Приказ по учетной политике по мсфо

Приказ по учетной политике по мсфо

Дата: 12.01.2014 г.

1. Утвердить на 2013 год учетную политику ООО «Заря» для целей подготовки финансовой отчетности по международным стандарам (МСФО) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО «Заря», ответственными за ведение учета и подготовку финансовой отчетности по МСФО.

Учетная политика ООО «Заря» по МСФО
на 2014 год

В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) утвердить в ООО «Заря» следующие варианты ведения учета и составления финансовой отчетности:

Учетная политика по МСФО на 2019 год

Вернуться назад на МСФО 2018

Учетная политика на 2018 год готовится с учетом изменений в ПБУ 1/2008. Ниже вы можете скачать бесплатно образец учетной политики для ОСНО и разобраться по шагам, что надо обязательно прописать в «учетке» на 2019 год, а что там указывать не нужно. Скачайте готовые шаблоны образцов по разным видам деятельности компаний на ОСНО.

Если организация в ходе своей хозяйственной деятельности ведет налоговый и бухгалтерский учет, то порядок этого учета должен быть закреплен в учетной политике компании. Для этого руководитель издает приказ или распоряжение, которым утверждает учетную политику на 2019 год.

Учетная политика компании состоит, как правило, из двух частей:

Их можно включить в виде разделов в один документ, а можно издать по каждому виду учета отдельный приказ.

Утвердить учетную политику для ООО на ОСНО на 2019 год (скачать и посмотреть образец можно ниже) надо до начала отчетного года, то есть до 31 декабря 2018.

Компания, которая только зарегистрировалась, утвердить учетную политику должна в течение 90 дней после создания. Срок надо считать с момента внесения сведений о создании компании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).

Компании не надо каждый год менять учетную политику, если для этого нет веских причин. Учетная политика, как правило, редко меняется, это свидетельствует о последовательности компании в выбранных способах учета.

Поэтому, утвердив учетную политику один раз, в дальнейшем вам просто нужно продлевать ее каждый год приказом руководителя.

В отдельных случаях компания может поменять или дополнить свою «учетку» (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ):

Вид учета

Порядок внесения изменений в учетную политику

Порядок внесения дополнений в учетную политику

1. При перемене метода налогового учета все изменения в учетную политику вносятся до наступления нового налогового периода, а применяются соответственно уже в новом периоде.

2. Если Минфин, ФНС или иной законодательный орган вносит изменения в НК РФ, то эти изменения должны быть учтены компанией с момента вступления в силу нового закона.

Любые дополнения принимаются компанией во внимание в том налоговом периоде, когда они начинают действовать.

Новые правила бухучета, согласно ПБУ 1/2008, должны быть внесены в учетную политику организации до наступления нового года, следующего за годом принятия этих изменений. Причем применяться новшества должны так, как будто компания пользовалась ими всегда.

Любые дополнения принимаются во внимание в том периоде, когда они начинают действовать, и когда компания нуждается в них, то есть перспективно.

Составлять учетную политику на 2018 год надо по-новому с учетом изменений в ПБУ 1/2008. Чиновники прописали, когда руководствоваться федеральными, международными и отраслевыми стандартами учета.

Компании должны вести учет по федеральным стандартам. К ним приравняли все Положения по бухгалтерскому учету (Федеральный закон от 18.07.17 № 160-ФЗ).

Раньше статус ПБУ был неясен. Закон о бухучете предусматривает федеральные стандарты, о ПБУ там ничего не сказано. По этой причине многие эксперты ставили под сомнение правомерность применения этих Положений. Теперь подобных разночтений не будет.

Когда вариант учета не предусмотрен в ПБУ, компания должна обратиться к международным стандартам. Если вопрос не раскрыт и в МСФО, нужно посмотреть отраслевые стандарты и рекомендации. Эта последовательность теперь четко определена в пунктах 7—7.4 ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.17 № 69н).

Раньше, если главбух не находил вариант учета в ПБУ, он брал за основу отраслевые стандарты по схожим вопросам и рекомендации чиновников.

Компании, которые отчитываются по МСФО, вправе вести учет по федеральным стандартам с учетом международных норм. Когда нормы ПБУ приводят к искажению отчета по МСФО, от федеральных правил можно отказаться (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).

Предусмотрите в учетной политике, что компания ведет учет по федеральным стандартам с учетом МСФО. Это позволит избежать двойного учета.

Например, Международный стандарт «Основные средства» предписывает включать в первоначальную стоимость основного средства планируемые затраты на демонтаж (подп. «с» п. 16 МСФО 16 «Основные средства» (IAS)). Компании, которые раскрывают отчетность по МСФО, могут предусмотреть в «учетке» международную норму (п. 7 ПБУ 1/2008).

Но если вы решите вести бухгалтерский учет по международным стандартам, будьте готовы раскрывать в отчетности больше информации.

Нужно будет прописать каждый пункт ПБУ, от которого отказались, и обосновать свое решение. Опишите международную норму, которая не вписалась в ПБУ, и как вы будете ее применять. Этого требует пункт 20.1 ПБУ 1/2008.

Малым и некоммерческим компаниям разрешили не применять международные нормы, даже если метод учета не предусмотрен в ПБУ. Организациям, которые сдают упрощенную отчетность, дали право формировать «учетку» исходя из принципа рациональности. Понятие рациональности в ПБУ 1/2008 теперь новое — это соотношение затрат на формирование информации об объекте учета и полезности этой информации.

Получается, если в федеральных стандартах не определен порядок учета, такие компании могут не обращаться к МСФО. Достаточно сравнить отраслевые нормы, рекомендации и выбрать более простой вариант. Вы можете и сами разработать свой способ учета без лишней детализации. Но будьте готовы его обосновать. Упростить учет можно, если затраты на него несопоставимы с пользой.

Рассмотрим порядок формирования на примере учетной политики на 2018 год.

Сразу скажем, что в учетной политике не надо прописывать порядок учета налогов, который установлен законом, как обязательный к применению, то есть тот, который компания не в силах изменить. Но если законодательство предлагает два или более способа ведения учета, надо обязательно отметить в учетной политике, какой из них выбирает ваша компания.

Для ОСНО очень важно правильно отражать формирование базы для налога на прибыль. Обязательно отметьте:

• Какие налоговые и учетные регистры компания будет использовать, и как отражать в них аналитические данные;

• Как начисляете и затем платите налог на прибыль, а также авансовые платежи по нему;

• Что вы относите к прямым, а что к косвенным расходам. Если вы спишите расходы, как косвенные, а в учетной политике они числятся прямыми, вам, скорее всего, увеличат налоговую базу;

• Порядок учета основных средств и способ амортизации: линейный или нелинейный;

• Порядок формирования и учета материально-производственных запасов;

• В случае осуществления операций, облагаемых разными ставками НДС, пропишите раздельный учет ведения НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Проследите, чтобы порядок распределения расходов на прямые и косвенные был одинаковым и в учетной политике и в программе по ведению бухучета, учитывая изменения в ПБУ 1/2008.

Миграция 2018
Мировая экономика 2018
Мировые рынки 2018
Многодетная семья 2018
Монополия 2018

Назад | | Вверх

Учетная политика при переходе на МСФО

Рассмотрим наиболее важные аспекты представления и раскрытия информации, которые компании необходимо отразить в учетной политике при переходе на МСФО

Основополагающим документом, в котором установлены общие принципы формирования отчетности по МСФО, является «Концепция подготовки и представления финансовой отчетности» (принята Советом по МСФО (IASB) в 2001 году (далее — Концепция)). И хотя в сентябре 2010 года Совет по МСФО (IASB) заменил ее на «Концептуальные основы финансовой отчетности», она продолжает оставаться актуальной, определяет методологическую основу бухгалтерского учета и используется для понимания принципов формирования отчетности как предприятиями малого и среднего бизнеса, так и крупными компаниями, чьи акции или долговые обязательства торгуются на региональных или международных рынках капитала.

Концепция выдвигает следующие требования к качественным характеристикам отчетности:

  • понятность;
  • уместность;
  • существенность;
  • надежность;
  • приоритет содержания перед формой;
  • осмотрительность;
  • полнота;
  • сопоставимость;
  • своевременность;
  • баланс между выгодами и затратами.

Помимо принципов и перечисленных выше требований, Концепция содержит определение экономических категорий, описание разделов отчетности (активы, обязательства, доходы, расходы и т.д.), порядок признания и оценки элементов отчетности, а также порядок ее представления.

Составление учетной политики и нюансы перехода на МСФО

Согласно требованию сопоставимости отчетность должна давать пользователю объективную информацию за несколько периодов деятельности. Таким образом, при переходе на МСФО начиная, например, с отчетности за 2016 год компании следует привести в соответствие с МСФО и данные за 2015 и 2014 годы, то есть подготовить отчетность по МСФО за три последовательных периода (МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (далее — МСФО (IFRS) 1)).

Необходимо определить порядок подготовки отчетности:

  • посредством параллельного учета в специализированной бухгалтерской программе;
  • либо путем последующей трансформации данных российского учета.

Первый вариант кажется более предпочтительным, но хотелось бы предостеречь от ожидания того, что внедрение программного продукта позволит формировать отчетность автоматически. Нередко требуется применение профессионального суждения для интерпретации определенных событий или фактов хозяйственной деятельности компании. Процесс подготовки отчетности по МСФО не является набором рутинных операций по вводу в программу первичной документации согласно новому плану счетов, который компания решила считать соответствующим МСФО. Трансформация отчетности представляется более аккуратной, точной, а также менее затратной с точки зрения привлечения человеческих ресурсов и стоимости внедрения программного продукта.

Кроме того, работу облегчает законодательство РФ, которое постепенно сближает РСБУ и МСФО, а также признает отчетность по МСФО на территории России (пост. Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). В ближайшем будущем это позволит значительно сократить издержки на ведение параллельного учета или трансформацию.

Закрепить в учетной политике обязательно

Рассмотрим основные моменты по статьям учета, которые имеют существенное значение при составлении учетной политики и первой отчетности по МСФО.

Сначала необходимо обратиться к МСФО (IFRS) 1 и установить информацию за три года об активах, обязательствах и капитале, признаваемых таковыми в соответствии с МСФО.

При этом обязательно проводится сверка капитала (уставный капитал и нераспределенная прибыль/(непокрытый убыток)) по данным РСБУ и корректировок по МСФО.

Корректировки касаются следующих балансовых статей.

Основные средства (МСФО (IAS) 16 «Основные средства»). Компания должна закрепить в учетной политике принцип признания и оценки объектов основных средств по исторической или справедливой стоимости. При необходимости следует провести независимую оценку либо внедрить собственную модель учета основных средств, соответствующую принципам МСФО.

Обратите внимание, что согласно РСБУ полностью самортизированные объекты дают нулевую остаточную стоимость в балансе, что не соответствует их рыночной стоимости. При наличии большого количества таких объектов желательна их переоценка, которая будет давать наиболее достоверную информацию об активах.

Кроме того, некоторые фактически используемые объекты капитального строительства могут числиться на счетах незавершенного строительства. Такие объекты подлежат реклассификации в основные средства, и по ним должна быть начислена амортизация за срок, в течение которого они фактически использовались.

Товарно-материальные ценности, приобретенные для создания объектов незавершенного строительства или основных средств, должны быть отражены в составе внеоборотных активов так же, как и авансы, выданные подрядчикам для создания основных средств.

Нематериальные активы (МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»). Следует закрепить в учетной политике принцип признания и оценки нематериальных активов по исторической или справедливой стоимости. Также необходимо установить сроки полезного использования данных активов, поскольку некоторые из них могут быть без определенного срока полезного использования и, следовательно, придется ежегодно тестировать их на обесценение.

Отметим, что согласно РСБУ компания вправе признавать в качестве нематериальных только те активы, на которые она имеет исключительные права (а также торговые марки, патенты, лицензии). Права пользования компьютерными программами учитывают в составе либо расходов будущих периодов, либо авансов выданных.

Согласно МСФО лицензии на компьютерные программы признают нематериальными активами и отражают на соответствующем счете отчетности.

Запасы (МСФО (IAS) 2 «Запасы»). Помимо реклассификации товарно-материальных ценностей, приобретенных для создания объектов основных средств или незавершенного строительства, необходимо проанализировать с помощью инвентаризации остальные запасы и списать те из них, использование которых невозможно в будущем. По морально и физически устаревшим запасам создают резерв или уменьшают их стоимость до цены возможной реализации за минусом расходов на продажу. В учетной политике и отчетности по МСФО запасы должны быть раскрыты по категориям: сырье и материалы, незавершенное производство, товары и готовая продукция, методы оценки (ФИФО, средняя себестоимость, стоимость каждой единицы).

Затраты по заимствованиям (МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»). Если на момент перехода на МСФО компания выплачивает кредит на создание объектов основных средств, то проценты по кредиту должны капитализироваться и формировать стоимость такого объекта. Очень важно проценты по заемным обязательствам правильно отражать (или в составе текущих затрат, или в стоимости актива, под который был взят заем).

РСБУ содержат аналогичный стандарт ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). При этом, поскольку в налоговом учете расходы по займам признают расходом текущего периода, то и в бухгалтерском учете компании нередко списывают проценты в прочие расходы во избежание формирования разниц.

Раскрытие информации о связанных сторонах (МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (далее — МСФО (IAS) 24)). Компания обязана раскрыть как в статьях баланса, так и в комментариях к отчетности по МСФО объем и характер операций со связанными сторонами.

Это один из самых важных стандартов МСФО, который позволяет пользователям оценить объем операций со связанными сторонами и их влияние на отчетность. В РСБУ имеется аналогичный стандарт ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н), который во многом повторяет содержание МСФО (IAS) 24, но игнорируется многими организациями либо применяется не в полной мере в силу разных причин как налогового, так и профессионального характера. Однако для внешних пользователей критически важно знать, какая доля выручки пришлась на третьих лиц или на связанные стороны. Отсутствие такой информации или неполное ее раскрытие при наличии косвенных признаков из открытых источников может быть воспринято пользователями как попытка ввести их в заблуждение.

Отметим, что помимо МСФО (IAS) 24 для компаний, имеющих инвестиции в акции или доли в дочерних организациях, применим целый ряд других стандартов:

  • МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»;
  • МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»;
  • МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (далее — МСФО (IAS) 39);
  • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»;
  • МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
  • МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;
  • МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях».

Учетная политика должна отражать порядок оценки по справедливой или амортизированной стоимости, а также порядок обесценения активов.

Российский аналог МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 39 стандарт ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н) является более узким по охвату типов финансовых инструментов, так, например, в нем не упомянуты деривативы и порядок их оценки.

Инвестиционная недвижимость . Применение МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» необходимо для организаций, чьим основным видом деятельности является владение и управление объектами коммерческой недвижимости. Следует раскрыть порядок последующей оценки для отражения в отчетности объектов, предназначенных для извлечения доходов.

В РСБУ аналога этого стандарта не существует.

Аренда . На основании МСФО (IAS) 17 «Аренда» в учетной политике прописывают арендные отношения компании (финансовая, операционная аренда) и порядок учета активов и обязательств в результате таких отношений.

В РСБУ аналога этого стандарта нет.

Учетная политика: порядок сверки капитала

В учетной политике необходимо установить порядок сверки капитала.

Алгоритм сверки может быть следующий:

1) описание характера каждого изменения в учетной политике;

2) сверка собственного капитала, отраженного в соответствии с РСБУ, с собственным капиталом, признаваемым в соответствии с МСФО, по состоянию на дату:

  • перехода на МСФО;
  • и окончания самого последнего периода, представленного в последней годовой финансовой отчетности предприятия, подготовленной в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности;

3) сверка прибыли или убытков, установленных в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности за наиболее поздний период, представленный в последней годовой финансовой отчетности предприятия, с прибылью или убытками, признаваемым согласно МСФО за аналогичный период.

Обратите внимание, что в отсутствие стандарта, регулирующего те или иные транзакции, события, компания всегда может закрепить соответствующие положения в учетной политике исходя из принципов Концепции, применяя профессиональное суждение и наилучшую оценку.

В заключение отметим, что переходить на МСФО следует как можно раньше, так как Россия последовательно и неуклонно движется к их обязательному применению. Международные стандарты помогут повысить прозрачность и управляемость бизнеса, качество оценки его стоимости и стоимости капитала как заемного, так и акционерного.

Что важно при формировании учетной политики по МСФО

В учетной политике отражают конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности по МСФО (п. 5 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (далее — МСФО (IAS) 8)).

В полном комплекте финансовой отчетности делают краткий обзор значимых положений учетной политики (п. 10(е) МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (далее — МСФО (IAS) 1)). При этом их значимость определяют так, чтобы передать уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию в целях обеспечения достоверного представления финансового положения, финансовых результатов и денежных потоков организации. Для этих целей следует выбрать положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8, где для случаев отсутствия в МСФО конкретного руководства установлена иерархия источников официальных указаний (п. 17(а) МСФО (IAS) 1) для формирования собственного суждения о модели учета. Эти источники используются в следующем порядке:

1) МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;

2) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в базовом документе «Концептуальные основы» (пп. 10, 11 МСФО (IAS) 8);

3) самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов (например, US GAAP), но только при условии, если они используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов;

4) прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей перечисленным выше источникам (п. 12 МСФО (IAS) 8).

Обратите внимание: организация должна выбрать единообразную (согласованную) учетную политику для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна различная учетная политика. Если какой-либо стандарт требует или допускает деление по категориям, то следует выбрать соответствующую учетную политику для каждой категории (п. 13 МСФО (IAS) 8).

Например, единообразную учетную политику нужно применять при подготовке консолидированной финансовой отчетности, когда материнская компания должна формировать такую отчетность с использованием единой учетной политики для схожих операций и прочих событий при аналогичных обстоятельствах (п. 19 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (далее — МСФО (IFRS) 10)). Коррекция учетной политики затрагивает членов группы (п. B87 МСФО (IFRS) 10), а также ассоциированные и совместные предприятия, учитываемые методом долевого участия (п. 36 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» (далее — МСФО (IAS) 28)), кроме некоторых инвестиционных организаций (п. 36A МСФО (IAS) 28).

Татьяна Беззатеева, менеджер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон»

Учетная политика по МСФО (Accounting policies)

Составить свою учетную политику можно с помощью сервиса «Учетная политика по МСФО»

Учетная политика (accounting policies) — это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практики, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки» содержит принципы учетной политики по МСФО. Главный принцип при выборе учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8: учетная политика должна выбираться и применяться таким образом, чтобы соответствовать каждому применяемому Стандарту и Интерпретации.

Принципы формирования отчетности

Целью составления отчетности в соответствии с учетной политикой по МСФО, является предоставление надежной и достоверной информации о финансовом состоянии компании, финансовом результате ее деятельности и об изменении финансового состояния для широкого круга пользователей.

Формирование отчетности в соответствии с МСФО осуществляется исходя из следующих основных принципов:

· Принцип начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов.

· Принцип непрерывности деятельности (going concern) предполагает, что компания продолжит свою деятельность в будущем.

· Достоверность (reliability) означает, что отчетность не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная отчетность должна удовлетворять следующим требованиям:

Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в отчетности.

Приоритет содержания над формой (substance over form) – операции должны учитываться в соответствии с их содержанием, а не только исходя из их правовой формы.

Нейтральность (neutrality) – ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей.

Осмотрительность (prudence) – заключается в консервативной оценке активов и обязательств: активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и расходы — недооценены.

Полнота (completeness) – в отчетности должны быть отражены все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчетный период.

· Сопоставимость (comparability) — должна быть обеспечена сопоставимость данных финансовой отчетности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям.

· Существенность (materiality) — существенная информация подлежит обязательному раскрытию в управленческой отчетности. Информация считается существенной, если ее раскрытие или не раскрытие может повлиять на решения заинтересованных пользователей отчетности.

Положения учетной политики

В учетной политике по МСФО должны быть определены:

  • функциональная валюта и валюта представления отчетности;
  • отчетные периоды (год, полугодие, квартал);
  • даты составления годовой и промежуточной отчетности, например, устанавливается, что годовая отчетность компании формируется по состоянию на 31 декабря за 12 месяцев отчетного года;

В учетной политике по МСФО устанавливается уровень материальности для отчетного периода,

В состав консолидированной финансовой отчетности компании входят следующие отчеты:

  • отчет о финансовом положении;
  • отчет о совокупном доходе;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • примечания к финансовой отчетности, включая описания основных положений учетной политики.

Перечень требований к раскрытию информации в примечаниях к годовой и промежуточной отчетностям должны быть представлены в соответствующих разделах учетной политики.

Практика применения

В отсутствие конкретного стандарта по учету руководство компании должно учесть (по очередности):

  • стандарты и интерпретации, регулирующие аналогичные или связанные операции;
  • определения, критерии признания и концепции оценки, изложенные в принципах подготовки и составления финансовой отчетности;
  • постановления прочих органов стандартизации учета, которые руководствуются похожими концептуальными принципами; и
  • принятые отраслевые подходы (практики).

Учетная политика может меняться

  • в связи с принятием нового стандарта или
  • когда изменения требуются в соответствии с пересмотром каких-либо положений стандарта или интерпретацией к стандарту.

Пересмотр учетной политики в этом случае обязателен.

Если в новом стандарте не прописаны правила переходного этапа применяется ретроспективный пересчет.

Автоматическое формирование учетной политики

Самостоятельно подготовить приказ об учетной политике по МСФО можно с помощью специального сервиса.

Тема: Учетная политика по МСФО

Учетная политика по МСФО

Где можно взять готовое положение об учетной политике по МСФО (ias) какого-либо предприятия, или образцы?

Можно посмотреть сайты крупных компаний и скачать отчетность, где есть принципы УП.

Материалы по МСФО с сайта gaap.ru, где тоже есть статьи и примеры УП:

Еще могу про УП по МСФО в банках порекомендовать, если Вам надо будет.

Форма приказа об утверждении учетной политики

Что должен включать приказ об утверждении учетной политики

Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся внутренним требованиям по разработке и утверждению распорядительной документации общего характера.

В бухгалтерском законодательстве и НК РФ о содержании утверждающего УП приказа ничего не сказано, поэтому:

  • структура приказа — стандартная (общепринятая в данной компании) для такого рода документов (заголовок приказа, поясняющая и распорядительная части, подпись руководителя);
  • форма приказа — составляется он в произвольном виде с обязательным указанием номера этого документа, его темы и даты;
  • содержание приказа — в его тексте могут найти отражение важные для компании аспекты (например, с какой даты вводится УП, указание Ф. И. О. и должности ответственного работника, на которого возлагается контроль за исполнением УП).

О видах приказов общего характера читайте в материалах:

Дата приказа об утверждении учетной политики

Утвердить УП — это означает установить обязательность ее применения для конкретного хозяйствующего субъекта начиная с даты утверждающего документа.

Оформляя приказ об утверждении УП, необходимо учитывать следующие правила:

  • вновь образованная компания (составляющая впервые УП) должна успеть разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008) — УП в таком случае считается применяемой со дня госрегистрации;
  • при необходимости внесения изменений в действующую УП приказ о ее утверждении может быть оформлен любой датой текущего года, но вступит в силу такая УП по особым правилам.

Так, измененная УП вступает в силу:

  • с 1 января года, следующего за годом создания соответствующего приказа (абз. 1 п. 9 ПБУ 1/2008) — если изменения затронули применяемые компанией методы учета и произошли они по воле самой компании;
  • с момента вступления в силу измененных норм законодательства по бухучету — если причиной внесения в УП изменений явились изменения бухгалтерских НПА.

Вышесказанное относится к особенностям определения даты приказа об утверждении УП (или ее изменений) в целях бухучета.

С налоговой УП и утверждающим ее приказом дело обстоит несколько иначе: в НК РФ ничего не говорится о датах утверждения УП вновь образованными компаниями. При этом не следует ориентироваться на 90 дней — норму, установленную для УП в целях бухучета.

К примеру, НК РФ для отдельных налогоплательщиков предусматривает требование об уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль — таким образом, уже по истечении месяца работы у вновь образовавшейся фирмы должна быть закрепленная в УП методика расчета этих платежей.

Таким образом, вновь созданным компаниям важно как можно скорее сформировать и утвердить УП — уже в течение первого месяца своего существования.

В отношении даты оформления приказа об утверждении новой редакции налоговой УП (при корректировке методов учета по воле компании или в связи с изменениями налогового законодательства) подход к дате приказа аналогичен вышеописанному для бухгалтерской учетной политики.

Кем утверждается учетная политика предприятия

УП утверждает руководитель организации — такое условие установлено законодательством:

  • п. 4 ПБУ 1/2008 — для УП в целях бухучета;
  • ст. 313 НК РФ — для налоговой УП.

Роль главбуха не менее важная — в его обязанности (помимо прочих) входит процесс формирования УП.

Однако ситуация, когда главбуху потребуется поставить свою подпись под приказом об утверждении УП, возможна, если совпали два обстоятельства:

  • УП необходимо утвердить и ввести в действие в компании на законных основаниях;
  • руководитель отсутствует, предоставив право подписи распорядительной документации главбуху.

О том, как уполномочить главного бухгалтера на подписание документов за руководителя, читайте в материалах:

Помимо главбуха приказ об утверждении УП вправе подписать любое уполномоченное лицо, если такую обязанность на него возложил руководитель в отдельном приказе или доверенности.

Образец приказа об утверждении учетной политики на 2019 год

Рассмотрим на примере, как составить приказ об утверждении учетной политики (образец).

ООО «Техномаш» получило свидетельство о госрегистрации 01.03.2019. Деятельность начата с этой же даты. По критериям ООО «Техномаш» относится к малому бизнесу и планирует применение общей системы налогообложения.

До начала формирования своей УП руководством ООО «Техномаш» были приняты следующие организационные решения:

  • бухучет вести в полном объеме (упрощенные методы учета, возможные для малого бизнеса, не применять);
  • сформировать две отдельные полноценные УП — в целях бухучета и в целях налогообложения;
  • разработка УП проводится под контролем и при непосредственном участии главбуха в соответствии с графиком, в котором указаны сроки и ответственные за отдельные разделы УП исполнители;
  • согласование проекта УП произвести со всеми службами и подразделениями — их предложения и рекомендации рассмотреть не позднее 11.03.2019;
  • согласованный проект УП представить на рассмотрение специально созданной комиссии в срок до 15.03.2019 с последующим утверждением руководителем.

После того как УП была разработана, согласована и получила одобрение специально созданной в компании комиссии, был сформирован следующий приказ об утверждении учетной политики:

ИНН 1601003897 КПП 160101001

«Об утверждении учетной политики»

18 марта 2019 года

В соответствии с требованиями ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 313 Налогового кодекса РФ

  1. Утвердить учетную политику:
  • в целях бухгалтерского учета (приложение 1);
  • в целях налогообложения (приложение 2).
  1. Применять учетную политику в целях бухучета и налогообложения начиная с 01.03.2019.
  2. С учетной политикой ознакомить всех причастных работников.
  3. Руководителям всех подразделений обеспечивать правильное и своевременное исполнение положений учетной политики.
  4. Контроль за исполнением положений учетной политики возложить на службу внутреннего контроля.
  5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор ООО «Техномаш» Иванов Иванов Н. Г.

В рассмотренном примере утверждаются две УП — для целей бухучета и для целей налогообложения. Такой вариант не является единственным: компания вправе оформить одну УП, предусмотрев бухгалтерские и налоговые учетные аспекты в разных главах УП, объединив их единым организационно-техническим разделом. Или предусмотреть иную структуру УП.

В таком случае в приказе об утверждении УП отдельно такие разделы не упоминаются, а утверждается единая УП.

О том, в отношении каких еще видов учета может формироваться учетная политика, читайте в статьях:

Приказ об утверждении учетной политики составляется по форме, принятой в компании, и содержит важные для нее аспекты — дату, с которой обязательно применение учетной политики, ответственных за ее исполнение и контроль лиц.

Отражение изменений в учетной политике и ошибок согласно МСФО

Согласно МСФО в учетной политике необходимо подробно отразить все принципы, правила и методы ведения бухучета и составления финансовой отчетности. При пересмотре учетной политики компании следует своевременно отразить влияние этих изменений в отчетности не только текущего, но и предыдущих периодов.

Используйте пошаговые руководства:

Основная цель МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетной политике и ошибки» – установление критериев, согласно которым определяются методы отражения в учете и отчетности изменений в учетной политике компании, бухгалтерских оценок, а также ошибок.

Новая версия стандарта была принята 18 декабря 2003 года и вступает в силу с января 2005 года. Это означает, что все изменения, произошедшие в стандарте, должны быть применены не только к отчетности за 2005 год, но и к сравнительным данным за 2004 год. Вместе с пересмотренным МСФО 8 обязательно использование ПКИ 2 «Принцип последовательности – капитализация затрат по займам» и ПКИ 18 «Принцип последовательности – альтернативные методы».

Новая редакция стандарта с целью унификации принципов отражения ошибок не допускает применения «альтернативного» метода отражения в бухгалтерском учете ошибок предыдущих периодов, который предполагал корректировку данных о чистой прибыли или убытке текущего периода без исправления информации за предыдущие периоды. Также исключена концепция «фундаментальной ошибки» (в предыдущей редакции стандарта фундаментальными признавались выявленные в текущем периоде ошибки, в результате возникновения которых финансовая отчетность за один или более предшествующих периодов не могла считаться достоверной на момент ее выпуска).

Личный опыт
Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (Санкт-Петербург)

Сокращение количества допустимых методов учета, а именно исключение «альтернативного» метода отражения ошибок — это следствие сближения МСФО и ГААП США. К тому же это позволит обеспечить большую степень сопоставимости финансовой отчетности за несколько периодов.

Формирование учетной политики

В соответствии с МСФО учетная политика — это документ, содержащий конкретные принципы, методы, процедуры, правила и практику применения МСФО, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

При отсутствии соответствующего стандарта международной финансовой отчетности, определяющего порядок учета той или иной операции финансово-хозяйственной деятельности, компания должна руководствоваться собственным мнением при формировании принципов учета, основываясь на положениях и концепции МСФО.

МСФО 8 в подобной ситуации предписывает следующие действия (каждое последующее выполняется в случае, если предыдущее не дает результатов):

1. Рассмотреть стандарты и существующие интерпретации стандартов, которые связаны с аналогичными операциями.

2. Использовать те принципы и положения по отражению активов, обязательств, доходов и расходов, которые определены в вводной главе МСФО «Рамочные принципы подготовки и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

3. Обратиться к последним заявлениям государственных национальных органов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, которые используют подход, аналогичный рамочным принципам. Можно также использовать любую литературу, в которой освещаются вопросы бухучета и сложившаяся отраслевая практика. Однако это не должно противоречить МСФО и рамочным принципам.

Личный опыт
Сергей Модеров,
руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (Санкт-Петербург)

На практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда международные стандарты финансовой отчетности не содержали необходимых указаний по некоторым объектам учета. Это касалось учета в компаниях, добывающих полезные ископаемые. В МСФО не существует специализированного стандарта по добывающим отраслям, есть лишь МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов».

Однако этот стандарт не отвечает на все вопросы по учету лицензий и других нематериальных активов в добывающей отрасли, а также на вопрос оценки активов добывающей компании. На практике при разработке учетной политики в соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и принципами международных стандартов пришлось пользоваться положениями российских стандартов бухгалтерского учета, а также соответствующими стандартами ГААП США, что и было внесено в учетную политику.

Денис Давидко, заместитель генерального директора по корпоративным инвестициям и рынкам капитала ОАО «Открытые инвестиции» (Москва)

В нашей практике не было таких операций, для которых в международных стандартах финансовой отчетности не определены принципы учета. МСФО в отличие от российских стандартов содержат принципы, которые охватывают весь спектр хозяйственных операций, активов и пассивов предприятия. И даже если нет конкретного упоминания о том или ином объекте учета, то, опираясь на принципы и подходы, изложенные в стандартах, и взаимодействуя с аудитором, любой профессиональный бухгалтер или контролер всегда сможет разработать правила ведения учета. Мне кажется, сложности могут возникнуть только при классификации объектов учета, но не при разработке принципов учета, отражаемых в учетной политике.

Выбрав соответствующую учетную политику, предприятие должно применять ее последовательно по схожим операциям и событиям. Для пользователей финансовой отчетности важно иметь возможность сравнить финансовые данные за несколько отчетных периодов, чтобы определить тенденции и финансовое положение компании, а также оценить результаты деятельности компании и способность генерировать денежные потоки.

Изменения учетной политики

В соответствии с МСФО корректировки могут быть внесены в учетную политику в следующих случаях:
— изменены требования стандартов или их интерпретаций;
— изменения в учетной политике позволят отражать финансовое положение предприятия, результаты его деятельности и движение денежных средств более достоверно.

Если корректировка учетной политики вызвана новыми требованиями стандартов, то изменения в отчетности должны быть отражены в соответствии с положениями о переходном периоде, содержащимися в новой версии МСФО 8. В противном случае изменения в учетной политике отражаются в финансовой отчетности прошлых периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда (ретроспективный подход). При этом корректируется начальное сальдо нераспределенной прибыли и пересчи-тываются сравнительные показатели, приводимые в отчетности.

Если ретроспективный пересчет показателей за предыдущий период представляется неоправданным (значительны затраты на корректировку), то допускается внесение изменений только в отчетность текущего периода и предоставление необходимых разъяснений в приложении к финансовой отчетности.

Личный опыт
Денис Давидко
, заместитель генерального директора по корпоративным инвестициям и рынкам капитала ОАО «Открытые инвестиции» (Москва)

Компании в силу изменения бизнес-среды вынуждены достаточно часто корректировать учетную политику. Но такая ситуация абсолютно нормальна, и качество отчетности от этого не пострадает. Важно обосновать причины таких изменений и разъяснить их конечным пользователям финансовой отчетности.

Игорь Дмитриев, старший специалист Департамента международных проектов компании «Бейкер Тилли Русаудит» (Москва)

Как показывает наш опыт, особых сложностей применение МСФО 8 в настоящее время не вызывает. Сам стандарт достаточно конкретен и не противоречив. Кроме того, практика применения МСФО 8 в нашей стране пока ограниченна. Большинство предприятий свою отчетность по МСФО составляют один — три года. Условия деятельности таких предприятий не успели еще измениться настолько, чтобы необходимо было менять учетную политику или бухгалтерские оценки.

Выдержки из учетной политики горно-металлургической компании «Норильский никель»

Приведены разделы учетной политики, которые дают представление о том, что включается в содержание учетной политики предприятия в соответствии с требованиями МСФО.

1. Метод консолидации.
2. Валюта измерения и валюта представления.
3. Показатели баланса и отчета о прибылях и убытках, выраженные в иностранной валюте.
4. Основные средства.
5. Незавершенное капитальное строительство.
6. Снижение стоимости.
7. Расходы на исследовательские и поисково-разведочные работы.
8. Товарно-материальные запасы.
9. Финансовые инструменты.
10. Лизинг металлов и соглашения РЕПО.
11. Затраты на привлечение заемных средств.
12. Резервы.
13. Вознаграждения сотрудникам.
14. Собственные акции, выкупленные у акционеров.
15. Налогообложение.
16. Признание выручки.
17. Контракты на продажу товаров.
18. Операционная аренда.
19. Дивиденды объявленные.
20. Информация по сегментам.
21. Государственные гранты.
22. Расходы по выводу основных средств из эксплуатации.
23. Текущие затраты на восстановление окружающей среды.

ПРИМЕР 1
Компания «А» начала развитие новой производственной линии с 1 января 2001 года и все затраты, связанные с запуском линии, в соответствии с МСФО 16 «Основные средства» и МСФО 38 «Нематериальные активы» (предполагалось, что введение в действие новой линии приведет к увеличению стоимости гудвилла компании) отражала как вложения в основные средства и нематериальные активы. В 2004 году директора компании решили, что в этом году и в будущем затраты на развитие производства должны отражаться как текущие расходы по счету прибылей и убытков. Данное изменение было вызвано тем, что будущая экономическая эффективность вложений была поставлена под сомнение. Финансовая информация до внесения изменений в учетную политику приведена в табл. 1.

В отчете об изменении капитала за 2003 год была отражена следующая информация (в тыс. долл. США):
— нераспределенная прибыль прошлых лет — 3040;
— прибыль отчетного периода — 2150;
— нераспределенная прибыль на конец отчетного периода — 5190.

В связи с изменением в учетной политике предприятия требуется внести корректировки в отчетность прошлых периодов, которая подпадает под данное изменение, как если бы новая учетная политика применялась и в прошлых периодах (списание всех затрат на развитие как текущих расходов по счету прибылей и убытков).

Следовательно, необходимо скорректировать (увеличить) затраты на текущие расходы прошлых периодов:
+ 400 тыс. долл. США за 2001 год;
+ 340 тыс. долл. США за 2002 год;
+ 350 тыс. долл. США за 2003 год. Таким образом, нераспределенная прибыль компании по состоянию на конец 2004 года должна быть на 1090 тыс. долл. США меньше, чем ранее отраженная прибыль в размере 5190 тыс. долл. США (см. табл. 2).

При внесении изменений в учетную политику компании необходимо раскрыть в отчетности следующие данные о произошедших изменениях:
— наименование стандарта или ПКИ, повлекшего за собой изменения в учетной политике;
— характер изменений в учетной политике;
— описание принципов осуществления перехода на новую учетную политику;
— сумма корректировки за текущий и предыдущие периоды;
— описание и объяснение того, как будут вноситься изменения в учетной политике в отчетность в тех случаях, когда корректировка предыдущих периодов неоправданна.

Таблица 1 Затраты на развитие новой производственной линии, тыс. долл. США

Другие статьи:  Доверенность в консульство германии