Спор чацкого и фамусова 2 действие

Содержание страницы:

Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Знаки грядущих больших социальных и общественных изменений проявлялись и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии.
В центре пьесы лежит столкновение сторонников барской Москвы с представителем «новых» людей — Александром Андреевичем Чацким. Этот герой один выступает против всего «фамусовского общества». Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».
Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Именно он является самым мощным и влиятельным противником Чацкого. Именно он ведет с Александром Андреевичем спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, являясь представителями двух кардинально противоположных мировоззрений, представляют два типа патриотизма – две модели российского (в частности, московского) общества.
Что же превыше всего ставит в жизни Павел Афанасьевич Фамусов? По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света.
Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:
А дядя! Что твой князь? Что граф?
Когда же нужно послужиться,
И он сгибался в перегиб…
Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует:
Но между тем? кого охота заберёт,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает — Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что
Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.
Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь.
Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания.
Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это, в том числе, и борьба двух идей патриотизма, двух моделей человека и общества. Одна из них консервативна, косна, отягощена всевозможными пороками и предрассудками. Вторая же прогрессивна, построена на уважении к человеку, опирается на справедливость и гуманизм. На мой взгляд, несмотря на все сложности, победа модели Чацкого неминуема, потому что за ней — будущее.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Другие статьи:  Подать на развод ставрополь

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особ-няком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от дру-гих произведений слова.
И.А. Гончаров.

Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила «прочное основание новой русской поэзии, новой русской ли-тературе… Она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоя-тельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подра-жательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык – все насквозь проникнуто глубокою истиною русской действитель-ности».
Продолжая мысль Белинского, можно сказать, что любая часть коме-дии, даже если ее каким-то образом обособить, вывести за рамки произведе-ния, будет сама по себе «энциклопедией русской жизни» в миниатюре.
Второе явление из второго действия, сменяющее предыдущие события, вводит нас в суть нарождающегося конфликта между Фамусовым и Чацким, представителями «века минувшего» и «века нынешнего».
С самого начала действия, которое развивается в неторопливом ритме, конфликт уже предвосхищается, образно говоря, он «висит в воздухе», как надвигающаяся гроза.
Фамусов уже изначально раздражен:
Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
Чацкий моментально улавливает это настроение и, услышав слово «по-служи», дает ему нужное толкование – «прислуживаться».
Этого было достаточно, чтобы Фамусов разразился пространным мо-нологом по поводу того, что он думает о молодом поколении. Да, в лице Чацкого он видит «гордецов», «умников», готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов».
Поняв, что Чацкий готов свататься, Фамусов выдвигает одно условие: «служить», как служили старшие, и приводит множество примеров для под-ражания. В этом монологе – вся сущность представителя «века минувшего». Его идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он при-водит к желаемому результату. Вот, к примеру, покойник дядя, Максим Пет-рович:
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
Монолог Фамусова так наступателен, что Чацкий не может не оборо-няться.
Смысл его поведения не в том, что «он вольность хочет проповедо-вать». В присутствии Фамусова Чацкий признается: «Длить ссоры не мое же-ланье». Любя Софью, Чацкий вынужден вступить в общение с Фамусовым. Разговаривая с ним, он не может не отстаивать своей позиции, не отталки-ваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого. Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фаму-сова, это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему до-роги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Возможно, в чем-то он еще наивен, считает «век минувший» отошедшим. Чацкий полагает, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания.
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Чацкий вовсе пока не собирается «бросать вызов», в его монологе фак-тически нет крамолы, и даже Максима Петровича, чтобы не раздражать Фа-мусова, он не трогает («Я не об дядюшке об вашем говорю»). Он вовсе не ри-сует идиллические картины «века нынешнего» по контрасту с умилением Фамусова «веком минувшим». И этот век тоже далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. Чацкий пока не обличает, просто он соглаша-ется. Почему же так бурно реагирует на его речь Фамусов, прерывая ее в конце почти на каждом слове?
Монолог Чацкого надолго вывел Фамусова из равновесия. Тут же сде-лан вывод:
Ах! боже мой! он карбонари!
…Опасный человек!
Итак, можно сказать, что 2-е явление из 2-го действия построено на контрасте: контрасте героев, их монологов. Это не единственный художест-венный прием Грибоедова. Возьмем, к примеру, монолог Фамусова. Особый «размах» его повествованию придают гиперболы: («сто человек к услугам», «весь в орденах», «…все важны! в сорок пуд»). Идиллическую окраску мо-нологу придают воспоминания о приметах и обычаях, ушедших в прошлое и оставшихся в нескольких архаизмах: «езда цугом, тупей, куртаг». Различие во взглядах, культуре, морали Чацкого и Фамусова ярко проявляется в речи этих героев. Чацкий – человек образованный, речь его литературна, логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Вот тому примеры: «Свежо предание, а верится с трудом», «Прямой был век покорности и страха…», «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…»
Речь Фамусова выдает в нем человека не очень образованного («под-служиться», «вперегиб», «чуть затылка не пришиб»), неглупого, хитрого, властного барина («учились бы, на старших глядя»), привыкшего считать се-бя непогрешимым. В комедии «Горе от ума» Грибоедов показал себя масте-ром афоризмов. Во 2-м действии их достаточно: «Служить бы рад, прислу-живаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом», «Упал он больно, встал здорово».
Что же касается синтаксического построения монологов, то нужно от-метить обилие в них восклицательных и вопросительных предложений. Вот Фамусов:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Все выдает в нем необыкновенное волненье и возмущение.
Не менее эмоционален, хотя более рассудителен Чацкий:
Стучали об пол не жалея!
…Теперь, чтобы смешить народ,
отважно жертвовать затылком?
Сопоставив синтаксическое строение монологов Фамусова и Чацкого, можно придти к выводу, что в речи Чацкого синтаксис более сложный, пре-валируют сложные предложения как с союзной, так и бессоюзной связью. И это не случайно. Логичность, вескость доказательств и аргументов Чацкого не идет ни в какое сравнение с напыщенными нападками Фамусова.
Итак, в конце 2-го явления 2-й главы герои расходятся. Чацкий так и говорит:
Длить споры не мое желанье.
Да, спор прекращен. Но Грибоедов так мастерски показал начало кон-фликта между представителями «старого» и «нового», что, даже не читая да-лее комедию, можно догадаться, что он разовьется и достигнет своего логи-ческого конца.

Другие статьи:  Статья 264 ук рф часть 3 наказание

О чём спорят Фамусов и Чацкий в комедии А. С. грибоедова «Горе от Ума» ?

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

Проверенный ответ

  • annaburyak777
  • умный

О чем спорят Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума»?

Фамусов и Чацкий спорят не единожды. Они полемизируют о жизни, об идеологии, о ценностях личности и московского общества. Первый их спор начинается с обсуждения чинопоклонства. Фамусов думает о себе, славе и почете. Чацкий же утверждает, уже другие времена. То, что было в эпоху Екатерины 2 — сегодня не актуально. Нельзя преклоняться перед покровителями, прислуживаться. Но Фамусов перестал слушать своего оппонента, заткнув уши. Таким образом автор демонстрирует, что чацких в обществе даже не слушают.

Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

«Они сошлись — волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень».
А. С. Пушкин

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» несет в себе концепцию борьбы двух вечно ротивостоящих друг другу идей — консервативной и прогрессивной. Консерва-ивные силы представлены в комедии в лице аристократии дома Павла Афанасье-ИЧа Фамусова, а революционные силы представлены в лице одного человека — 1ександра Андреевича Чацкого. Столкновение этих враждующих между собой дей неизбежно, и мы это чувствуем с самого начала пьесы. Консервативные взгляды, носителем которых является Фамусов, не терпят и не представляют себе никаких перемен, они не хотят изменения своего жизненного уклада и боятся их. С при-«здом Чацкого Фамусов почувствовал, что этот человек доставит ему лишние хлопоты и беспокойство, поэтому он уже при первой встрече, в самом начале разговора настроен недоброжелательно, ожидая от Чацкого одних только неприятностей. Фамусов уже догадывается, что Чацкий, длительное время отсутствующий в Москве и путешествующий по свету, полон вольнодумных идей.

В начале диалога между Фамусовым и Чацким во втором явлении второго действия пьесы Чацкий рассеян и расстроен из-за того, что Софья, к которой он так | тремился и которую он так любит, встретила его холодно и равнодушно. Он раздумывает над причинами холодности Софьи и начинает расспрашивать у Фамусова про Софью, «не больна ли она?», «не приключилось ли ей печали?» Захваченный своими мыслями и раздумьями о Софье и о причинах ее охлаждения к нему, он, казалось, даже не воспринимает Фамусова как отца своей возлюбленной, разговаривает с ним рассеянно, отвечает невпопад. На вопрос Фамусова о том, не хочет ли он жениться на Софье, Чацкий говорит: «А вам на что».

Очевидно, что в Москву он вернулся только из-за любви к Софье, больше он никого не замечает, и замечать не хочет. Он не собирается вступать с Фамусовым в разговоры и тем более в бесполезные споры, но не выдерживает и все же высказывает свою точку зрения после того, как Фамусов назидательно рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который снискал себе уважение государыни тем, что на потеху ей несколько раз падал и бился головой об пол. Этот грубый и уродливый портрет раболепства Фамусов представляет как идеал поведения, предлагает Чацкому использовать пример его дяди:

«Вот то-то, все вы гордецы; Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя».

Чацкий не выдерживает и произносит обличающий монолог, в котором проводит параллель века «минувшего» с веком «нынешним»:
«Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а, в мире брали лбом, Стучали об пол, не жалея».
Однако Чацкий чувствует себя неловко из-за своих пылких нападок на век минувший и век нынешний. Являясь глубоко порядочным и тонким человеком, пытаясь оправдаться, он спешит успокоить Фамусова, говоря, что не имел в виду его дядю Максима Петровича, пытается замять разговор и смягчить неловкость. Затем, видя, что Фамусов обеспокоен его речами, Чацкий сам хочет прекратить опасный разговор: «длить споры не мое желанье». Однако Фамусов уже напуган, он называет Чацкого карбонарием, а в его понятии это означает «бунтовщик», опасный человек. Фамусов правильно понимает слова Чацкого и осознает, что эти речи являются вольнодумными, а, следовательно, очень опасными и чуждыми ему.

«Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столице».

В основе диалога между Фамусовым и Чацким лежит противоборство двух лагерей — лагеря Фамусовых и лагеря Чацкого. Это серьезная борьба, в основе которой лежит не просто конфликт между двумя людьми, это неразрешимый извечный конфликт идеологий. Фамусов хочет «есть на серебре и на золоте», ездить цугом, иметь множество орденов, быть богатым и видеть богатыми своих детей. Все другие идеи ему чужды, он не желает ничего менять. У Чацкого же свои мечты и свои идеалы. Он хочет быть свободным, хочет заниматься наукой и искусством, служить, но не прислуживаться. Думается, этот конфликт не имеет разрешения. Фамусов в любом случае останется при своем мнении и будет продолжать жить своей устоявшейся жизнью. Чацкий не сможет доказать ему свою правоту. В итоге Чацкий добивается лишь того, что его объявили сумасшедшим, и это не удивительно. Когда множество людей имеют свою устоявшуюся точку зрения, какой бы она ни была, а один человек осмеливается ее оспаривать, то весть о его сумасшествии воспринимается как должное. В диалоге Чацкого и Фамусова во втором действии лежит только завязка конфликта, как личного, так и общественного. Чацкий сватается к Софье и сразу получает отказ. Он понимает, что ему отказано из-за его несовместимости с устоями фамусовского общества, из-за его образа жизни. Конфликт уже перерастает из личного в общественный, Чацкий понимает, что со временем конфликт может только усугубиться, разрешения ему нет и быть не может пичная, и общественная линия нарисованы в пьесе нетрадиционно. А. С. Гри-• п переосмысляет прежние образцы и создает новаторскую комедию, инте-I К( порой сохраняется до наших дней.

Другие статьи:  Органы опеки и попечительства тула пролетарский район

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Проблема жанра. Основные приемы комического

Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышевский в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»: комична «. внутренняя пустота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение».

Каковы же приемы комического в «Горе от ума»? Через всю комедию проходит прием «разговора глухих». Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый говорит о своем, перебивая другого:

Фамусов . Ах! Боже мой! Он карбонарий!
Чацкий . Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов . Опасный человек!
Чацкий . Кто путешествует, в деревне кто живет.
Фамусов . Да он властей не признает!
Чацкий . Кто служит делу, а не лицам.

По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога. И пусть мы согласны со словами и идеями Чацкого, пусть мы искренне осуждаем дремучий эгоизм Фамусова, все равно нельзя не увидеть, как нелеп и комичен этот спор. «В споре рождается истина»,- утверждали древние. Да, но в споре продуктивном, где оппонентов интересует именно истина, а не стремление отстоять свою точку зрения при априорном (без доказательств) отрицании чужого мнения. Что, кроме взаимного раздражения, может родиться в споре Фамусова с Чацким?

В третьем явлении третьего действия Чацкий вновь встает лицом к лицу с человеком «фамусовских» убеждений — с Молчалиным. Обратите внимание на принципиальное отличие этой сцены от предыдущей. С Фамусовым Чацкий спорил, даже не желая выслушать собеседника. В разговор с Молчалиным он вступает, стремясь понять его роль в жизни Софьи: «. Неужели Молчалин избран ей. Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» Итак, хочет его понять, хочет услышать. И — не может. Настолько сильна в Чацком уверенность в себе, в своем уме, в своей силе, в своем и это главное! — праве судить ненавистный «век минувший», «прошедшего житья подлейшие черты», что не может он объективно оценить окружающее. И даже предыдущий разговор с Софьей не остудил его:

Я странен; а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож.

Ведь и с Софьей глух был Чацкий, глух и слеп: «Вот я за что его люблю», говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит». Сейчас, пытаясь ближе узнать Молчалина, Чацкий заводит с ним беседу. Но о жизни, о мыслях Молчалина в этой беседе лишь первые реплики. Почти сразу же Молчалин переводит разговор на самого Чацкого. И тот, уверенный в молчалинской глупости, подчиняется, даже не заметив, что он уже не он, а соперник ведет разговор, задает вопросы, комментирует.

Молчалин . Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий . Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин . Как удивлялись мы. Жалели вас.

Ключевые сцены «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является классицистическим произведением, следовательно, в ней соблюдены многие жанровые законы комедии. Однако не все, т.к. на творчество Грибоедова в то времясильно влиял романтизм. (История создания комедии «Горе от ума»).

Комическое и сатирическое начала в пьесе

Во-первых, в этом произведении автор не соблюдает одно из «трех единств» комедии — единство действия. В «Горе от ума» сталкиваются два конфликта, любовный и социальный. Также нарушается требование пяти актов — здесь нет развязки комедии, поскольку не понятно, за кого в итоге выйдет замуж Софья.

Однако другие законы комедии соблюдены. Например, используются герои-маски: госпожа-Софья, отец-Фамусов, субретка-Лиза и три жениха — Молчалин, Чацкий и Скалозуб. Присутствуют обязательные для комедии говорящие фамилии. Но, тем не менее, и здесь есть отступления от канонов комедии.

Во-первых, субретку-Лизу вовсе не волнует выбор ее госпожи-Софьи, служанка живет своей жизнью. Во-вторых, сама госпожа должна симпатизировать «положительному» жениху, а Софья влюблена в отрицательного — Молчалина. В-третьих, в комедии отсутствует герой-резонер.

Многие критики считают «Горе от ума» произведением не комическим, а сатирическим. Поэтому в нем по-своему значим и принципиален каждый эпизод. Можно выделить те сцены, которые являются своего рода вехами сюжета.

Ключевые сцены «Горе от ума»

Первая такая сцена — приезд Александра Андреевича Чацкого в дом Фамусовых. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног!» — так приветствует он Софью Павловну, дочь Фамусова, в которую был влюблен в детство.

Собственно, ради встречи с этой девушкой он и возвращает из-за границы, так спеша попасть в гости. Чацкий еще не знает, что за три года разлуки чувства Софьи к нему остыли, и теперь она увлечена Молчалиным, секретарем своего отца.

Однако Чацкий, приехав к Фамусовым, не ограничивается попытками любовных объяснений с Софьей. За годы, проведенные за границей, он воспринял множество либеральных идей, которые казались бунтарскими в России начала XIX века, особенно для людей, большая часть жизни которых прошла еще в екатерининскую эпоху, когда процветал фаворитизм. Чацкий начинает критиковать образ мысли старшего поколения.

Поэтому следующие ключевые сцены этой комедии — спор Чацкого с Фамусовым о «веке нынешнем и веке минувшем», когда оба они произносят свои знаменитые монологи: Чацкий вопрошает «А судьи кто. «, недоумевая, на чей авторитет так ссылается Фамусов. Он считает, что герои XVIII века вовсе не достойны такого восхищения.

Фамусов же, в свою очередь, указывает, что «Смотрели бы, как делали отцы!» — по его мнению, поведение фаворитов екатерининской эпохи было единственно верным, прислуживать власти похвально.

Следующей ключевой сценой комедии является сцена бала в доме Фамусовых, на которых приезжает много близких хозяину дома людей. Это общество, живущее по правилам екатерининской эпохи, показывается очень сатирически — подчеркивается, что Горич под каблуком у своей жены, старуха Хлёстова даже не считает свою арапку-служанку человеком, а нелепый Репетилов на самом деле ничего собою не представляет.

Чацкий, будучи либералом, не понимает таких людей. Особенно задевает его принятая в обществе галломания — подражание всему французскому. Он вступает в образ «проповедника на балу» и произносит целый монолог («В той комнате незначащая встреча. «), суть которого сводится к тому, что многие крестьяне в России считают своих господ едва ли не иностранцами, ведь в тех не осталось почти ничего исконно русского.

Однако публике, собравшейся на балу, вовсе не интересно слушать его рассуждения, все предпочитают танцевать.

Последним же ключевым эпизодом стоит назвать развязку комедии. Когда Чацкий и Фамусов застают Софью на тайном свидании с Молчалиным, в жизни всех героев происходит крутой поворот: Софью отец собирает отослать из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», ее служанку Лизу хочет также отправить в село «за курами ходить».

А Чацкий в шоке от такого поворота событий — он никак не мог представить себе, что любимая им Софья может увлечься нищим услужливым секретарем Молчалиным, могла предпочесть его самому Чацкому.

После такого открытия ему нечего делать в этом доме. В финальном монологе («Не образумлюсь, виноват. «) он признает, что его приезд и поведение, возможно, были ошибкой с самого начала. И покидает дом Фамусовых — «Карету мне, карету!».