Сбор материальных ценностей

Назначение и требования, предъявляемые к учету материальных средств

Назначение и требования, предъявляемые к учету материальных средств

Все виды материальных ценностей являются государственной собственностью. К ним предъявляются требования по обязательному учету, правильному использованию, экономному и законному расходованию.

Для того, чтобы обеспечить нормальное движение материальных ценностей при организации хозяйственной деятельности воинской части, необходимо обеспечить их учет на всех уровнях поступления, хранения и расхода. Учету подлежат все материальные ценности независимо от назначения, источников поступления и способов приобретения. Материальные ценности неприкосновенного запаса и фондов сбора учитываются отдельно.

Учет материальных ценностей в Вооруженных Силах ведется в целях:

— формирования полной и достоверной информации об их наличии, движении и качественном (техническом) состоянии;
— контроля за законным, целевым, экономным и эффективным использованием, своевременным принятием мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутренних резервов;
— подготовки исходных данных для составления документов отчетности.

Учет материальных средств организуется и осуществляется в подразделениях (в том числе и производственных), на складах, в службах воинской части. В подразделениях и на складах ведение учета материальных ценностей возлагается на материально-ответственных лиц. Таковыми могут быть командиры подразделений, их старшины, начальники складов и мастерских. При их отсутствии учетом должны заниматься кладовщики и другие назначенные должностные лица, под ответственность которых постоянно или временно передаются материальные ценности.

В службах воинской части учет возложен на начальников соответствующих служб. Командир воинской части организует учет материальных средств и несет ответственность за его своевременное ведение.

Начальники служб отвечают за:

— состояние учета материальных ценностей службы воинской части;
— законное и правильное оформление операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных ценностей;
— своевременное ведение записей в книгах и карточках учета;
— правильное оформление учетных документов;
— правильное составление и своевременное представление отчетных документов по службе.

Командиры подразделений, а также начальники складов, мастерских и других объектов войскового хозяйства отвечают за состояние учета материальных ценностей в подразделениях (на складах, в мастерских и пр.).

Все военные учреждения, состоящие на отдельном штате или содержащиеся по штатному расписанию, обязаны вести учет материальных ценностей самостоятельно или состоять на обслуживании в других довольствующих органах. Ведение учета материальных ценностей должно осуществляться с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны.

Бюджетный учет в воинских частях осуществляется в соответствии с руководящими документами и нормативными правовыми актами. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Объектами учета являются имущество воинской части, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности.

Учет в войсках предназначен для:

— своевременного обеспечения соответствующих должностных лиц и органов управления достоверными данными о наличии, движении и качественном состоянии материальных средств, необходимых для планирования и организации обеспечения ими войск;
— контроля за сохранностью, законностью, целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных ценностей;
— подготовки исходных данных для составления отчетных документов, установленных табелями срочных донесений.

Исходя из назначения учета, к нему предъявляются следующие требования:

— своевременность (изменения в учете вносятся ежедневно);
— достоверность (использование подлинных первичных документов);
— точность (отсутствие ошибок);
— полнота (содержание всей необходимой информации);
— способность поддаваться машинной обработке (сейчас применяется учет материальных ценностей с использованием современных средств механизации и автоматизации управления. Широкое применение этих средств повышает оперативность учета и обеспечивает высокое качество учетных операций);
— документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке, если же они составлены на иностранных языках, то необходим построчный перевод на русский язык.

Для ведения учета в воинской части формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность ее применения, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика воинской части должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Таким образом, учету подлежат все материальные ценности независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения. В воинской части организуется бюджетный учет. Учет организуют начальники служб воинской части под руководством командира, а ведут учет в подразделениях, складах и на объектах материально-ответственные лица. Помимо его некоторые материальные ценности учитываются только в натуральных показателях. Для ведения учета в воинской части определяется учетная политика.

В. Головинский, Р. Дорофеев, специально для oboznik.ru

Другие новости и статьи

Запись создана: Понедельник, 16 Апрель 2018 в 18:36 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Управление тылом.

Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)

Учет товарно-материальных ценностей должен проводиться согласно соответствующим бухгалтерским нормативно-правовым актам. В этой статье рассмотрим основные аспекты учета товарно-материальных ценностей и уделим внимание его организации на предприятии.

Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете

Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?

В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно используется в терминологии действующего ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Согласно п. 2, в состав МПЗ входят:

  • сырье, материалы;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • активы, используемые для управленческих нужд.

Также отметим, что п. 4 ПБУ 5/01 не включает незавершенку в состав МПЗ.

Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. Кроме того, незавершенное производство выделено в отдельный от ТМЦ раздел Методических указаний. К вопросу о том, включается ли в ТМЦ незавершенное производство, предлагаем ознакомиться с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, а именно их п. 258, где говорится об инвентаризации товарно-материальных запасов в рамках смены зав. складом или кладовщика, которые, как известно, не являются ответственными за незавершенное производство.

Вопрос о включении незавершенки в ТМЦ мы подняли в связи с определением, данным в Современном экономическом словаре (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.): «товарно-материальные ценности — статистический показатель, отражающий на определенную дату стоимость товарно-материальных ценностей, в состав которых входят производственные запасы, незавершенное производство, остатки готовой продукции». На наш взгляд, в рамках бухгалтерского учета понятие ТМЦ ограничивается тем же перечнем составляющих, которые утверждены для материально-производственных запасов в ПБУ 5/01.

Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ

Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике. Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен (подп. 80, 204 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Об использование счетов 15 и 16 при отражении МПЗ по учетным ценам читайте в статье «Счет 10 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.

Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».

Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.

Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».

Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам (подп. 227-228 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Все способы учета МПЗ рассмотрены в ПБУ 5/01 и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

Регламент учета материальных ценностей на предприятии

Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:

  1. Поступление МПЗ на склад:
  • оформление заказа/заявки на закупку;
  • проверка заказа на соответствие бюджету, плану или др. нормативам;
  • утверждение заказа;
  • приемка МПЗ на склад кладовщиком, в том числе описание процесса проверки входящих документов от контрагентов, самих купленных МПЗ;
  • отражение кладовщиком данных в системе складского учета;
  • передача первичных документов в бухгалтерию;
  • сверка складского и бухгалтерского учета;
  • выявление недостач, неотфактурованных поставок и пр.
  1. Отпуск материалов со склада в производство:
  • оформление запроса на склад;
  • одобрение этого запроса;
  • оформление внутреннего перемещения;
  • сверка данных складского учета, учета в цехах и бухучета;
  • учет движения материалов в бухгалтерии.
  1. Приемка готовой продукции на склад.
  2. Отгрузка готовой продукции со склада:
  • оформление договора с покупателем;
  • получение заказа от покупателя и его утверждение;
  • оформление первичных документов на отгрузку;
  • отражение кладовщиком данных по отгрузке в системе складского учета;
  • действия службы охраны при вывозе готовой продукции с территории предприятия;
  • контроль оплаты готовой продукции и пр.
Другие статьи:  Пособия по технологии в начальной школе

Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.

Методика аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями

В условиях современной экономики аудит выступает необходимой формой контроля. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 г. № 307-ФЗ, аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1].

При этом важным направлением аудита является проверка операций с товарно-материальными ценностями (далее – ТМЦ). Независимая объективная проверка материально-производственных запасов (далее – МПЗ) предприятия способствует предупреждению нерационального накопления сырья и продукции, повышению ответственности работников за результаты производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, а также обеспечению стабильности его финансового состояния.

Следует отметить, что учет хозяйственных операций с товарно-материальными запасами характеризуется повышенным уровнем риска по ряду причин:

— списание ТМЦ под несуществующие заказы с целью увеличения себестоимости выпуска продукции и снижения налогов на прибыль и имущество;

— высокий риск хищений;

— значительный объем операций и первичной учетной документации, что может привести к отсутствию оправдательных документов, несанкционированному списанию МПЗ и др.;

— искажение фактов списания ТМЦ вследствие технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Обеспечение достоверности информации об операциях с товарно-матери­альными ценностями, определяющей обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов организации, обусловливает высокие требования к качеству аудиторской проверки.

Аудиторскую проверку операций материально-производственных запасов целесообразно проводить в последовательности, представленной наглядно на рис. 1.

Изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки

Анализ состава запасов на отчетную дату

Определение объема выборки и позиции для проведения инвентаризации

Анализ движения запасов

Проверка правильности оценки

Выявление состояния и организации синтетического и аналитического учета

Оценка степени надежности системы внутреннего контроля

Изучение положений учетной политики
по направлениям данного участка проверки

Рис. 1. Алгоритм проведения аудиторской проверки
материально-производственных запасов предприятия

Аудиторская проверка операций с ТМЦ начинается с анализа работы материального отдела бухгалтерии и складов. Объектами данной проверки могут выступать: договоры о материальной ответственности, список материально ответственных лиц, приказы руководителя об их назначении и др.

В процессе сбора аудиторских доказательств анализируют применимость выбранной учетной политики организации, правильность и последовательность ее применения; тестируют систему внутреннего контроля; разрабатывают план и программу аудита.

Для определения состояния системы внутреннего контроля организации аудитор использует такую процедуру, как запрос, то есть получение информации у персонала и руководства экономического субъекта, что позволяет спланировать состав основных контрольных процедур, а также определить специфические черты бухгалтерского учета ТМЦ на предприятии.

Для оценки системы (состояния) бухгалтерского учета и внутреннего контроля возможно использовать тестирование, перечень вопросов которого включает:

1) внутренний контроль (имеется ли в организации служба внутреннего контроля; проводится ли инвентаризация ТМЦ; осуществляется ли проверка полноты и своевременности оприходования материалов; проверяется ли законность и целесообразность расходования производственных запасов);

2) систему учета (произведена ли классификация производственных запасов для их учета; выделяются ли НДС отдельной строкой в расчетных и платежных документах; сверяются ли систематически данные аналитического и синтетического учета; составляются ли акты списания ТМЦ, приходящих в непригодность; соответствует ли нормативным требованиям порядок составления бухгалтерской отчётности).

Результаты тестирования позволяют определить, к какому уровню относится система внутреннего контроля МПЗ хозяйствующего субъекта: низкому, ниже среднего, среднему или высокому. Данный анализ будет способствовать повышению эффективности планирования аудита.

При этом в плане аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями целесообразно включать следующие виды работ:

  1. Инвентаризация ТМЦ.
  2. Аудит товарных запасов.
  3. Аудит операций с материально-производственными запасами.
  4. Экономический анализ использования ТМЦ.

Для определения характера и объёма проводимых аудиторских процедур с целью получения критериев оценки результатов на стадии планирования аудита необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск. Этого требуют и российские стандарты аудита. Оценку существенности и рисков необходимо проводить для каждого участка работ и, в частности, для материального учёта.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При установлении уровня существенности аудитор исходит из основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта [2]. Так, в мировой практике уровень существенности определяется как усреднённое значение следующих показателей (рис. 2):

Рис. 2. Значения уровня существенности информации в мировой практике [3]

В российской практике сложились следующие соотношения показателей (рис. 3):

Рис. 3. Значения уровня существенности информации в российской практике [4]

Существенность – величина относительная, а не абсолютная, поэтому в процессе проверки аудитор может изменять свое мнение о существенности информации, но в пределах норм, разработанных для внутреннего пользования аудиторской фирмы.

В соответствии с разработанным планом аудиторской проверки ТМЦ формируется программа аудита, включающая следующие разделы:

  1. Инвентаризация ТМЦ: установление соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета, субсчетам и номенклатурным номерам материалов; проверка полноты и качества инвентаризации.
  2. Аудит товарных запасов: проверка правильности оформления договоров на приобретение и полноты оприходования товаров; проверка правильности оценки и формирования стоимости товаров; встречная сверка учетных документов; проверка правильности оформления продажи товаров; проверка данных аналитического и синтетического учета, проверка корреспонденции счетов.
  3. Аудит операций с материально-производственными запасами: проверка операций по поступлению и оприходованию МПЗ; проверка аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия; проверка учета использования МПЗ; проверка данных аналитического и синтетического учета, проверка корреспонденции счетов.
  4. Экономический анализ использования материальных ценностей: выявление неиспользуемых ТМЦ в течение отчетного года; выявление неиспользуемых ТМЦ свыше одного и более лет.

Проверка правильности проведения организацией инвентаризации является основой аудиторской проверки, а в качестве рабочего документа аудитора применяется типовая форма инвентаризационной ведомости ИНВ-3.

При этом в процессе инвентаризации ТМЦ должны выполняться следующие требования:

— соблюдение порядка и сроков проведения инвентаризации, утверждение состава инвентаризационной комиссии;

— организация процесса инвентаризации должна обеспечить достоверность подсчета количества ТМЦ;

— материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение, должны быть внесены в отдельные инвентаризационные описи.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры «пересчет вперед» или «пересчет назад», заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от даты проведения инвентаризации до отчетной даты. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что отсутствие на предприятии внезапных инвентаризаций и постоянно действующей инвентаризационной комиссии не позволяет в должной степени следить за сохранностью ТМЦ на складах и в магазинах.

Аудит операций с материально-производственными запасами осуществляется на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных, требований на отпуск материалов) и учетных регистров.

Проверка обоснованности возмещения НДС по приобретенным предприятием материальным ценностям проводится по данным расчетно-платежных документов, документов на оприходование и использование материальных запасов.

Учет запасов на складе ведется параллельно учету в бухгалтерии. При аудите складского учета материалов проверяется вариант учета движения запасов на складах; обоснованность записей в регистрах аналитического учета; сопоставимость данных в карточках или книгах складского учета с данными ведомостей остатков материальных запасов; соблюдение графика документооборота.

Что касается проверки реализации товаров, то основной аналитической процедурой, используемой в процессе аудита, является определение соответствия информации проверяемых первичных документов данным регистров бухгалтерского учета.

В процессе проведения аудиторской проверки аудитором могут быть составлены рабочие документы, представленные в табл. 1, 2, 3.

Рабочий документ по проверке правильности составления корреспонденции счетов по МПЗ

Содержание операции

Оборудование для автоматизации

В процессе эксплуатации сложных технических устройств, перед компанией-оператором стоит задача по учету движения как самих устройств, так и их отдельных компонентов (установка нового оборудования, техническое обслуживание, ремонт и замена вышедших из строя блоков).

Очевидно, что когда идет счет на сотни и тысячи компонентов, требующих обслуживания и ремонта, не обойтись без Системы по автоматизированному учету и инвентаризации материальных ценностей (технических устройств)

Внедрение Системы позволяет решить следующие задачи:

  • Повышение эффективности и достоверности учета движения материальных ценностей;
  • Уменьшение вероятности ошибок, вызванных «человеческим фактором»;
  • Сокращение трудозатрат и временных издержек по учету движения материальных средств;
  • Уменьшение вероятности воровства и несанкционированного использования материальных средств;
  • Оптимизация процесса по ремонту и техническому обслуживанию материальных средств;
  • Улучшение контроля за составом, местонахождением и перемещением материальных ценностей;
  • Возможность обработки полученных материалов для создания системы внутреннего контроля и принятия управленческих решений.

Система автоматизированного учета и движения основных средств представляет из себя программно-аппаратный комплекс. Система состоит из:

Аппаратной части:

  • Специализированный принтер печати штриховых кодов с комплектом расходных материалов;
  • Компьютер с установленным программным обеспечением
  • Принтер печати штрих кодовых этикеток
  • Терминалы сбора данных

Программной части:

Назначение базы данных:

Хранение сведений о товарно-материальных ценностях:

  • Наименование;
  • Инвентарный номер;
  • Серийный номер;
  • Местонахождение (склад, где установлено, ремонт);
  • Дата ввода в эксплуатацию; • Дата окончания эксплуатации;
  • Обеспечение двухстороннего обмена данными с учетной системой Заказчика;
  • Обеспечение двухстороннего обмена данными с терминалами сбора данных; Сведения о материальных ценностях могут быть изменены\дополнены с учетом требований Заказчика.

Назначение автоматизированного рабочего места:

  • Отображение сведений о материальных ценностях;
  • Редактирование сведений о материальных ценностях;
  • Печать этикеток со штриховым кодом для маркировки материальных ценностей;
  • Формирование и вывод на печать необходимых отчетов:
  • Отчет об изменении сведений о материальных ценностях;
  • Отчет о движении материальных ценностей;
  • Отчет о проведенных инвентаризациях.
Другие статьи:  Требования фгос к воспитателю

Назначение терминала сбора данных

  • Идентификация материальных ценностей путем сканирования штрихового кода с этикетки;
  • Отображение информации о материальных ценностях на дисплее терминала;
  • Редактирование данных о материальных ценностях.

Эксплуатация системы происходит следующим образом: оборудование и запчасти, не имеющие заводского штрих кода, маркируются этикетками. Штрих коды с этикеток считываются на складе при выдаче и приемке, таким образом, проводится учет движения материальных ценностей. Инженер-ремонтник, приехавший на место эксплуатации оборудования, фиксирует свои действия при помощи мобильного терминала, считывая штрих коды с запчастей, использованных при ремонте. При считывании штрих кода, инженер видит на экране наименование запчасти, еще раз убеждается в правильности своих действий. Диспетчер в офисе может получить любую информацию, построив следующие отчеты:

  • Отчет об изменении сведений о материальных ценностях
  • Отчет о движении материальных ценностей
  • Отчет о проведенных инвентаризациях

Министр образования РТ запретил сбор денег с родителей учеников в любой форме с 7 октября

(Казань, 7 октября, «Татар-информ»). С 7 октября этого года школам запрещен сбор денег и других материальных ценностей с родителей на любые нужды. Соответствующее письмо, подписанное заместителем Премьер-министра РТ – министром образования и науки Энгелем Фаттаховым, направлено руководителям отделов образования муниципальных образований. Об этом ИА «Татар-информ» сообщила руководитель пресс-службы Министерства образования и науки РТ Алсу Мухаметова.

Как отмечается в документе, Минобрнауки Татарстана неоднократно направляло в адрес органов исполнительной власти в сфере образования и образовательных организаций инструктивно-методические письма по обеспечению соблюдения действующего законодательства и недопущению привлечения образовательными организациями финансовых и материальных средств родителей учащихся и воспитанников. Тем не менее поступающие от граждан и общественных организаций обращения говорят о том, что подобные случаи по-прежнему фиксируются.

Все это «отрицательно влияет на имидж образовательной организации, создает у родителей негативное отношение в целом к системе образования, ставит значительное количество родителей в тяжелое материальное положение, подрывает доверие, авторитет и честное имя педагога», подчеркивается в документе.

«Зачастую некоторые представители родительских комитетов, попечительских советов, благотворительных фондов во взаимодействии с администрацией образовательной организации являются проводниками и непосредственными исполнителями при организации сборов денежных средств, материальных ценностей, выполнении определенных работ и услуг для образовательной организации», — отмечается в письме.

В связи с этим руководителям органов образования необходимо с 7 октября запретить образовательным организациям сбор денежных средств и материальных ценностей на любые нужды, в том числе на рабочие тетради и т.д. Кроме того, им нужно принять меры по недопущению сборов денежных средств с родителей учеников родительскими комитетами, попечительскими советами образовательных организаций, а также различными благотворительными фондами.

Руководителям органов образования следует довести до сведения родителей, председателей родительских комитетов, руководителей попечительских и благотворительных фондов и общественности положения этого письма до 10 октября 2014 года, разместить их на стендах образовательных организаций, ознакомить с ними трудовые коллективы.

Во избежание обвинений в адрес администрации образовательной организации о навязывании различных мероприятий (экскурсий, посещений театра, кино и др.), источником финансирования которых являются денежные средства родителей, надлежит разъяснить родителям, что данные мероприятия при необходимости следует организовывать самостоятельно – без участия образовательной организации.

При отсутствии необходимых для образовательного процесса материальных средств необходимо своевременно информировать учредителя.

Руководителям органов образования на местах следует организовать контроль исполнения настоящего письма, а также привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц образовательных организаций, допустивших нарушение содержащихся в нем положений.

О проделанной работе следует доложить лично министру образования и науки Татарстана.

Доставка товарно-материальных ценностей поставщиком. Бухгалтерские и налоговые аспекты

В целом ряде случаев при заключении с торговымиорганизациями договоров купли-продажи товаров, покупатель настаивает или изъявляет желание, чтобы доставку приобретенных ценностей выполнил сам поставщик.

В этом случае организации следует учитывать положения заключенных с покупателем договоров или соглашений, от чего будет зависеть порядок отражения записей в бухгалтерскомучете, а также налогообложение получаемых вознаграждений.

При возложении на организацию-продавца обязанностей по доставкетоваров отношения сторон строятся на основании параграфа 3 главы 30 ГК РФ, а именно на основе договора поставки.

Согласно статье 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщикомпутем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

В случае, если в договоре не будет определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Вместе с этим, обязанности продавца по доставке товаров к покупателю могут предусматриваться не только договором поставки, но и договором агентирования, по которому он организует доставку от своего имени, но за счет покупателя.

Доставку товаров к покупателю поставщики могут осуществлять своим транспортом или воспользоваться транспортом сторонних организаций.

В первом случае необходимо учитывать, что организации обязаны иметь лицензию на право осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Это установлено статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции изменений и дополнений).

Положение о лицензировании перевозок грузов автомобильным транспортом утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 года № 402, и применяется в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 731.

В соответствии со статьей 8 Закона № 128-ФЗ лицензии выдаются на срок не менее чем пять лет. В течение этого срока произведенные торговой организацией расходы, связанные с получением лицензии на право грузовых перевозок, в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности должны быть отнесены на издержки обращения.

Согласно статье 15 Закона № 128-ФЗ такого рода расходы включают в себя лицензионный сбор в размере 300 рублей за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, а также лицензионный сбор в размере 1 000 рублей за предоставление лицензии.

В бухгалтерском учете затраты организации по получению лицензии оформляются следующими записями:

дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» кредит счетов 51 «Расчетные счета», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. — расходы по уплате лицензионных сборов;

дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 97 — в течение срока действия лицензии расходы по ее получению включаются в состав издержек обращения торговой организации.

Если указанной выше лицензией торговая организация не обладает, доставку товаров она может производить с использованием транспорта сторонних организаций путем заключения с ними соответствующих договоров и соглашений.

При осуществлении грузовых перевозок торговые организации должны также учитывать положения недавно принятого Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

При оформлении соглашения с покупателем о доставке товара стороны могут прийти к следующим вариантам его реализации:

  • расходы на доставку товаров включаются в их продажную стоимость (цену), возмещаемую покупателем;
  • поставщик выделяет расходы на доставку отдельно от цены поставляемых товаров, и в этом случае имеются два отдельных соглашения сторон, сами расходы должны возмещаться покупателями сверх стоимости товаров;
  • поставщик осуществляет доставку товаров по агентскому соглашению за отдельное (от стоимости товаров) вознаграждение, оплачиваемое покупателем.

Кроме того, как уже отмечалось выше, если условия заключенных соглашений это позволяют, поставщик вправе привлечь для доставки товаров сторонние транспортные и иные организации. В таких случаях опять же следует учитывать принятый сторонами порядок возмещения транспортных расходов(в составе цены товаров, сверх цены товара, в виде агентского вознаграждения).

Также следует учитывать принятый сторонами порядок перехода права собственности от поставщика к покупателю. Если по условиям заключенного договора право собственности на товар переходит к покупателю только по факту оплаты стоимости поставленных товаров, то до получения средств в бухгалтерском учететорговой организации-поставщика не может быть признана выручка от продажи, а сами товарно-материальные ценности должны быть учтены по счету 45 «Товары отгруженные».

Кроме того, согласно статье 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара. В связи с этим обязанности поставщика могут считаться исполненными только при передаче товара покупателю. До этого отгруженные товары также должны числиться по счету 45.

В том случае, когда расходы на доставку товаров включаются в их продажную стоимость (цену),в бухгалтерском учете торговой организации оформляются общепринятые записи:

дебет счета 45 кредит счета 41 — стоимость отгруженных покупателю товаров;

дебет счета 44 кредит счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. — расходы, связанные с доставкой товаров к покупателю (горюче-смазочные материалы, оплата труда водителя с начислениями на социальное страхование и др.);

дебет счета 51 кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — оплата покупателем стоимости товаров, в цене которых учтены расходы по возмещению транспортных расходов торговой организации;

дебет счета 62 кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — при поступлении документов, подтверждающих поставку товаров покупателю или их оплату, в бухгалтерском учете поставщика признается выручка от продажи товаров (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 45 — себестоимость проданных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — НДС со стоимости проданных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 — списаны расходы по доставке товаров к покупателю.

Если для доставки товаров торговая организация использует транспорт сторонних организаций,в части транспортных расходов в бухгалтерском учете оформляются следующие записи по счетам учета:

Другие статьи:  Налог за гараж с пенсионеров

дебет счета 44 кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — услуги сторонних организаций по доставке товаров к покупателю (без НДС);

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счетов 60, 76 — НДС с услуг сторонних организаций;

дебет счетов 60, 76 кредит счета 51 — оплачены услуги сторонних организаций по доставке товаров к покупателю;

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» кредит счета 19 — зачтены суммы НДС со стоимости оплаченных услуг сторонних организаций.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 172 НК РФ зачет сумм НДС со стоимости услуг сторонних организаций может быть произведен только при наличии счетов-фактур, а также документального подтверждения факта оплаты услуг.

В случае, когда стоимость доставки товаров оплачивается покупателем сверх цены товаров,в бухгалтерском учете организации отдельно оформляется продажа товаров и оказание услуг по их транспортировке. Если стоимость реализуемых товаров облагается по ставке НДС, отличной от ставки, по которой облагаются транспортные услуги (с 1 января 2004 года во всех случаях — 18 процентов), то реализация должна оформляться в бухгалтерском учете по отдельным субсчетам учета:

дебет счета 44 кредит счетов 10, 69, 70 — расходы по доставке товаров покупателю, выполненной собственным транспортом организации;

дебет счета 44 кредит счетов 60, 76 — расходы по оплате услуг сторонних организаций по доставке товаров к покупателю (без НДС);

дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 — НДС со стоимости услуг сторонних организаций;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от реализации товаров, облагаемым по ставке НДС в 10 процентов» — стоимость реализованных покупателю товаров, налогообложение которых производится по ставке НДС в 10 процентов (с НДС);

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от реализации товаров, облагаемым по ставке НДС в 18 процентов» — стоимость реализованных покупателю товаров, налогообложение которых производится по ставке НДС в 18 процентов (с НДС);

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от оказания транспортных услуг» — стоимость услуг по доставке товаров к покупателю (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость реализованных товаров» кредит счетов 41, 45 — себестоимость реализованных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» кредит счета 44 — списаны транспортные расходы по доставке товаров к покупателю;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым по ставке в 10 процентов» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» — НДС со стоимости товаров, облагаемых по ставке в 10 процентов;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым по ставке в 18 процентов» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» — НДС со стоимости товаров, облагаемых по ставке в 18 процентов;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость с транспортных услуг» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» — НДС со стоимости транспортных услуг по доставке товаров покупателю.

При использовании указанного варианта оформления транспортных услуг, в выставляемом торговой организацией покупателю счете-фактуре отдельно выделяется стоимость реализованных товаров, и отдельно стоимость оказываемых транспортных услуг.

Если при этом для доставки товаров привлекаются сторонние организации, то в книге продаж счет-фактура в соответствии с пунктом 26 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914) регистрируется без учета услуг других продавцов, оплачиваемых покупателем сверх стоимости товаров, то есть только в части стоимости реализованных товаров.

Если сторонами заключается агентский договор, по которому поставщик от своего имени, но за счет покупателя, производит доставку товаров, соответствующие хозяйственные операции найдут свое отражение в бухгалтерском учете поставщика в следующем порядке:

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка» — выручка от реализации товаров (с НДС) без учета сумм, подлежащих возмещению покупателем за доставку товаров;

дебет счета 76 кредит счета 51 — оплата стоимости услуг сторонней организации;

дебет счета 62 кредит счета 76 — выставлен счет покупателю на оплату транспортных расходов по доставке товаров;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка» — вознаграждение поставщика по агентскому договору за организацию доставки товаров (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» — НДС с вознаграждения за доставку товаров;

дебет счета 51 кредит счета 62 — от покупателя получены средства в оплату стоимости поставленных товаров, транспортных расходов по доставке товаров, а также вознаграждения поставщика за организацию доставки товаров;

дебет счета 76 кредит счета 51 — полученные от покупателя средства в возмещение транспортных расходов переведены на счета привлеченных сторонних организаций.

При заключении агентского соглашения поставщик выполняет роль посредника, а потому в обязательном порядке для доставки товаров привлекает третью сторону.

При заключении сторонами совместно с договором купли-продажи агентского соглашения, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимостьвыступает не только стоимость товаров, но также и агентское вознаграждение поставщика. Начисление НДС на сумму вознаграждения определено статьей 156 НК РФ. При оформлении счетов-фактур, а также книги продаж торговые организации руководствуются положениями пунктов 3, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914).

В частности, они должны:

  • хранить счета-фактуры по транспортным услугам, оказанным сторонними организациями, в журнале учета полученных счетов-фактур, без их регистрации;
  • переоформить счета-фактуры в части транспортных услуг сторонних организаций от своего имени на имя организации-покупателя, без их регистрации в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставлять покупателям и регистрировать в книге продаж счета-фактуры в части причитающегося им агентского вознаграждения.

В соответствии с положениями пункта 9 ПБУ 10/99 торговые организации вправе признавать транспортные расходы полностью в составе себестоимости реализованных товаров, либо производить их распределение между объемами реализованных и остатками нереализованных товаров.

Распределение сумм транспортных расходов между стоимостью реализованных и остатком нереализованных товаров производится исходя из данных об остатке транспортных расходов на начало периода, сумме произведенных транспортных расходов за отчетный период, стоимости реализованных товаров за отчетный период и остатке товаров на конец периода.

Пример. Данные о величине произведенных торговой организацией транспортных расходов, а также стоимости реализованных и нереализованных товаров за отчетный месяц характеризуются следующими показателями:

1) по транспортным расходам:

  • остаток расходов на начало месяца — 24 000 руб.;
  • сумма транспортных расходов за отчетный месяц — 65 000 руб.;

2) по товарам:

  • стоимость реализованных товаров за месяц (обороты по кредиту счета 41) — 1 600 000 руб.;
  • стоимость нереализованных товаров на конец месяца (остаток по кредиту счета 41) — 560 000 руб.

Средний процент транспортных расходов — 4,12% ((24 000 руб. + 65 000 руб.) / (1 600 000 руб. + 560 000 руб.)).

  • транспортные расходы, приходящиеся на реализованную часть товаров — 65 926 руб. (1 600 000 руб. х 4,12%);
  • транспортные расходы, приходящиеся на нереализованную часть товаров — 23 074 руб. (560 000 руб. х 4,12%).

В бухгалтерском учете списание транспортных расходов оформляется следующим образом:

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44— 65 926 руб.

При переходе торговой организации с начала следующего года в соответствии с положениями учетной политикой на порядок признания транспортных расходов полностью в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности, не списанные в прошлом году транспортные расходы подлежат включению в себестоимость проданных товаров на начало года или организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль транспортные расходы по доставке товаров к покупателю в соответствии со статьей 320 НК РФ включаются в состав косвенных расходов, и потому относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль единовременно в конце отчетного (налогового) периода. При этом не имеет значения, организовывала организация доставку товаров собственными силами или через сторонние организации.

В случае заключения наряду с договором купли-продажи также и агентского соглашения, в объект налогообложения по налогу на прибыль кроме стоимости реализованных товаров включается величина агентского вознаграждения продавца. Возмещаемые покупателем на счета поставщика расходы по доставке товаров в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ не включается. Соответственно и перечисляемые в пользу транспортных организаций средства, полученные от покупателя в порядке возмещения транспортных расходов, не должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Следует также учитывать, что расходы по перевозке грузов подтверждаются соответствующими первичными учетными документами. При доставке товаров собственным транспортом, расходы подтверждаются путевыми листами по формам № 4-с «Путевой лист грузового автомобиля» или № 4-п «Путевой лист грузового автомобиля», утвержденным постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в капитальном строительстве», чеками на приобретение ГСМ на автозаправочных станциях, и др.

Путевой лист по форме № 4-с применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам, а по форме № 4-п — при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу.

Перевозка грузов в обязательном порядке оформляется «Товарно-транспортной накладной» (форма № 1-Т, утвержденная тем же постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78). Накладная является основанием для списания поставленных товаров у организации-поставщика (продавца) и их оприходования у организации-покупателя.