Страховка при лизинге

Содержание страницы:

Условия лизинга и страховка — Лизинг автомобиля автострахование

Страховки: страхование авто при лизинге

В ситуациях, определенных законодательством РФ, лизингополучатель должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом. Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать риск гражданской ответственности по ОСАГО, которая может наступить из-за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автомобиля. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение, лизинг или оперативное управление и т.д.) владелец автомобиля обязан застраховать свою гражданскую ответственность до его регистрации, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им. Без договора страхования гражданской ответственности организация не имеет права эксплуатировать автомобиль.

Обратите внимание, что под владельцами автомобилей понимаются не только собственники. К владельцам приравниваются также лица, которые распоряжаются транспортом на любом другом законном основании, в том числе на праве аренды или лизинга. Поэтому организация, получившая автомобиль в финансовую аренду (лизинг), должна застраховать автогражданскую ответственность. И конечно же, она вправе учесть при расчете налога на прибыль организаций расходы по договору ОСАГО, заключенному в соответствии с законодательством РФ.

Кто несет ответственность за имущество при лизинге?

Имущество, переданное в лизинг, продолжает оставаться в собственности лизингодателя. Но с момента передачи объекта лизингополучателю ответственность за сохранность имущества, а также риски, связанные с его хищением, несет лизингополучатель, если иное не было предусмотрено договором. Как правило, непременным условием договора лизинга является обязанность лизингополучателя застраховать лизинговое имущество от рисков повреждения, утраты и т.д. При этом сторона, на которую возлагаются обязанности застраховать имущество, — страхователь, и сторона, которая получит возмещение, если наступит страховой случай, — выгодоприобретатель определяются как договором лизинга, так и договором автострахования. Расходы на добровольное страхование автомобиля по КАСКО организация-лизингополучатель также вправе учесть при расчете налога на прибыль. Это правило применяется и в том случае, когда полученный транспорт продолжает числиться на балансе лизингодателя.

Если наступил страховой случай…

Если лизингодатель выступает в роли выгодоприобретателя, то страховое возмещение получает он и направляет его на компенсацию ущерба и покрытие убытков, возникших в результате наступления страхового случая с лизинговым имуществом. Причем обычно полученная сумма возмещения для целей исчисления налога на прибыль организаций включается в состав внереализационных доходов, которые могут быть уменьшены на расходы, связанные с приведением имущества в надлежащий вид, или даже на расходы, связанные с приобретением утраченного объекта. А убытки, не возмещенные страховой организацией, лизингодатель может взыскать с лизингополучателя.

Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании суммы причиненного ущерба, недостачу имущества в бухучете списывают на прочие расходы. Документами, подтверждающими отсутствие виновных лиц, являются акты уполномоченных ведомств, например органов предварительного расследования или судов. В бухгалтерском учете у лизингодателя при списании ущерба делаются следующие записи:

Дебет 76-2 Кредит 94 — сторнирована задолженность лизингополучателя по возмещению стоимости выбывшего имущества; Дебет 91-2 Кредит 94 — списан убыток от утраты лизингового имущества в связи с отсутствием виновного лица.

В налоговом учете такие убытки можно признать в момент, когда факт отсутствия виновных лиц подтвержден документально. Документы из органов внутренних дел, подтверждающие факт угона авто, позволят прекратить уплату транспортного налога.

Страхование лизингового транспорта: инструкция по применению

Популярность автокредитов на российском рынке практически затмила другой способ покупки транспорта с рассрочкой оплаты. А ведь в большинстве случаев оформление лизинга оказывается гораздо выгоднее кредита. При этом возможность приобрети автомобиль таким способом есть не только у предприятий, но и у частных автолюбителей.

Большая разница

При заключении кредитного договора право собственности на машину остаётся у заёмщика. С лизингом дело обстоит совершенно иначе: фактически лизингополучатель берет автомобиль в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа. При этом с юридической точки зрения право собственности остается у лизинговой компании.

Такое положение дел отражается на порядке оформления автостраховки, ведь чаще всего страховую компанию выбирает именно лизингодатель. Таким образом, лизингополучатель не имеет возможности повлиять на выбор страховщика, а значит ему остается довериться профессионализму менеджеров лизинговой фирмы. Часто это крайне уместно, ведь специалисты лизингодателя имеют солидный опыт в оценке благонадежности страховых компаний.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Самый важный документ

Как правило, страховщики выдают договор КАСКО лишь страхователю. Соответственно, лизингополучатель вряд ли получит отдельный экземпляр этого документа. Поэтому стоит заранее оговорить с менеджером лизинговой компании возможность получения копии страхового договора.

Также лизингополучателю нужно попросить правила КАСКО , ведь именно в них указан порядок оформления страхового события, а также перечень документов, необходимых для урегулирования убытка. В противном случае лизингополучатель может неумышленно нарушить условия страхования, что впоследствии неизбежно приведет к отказу в возмещении ущерба.

Например, страховая компания откажет в выплате, если был допущен брак при ремонте машины, но лишь при наличии причинно-следственной связи между ремонтными работами и повреждением автомобиля. Кстати, сюда же относится установка дополнительного оборудования, включая:

  • Подушки безопасности.
  • Подогрев сидений или стекол.
  • Противоугонное устройство.
  • Стояночный отопитель.
  • Аудиосистему.

Долгосрочная страховка

Обычно при страховании лизингового транспорта оформляется многолетняя страховка со сроком действия более одного года. При этом страховщик и клиент могут согласовать любой вариант рассрочки платежа, а страховой тариф остается неизменным на протяжении всего срока действия договора КАСКО . Это крайне выгодно для страхователя, так как тариф не изменится в большую сторону при увеличении срока эксплуатации автомобиля.

Не менее важное влияние на стоимость страховки оказывает и страховая сумма. Она ежегодно уменьшается, что также положительно отражается на годовой величине страховой премии.

Кроме того, при заключении многолетнего договора точно известно, сколько придётся заплатить за всё время действия автостраховки.

Корпоративный клиент

Сотрудничество с лизинговыми компаниями позволяет страховщикам существенно нарастить сборы по КАСКО, потому часто они готовы на значительное снижение цены полиса. Величина такой скидки зависит от количества застрахованных лизинговых автомобилей: чем их больше, тем ниже итоговая стоимость страхования одной машины.

Кроме того, нередко лизинговые фирмы выдвигают жёсткие требования относительно параметров страховой защиты. Таким образом, страховые компании лишаются возможности заложить в договор заведомо невыгодные для клиента условия страхования, например:

  • Большой процент износа деталей.
  • Уменьшаемую страховую сумму.
  • Увеличенный срок выплаты.
  • Скрытую франшизу.

Оформление убытка

При повреждении автомобиля лизингополучателю не стоит рассчитывать на денежную выплату. Однако он может отремонтировать машину на СТОА по направлению страховщика. Правда, для этого прежде придётся получить письменное согласие от лизинговой компании. При этом желательно самостоятельно забрать данный документ, иначе процесс урегулирования убытка может существенно затянуться.

В случае угона или конструктивной гибели машины на выплату может претендовать исключительно лизинговая компания, ведь именно ей принадлежит автомобиль.

От лизингополучателя может потребоваться содействие в сборе официальных документов. К ним относятся:

  • Постановления следственных органов.
  • Протоколы полиции или ГИБДД.
  • Справки МЧС.

Ощутимое преимущество

Да, оформление страхового события с лизинговым автомобилем имеет особенности, но среди них есть безусловные преимущества. Так, лизингополучатели почти никогда не жалуются на проблемы с получением выплаты. У этого есть вполне разумное объяснение: страховые компании предпочитают избегать конфликтов с лизинговыми фирмами, ведь в противном случае они рискуют потерять крупного клиента.

Но даже если какой-либо страховщик попробует отказать в выплате без веских причин, его ждёт общение с квалифицированными юристами лизингодателя. Естественно, юристы лизинговой компании отлично подкованы в области страхового права и заранее осведомлены о всех нюансах условий страхования. В подобной ситуации у страховой компании практически нет шансов уклониться от исполнения принятых на себя обязательств.

Страхование авто взятых в лизинг

Предпринимательство требует вложений, которыми не всегда располагает юридическое лицо. Если вы бывали в подобной ситуации, то в курсе, о чем идет речь. Так, перед руководством начинающих предприятий, которым необходимым персональный автопарк, возникает вопрос — где взять средства, необходимые для приобретения транспорта? В ответ возникает разумный ответ — взять автомобиль в лизинг.

Лизинг — это финансовая аренда, при которой лизинговая компания (ЛК) передает транспортное средство во временное владение и эксплуатацию лизингополучателю на обговоренный срок с возможным правом или без права выкупа автомобиля в дальнейшем.

Лизинг позволит выкупить авто по завершении договора, а точнее взять его в аренду, а уж потом стать его владельцем. Этот способ хорош тем, что дает возможность представителям малого и среднего бизнеса, пополнить свой автопарк транспортными средствами без особых затрат.

Техническое состояние и безопасность автомобиля заслуживают отдельного внимания. Предотвратить попадание в дорожно-транспортное происшествие не может ни один водитель. Особенно обидно оказаться в такой ситуации автовладельцам, чей транспорт находится в лизинге. Что же делать в таком случае? Об особенностях оформления страховых полисов ОСАГО и КАСКО для лизинговых автомобилей вы узнаете из этой статьи.

Страхование транспорта приобретенного в лизинг: что нужно знать

Если вы решились на то, чтобы взять автомобиль в лизинг, рекомендуем вам идти до конца, и сразу же решить вопросы, связанные со страхованием транспортного средства. Обратите внимание на то, что:

  • Автострахование — это обязательное для выполнения условие при заключении лизингового договора;
  • Управленцы лизинговых компаний всегда заинтересованы в сохранности имущества, которое им принадлежит. Поэтому при наступлении страхового случая незамедлительно обратитесь в страховую компанию и сообщите о дорожно-транспортном происшествии в компанию, профинансировавшую покупку авто;
  • Обладателем транспортного средства выступает лизинговая компания, поэтому является и приобретателем выгоды от страховой компании;
  • Полис оформляется на долгий период, от 1 года.
Другие статьи:  Законы рф для киргизию

Как оплатить страхование лизингового автомобиля?

Данный вопрос решается во время заключения сделки. Возможен вариант, когда лизингополучатель оплачивает сразу всю сумму, либо разбивает на несколько выплат, которые включаются в ежемесячные платежи по лизинговому договору.

В пул партнеров, сотрудничающих с лизинговыми компаниями, входит как минимум десять лучших российских компаний. Среди них:

Вам придется определиться с предложениями от разных компаний, выбрать экономически выгодные расчеты и заключить договор.

Плюсы страхования автомобиля, находящегося в лизинге, очевидны. С одной стороны, вам не придется тратить время на поиски страховщика, с другой — благодаря партнерскому соглашению между компаниями (лизинговой и страховой), клиент получает выгоду на страхование КАСКО до 10%.

Основным положительным моментом страхования транспорта является помощь страхователя в решении проблем при наступлении страхового случая.

Помните, при полной гибели автотранспортного средства, как и при угоне, компенсацию от страховщика получает собственник авто, а именно лизинговая компания.

Ознакомившись с представленной информацией, становится ясно, что страхование лизингового автомобиля — это практично и удобно, а значит, лизингополучатель может пользоваться авто без лишних беспокойств.

В рамках договора лизинга (автомобили) заключается договор страхования КАСКО на 1 год (полная оплата в дату заключения договора страхования) на следующих условиях: страхователь — лизингодатель, плательщик — лизингополучатель. Выгодоприобретателем является лизингодатель только в случае полной гибели, хищения и угона специальной техники, лизингополучатель — во всех остальных случаях. Лизингодатель и лизингополучатель находятся на общей системе налогообложения. Лизингодатель и лизингополучатель находятся на общей системе налогообложения. Страхователем по договору КАСКО выступает лизингодатель, при этом оплату по данному договору производит лизингополучатель напрямую в страховую компанию. Данное условие закреплено в договоре лизинга. Оплата лизингополучателем страховой премии в данной ситуации не является частью лизингового платежа и не включается в график лизинговых платежей. Договором не предусмотрено зачета уплаты страховой премии в счет лизинговых платежей или возмещения расходов лизингополучателя по исполнению обязанности страхователя перед страховой компанией. Каков бухгалтерский и налоговый учет расходов по договору страхования у лизингодателя и лизингополучателя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оплата страховой премии лизингополучателем за лизингодателя-страхователя приводит к возникновению кредиторской задолженности в учете лизингодателя и соответствующей дебиторской задолженности в учете лизингополучателя.
При этом лизингодатель признает расходы по договору страхования в обычном порядке независимо от того факта, что оплата была произведена третьим лицом.
Если расчеты между сторонами не будут произведены, то у лизингодателя возникнет внереализационный доход на сумму списанной задолженности в налоговом (отчетном) периоде такого списания.

Обоснование позиции:
По договору финансовой аренды (договору лизинга) автомобиля арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанный арендатором (далее — лизингополучатель) автомобиль у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю этот автомобиль за плату во временное владение и пользование (ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», далее — Закон N 164-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 164-ФЗ предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
Таким образом, страхование предмета лизинга осуществляется в добровольном порядке (добровольное страхование имущества). Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
В рассматриваемом случае договором лизинга стороны установили, что предмет лизинга должен быть застрахован от рисков утраты (гибели) и повреждения автомобиля по договору КАСКО (ст. 929, 930 ГК РФ). При этом страхователем по такому договору выступает лизингодатель, плательщиком — лизингополучатель.
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
По общему правилу если предмет учитывается на балансе лизингодателя, то его расходы на добровольное страхование признаются для целей налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 1 ст. 263 НК РФ. В случае, когда учет ведется у лизингополучателя, то расходы признаются на основании пп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ.
Расходы на страхование, которые документально не подтверждены или не направлены на получение дохода, то есть не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Например, не учитываются для целей налогообложения страховые премии при страховании имущества, переданного в безвозмездное пользование (по договору ссуды). Это обусловлено тем, что затраты на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование (к которым относятся в том числе затраты на его страхование), для целей налогообложения в расходах не учитываются (постановление ФАС Поволжского округа от 25.07.2014 N Ф06-13042/13 по делу N А57-15331/2013).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
Возмещение указанных расходов лизингополучателем производится в составе годовых платежей и только в том размере, в котором расходы включены в лизинговый платеж. Вместе с тем доход лизингодателя в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ является лишь составной частью лизинговых платежей, размер которых участники лизинговых правоотношений согласовывают при заключении договора лизинга.
Отметим, что в случае возмещения расходов лизингополучателя лизингодатель не лишается права учесть расходы на добровольное страхование предмета лизинга в целях налогового учета.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2012 N Ф05-14465/12 по делу N А40-271/2012 указано, что положения статей 21 и 22 Закона N 164-ФЗ не лишают лизингодателя, имеющего непосредственный интерес в сохранении имущества, права на его страхование в соответствии со ст. 930 ГК РФ, и, соответственно, на отнесение затрат по страхованию в состав расходов в целях налогообложения прибыли. Ссылка налогового органа на то, что расходы по страхованию подлежат учёту в стоимости предмета лизинга с последующей компенсацией спорных расходов лизингополучателем путём оплаты лизинговых платежей, отклонена судами, как не основанная на действующем законодательстве.
Лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга (письмо Минфина РФ от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2014 N Ф02-2300/14 по делу N А33-12611/2013).
Однако в ситуации, описанной Вами, речь о возмещении расходов лизингодателя не идет. В рассматриваемом случае расходы по оплате страховой премии согласно договору лизинга несет лизингополучатель обособленно от лизинговых платежей.
Согласно п. 1 ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон — кредитора или должника — могут участвовать одно или одновременно несколько лиц. При этом такое обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Таким образом, считаем, что по договору добровольного страхования задолженность по оплате страховой премии возникает непосредственно у организации-страхователя.
Гражданский кодекс допускает исполнение обязательства третьим лицом (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Должник вправе возложить исполнение своего обязательства на третье лицо. Кредитор в этом случае обязан принять средства от этого третьего лица. Если только договором не предусмотрено, что обязательство по оплате должник должен исполнить лично.
Причем третье лицо, исполнившее за должника его обязанность перед кредитором, возникшую из договора, не становится в силу этого стороной такого договора (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 N 13АП-26513/14). Иначе говоря, то обстоятельство, что организация-лизингополучатель перечислила денежные средства страховой компании во исполнение обязанности другого лица (лизингодателя) по уплате страховой премии, не означает, что организация приобретает права и обязанности страхователя по этому договору.
На основании п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. То есть внесение оплаты за страхователя третьим лицом погашает именно обязательство страхователя.
В то же время к исполнившему обязательство должника третьему лицу переходят права кредитора по обязательству в соответствии со ст. 387 ГК РФ (п. 5 ст. 313 ГК РФ).
Оплата расходов (страховой премии) третьим лицом (лизингополучателем) не приводит к безвозмездности, в соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (письмо Минфина России от 09.09.2016 N 03-03-06/1/52968).
Соответственно, у лизингодателя-страхователя обязательство перед страховой компанией прекращается и возникает новое обязательство — по возврату денежных средств лизингополучателю. В результате у лизингодателя возникает кредиторская задолженность перед лизингополучателем, а значит, обязанность возместить понесенные им расходы или зачесть их в счет лизинговых платежей.
Оплата лизингополучателем страховой премии, поскольку она не приводит к вступлению лизингополучателя в договор страхования вместо страхователя (лизингодателя), сама по себе не влечет для лизингодателя каких-либо особенностей налогового учета расходов на оплату договора страхования. Лизингодатель признает расходы по договору страхования в обычном порядке, независимо от того факта, что оплата была произведена третьим лицом.
Что касается лизингополучателя, то оплата страховой премии за лизингодателя-страхователя, по нашему мнению, не признается расходом, а приводит к возникновению дебиторской задолженности в учете лизингополучателя.
Исходя из вышеизложенного полагаем, что если расчеты между сторонами не будут произведены, то в отчетном (налоговом) периоде списания такой задолженности у лизингодателя возникнет внереализационный доход на основании п. 18 ст. 250 НК РФ.
Та же логика рассуждений может быть применена в отношении отражения рассматриваемой хозяйственной ситуации в бухгалтерском учете.
Следуя п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99), расходы на страхование имущества, по нашему мнению, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, т.е. отражаются организацией-лизингодателем на счетах учета затрат.
По общему правилу расходы признаются при выполнении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).
В учете лизингодателя-страхователя приобретение страхового полиса могут быть отражены следующие записи:
Дебет 76, субсчет «Страховая компания» Кредит 76, субсчет «Лизингополучатель»
— отражена оплата лизингополучателем страховой премии по договору КАСКО;
Дебет 97 Кредит 76, субсчет «Страховая компания»
— получен полис добровольного страхования КАСКО.
В свою очередь, лизингополучатель формирует бухгалтерскую проводку:
Дебет 76, субсчет «Лизингодатель» Кредит 51
— отражено возникновение дебиторской задолженности.

Другие статьи:  Втб заявление на чдп

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от списания кредиторской задолженности;
— Энциклопедия решений. Доходы от списания кредиторской задолженности (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
— Энциклопедия решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязательства третьему лицу;
— Энциклопедия решений. Исковая давность;
— Энциклопедия решений. Применение исковой давности;
— Энциклопедия решений. Начало и окончание течения срока исковой давности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Страховка при лизинге

Пять способов, как сэкономить на КАСКО при лизинге автомобиля

Есть 5 способов, как можно снизить расходы на КАСКО при оформлении автомобиля в лизинг. Используя их, можно существенно снизить затраты и при этом защитить свой автомобиль.

Способ первый: Выбираем только те риски, которые наиболее вероятны

Каждый из нас знает, что необходимо именно нам. Какие риски могут случиться (ущерб, угон и т.д.), а какие риски маловероятны (падение предметов, наводнение, удар молнией и т.п.). Поэтому выбираем лишь те риски, которые подходят именно нам и исключаем из договора страхования маловероятные случаи. Например, можно исключить такой риск, как «угон» и оставить только ущерб, в этом случае экономия может составить 5%. Также можно самостоятельно рассчитать стоимость ремонта своего автомобиля, что тоже может снизить страховой тариф, а если у Вас длительный стаж безаварийного вождения, то имеет смысл застраховаться только от угона или ДТП наступившего по вине другого водителя. Сегодня есть единый реестр полисов КАСКО и в случае перехода в другую страховую компанию Вы не потеряете свои скидки.

Способ второй: Отказываемся от дополнительных услуг
Конечно многие услуги страховых компаний удобны, но за эти услуги нужно платить, поэтому мы можем убрать те из них, которые нам сейчас не нужны. Например, вызов аварийного комиссара или услуги эвакуатора, предоставление подменного автомобиля на время ремонта собственного и т.д. Можно также снизить стоимость КАСКО, если выбрать страховой тариф без выплаты денежных средств, а оставить только ремонт.

Способ третий: Ищем акции и скидки
Не секрет, что в страховых компаниях, есть скидки для разной категории клиентов и в каждой компании они свои. Также компании устраивают акции. Такие акции могут быть сезонными, а скидки могут представляться, например, клиентам лизинговых компаний, работающих в содружестве со Страховой компанией. Воспользовавшись партнерской программой, можно получить снижение стоимости КАСКО до 5%.

Способ четвертый: Выбираем агрегатное страхование и/или франшизу

Мало кто знает про такой вид страхования, как агрегатное. Суть его проста. Агрегатное страхование это когда ваш автомобиль например застрахован на 1 млн руб. и при каждом страховом случае страховая выплата снижается на сумму ранее выплаченную Вам по предыдущему страховому случаю, в отличие от агрегатного страхования , где вы можете рассчитывать на полную страховую сумму в 1 млн. рублей в течение всего действия договора, как в нашем примере. Если Вы уверенный и опытный водитель, который не склонен попадать в аварии, то агрегатное КАСКО позволяет Вам экономить на 15-20% от страхового тарифа.

Также для снижения стоимости КАСКО, Вы можете использовать франшизу (условную или безусловную). При франшизе н ебольшие убытки Вы оплачиваете самостоятельно, а в случае существенного ущерба или угона Вашего автомобиля, получите полноценное страховое возмещение. Важно также понимать различие условной и безусловной франшизы. Пример условной франшизы: Размер франшизы по КАСКО — 10 000 рублей. Произошло ДТП и убыток составил 8000 рублей. Страховая компания не выплачивает компенсацию, а вот если убыток составит 11000 рублей, то страховая обязана Вам выплатить всю сумму. Пример безусловной франшизы: Размер франшизы равен также 10 000 рублей. Произошло ДТП и ущерб составил 3000 рублей. В этом случае выплат по КАСКО не будет. Если же ущерб составит 11000 рублей, то Вы получите только 3000 рублей компенсации, как разницу между 8000 и 11000 рублями. Этот способ может помочь Вам сэкономить до 50-70% стоимости КАСКО.

Способ пятый: Оформляем полис через лизинговую компанию

Страхование предмета лизинга — риски

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Вопросы страхования предмета лизинга

Вопрос страхования предмета лизинга возникает при передаче в финансовую аренду любого имущества, но в наибольшей степени это актуально при лизинге автомобилей в связи с высоким риском аварий и угона транспортных средств. Кроме того, требования по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспортных средств накладывают на стороны дополнительные обязательства.

Как уже отмечалось, страхование имущества может осуществляться лизингодателем или лизингополучателем. Но лизинговые компании, как правило, имеют достаточно существенные скидки у страховщиков. При этом договором может быть предусмотрено, что стоимость страхования включается в сумму лизинговых платежей и уплачивается в течение всего срока действия договора, что позволяет лизингополучателю избежать единовременных затрат на уплату страховых премий. Сравнивая различные предложения лизинговых компаний, лизингополучателям следует запросить информацию о периоде страхования, включенном в сумму лизинговых платежей. Одни лизинговые компании включают в эту сумму только стоимость страхования за один год, другие — за весь срок лизинга. В таких условиях, очевидно, сравнивать цену договора невозможно. Кроме того, включение в сумму лизинговых платежей стоимости страхования только за один год дает лизингополучателю основания для проверки корректности иных расчетов.

При страховании риска гражданской ответственности необходимо обращать внимание на размер страхового покрытия.

Многие лизинговые компании не ограничиваются страхованием риска обязательной гражданской ответственности, но и страхуют гражданскую ответственность добровольно (с лимитом от 50 до 100 тысяч долларов). Естественно, что в последнем случае совокупная стоимость страхования будет выше. Конечно, лизингополучатель вправе отказаться от дополнительного страхования гражданской ответственности, за исключением случая, когда соответствующее условие будет названо лизингодателем существенным. Но при этом лизингополучателю следует учитывать, что, согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (к которым относятся и транспортные средства в соответствии с указанной статьей), несет лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве аренды, на основании доверенности. То есть в нашем случае лизингополучатель отвечает за любой вред, причиненный полученным в лизинг транспортным средством. Кроме того, в соответствии со статьей 1068 ГК РФ юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником. Таким образом, лизингополучатель заинтересован в страховании с максимальным размером лимита ответственности по рассматриваемому риску

И, пожалуй, наиболее существенный момент, на который необходимо обращать внимание при сравнении условий страхования, — надежность страховой компании. Дело в том, что для лизингодателя уровень надежности страховой компании имеет меньшее значение, чем для лизингополучателя, поскольку именно последний несет риск случайной гибели имущества. Следовательно, даже если страховая компания в силу, каких либо причин откажет в выплате страхового возмещения, лизингодатель имеет возможность взыскать сумму убытков с лизингополучателя.

Кроме того, лизингополучателю целесообразно убедиться, что по условиям договора страхования страховщик не вправе обратиться к нему в порядке регресса с требованием о компенсации убытков, вызванных выплатой страхового возмещения. Как правило, указанное условие оформляется путем исключения лизингополучателя из перечня третьих лиц, действия которых могут служить основанием для предъявления страховщиком соответствующих требований. Кроме того, лизингополучатель вправе потребовать включения в текст договора страхования условия, в соответствии с которым ограничивается право страховщика на суброгацию. Это право предусмотрено статьей 965 ГК РФ, в соответствии с которой, «если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования». Таким образом, включение соответствующего условия (о недопустимости суброгации) тоже позволит лизингополучателю избежать последующего предъявления к нему претензий со стороны страховщика.

Принимая решение о том, какая сторона будет осуществлять страхование, также необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 947 ГК РФ страховая стоимость имущества не должна превышать его действительной стоимости, т. е. стоимости имущества в месте его нахождения на день заключения договора страхования, т. е. первоначальной стоимости имущества, определяемой статьей 276 НК РФ. Учитывая определение, данное в статье 947 ГК РФ, действительная стоимость должна быть одинаковой как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В случае же когда лизингополучатель страхует имущество на общую сумму лизинговых платежей, а такое предложение существует на рынке услуг по страхованию, возникает риск того, что договор страхования будет признан ничтожным в части, превышающей страховую (действительную) стоимость (ст. 951 ГК РФ).

Устанавливая алгоритм определения страховой суммы, сторонам, как на стадии заключения договора, так и при его пролонгации, следует исключать такие варианты, как «по остаточной балансовой стоимости», на основании договора лизинга и т п., в силу того, что подобные варианты дают основание страховым компаниям сократить выплаты страхового возмещения. Например, в случае с остаточной балансовой стоимостью, применение коэффициента 3 делает остаточную стоимость несоизмеримой действительной, равно как и остаток невыплаченных лизинговых платежей на любой стадии реализации договора лизинга будет меньше рыночной стоимости. С учетом изложенного, определение страховой суммы должно осуществляться с учетом ее максимальной приближенности крыночной стоимости имущества.

Возвращаясь к сложившейся практике, можно отметить, что процентное соотношение страхование имущества лизингодателями и лизингополучателями примерно одинаковое. При этом выгодоприобретателем во всех случаях является лизингодатель. В отдельных случаях условия договора страхования могут предусматривать, что лизингодатель является выгодоприобретателем в части суммы не погашенных лизинговых платежей. В оставшейся же сумме выгодоприобретателем является лизингополучатель.

Как правило, лизинговое имущество страхуется от трех групп рисков. Первая группа — риски, связанные с хищением или уничтожением имущества, т. е. риски, в результате которых имущество выбывает из владения и пользования лизингополучателя. Вторая группа — риски, связанные с повреждением имущества, т. е. риски, с наступлением которых требуется ремонт (восстановление) имущества, после чего лизингополучатель продолжает его эксплуатацию. И третья группа — риски, связанные со страхованием гражданской ответственности (например, при лизинге транспортных средств).

Остановимся на некоторых деталях страхования, которые могут иметь существенное значение для участников лизинговой сделки.

Хищение или уничтожение имущества

Имущество может быть утрачено в результате:

• хищения, под которым понимается кража (тайное хищение), грабеж (открытое ненасильственное хищение) или разбой (открытое насильственное хищение имущества);

• уничтожения, в первую очередь — гибели имущества в результате аварии, а также под влиянием природных явлений или действий человека. Как правило, под гибелью имущества понимается наступление такого случая, при котором затраты на восстановление имущества превышают 75 % от его действительной стоимости. Как показывает арбитражная практика, не существует однозначной позиции в отношении того, является ли утрата имущества основанием прекращения договора лизинга, хотя указанное последствие и кажется очевидным. Для того чтобы стороны не оказались в ситуации, когда имущество утрачено, а договор лизинга декоре продолжает действовать, в нем целесообразно прописать факт утраты имущества как самостоятельное основание для прекращения договора. Единственное, о чем можно говорить с большой долей уверенности, так это о том, что гибель и хищение имущества прекращают обязательство по уплате лизинговых платежей. Причем апеллировать здесь к статье 28 Закона о лизинге (согласно которой обязательства по уплате лизинговых платежей могут возникнуть до фактической передачи, если это предусмотрено договором) вряд ли уместно, так как в рассматриваемой ситуации имущество физически прекращает существовать или, в случае хищения, вероятность его возврата лизингополучателю незначительна. Но возникает вопрос, с какого момента следует считать имущество уничтоженным. До момента получения официального заключения страховой компании или независимого эксперта, стороны не могут признать факт уничтожения имущества. В то же время заключение содержит указание на дату наступления страхового случая — дату гибели имущества, которая не совпадает с датой заключения. Ответы на эти вопросы в первую очередь важны с точки зрения налогообложения. Все же до момента получения заключения факт гибели имущества признать нельзя, а, следовательно, до момента получения заключения обязательства по уплате лизинговых платежей должны сохраняться в полном объеме и их налогообложение должно осуществляться именно как лизинговых платежей, а не сумм в счет погашения убытков.

Признание факта гибели имущества не означает, что гибель имущества будет признана страховым случаем, соответственно между моментом признания факта гибели и моментом выплаты страхового возмещения может пройти продолжительный период (естественно, если гибель имущества будет признана страховым случаем), и в течение всего этого периода на лизингодателе лежат обязательства по погашению кредита. Минимизировать расходы лизингодателя может включение в текст договора условия, предусматривающего обязанность лизингополучателя уплачивать в счет погашения убытков лизингодателя суммы, эквивалентные лизинговым платежам. Как указано выше, предельный размер сумм, полученных лизингополучателем в качестве страхового возмещения и лизинговых платежей, не должен превышать общую сумму платежей по договору Денежные средства, полученные сверх такой суммы, по своей правовой природе будут являться неосновательным обогащением, и лизингополучатель имеет право вернуть себе часть таких сумм.

Таким образом, в случае гибели имущества алгоритм расчета убытков лизингополучателя должен выглядеть как сумма лизинговых платежей, подлежащих уплате в соответствии с условиями договора лизинга, уменьшенная на сумму :

1) уплаченных лизинговых платежей;

2) полученных страховых выплат

Пример 2 Сумма лизинговых платежей по договору 120 ООО руб. (без НДС), сумма выплаченных платежей 40 ООО руб. (без НДС), страховое возмещение 80 ООО руб. В приведенном примере общая сумма платежей по договору лизинга и суммы, полученные лизингодателем в качестве лизинговых платежей и страхового возмещения, равны. В указанной ситуации обязательства сторон по договору лизинга можно признать исполненными. Если в том же примере сумма страхового возмещения составит 70 ООО руб., то 10 ООО руб. разницы считаются убытками лизингодателя и должны быть компенсированы лизингополучателем в порядке, предусмотренном договором.

Если разница будет отрицательной, ее судьба должна определяться согласно договору лизинга. Как правило, стороны предусматривают, что указанная разница передается лизингополучателю.

При согласовании условий о последствиях наступления страхового случая сторонам также нужно учитывать следующие факторы.

Во-первых, для расчета сумм убытка следует принимать только те расходы, которые понесены реально. Так, не должна учитываться стоимость услуг, которые предусмотрены договором, но не оказаны лизингодателем. Такими расходами могут быть суммы страховых премий, которые подлежат уплате после утраты имущества, проценты за пользование кредитом, привлеченным в целях приобретения утраченного предмета лизинга, при условии, что кредитный договор не предусматривает запрета на досрочное погашение сумм кредита, и т. д.

Во-вторых, необходимо решить вопрос зачета аванса, уплаченного лизингополучателем на стадии заключения договора. Аванс уплачивается в счет суммы лизинговых платежей определенных периодов, и, как уже отмечалось, после наступления страхового случая обязательства по уплате лизинговых платежей у лизингополучателя отсутствуют. Лизингодатель не вправе обратить взыскание на суммы авансовых платежей, если порядок обращения такого взыскания не предусмотрен договором. С учетом этого стороны могут предусмотреть в договоре условие, согласно которому аванс засчитывается в счет суммы погашения убытков, вызванных гибелью имущества. Сторонами может быть предусмотрен и иной алгоритм зачета аванса, но в любом случае для лизингодателя важно предусмотреть в договоре условия, согласно которым можно будет обратить взыскание на указанные суммы.

Определяя алгоритм погашения убьггков, лизингодатель должен учитывать и возможность непризнания гибели имущества страховым случаем, в силу чего он будет вынужден предпринимать действия, направленные на взыскание соответствующих сумм с лизингополучателя. Поэтому целесообразно прописать алгоритм погашения задолженности и в расчете на подобные случаи.

Как уже отмечалось, требования лизингодателя возместить всю сумму лизинговых платежей, подлежащих уплате в соответствии с условиями договора, основаны на его праве требовать возмещения убытков. Соответствующее право предусмотрено статьей 15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если их возмещение не предусмотрено договором в меньшем объеме. Указанная статья, а также то, что для лизингодателя финансовая аренда является предпринимательской деятельностью (т е. деятельностью, осуществляемой на свой страх и риск), дает лизингополучателю возможность добиться уменьшения сумм, выплачиваемых в счет возмещения убытков. Наиболее вероятное основание в данном случае — отсутствие вины лизингополучателя в утрате имущества, но могут быть предусмотрены и иные основания. При этом следует учитывать, что лизингодатель в любом случае потребует от него компенсации всех понесенных расходов, связанных с реализацией лизинговой сделки, однако в части своего вознаграждения лизинговая компания имеет реальную возможность уменьшить сумму, подлежащую уплате. Но, как показывает практика, лизингодатели проявляют готовность вести подобные переговоры только в случае серьезной заинтересованности в лизингополучателе.

Для лизингополучателя еще одним существенным моментом может стать то, что многие страховые компании предлагают два алгоритма действий в случае гибели имущества. В одном варианте выгодоприобретатель получает всю сумму страхового возмещения, но при этом остатки транспортного средства переходят в собственность страховой компании. При втором — автомобиль остается в собственности лизингодателя, но сумма страхового возмещения уменьшается на остаточную стоимость имущества (те же 2025 % от его стоимости). Вряд ли лизингодатель захочет заниматься реализацией автомобиля, но вот для лизингополучателя выкуп этих остатков и их последующая реализация могут существенно сократить издержки, обусловленные обязанностью по возмещению убытков. Конечно, приведенные последствия во многом будут зависеть от характера и степени повреждений.

Повреждение имущества

Несколько проще ситуация, когда страховым случаем является повреждение имущества, так как при этом действие договора не прекращается и после ремонта лизингополучатель продолжает использовать предмет финансовой аренды. Говоря о повреждении имущества, в первую очередь необходимо обратить внимание лизингодателя на необходимость включения в текст договора условия, накладывающего на лизингополучателя обязательство по уплате лизинговых платежей независимо от факта повреждения имущества и наличия его вины в таком повреждении.

Кроме того, в тексте договора, по условиям которого обязанность страховать имущество возложена на лизингодателя (особенно это касается транспортных средств), целесообразно :

1) закрепить обязанность лизингополучателя уведомить страховщика и лизингодателя о наступившем страховом случае;

2) предусмотреть ответственность за не совершение указанных действий;

3) прописать (в договоре или приложениях к нему) алгоритм действий лизингополучателя при наступлении страхового случая.

Указанный алгоритм должен воспроизводить аналогичные требования страховщика, приведенные в договоре (правилах) страхования. Необходимость включения соответствующих пунктов обусловлена тем, что несоблюдение формальностей, связанных с уведомлением страховой компании о произошедшем, может стать основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Более того, лизингодатель, не обладая соответствующей информацией, не сможет проконтролировать действия ни лизингополучателя, ни страховщика. Необходимо также иметь в виду, что каждый страховой случай учитывается при определении размера страховой премии на будущие периоды, и отсутствие полной информации не позволит лизингодателю правильно спланировать расходы будущих периодов на страхование имущества.

Что касается выгодоприобретателя, то по рискам, связанным с повреждением имущества, более предпочтительным является указание в качестве такового лизингополучателя, поскольку это исключит из расчетов лизингодателя и ускоряет процесс получения страховой выплаты.

Если говорить о транспортных средствах, то на сегодняшний день существуют два варианта действий страховщика при наступлении страхового случая. При первом — страховое возмещение выплачивается против документов, подтверждающих затраты лизингодателя на ремонт имущества, при втором — страховая компания дает направление на ремонт имущества в сервисную организацию, которая и оплачивает ремонт имущества. И в том, и в другом варианте важно осуществлять ремонт у лиц, уполномоченных на это дилером; в противном случае возможен отказ в гарантийном обслуживании, что, как уже отмечалось, особенно важно для лизингодателя, когда имущество по истечении срока действия договора лизинга остается в его собственности.

Как и при гибели имущества, лизингодателю целесообразно предусмотреть последствия непризнания факта повреждения автомобиля страховым случаем.

В такой ситуации ремонт производит лизингополучатель за свой счет. С одной стороны, можно предположить, что для лизингодателя не имеет значения момент, когда лизингополучатель осуществит ремонтные работы, тем более при условии, что договором предусмотрена обязанность лизингополучателя уплачивать лизинговые платежи независимо от факта использования имущества. С другой стороны, неиспользование поврежденного имущества в течение продолжительного времени может ухудшить его технические характеристики, что негативно отразится на цене последующей реализации в случае досрочного расторжения договора или возврата имущества лизингодателю. Во избежание подобных ситуаций лизингодателю следует предусмотреть в договоре сроки, в пределах которых должны быть завершены ремонтные работы. Кроме того, в подобных ситуациях лизингодателю лучше самому профинансировать ремонтные работы с последующим перенесением издержек на лизингополучателя. Нарушение же последним обязательств по ремонту может явиться основанием для досрочного прекращения договора лизинга, продажи имущества (с ремонтом или без) и взыскания с него убытков, возникших в результате досрочного расторжения договора.

Менеджмент из прошлого в будущее
Истоки и тенденции российского менеджмента 6
Истоки и тенденции российского менеджмента 5
Истоки и тенденции российского менеджмента 4
Истоки и тенденции российского менеджмента 3

Назад | | Вверх