Спор в профессиональной деятельности

Общая характеристика трудовых споров

Легальное определение индивидуального трудового спора содержится в ст. 381 ТК РФ, согласно которой под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Из данного определения следует, что не всякое разногласие является индивидуальным трудовым спором, а только такое, которое не было урегулировано сторонами в ходе непосредственных переговоров и в связи с этим было передано на рассмотрение соответствующего органа, наделенного определенными полномочиями по их рассмотрению (юрисдикционного органа).

Субъектами индивидуального трудового спора являются не только работодатель и индивидуальный работник, но также лица, которые еще или уже не являются работниками. Это касается споров, которые, например, могут возникнуть между работодателем, с одной стороны, и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, — с другой. До заключения трудового договора лицо, имеющее намерение вступить в трудовые отношения с работодателем, еще не является работником, что не мешает ему быть стороной индивидуального трудового спора, поскольку оно наделено правом обжаловать необоснованный, с его точки зрения, отказ в приеме на работу. Таким же образом лицо, которое по тем или иным причинам не согласно с увольнением (прекращением трудового договора), уже не является работником, т. е. субъектом трудовых правоотношений, но тем не менее выступает стороной индивидуального трудового спора в случае обращения в суд с иском о восстановлении на работе.

Предметом индивидуального трудового спора является существо заявленных работником требований, например требования о восстановлении нарушенных прав, защите законных интересов или признании субъективных прав, которые, по мнению работника, ему принадлежат. Таким образом, предметом индивидуального трудового спора может быть требование работника о выплате заработной платы, снятии дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, о признании необоснованным отказа работодателя заключить трудовой договор и т. д. Разногласие лежит в основе индивидуального трудового спора. Оно, как правило, возникает по поводу применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора. Именно поэтому индивидуальные трудовые споры (в отличие от коллективных трудовых споров) являются спорами юридического характера, возникающими в связи с толкованием, применением трудового законодательства. В связи с этим, основываясь на опыте западных стран, индивидуальные трудовые споры в юридической литературе именуются конфликтами права.

Причины индивидуальных трудовых споров — это обстоятельства, вызывающие разногласия в связи с применением, толкованием трудового законодательства, локального нормативного акта, условий коллективного договора (соглашения), трудового договора.

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. К группе объективных причин относятся противоречия, закономерно вытекающие из отношений собственности, отношений наемного труда и др. Например, среди таких причин можно назвать нарушение работодателем прав работника на своевременную оплату труда, вызванное тяжелым экономическим положением работодателя, в частности в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете.

К группе субъективных причин относятся противоречия, не имеющие характера объективно обусловленных закономерностей, которые определяются в большей степени недостатками и ошибками деятельности отдельных субъектов. К субъективным причинам можно отнести неверное толкование правовой нормы (условия коллективного договора, трудового договора); нарушение трудовых прав работника, вызванное наличием внутрилич-ностного конфликта между работником и должностным лицом.

В юридической литературе помимо причин выделяют также условия возникновения индивидуальных трудовых споров, под которыми понимаются факторы, способствующие возникновению разногласий.

Например, наличие противоречивых интересов работодателя и работника в сфере применения наемного труда, изменение экономических отношений в целом, другие обстоятельства могут быть объективными условиями, порождающими индивидуальный трудовой спор. Такие противоречия создают объективную основу для возникновения различных разногласий в области социально-экономических и трудовых отношений. Однако эти обязательства могут и не повлечь за собой возникновение индивидуального трудового спора. Непосредственным источником возникновения трудового спора они не являются. Источником (причиной) возникновения трудового спора могут стать действия (бездействие) работодателя или работника в области применения наемного труда, например нарушение работодателем процедуры увольнения работников по сокращению численности (штата) в результате изменения финансово-экономического положения организации.

В качестве примера субъективных условий возникновения индивидуальных трудовых споров можно назвать пороки индивидуального правосознания работодателей, предпринимателей, должностных лиц, работников, низкий уровень правовой культуры участников производственного процесса. На практике эти условия нередко способствуют массовому незаконному правоприменению, нарушающему законные права и интересы как работников, так и работодателей. Указанные выше обстоятельства представляют собой своего рода предпосылку для возникновения индивидуального трудового спора. Вместе с тем они не являются источником трудового спора до тех пор, пока разногласия, вызванные указанными обстоятельствами, не перерастут в трудовой спор, т. е. не будут в дальнейшем предметом рассмотрения соответствующего юрисдикционного органа.

В юридической литературе условия возникновения индивидуальных трудовых споров подразделяют на три группы:

  • 1) условия экономического характера (например, изменение экономических отношений, повлекшее за собой финансовую нестабильность организации);
  • 2) условия юридического характера (например, наличие противоречий, пробелов в трудовом законодательстве, отсутствие необходимых знаний в области права и т. д.);
  • 3) условия социального характера (например, несоответствие установленного размера оплаты труда прожиточному минимуму).

Основания для классификации индивидуальных трудовых споров могут быть различными. Так, в зависимости от содержания трудового спора они подразделяются на споры об установлении условий труда и споры по применению установленных условий труда.

В зависимости от вида спорного правоотношения они подразделяются на споры, возникающие из:

  • • трудовых правоотношений;
  • • правоотношений по трудоустройству;
  • • правоотношений по защите персональных данных работника;
  • • правоотношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;
  • • правоотношений по возмещению материального ущерба, причиненного организации;
  • • правоотношений по возмещению ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением своих трудовых обязанностей;
  • • правоотношений по защите (самозащите) трудовых прав работника.

Самостоятельным основанием для классификации индивидуальных трудовых споров может быть также институт трудового права. В этом случае выделяют споры, связанные с применением норм, составляющих следующие институты: «трудовой договор»; «рабочее время и время отдыха»; «оплата и нормирование труда»; «гарантии и компенсации»; «дисциплина труда»; «профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации»; «охрана труда»; «материальная ответственность сторон трудового договора».

В свою очередь, исходя из конкретного предмета предъявляемых работником требований, индивидуальные трудовые споры можно подразделить на подвиды. Так, споры, связанные с применением норм, регламентирующих материальную ответственность сторон трудового договора, могут быть классифицированы следующим образом:

  • • о возмещении материального ущерба работнику, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться;
  • • о возмещении ущерба, причиненного имуществу работника;
  • • о взыскании денежной компенсации в связи с нарушением работодателем сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат;
  • • о возмещении морального вреда;
  • • о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю.

10.2. Дискуссии и споры как специфические формы делового общения

Общение — это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Этот процесс лежит в основе любой практической деятельности [65, с. 395].

От правильной организации общения людей в производственных условиях зависит результативность их деятельности, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и государственными органами.

Менеджеры тратят для организации и обеспечения различных видов общения в производственных условиях в среднем 80 % своего рабочего времени. Современный руководитель должен понимать, что умение общаться — не менее важный элемент профессиональной деятельности любого сотрудника, чем его специальные знания и навыки работы.

Значение имеет содержательность общения, его насыщенность. Качество общения зависит не только от содержания, но и от формы, что определяет культуру взаимоотношений. Удачно выбранная форма способствует достижению целей общения.

Форма общения — это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения друг с другом. Главное в выборе конкретной формы общения заключается в том, чтобы в дальнейшем процессе общения «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Інгі фон Ведемайер).

Общение может осуществляться двумя способами:

опосредованно (косвенно) — через посредников, по телефону, факсу, посредством обмена телеграммами и т. п.;

непосредственно (контактно) — в случае вступления собеседников в контакт » с глазу на глаз.

Непосредственное общение имеет больше положительных черт, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнерами друг друга и поведения каждого. Часто такое общение в производственных условиях осуществляется в виде деловой беседы.

Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к действиям, которые изменят хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. Деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны представителей (групп) относительно определенных идей (мыслей) и их воплощение, а также решения конкретных проблем.

В процессе регулирования трудовых взаимоотношений на предприятии и создания благоприятной для производства социально-психологической среды общения особенно важным следует признать решение вопросов бесконфликтной взаимодействия в дискуссиях и спорах.

Дискуссии и споры — это разновидности деловой беседы, которые проявляются в специфической форме. Они неизбежны в профессиональной деятельности руководителя. Специфика проявления таких деловых бесед определяется особенностями соревновательного и противоборствующего характера действий и поведения участников деловой беседы.

Общеизвестными являются следующие определения:

спор — словесное состязание, обсуждение проблемы, в котором каждый оппонент отстаивает свое мнение;

дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение (на собрании, в печати, беседе) какого-либо спорного вопроса.

Дискуссия и спор в профессиональной деятельности — это процесс разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).

При условии правильной организации профессиональные дискуссии и споры как формы деловых бесед необходимо направить на выполнение следующих функций:

поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

контроль начатых мероприятий;

взаимное общение работников из одной деловой среды;

поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, государств [65, с. 377].

Дискуссия — наиболее демократическая форма деловой беседы, для которой характерным является свободный обмен мнениями, принятие совместного решения с общего согласия с последующим утверждением его посредником. Возможен вариант, когда решение принимает руководитель, обдумав все, что говорилось и предлагалось.

Основные понятия для медиаторов



Ассоциации (союзы) организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации — добровольное объединение организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации.

Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Корпоративный спор — спор, связанный с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.

Медиабельность спора — свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора

Медиационные компетентности — совокупность профессиональных знаний и навыков в области медиации, эффективной коммуникации, в анализе структуры конфликта, в организации и ведении переговоров.

Медиация (для целей Европейского кодекса поведения медиаторов) — любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (медиатора) для оказания им помощи при разрешении их спора путем достижения согласия без судебного решения независимо от того, как этот процесс может называться или характеризоваться в общепринятом смысле в каждой из стран-членов.

Муниципальная служба — cлужебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

Некоммерческая организация — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Может создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческое партнёрство — некоммерческая организация, основанная на членстве, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении их деятельности.

Культура диалога и спора в профессиональной деятельности юриста. Этика проведения переговоров

Культура проф деят.doc

Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость — плохие помощники в беседе. Даже если приходится давать отповедь в ответ на выпад со стороны собеседника, полное самообладание и спокойная речь произведут на партнера большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.

Весьма полезно во время беседы учитывать невербальное поведение говорящего человека (жесты, мимика и пр.). Необходимо контролировать выражение лица говорящего и то, как часто он смотрит на вас пристально, как он поддерживает с вами визуальный контакт.

Следите за тоном и скоростью речи, обращайте внимание на то, как близко или далеко сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи или противоречат высказываемому словами.

Другие статьи:  Договор по ликвидации ооо

В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации — залог взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться. Поэтому разработаны основные этические правила эффективного слушания в таком общении.

К ним относятся:

− умение настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;

− выделение для себя главных мыслей говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;

− быстрое сопоставление полученной информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.

Во время беседы необходимо повернуться лицом к говорящему и постоянно поддерживать с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Необходимо находиться на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное и безопасное общение с ним.

Часто мы отвлекаемся от целенаправленного слушания, когда слишком большое внимание уделяем внешности собеседника, наблюдению за ним, не верим, что услышим что-то новое и, на наш взгляд, интересное. Подсознательно мы отвлекаемся и тогда, когда собеседник высказывает взгляды, противоречащие нашим, сообщает устаревшую и недостаточно глубокую информацию.

Слушание собеседника состоит из восприятия, осмысления и понимания. Одно из этих звеньев неминуемо ломается, когда сотрудник невнимательно слушает собеседника.

− забыть личные предубеждения против собеседника;

− не спешить с ответами и заключениями;

− разграничивать факты и мнения;

− следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;

− быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;

− действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.

Постарайтесь логически планировать весь процесс слушания запоминайте, прежде всего, главные мысли, высказанные собеседником. За время беседы постарайтесь 2-3 раза мысленно обобщить услышанное и лучше это сделать во время пауз в разговоре. Помните, что ваше стремление по ходу слушания предугадать то, что будет сказано дальше, — признак активного мышления, являющийся хорошим методом запоминания главных положений беседы.

Рекомендации в отношении этики диалога могут быть сведены к следующим:

  • готовясь к беседе, необходимо заранее написать план беседы и отработать наиболее важные формулировки.
  • необходимо опираться в своей беседе на особенности психологии диалогового отношения между людьми: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть положительными.
  • нужно постоянно помнить о движущих мотивах действий собеседника, его интересах, ожиданиях, позициях, чувстве собственного достоинства, самолюбии.
  • свои мысли и предложения следует излагать кратко, ясно и понятно.
  • никогда и ни в какой ситуации не оскорблять собеседника, стараться быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным.
  • никогда не относиться к другим людям пренебрежительно.
  • комплименты необходимо употреблять умеренно.
  • всегда, когда есть возможность, необходимо признавать правоту своего собеседника.
  • необходимо всегда стремиться избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы и всего того, что нарушает логический ход беседы.

Рекомендации в отношении логики диалога имеют следующий вид:

  • вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).
  • на уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: «Да» или «Нет».
  • вопросы должны формулироваться кратко и ясно.
  • если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.
  • стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.
  • уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего («провокационного») типа.
  • стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.
  • нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.

И, наконец, подчеркнем особую важность учета юристом прагматического аспекта диалога. Коротко говоря, суть этого момента может быть выражена в виде следующего афоризма: «Один дурак может столько вопросов назадавать, что и сто умных на них не ответят».

В подобных ситуациях совет для собеседников может быть только таков: на «дурацкие» вопросы лучше вообще не отвечать, ибо, коль скоро «каков вопрос – таков и ответ», ответ в этом случае также будет «дурацким».

Психологические закономерности и особенности общения юриста.

3. Функциональная характеристика общения

Первичной и основной функцией общения является организация совместной деятельности, в процессе которой происходят взаимный обмен информацией, планирование и координация совместных действий, стимулирование и контроль поведения.

Специфика же юридической деятельности определяет, какие из механизмов и средств общения являются ведущими, сказывается на их композиции, различии в содержании общения, но не меняет его логики как способа организации совместной деятельности.

В работе с людьми общение выполняет также функцию познания.

Вступая в психологический контакт, юрист познает факты, значимые для его деятельности. Следует выделить из познавательной стороны общения то, что относится к «практическому человековедению». Познание и понимание людей, причин их поступков, свойств личности – важная предпосылка в овладении искусством работы с людьми. Вступая в общение, юрист познает не только других людей, но и самого себя.

Значимой функцией профессионального общения является регулирование взаимоотношений, межличностных отношений с гражданами, попавшими в круг интересов, определяемых профессиональной деятельностью юриста.

Возможны и другие основания классификации функций общения. Так, по целевой направленности контактов юриста различают следующие функции: побуждение партнера к необходимым поступкам; воспрещение, запрет нежелательных поступков партнера; разрушение, дестабилизация замыслов и нежелательных характеристик поведения партнера в той или иной ситуации.

Примером различной направленности контакта являются варианты психологического воздействия юриста (следователя, оперативного работника) в ситуациях допроса. Юрист может побуждать допрашиваемого к добровольной даче показаний: функция воспрещения выражается в тактических приемах пресечения лжи, разрушающая функция проявляется и в тех или иных способах разрушения круговой поруки членов преступной группы. Следует отметить, что разрушающая функция общения выражается и тогда, когда она нежелательна.

Деятельностная характеристика общения. Анализ места процессов контакта в структуре деятельности юриста предполагает различение частных видов деятельности по критерию их целей, таких, как познавательная; конструктивная (деятельность по принятию решений); коммуникативная (деятельность общения); воспитательная; организаторская; удостоверительная.

Самостоятельная деятельность общения включает в себя три фазы (стадии) развития любого эпизода установления и поддержания психологического контакта.

1. Фаза ориентировки и планирования контакта включает в себя ориентировку в ситуации предстоящего общения. Понимание ситуации контакта сопровождается процессами планирования и программирования предстоящего общения.

Любая стадия общения имеет сопряженный, взаимный характер. Юристу необходимо определять и учитывать цели и интересы партнера, происходящее в его сознании понимание ситуации контакта.

2. Фаза исполнения общения. Установление психологического контакта начинается еще в момент первичной ориентировки в ситуации. Однако особенность и «вредность» общения с юристом заключается в том, что психологический контакт должен поддерживаться и развиваться постоянно. Главным содержанием исполнительской стадии общения является обмен информацией.

Применение специальных приемов развития доверительных отношений является главным резервом повышения продуктивности общения.

В целом сочетание затруднений юристов в установлении и поддержании доверительных отношений объясняется рядом типичных недостатков подхода к людям. Среди них:

1) несформированность профессионального интереса к общению с трудными партнерами.

2) игнорирование потребностей и интересов партнера, а также различий в отношении к миру;

3) склонность приписывать трудности установления и поддержания контакта собеседнику (в том числе и юристу);

4) несформированность учебного, «тренировочного» отношения к общению с трудными партнерам и.

3. Фаза общения – контроль и коррекция взаимодействия, информационного обмена и взаимоотношений. Контроль ситуации общения осуществляется средствами понимания и рефлексии. Рефлексия – это управляемое осознание юристом того, как понимает ситуацию контакта его собеседник.

Особенность контрольной функции заключается в том, что она продолжается и после выхода из контакта. Порой, едва закончилась беседа, юрист уже оценивает ее результаты, причины поведения партнера, прогнозирует возможное развитие отношений.

Анализ работ об этикете деловых отношений позволяет нам утверждать, что культура отношений начинается там, где знание переходит в навык, так как, привыкнув в повседневной жизни относиться к собеседникам как придется, в профессиональном общении юрист может повторить привычные ошибки. Поэтому необходимо постоянно работать над повышением культуры отношений, стремиться знания увязать с коммуникационными навыками.

Этические требования к деловым отношениям связаны с проявлением уважения к собеседнику. Основу целостности выступления на деловых переговорах, встречах, совещаниях составляют предметно-структурное содержание и логическая структура. Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями.

Профессиональная этика юриста проявляется, прежде всего, в его речи. Коммуникативные качества профессиональной речи: ясность (доступность, простота), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивно сть позволяют юристу сделать речь по настоящему доказательной. Эти качества речи находятся в тесной взаимосвязи и в диалектическом единстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допр оса. М., 2005.
  2. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2005.
  3. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб., 2007.
  4. Наумкин Ю.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 2007.
  5. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 2003.
    Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. М., 2005.
  6. Иванкина Н. Н. Профессиональная речь юриста. — М., 1997.
  7. Кузин Ф. Культура делового общения. — М., 1996.
  8. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. – М.: Филинь, 1996.
  9. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Н. Новгород /2001.
  10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов. Под редакцией доктора философских наук, профессора А.В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г.В. Дубова.

Материальная ответственность сторон трудового договора

Материальная ответственность сторон трудового договора — обязанность одной стороны трудового договора (работника или работодателя) возместить имущественный ущерб, причиненный ею другой стороне неисполнением или ненадлежащим исполнением стороной возложенных на нее трудовых обязанностей.

В процессе трудовых отношений как работник, так и работодатель могут причинить друг другу материальный ущерб. Но работник и работодатель возмещают его по-разному.

Работодатель в любом случае должен возместить работнику нанесенный материальный ущерб в полном объеме. Выделяют три группы случаев, когда работодатель должен возместить работнику причиненный им имущественный ущерб:

  • 1) незаконное отстранение работника от работы, в связи с чем он теряет заработок (ст. 234 ТК РФ). Например, работодатель после увольнения работника по каким-либо причинам задерживает выдачу его трудовой книжки (допустим, ссылаясь на болезнь работника кадровой службы), в итоге работник не может устроиться на новую работу. Либо работодатель незаконно уволил работника, вследствие чего тот теряет возможность трудиться и получать заработную плату. В обоих случаях работодатель должен возместить работнику потерянный заработок;
  • 2) причинение ущерба непосредственно имуществу работника (ст. 235 ТК РФ) (например, потеряно пальто работника, сданное в гардероб организации);
  • 3) задержка выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ).

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается два раза в месяц. Отпуск должен быть оплачен за три дня до его начала. При увольнении работника работодатель обязан произвести расчет с работником в день его увольнения. При нарушении этих сроков работодатель должен выплатить причитающиеся работнику выплаты с уплатой процентов (денежной компенсацией) за каждый день задержки.

Во всех случаях при обнаружении ущерба, причиненного работодателем, работник должен направить ему заявление о возмещении ущерба, которое рассматривается в течение 10 дней. В случае отказа работодателя возмещать ущерб работник может обратиться в суд.

Работник же, в отличие от работодателя, обычно несет ограниченную материальную ответственность перед работодателем. Ограничена эта ответственность средним заработком работника. Это означает, что каков бы ни был размер фактического ущерба, причиненного работником работодателю, он должен будет возместить сумму, не превышающую его среднемесячного заработка.

Например, работник (со средним месячным заработком 23 тыс. руб.) сломал ксерокс работодателя, нарушив правила его эксплуатации. Стоимость ксерокса с учетом амортизации составила 70 тыс. руб. Однако работодатель сможет взыскать с работника сумму, не превышающую 23 тыс. руб.

В исключительных случаях работник несет полную материальную ответственность перед работодателем (т.е. должен возместить причиненный ущерб в полном размере независимо от величины своего среднего месячного заработка). Работники несут полную материальную ответственность лишь в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ):

  • — заключение с работником договора о полной материальной ответственности;
  • — причинение ущерба работником умышленно (намеренно);
  • — причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т.д.

В случае возникновения разногласий между работником и работодателем стороны могут обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд. Работник может инициировать трудовой спор в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему трудовой книжки. Что касается работодателя, то он имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года с момента обнаружения причиненного ущерба.

Комиссия по трудовым спорам — орган по рассмотрению трудовых споров, создаваемый в организации из равного числа представителей работников и работодателя (споры в КТС рассматриваются непрофессиональными судьями). Далеко не в каждой организации в настоящее время создаются КТС, однако проявить инициативу в создании КТС могут как сами работники, так и работодатель. Следует отметить, что рассмотрение спора в КТС имеет определенные преимущества. Во-первых, члены КТС являются сотрудниками организации, в которой возник спор, соответственно, им хорошо знакомы обстоятельства спора, особенности условий труда в данной организации и другие факты. К тому же сроки рассмотрения спора в КТС меньше, нежели в суде.

КТС может рассматривать любые трудовые споры, за исключением следующих:

о взыскании заработной платы и других выплат работнику;

  • — об изменении условий трудового договора;
  • — об оплате сверхурочной работы;
  • — о применении дисциплинарных взысканий и другие споры, которые может рассматривать исключительно суд (ст. 391 ТК РФ).

КТС обязана рассмотреть трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС. Решение КТС обязательно для исполнения работодателем. Если работодатель не исполняет решение КТС, работник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю, который принудительно приводит решение КТС к исполнению.

Если работник не согласен с решением КТС, он может обжаловать его в суд.

Другие статьи:  Судебные приставы город кушва

Работник может обращаться за восстановлением своих нарушенных нрав сразу в суд, минуя КТС. При этом работник освобождается от оплаты судебных расходов.

Следует добавить, что в случае нарушения прав работников последние могут также обращаться за защитой в инспекцию труда и в прокуратуру.

Культура диалога и спора в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов

Изучение сферы общения сотрудников в правоохранительных органах. Характеристика видов коммуникативного процесса. Анализ невербальной коммуникации и требования к дистанции общения. Процессы порождения устной речи. Принципы ведения дискуссии-спора.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Культура диалога и спора в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов

выполнил слушатель 2 курса 1 группы

ст.прапорщик Мельничук Д.Г.

1. Понятие делового общения

2. Речь в деловом общении

3. Спор его цели и подходы

Список используемой литературы

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе делового общения является общение людей, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат. Деловое общение тесно связано с взаимодействием общественной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле. Что касается сотрудников ОВД, то коммуникативная компетентность для представителей этой профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

По характеру и содержанию отношения бывают формальные и неформальные. Деловое отношения — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

1. Понятие делового общения

Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

При этом стороны делового общения выступают в формальных статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Структура и функции общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: Дебольский М.С. Психология делового общения М 1992 С-56. а)Коммуникативной — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; б)Интерактивной — заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами; в)Перцептивной — означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Рассмотрим каждую функцию в отдельности.

Коммуникативная функция общения. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место в различных образовательных системах). Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации — на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

— открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

— отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

— закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения. Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения.

Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми. Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном.

Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет. Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ, относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).

Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении. Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов: «Закрытые» — это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять. «Открытые» вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение . » Риторические не требуют ответа, их цель — вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.

Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

Невербальные выражения делятся на четыре группы: Экстра- и паралингвистические — различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д; Оптико-кинетические — это то, что человек «прочитывает» на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика; Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

— коммуникативные (заменяющие речь),

— описательные (их смысл понятен только при словах),

— жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие — обусловлены импульсами подсознания.

Мимика — это движение мышц лица. Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть . ) является профессиональным требованием для сотрудников органов внутренних дел работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны — рот, губы.

Пантомимика (кинесика) — совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

Проксимика — организация пространства и времени коммуникативного процесса).

Выделяют четыре основные дистанции общения: а)интимная — от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями.

Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики; б) Межличностная — от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями; в) Официально-деловая или социальная — от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения; г) Публичная — более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуальный контакт — визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 — 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз. В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное. Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника. Интерактивная и перцептивная функции общения. Интерактивная функция — это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт. Перцептивная функция общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

2. Виды речевой деятельности

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Речь внутренняя — различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. Речь жестовая — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. В сфере официального общения применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Речь письменная — вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным, и непосредственным. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. Речь устная — вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования, речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. Речь эгоцентрическая речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Другие статьи:  Стаж работы для ипотеки втб

3. Спор его цели и подходы

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что «выяснение» отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное — не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

Поскольку искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, то есть все основания для того, чтобы разобраться в его сущности, сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия» и «полемика». Слово «диспут» происходит от латинского disputo — рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем. Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия. Слово «полемика» происходит от греческого polemikos, что означает «враждебный», «воинствующий». Нетрудно понять, что для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем. Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора — одержать победу над противником во что бы то ни стало. Однако следует заметить, что и в диспуте, и в дискуссии, и в полемике, хотя и с разной степенью активности и конфронтации, возникает и разворачивается спор его участников. Спор выступает как бы характеристикой процесса обсуждения проблемы или вопроса двумя противоборствующим сторонами. Заметим также, что слова «спор» и «дискуссия» часто используются, как слова-синонимы.

Практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии, как минимум, необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы. Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя и опровергая мнение собеседника, претендует на монопольное установление истины. В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Выделяют семь вариантов протекания дискуссии-спора: Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу. Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим. Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

а) обсудить все возможные варианты решения проблемы;

б) выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

в) привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;

г) опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;

д) привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;

е) оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

а) расколоть участников спора на две непримиримые группы;

б) завести решение проблемы в тупик;

в) опорочить идею и ее авторов;

г) превратить дискуссию в схоластический спор;

д) используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;

е) разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях. Принципы ведения спора. Итак, о каких принципах следует помнить в процессе дискуссии-спора?

Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.

Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени. Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам. Вот почему мы выдвигаем принцип последовательного анализа альтернатив в процессе ведения спора.

Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом. Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим. Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия. Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы. Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора предполагает следующие стадии:

a) Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор встречи заинтересованных сторон информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор.

б) Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решения проблемы, высказывает и аргументировано отстаивает свою точку зрения.

в) Оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.

г) Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, спора, поиск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в споре. Контр аргументация и сопоставление альтернатив.

д) Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы.

е) Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии/спора, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.

ж) Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и какой ценой.

Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике решить такую нелегкую, но нужную проблему как культура диалога и спора. Не смотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны уделять ему столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам повседневности.

Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД.

Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный вид общения весьма значителен и деятельность сотрудников ОВД относится именно к такого рода деятельности.

Здесь, как нигде, важна значимость объективно поступающей информации об оперативной обстановке, совершенных преступлениях и т.д. От того, насколько эффективно умеют общаться сотрудники ОВД, насколько владеют техникой общения, зависит и эффективность деятельности ОВД. Спор — это сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов.

Факторами, имеющими значение для его возникновения и протекания, могут быть представления людей, их установки, психические состояния, позиции в отношениях, особенности индивидуальных свойств и качеств личности. Для делового спора обязательно присутствие объективной причины, в деятельности ОВД она связана с особенностями их служебной деятельностью. Для разрешения спора сотрудником ОВД большое значение имеет выбор правильной тактики поведения, позволяющей выиграть в конфликтном взаимодействии. Владение методами управления спором является частью профессионального мастерства сотрудников.

Список используемой литературы

1. Еникеев М.И. Юридическая психология М 2002.

2. Дебольский М.С. Психология делового общения М 1992.

3. Попов Л.А. Этика: курс лекций. — М., 1998.

4. Красникова Е.А. Этика и психология в профессиональной деятельности М 2003. правоохранительный коммуникативный дискуссия

5. Леонтьев А.А. Психология общения М 1997.