Разрядный приказ ведал дворянским

Разрядный приказ

Главная > Реферат >История

Разря́дный прика́з — государственное учреждение (орган военного управления) в Московском государстве XVI—XVII веков, ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными и восточными «украинными» (пограничными) городами Русского царства.

Разрядные дьяки упоминаются в документах ещё до 1535 года. Поэтому историк К. А. Неволин относил возникновение Разряда ко времени Иоанна III.

Историки С. М. Соловьёв и М. Ф. Владимирский-Буданов полагали, что приказ возник позже появления разрядных дьяков. Во всяком случае, разрядный приказ известен в памятниках с 1535 года.

По словам Котошихина, в нём сидели окольничий, думный дьяк и два простые дьяка.

Ведались в нём всякие воинские дела, строение и починка крепостей, вооружение их и снабжение гарнизонами; ведались также по отношению к службе бояре, окольничьи, думные и ближние люди, стольники, стряпчие и дворяне московские, дьяки, жильцы и дворяне городовые, дети боярские, казаки, солдаты.

В случае посылки, награды или увольнения от службы кого-нибудь из поименованных чинов об этом давался указ в Разряд. Здесь же вёлся именной список всех служилых людей со сведениями об их службе.

В связи с укрупнением государства образовывались новые (специализированные) органы управления, приказы Стрелецкий, Пушкарский, Иноземый, Сибирский, Казанского дворца и другие, круг дел разрядного приказа был ограничен в территориальном и функциональном отношениях. Во время войн функции приказа значительно расширялись, через разрядный приказ правительство осуществляло руководство военными действиями.

Когда в 1682 года было уничтожено местничество, на Разряд было возложено составление и непрерывное продолжение дворянской родословной книги.

По указу 1689 года подьячие Разрядного приказа судились только в нём одном.

С 1682 по 1690-е годы в Приказе функционировала также Палата родословных дел — временная комиссия по сбору родословных росписей и документов от служилых людей для составления родословной книги.

От разрядного приказа зависели разряды новгородский, рязанский и т. д., заведовавшие служилыми людьми соответствующих городов. В отличие от них разрядный приказ назывался Московским Большим Разрядом.

Разрядный приказ составлял как бы особое установление при царской думе, а потому и деятельность его прекращается с упразднением последней.

С учреждением в 1711 году сената при нём был образован особый разрядный стол, к которому перешли некоторые предметы ведомства бывшего разрядного приказа.

Делился на столы:

Московский (ведавший не только московскими, но и общегосударственными делами);

территориальные — Белгородский, Владимирский, Новгородский, Севский и Киевский (повытье).

Акты Московского государства.

Том 1. Разрядный приказ. Московский стол. 1571—1634. — М., 1890;

Том 2. Разрядный приказ. Московский стол. 1635—1659. — М., 1894;

Том 3. Разрядный приказ. Московский стол. 1660—1664. — М., 1901.

Н. П. Загоскин, «Столы разрядного приказа, по хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции книгам их. Отчет о занятиях в Архиве осенью 1878 года»

«Разрядный приказ» В БСЭ.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Разрядный приказ

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «Разрядный приказ» в других словарях:

Разрядный приказ — Московский Большой Разряд … Википедия

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ — РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в середине 16 начале 18 вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, а также южными ( украинными ) районами государства, жалованьем дворян. Через Р. п. осуществлялось руководство… … Русская история

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ — (иначе Разряд) центральное правительственное учреждение России XVI XVII вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными (окраинными) городами. Приказ сложился в сер. XVI в. Со 2 й пол. XVI в, с возникновением приказов… … Юридическая энциклопедия

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России 16 нач. 18 вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, южными районами государства, жалованьем дворян. Руководил военными действиями, назначением полковых и городских воевод, пограничной… … Большой Энциклопедический словарь

Разрядный приказ — центральное государственное учреждение в России 16 нач. 18 вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, южными районами государства, жалованьем дворян. Руководил военными действиями, назначением полковых и городских воевод, пограничной… … Политология. Словарь.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ — в. XVI–XVIII вв. центральное государственное учреждение в России, ведал служилыми людьми и их службой, назначал воинских начальников; вел Разрядные книги о ежегодных назначениях на «государеву службу». Р.п. был образован при дьяке с «разрядом» –… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Разрядный приказ — Разряд, центральное государственное учреждение России 16 17 вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными («украинными») городами. Р. п. сложился в середине 16 в. Со 2 й половины 16 в., с возникновением приказов… … Большая советская энциклопедия

Разрядный приказ — или разряд см. Приказы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ — Разряд, центр. гос. учреждение России 16 17 вв., ведавшее служилыми людьми, воен. управлением, а также южными ( украинными ) городами. Р. п. сложился в сер. 16 в. Со 2 й пол. 16 в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского,… … Советская историческая энциклопедия

Разряд ( Разрядный приказ) — государственное учреждение XVI XVII вв., ведавшее учетом служилых людей, их чинов и должностей … Краткий словарь историко-правовых терминов

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

Найдено 5 определений термина РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

центральное государственное учреждение в России XVI—начале XVII вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, южными районами государства, жалованьем дворян. Руководил военными действиями, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

центральное государственное учреждение в середине 16-начале 18 вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, а также южными («украинными») районами государства, жалованьем дворян. Через Р. п. осуществлялось руководство военными действиями, распределение служилых людей по полкам, назначение полковых и городовых воевод и т. п. Упразднен в 1711.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ (Разряд)

центральное государственное учреждение России XVI-XVII вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными («украинными») городами. Разрядный приказ сложился в сер. XVI в. Со 2-й пол. XVI в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземского, Сибирского, Казанского дворца и др., круг дел Разрядного приказа был ограничен в территориальном и функциональном отношениях. В его ведении остались служилые люди по отечеству, а в южных городах и служилые люди по прибору. Во время войн функции Разрядного приказа значительно расширялись, через Разрядный приказ правительство осуществляло руководство военными действиями. В ведении Разрядного приказа было также распределение служилых людей по полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечение служилых людей земельным и денежным жалованьем. В XVII в. правительство предприняло попытку сосредоточить в Разрядном приказе учет всех ратных людей.

Другие статьи:  Класс страхователя осаго как узнать

В Разрядном приказе составлялись росписи придворных церемоний (приемы иностранных послов, свадьбы членов великокняжеских и царских семей и их родственников, пожалования в чины), он имел непосредственное отношение к разбору местнических споров. Штат Разрядного приказа включал большое количество дьяков, подьячих и др. служителей. Он длился на столы (отделы): Московский, Новгородский, Владимирский, Белгородский, Севский, Поместный, Денежный и Приказной.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

Разряд, — центр. гос. учреждение России 16-17 вв., ведавшее служилыми людьми, воен. управлением, а также южными («украинными») городами. Р. п. сложился в сер. 16 в. Со 2-й пол. 16 в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземского, Сибирского, Казанского дворца и др., круг дел Р. п. был ограничен в терр. и функциональном отношениях. В его ведении остались служилые люди по отечеству, а в юж. городах и служилые люди по прибору. Во время войн функции Р. п. значительно расширялись, через Р. п. пр-во осуществляло руководство воен. действиями. В ведении Р. п. было также распределение служилых людей по-полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечение служилых людей земельным и ден. жалованьем. В 17 в. пр-во предприняло попытку сосредоточить в Р. п. учет всех ратных людей.

В Р. п. составлялись росписи придворных церемоний (приемы иностр. послов, свадьбы членов велико-княж. и царских семей и их родственников, пожалования в чины), он имел непосредств. отношение к разбору местнич. споров. Штат Р. п. включал большое количество дьяков, подьячих и др. служителей. Он делился на столы (отделы): Московский, Новгородский, Владимирский, Белгородский, Севский, Поместный, Денежный и Приказной. Р. п. в 16-17 вв., как правило, возглавляли представители послушной царю приказной бюрократии (А. Я. и В. Я. Щелкаловы, Ф. Лихачев, С. Заборовский, Д. Башмаков, Ф. Грибоедов и др.). Последним его руководителем был боярин Т. Н. Стрешнев (с 1689). Р. п. прекратил существование в 1711. Большая часть док-тов архива Р. п. 16 — нач. 17 вв. погибла в результате пожара 1626 и др. стихийных бедствий. Архив Р. п. хранится в ЦГАДА (Москва). Подробная опись фонда Р. п. опубл. в «Описании документов и бумаг, хранящихся в МАМЮ», тт. 9-20, М., 1894 — 1921 (дополнит. опись Р. п. опубл. в 1950).

Лит.: Лихачев Н. П., Разрядные дьяки XVI в., СПБ, 1888; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Моск. гос-ва, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; Зимин A. A., О сложении приказной системы на Руси, «Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР», 1954, в. 3; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961.

В. И. Буганов. Москва.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

в. XVI–XVIII вв. центральное государственное учреждение в России, ведал служилыми людьми и их службой, назначал воинских начальников; вел Разрядные книги о ежегодных назначениях на «государеву службу».

Р.п. был образован при дьяке с «разрядом» – войсковой росписью ратных людей, в которой указывались занимаемые ими должности. Впервые разрядный дьяк упоминается в росписи походных воевод московского войска на Новгород в 1478 г. В одной из разрядных книг сохранилась запись о том, что «в лето 7039 (1531 г.) князь великий положил опалу свою на князя Ивана Воротынскова и велел их с Тулы дьяку Афанасию Курицину привести к Москве в Разряд».

Р.п. вел книги по учету всех служилых людей российского войска, с указанием их поместного и денежного жалованья, осуществлял его комплектование, учет, следил за денежными и поместными окладами. Р.п. периодически проводил особые смотры детей боярских и дворян для определения их способности к воинской службе. «Новика» – нового служилого человека – на смотре «верстали» на военную службу, указывая размер его земельного и денежного жалованья. При верстании новика определяли в «статью», которых было от 6 до 25. Номер статьи зависел от происхождения, рода и опыта предыдущей службы. Служилый человек, поверстанный по высшей статье, получал 350 четей земли и 12 руб. жалованья в год, по самой низшей – 100 четей земли и 5 руб. жалованья в год. При «разборе» и «верстании» составлялись списки детей боярских и дворян, называвшиеся «десятнями». Дети боярские и дворяне, получившие поместья, обязаны были ходить в походы, на войну и присутствовать на смотрах на своих лошадях, со своим оружием и, в зависимости от количества полученной земли, выставлять вооруженных слуг или холопов. Первое время количество вооруженных слуг не регламентировалось. В 1556 г. царем и Боярской думой было принято «Уложение о службе», регламентирующее военно-поместную систему. Размер службы, определявшийся до этого самими служилыми людьми, теперь становился законом. Служилые люди выставляли: «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе в полном, а в дальний поход в дву конь. А служат они с тех своих деревень мою, цареву и великого князя, службу сами своими головами. И хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлением, и на уложеные люди дает денежное жалованье».

Одна четь или четверть земли в XVI в. считалась равной половине десятины («в длину 80 сажен, а поперек 30 сажен»). В 1556 г. была введена официальная разрядная книга с 1475 г., регулировавшая службу и местнические отношения. В соответствии с заслугами или промахами Р.п. повышал или понижал в чине служилых людей, увеличивал или уменьшал их жалованье. За неявку в поход или на смотр – «нетспгво» – Р.п. мог отобрать данные «в оклад» земли. Р.п. руководил военными походами, ведал содержанием войска, руководил постройкой крепостей и пограничных городов, ведал их населением и землями, организовывал пограничную службу. Р.п. назначал наместников, волостелей, воевод, послов, судей приказов, проводил суд над нерадивыми чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. В середине XVI в. Р.п. стал важнейшим органом управления государства. К концу столетия ему подчинялись все областные разряды, включая Новгородский, Смоленский и Рязанский.

Другие статьи:  Договор на оказание транспортных услуг по перевозке нефтепродуктов

19. Разрядный приказ ведал
а)распределением дворян на службу
б)учетом государственных крестьян
в)стрелецкой службой
г)жалобами посадских людей

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Разрядный приказ ведал дворянским

Вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной с середины XVI столетия сосредотачивается в руках царя. Все действия органов власти совершаются от имени царя и по царскому указу. Свою власть царь осуществлял непосредственно через Боярскую Думу и Приказ тайных дел (с 1646 года).

Функции государственного управления реализовывались через систему приказов — административно — судебных учреждений центрального и местного управления в Московском государстве. Становление приказов произошло в конце XV — начале XVI вв. Каждый приказ имел определенные функции, хотя четкого разграничения компетенций между ними не было. Многие приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции.

Непосредственно Боярской Думе подчинялись Разрядный приказ, Поместный приказ и Посольский приказ. Этим трем приказам подчинялись все остальные приказы (кроме Дворцовых приказов и Патриарших приказов). Приказ Тайных дел подчинялся исключительно царю. Кроме того, царю и приказу Тайных дел подчинялись Дворцовые приказы. Свои приказы имел и Патриарх Московский и всея Руси, которые подчинялись только ему.

Возглавляли приказы судьи из числа бояр, окольничьих, а также дьяков и думных дворян. Приказная система ликвидирована с образованием в первой четверти XVIII века коллегий в связи в проведением петровских «реформ».

Посольский приказ

Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) во всем, что касалось внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, как не имела у себя и постоянных дипломатических миссий других государств. Поэтому основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и отправка иноземных посольств. Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связанные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.

Разрядный приказ

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия. Поэтому ряд первых приказов имел военное назначение. Главным из них был Разрядный приказ. («Разрядами» называлась войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей). В ведении Разрядного приказа находились личный состав российской армии, ее комплектование, учет, обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к воинской службе, степень квалификации и др. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполнял многие функции современных министерств обороны, безопасности и внутренних дел: от организации строительства крепостей и пограничной службы до назначения наместников, воевод и других должностных лиц и контроля за их деятельностью.

Поместный приказ

Тесно связан с Разрядным был Поместный приказ. Он наделял служилое дворянство тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые, окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.

Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов — Стрелецкий, для пушкарей — Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал Русского государства — Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Руководство изготовлением ручного, холодного и огнестрельного оружия и воинским снаряжением осуществлял Бронный приказ. Строительством крепостных сооружений наряду с Разрядным ведал Приказ каменных дел.

Дворцовые приказы

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства. Одним из самых ранних был Казенный приказ во главе с казначеем, издавна игравшим важную роль в общегосударственных делах. Приказ Большого Дворца под началом дворецкого занимался великокняжеским (царским) хозяйством, обслуживавшимся персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами. К дворцовым приказам относились также Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Последний заведовал великокняжеской спальней. Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий, сокольничий, постельничий), были боярами.

Возросшие государственные расходы на содержание войска, аппарата управления и двора вызвали учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. был введен ряд общегосударственных налогов преимущественно военного назначения. Сбор их был поручен Приказу большого прихода.

Создание приказной системы управления.

Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца).

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины). В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре. При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др. ), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ. В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных. Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа. Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах.

Другие статьи:  Приказ министра обороны 235 от 16062005

Местное управление Руси в середине XVI — XVII вв.

Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учреждены губные органы, которые выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ.

Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов — грамот, которые давали феодалам особые права и привилегии, такие, как право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.

Наряду с губной реформой Стоглавый собор рассмотрел вопрос о создании земских органов самоуправления, одобрив предложение царя о повсеместном введении в стране должностей выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация земской реформы началась на черносошном Севере. Первом шагом в этом направлении было издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, которая предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд северных районов переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами центральному правительству. Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Часть этих денег пошла тем кормленщикам, которые дожидались своей очереди на наместничество. Аналогичные грамоты были выданы многим местам Северного Поморья. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.

К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривали губные органы. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные и обременительные для населения пошлины в свою пользу.

Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр , дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль центра за деятельностью воевод был крайне слабым.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них — Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др. ), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.