Решение о крупной сделке срок действия

Требования к оформлению решения о крупной сделке, несоблюдение которых может привести к отклонению заявки

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ, а для АО — новой редакцией Закона 208-ФЗ

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ, вступившей в силу с 1 сентября 2017 года, а для АО — новой редакцией Закона 208-ФЗ, которая действует с 30 июля 2017 года. Указанные законы установили новое требование: должен быть указан срок действия решения/протокола об одобрении крупной сделки. Если такой срок не установлен — решение по умолчанию будет действовать в течение года со дня его принятия. В материале предложены для скачивания готовые формы указанных документов в формате «MS Word».

В чем отличие решения о крупной сделке от протокола?
Решение о совершении крупной сделки вправе принять единственный участник (учредитель) ООО. В отличие от решения, протокол составляется на общем собрании, в случае, если у ООО или АО несколько участников-собственников. В протоколе нужно указать председателя и секретаря собрания, наличие кворума для принятия решения. Это основные отличия. Для краткости далее в статье используется термин «решение».

Для чего участникам необходимо решение о крупной сделке?
В первую очередь, оно требуется для прохождения аккредитации на 6 электронных торговых площадках (ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ), а также на многих коммерческих (в соответствии с регламентами таких ЭТП).
Во вторых, при подаче заявок на участие в электронных аукционах (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При передаче заказчику вторых частей заявок такое решение или протокол автоматически передается Заказчику из документов, размещенных на ЭТП при аккредитации. Однако любой участник при подаче заявки может приложить актуальный документ об одобрении сделки, который также попадет к заказчику для рассмотрения. При этом юридическую силу будет иметь документ с более поздней датой.
В третьих, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе (пп. «е» ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ) или в закрытом аукционе (пп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ),
В четвертых, такое решение требуется банкам при рассмотрении заявки на выдачу банковской (независимой) гарантии на участие в тендере или для исполнения своих обязательств по контракту/договору.

Как изменения законов влияют на участников закупок?
1. Участнику может быть отказано в аккредитации на ЭТП. При этом придется ждать повторного решения об аккредитации (до 5 рабочих дней – ч. 4 ст. 61 Закона №44-ФЗ), а за это время на «вкусный» тендер уже может окончиться подача заявок.

2. Отклонение поданной заявки на участие в электронном аукционе, открытом конкурсе, закрытом аукционе. Так как ранее не было конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, заказчик достаточно формально подходил к рассмотрению такого решения, проверяя по большому счету его наличие и сумму разрешенной сделки, и не мог отклонить заявку, если с даты принятия решения/протокола о крупной сделке прошло более года.

Как нужно сделать уже сейчас?

1. Проверить, указан ли срок действия в вашем решении либо протоколе о крупной сделки.

2. Если срок действия не указан, оформить новый протокол внеочередного собрания участников и в нем обозначить принятые решения. Если собственник у организации один, он единолично принимает такое решение.

3. Внесите изменения в документы вашей организации на каждой ЭТП – удалите или отметьте неактуальным прежнее решение и загрузите новое.

4. Если не вносили изменения, нужно прикреплять новое решение к каждой подаваемой заявке.

Способы принятия решения

Согласно п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются:

1. Нотариальным заверением (почти нереально на практике и дорого).

2. Способом подтверждения принятия решения, указанным в Уставе (вряд ли указан в большинстве Уставов компаний).

3.Способ подтверждения принятия решения, указанный в конкретном решении (оптимально), либо указанный в отдельном решении. При этом одним из пунктов повестки дня необходимо указать вопрос «О выборе способа подтверждения принятия решений по всем вопросам повестки дня». Затем в самом решении по вопросам повестки дня указать выбранный способ (например, «Постановили: определить в качестве способа подтверждения принятия внеочередным общим собранием участников ООО решений и состава участников ООО, присутствующих при их принятии – подписание протокола всеми участниками ООО».

Из практики: желательно в решении не указывать конкретные названия ЭТП и их сайты. Они довольно часто меняются, что приводит к отклонению заявок по формальным основаниям, например:

«Приложено решение об одобрении или о совершении сделок по результатам аукционов, проводимых на электронной площадке ЭТП ММВБ «Госзакупки» www.etp-micex.ru. Оператором Национальной Электронной Площадки www.etp-ets.ru является Акционерное общество «Электронные торговые системы» (АО «ЭТС»). Необходимо указать верное наименование оператора электронной площадки. Вы можете скорректировать свою заявку и отправить ее на повторное рассмотрение.

«п.5 Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика: В приложенном решении нужно исправить наименование нашей площадки — АО «Единая электронная торговая площадка», а не ОАО (с 7 сентября 2015 произошло переименование нашей ЭТП с ОАО на АО).»

Надо ли для аккредитации указывать способ госзакупки в решении об одобрении сделок?

Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 29.06.2017 по делу N А40-132329/2016 пояснил, что такой обязанности у участников закупки нет. Если же способ закупки назван в заявлении на аккредитацию, отказать в ней оператор электронной площадки не вправе.

Несмотря на то что суд в данном деле поддержал участника, лучше заранее снизить риск отказа в аккредитации. Для этого рекомендуем указывать в решении об одобрении или о совершении сделок по результатам закупок способы их проведения: «в том числе — электронный аукцион».

Кто вправе участвовать в закупках без решения о крупных сделках?

Прикладывать к заявке решение не требуется:

1. Индивидуальным предпринимателям. Для них процедура одобрения сделок не предусмотрена законом.

2. При участии в электронном аукционе, если актуальное решение было приложено при аккредитации. При этом нужно проверить: если НМЦ закупки больше, чем одобренная в вашей организации сумма крупной сделки, нужно направить в составе заявки обновленное решение на требующуюся сумму.

Вправе ли заказчик отклонить заявку участника, если в ней нет решения об одобрении крупной сделки? Если закупка не является для участника крупной, а решения в составе заявки нет, заказчики часто отклоняют такие заявки. Поэтому, чтобы не тратить время обжалование недопусков в ФАС или на судебные споры с заказчиком, рекомендуем прикладывать решение в любом случае.

Рекомендуемые формы документов (доступны для скачивания):

Количество просмотров: 5941

Решение об одобрении крупной сделки 44-ФЗ: порядок и образец

Что такое крупная сделка и в каких случаях оно может понадобиться, узнайте из статьи. Приведем образец решения об одобрении крупной сделки в зависимости от формы организации.

Что такое крупная сделка

Обратимся к профильным законам для того, чтобы понять, что такое крупная сделка. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» гласит, что крупная — это такая операция, которая связана с приобретением или продажей имущества на сумму больше 10% уставного фонда предприятия или на сумму, в 50 тысяч раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» называет крупными сделки, которые:

  • связаны с покупкой или отчуждением любого имущества (в том числе учитываются займы, кредиты, залог и т.д.), балансовая стоимость которого превышает 25% стоимости активов общества;
  • связаны с передачей во временное владение или предоставлением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их стоимость больше 25% стоимости активов организации.

При этом в ФЗ говорится, что эти положения не применимы к обществам, в которых лишь один участник, и к договорам, совершение которых обязательно в соответствии с распоряжениями Правительства и другими нормативно-правовыми актами.

Также в фз дается понятие сделкам, не выходящим за пределы нормальной хозяйственной деятельности. Это те соглашения, которые часто проводят предприятия в этой сфере деятельности и которые не приводят к существенному изменению масштабов организации. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ » Об акционерных обществах » дает такое же определение КС, как и Закон № 14-ФЗ .

Другие статьи:  Собственность в подмосковье

Когда нужно решение об одобрении крупной сделки

По закону № 44 этот документ может понадобиться в двух случаях:

  • при подаче заявки. Решение нужно предоставить, если это установлено в законе, учредительных документах организации-участника, и когда цена договора/контракта для ООО или АО подпадает под определение КС;
  • при аккредитации на электронной площадке.

Материалы по теме:

Порядок принятия решения об одобрении крупной сделки

Процедура одобрения также зависит от типа предприятия и количества его учредителей. В МУПах и ГУПах подобные решения принимают с согласия собственника имущества предприятия.

В случае с АО одобрением занимаются члены совета директоров или общее собрание акционеров. Процедура зависит от стоимости имущества:

  • если цена имущества составляет от 25 до 50% от стоимости активов компании, необходимо, чтобы согласие дал каждый член совета директоров. Если достичь этого не удалось, вопрос выносится на повестку дня собрания акционеров и решается большинством голосов;
  • если цена имущества больше 50% от стоимости активов компании, должно быть получено согласие на одобрение от ¾ голосов акционеров на общем собрании. При этом в решении должны быть указаны: цена сделки, ее предмет, выгода компании, стороны, срок действия решения.

Отметим, что если срок действия одобрения не указан, то документ считается действительным в течение года.

В ООО решение о крупной сделке принимает общее собрание участников. Если она заключается по итогам торгов, то в документе можно не указывать ее сторону и выгодоприобретателя. Однако обязательно следует прописать цену, предмет сделки и другие существенные условия, в том числе, минимальные и максимальные параметры, альтернативные варианты условий и т.д. Если в процедуре есть заинтересованность кого-либо из участников, то решение принимается большинством голосов незаинтересованных участников.

Перечислим последствия совершения крупной сделки без одобрения. Она может быть признана недействительной, если в суд с иском обратится член совета директоров или один из акционеров. При этом суд не будет отменять процедуру, если:

  • будут представлены доказательства, что одобрение было получено;
  • есть подтверждения, что другая сторона знала или должна была знать о том, что сделка является для организации крупной, и об отсутствии надлежащего согласия на ее проведение.

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Решение об одобрении крупной сделки: образец

Образец решения о крупной сделке

Образец решения зависит от того, сколько учредителей в организации. Сначала рассмотрим, как составить этот документ для ооо, в котором только один учредитель. Решение нужно напечатать на фирменном бланке и указать в нем:

  • название компании;
  • ФИО, данные паспорта, адрес учредителя;
  • одобрение заключения конкретного договора/контракта;
  • максимально возможную сумму одной крупной сделки;
  • подпись и печать.

Если учредителей у организации несколько, необходимо провести собрание участников и по его итогу оформить протокол. В него вносят следующие данные:

  • ФИО учредителей с указанием долей в уставном капитале;
  • ФИО директора;
  • одобрение совершения сделок от имени организации;
  • указание на максимально возможную сумму крупного соглашения;
  • подписи директора, председателя и секретаря собрания.

Процедура принятия решения об одобрении крупной сделки может различаться. Она зависит от ряда факторов: организационно-правовой формы, количества учредителей, наличия заинтересованности кого-то из них и т.д. В АО и ООО вопрос решают на собрании участников общества или на общем собрании акционеров.

Если сделка крупная для организации, то предоставить этот документ в 2017 году нужно будет:

  • при подаче заявки;
  • при аккредитации на ЭТП.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

Решение об одобрении крупной сделки

Необходимость подготовки решения об одобрении крупной сделки не регламентирована на законодательном уровне, что прописано в ФЗ-44 и ФЗ-223. Однако на практике документ требуется для аккредитации на многих торговых площадках, включая государственные и коммерческие электронные торги. С 1.01.2017 года вступили в силу новые правила его оформления, обусловленные изменениями в законодательстве.

Особенности документирования решения о крупной сделке

Крупная сделка ооо предполагает подписание решения органом управления в форме:

  • Согласия относительно будущей сделки
  • Одобрения уже заключенного контракта

Принятие решения о крупной сделке возлагается на общее собрание участников общества, что регламентировано ст.6 Федерального закона №14. Оформление решения производится в письменном виде в форме протокола общего собрания участников ооо. В некоторых ооо создается совет директоров, в область компетенции которого входит одобрение крупных сделок с оформлением соответствующего решения.

Процедура одобрения крупной сделки проводится в строгом соответствии с требованиями актуального законодательства.

Как оформлять решение об одобрении крупной сделки ООО, образец

Подготовка решения о совершении крупной сделки, образец которого приложен ниже, является обязательным условием участия в тендере на многих электронных площадках, в особенности существующих сегодня государственных. Аккредитация на ЭТП подразумевает подготовку указанного документа по всем стандартам. Его воплощение возможно в различных интерпретациях. Выбор конкретного варианта обусловлен количеством соучредителей общества. Для ооо с единственным учредителем подготавливается документ — решение единственного участника об одобрении крупной сделки.

Заполнение формы проводится от лица самого учредителя и единственного участника ооо с последующей ее подачей на выбранную площадку проведения торгов либо прикреплением к заявке в случае установления данного требования заказчиком.

Решение единственного участника об одобрении крупной сделки должок содержать в себе некоторый набор обязательных реквизитов:

  • конкретный предмет совершаемой сделки
  • список лиц, выступающих в качестве сторон сделки
  • выгодоприобретателей
  • сумму проводимой сделки
  • прочие важные условия

В случае заключения сделки посредством проведения торгов в решении не требуется указания сторон и выгодоприобретателей в связи с тем, что они остаются неизвестными к моменту одобрения сделки.

Решение о крупной сделке единственного учредителя оформляется письменно. Необходимо в обязательном порядке подтвердить документ с помощью подписи участника общества, фирменный бланк и печать не нужны.

Оформление документации подразумевает указание ее названия вместе с наименованием самой организации. Следующий этап – обозначение места и даты подготовки решения. Затем оформляется вводная часть с указанием фамилии, имени, отчества учредителя, набора его паспортные данных, ИНН, основного государственного регистрационного номера, занимаемой в обществе должности и наименования ооо. Нужно также определить повестку дня с обозначением рассматриваемого вопроса. Основная часть решения о совершении крупной сделки содержит вынесенное решение касательно заключаемых контрактов и одобренных сумм денежных средств. Заключительный элемент документа включает себя указание должности, фамилии, имени и отчества соучредителя ооо вместе с его наименованием, а также подпись и печать компании.

Немаловажный момент – обозначение суммы сделки в утверждаемом документе. Определить ее можно исходя из следующих правил:

  • Определение крупности контракта производится на базе запрошенной справки с данными бухгалтерского отчета о балансовой стоимости имущества ООО на последнюю отчетную дату
  • При наличии возможности предварительного расчета суммы крупность рассчитывается на ее основе
  • В случае участия в тендере и невозможности предварительного расчета суммы контракта следует указать максимальную сумму, которую способно предложить общество
  • Заключая кредитный договор, нужно учесть сумму основного долга и начисленных процентов за пользование предоставленным кредитом

Если в планах организации заключение сразу ряда соглашений, допустимо их оформление в одном документе.

Важным вопросом является также срок действия решения. Документ действителен на протяжении зафиксированного в нем периода времени. По умолчанию данный параметр составляет 1 год. В течение указанного времени следует совершить согласованную сделку.

В соответствии с изменением в Гражданском кодексе РФ от 1.09.2014 года, требуется произвести нотариальное заверение принятого решения.

Приведенный образец решения учредителя об одобрении крупной сделки универсален – он подойдет как для подачи на ЭТП, так и для предъявления заказчику.

РЕШЕНИЕ № 08-01-35 и предписание по жалобе ООО «СибРос» на действия аукционной комиссии заказчика

13 февраля 2018 года г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

— зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

— ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

— специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в присутствии представителя подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Сибирский региональный союз» (далее – ООО «СибРос») – «…» (по доверенности),

в присутствии представителей заказчика – Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Сибуправтодор») — «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СибРос» на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км. 703+000 – км. 713+000, Омская область (извещение № 0351100008917000173), начальная (максимальная) цена контракта 228 703 730 руб. 59 коп.,

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СибРос» с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км. 703+000 – км. 713+000, Омская область.

Суть жалобы ООО «СибРос» заключается в следующем.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.02.2018 №173 заявка подателя жалобы была признана не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены п. 8 ч. 2 ст. 62, ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно, в составе заявке ООО «СибРос» не предоставлено решение об одобрении крупной сделки, данное требование установлено в пп. 3 п. 1 раздела 1 документации об электронном аукционе.

Другие статьи:  Какие автомобили не попадают под налог на роскошь

Согласно вышеуказанному пункту аукционной документации вторая часть заявки должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки для участия в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой, однако, по мнению подателя жалобы, решение аукционной комиссии о признании заявки ООО «СибРос» несоответствующей является не правомерным ввиду следующего.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) крупной сделкой считается сделка, выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом, такая сделка должна выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности общества или иметь определенную стоимость.

ООО «СибРос» считает, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков, сделка не является крупной.

Под обычной хозяйственной деятельностью следует понимать любые операции, которые приняты в текущей деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности, сходных по размеру активов и объему оборота, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее или нет.

Основным видом деятельности для ООО «СибРос» согласно данным из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) является строительство дорог и автомагистралей.

В период 2014-2017 гг. ООО «СибРос» заключало контракты на суммы от 20 до 349 млн. руб.

Таким образом, ООО «СибРос» считает, что в силу положений п. 1 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, толкования указанной нормы в п. 6 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 28 от 16.05.2014, сложившихся объемов и характера коммерческой деятельности ООО «СибРос», сделка по заключению государственного контракта на сумму 218 412 062 руб. 65 коп. не требует одобрения, установленного для крупных сделок, поскольку является обычной хозяйственной деятельностью.

На жалобу ООО «СибРос» от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

По мнению заказчика, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 61, п. 8 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе, решение об одобрении или о совершении по результатам аукциона сделки или подтверждение, что сделка не является крупной должно быть представлено участником аукциона в любом случае, независимо от того, является ли сделка крупной для конкретного участника электронного аукциона, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности или нет.

Аукционной комиссией было установлено, что в составе второй части заявки содержался документ – решение об одобрении крупной сделки №5/04 от 20.04.2012 единственного участника ООО «СибРос». Согласно п. 3 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

В решении об одобрении крупной сделки №5/04 от 20.04.2012 единственного участника ООО «СибРос» не указан срок в течение которого действительно такое решение, а, следовательно, срок действия данного решения истек 20.04.2013, на основании вышеизложенного, аукционная комиссия сделала вывод, что данный документ в составе заявки ООО «СибРос» отсутствует.

Таким образом, ФКУ «Сибуправтодор» считает, что основания для признания протокола недействительным в части признания заявки ООО «СибРос» несоответствующей отсутствуют.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 69 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пп. 1, 3 — 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, чч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 1.1 раздела аукционной документации о требованиях к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению в аукционной заявке должно быть представлено решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В протоколе подведения итогов электронного аукциона указано, что в составе заявки на участие в электронном аукционе ООО «СибРос» содержится решение об одобрении крупной сделки, срок действия которого истек 20.04.2013, на основании вышеизложенного, аукционная комиссия пришла к выводу, что решение об одобрении крупной сделки в составе заявки на участие в электронном аукционе отсутствует.

В соответствии с п.1 ст.46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:

связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

В п. 8 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью указано, что для целей Закона об обществах с ограниченной ответственностью под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Объектом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км. 703+000 – км. 713+000, Омская область.

Согласно п. 1.10 устава ООО «СибРос» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе, такой вид деятельности, как производство общестроительных работ по строительству автомобильных, железнодорожных дорог и взлетно-посадочных полос аэродрома.

Согласно п. 52 выписки из ЕГРЮЛ ООО «СибРос» вправе осуществлять строительство автомобильных дорог и автомагистралей, что согласно выписке является основным видом деятельности участника.

Кроме того, решение об одобрении крупной сделки не требуется, если учредитель – единственный участник общества с ограниченной ответственностью, и одновременно выступает в качестве единоличного исполнительного органа общества (п. 7 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Единственным участником и генеральным директором ООО «СибРос» является одно и тоже лицо – «…».

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что объект данной закупки не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности ООО «СибРос». В связи с этим, представление в заявке ООО «СибРос» решения об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется. Указанные обстоятельства аукционная комиссия обязана была учесть при рассмотрении и оценке заявок на участие в электронном аукционе. Таким образом, признав заявку ООО «СибРос» не соответствующей требованиям аукционной документации по указанному основанию, аукционная комиссия нарушила п. 1 ч. 6, ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.

Другие статьи:  Пример заявление на алименты

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу обоснованной.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

  1. Признать жалобу ООО «СибРос» на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км. 703+000 – км. 713+000, Омская область обоснованной.
  2. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей п. 1 ч. 6, ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«13» февраля 2017 года г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Решение об одобрении крупной сделки

С 1 января 2017 года появится больше возможностей для одобрения крупных сделок. Рассмотрим, что может быть включено в решение об одобрении крупной сделки.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Решение об одобрении крупных сделки понадобится, когда директор заключает сделку, цена которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества. Это может быть одна или несколько сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом имущества прямо либо косвенно.

Оспаривание крупной сделки

Если заключить крупную сделку без одобрения, ее можно будет оспорить на основании статьи 173.1 ГК РФ и пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — закон № 14-ФЗ).

Право на оспаривание имеют общество и его участники. С 1 января 2017 года его получат и члены совета директоров. Но при этом ограничат права учредителей — оспорить сделку сможет лишь участник, обладающий не менее чем 1 процентом общего числа голосов (п. 4 ст. 46 закона № 14-ФЗ в редакции от 1 января 2017 года). Новые положения закона позволяют сделать решение более гибким.

Стоимость имущества по сделке

Решение об одобрении крупной сделки потребуется, если стоимость имущества превышает 25 процентов от стоимости активов. Предел в 25 процентов установлен в законе и действует по умолчанию, но устав может содержать другие положения, поэтому нужно проверить его, прежде чем созывать собрание. В частности, в уставе может быть установлен более высокий предел для одобрения, например, 50 процентов.

Это актуально, к примеру, когда компания начинает деятельность, у нее мало собственных средств и низкий предел заставляет созывать общее собрание слишком часто. Кроме того, в уставе может быть указано, что крупные сделки одобрять не нужно. Закон № 14-ФЗ в будущей редакции не содержит пункта, который позволяет исключить из устава требование об одобрении сделки. Но ничто не запрещает применять такое положение.

Отказ в уставе от одобрения крупных сделок может быть уместен, например, когда функции директора выполняют два лица, действующих раздельно. При этом одно из них — единственный учредитель, он на основании устава имеет право заключать любые сделки, а другое — управляющая компания, которая выполняет ряд «технических» функций. В такой ситуации учредителю нет необходимости ограничивать себя одобрением, но по закону оно необходимо. Поэтому в уставе можно предусмотреть, что одобрение не требуется.

Одна из особенностей обновленных положений в том, что правила об одобрении не применяются, когда единственный участник одновременно выступает единственным директором. Но если директоров двое, то сделки нужно одобрять. Действующая редакция не уточняет, сколько директоров должно быть в компании. Достаточно, чтобы единственный участник имел полномочия директора (п. 7 ст. 46 закона № 14-ФЗ в редакции от 1 января 2017 года, подп. 1 п. 9 ст. 46 закона № 14-ФЗ в действующей редакции).

Скачать образец решения о согласии на совершение крупной сделки

Сделка вне обычной деятельности общества

Необходимо решение об одобрении крупной сделки, если сделка не относится к обычной хозяйственной деятельности.

Это также стоит проверить прежде, чем созывать собрание. Действующая редакция закона не определяет, что понимать под «обычной хозяйственной деятельностью». Поэтому приходится пользоваться судебным толкованием.

Пленум ВАС РФ указал, что обычная хозяйственная деятельность — это любые операции, которые приняты в текущей деятельности общества либо иных субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности, сходных по размеру активов и объему оборота, независимо от того, совершались ли такие сделки этим обществом ранее (абз. 3 п. 6 постановления от 16.05.14 № 28). К этому разъяснению отсылает и Верховный суд (определение от 25.01.16 № 310-ЭС15-12396 по делу № А09-1924/2013).

Новая редакция закона (с 1 января 2017 года) практически скопировала приведенное разъяснение Пленума ВАС РФ (п. 8 ст. 46 закона № 14-ФЗ). Но в старой и новой формулировках обычной хозяйственной деятельности есть два отличия:

  1. При сравнении сделки с деятельностью аналогичных компаний больше не нужно оценивать размер их активов и объем оборота. То есть другая компания может быть насколько угодно большой или маленькой, главное, что она занимается аналогичным видом деятельности. Это облегчает задачу, так как не для всех компаний можно было получить информацию об их финансовом состоянии.
  2. Сделку нужно одобрять, если она, хотя и является для общества обычной, но приводит к прекращению или изменению деятельности либо существенно уменьшает ее масштаб. То есть теперь нужно оценивать не только «обычность» сделки, но и ее последствия для общества. Хотя это условие и не упомянуто Пленумом в разъяснениях, оно отвечает более ранней позиции ВАС РФ — сделку, которая влечет прекращение деятельности, нужно относить к крупной независимо от ее стоимости (п. 40 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.02 № 66, постановление АС Поволжского округа от 11.02.15 по делу № А57-21699/2012).

Скачайте нужные документы

Описание крупной сделки в решении об одобрении

Решение о согласии на совершение крупной сделки должно быть конкретным. В нем нужно указать предмет сделки, цену и другие существенные условия. А также кто выступает сторонами по сделке. Допускается не указывать это, если сделку заключают на торгах, а также в других случаях, когда участников сделки нельзя определить к моменту одобрения. Требования к решению установлены в абзаце 2 пункта 3 статьи 46 закона № 14-ФЗ (с 1 января 2017 года — в абз. 3 п. 3 ст. 46).

Когда в решении нет необходимых сведений, нет и самого решения. Следовательно, суд может признать сделку неодобренной (постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.09.15 по делу № А32-30556/2014). Если решение нужно для допуска к торгам, заказчик правомерно откажет в принятии заявки (решение Московского УФАС России от 29.02.16 по делу № 1-00-320/77-16).

Федеральный закон от 03.07.16 № 343-ФЗ, внесший поправки в положения о крупных сделках, не меняет требования к содержанию решения об одобрении. Напротив, он позволяет сделать решение более вариативным.

Дополнительные условия одобрения крупной сделки

С 1 января 2017 года закон прямо предусматривает, что решение об одобрении может быть вариативным — участники могут предусмотреть отклонения от согласованных условий сделки. Преимущества этого нововведения:

  • не нужно будет заново получать одобрение участников, если к моменту заключения сделки ее условия изменились по сравнению с теми, что были одобрены;
  • неконкретные условия одобренной сделки не станут дополнительным доводом при оспаривании крупной сделки.

Итак, в решение об одобрении сделки можно включить:

  • верхний предел цены покупки или нижний предел цены продажи имущества;
  • согласие на совершение аналогичной сделки (например, точно такой же сделки, но с другим контрагентом);
  • альтернативные варианты условий сделки (например, в приведенном образце документа участники могут предусмотреть разные условия оплаты);
  • согласие на сделку при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срок, на который действует решение об одобрении сделки. Если срок не указан, согласие действует один год. Исключения будут, если иной срок вытекает из существа и условий сделки либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Эта норма устранила неопределенность. Ранее суды исходили из того, что закон не ограничивает «срок годности» решения (постановление Девятнадцатого ААС от 30.09.14 по делу № А64-7234/2013). Для небольшой разницы во времени такой подход был обоснованным, но в целом он позволял заключить сделку далеко позже одобрения, когда она уже будет невыгодна обществу. Как следствие, решение об одобрении крупной сделки, принятое, но не реализованное в разумный срок, правильнее было бы отменить, чтобы им нельзя было воспользоваться во вред обществу.