покупки ОСАГО?

Законом предусмотрена следующая последовательность:
1. Для того, чтобы доехать до места прохождения техосмотра, можно купить полис ОСАГО сроком действия 20 дней. Для покупки такого полиса действующий техосмотр не нужен.
2. Прохождение техосмотра – для прохождения техосмотра полис ОСАГО не нужен.
3. После прохождения техосмотра можно приобрести полис ОСАГО срок действия 1 год.

Вопрос:

Ответ:

Вопрос:

У меня техталон заканчивается в сентябре текущего года, полис ОСАГО также заканчивается в сентябре (24-го).

1. Нужно ли мне проходить техосмотр, или я могу заключить договор ОСАГО по действующему талону и следующий техосмотр пройти только в сентябре следующего года?

2. Правильно ли я понимаю, что в данном случае, если такое возможно, я заключу договор ОСАГО сроком на 1 год, а не на время (я слышала где-то, что на 20 дн.), пока я не пройду новый ТО?

3. Когда мне будет нужно снова пройти техосмотр?

Ответ:

1. Формального запрета в Законе на заключение ОСАГО хоть в последний день действия талона техосмотра (диагностической карты) теперь нет. Никаких дополнительных разъяснений пока не принято, т.ч. можно заключить договор ОСАГО в любой день, пока действует талон ТО.

2. Можно заключить договор ОСАГО сроком на 1 год или (по желанию страхователя) на 20 дней.

3. Следующий раз техосмотр необходимо пройти перед заключением следующего договора ОСАГО — например, только через год (нужно будет получить уже не талон ТО, а только диагностическуюж карту). При этом целый год можно использовать автомобиль с закончившимся талоном ТО — никаких санкций за это не предусмотрено, сотрудник ГИБДД даже не имеет права потребовать предъявить талон ТО, его теперь заменяет полис ОСАГО.

Примечание: Указанные рекомендации в наибольшей степени применимы для автомобилей старже 7 лет.
Примечание: Отказать в выплате или применить регресс к виновнику даже после окончания срока действия ТО страховая компания не вправе (кроме автобусов и такси).

Изменения в законы об ОСАГО и техосмотре от 28 июля 2012 года

Закон 131-ФЗ от 28.07.2012

30 июля 2012 официально опубликованы поправки в Закон о техосмотре и Закон об ОСАГО, касающиеся организации техосмотра. Поправки вступили в силу с момента публикации с 30 июля 2012 года.

Приняты две поправки:

  • Разрешается заключать договоры ОСАГО без предъявления талона ТО на срок до 20 дней;
  • Отменено требование к сроку действия талона ТО при заключении договора ОСАГО (ранее было — не менее 6 месяцев до окончания срока действия заключаемого договора ОСАГО);

Новая редакция п.3 ст.10 Закона об ОСАГО:

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:
а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;
б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.

Исключен п.6.1. ст.15 Закона об ОСАГО:

6.1. Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования.

Закон 130-ФЗ от 28.07.2012

30 июля 2012 официально опубликованы поправки в Закон о техосмотре и Закон об ОСАГО, касающиеся организации техосмотра. Большая часть поправок вступила в силу с момента публикации с 30 июля 2012 года.

Данный законопроект претерпел серьезные изменения уже после прохождеия второго чтения. Серьезно пересмотрена процедура прохождения техосмотра:

  • Отменен талон ТО – вместе него будет применяться Диагностическая карта (далее — ДК) — с 9 августа 2012 года!
  • Бланки ДК являются бланками строгой отчетности (БСО), но не являются защищенной полиграфической продукцией;
  • Определена стоимость выдачи дубликата ДК в случае ее утраты — 1/10 стоимости прохождения ТО;
  • Уточнено, что срок прохождения техосмотра начинается года выпуска, указанного в ПТС и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства. Ранее было указано «с года выпуска в обращение«, что создавало множество спорных ситуаций;
  • Уточнены периодичность проведения ТО для прицепов и легковых автомобилей общей массой более 3,5 тонн.
  • РСА лишили права организовывать выдачу бланков ДК операторам ТО;
  • Порядок контроля за деятельности операторов ТО будет утверждать государственный орган, а не РСА;
  • Если при аккредитации оператора ТО возникли сомнения в возможности оператора проводить ТО, то РСА обязана провести выездную проверку оператора.

К сожалению, ряд вопросов в законопроекте прописан не совсем ясно:

Проблемы, которые не решают подготовленные поправки в Закон

Проблема 1. Противоречие в порядке выдачи диагностической карты

Положение Закона о техосмотре в новой редакции противоречат сами себе в части того, когда выдается диагностическая карта:

Статья 5, п.6. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Статья 14. Оператор технического осмотра обязан:
2) отказывать в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств.

Статья 19. Диагностическая карта
1. Диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, — перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.

В одном пункте написано, что оператор должен отказать в выдаче ДК, если выявлено хоть какое-нибудь несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, в другом — что ДК должна выдаваться с отметками об этих несоответствиях.

Проблема 2. Функции и права дилеров

Многие СМИ распространили информацию, что теперь автовладельцы, регулярно проходящие техническое обслуживание в дилерских центрах, должны будут получать диагностическую карту у дилера без прохождения ТО. На самом деле Закон такого положения не содержит:

Ст.1, п.17. Дилер – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.

Ст.14 п.1. Оператор технического осмотра обязан:
Оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;
Ст.17 п.6. Договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из приведенных норм, речь идет только о праве дилера отказать в проведении ТО любому автовладельцу — для дилера договор техосмотра не являетсвя публичным. Причина в том, что дилер работает с определенными марками машин, а остальные он может «не уметь» проверять. Никаких дополнительных плюсов для автовладельцев эти нормы не дают.

Вопрос:

Ответ:

Проблема 3. Использование ранее выданных талонов ТО

Законопроектом предусмотрено уточнение по порядку применения старых талонов ТО, срок действия которых заканчивается до 1 августа 2015 года, однако эта норма требует дополнительного разъяснения:

Ст.5, п.8. До 1 августа 2015 года при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с диагностической картой, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, допускается предъявление талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законодатель применил предлог «наряду с», который имеет в русском языке два значения:

  1. Одинаково, на одинаковых условиях. Женщины работали наряду с мужчинами.
  2. Вместе с кем-нибудь, наравне, одновременно с чем-нибудь. Наряду с трамваем мы пользуемся автобусом.

В результате непонятно, что имел в виду законодатель: старые талоны можно предъявлять вместо диагностической карты или надо предъявлять вместе старый талон и старую диагностическую карту.

Могу только предположить:
Ведь ДК выдавались всегда, но раньше в них не указывался срок действия (он указывался в талоне ТО). Теперь по Закону требуется знать информацию из ДК и срок действия из талона ТО, следовательно, надо предъявлять оба документа: талон ТО и ДК.

Проблема 4. Нет требований о сроке действия техосмотра при заключении ОСАГО, нет штрафов, нет регрессов

Оставшиеся в Законе нормы о применении регрессов только к транспортным средствам, которые должны проходить ТО один раз в шесть месяцев, и которые могут не предъявлять диагностическую карту при заключении договора ОСАГО, являются рудиментами предыдущей версии Закона.

Срок действия диагностической карты (талона ТО), которую нужно предъявить при заключении договора ОСАГО, теперь не определен. Получается, что можно сегодня заключить договор ОСАГО, даже если срок прохождения очередного ТО наступает завтра. Никаких санкций для использования машины еще в течение года без техосмотра не предусмотрено. В результате мы будем иметь на дорогах массу машин, у которых законным образом куплено ОСАГО, но срок прохождения техосмотра истек.

Гораздо проще и логичнее было бы для всех ТС оставить конструкцию, предусмотренную для «шестимесячных» ТС:

  1. Купить договор ОСАГО можно без контроля прохождения ТО;
  2. В случае причинения вреда (ДТП) машиной, которая не прошла ТО в установленном порядке, к виновнику применяется регресс (страховая компания сперва возмещает убытки потерпевшему, а потом имеет право взыскать их по регрессу с виновника ДТП).

Такой подход снял бы все проблемы и с заключением договоров ОСАГО, и с созданием дорогостоящей и не очень нужной водителям единой базы данных.

Альтернативой такому подходу могло бы стать только полная отмена требований о прохождении ТО — на радость водителям и страховщикам. 🙂

Прочие проблемы, которые остались нерешенными в результате принятия последних поправок:

  1. Целый ряд вопросов вызывает порядок исчисления сроков для прохождения техосмотра. Т.к., срок начинается только «годом выпуска ТС» (а не месяцем или днем), то у всех машин в России (по мере окончания срока действия старых талонов и обновления автопарка) срок, когда им надо проходить ТО, будет приходиться на 1 января! Понятно, что толпы водителей на станциях ТО в январские праздники это безумие. Порядок исчисления сроков в этом отношении надо обязательно менять делая привязку к определенному месяцу или дате.
  2. Непонятно, на какой срок надо выдавать ДК, если техосмотр проводится на третий год «жизни» машины — на два или на три года. Таких вопросов, с переходом от одного срока действия ТО к более короткому несколько…
  3. Неясно, как соотносятся установленные Законом сроки с ранее выданными талонами старого образца — например, если срок действия старого талона больше, чем по действующему Закону (например, ранее при выдаче талона не учитывали положение, что период прохождения ТО включает год выпуска ТС).
  4. Пока непонятно, надо ли при расчете тарифа для 20-дневных полисов (следование к месту ТО) применять коэффициент КТ. В Законе говорится только о применении коэффициента КП, а Постановление правительства в части установления тарифов регулирует только случаи «следования к месту регистрации», т.е. когда ТС еще не зарегистрировано и применить к нему КТ нельзя. Примечание: РСА подготовило разъяснение о том, в данном случае коэффициент КТ не применяется.
  5. Нестыковка норм Закона с временным использованием автомобилей. Проблема тех, кто ездит на автомобиле только летом, по-прежнему не решена — невозможно без нарушения Закона доехать до станции ТО, если уже (еще осенью) закончился период использования транспортного средства в договоре ОСАГО. «Подснежникам», чтобы доехать весной до техосмотра, придется покупать полис на 20 дней, за 20% от цены годового полиса.
Другие статьи:  Претензия к оборудованию

Изменение порядка прохождения ТО и регистрации ТС с 2012 года

Старый порядок регистрации ТС:

  1. Оформление полиса ОСАГО
  2. Регистрация ТС
  3. Прохождение ТО (в течение 30 дней)

Новый порядок регистрации ТС (с 2012):

  1. Прохождение ТО (информация в БД ТО)
  2. Оформление полиса ОСАГО (на основании информации из БД ТО)
  3. Регистрация ТС

В 2012 году должны быть созданы две единых БД:

  • База данных техосмотра (оператор — МВД) к 01.01.2012
  • База данных ОСАГО (оператор — РСА) к 01.01.2013

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения технического осмотра ТС в 2012 году

  • Закон РФ №170-ФЗ от 1 июля 2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о техосмотре) — (ред. от 28.07.2012).
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 617 «Порядок осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов российской федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств».
  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств».
  • Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1108 «Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований».
  • Приказ Министерство транспорта РФ от 19 декабря 2011 г. N 320 «Об утверждении правил заполнения диагностической карты».
  • Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».
  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 декабря 2011 г. N 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня».
  • Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 999 «Об особенностях обеспечения с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, порядке их учета, хранения, передачи и уничтожения».
  • Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 1 декабря 2011 г. N 1664 «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам».
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2011 г. N 697 «Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра».
  • Приказ Министерство транспорта РФ от 21 ноября 2011 г. N 290 «Об утверждении формы талона технического осмотра транспортных средств (в том числе его электронной формы) и правил заполнения талона технического осмотра транспортных средств».
  • Приказ Министерства финансов РФ от 18 ноября 2011 г. N 155н «О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков».
  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра».
  • Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 857 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств».
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2011 г. N 587 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра».
  • Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 18 октября 2011 г. N 642-а «Об утверждении методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра».
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2011 г. N 573 «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра».
  • Приказ Министерства Финансов РФ от 2 августа 2011 г. № 91н «О внесении изменения в форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 67н».

Изменение порядка заключения договоров ОСАГО в 2012 году

Изменяется порядок оформления документов: если до 2012 года, чтобы пройти техосмотр надо было сперва купить полис ОСАГО, то теперь надо сперва пройти техосмотр, а уж потом можно будет купить полис ОСАГО.

Полисы ОСАГО будут продаваться только на машины, которые прошли техосмотр. При этом от момента начала срока страхования должно быть не менее 6 месяцев до срока окончания действия техосмотра.

В 2012 году факт прохождения техосмотра будет подтверждаться талоном технического осмотра, в дальнейшем вся информация о прохождении техосмотра должна проверяться по ЕАИС ТО.

1. С 09.08.2012 вступает в силу часть поправок в Закон ОСАГО. Согласно изменениям:

  • при заключении договора ОСАГО Страхователь обязан представить диагностическую карту (ДК), подтверждающую прохождение технического осмотра,

2. Заключение договора ОСАГО без ДК предусмотрено для следующих ТС:

а) на следующие транспортные средства — в первые три года, включая год выпуска в обращение:

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • мототранспортные средства;

б) на транспортные средства, периодичность проведения технического осмотра которых составляет шесть месяцев:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

в) на прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

г) на следующие транспортные средства — в году их выпуска в обращение:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

д) на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним;

е) на транспортные средства городского наземного электрического транспорта, транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортные средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

ж) на транспортные средства, следующие к месту прохождения технического осмотра (срок действия полиса ОСАГО в таких случаях составляет 20 дней).

3. В связи с этим, внесены изменения в бланк Заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (Заявление).
C 01.01.2012 в заявлении необходимо указывать информацию о Талоне техосмотра. В соотвествии с рекомендациями РСА в заявлении указывается следующая информация:

Серия, номер талона технического осмотра (Диагностической карты) и срок очередного технического осмотра (месяц и год).

Если предъявление талона технического осмотра (Диагностической карты) не требуется, то в поле проставляется прочерк, а в разделе «Особые отметки» указывается причина по которой, представление данного документа не требуется.

Напоминаем, что договор ОСАГО заключается и перезаключается на следующий год на основании письменного Заявления Страхователя. Вместе с полисом ОСАГО (экземпляр компании) обязательно сдается и Заявление подписанное Страхователем. Все поля Заявления должны быть заполнены.

4. Ст.32 п. 3 закона 170-ФЗ установлено, что талоны ТО:

  • на ТС, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн,
  • прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и не используемых для оказания услуг по перевозкам,
  • мототранспортных средств,

которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра и срок действия, которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года.

5. Ст.32 п. 10 закона 170-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года страховщики обязаны направить в РСА, сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые имеются у них и внесение которых в автоматизированную информационную систему обязательного страхования предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Это означает, что все страховые компании обязаны направить в РСА по всем полисам ОСАГО, которые будут заключены в 2012 году данные, которые содержатся в бланке Заявления, данные об изменении сведений, указанных в Заявлении.

Где пройти техосмотр в 2012 году — операторы технического осмотра

В 2012 году впервые в России появляется конкуренция между операторами технического осмотра. Правительство должно определить, какое минимальное количество операторов технического осмотра должны быть в каждом регионе, чтобы обеспечить нормальные условия для конкуренции и возможности каждому владельцу авто пройти техосмотр.

В переходный период, до 2014 года будет действовать 3 типа субъектов рынка.

Первый — это пункты технического осмотра, принадлежащие МВД России. Талоны технического осмотра на таких пунктах будут выдавать инспекторы ГИБДД.

Второй тип субъектов — это действующие пункты технического осмотра, как они определены в соответствии со статьей 32 Федерального закона о техническом осмотре (организации, которые на дату вступления в силу Федерального закона №170-ФЗ имеют с МВД России действующие договоры на проведение технического осмотра). Они будут действовать на основании внесения их в реестр операторов технического осмотра. Талоны технического осмотра на них будут выдаваться техническими экспертами, требования к которым установлены приказом Минпромторга России.

И третий тип субъектов — это операторы технического осмотра, которые будут создаваться после 1 января 2012 года. Операторы технического осмотра — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые действуют на основании аккредитации при Российском Союзе Автостраховщиков. Конкретный перечень сведений и документов, которые операторы технического осмотра подают в целях аккредитации, определен Правилами аккредитации, которые утверждены приказом Минэкономразвития.

Порядок аккредитации операторов технического осмотра был официально утвержден только в конце декабря, соответственно, РСА не упело до конца года аккредитовать всех желающих. Предполагается, что основная масса операторов технического осмотра будет аккредитована в январе 2012 года.
Пока не будут аккредитованы коммерческие станции ТО, техосмотр можно будет пройти на государственных станциях ТО, которые в 2012 году будут работать в прежнем режиме. Однако на всю страну будет всего 59 государственных станций ТО.

Стоимость прохождения техосмотра в 2012 году

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила Методику расчета предельного размера платы за проведение техосмотра.

На основании данной методики максимальная стоимость прохождения техосмотра устанавливается для каждого субъекта России региональными властями.
Операторы технического осмотра самостоятельно определяют стоимость прохождения ТО на их станции, но не более установленного регионального максимума.

Государственная пошлина за проведение технического осмотра с 1 января 2012 года не взимается.

Отдельные цены на повторный техосмотр не установлены — придется платить столько же, сколько за первую попытку.

Стоимость техосмотра: Утвежденные предельные размеры платы за проведение технического осмотра по регионам России (руб.)

Стоимость прохождения техосмотра в разных регионах России в одной таблице.

(*) — в данных субъектах также установлены специальные цены для районов Крайнего Севера.

Установленные цены на техосмотры для остальных регионов России будут размещены на сайте в ближайшие дни по мере обработки информации.

Расшифровка категорий ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН:

Повышение цен на техосмотр

Опубликован проект постановления о повышении цен на прохождение техосмотра в Москве с 1 апреля 2012 года. Цены в среднем повышаются на 31,2%.

Периодичность проведения техосмотра 2012

Установлена следующая периодичность техосмотра:

1. Каждые ШЕСТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
  • специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

2. Каждые ДВЕНАДЦАТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 1):

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3500 кг.;
  • транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

3. Каждые ДВЕНАДЦАТЬ месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

4. Каждые ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи):

  • легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3500 кг.;
  • мототранспортные средства.

Сроки, установленные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска в обращение транспортных средств, указанных в данных пунктах.

Владелец транспортного средства по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обращаться за проведением технического осмотра в более короткие сроки.

Вопрос:

Ответ:

Вопрос:

Ответ:

Сроки проведения техосмотра в виде таблицы

Талон технического осмотра 2012 — отменён с 9 августа 2012 года

Форма нового талона технического осмотра официально утверждена Приказом Минтранса.

Форма нового талона техосмотра — до 09.08.12:

Фото: Российский Союз Автостраховщиков (www.autoins.ru)

Чем может грозить покупка ОСАГО без прохождения техосмотра

Некоторые из страховщиков в нарушении Закона об ОСАГО продают полисы ОСАГО клиентам, у которых не пройден техосмотр (с 1 января 2012 года это запрещено).

С одной стороны, формулировка в Законе, действительно, очень неудачная и позволяет расширенное толкование:

Т.е., если страхователь предъявляет просроченный талон ТО, то ему должны отказать в заключении договора ОСАГО…, а про случай, когда страхователь вообще ничего не предъявляет в Законе ничего не сказано. Хотя указано, что такой талон страхователь должен предоставить.

Но это казуистика, по сути всё понятно: нет техосмотра — отказ в заключении договора ОСАГО.

Начал порочную практику продажи ОСАГО без пройденного техосмотра «Росгосстрах» (он даже требует сразу оплатить прохождение техосмотра в «родственной» компании и выдает неподписанный (недействующий) талон ТО), потом к нему присоединились некоторые другие страховые компании. Кто-то из страховщиков требует, чтобы страхователь подписал некое обещание о том, что клиент пройдет техосмотр в ближайшие дни, кто-то просто вписывает в заявление на страхование выдуманный номер талона ТО.

Основной вопрос:

Какие негативные последствия возможны для автовладельца, который купил полис ОСАГО без пройденного техосмотра? Чем может это грозить страхователю?

Вроде при таком раскладе страхователь немного потеряет — ему вернут уплаченные деньги (или часть), а он должен будет вернуть полис ОСАГО. Но что будет, если за время действия «недействительного» полиса произойдет ДТП? Здесь страхователя могут обязать самостоятельно оплатить причиненный им ущерб, а размер ущерба, как правило, в десятки раз превышает стоимость полиса ОСАГО.

Полагаю, что можно с уверенностью рекомендовать страхователям не экономить на прохождении техосмотра — лучше пройти его заранее перед покупкой ОСАГО и быть уверенным, что всё сделал по Закону. Устные уверение страховщика, что «он всё правильно сделал» в суде не будут иметь никакой силы…

Справка вместо талона техосмотра

В некоторых регионах до сих пор ощущается нехватка бланков новых талонов техосмотра. Операторы технического осмотра (станции) проверяют автомобили, но выдать талон ТО не могут. Автовладелец получает подписанную диагностическую карту или иной документ (справку), подтверждающую факт прохождения техосмотра.

Однако на основании такой справки страховые компании не оформляли полис ОСАГО, т.к. в Законе об ОСАГО теперь прямо прописано о требовании именно талона техосмотра.

Другие статьи:  Приказ от 9 декабря 2019 г n 997н минтруд

Чтобы устранить данное противоречие и не ограничивать право граждан, честно прошедших техосмотр, использовать свой автомобиль, было принято решение разрешить страховым компаниям оформлять полис ОСАГО при предъявлении заполненной диагностической карты или иной «справки» о прохождении техосмотра, выданных оператором технического осмотра.

О таком решении заявил 17 января 2012 года первый вице-премьер И.Шувалов. Официального документа на этот счет пока нет, но, полагаю, что страховщики уже готовы идти таким путем, тем более, что это решение поддержал РСА.

Примечание: Проблема решена заменой талона ТО на диагностическую карту с 9 августа 2012 года.

Новый техосмотр и договор каско

Условием выплаты страхового возмещения во многих договорах каско указано наличие действующего талона технического осмотра. Как правило, талон техосмотра надо предъявить при оформлении заявления о страховом случае. Как же быть теперь, когда на новые машины (до 3-х лет) талон техосмотра вообще не выдается? А с 30.07.2012 вместо талона ТО должны выдавать только диагностическую карту?

Страховщики должны привести свои Правила страхования по каско и формы договоров в соответствии с действующим Законом о техосмотре. Для владельцев новых автомобилей предъявление талона ТО должно стать необязательным. Требовать талон от тех, у кого его не должно быть по Закону бессмысленно. Однако пока большинство страховщиков работают по старым Правилам.

Даже, если кто-то из страховых компаний, и попытается по-прежнему требовать талон ТО для машин моложе 3-х лет, то суд однозначно встанет на сторону страхователя. В такой ситуации страхователю надо четко отстаивать свои права в соответствии с действующим законодательством. Всё это относится и к договорам каско, заключенным до вступления в силу закона о техосмотре (до 1 января 2012 года).

25.06.2012

Вопрос:

Ответ:

10.07.2012

Вопрос:

Ответ:

Отмена техосмотра

Явно неудачный старт реформы техосмотра в 2012 году породил множество высказываний в пользу полной отмены проведения техосмотра в России. В качестве примера приводят Грузию, где техосмотр был отменен.

Сейчас мы отслеживаем и анализируем все предложения по изменению ОСАГО в России, включая отмену прохождения техосмотра.

Одним из важных аргументов для отмены техосмотра является утверждение, что техосмотр реально не способен выявить все неисправности автомобиля, а для нормального контроля автомобиль надо проверять не один раз в год, а гораздо чаще.

В тоже время, только собственный опыт подсказывает, что техосмотр позволяет выявить целый ряд существенных проблем у нерадивых автомобилистов: взять хотя бы люфт рулевого колеса, работу тормозов, протектор шин.

Техосмотр, безусловно, не является панацеей от всех ДТП из-за неисправности автомобиля.

Вместе с тем, учитывая наш российский пофигизм и надежду «на авось», полагаю, что при отмене техосмотра количество ДТП из-за технического состояния ТС вырастет. Насколько вырастет — не знаю.

  1. Реального количества ДТП, произошедших из-за неисправности ТС, никто не знает — многие водители, даже попав в ДТП, не могут определить, в чем причина: в их поздней реакции или плохой работе тормозов. Поэтому в статистику попадают только уж совсем яркие случаи, такие как, ПОЛНЫЙ отказ тормозов и т.п.
  2. ГИБДД публикует статистику причин ДТП только для случаев с причинением вреда жизни и здоровью.

Только за 2010 год в ДТП, произошедших из-за неисправности ТС в России:

  • погибло 227 человек;
  • получили ранения 1509 человек.

Математика проста. Имущественные потери мы посчитать не можем, а человеческие указаны выше.

Сколько будет жертв, если вообще отменить техосмотр?

Кто возьмет на себя ответственность за предполагаемое увеличение количества жертв?

Глядя на цифры, досмотр в аэропортах точно можно отменить — там количество жертв от терроризма в год точно меньше.

3 марта 2012 года в Гвинейской республике у грузовика, который вез пассажиров на ярмарку, отказали тормоза, машина перевернулась, в результате погибло 50 человек. В конце 2011 года там же машина потеряла управление и врезалась в толпу пешеходов — погибло 20 человек. Подобные аварии в Гвинее не редкость, а одной из причин называют очень плохое техническое состояние автомобилей в стране.
Интересно, если отменить техосмотр в России, как скоро состояние части нашего автопарка достигнет такого же состояния, как в Гвинее?

Комментарий автомобилиста:
Я имею 10 лет автомобильного образования и опыт работы в лаборатории дорожных испытаний одного из автозаводов плюс работа начальником автоколонны. Я за отмену ТО. Для любого вида транспорта. В том числе и коммерческого. Но я за введение серьезной ответственности за отсутствие регулярного технического обслуживания автомобиля автовладельцем. Подтверждаемое соответствующими отметками в сервисной книжке. Автомобили сейчас пошли сложные и без дорогой спецоснастки качественно могут обслужить свой автомобиль ЕДИНИЦЫ автовладельцев. Поэтому понуждение автовладельцев посещать СТО — это правильный шаг к безопасности на дорогах. Тем более, что ТО не решает главного: Он не способен временным отрезком регулировать качество технического состояния автомобилей, имеющих разный годовой пробег. Пример: Я знаю водителей (владельцев частных легковых автомобилей), которые, используя свой автомобиль в личных целях, проезжают и 5 тысяч км за год, и 60 тысяч км за год. Понятно, что второй успеет износить свой автомобиль в хлам за 3-х летнее время действия первого талона ТО. И этот талон не будет гарантировать исправность автомобиля. А в случае ответственности за отсутствие отметок в сервисной книжке, второй водитель вынужден был бы посещать сервисные станции. И второе. Я уверен, что настоящей статистики аварийности, связанной с техническим состоянием автомобилей нет. Для этого нужна дорогостоящая экспертиза. Которая вряд ли всегда проводится даже в случаях ДТП со смертельным исходом. Страна фактически все последние десятилетия жила без ТехОсмотра. Потому что кто не хотел покупать ТО — тот его проходил. Кто не мог пройти — тот ПОКУПАЛ вожделенный талончик! Ездили ВСЕ! И то, что дело не в ТО и не в наличии водительского удостоверения, доказывает хотя бы тот факт, что в Европе есть целая категория легковых автомобилей, которыми разрешено управлять даже без водительского удостоверения.
Просто не нужно педалировать менталитетом россиян или спецификой российского правоприменения. Здравый смысл часто очень справедливо протестует против тех законов, которые плодят отечественные законодатели. И на статистику ДТП в большей степени влияет не техническое состояние авто, а способность водителя прогнозировать ситуацию на дороге и организация дорожного движения. И внятно прописанное законодательство. Ведь цель не в получении талона ТО. А в том, чтобы водитель обслужил свой автомобиль в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации при помощи квалифицированных специалистов, отвечающих за свою работу!
Валерий Анатольевич

Уважаемый Валерий Анатольевич!
Я согласен с большинством Ваших аргументов. Я ведь тоже не за ТО как таковой, а за систему контроля технического состояния автомобилей.
Однако, как мне кажется, Ваше предложение не учитывает тех автовладельцев (в первую очередь, недорогих отечественных авто), которые сами проводят техническое обслуживание автомобилей – ведь таких у нас почти половина страны (за МКАДом и КАДом). Что остается для них? Ехать «в город», чтобы получить заветный штампик?
А вот для Москвы и Питера Ваше предложение вполне может быть реализовано.
Формально уже сейчас автостанции, которые проводят техническое обслуживание автомобилей и зарегистрированы, как операторы технического осмотра, могут выдавать диагностическую карту бесплатно для своих клиентов. Возможно, рыночные отношения сами расставят все по своим местам и автосалоны для привлечения клиентов будут оформлять прохождение техосмотра бесплатно (главное, чтобы это не превратилось в продажу идульгенций).

19.10.2012

Вопрос:

Ответ:

06.05.2013

Вопрос:

21.08.2013

Комментарий автомобилиста:
Добрый день! Я вот например за ТО, но я считаю, что его просто надо ужесточить. Либо набирать людей, которые не «продаются», хотя сам понимаю, что таких нет. либо разробатывать данные тестовые стенды так, чтобы требовался минимальный человеческий фактор при управлении, чтобы оператор не чего не смог сделать «ложно-нормальную» диагностическую карту. Являсь техническим сотрудником, могу заявить, что автоматизированные станции обслуживания — это не мифы. а «электронный мозг» не купишь. соответственно Страховщик не будет страховать неисправное авто. Опять таки, можно ведь сделать так, тут же после ТО заменить тормозные шланги, прокачать тормаза, отрегулировать рулевое и т.д. так сказать «сервис» после ТО и для ТО за «умеренную» плату (не драть с людей, как это делают автосервисы). здесь и автовладелец рад, что прошел ТО «сам», и на дорогах спокойнее. Так же предложил бы отмену «привелегий» новых авто, уровнять всех и разделить на тех, кто занимается перевозкой людей (ведь пассажиры садясь в авто — доверяют свою жизнь водителю и надлежащему состоянию автомобилю) и на тех кто просто ездиет, «ЖоповозкИ». Пассажирским авто проходить ТО каждые 6 месяцев, а всем остальным каждый год. Вопрос ведь не в том, чтоб получить «талончик», а чтоб машина была технически исправна. Сам знаю несколько людей, которые покупают «техталон» и обслуживают машины сами, они не ждут пока шланг тормозной не лопнет чтоб начать лазить под машину, и понимают, что это их безопасность, а есть люди которым наплевать на все — такие будут ездить пока что-нибудь не произойдет и будут потом думать, что машину хреновую выбрал. А как делает «Росгосстрах» со своим ЗАО «Техосмотр» — продают «талон ТО», что якобы ты прошел или пройдешь ТО в другом городе и после этого продают тебе полис ОСАГО. а это ведь уже мошеничество: Во-первых, сам талон техосмотра не действительный, так и полис «регресовый», а Во-вторых, Вы деньги за полис заплатили, так еще при наступлении страхового случая — регресом из Вас все деньги вытаскивать будут.
Руслан

Архив ответов — проверяйте дату ответа!

Требуется ли Диагностическая карта ТО для заключения транзитного полиса ОСАГО

Редакцией Закона об ОСАГО от 28.07.2012 N 131-ФЗ предусмотрена возможность заключать договоры ОСАГО на срок до 20 дней при отсутствии действующей диагностической карты техосмотра:

«3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:
.
б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.»

Стоит отметить, что подтверждать факт того, что ОСАГО заключается именно для прохождения ТО не нужно. Фактически такой полис ОСАГО можно использовать также для предпродажной подготовки или перегона машины на авторынок и т.п.

Для заключения договора ОСАГО на срок до 20 дней не требуется, чтобы автомобиль обязательно был «на транзитных номерах» — такое требование было ранее, но последней редакцией Закона оно отменено.

Также нет никаких ограничений на повторное заключение «транзитного» договора ОСАГО без техосмотра. Если потребовалось заключить еще один договор на 20 дней — это можно сделать без каких-либо ограничений.

Действует ли еще «мораторий» на проведение техосмотра, введенный Постановлением правительства №413?

10.01.2012

Вопрос:

Ответ:

В Постановлении Правительства РФ № 413 от 24.05.2011 сказано:
срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанных в подпункте «б» пункта 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

С 2012 года законодательством как раз и предусмотрено «иное»:
Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ установлено, что талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм и не используемых для оказания услуг по перевозкам, и мототранспортных средств, которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра и срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года.

Таким образом, «мораторий» на прохождение техосмотра с 01.01.2012 года перестал действовать — теперь всё производится в соответствии с Законом о техосмотре (170-ФЗ).

09.01.2012

Вопрос:

Ответ:

С какой даты (месяца/года) отсчитывать сроки проведения техосмотра

02.01.2012

Вопрос:

Ответ:

Комментарий автора сайта:
В Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 06.10.2011) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» указано:
««выпуск в обращение» — оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации; »
В самом Законе о техосмотре (170-ФЗ) иного определения «выпуска в обращение» не содержится.
Следует отметить, что согласно этому определению (дата выпуска в обращение = дата выдачи ПТС) неновые машины, ввозимые не территорию России, также не должны проходить техосмотр в первые три года после выдачи ПТС. Полагаю, что эта «недоработка» Закона о техосмотре будет устранена в ближайшее время.

08.03.2012

Вопрос:

Ответ:

30.01.2012

Вопрос:

Ответ:

29.06.2012

Вопрос:

Ответ:

07.05.2013

Вопрос:

Ответ:

05.04.2014

Вопрос:

Ответ:

Как быть с иностранными ТС, которые раньше покупали ОСАГО на границе при въезде в Россию

14.01.2012

Вопрос:

Ответ:

05.08.2012

Вопрос:

Ответ:

16.08.2012

Вопрос:

Ответ:

02.09.2013

Вопрос:

Ответ:

Нужен ли талон ТО (Диагностическая карта) для выезда на автомобиле за границу (из России)

Для легковых автомобилей, в принципе, талон технического осмотра (диагностическая карта) за границей не нужен — контроль за прохождением технического осмотра по общему правилу осуществляет та страна, в которой зарегистрировано транспортное средство. При проверке документов за границей (или на границе) требуется только регистрационный документ на автомобиль.

Однако для профессиональных перевозчиков (на грузовые машины и автобусы, занимающиеся перевозками за пределами России) необходимо получить талон технического осмотра международного образца. В то время следует помнить, что талон международного образца признается не всеми странами.

26.04.2012

Вопрос:

Ответ:

13.10.2011

Вопрос:

Ответ:

В конце ноября 2012 года премьер-министр России Д.Медведев заявил, что для выезда на автомобиле за границу России необходимо будет предъявлять Диагностическую карту — остаётся непонятным, стало ли это заявление результатом каких-то международных соглашений или просто «личным мнением государственного чиновника». Пока ситуация не изменилась — часть стран-соседей России требует техосмотр у наших водителей, часть — нет.

Период использования ТС в полисе ОСАГО и талон техосмотра

25.12.2011

Ситуация:

Человек заключает договор ОСАГО с ограниченным периодом использования (3-6 месяцев) — реальный «подснежник».

Практически все такие договоры заключаются в начале периода использования: Собрался первый раз выехать на машине в этом году — пришел за полисом ОСАГО.

Техосмотр (ТО) по таким машинам так же, как правило, проводится весной после заключения договора ОСАГО.

В 2012 году порядок действий меняется: теперь надо сперва пройти ТО, а потом уже купить полис ОСАГО.

Проблема:

Если раньше можно было купить полис ОСАГО, не выезжая из гаража, то теперь машину сперва надо предоставить на ТО.

Но период использования ТС в полисе ОСАГО закончился еще осенью…

Т.е. надо ехать на машине на ТО с полисом ОСАГО, в котором уже закончился период использования. Любой сотрудник ГИБДД может оштрафовать, а в случае попадания в ДТП, СК еще и попытается отказать в выплате (в лучшем случае — регресс).

Ситуация еще усугубляется тем, что продлить период использования весной страхователь также не сможет — ведь период использования не может быть меньше 3 месяцев, т.е. новый период нельзя внести в договор ОСАГО, если до окончания договора осталось менее 3 месяцев…

Ответ:

К сожаление, разработчики Закона о техосмотре не подумали о такой проблеме, т.ч. решения в нынешней редакции Закона просто нет.

С другой стороны, проблема распространяется не только на «подснежников», но и на всех тех, кто забудет во время пройти техосмотр или не сможет это сделать по любой причине (болезнь, командировка и т.п.) — все они также не смогут ни выехать на дорогу, ни купить полис ОСАГО.

Единственным законным выходом на сегодняшний момент видится использование эвакуатора для доставки автомобиля на пункт технического осмотра.

Уверен, что к весне решение этой проблемы будет найдено, т.к. в этом заинтересованы все: и автомобилисты, и страховщики…

05.02.2012

Вопрос:

Мой талон техосмотра действителен до марта 2012года, срок действия договора страхового полиса с 06.05.2011 до 07.05.2012, но так как я не езжу зимой,то проплатила страховку только до 06.11.11.
Можно ли продлить страховку до 07.05.2012, если нет, то каковы мои действия в дальнейшем?

Ответ:

Продлить период использования ТС в действующем договоре ОСАГО можно и без предъявления талона техосмотра.

Комментарий:

Важно различать в договоре ОСАГО «Срок страхования» и «Период использования транспортного средства». У них разные условия продления, оплаты и требования в части наличия техосмотра. Отличия приведены в таблице: