Приказ от 01092011 721 с изменениями

Журнал учета в области обращения с отходами по 721 приказу МПР

В соответсвии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 19 п. 1): юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов»

Учет движения отходов ведется в журнале в соответсвии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»

Журнал учета движения отходов заполняется регулярно по мере образования (обезвреживания, использования, передачи и т.д.) отходов. Учету подлежат все отходы I-V классов опасности, не только образовавшиеся непосредственно в производственном процессе, но так же и отходы, полученные или переданные на реализацию (обезвреживание, использование, размещение) другим предприятиям.

Журнал учета движения отходов обязателен к ведению не только как самостоятельный документ, но так же является необходимым приложением к некоторым видам отчетной документации, предоставляемой в контролирующие организации.

Учет отходов по 721 приказу

Приказ №721 от 01.09.2011 г. устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Л ист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

Как заполнять таблицы указано в Приказе №721 от 01.09.2011 г.

Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск

(351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

  • Новости
  • Нoрмативные документы
  • Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами

  • Нормативные документы
  • март 20, 2015
  • 3968

ПОРЯДОК УЧЕТА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284)

I. Общие требования

1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

(в ред. Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284)

Первичный учет отходов по структурным подразделениям

Первичный учет отходов на предприятии — одна из наболевших тем в области обращения с отходами. Что делать хозяйствующим субъектам, в составе которых имеется несколько структурных подразделений? Нужно ли вести учет отходов в каждом из этих подразделений?

Штатные экологи знают, что образование и дальнейшее обращение с отходами должны быть задокументированы и учтены в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Приказ № 721). Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов[1].

Материалы первичного учета используются при проведении инвентаризации отходов, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), технического отчета по обращению с отходами[2] , отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства)[3], подготовке отчетности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» , расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду[4] (в части размещения отходов).

Другие статьи:  Доплата топливо что это

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актов приема-передачи;
  • договоров.

Учету подлежат все виды отходов I–V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем[5] за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Согласно первоначальному тексту Порядка данные учета нужно было оформлять в соответствии с приложениями № 1, 2, 3, 4 к Порядку, а именно:

  • «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение № 1);
  • «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом»(приложение № 2);
  • «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)»(приложение № 3);
  • «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица»(приложение № 4).

Таким образом, Порядком было предусмотрено ведение учета отходов не только юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), но и его структурными подразделениями (для этих целей была предназначена таблица из приложения № 1 к Порядку):

Извлечение
из Порядка

(до внесения изменений)

[…]
10. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка)[6] юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).
[…]

[1] При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

[2] О разработке данного отчета см.: Колчина Е.Н. Составление технического отчета по обращению с отходами // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 69–71 (прим. редакции).

[3] О представлении данной отчетности см.:

– Комментарий к письму Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений» // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 35–39;

Севрюгина В.В. Нарушение требований законодательства при представлении отчетности по отходам // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 64–67 (прим. редакции).

[4] Подробнее о расчете платы см.:

Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56 (http://www.profiz.ru/eco/1_2015/plata_NVOS/);

– Сивков А.Л. Кто так пишет?! Размышления о проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью внесения» // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 51–68 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/proekt_plata/) (прим. редакции).

[5] Напоминаем, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2-15. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/);

Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2015.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ»
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 44, 31.10.2011

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОРЯДКУ

Приложение N 1
к Порядку учета в области
обращения с отходами, утвержденному
Приказом Минприроды России
от 01.09.2011 N 721

Данные учета в области обращения с отходами
по ______________________________________________
структурное подразделение: цех, участок и т.п.
______________________________________________________
индивидуальный предприниматель ФИО, наименование

Вопрос по ведению журнала учета движения отходов.

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Сама спросила, сама ответила))) Может кому пригодиться

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 2 июня 2015 г. № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений”

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу заполнения раздела технического отчета по обращению с отходами «Сведения о фактически образованных количествах отходов» в части сведений о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) согласно п. 31 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), сообщает следующее.

Согласно п. 31 Методических указаний в разделе «Сведения о фактически образованных количествах отходов» технического отчета по обращению с отходами приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде (приложение № 16 к Методическим указаниям) и фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде (приложение № 17 к Методическим указаниям).

При этом при подготовке технического отчета по обращению с отходами используются материалы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, проводимого хозяйствующими субъектами в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, далее — Порядок-721).

Другие статьи:  Снимать правонарушение можно

Вместе с этим, ввиду изменений, внесенных в п. 10 Порядка-721 приказом Минприроды России от 25.06.2014 № 284 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721», таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.

Соответственно учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов отдельно по каждому структурному подразделению хозяйствующего субъекта (цеху, участку и другим объектам) Порядком-721 не предусмотрен.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Таким образом, при ведении учета в области обращения с отходами необходимо принимать во внимание, что структурное подразделение (цех, участок и другие объекты) входит в состав хозяйствующего субъекта, его обособленного подразделения либо филиала.

При этом отсутствие в Порядке-721 требования по ведению учета по цеху, участку и другим объектам не запрещает хозяйствующему субъекту в добровольном порядке проводить учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по указанным разрезам.

Временно
исполняющий обязанности
Руководителя А.М. Амирханов

Заключение по приказу Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

Общественной организацией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии проведен анализ положений приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок) и проекта заключения об экспертизе размещенный на сайте Минэкономразвития России для публичных консультаций.

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

— проведении инвентаризации отходов;

— подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

— ведении федеральных статистических наблюдений;

— расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

В ходе анализа нормативного акта общественной организацией выявлен ряд несоответствий действующему законодательству, а также положений необоснованно затрудняющих ведение хозяйственной деятельности.

1. На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в развитие которого Минприроды России принят приказ от 01.09.2011 № 721) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Однако в п. 1 Порядка определяющего круг субъектов, обязанных вести соответствующий учет, не указано, что этот учет должны вести только те лица, которые осуществляют обращение с отходами. То есть фактически действие подзаконного нормативного акта вразрез федерального закона распространено на все без исключения хозяйствующие субъекты. (Хотя, далее по тексту Порядка используется словосочетание «обращение с отходами», что, однако, не сужает круг обозначенных субъектов).

Учитывая изложенное, общественная организация считает необходимым привести в соответствие с ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» п.1 Порядка, изменив его следующим образом: «Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах».

2. Согласно п. 2 действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.

Однако действующее законодательство не использует термина «отходы лечебно-профилактических учреждений», вместо которого используется термин «медицинские отходы» (ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»).

В этой связи предлагается привести п. 2 Порядка в соответствие с федеральным законодательством, заменив термин «отходы лечебно-профилактических учреждений» на «медицинские отходы».

3. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ч. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

В свою очередь, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Другие статьи:  Отзывы о страховых компаниях осаго в волгограде

Практика показывает, что ведение учета в области обращения с отходами по обособленным подразделениям не всегда является целесообразным, поскольку не способствует достижению целей, определенных в п. 3 Порядка.

Например, ПНООЛР не обязательно разрабатывать по филиалам и обособленным подразделениям предприятия, в федеральном статистическом наблюдении за отходами производства и потребления (форма № 2-ТП (отходы)) отражаются количественные показатели в целом по хозяйствующему субъекту и т.д.

Более того, ведение учета по обособленным подразделениям является обременительным для таких предприятий, где много подобных подразделений, особенно если они располагаются на удалении друг от друга и учет в области обращения с отходами на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, является затруднительным (нет соответствующих специалистов на производственных участках, специфика производственного процесса не предусматривает возможность достоверного учета в области обращения с отходами), а другие способы учета неприменимы (показатели в области обращения с отходами не отражаются отдельно в технической и технологической документации, актах приема-передачи и др.).

Анализ хозяйственной деятельности юридических лиц показал, что указанное выше требование можно признать обоснованным для филиалов и обособленных подразделение организаций в тех случаях, когда филиалы и обособленные подразделений создаются за пределами субъекта РФ, являющегося местом нахождения организаций (так как согласование и утверждение разрешительной документации (ПНООЛР), внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на территории тех субъектов РФ, где есть филиалы и обособленного подразделения предприятия).

В связи с этим, предлагается упростить процедуру порядка учета в области обращения с отходами, изложив последний абзац пункта 3 Порядка в следующей редакции: «Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществляется хозяйственная деятельность и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом».

4. Согласно п. 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Вместе с тем, остается не ясным, с какой целью установлена обязанность ежеквартального обобщения данных учета в области обращения с отходами.

Так, отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется по результатам годовых показателей в области обращения с отходами, информация о ежеквартальных показателях в области обращения с отходами необходима только тем лицам, которые вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ч. 2 ст. 16 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а не иных видах обращения с отходами.

Таким образом, предлагается исключить императивную обязанность ежеквартального обобщения данных учета в области обращения с отходами, изложив п. 7 Порядка в следующей редакции: «Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным), а также при необходимости очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом».

5. Не понятна цель ведения Порядка по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала), что предусмотрено п.10 Порядка.

Как было рассмотрено выше не всегда является целесообразным ведение учета по таким крупным структурным подразделениям, как территориально обособленные подразделения и филиалы. По аналогичным причинам не имеет смысла ведение учета по более мелким отдельным структурным подразделениям.

Более того, требование о ведении учета внутри хозяйствующего субъекта (столбец 5 таблицы «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица») противоречит ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая предусматривает, что учету подлежат только те отходы, которые передаются другим лицам или получаются от них, а не те, которые передаются структурным подразделениям или получаются от них (внутреннее перемещение отходов).

В этой связи, «Эконадзор» считает необходимым исключить из Порядка пункт 10.

6. Следует отметить, что ряд количественных и качественных показателей, учет которых ведется в соответствии с Порядком, дублируются в техническом отчете о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 №703), отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30), форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (приказ Росстата от 28.01.2011 № 17).

Объективных причин для дублирования одной и той информации нет, тем более, что данные учета, который ведется в соответствии с Порядком, не предоставляются в какие-либо органы, следовательно, проверить их достоверность можно только в ходе проверки конкретного хозяйствующего субъекта. Поэтому общественная организация считает возможным максимально упростить требования к ведению учета в области обращения с отходами на основании Порядка, исключив показатели, содержащиеся в отчетах, предоставляемых в уполномоченные государственные органы.

С учетом, предложенных выше изменений в Порядок также потребуется корректировка его приложений — таблиц с данными учета в области обращения с отходами.

Учитывая изложенное, общественной организацией ХМАО-Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» направлены замечания и предложения по приказу Минприроды России от 14.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» в Минэкономразвития РФ, проводящего публичные консультации по нормативному правовому акту на предмет наличия положений необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.