Приказ от 07042011 n 277

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минспорттуризма РФ от 07.04.2011 N 277 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СУБСТАНЦИЙ И (ИЛИ) МЕТОДОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СПОРТЕ»
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 28, 11.07.2011

ПРИКАЗ Минспорттуризма РФ от 07.04.2011 N 277 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СУБСТАНЦИЙ И (ИЛИ) МЕТОДОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СПОРТЕ»

Данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. N 20839

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290), а также на основании Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой в г. Париже 19 октября 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2835), и Федерального закона от 27.12.2006 N 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2835) приказываю:

1. Утвердить Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте на 2011 год, в соответствии со списком, включенным в Приложение 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, в котором указаны субстанции и (или) методы, запрещенные для использования в спорте.

2. Установить, что Перечни, указанные в пункте 1 настоящего Приказа, изменяются в соответствии с поправками, вносимыми в установленном порядке в список, включенный в Приложение 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте.

3. Признать утратившим силу Приказ Минспорттуризма России от 04.05.2010 N 445 «Перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.05.2010, регистрационный N 17257).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Ю.Д. Нагорных.

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минспорттуризма России
от 7 апреля 2011 г. N 277

Любые фармакологические субстанции, не вошедшие ни в один из разделов Списка и не допущенные ни одним государственным регулирующим органом здравоохранения для терапевтического применения (т.е. субстанции в стадии доклинических и клинических испытаний, или клинические испытания которых остановлены), запрещены к использованию всегда.

Применение анаболических агентов запрещено.

1.1. Анаболические андрогенные стероиды (AAS)

а) Экзогенные AAS, включая

«Экзогенные» субстанции означают субстанции, которые не могут вырабатываться организмом.

This Account Has Been Suspended

Your hosting account has been suspended. There are several reasons that might lead to this:

  • Suspension due to non-payment of fees, account will be unsuspended automatically after payment for hosting.
  • Your trial term of web hosting has expired.
  • Suspension due to a violation of a rule or policy.

You can resolve all issues in yours billing account, and if you didn’t find the response yor can also open ticket in Suport service.

Аккаунт заблокирован

Ваш хостинг-аккаунт заблокирован, причины могут быть следующие:

  • Р’С‹ просрочили оплату Р·Р° хостинг, после продления хостинга, аккаунт будет разблокирован автоматически.
  • РЈ Вас закончился тестовый хостинг.
  • Материалы Вашего хостинг-аккаунта нарушают действующее законодательство или правила нашего хостинга.

Все вопросы Вы можете решить в Вашем биллинг-аккаунте, а также открыть тикет в разделе Тех.поддержка, если не нашли ответа.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

(Введите номер и/или часть названия или дату документа.

ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг»)

«О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2011 N 21065)

«Об утверждении укрупненных нормативов предельной цены капитального и текущего ремонта объектов здравоохранения в 2011 — 2012 годах» (вместе с «Общими указаниями по применению укрупненных нормативов предельной цены капитального и текущего ремонта объектов здравоохранения, применяемые в целях обеспечения обоснования стоимости реализации мероприятий, предусмотренных региональными программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 — 2012 годах, в расчете на 1 квадратный

«О внесении изменений в список предприятий Украины, имеющих право на экспорт сыров в Российскую Федерацию»

«О направлении разъяснений»

(ред. от 21.04.2011)

«О вопросах в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на рынке ценных бумаг, включаемых в программу обучения целевого инструктажа»

«Об устранении обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы безопасности туристов на курортах Туниса»

«О введении временных ограничений на поставки продукции животного происхождения и кормов предприятий Бразилии, а также об изменении списка предприятий Федеративной Республики Бразилия, имеющих право на экспорт в Российскую Федерацию готовых мясных продуктов»

(ред. от 21.04.2011)

«О включении предприятий в список предприятий Королевства Нидерландов, имеющих право на экспорт инкубационного яйца и суточных цыплят в Российскую Федерацию»

«О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»

«О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»

«О направлении списка предприятий США, имеющих право на экспорт инкубационного яйца и суточных цыплят в Российскую Федерацию, утвержденного 19.04.2011»

(ред. от 21.04.2011)

«Об отмене ранее введенных ограничений на поставку в Российскую Федерацию животноводческой продукции с предприятия Германии альфа DE HH 1 00003»

«О внесении изменений в утвержденный Россельхознадзором 06.11.2009 список предприятий Республики Болгария, имеющих право на экспорт мяса и мясной продукции в Российскую Федерацию»

«О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»

«О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»

«О внесении изменений в Приказы МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2009 N 14245)

«О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2010 N 17842)

«О списке предприятий Королевства Нидерландов, имеющих право на экспорт инкубационного яйца и суточных цыплят в Российскую Федерацию»

«О перечне машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, подлежащих проверке кредитными организациями»

«Информация по безопасности полетов N 6»

«О внесении изменений в список предприятий Испании, имеющих право на экспорт кормов и кормовых добавок для животных в Российскую Федерацию»

«О внесении изменений в списки предприятий Украины, имеющих право на поставку животноводческой продукции в Российскую Федерацию»

«О введении временных ограничений на ввоз птицы и птицеводческой продукции из США»

«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.03.2005 N 6383)

«О внесении изменений в списки мясоперерабатывающих предприятий Австралии, имеющих право на экспорт продукции животного происхождения в Российскую Федерацию»

«О переносе даты введения в действие национального стандарта»

«Об открытии пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Усть-Луга» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2010 N 18567)

«Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 1 Указа Президента РФ от 11.01.1993 N 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»»

«О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России»

«Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 N 20816)

«Об отмене санитарных правил СП 42-121-4719-88 «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных и профессионально-технических училищ»

«О внесении изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20837)

«Об открытии железнодорожного разъезда Диабазовый Восточно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

«О применении программного средства «Подготовка СПД» для представления сообщений на бумажных носителях»

«Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 20991)

«О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 января 2005 г. N 1» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.06.2011 N 21092)

«О применении положений Приказа ФТС России от 3 декабря 2010 г. N 2330»

«О памятке выезжающим в Турцию гражданам РФ» (вместе с «Памяткой выезжающим в Турцию гражданам РФ (с учетом ввода в действие нового режима взаимных поездок граждан РФ в Турцию и граждан Турции в РФ)»)

«О введении временных ограничений на ввоз птицы и птицеводческой продукции из США»

«О внесении изменений в письмо ФТС России от 09.02.2011 N 14-42/5530»

«О внесении изменений в письмо ФТС России от 28.04.2010 N 14-42/21187»

Другие статьи:  Федеральный закон о лекарственных средствах n 86-фз

«О внесении изменений в утвержденный Россельхознадзором 16.04.2009 список предприятий Латвии, имеющих право на экспорт в Российскую Федерацию убойных свиней»

«О внесении изменений в письмо ФТС России от 05.09.2006 N 06-68/30844»

«О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью «Брико кастомс»

«О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»

«О введении в действие межгосударственного стандарта»

(ред. от 19.04.2011)

Страница 2114 из 3149.

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Законы Российской Федерации

«О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О несостоятельности (банкротстве)»

«Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначе

«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

«Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»»

«Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)»

«Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги»»

Борьба с допингом в России

(Жабин Н. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 1) Текст документа

БОРЬБА С ДОПИНГОМ В РОССИИ

——————————— Zhabin N. A. Fight against doping in Russia.

Жабин Никита Александрович, аспирант кафедры административного права МГЮА имени О. Е. Кутафина, член Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов.

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы России в области применения допинга спортсменами. Автором проведен анализ изменений законодательства Российской Федерации по вопросам ответственности за нарушение антидопинговых правил, исследуются особенности проведения допингового контроля спортсменов.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, общероссийские спортивные федерации, Всемирное антидопинговое агентство.

The paper examines issues concerning the development and problems of improving the legal basis in respect of doping usage by the Russian athletes. The author gives the analysis of changes in the Russian legislation regarding the liability for breach of anti-doping rules, investigates features of the doping control used for athletes.

Key words: sports, physical culture, Ministry of sports, tourism and youth policy of the Russian Federation, all-Russian sports federations, worldwide anti-doping agency.

Проблема допинга в настоящий момент является одной из центральных проблем современного спорта, поскольку употребление допингов спортсменами не только наносит ущерб их здоровью, но и подрывает основы спорта. Данная проблема не является до конца решенной с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются). «Проблема фармакологического обеспечения спортсменов, — пишет Р. Д. Сейфулла, — была во всех странах до последнего времени тайной за семью печатями. Ни один из спортивных врачей и тренеров не возьмется отрицать, что нет спортсменов высокой квалификации, которые не принимали фармакологических препаратов с целью ускорения процесса восстановления. Складывается любопытная ситуация, при которой фармакология может обойтись без спорта, а спорт без фармакологии — уже нет. Несмотря на то, что назначать лекарственные средства могут только медицинские работники, имеющие на то юридическое основание, к этому бывают причастны тренеры, массажисты, посторонние люди, да и сами спортсмены, рекомендующие друг другу запрещенные препараты (допинги)» . ——————————— Сейфулла Р. Д. Спортивная фармакология: Справ. М., 1999. С. 18 — 19.

Выпуск новых фармакологических средств, рекламируемых в целях получения прибыли, часто приводит к тому, что истинные возможности того или иного препарата значительно преувеличиваются, а это подталкивает спортсменов и некоторых спортивных руководителей к использованию данных препаратов для достижения побед в соревнованиях. Дело в том, что высокие результаты в международных соревнованиях обеспечивают значимые социальные и экономические выгоды, решают в ряде случаев определенные политические и идеологические задачи. Проблема допинга содержит и нравственный аспект. Употребление допинга ведет к неравенству условий участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу . ——————————— Гончарова Е. К. Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте: Дис. … канд. пед. наук. Малаховка, 1995. С. 13 — 14.

Физиология организма спортсмена, до поры оставаясь незаметной или, по крайней мере, будучи в поле зрения как не имеющая определяющего значения, в последнее время стала проблемой. Безусловен тот факт, что потенциал высших спортивных достижений, сосредоточенный в физиологических возможностях организма спортсмена, подвержен управлению извне . Воздействия, прежде всего фармакологического характера, способны значительно повлиять на эффективность одних и тех же усилий. Тем самым при одинаковых физиологических параметрах соответствующее воздействие на организм может обусловить прогнозируемый эффект различной управляемой величины. Для физиологических параметров конкретного спортсмена можно подобрать максимально эффективное воздействие. Но и для соответствующего воздействия можно подобрать спортсмена с максимально подходящей реакцией организма. Так или иначе, спортивное достижение становится выражением эффективности внешнего воздействия на организм спортсмена. ——————————— Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Д. П. Матвеева. М., 1983. С. 6.

В связи с этим основным вопросом современного спорта стал физиологический статус организма спортсменов с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными . ——————————— Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2012. С. 885.

Важно отметить тот факт, что в современных условиях на международной арене при заметно возросшей конкуренции между ведущими спортивными державами наибольших успехов добиваются, как правило, представители той страны, где лучше используются новейшие достижения науки и техники. Существующий спортивный правопорядок не допускает использования спортсменами субстанций и методов, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством отдельного государства и (или) решениями Международного олимпийского комитета (МОК), Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) , иных международных спортивных организаций. ——————————— 10 ноября 1999 г. по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК и в соответствии со швейцарским законодательством было учреждено Всемирное антидопинговое агентство, задачей которого является освободить мир спорта от допинга. Агентство получает средства от спортивных и правительственных организаций для внедрения, расширения и координации усилий по ознакомлению спортсменов с тем, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры, выявлению и наказанию тех, кто пытается вредить себе и своему виду спорта. Программы допинг-контроля ВАДА обеспечивают проведение независимого, качественного антидопингового процесса с равными для спортсменов всех стран и во всех видах спорта возможностями. ВАДА определило уполномоченные организации по всему миру для взятия проб от его имени. Их представители имеют документы и рекомендательные письма, позволяющие им выступать от имени ВАДА.

Допинг в спорте (англ. doping, от англ. dope — давать наркотики) означает фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата . ——————————— Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М., 2001. С. 108.

Термин имеет употребление в спорте не только к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов. Например, могут резко поднимать на короткое время активность нервной и эндокринной систем и мышечную силу, к ним также относятся препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после воздействия нагрузок на мышцы. Огромное количество лекарственных средств имеет статус запрещенных для спортсменов во время соревнований. В зависимости от вида спорта допинги могут обладать совершенно различными и даже противоположными фармакологическими действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего, от мочегонного до кардиотропного влияния. Поэтому допинги неправильно называть стимуляторами. Они назначаются однократно или курсом, в зависимости от поставленных задач и механизма действия лекарственных веществ . ——————————— Фармакология спорта / Н. А. Горчакова, Я. С. Гудивок, Л. М. Гулина. К.: Олимп. л-ра, 2010. С. 110.

Другие статьи:  Государственная собственность на средства производства относится к

В международном спортивном движении долгое время официального определения понятия «допинг» не было вообще. С увеличением количества наименований стимулирующих препаратов стала очевидной необходимость их классифицирования, а для составления классификации и перечня допинговых веществ важно установить границы, в пределах которых то или иное вещество следует считать допингом. Такие границы устанавливаются в общей форме определением понятия «допинг». Потребность в формулировании этого понятия явилась причиной создания его определений в документах международного спортивного движения, которые определяли допинг в основном как применение средств и различных веществ, искусственно приводящих к повышению работоспособности во время спортивных соревнований . ——————————— Ariens E. J. General and pharmacological aspects of doping // International Seminar on Doping. Ghent and Brussels, 1964. Oxford. New York, Symposium Publications Division, Pergamon Press (1965). P. 27.

Так, в 1972 г. МОК уже использовал следующее определение: «Допингом является прием или использование чужеродных для организма веществ в любой форме или физиологических веществ в ненормальных количествах и вводимых ненормальными методами здоровым людям с исключительной целью обеспечить искусственное и нечестное увеличение достижений в соревнованиях. К допингам должны быть отнесены различные психологические воздействия, направленные на повышение спортивных результатов» . ——————————— Doping. Lausanne: Medical Commission International Olympic Committee, 1972. P. 33.

Использование допинга несет значительную опасность для здоровья спортсмена. Действие допинговых веществ на организм зависит от пола, возраста, здоровья, особенностей нервной системы и обмена веществ, условий среды и других факторов. Искусственно стимулируя организм, допинговые вещества оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, снимают охранительное торможение, создают ложное чувство повышения возможностей и отсутствия утомления, нарушают нормальную регуляцию функций, обусловливают нерациональную, неэкономную их деятельность при физических напряжениях, и без того связанных с предельной мобилизацией функций. Они способствуют исчерпанию ресурсов организма от перенапряжения, способствуя его возникновению, что (особенно на фоне некоторых отклонений в состоянии здоровья, недостаточной тренированности или переутомления, возрастных особенностей, неблагоприятных условий среды и др.) может вызвать невротические расстройства, острую сердечную недостаточность, инфаркт миокарда и даже привести к смертельному исходу. Существуют значительные физиологические различия между мужчинами-спортсменами и женщинами-спортсменками, равно как между представителями игровых и индивидуальных видов спорта, между спринтерами и стайерами и т. д. . ——————————— Пономарчук В. А., Аящев О. А. Физическая культура и становление личности. И., 1991. С. 99.

Физиологические характеристики организма спортсмена отличаются от таковых людей, далеких от спорта. Это означает, что и между спортсменами существенны физиологические различия в зависимости от спортивного стажа, степени тренированности и пр. А все эти различия обусловливают неодинаковую динамику утилизации содержащихся в организме веществ у различных людей, накопление и выведение употребленного допинга значительно отличаются от человека к человеку . ——————————— Спирев М. В. Медико-правовые проблемы антидопингового контроля // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2. С. 15.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте. В целях исполнения своих международных обязательств, принятых путем ратификации Конвенции против применения допинга ETS N 135 , подписанной 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами — членами Совета Европы, иными государствами — участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других , и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте в российское законодательство были включены специальные положения, касающиеся противодействия использованию допинговых средств и (или) методов в спорте. ——————————— Бюллетень международных договоров. 2000. N 2. С. 14. СССР присоединился к Конвенции Постановлением СМ СССР от 28 декабря 1990 г. N 1351. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 апреля 1991 г. Конвенция принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г., а ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ. Для исполнения Конвенции предусмотрено принятие федерального закона, регулирующего вопросы, связанные с борьбой против применения допинга в спорте.

Так, Федеральным законом от 07.05.2010 N 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесены существенные изменения в базовый Закон, регламентирующие ранее не урегулированные аспекты борьбы с допингом и направленные на создание комплексной системы мер противодействия этому явлению в спорте. ——————————— Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 19. Ст. 2290.

Статья 26 Федерального закона N 329-ФЗ в прежней редакции не давала определение понятию «допинг», а лишь устанавливала запрет и раскрывала меры по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, в то время как понятие «допинг» гораздо шире. В новой редакции п. 1 ст. 26 законодатель впервые дает определение понятию «допинг» в соответствии с определением, содержащимся в Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирным антидопинговым кодексом 2009 г. , на положения которого в качестве основы для принятия мер в борьбе с допингом в спорте ссылается Конвенция. ——————————— С 1 января 2009 г. вступил в действие новый (пересмотренный) Всемирный антидопинговый кодекс (ВАДК), заменивший ВАДК 2003 г. // URL: http://www. wada-ama. org.

Законодатель определяет допинг в спорте как нарушение антидопингового правила, в т. ч. использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Перечень запрещенных в спорте допинговых средств и методов составляется в соответствии с Международным стандартом Всемирного антидопингового агентства — Запрещенным списком, обновляемым ежегодно и включенным в приложение 1 к Конвенции. Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, которым был принят Приказ от 07.04.2011 N 277 , утверждающий перечни допинговых средств и методов, запрещенных к использованию в спорте. ——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 28.

Следует отметить, что Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в реализации и координации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе занимает одно из самых важных и ключевых мест. Так, Минспорттуризм России в целях реализации указанных мер утверждает общероссийские антидопинговые правила, перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, порядок проведения допинг-контроля, а также принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения обязанностей, предусматривающих деятельность, направленную на искоренение допинга в спорте. По мнению автора, безусловной заслугой действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» N 329-ФЗ является закрепление в п. 3 ст. 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, раскрывающего содержание понятия «допинг». К таким нарушениям Закон относит использование или попытку использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявку спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы; нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в т. ч. непредставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании; фальсификацию или попытку фальсификации элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства; распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; использование или попытку использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытку применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил. В законодательстве Российской Федерации наряду с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» запрет на использование запрещенных субстанций и методов содержится в Трудовом кодексе РФ . ——————————— Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 3.

Им, в частности, предусматривается, что обязательным условием для включения в трудовой договор со спортсменом является обязанность спортсмена не использовать запрещенные в спорте средства (допинг) и (или) методы, проходить допинговый контроль (ч. 3 ст. 348.2). Использование спортсменом, в т. ч. однократное, запрещенных субстанций и (или) методов, выявленное при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом, является основанием для прекращения трудового договора со спортсменом при применении к нему санкции в виде дисквалификации на шесть или более месяцев (п. 2 ст. 348.11). Трудовой кодекс РФ также возлагает определенные обязанности в области противодействия использованию запрещенных субстанций и (или) методов и на тренеров. В трудовой договор с тренером должно быть включено положение об обязанности принимать меры по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) запрещенных субстанций и (или) методов (ч. 4 ст. 348.2). Законодатель делает акцент на том, что в качестве доказательства нарушения антидопинговых правил, связанных с наличием запрещенных субстанций, либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена, а также организма животного, участвующего в спортивном соревновании, может быть аналитический результат, полученный только лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством. Однако необходимо отметить, что факты, относящиеся к другим нарушениям антидопинговых правил, перечисленных в п. 3 ст. 26 Закона о спорте, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание. В целях обеспечения реализации запрета на применение допинга в спорте необходимо использование таких правовых средств, как установление обязательного контроля за его соблюдением и ответственности за его нарушение . ——————————— Дементьев Е. В. Средства государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта: Дис. … канд. юрид. наук. Н., 2009. С. 86.

Другие статьи:  Льготы для отдельных категорий граждан

Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте по смыслу идеи права нужны для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований. То есть физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными. Статья 26 действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет допинг-контроль как процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций. Одновременно с этим Законом предусмотрен термин «тестирование», который определяется как элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством. Важным фактом является то, что допинг-контроль предусматривается также для участвующих в спортивных соревнованиях животных. То есть в любом виде спорта, в котором задействованы животные, международные федерации должны разработать и утвердить правила проверки на допинг этих животных. Следует отметить важные документы, составляющие правовую основу проведения допингового контроля в Российской Федерации. К ним относится Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.05.2009 N 293 «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля» и Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.04.2011 N 307 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» . ——————————— БНА РФ. 2009. N 40. Российская газета. N 219. 2011.

В соответствии с указанными документами допинговый контроль направлен на противодействие нарушению общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в т. ч. использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; защиту прав спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга; применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в т. ч. спортивной дисквалификации); содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Отдельно стоит рассмотреть одну из действенных мер по борьбе с допингом в спорте — это ответственность (применение спортивных санкций) спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил. Всемирным антидопинговым кодексом предусмотрены такие виды санкций, как «спортивная дисквалификация спортсмена» — отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, временное отстранение, аннулирование результатов соревнований спортсмена. В развитие положений Всемирного антидопингового кодекса в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» , которым была дополнена глава 6 КоАП РФ ст. 6.18. Указанная статья предусматривает ответственность в виде дисквалификации за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также ответственность за указанные действия, но совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена. ——————————— Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 50. Ст. 7355. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 1.

При этом под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в т. ч. советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Федеральный закон предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями. По нашему мнению, основным недостатком указанных изменений является тот факт, что не указано, распространяется ли запрет на допинг только лишь на профессиональных спортсменов, или же поправки распространяют свое действие на всех граждан, увлекающихся спортом и физкультурой. Следует отметить, что понятие спортивной дисквалификации спортсмена предусматривается п. 14 ст. 2 действующего Закона о спорте. При этом под спортивной дисквалификацией понимается отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международными или общероссийскими спортивными федерациями. При этом в специальной литературе высказывается заслуживающее серьезного внимания мнение о том, что в правовом отношении понятие «допинг» следует приравнять к категории наркотических средств и психотропных веществ, установив за любые действия в отношении его (изготовление, хранение, перевозка, сбыт и т. д.) уголовную ответственность. Только в этом случае проблема допинга в спорте может быть успешно решена . ——————————— Власов А. А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте (причинно-следственные связи, классификация, ответственность). С. 44 — 48.

До ноября 2010 г. бросалась в глаза особенность указанного определения, что спортивная дисквалификация может налагаться только общероссийскими спортивными федерациями. Такая трактовка спортивной дисквалификации не учитывала, что она может налагаться также и международными спортивными федерациями, что могло, в свою очередь, вызвать ряд проблем. Например, если спортсмен дисквалифицирован международной спортивной федерацией, то он не мог быть уволен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за применение допинга, т. к. спортивная дисквалификация с точки зрения российского законодателя налагалась только общероссийскими спортивными федерациями. ——————————— В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.05.2010 N 82-ФЗ.

По тексту Федерального закона N 329-ФЗ видно стремление российского законодателя не вмешиваться в компетенцию и полномочия международных спортивных организаций, как правило, расположенных за рубежом. Но все-таки российским законодательством в 2010 г. была признана возможность наложения такой значимой спортивной санкции и за ними, а не только за общероссийскими спортивными федерациями. В юридической науке по поводу спортивной дисквалификации ведутся оживленные споры. Например, не следует забывать и об ответственности родителей, при содействии которых зачастую становится возможным допинг в спорте. Так, по мнению Е. Е. Стасеева , вводя ответственность родителей и иных законных представителей, необходимо отразить ответственность и иных лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних. ——————————— Стасеев Е. Е. Ответственность за допинг в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 3. С. 18.

Следует согласиться с тем, что самым главным остается вопрос о круге субъектов по рассматриваемому правонарушению. Ограничение круга субъектов ответственности порождает массу способов «ухода» от ответственности. Административное законодательство не содержит института соучастия. Так, в ситуации, когда спортсмена склоняет к допингу посредник, не являющийся тренером, родителем, врачом и т. п., лицо нельзя будет привлечь к ответственности, т. к. круг субъектов ограничен лицами, имеющими отношение к спорту. Таким образом, в проблеме применения допинга в спорте имеется ряд нерешенных вопросов. И какие бы современные методы допинг-контроля ни использовались, борьба с применением допинговых препаратов не может быть достаточно эффективной без широкой разъяснительной и воспитательной работы со спортсменами, тренерами, врачами, оргработниками спорта. Одновременно с этим можно сделать вывод о том, что в процессе развития спорта действовала и сохраняется на сегодня тенденция расширения объема и содержания понятия «допинг», в связи с чем изменялось и определение этого понятия.