Рукописный полис осаго закон

Содержание страницы:

Рукописный полис осаго закон

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Рукописный договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами в 2018 году

— ДКП заключается в 3-х экземплярах;

— Вся информация должна быть точной и тщательно проверяться;

— Покупатель в срок 10 дней с момента подписания ДКП должен перерегистрировать ТС на себя. При этом он должен успеть предварительно оформить полис ОСАГО;

— Соблюдайте логическую очередность действий;

— Продавец по истечению 10 дней с момента подписания ДКП, может узнать в ГИБДД, кто официально является владельцем ТС на данный момент;

— Покупателю следует убедиться, что автомобиль не является предметом залога и не находиться под арестом.

Не позднее, чем через 10 дней после возникновения права собственности.

ДКП должен содержать подробную информацию о товаре, а также сведения о факте оплаты и получения объекта продажи.

Образец можно посмотреть ниже в нашей статье или воспользоваться онлайн формой для заполнения договора

Согласно Приказу МВД России N 605 ч.15.5 договор купли-продажи (ДКП), который был заключен в установленном законом порядке, является документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство. Поэтому важно, чтобы он был составлен грамотно и без ошибок, так как наличие последних может аннулировать сделку. Этот факт заставляет многих автовладельцев искать достоверную информацию о том, как в соответствии с законом оформить ДКП. И зачастую их интересует вопрос о том, как правильно составить именно рукописный договор купли-продажи автомобиля.

Можно грамотно оформить образец заполнения договора купли-продажи от руки, но упустить ряд важных моментов, которые необходимо знать каждой из сторон. Нижеследующие правила будут полезны обеим сторонам купли-продажи ТС:

ДКП заключается в 3-х экземплярах, один из которых остается у продавца, а два переходят к покупателю. Последний использует один из экземпляров для перерегистрации ТС в ГИБДД.

Данные, которые вносятся в рукописный договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами, должны быть точными и проверяться с особой тщательностью. Вся информация, которая содержится в паспортах сторон, а также в свидетельстве о регистрации и паспорте ТС, должна переноситься в договор абсолютно идентично тому, как она отображена в вышеперечисленных документах.

Покупатель в срок 10 дней с момента подписания ДКП должен перерегистрировать ТС на себя. При этом он должен успеть предварительно оформить полис ОСАГО. Согласно ст.4 ч.2 ФЗ N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

«При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность. ) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.»

Соблюдайте логическую очередность действий, так как правильно написать договор купли-продажи автомобиля от руки — это не только грамотно оформить все на бумаге. Безопасно будет вначале подписать бумаги о покупке-продаже автомобиля, а затем осуществить обмен документов ТС на денежные средства. Такой шаг защитит покупателя, если он столкнется с мошенниками, так как если продавец получит вначале деньги, а затем откажется подписывать договор, он останется фактическим владельцем автомобиля.

Продавец, после того как истекло 10 дней с момента подписания ДКП, может узнать в ГИБДД, кто официально является владельцем ТС на данный момент. Если покупатель не осуществил перерегистрацию, то бывший собственник имеет право снять проданный автомобиль с регистрации в ГАИ или утилизировать его.

Перед покупкой автомобиля стоит убедиться в том, что данное ТС не является кредитным, арестованным или предметом залога, на него не наложены штрафы или ограничения регистрационных действий. Сделать это можно на официальном сайте ГИБДД через соответствующие онлайн-сервисы, предлагаемые службой.

Проект поправок в закон об ОСАГО прошел первое чтение

На прошлой неделе (17 октября 2018 года) Госдумой принят в первом чтении законопроект № 501904-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам ОСАГО. Он подготовлен с учетом правоприменительной практики осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также с целью приведения положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) в соответствие с другими федеральными законами.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Проектом предусмотрено, что для заключения договора ОСАГО в отношении незарегистрированного или арендованного транспортного средства потребуются помимо прочего и документы, подтверждающие право собственности или владения транспортным средством (договор купли-продажи, договор финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, в Законе об ОСАГО планируется закрепить, что заключение договора ОСАГО подтверждается предоставлением страхователю составленного страховщиком в письменной форме полиса обязательного страхования по выбору страхователя на бумажном бланке либо в электронном виде. А указание на то, что бланк страхового полиса является документом строгой отчетности, будет исключено. Тем самым, как указано в пояснительной записке к проекту, планируется уравнять в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определить их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме.

Из чего в рамках ОСАГО исходит судебная практика в случаях несогласия причинителя вреда возместить его лично? Ответ – в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Каждому страховому полису обязательного страхования независимо от того, составляется он на бумажном бланке или в электронном виде, будут присваивать, согласно проекту, уникальный номер.

Перечень оснований для предъявления страховщиком, осуществившим страховое возмещение по договору ОСАГО, регрессного требования к лицу, причинившему вред, предлагается дополнить следующими случаями:

  • вред причинен лицом, отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицом, нарушившим запрет употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому оно причастно;
  • вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) в отсутствие в договоре ОСАГО информации о возможности управления транспортным средством с прицепом.

При этом регрессное требование нельзя будет предъявить к виновному в аварии пешеходу, если в результате ДТП он погиб либо его здоровью был причинен вред, а также к его родственникам и наследникам.

Также планируется закрепить обязанность иностранцев, въезжающих в Россию на транспортном средстве, зарегистрированном за рубежом, иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Закона об ОСАГО или в рамках международных систем страхования. Следить за исполнением данной обязанности будут сотрудники таможенных органов.

Поправки затрагивают и ряд других моментов.

Что делать, если страховка оказалась поддельной

Статистика не радует

Как правильно поступить, если обнаружили, что куплена поддельная страховка, что делать дальше? Выйти сухим из воды задача не простая, но вполне решаемая.

По информации, представленной Российским союзом автостраховщиков, в прошлом году один миллион автостраховок продан нелегально, на фальшивых бланках. Убыток официально работающих страховщиков, оценивается примерно в пять миллиардов. Не в лучшем положении оказываются и собственники авто, купившие поддельные автостраховки. Попадая в ДТП, они не получают возмещения ущерба, а получают штраф за отсутствие ОСАГО. Это в лучшем случае. Как правило, у виновника аварии по суду потребуют возместить материальный и моральный ущерб потерпевшей стороне. Официальные представители РСА не меньше автовладельцев заинтересованы в том, чтобы фальшивки побыстрее исчезли с дорог нашей страны.

Не имеют юридической силы

Труднее всего определить надежность полиса, если он оформлен на подлинном бланке РСА. Иногда сотрудники страховых компаний объявляют часть бланков утерянными и продают их на «черном» рынке. Поддельную страховку часто предлагают приобрести по заниженной цене. Тарифы ОСАГО определены Центральным банком, а пониженная стоимость говорит только о том, что страховать авто по такой цене нельзя.

Кроме того, положен штраф за документы:

  • выполненные на оригинальном бланке, но выданные компанией лишенной лицензии;
  • с исправленным сроком действия.

Подлинность страхового полиса всегда тщательно проверяется при выплате ущерба от ДТП.

Если у виновника аварии полис не имеет юридической силы, за компенсацией можно обратиться в «Главстрахконтроль».

В последнее время начали делать качественные подделки на профессиональном оборудовании. Определить фальшивку можно по номеру авто, для которого она выдана. Он не будет зарегистрирован в базе данных РСА.

Внешний вид надежного бланка

Все бланки ОСАГО имеют признаки, позволяющие отличить оригинальный документ от поддельной страховки. Прежде чем страховать автомобиль, надо знать главные признаки оригинальных бланков, они следующие:

  • номер полиса уникальный, печатается в типографии ГОЗНАК;
  • цифры номера рельефны, не печатаются, а «вбиваются» в бумагу;
  • расположен номер в левом нижнем углу бланка;
  • штамп страховой компании ставится в левом верхнем углу;
  • данные в полис вносятся с помощью принтера.
  • рукописный способ внесения данных запрещен.

Закон запрещает делать дополнительные записи в документах строгой отчетности. Если автовладелец попал в аварийную ситуацию с продленным полисом, после ДТП ему выпишут штраф на сумму 800 рублей. Причем с виновника аварии в этом случае получить возмещение ущерба будет сложно.

Вовремя обнаружили фальшивку

Если после получения страховки ее подлинность вызывает сомнения, надо обратиться к официальному представителю РСА. По закону страховая организация несет юридическую ответственность за продажу всех полисов ОСАГО, выданных не только в официальном офисе компании, но и проданных уполномоченными представителями. Получен ответ – договор страхования фиктивный, тогда езда с фальшивой страховкой опасна, можно получить штраф.

Что надо делать в таком случае, поясняет статья 159 УК РФ «Мошенничество в сфере автострахования». Пишется заявление в полицию о том, что приобретен фальшивый документ. Следователь обязан открыть уголовное дело, найти продавцов автостраховки, передать дело в суд. В суде будут выяснять, как фальшивый полис попал к вамф, и кто причастен к его изготовлению.

По суду виновника продажи заставят вернуть деньги, выплаченные по договору. Пока идет разбирательство, эксплуатировать авто разрешено только с новым, надежным полисом, иначе при попадании в ДТП получите штраф.

Неприятности могут поджидать собственника авто с действующим полисом ОСАГО, если он попал в аварию, организованное другим водителем. Что тогда следует делать в первую очередь? Сначала надо попросить виновника аварии показать страховой полис. Если окажется, что полис просрочен или вызывает сомнение его подлинность, юристы советуют сначала предложить возместить ущерб без обращения в суд. Машину, пострадавшую в аварии надо отремонтировать быстро, а страховые компании часто затягивают выплаты. Соглашение о выплате компенсации оформляется в письменном виде. Согласие не получено, тогда ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД, затем подается исковое заявление в суд.

Другие статьи:  Коллективный договор оао сбербанка россии

Иногда получить возмещение ущерба в полном объеме не получается — должник может оказаться финансово несостоятельным, его зарплаты не хватит даже на то, чтобы заплатить штраф. От страховщика получить максимально возможную компенсацию можно, подав жалобу в «Главстрахконтроль». Отправляют копию договора ОСАГО и квитанцию об оплате заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Наказание за поддельные документы

Увеличение тарифов ОСАГО в 2014 году привело к тому, что сегодня 70% автовладельцев готовы купить автостраховку по заниженной цене (данные официальных опросов). Этого делать нельзя, дешевый полис не обеспечит полный ремонт пострадавшего в ДТП авто, и сотрудники ГИБДД всегда смогут отличить подделку от оригинального бланка.

Когда будет обнаружено, что документ фальшивый, доказывать что полис приобретен, а не изготовлен самостоятельно надо будет в суде. Подготовиться к судебному заседанию надо основательно, иначе могут предъявить обвинения:

  • изготовление фальшивых документов (статья 327 часть 1, виновника приговаривают к 4 годам лишения свободы);
  • служебный подлог (внесение исправлений в страховой полис, статья 292 УК РФ, штраф не менее 500 тысяч рублей);
  • пособничество в изготовлении фальшивых документов (езда с поддельным полисом, штраф 80000 рублей).

Наказание виновника может быть уменьшено, если он представит доказательства, что не предполагал совершить хищение чужого имущества в виде компенсации от страховщика.

Страховщики наведут порядок

С 2013 года все договора ОСАГО вносятся в базу данных автоматизированной информационной системы РСА. С 2014 года, любому, кто попал в ДТП, разрешено через online режим АИС РСА проверить наличие договора автострахования у виновника аварии. В 2016 года планируется закончить работу по вводу в АИС РСА информации о номере авто с видео камер, установленных на дорогах.

Если в базе данных отсутствует информация о выданной автостраховке, автоматически назначается штраф, сформировывается квитанция об оплате и направляется владельцу авто. С 1 июля 2016 года во всех компаниях должны выдаваться страховки только на новых бланках. Как и в каком порядке это будут делать пока не сообщается. Известно только — предъявлена фальшивка, накопленные баллы за безаварийное движение пропадут.

Как расторгнуть договор ОСАГО по своей инициативе и вернуть деньги?

Есть множество жизненных ситуаций, когда страхователь больше не нуждается в полисе ОСАГО на свой автомобиль, а действие договора еще не закончилось. Как поступать в этом случае и всегда ли можно обратиться в компанию и получить обратно часть уплаченной страховой премии?

Когда водитель имеет право досрочно расторгнуть договор с компанией и вернуть деньги за неиспользованную страховку?

В этом вопросе правила ОСАГО (п.п. 33, 33.1) придерживаются четкой позиции. Вернуть деньги за неистекший период страхования по полису ОСАГО можно в трёх случаях.

  1. Если изменился собственник ТС (автомобиль был продан, но не по генеральной доверенности).
  2. Если машина не подлежит восстановлению после аварии или по какой-либо причине утилизирована.
  3. В случае смерти страхователя или собственника.

Чисто теоретически, согласно п. 33, часть страховой премии компания обязана возвратить и в случае своей ликвидации (банкротства), но очевидно, что на практике подобная ситуация совершенно нереальна.

Страховая премия при выполнении вышеизложенных условий возвращается пропорционально неиспользованным по полису ОСАГО дням за вычетом 23%, начиная со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия полиса ОСАГО.

Сроки обращения в страховую компанию

Важно знать, что в случае продажи автомобиля, деньги будут возвращаться не с момента заключения договора купли-продажи, а с момента написания страхователем заявления на расторжение. И если ТС было продано в мае, а страхователь только через два месяца нашел время, чтобы обратиться в СК, вернуть деньги за эти просроченные месяцы уже не получится. Таким образом, чем раньше автовладелец придет в офис после продажи авто, тем большую сумму ему насчитают к возврату.

А вот что касается гибели ТС или смерти гражданина (собственника/страхователя), датой досрочного прекращения договора автоматически будет считаться дата произошедшего. В этих случаях нет необходимости спешить к страховщику.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Какие документы требуются для расторжения договора?

  1. Оригинал страхового полиса ОСАГО и квитанции об оплате (если сохранилась). Их необходимо будет вернуть компании.
  2. Ксерокопия паспорта страхователя (его представителя по нотариально заверенной доверенности или наследника).
  3. Ксерокопия договора купли-продажи или справки-счета.
  4. Акт утилизации, если автомобиль был утилизирован.
  5. Ксерокопия свидетельства о смерти (если событие имело место). В этом случае также потребуется предоставить копию свидетельства о вступлении в наследство, либо нотариально заверенную справку о скором вступлении в наследство. И в этом случае необходимо понимать, что по действующему законодательству вступление в наследство происходит не сразу, а спустя 6 месяцев со дня смерти. То есть раньше получить деньги из страховой компании у наследника не получится. Еще сложнее ситуация, когда наследников несколько. Тогда выплата будет поделена на всех наследников пропорционально.

В некоторых компаниях могут также попросить предоставить:

  • Копию ПТС с пометкой о новом собственнике (об этом спорном моменте мы поговорим ниже).
  • Копию сберкнижки с реквизитами банка (в том случае, если в СК не принято выплачивать «наличкой»).

А лучше всего предварительно позвонить по телефонам, указанным в полисе ОСАГО , и точно узнать перечень необходимых документов. Не забудьте сделать копию сданного полиса, а также заявления о расторжении, чтобы в случае задержки денег иметь документы, подтверждающие намерение СК выплатить деньги.

Кто получает деньги при расторжении страховки ОСАГО?

По правилам ОСАГО (п. 34) часть неиспользованной премии возвращается:

  • собственнику автомобиля;
  • страхователю, если он одновременно является и собственником ТС;
  • страхователю, если он имеет нотариально-заверенную доверенность от собственника, подтверждающую его право на получение денег от организаций;
  • наследникам умершего страхователя.

Если автовладелец продает ТС по «генеральной доверенности», юридически оставаясь его собственником, совсем необязательно возмущаться по поводу того, что договор не хотят расторгать, достаточно просто вписать нового «владельца» в страховой полис, взяв с него определенную компенсацию за внесение в страховку.

Когда ждать денег и что делать, если они не пришли вовремя?

В том случае, если незамедлительная выплата наличными денежными средствами из кассы не предусмотрена, компания обязана перечислить их на расчетный счет страхователя в течение 14 календарных дней с момента написания заявления о досрочном прекращении договора. Как правило, перечисленные деньги поступают на карточку или книжку даже раньше.

Но если спустя две недели деньги не были перечислены, значит, что-то пошло не так. Не стоит тянуть с вопросами к страховой: обращайтесь в офис, возможно сотрудники сами выяснят, на каком этапе затерялся след платежа, попытайтесь выяснить в бухгалтерии СК номер платёжного поручения в банк.

Если это не помогло или вы столкнулись с полным равнодушием к вашей проблеме, идите к руководству местного филиала компании, грозите судебным разбирательством. Когда подобная активность ни к чему не приводит, скорее всего, платить вам не собираются, и пришло время обращаться в РСА, ФССН и в суд. Вот тут и пригодятся сделанные ранее копии полиса и заявления. Хотя, справедливо будет заметить, в крупных страховых компаниях процесс расторжения достаточно отлажен и не вызывает особых нареканий со стороны клиентов.

Спорные моменты и частые вопросы

Когда хочу, тогда и расторгаю!

Многие автовладельцы возмущены тем, что не могут расторгнуть договор ОСАГО в любой момент по собственному желанию. Действительно, причин может быть множество: нежелание обслуживаться у данного страховщика, отъезд на длительное время, болезнь, поломка автомобиля, отказ от вождения и т.д. Ссылаясь на правила и закон об ОСАГО, страховые компании решительно не готовы расторгать договор по причинам, не закрепленным законодательно. Но п. 33.1 правил звучит следующим образом:

Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:

  • отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • замена собственника транспортного средства;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Поэтому самые упорные страхователи, руководствуясь тем, что «собственное желание» и есть пресловутые «иные случаи», идут на судебное разбирательство и им удается доказать свою правоту. Но подобные прецеденты случаются крайне редко и действительности не отражают.

На основании чего удержали 23%?

Это еще один вопрос, споры по которому из-за несовершенства нашего законодательства не прекращаются с тех пор, как было введено обязательное автострахование. С точки зрения страховой компании, удерживая при возврате 23%, она действует правомерно. Существует утвержденная Правительством РФ структура страхового тарифа ОСАГО, которая заключается в следующем:

  1. 77% – нетто-ставка (эта часть внесенной страхователем суммы идет на выплаты);
  2. 20% – расходы компании на ведение дел (сопровождение полиса, бланки, оборудование, зарплату сотрудникам и проч.);
  3. 3% отчисляется в РСА для формирования резервов компенсационных выплат (2% – резерв текущих компенсационных выплат + 1% – резерв гарантий).

Таким образом, 23% – это расходы, которые страховая компания понесет в любом случае: останется клиент в компании на весь период страхования или расторгнет договор досрочно. Логика автостраховщиков, в принципе, понятна. Тем более, подавляющее большинство клиентов по ОСАГО и не думает возмущаться по этому поводу.

Но некоторые подкованные и принципиальные автолюбители весьма активно возражают против незаконных, с их точки зрения, удержаний – пишут недовольные отзывы о работе страховых компаний , претензии и обращаются в суд. Ведь в Гражданском кодексе РФ и правилах ОСАГО нет ни единого намека на 23%, а лишь сухая информация:

  • Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (ГК РФ, ст. 958);
  • Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора обязательного страхования (правила ОСАГО, п. 34).

Возражения страхователей абсолютно правомерны. Именно поэтому, обратившиеся в суд автовладельцы нередко возвращают удержанные компанией 23%. Для этого есть все шансы и множество прецедентов. Бывают ситуации, когда даже до суда дело не доходит. Достаточно отправить заказные письма в РСА и ФССН и досудебную претензию в страховую компанию, чтобы получить обратно свои деньги.

Зачем нужна копия ПТС при расторжении ОСАГО?

Некоторые страховые компании требуют при расторжении договора страхования ОСАГО предоставить копию ПТС с отметкой о новом собственнике. Сразу оговоримся, что это требование не является законным. Для страховщика должно быть вполне достаточно справки-счета или договора купли-продажи. И страховые компании это знают, но сознательно вводят клиентов в заблуждение. Для чего? Смышленый страхователь, желающий разорвать со страховой компанией отношения по причине, не подпадающей под правила (они перечислены выше), может сделать следующее: оформить рукописный договор купли-продажи, на основании которого страховая будет обязана расторгнуть договор и вернуть деньги за страховку. А уж будет автомобиль продан в реальности или нет – личное дело каждого автовладельца. Вот и хочет компания подстраховаться, требует ПТС, дабы пресечь попытки «незаконного» расторжения.

Вернут ли деньги за неиспользованный период, если были выплаты?

Если страховая компания пытается занизить или вообще не возвращать деньги при расторжении договора, мотивируя это тем, что по нему были выплаты – это неправомерно. При расторжении полиса ОСАГО убыточность не учитывается, часть премии за неиспользованный период должна возвращаться по обычной схеме – пропорционально (за вычетом 23%, если страхователь не имеет по этой теме претензий).

Расторжение договора ОСАГО не всегда проходит гладко. Не все моменты четко определены в российском гражданском и страховом законодательстве, не все трактуется однозначно. Если у обиженного страхователя есть желание доказывать свою правоту и законодательные акты это позволяют – добивайтесь своего. Все больше случаев, когда судебная система встает на сторону страхователей в вышеперечисленных спорных вопросах. Другое дело, что подавляющее большинство автовладельцев не пытается вникать в вопросы расторжения, не интересуется расчетом возврата. А если до окончания действия полиса ОСАГО остается немного, некоторые попросту ленятся идти в офис «из-за копеек».

Другие статьи:  Как оформить квоту в мониках

Дорожные комплексы подключают к проверке ОСАГО

На фоне инициативы Банка России об увеличении стоимости «автогражданки» Российский союз автостраховщиков (РСА) анонсировал запуск с 1 сентября системы, которая позволит проверять полисы ОСАГО в автоматическом режиме с помощью дорожных камер. Сначала нарушители будут получать только уведомления о необходимости оформить страховку, а к концу года, возможно, пойдут и первые штрафы. Пилотный проект будет запущен в Москве, потом в Татарстане. РСА настаивает, чтобы постановления нарушителям приходили максимум раз в день, а не с каждой встретившейся на пути автомобиля камеры, но решение зависит от ГИБДД.

О планах запустить систему проверки полисов ОСАГО с помощью автоматических камер в Москве заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Дата примерная»,— уточнил он.

Следующим после столицы пилотным регионом может стать Татарстан. По оценке РСА, без полисов ОСАГО или с фальшивой страховкой по российским дорогам сейчас ездят 2–4 млн автовладельцев.

Вопрос, как часто водители будут получать уведомления и штрафы, пока не решен. РСА считает, что это должно происходить раз в день, независимо от количества проездов под камерами, пояснил “Ъ” господин Уфимцев. «Из разъяснений Верховного суда следует, что у водителя должно быть время на устранение нарушения,— рассказал он.— Однако мы пока не знаем позиции ГИБДД по данному вопросу. Ведь с юридической точки зрения каждый проезд под камерой — это отдельное нарушение, как в случае с нарушением скоростного режима. Вопрос пока обсуждается». Напомним, в Москве почти 1,5 тыс. стационарных камер, каждая машина проезжает в зонах контроля в среднем по 20 раз в сутки. Таким образом, можно предположить: при условии, что все камеры включены в систему работы с ОСАГО, общий размер штрафов может составить 16 тыс. руб. в сутки.

ЦБ опубликовал проект новых тарифов для автогражданки

Возможность применения камер для проверки «автогражданки» обсуждается несколько лет, запустить систему оказалось сложно. Рассматривался вариант, когда страховка проверяется не у всех проезжающих под камерами, а только у нарушителей (превысивших скорость, совершивших выезд на «выделенку» и т. д.), но от него отказались. По данным “Ъ”, в московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД, эксплуатирует камеры и серверные мощности для обработки данных) до недавнего времени относились к инициативе РСА скептически. Заявление о запуске системы проверки полисов РСА сделал на фоне недавно анонсированной инициативы ЦБ об увеличении тарифов по «автогражданке» (подготовлен проект указания Банка России, “Ъ” сообщал об этом 15 июня).

Технические сложности, заверил “Ъ” Евгений Уфимцев, удалось решить. Уже придуман механизм, позволяющий исключить ошибки — например, когда штраф получает автовладелец, который только что оформил рукописный полис (не успевший попасть в базу данных). Либо гражданин только что купил машину, а значит, имеет право оформить ОСАГО в течение 10 дней. Система будет проверять полис дважды: один раз в момент фиксации, второй — спустя несколько суток (срок еще не определен), говорит Евгений Уфимцев.

В ЦОДД заявили “Ъ”, что готовы к нововведению: «Система фотовидеофиксации в Москве универсальна, она обрабатывает огромное количество данных. Поэтому дополнительной нагрузки мы не боимся. Технически же мы полностью готовы».

Почему ГИБДД отключила несколько камер в Москве

Сначала нужно наладить «безупречную систему» оперативного внесения в базу данных сведений о вновь проданных полисах, говорит адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. «Есть основания утверждать, что за все ошибки системы при задержках в обновлении информации отвечать опять будет номинальный собственник авто. Например, продавец машины, передавший ее новому владельцу,— говорит господин Радько.— Ситуация усугубляется тем, что жителю регионов в Москве приобрести полис почти нереально, электронная продажа тоже пока до конца не налажена».

Сколько будет стоить ОСАГО

Как понять, насколько подорожает «автогражданка»

Новый закон об ОСАГО с 2017 года

Что изменится в ОСАГО после внесения поправок Минфином

Президент Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. Закон вступит в силу 28 апреля 2017 года .

26.12.2016/ Стали известны подробности о новых поправках в закон об ОСАГО. Поправки ко второму чтению к закону об ОСАГО были согласованы Центральным Банком и Министерством финансов. Они установят приоритет ремонта над денежной выплатой. По сообщению главы комитета Госдумы Анатолия Аксакова, поправки будут рассмотрены 10 января.

В настоящий момент закон принят в первом чтении Государственной Думой РФ.

Как стало известно из ряда российских СМИ, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) опубликовало так называемую «финальную» версию поправок, вносимых в закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Мы расскажем сегодня на страницах нашего Интернет издания 1GAI.RU, какие изменения вносят поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», КоАП и Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В настоящий момент проект о внесении изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размещен на официальном государственном сайте правовой информации, для общественного обсуждения. После обсуждения законопроект будет внесен Правительством РФ в Государственную Думу, где скорее всего будет принят в осеннюю сессию.

Наше интернет издание традиционно провело подробный анализ всех подготовленных нововведений на рынке страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Давайте для начала узнаем краткий перечь всех изменений в глобальной реформе ОСАГО, подготовленный Минфином РФ.

1. В правила применения ОСАГО могут быть введены повышающие коэффициенты для нарушителей-рецидивистов правил дорожного движения. Страховщики предлагают увеличивать стоимость полиса «автогражданки» в зависимости от количества зафиксированных нарушений, совершенных в течение года.

2. Отказ от коэффициента мощности в ОСАГО.

3. Замена денежной выплаты в ОСАГО натуральным возмещением ущерба автомобиля (ремонт в автотехцентре). Застрахованное лицо сможет выбрать технический автоцентр по согласованию со страховщиком, с которым у страховой компании заключены договоры. При этом страховщик будет нести ответственность за некачественный ремонт и любые другие работы связанные с восстановлением автомобиля после аварии. То есть для легковых автомобилей новый закон об ОСАГО отменяет возможность получения денежной выплаты в счет компенсации за повреждение транспортного средства.

4. Амортизация комплектующих запчастей, подлежащих замене, учитываться не будет.

5. Иностранные лица — владельцы транспортных средств, въезжающие на территорию Российской Федерации на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, обязаны иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.

6. Изменение категорий транспортных средств, владельцы которых не обязаны приобретать полис ОСАГО

7. Увеличение максимальной суммы ущерба в результате ДТП, которое можно будет оформить без участия сотрудников ГИБДД. По всей стране этот лимит будет увеличен с 50 тыс. рублей до 100 тыс.

8. Изменение правил подачи заявления в страховую компанию при оформление ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции.

9. Изменение порядка возмещения убытков потерпевших причиненных в результате ДТП

Давайте теперь более подробно рассмотрим все самые важные изменения в законе об ОСАГО, который вступит в силу в 2017 году.

Какие транспортные средства не подлежат обязательному гражданскому страхованию?

Согласно законопроекту Правительства РФ, транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час не подлежат страхованию гражданской ответственности их владельцев. Напомним, что в нынешнем законе об ОСАГО не подлежат обязательному страхованию транспортные средства максимальная скорость которых составляет не более 20 километров в час.

Также согласно новому закону об ОСАГО, который в случае его принятия вступит в силу в 2017 году, владельцы транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении по дорогам общего пользования и (или) проведению государственной регистрации, также не обязаны приобретать полисы ОСАГО.

Кроме того Правительство РФ предлагает изменить максимальный ущерб в результате ДТП, который разрешает оформление аварии без участия сотрудников ГИБДД. Так согласно новому закону в статью 11.1 Федерального закона об ОСАГО вносятся следующие изменения:

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей.

В настоящий момент напомним, что максимальная сумма ущерба причиненная транспортному средству в результате аварии, которая позволяет оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции составляет 50,000 рублей.

Что делать если авария оформлена без участия сотрудников ГИБДД, но сумма ущерба превышает максимально установленную законодательством, регулирующее оформление аварии без участия сотрудников полиции?

Согласно новому закону, в случае если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции происходит при превышении размера страховой выплаты, установленный федеральным законом об ОСАГО (для России 100 тыс. рублей, для городов и регионов Федерального значения максимальный размер ущерба разрешающий оформление ДТП без участия ГИБДД составляет 400 тыс. рублей. Подробнее и список городов и регионов.), то каждый из водителей заполняет и подписывает свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии для представления страховщикам.

При этом водителям необходимо сообщить друг другу о наличии у них действующих договоров добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статья 12. Порядок страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

Теперь давайте подробнее остановимся на главных изменениях, которые вносятся в статью 12 в Федеральном законе «Об ОСАГО», который вступит в силу в 2017 году, в случае его принятия Государственному думой РФ и подписанием Президентом РФ.

Согласно новому законодательству теперь в случае если владелец поврежденного транспортного средства не предоставит автомобиль для независимой экспертизы, то при назначении повторной экспертизы владелец автомобиля обязан предоставить его для осмотра в течение 7 рабочих дней. Ранее закон разрешал предоставить машину в течение 20 дней.

Главное новшество в новом законе об ОСАГО, это исключение возможности владельцам легковых транспортных средств получения ущерба в виде денежной компенсации за причиненный ущерб автомобилю.

Новый закон предусматривает только «натуральное возмещение» ущерба. То есть восстановительный ремонт легкового транспортного средства на станции техобслуживания с которой у страховой компании заключен соответствующий договор.

Стоит отметить, что отмена денежного возмещения ущерба в результате аварии распространяется только на владельцев легковых автомобилей.

В каких случаях страхования компания может выплатить денежную компенсацию владельцу легкового автомобиля за ущерб причиненный в результате ДТП?

Согласно новому законодательству, выплата денежных компенсаций за ущерб в результате аварии, по договорам ОСАГО не предусматривается в большинстве случаев.

Однако законодатель все-таки оставил возможность выплаты страховой компанией денежного возмещения ущерба причиненного владельцу легковому автомобилю. Вот перечень случаев когда разрешается выплата денежного возмещения на банковский счет потерпевшего или в кассе страховой компании:

— в случае полной гибели транспортного средства

— стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму 475 тысяч рублей

— стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает максимальный размер страховой выплаты, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания (то есть превышает 100 тыс. рублей)

— вред причинен имуществу, не являющемуся транспортным средством

— при урегулировании требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования

— при невозможности страховой компании отправить автомобиль на восстановительный ремонт. Например в связи с удаленностью

технического центра от места проживания потерпевшего владельца транспортного средства или по иным обстоятельствам.

Так что после вступления в силу нового законодательства, регулирующего действие Федерального закона об ОСАГО, для большинства владельцев легковых автомобилей для возмещения ущерба причиненного в результате ДТП останется только обращаться в автосервис который имеет со страховой компанией соответствующий договор.

Другие статьи:  Курс интеллектуальная собственность

Вот новая статья в законе об ОСАГО регулирующая порядок возмещения ущерба автомобилю в натуральном виде:

15.1. Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю

15.1. Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, принадлежащему гражданину, осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре), за исключением случаев, если по письменному согласованию потерпевшего со страховщиком или на основании абзаца десятого настоящего пункта выбран иной способ возмещения вреда, причиненного принадлежащему гражданину легковому автомобилю, а также за исключением иных случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом или нормативными актами Банка России.

Банк России устанавливает требования к организации восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств, учитывающие следующие критерии:

— приближенность станции технического обслуживания к месту жительства потерпевшего либо к месту дорожно-транспортного происшествия (с учетом степени повреждения транспортного средства)

— примерные сроки восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в зависимости от производимых восстановительных работ, режима работы станции технического обслуживания

— ассортимент форм и видов услуг, предоставляемых станцией технического обслуживания

— использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики

— оперативность взаимодействия страховщика, станции технического обслуживания и потерпевшего по технологии ремонта, замене деталей, узлов, агрегатов, стоимости и срокам ремонта

— сохранение гарантии предприятия-изготовителя

— иные критерии

В случае невозможности организации страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре с соблюдением установленных Банком России требований к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевший, уведомленный страховщиком об указанных обстоятельствах, в соответствии с правилами обязательного страхования вправе выбрать способ возмещения вреда, в виде денежной компенсации, либо согласиться на восстановительный ремонт на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания, не обеспечивающей выполнение установленных требований, письменно подтвердив свое согласие.

Вот еще одна измененная статья закона об ОСАГО, которая регулирует натуральную форму возмещения ущерба транспортному средству в виде ремонта в техническом центре, с которым у страховой компании заключен договор.

17. В случае исполнения обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства в порядке, установленном абзацем вторым пункта 15 или пунктом 15.1 настоящей статьи, потерпевший в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков указывает на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре, а также определяет станцию технического обслуживания, выбранную из предложенного страховщиком перечня, и выражает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.

То есть согласно изменениям, теперь всю ответственность за ремонт автомобиля при натуральном возмещении убытков владельцу поврежденного автомобиля несет страховая компания, а не технический центр, в которым проводятся восстановительные ремонтные работы транспортного средства после аварии.

Вот еще выдержка из нового закона:

Страховщик несет ответственность за надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, в том числе за выполнение работ в объеме и в соответствии с требованиями, которые установлены в направлении на ремонт и в договоре, заключенном страховщиком со станцией технического обслуживания.

Станция технического обслуживания обязана выполнять согласованный со страховщиком объем работ по восстановительному ремонту транспортных средств качественно, полностью в установленный срок в соответствии с условиями договора, заключенного со страховщиком. Изменение объема работ по восстановительному ремонту транспортного средства, срока и условий их выполнения, включая порядок оплаты, должно быть обосновано и согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.

При заключении договора между страховщиком и станцией технического обслуживания стороны определяют следующие условия:

а) ответственность станции технического обслуживания за произведенный восстановительный ремонт в течение установленного гарантийного срока

б) обязанность станции технического обслуживания по осуществлению восстановительных работ в полном объеме, качественно и с соблюдением сроков их проведения, обеспечению сохранности транспортного средства и его комплектации в период ремонта

в) обеспечение сохранения гарантийных обязательств завода-изготовителя транспортного средства

г) порядок оплаты страховщиком произведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства

д) порядок и сроки устранения неполадок, дефектов при осуществлении станцией технического обслуживания восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, порядок урегулирования претензий в случае их предъявления потерпевшим к станции технического обслуживания, порядок и сроки устранения станцией технического обслуживания выявленных нарушений.

Что делать если при возмещении причиненного вреда в натуре расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превышает размер страховой суммы (475,000 рублей при оформлении ДТП в присутствии сотрудников ГИБДД или превышает 100 тыс. рублей при оформлении аварии без присутствия сотрудников Госавтоинспекции?

Согласно новому закону об ОСАГО потерпевший в письменной форме выражает согласие страховой компании на доплату за восстановительный ремонт, страховщик определяет размер доплаты, вносимой потерпевшим станции технического обслуживания, и указывает его в направлении на ремонт или ином документе, выдаваемом потерпевшему

Какая гарантия технической станции на проведенные восстановительные ремонтные работы автомобиля после аварии?

Согласно новому законодательству, после проведения натурального возмещения ущерба легковому автомобилю на станции техобслуживания (на автосервисе) осуществленному по направлению страховой компании устанавливается гарантийный срок не менее 2 месяцев со дня передачи транспортного средства потерпевшему.

Что делать если после восстановительного ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховой компании владелец автомобиля обнаружит дефекты или неполадки либо имеются претензии к проведенным работам по восстановительному ремонту транспортного средства?

На основании нового закона об ОСАГО статьей 12 пунктом 17.1 предусмотрена возможность потерпевшему указать в акте приема-передачи транспортного средства, оформляемом станцией технического обслуживания, сведений о наличии у него таких претензий с описанием их сути.

Допущенные станцией технического обслуживания дефекты и недостатки при осуществлении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства устраняются в порядке, определенном договором между страховщиком и станцией технического обслуживания, либо в соответствии с абзацами шестым — восьмым настоящего пункта.

В случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший до истечения гарантийного срока сообщает страховщику и станции технического обслуживания о выявленных недостатках восстановительного ремонта транспортного средства с требованием по их устранению.

Страховщик в течение 5 календарных дней , за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения акта приемки-передачи, содержащего сведения о претензиях потерпевшего к объему и качеству проведенных работ по восстановительному ремонту транспортного средства, либо со дня обращения потерпевшего с требованием об устранении недостатков восстановительного ремонта, выявленных в течение гарантийного срока, обязан осмотреть транспортное средство потерпевшего с участием представителя осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства станции технического обслуживания или вправе организовать экспертизу отремонтированного транспортного средства потерпевшего (далее – экспертиза качества восстановительного ремонта), а потерпевший обязан представить транспортное средство страховщику для осмотра или проведения экспертизы качества восстановительного ремонта.

В ходе осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства делается вывод о наличии или отсутствии недостатков восстановительного ремонта, полноте проведенных работ, наличии или отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта.

Результаты осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства отражаются в акте осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта, в котором делается вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства безвозмездно либо с указанием порядка его оплаты, а также иные возможности их устранения с указанием рекомендаций по минимизации их негативных последствий либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства составляется в трех экземплярах в день их проведения и вручается под роспись представителю станции технического обслуживания, страховщика и потерпевшему. В случае если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта за счет страховщика, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства.

К кому страхованая компания может применить регрессные требования после возмещения убытков причиненных потерпевшему в случае ДТП?

Вот список случаев в результате которых страховая компания после проведения восстановительного ремонта автомобиля в техническом центре, имеет законное право предъявить регрессное требование к виновнику или виновникам ДТП:

— вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или лицо не выполнило законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицо не выполнило требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому оно причастно

вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом, если в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом к нему, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Обращаем ваше внимание, что согласно новому законодательству в сфере обязательной гражданской ответственности при управлении транспортным средством, страховая компания не может предъявить регрессное требование в отношении возмещения вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия с участием указанного транспортного средства, а также к его родственникам и наследникам.

Запрет на выплату представителем потерпевших водителей при аварии легковых автомобилей

Согласно новому законодательству об ОСАГО, представителю потерпевших водителей легковых автомобилей в большинстве случаев выплата компенсации за ущерб транспортного средства не выплачивается.

Эта мера стала необходима чтобы прекратить массовые иски юристов, которые вводя водителей в заблуждение, скупают требований по возмещению ущерба в результате аварий, и в последующем коллективно предъявляют судебные иски к страховым компаниям, чем самым причиняют страховым компаниям огромные убытки.

Вот новая статья, которая детально разъясняет право на получение компенсационных выплат:

3.1. Лицо, которое приобрело у потерпевшего право на получение компенсационной выплаты после наступления событий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не имеет право на получение компенсационной выплаты, за исключением страховщика, приобретшего в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение компенсационной выплаты, физического лица, приобретшего в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты (наследник), которая потерпевшему не производилась, а также представителя потерпевшего, право которого на получение компенсационной выплаты подтверждено нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, удостоверенной администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором потерпевший находится на лечении. Наследник вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя .

Теперь давайте подведем итог всех кардинальных изменений в новом законе «Об ОСАГО», который вступит в силу в 2017 году.

Так после вступления закона в силу практически все владельцы легковых транспортных средств, лишаться возможности требовать от страховых компаний возмещения денежной компенсации за ущерб причиненный в результате ДТП. В итоге те кто желает восстановить свой автомобиль, необходимо будет обращаться в технический центр для проведения ремонта по направлению страховой организации.

Кроме того согласно новому законодательству наконец-то во всей стране можно будет оформлять аварию без участия сотрудников Госавтоинспекции если размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Ну и наконец, законодатель с целью борьбы с юристами, которые подают коллективные иски о взыскании ущерба в результате ДТП, выступая по доверенности от имени потерпевших, ввел ограничения для такого рода представительств, ограничив случае выплаты представителем компенсационного ущерба.