Распад и ликвидация ссср

Одним из итогов «Холодной войны» стал распад СССР, одного из непосредственных ее участников. Распад Советского Союза происходил на фоне общего экономического и внешнеполитического кризиса. Сырьевая экономика, достаточно слабая, ориентированная на экспорт природных ресурсов, пошатнулась после инициированного Вашингтоном снижения мировых цен на нефть. Некомпетентность союзного руководства, деградация властных элит, центробежные националистические тенденции, приведшие к возникновению межнациональных конфликтов в союзных республиках, неудачные попытки реформирования советской системы (т.н. «Перестройка»), война в Афганистане, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, а также подрывная деятельность стран Запада и США, являвшаяся составной частью «Холодной войны», привели к тяжелому кризису советской экономики. В течение всего периода «Холодной войны» СССР являлся искусственно закрытой державой, с тотальным контролем и жесточайшей цензурой государственными органами прессы и телевидения. Был запрещен ввоз западной продукции, при этом для страны был характерен непрекращающийся дефицит товаров, что к концу 80-х годов вызвало открытое недовольство населения. Усугубляло ситуацию сначала отрицание, а потом резкое признание наличия проблем советского общества – наркомании, проституции, алкоголизма, роста теневой экономики и криминализации общественных и государственных структур.

Официально о начале экономического кризиса было объявлено в 1989 году. К 1991 году хронический дефицит товаров дошел до своего максимума на территории всего СССР. В это же время был зафиксирован демографический кризис. На внешнеполитической арене Советский Союз отказался от вмешательства во внутренние дела других стран. Это привело к массовому падению коммунистических режимов в странах Европы. В 1989 году произошли революции в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии.

На территории ряда союзных республик разгорелись кровопролитные межнациональные конфликты. В 1988 г. вспыхнул карабахский конфликт. После взаимных этнических чисток, исхода армян из Азербайджана, азербайджанцев и курдов из Армении, Верховный Совет армянской ССР объявил о присоединении Нагорного Карабаха. В ответ на это Народный Фронт Азербайджана объявил об экономической блокаде всей Армении. Это привело к началу войны между двумя советскими республиками весной 1991 г. Летом 1989 г. в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В конце мая 1989 г. обострились отношения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, что привело к массовым погромам и убийствам турок-месхетинцев. Эти события получили название «Ферганские события». В 1990 г. в узбекском городе Андижан произошли погромы евреев и армян, в этом же году в Киргизской ССР произошли киргизо-узбекские столкновения («Ошская резня»). Решение о реабилитации депортированных во времена Сталина народов привели к конфликтам в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, а также на Кавказе, между ингушами и осетинами.

Ослабление центральной власти выразилось в объявлении ЦК КПСС об ослаблении монополии на власть и постановлении о проведении первых конкурентных выборов в правительства союзных республик. Это привело к тому, что власть в республиках перешла в основном к либерально или националистически настроенным политическим деятелям. Итогом явился т.н. «парад суверенитетов». Все союзные (РСФСР одна из первых) и часть автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых они оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Это существенно ослабило экономическую и политическую ситуацию в СССР, т.к. новые республиканские элиты предприняли решительные действия по контролю над местными экономиками, от чего пострадали всесоюзный и федеральный российский бюджеты.

Первой о своем суверенитете объявила Эстония, в ноябре 1988 г. В следующем году Декларации о суверенитете были приняты в Литовской, Латвийской и Азербайджанской ССР. В 1990 г. о суверенитете объявили Грузинская ССР, РСФСР, а также Узбекская, Молдавская, Украинская, Белорусская, Туркменская, Армянская, Таджикская, Казахская, Киргизская ССР.

Советское руководство во главе с М.Горбачевым предприняло ряд мер по предотвращению стремительного распада СССР, в частности был проведен всесоюзный референдум в марте 1991 г. о сохранении СССР, на котором 76% голосовавших выказалось за сохранение Союза, как обновленной федерации суверенных республик. В связи с перспективой утраты КПСС власти в стране был введен пост Президента СССР, а также были произведены действия по проектированию нового Союзного договора, расширяющего права республик. Однако избрание Б.Ельцина на пост Председателя ВС РСФСР в мае 1990 г. нанесло серьезный удар по попытками удержать республики от выхода из Союза. Новое правительство РСФСР взяло курс на провозглашение суверенитета республики, на признание суверенитетов союзных и своих автономных республик. С принятием в июне того же года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете, был установлен приоритет российских законов над общесоюзными. Общесоюзные органы власти начали стремительно терять контроль над страной.

Стремительный распад Союза попытались предотвратить некоторые политики из окружения Горбачева. 19 августа 1991 г., стремясь сохранить единство страны, они объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), потребовали от находившегося в отпуске в Крыму Горбачева введения в стране чрезвычайного положения и временной передачи власти вице-президенту Г.Янаеву. Однако ГКЧП не получило поддержку на республиканском уровне, а в Центре борьбу с представителями путча возглавил Б.Ельцин, которого поддержали военные. Попытка государственного переворота провалилась, вскоре были подписаны указы о приостановлении деятельности сначала КП РСФСР, а позже и КПСС.

Декларации о независимости (не признанные союзными властями) еще в 1990 г. объявили Литва и Грузия. После августовских событий в Москве и по декабрь 1991 г. о своем выходе из СССР объявили и остальные союзные республики.

В декабре 1991 г. главы трех республик, основателей СССР – Белоруссии, России и Украины – собрались в Беловежской пуще, где признали фактический распад Советского Союза и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В СНГ, помимо России, Белоруссии и Украины, позже вошли еще 8 бывших союзных республик.

Таким образом, распад СССР, фактически произошедший с «парадом суверенитетов», был юридически подтвержден главами новых независимых государств СНГ к концу 1991 г. Развал СССР ознаменовал собой окончание «Холодной войны», что не привело к стабилизации международных отношений. Развал страны сопровождался межнациональными конфликтами, которые переросли в кровопролитные войны с распадом Союза. Кроме того, с исчезновением такой сверхдержавы как СССР, мир стал однополярным. США, как победитель в «Холодной войне», не пересмотрели, а только усилили свою политику по продвижению НАТО на Восток. Ослабление влияния СССР (а потом и Российской Федерации, как правопреемницы) на Ближнем Востоке и в Средней Азии привело к новым войнам, развязанным Вашингтоном в Ираке и Афганистане. Также уход России, как активного игрока в Балканском регионе, позволил США играть самую активную роль в югославском конфликте, что закончилось бомбардировками Сербии и возникновением крупнейшей американской военной базы за пределами Атлантики в Косово. России же, в условиях жесточайшего экономического кризиса, пришлось решать проблемы собственной территориальной целостности, т.к. с развалом СССР поддержка странами Запада и США центробежных тенденций среди автономий уже РФ не прекратилась.

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

19 августа 1991 г., когда Президент СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.

Однако планам путчистов не суждено было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.

Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.

Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Распад СССР кратко

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Другие статьи:  От чего зависит налог на транспорт

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Распад СССР и ликвидация Советского государства

Конфликт внутри правящей советской элиты уже зашел слишком далеко, чтобы можно было его решить на основе согласия. Элита раскололась на три сегмента: старую номенклатуру, новую номенклатуру и различные этнократические группы. Все последующие события следует понимать как борьбу внутри правящего класса, который переживал процесс обновления: старая номенклатура не желала сдавать власть, но к власти уже рвались новые классы (интеллигенция, «демократическая» номенклатура, криминальные сообщества, олигархи).

В июне 1991 г. прошли выборы первого Президента РСФСР. Бывший первый секретарь Московского ГК КПСС

Б. Н. Ельцин получил на них 43% голосов избирателей и стал первым Президентом России.

В этой ситуации в Верховном Совете СССР премьер- министр В. С. Павлов потребовал чрезвычайных полномочий, а министры обороны, внутренних дел и председатель КГБ на «закрытом» заседании поставили, по сути, вопрос о введении чрезвычайного положения. В июле собрался Пленум ЦК КПСС, на котором после резких выступлений М. С. Горбачева обязали представить отчетный доклад на съезде КПСС осенью того же года.

2 июля 1991 г. произошел формальный раскол КПСС – в ней было учреждено «Движение демократических реформ» во главе с А. Н. Яковлевым и Э. А. Шеварднадзе, которое поддержал М. С. Горбачев.

Утром 19 августа 1991 г. всю полноту власти в стране временно взял на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав ГКЧП входили: вице- президент Г. И. Янаев, который исполнял обязанности главы государства во время отпуска М. С. Горбачева, премьер- министр, министры внутренних дел и обороны, председатель КГБ, член президентского совета по оборонной промышленности и председатели ассоциаций промышленных предприятий и крестьянской. ГКЧП был поддержан практически всем Кабинетом министров, который собрался 19 августа.

В Москву «для охраны общественного порядка» были введены войска и бронетехника. По сути, в заговоре участвовала вся верхушка государственной власти СССР, за исключением самого М. С. Горбачева (находясь в отпуске, он был отстранен от руководства страной и изолирован на даче в Форосе в Крыму).

Вмешаться в процесс перераспределения власти решило лишь руководство РСФСР, большинство руководителей других республик воздержалось от комментариев, сделав вид, что «путч» – внутреннее дело России. ГКЧП занимал пассивную позицию, не предпринимая никаких шагов.

21 августа 1991 г. М. С. Горбачев вернулся в Москву в сопровождении вице-президента РСФСР А. В. Руцкого и премьер-министра РСФСР И. С. Силаева. Тогда же были арестованы члены ГКЧП.

Борьба старой и новой номенклатуры завершилась отстранением от власти первой.

В Москве М. С. Горбачев выдвинул версию, согласно которой он был арестован и лишен связи на его даче в Форосе (Крым). При последующем расследовании эта версия подтверждения не получила. 24 августа генеральный директор НПО «Сигнал», которое изготовляло систему связи президента, В. Занин сделал заявление: «Ознакомившись с версией М. С. Горбачева, сделанной письменно в газетах, я утверждаю, что таким образом изолировать Президента СССР от связи невозможно. Т.е. был случай добровольного невыхода на связь». Самой современной спутниковой связью были оборудованы автомашины М. С. Горбачева, к которым обитатели дачи имели свободный доступ.

Несмотря на то что в своем заявлении Верховный Совет СССР назвал события 19–21 августа государственным переворотом, организованным группой заговорщиков, на практике это был конфликт внутри правящего класса. В акцию ГКЧП не были вовлечены никакие организованные политические силы.

Высший оперативный орган партии (Политбюро ЦК КПСС) никакой деятельности в этот период не вел и документов не принимал. «Путч» застал управление партией врасплох. 20 августа в Москве находилось примерно 2/3 членов ЦК КПСС, однако секретариат от проведения пленума отказался. Дела, возбужденные после августа против областных организаций КПСС, а также против ряда членов Политбюро ЦК КПСС и секретарей ЦК КПСС, были закрыты ввиду полной непричастности этих организаций к событиям в Москве.

Не было также никаких массовых выступлений в поддержку ГКЧП или против него. В Москве, несмотря на призыв Б. Н. Ельцина и мэра Москвы Г. X. Попова, не забастовало ни одно предприятие, кроме биржи. На деле перестройка оказалась всего лишь борьбой между узкими группировками при полном безразличии и бездействии подавляющего большинства населения страны.

После августа 1991 г. прошел первый этап перераспределения собственности. Во внесудебном порядке была лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.

Важнейшим результатом «августовской революции» было запрещение во внесудебном порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций. М. С. Горбачев обратился к партии с призывом к самороспуску. После этого демонтаж всей системы государственной власти СССР был лишь делом времени.

На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили следовать повестке дня.

Н. А. Назарбаев зачитал «Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик», которое было ультиматумом с требованием самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью деморализован. 14 сентября Государственный Совет СССР (созданный перед этим новый орган) принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

Удалось реанимировать подготовку Союзного договора (Ново-Огарево II) теперь всего лишь с созданием конфедерации десяти республик. Их руководители выразили готовность подписать договор (РСФСР, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан). 25 ноября проект был окончательно согласован, а 27 ноября опубликован. Он должен был быть подписан в декабре.

Однако 8 декабря 1991 г. Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич под Минском, в местечке Беловежская Пуща, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР, как было заявлено «с целью сохранения единства». В их заявлении сказано, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», прекращалась и деятельность органов СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение, но было поздно.

История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.

10 главных причин распада СССР

Хронологически события декабря 1991 года развивались так. Главы Белоруссии, России и Украины — тогда ещё советских республик — собрались на историческую встречу в Беловежской пуще, точнее — в селе Вискули. 8 декабря они подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим документом они признали, что СССР больше нет. Фактически Беловежские соглашения не разрушили СССР, а документально зафиксировали уже сложившуюся обстановку.

21 декабря в казахстанской столице Алма-Ате прошла встреча президентов, на которой к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Подписанный там документ известен как Алмаатинское соглашение. Таким образом, в новое содружество вошли все бывшие советские республики кроме прибалтийских.

Президент СССР Михаил Горбачёв не принял ситуацию, но его политическая позиция после путча 1991 года была очень слабой. Другого ему не оставалось, и 25 декабря Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. Он подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил, передав бразды правления президенту Российской федерации Борису Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР. Во время этих решений и подписания документов 25-26 декабря органы власти СССР перестали быть субъектами международного права. Продолжателем членства СССР в международных институтах стала Россия. Она взяла на себя долги и активы Советского Союза, также объявила себя собственником всего имущества бывшего союзного государства, находящегося за пределами бывшего СССР.

Современные политологи называют много версий или, скорее, пунктов общей ситуации, по которым случился развал некогда мощного государства. Часто называемые причины можно объединить в такой список.

1. Авторитарный характер советского общества. К этому пункту отнесём гонения на церковь, преследование диссидентов, принудительный коллективизм. Социологи определяют: коллективизм – это готовность поступиться личным благом ради общего. Благое дело порой. Но возведенный в норму, стандарт он нивелирует индивидуальность, размывает личность. Отсюда — винтик в обществе, овцы в стаде. Обезличивание тяготило образованных людей.

2. Господство одной идеологии. Для ее поддержания — запрет на общение с иностранцами, цензура. С середины 70-ых прошлого столетия — явное идеологическое давление на культуру, пропаганда идейной выдержанности произведений в ущерб художественной ценности. А это уже лицемерие, идеологическая зашоренность, существовать в которой душно, нестерпимо хочется воли.

3. Неудачные попытки реформирования советской системы. Сначала они привели к застою в производстве и торговле, затем потянули за собой развал политической системы. Посев явления относят к экономической реформе 1965 года. А в конце 1980-ых стали объявлять суверинетет республики и перестали выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Тем самым оборвали экономические связи.

4. Всеобщий дефицит. Угнетало положение, при котором простые вещи вроде холодильника, телевизора, мебели и даже туалетной бумаги нужно было «доставать», а иногда их «выкидывали» — непрогнозируемо выставляли на продажу, и граждане, бросив все дела, едва не дрались в очередях. Это было не просто жуткое отставание от уровня жизни в других странах, но и осознание полной зависимости: нельзя двухуровневой домик на даче, даже маленький, нельзя больше шести «соток» земли для сада.

5. Экстенсивная экономика. При ней выпуск продукции повышается в той же мере, что и величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников. А если ен возрастает эффективность производства, то не остаётся средств на обновление основных производственных фондов — оборудования, помещений, не на что внедрять научно-технические новшества. Производственные фонды СССР попросту износились до крайности. В 1987 году попытались ввести комплекс мер «Ускорение», но выправить плачевную ситуацию уже не смогли.

6. Кризис доверия к подобной экономической системе. Товары народного потребления были однообразны — вспомните мебельный гарнитур, люстру и тарелки в домах героев в Москве и Ленинграде в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». Более того, отечественные товары стали низкого качества — максимальная простота в исполнении и дешевые материалы. Никому не нужными страшными товарами набивались магазины, а люди гонялись за дефицитом. Количество выгоняли в три смены при низком контроле качества. В начале 1980-ых синоним слова «советское» в отношении товаров стало слово «низкосортное».

Другие статьи:  Претензия на возврат денежных средств по договору купли-продажи

7. Транжирство финансами. Народную казну почти всю стали спускать на гонку вооружений, которую проиграли, да ещй постоянно отдавали советские деньги в помощь странам соцлагеря.

8. Снижение мировых цен на нефть. Как следует из предыдущих объяснений, производство было в застое. Так что к началу 1980-ых СССР, что называется, прочно сидел на нефтяной игле. Резкое снижение цен на нефть в 1985-1986 годах подкосило нефтяного гиганта.

9. Центробежные националистические тенденции. Желание народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику, чего они были лишены при авторитарном режиме. Начались волнения. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате — демонстрация протеста против навязываемого Москвой «своего» первого секретаря ЦК КП КазССР. В 1988 году — Карабахский конфликт, взаимные этнические чистки армян и азербайджанцев. В 1990 году — беспорядки в Ферганской долине (ошская резня). В Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими. В Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

10. Моноцентризм принятия решений Москвой. Ситуация, названная впоследствии парадом суверенитетов в 1990—1991 годах. Помимо разрыва экономических связей между союзными республиками происходит обособление автономных республик — многие из них принимают Декларации о суверенитете, в которых оспаривается приоритет общесоюзных законов над республиканскими. По сути, началась война законов, что близко к беззаконию в масштабе федерации.

Распад СССР – совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989–1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989–1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат – демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988–1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того – Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 – начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая – в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований – обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода – ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

Другие статьи:  Нотариус в тюмени на полевой

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 – были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты – за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным – руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками – каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % — отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же – 70 % – поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление – «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа – Азербайджан, 21 августа – Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики – Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.