Специальная психология компенсация это

Глава 12. КОМПЕНСАЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.

Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной традиции XIX века под органом понималась определенная, материальная часть живого организма, выполняющая свою собственную функцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организации психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в понятие «функциональный орган». А. А. Ухтомский писал по этому поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (цит. по: Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).

13. Компенсация и корекция как категории специальной психологии

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций,путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Сущность процессов компенсации — в поддержании определенного уровня надежности системы и ее компонентов.

1. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. Уже сложившиеся функциональные системы характеризуются устойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают словесной речи, если они потеряли слух после того, как сформировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы.

2. Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Первичная компенсация протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.

Вторичная компенсация предполагает формирование и развитие высших психических функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Возможна в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Общие взгляды на человека как существо только биологическое сформировали биологизаторское направление в теории компенсации. В этом направлении наиболее известно учение о викариате ощущений. Согласно ему, выпадение того или иного вида ощущений влечет за собой автоматическое «изощрение» – повышение сохранных видов чувствительности. Происходит это благодаря якобы высвобождению «специфической энергии» пострадавшего анализатора, которая направляется в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Социологизаторы игнорировали природное, биологическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыткам объединить их.Адлер в своей теории сверхкомпенсации считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Современное понимание компенсации строится в диалектико-материалистическом русле. Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них являются деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Психологическая компенсация — это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности — «преодоление». Декомпенсация – утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз (этапов):

ü обнаружение нарушения в работе организма;

ü оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

ü формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

ü отслеживание реализации программы;

ü закрепление достигнутых результатов.

Компенсаторные процессы осуществляются на разных уровнях своей организации:

Первый — биологический, или телесный уровень: Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий– социально–психологический. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Четвертый – социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства

Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:

1. реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.

2. фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой

3. бегство в болезнь — т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющемся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, а тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Другие статьи:  На какой срок может быть заключен договор коммерческого найма

Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

исправление отдельных дефектов и их последствий

целостное влияние на личность ребенка.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

Л. С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корректировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

18. Понятие компенсации нарушенной функции

Компенсация психических функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Основные принципы компенсации сформулированы, обоснованы и клинически апробированы П.К. Анохиным (1959).

1) сигнализации дефекта –никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остается «незамеченным» со стороны ЦНС;

2) прогрессивной мобилизации –организм имеет огромные потенциальные возможности, превышающие отклоняющее воздействие дефекта;

3) непрерывной обратной афферентации (связи)–компенсация есть процесс, постоянно регулирующий ЦНС;

4) санкционирующей афферентации –компенсация есть процесс, имеющий конечный характер;

5) относительной устойчивости –возможен возврат прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей (декомпенсация).

Компенсация бывает: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Так, внутрисистемная компенсациядостигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Примером является коррекционная работа со слабослышащими и слабовидящими по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

Межсистемная компенсациясвязана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС. Единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего)Л.С. Выготский выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание ак­тивных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодо­ления первичных дефектов и корригирующего пси­холого-педагогического воздействия в борьбе с вто­ричными отклонениями;

· специальное воспитание по собственным методи­кам обучения на основе выработки у ребенка инте­реса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обес­печивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной сто­роны, характером и степенью дефекта, резервны­ми силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

К числу благоприятных условий формирования компен­сации относятся:

· ранняя диагностика и начало коррекционных воз­действий;

· правильно организованная система обучения и вос­питания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

· использование принципа соединения обучения с трудом;

· хорошая психологическая атмосфера в детском кол­лективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

· правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

· чередование методов обучения учащихся;

· использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудше­ния состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив функциональных нарушений. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

11. Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.

Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен­ных заболеваний и травм. Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет исполь­зования резервных возможностей данной функциональной систе­мы.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых на­рушениях функции и представляет собой более сложную пере­стройку деятельности организма с включением в процесс ком­пенсации других функциональных систем.

Выделяют 5 фаз компенсаторного процесса: 1. Обнаружение того или иного нарушения в работе организма. 2. Оценка параметров нарушения, его локализации и глубины. 3. формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-псих. ресурсов индивида. 4. Отслеживание процесса реализации программы. 5 закрепление результатов.

В 3. КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология и коррекционная педагогика имеет своё проблемное поле, в теоретическом пространстве которого обсуждается её понятийный аппарат. Сюда относятся вопросы определения и квалификации объекта науки, научная терминология, описывающая предмет науки, а также ключевые термины, обозначающие сферу деятельности практического психолога и дефектолога в этой области.

Система понятий специальной психологии и коррекционной педагогики отражает в определённых языковых формах знания о природе и сущности нарушений психического развития, представленные в различных концепциях и моделях.

Система понятий специальной психологии и коррекционной педагогики на разных этапах развития менялась, на неё оказывали влияние:

· Взгляды общества на проблему нарушений и отклонений в развитии;

· Разработка это проблемы в смежных областях научного знания;

· Позиция государства относительно форм и способов помощи людям с различными нарушениями в развитии.

Становление категориально-понятийного аппарата продолжается, проблема формирования и использования психологически адекватной терминологии для неё весьма актуальна.

ЗДОРОВЬЕ — это полное физическое и психическое благополучие. Для здорового человека характерно динамическое постоянство внутренней среды, а также функций всех систем жизнедеятельности — ГОМЕОСТАЗ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1) Возрастной стандарт по физическому и психическому развитию;

2) Острые простудные заболевания не чаще 4-х раз в учебном году;

3) Отсутствие хронических заболеваний;

4) Функциональная система организма, адекватно реагирующая на физическую нагрузку.

Другие статьи:  Мировой суд в пестово

ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ — группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» → «аномальные» → «с отклонениями в развитии» → «с особыми образовательными потребностями» → «с ограниченными возможностями здоровья».

ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты: слепоглухонемые дети, нарушение ОДА и умственная отсталость и т.д.

АТИПИЯ РАЗВИТИЯ — обозначает развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регулятивных процессов психики. Этот термин ограничивает любые отклонения развития от нормы.

КОРРЕКЦИЯ — определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий. Причём коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребёнка в целом.

Таким образом, КОРРЕКЦИЯ — трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.

Решая важную социальную задачу приближения развития аномальных детей к уровню нормальных школьников, дефектологи видят в коррекционном процессе ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ — устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) их деятельностью. Поэтому важным в коррекции являются правильный учёт величины и характера рассогласования и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением. КОРРЕКЦИЯ — рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, игровой, трудовой и т.д.).

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, её целевой, содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, коррекционно-обучающая и психокоррекционная деятельность. Поэтому правомерно говорить о КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ — как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

Следовательно, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для её формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум.

— на ранних этапах обучения и развития — представляет собой обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирования навыков самообслуживания.

— в дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

Если мы у аномального ребёнка коррегируем что-либо, то олигофрению коррегировать нельзя, поскольку это органическое поражение мозга. Можно лишь коррегировать состояние психической деятельности (например, памяти, внимания и т.д.). Поэтому КОРРЕКЦИЯ в конечном её варианте — это создание системы новых условных рефлексов.

КОМПЕНСАЦИЯ — (возмещение, уравновешивание) — это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

КОМПЕНСАЦИЯ — это процесс физиологический. В процессе компенсации в организме ребёнка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций. (Например, при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха, осязания и т.д.).

Любой ДЕФЕКТ, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к АВТОМАТИЧЕСКОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле КОМПЕНСАЦИЮ — можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций (В Павловском понимании КОМПЕНСАЦИЯ является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций).

Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжёлых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства из вне. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ — явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

1) от конституционных особенностей человека (фенотипа);

2) от возраста индивида (чем раньше начинается компенсаторное

приспособление, тем успешнее оно протекает);

3) от волевой установки (сознательной целенаправленности на

4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;

5) от побочных дефектов;

6) от факторов внешней среды, социальных условий.

Согласно взглядам Л.С. Выготского в развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью исправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые этим дефектом. Поэтому чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа начатая на ранних этапах развития предупреждает вторичные последствия нарушений органов и способствует развитию ребёнка в благоприятном направлении.

Но для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. Так, для грубых аномалиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, т.к. глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют ДЕКОМПЕНСАЦИЕЙ.

Рассматривая КОМПЕНСАЦИЮ — как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИИ — заключающейся в приспособлении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путём использования сохранных органов чувств. В данном случае мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место «СТИХИЙНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ».

ВЫДЕЛЯЮТ 2-а ТИПА КОМПЕНСАЦИИ:

1) ВНУТРИСИСТЕМНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ — которая осуществляется за счёт привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. (Например, при потере слуха — это развитие остаточного слухового восприятия);

2) МЕЖСИСТЕМНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ — осуществляется путём перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. (Например, у глухих за счёт развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности).

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — (от лат. восстановление пригодности) — это восстановление нарушенных функций.

— в медико-педагогическом значении — это включение ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств (медицинская реабилитация), которая направлена на устранение или смягчение дефектов развития, с помощью снятия психологических комплексов, восстановления психологических процессов (психологической реабилитация), а также с помощью восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирования индивидуальных личностных качеств (педагогическая реабилитация).

Локус психологической реабилитации — психическое здоровье ребёнка, нарушения психической деятельности как последствие атипичного развития. Цель этой реабилитации — приобщение детей с атипией развития к общественной жизни, предотвращение или смягчение противоречий между потребностями и ограниченной возможностью их удовлетворения. Такая реабилитация опирается на компенсаторные процессы и одновременно оптимизирует их протекание, обычно она рассматривается как внешний источник продуктивных изменений.

В зависимости от конкретных условий дети с атипией развития в большей или меньшей степени нуждаются и в реабилитационных мероприятиях медицинского, педагогического и социального характера. Все эти мероприятия в конечном итоге направлены облегчения их вхождения в обычную жизнь, повышение социальной адаптации. Проведению реабилитационных мероприятий обязательно должно предшествовать психодиагностика и психологическое консультирование

РЕАБИЛИТАЦИЯ — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Наряду с категорией «реабилитация» в современной специальной психологии и коррекционной педагогике широко используется понятие АБИЛИТАЦИЯ. Под ней понимается система раннего вмешательства в процесс развития ребёнка в целях наилучшего его приспособления к внешним условиям при имеющихся нарушениях.

Другие статьи:  Имеет право гаи проверять страховку

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — (от лат. приспособлять) — это приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. В задачи обучения и воспитания входит активное приспособление таких детей к условиям социальной среды.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 1) это процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приёмам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного обучения и воспитания.

2) Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется — НЕГАТИВНОЙ.

ИНТЕГРАЦИЯ — это процесс проникновения, соединения ребёнка, имеющего психофизические нарушения развития с обществом; становление ребёнка частью общества, взаимовлияние ребёнка и общества друг на друга.

Понятие «ИНТЕГРАЦИЯ» является ключевым в анализе взаимоотношений общества и индивида с атипией развития, а интеграция атипичных детей в общество зависит от специфики социальных стереотипов относительно таких детей. В специальной психологии и коррекционной педагогике термин «интеграция» используется не только в значении «объединение», но и в значении «внедрение»: подразумевается вхождение ребёнка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников в целях полноценной социальной адаптации. При этом содержательно различаются ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ и ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО. Таким образом, понятие «ИНТЕГРАЦИЯ» имеет социально-психологическое содержание и отражает процессы взаимного восприятия и взаимодействия общества и человека с атипией развития.

Способность атипичных детей к интеграции определяется степенью компенсации их отклонения и уровнем социальной адаптации. Для успешной интеграции ребёнка с тяжёлым отклонением развития необходимо наличие ряда условий морально-нравственного, экономического и юридического характера: готовность общества разделять личные проблемы ребёнка с отклонением развития, законодательное определение его статуса, стабильная государственная гарантия материального обеспечения, трудоустройства и социальной защиты.

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ детей с ограниченными возможностями здоровья — обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования. Этот подход в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в настоящее время не является основным, а проблема интегрированного обучения в науке и практике остаётся дискуссионной. В специальном образовании в России имеется положительный опыт внедрения различных моделей интегрированного обучения: обучение и воспитание в едином потоке с нормально развивающимися детьми в условиях массового ДОУ и общеобразовательной школы; специальные классы в общеобразовательных школах; специальные группы в массовых дошкольных образовательных учреждениях и др.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — эта область специальной психологии, изучающая и разрабатывающая систему мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья ребёнка, создание адекватных условий развития его психической сферы. Цель психопрофилактики — предотвращение вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития и значительно усложнить развитие ребёнка. В связи с тем, что любое биологическое нарушение в развитии ребёнка отражается на социальной ситуации его развития в целом (по Л.С. Выготскому), психопрофилактика с позиций специальной психологии заключается в предупреждении социальных последствий отклонений психического развития детей.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и оценки особенностей личности.

Психодиагностика как практический аспект специальной психологии осуществляется в целях определения особенностей развития детей, отнесения совокупности выделенных диагностических признаков к определённой категории. Продуктом психодиагностики является психологический диагноз, заключение.

В специальной психологии психодиагностика служит раннему выявлению отклонений в развитии, что необходимо для своевременного оказания психологической или иной помощи ребёнку, обеспечения его оптимальной социализации.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — это метод психологического воздействия на нарушенные психические механизмы человека в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — исправляет нарушения психического развития (не всегда полностью), гармонизирует формирующуюся личность, служит профилактике нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами дизонтогенеза. Психологическая коррекция в большинстве случаев направлена на психические процессы, и только когда дефект имеет психосоматический характер, она затрагивает соматическую сферу. Психокоррекция может исправлять первичные и вторичные нарушения психического развития. В случаях невозможности полной коррекции дефекта решается задача уменьшения психических нарушений, одновременно у ребёнка вырабатывается адекватное восприятие себя, своих способностей в общении и обучении.

ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. лишение) — это психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризующийся выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. (ДЕПРИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

КОМПЕНСАЦИЯ, АДАПТАЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие, фазы и уровни компенсаторных механизмов

Такие базовые категории, как отражение, сознание, психика, бессознательное, деятельность, личность, самосознание, индивидуальность, психические процессы, состояния, образ, развитие и др., формируют методологический фундамент, объединяющий все отрасли психологии в единую науку и интегрирующий ее в общий процесс научного познания. Тем не менее каждая отрасль психологии обладает собственным специфическим категориальным аппаратом, в котором отражается и моделируется ее предметное содержание.

Для всех отраслей специальной психологии предельно общей, интегрирующей категорией выступает понятие «дизонтогенез», обозначающее все многообразие форм нарушений нормального хода психического развития. Содержание понятия «дизонтогенез» раскрывается, с одной стороны, с помощью характеристик психического развития вообще, с другой — путем использования таких категорий, как структура нарушенного развития. Еще более полно дизонтогенетическая феноменология раскрывается через использование других категорий.

Единство общих законов развития как в условиях нормы, так и патологии не может реализовываться автоматически, само собой. Для этого необходима мобилизация внутренних ресурсов индивида.

Понятие компенсации

Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности, но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних сбоев в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов в частности составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствуют о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.

Для теории и практики специальной психологии в силу особенности ее предметного содержания категория компенсации является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего это зависит, составляло предмет острых дискуссий па протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимание сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлера и других.

Понятие органа в психологии

В естественнонаучной традиции XIX в. под органом понималась определенная, материальная часть живого организма, выполняющая свою собственную функцию. Такое узко морфологическое понимание было вполне достаточно для характеристики соматических, телесных функций, но явно не соответствовало сложной организации психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было существенно расширено и преобразовано в понятие «функциональный орган». А. А. Ухтомский писал по этому поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [1]

  • [1] Цит. по: Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. С. 69