Приказ на лимит кассы в бюджетном учреждении

Содержание страницы:

Согласно переданным полномочиям на договорной основе муниципальное казенное учреждение — централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений города осуществляет организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности в бюджетных, казенных и автономных учреждениях. Обслуживаемые Централизованной бухгалтерией учреждения имеют самостоятельный баланс и лицевые счета, открытые в финансовом органе. Расчеты проводятся через кассу централизованной бухгалтерии. В соответствии с Указаниями Центрального Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У утвержден порядок определения лимита остатка наличных денег. Необходимо ли определять лимит остатка наличных денег для каждого юридического лица (бюджетного, казенного и автономного учреждения), не являющихся структурными подразделениями централизованной бухгалтерии? Может ли быть установлен общий лимит для централизованной бухгалтерии по всем обслуживаемым юридическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, при осуществлении централизованной бухгалтерией наличных денежных расчетов в интересах обслуживаемых учреждений лимит остатка наличных денежных средств в кассе должен определяться распорядительным документом самих учреждений, исходя из характера их деятельности.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями абзаца второго п. 2 Указания N 3210-У Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание N 3210-У) организации госсектора самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе, издавая при этом соответствующий распорядительный документ. При этом размер лимита определяется в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, предусмотрено право руководителя субъекта учета на передачу в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению на его основе отчетности.
В то же время передача указанных полномочий не подразумевает одновременную передачу полномочий по ведению кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России. При этом возможность передачи полномочий по ведению кассовых операций другому юридическому лицу либо физическому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с субъектом учета, Указанием N 3210-У не предусмотрена. Соответственно, при определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций по осуществлению ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
Отсутствие в Указании N 3210-У порядка определения лимита остатка наличных денежных средств в кассе в случае передачи полномочий по ведению кассовых операций иному лицу одновременно с полномочиями по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности обусловлено именно отсутствием возможности передачи таких полномочий Указанием N 3210-У. По нашему мнению, при осуществлении централизованной бухгалтерией наличных денежных расчетов в интересах обслуживаемых учреждений лимит остатка наличных денежных средств в кассе должен определяться распорядительным документом самих учреждений, исходя из характера их деятельности. У централизованной бухгалтерии, на наш взгляд, полномочия на установление лимита остатка наличных денежных средств в кассе в отношении обслуживаемых учреждений отсутствуют.
При отсутствии распорядительных документов об установленном лимите остатка наличных денежных средств по каждому из учреждений велика вероятность того, что проверяющие сочтут лимит остатка кассы по каждому из учреждений равным нулю, и, соответственно, укажут на неправомерное хранение наличных денег в кассе на конец дня.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Приказ на лимит кассы

Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ на лимит кассы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приказ на лимит кассы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Приказ на лимит кассы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Как рассчитать лимит остатка кассы

Бюджетники, как и все остальные экономические субъекты, осуществляющие операции с наличными деньгами, обязаны вести кассовую дисциплину. При ведении бюджетного учета движения наличности следует руководствоваться:

  1. Приказы Министерства финансов №157н от 012.2010г., №174н от 16.12.2010г.
  2. Указания Центрального банка России №3210-У от 11.03.2014г.
  3. Приказ Казначейства РФ №8н от 10.10.2008г.
  4. Закон «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

За нарушение порядка ведения операций с наличкой предусмотрена административная ответственность в виде штрафов:

  • на должностное лицо — до 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо – до 50 000 рублей (ст. 15.1 КоАП).

Лимит остатка кассы на 2018 год

Предельно допустимой суммой наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций в госучреждении после завершения рабочей смены и выведения остатка по кассовой книге, называют лимит остатка кассы.

Организация самостоятельно определяет лимит остатка наличности, это закреплено в п. 2 Указаний ЦБР №3210-У. Но это не означает, что руководитель или иное должностное лицо госучреждения вправе установить любую сумму денег.

Правильный расчет лимита остатка кассы должен быть проведен в определенном порядке, иначе организацию могут наказать. Причем произведенные расчеты придется закрепить в локальном акте бюджетного учреждения. Также в распоряжении руководителя обязательно должны быть назначены ответственные лица, обычно это кассир и главный бухгалтер.

Утвержденные предельно допустимые суммы можно пересчитывать в любой момент времени, либо не пересчитывать вовсе, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. Что это значит? Если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день. И наоборот, если в организации замечено снижение движения налички, то уменьшать лимит не обязательно.

Как рассчитать лимит остатка кассы

Порядок вычисления закреплен в Приложении к Указаниям ЦБР №3210-У. Алгоритм предусматривает два вида расчетов: по поступлениям или по выбытиям. Чтобы организации составить правильные вычисления, следует определить, каких операций больше.

Например, бюджетное учреждение «Музей» принимает оплату за билеты наличными денежными средствами. 90% расходов организации производится безналичными расчетами. Следовательно, максимально допустимую сумму налички нужно рассчитывать первым способом — по поступлениям. Или наоборот, казенное учреждение «Сельская школа» выдает сотрудникам наличные средства под отчет (командировочные, приобретение ГСМ, запчастей, хозяйственных и канцелярских товаров). Поступления от предпринимательской деятельности отсутствуют. В таком случае, рассчитывать нужно по выбытиям.

Лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается по формулам. Разберем каждую отдельно.

Расчет лимита остатка по поступлениям

  • L – определяемая максимально допустимая сумма остатка наличных.
  • V – суммарный показатель поступлений налички от реализации товаров/работ/услуг в рублях, за конкретный расчетный период.
  • P – количество дней в расчетном периоде. Период устанавливается учреждением самостоятельно, и не может быть менее 1 рабочего дня и не более 92 рабочих дней.
  • Nc – период времени между днями сдачи в банк поступившей наличности от реализации.

Расчет лимита по выбытиям

  • L – определяемая максимально допустимая сумма остатка наличных.
  • R – суммарный показатель выбытий наличных денежных средств за конкретный расчетный период. Исключение: выплаты заработной платы, стипендий, государственных пособий и прочих аналогичных выплат.
  • P – количество дней в расчетном периоде. Период устанавливается учреждением самостоятельно, и не может быть менее 1 рабочего дня и не более 92 рабочих дней.
  • Nn – период времени между днями получения налички по чекам в банковской организации, за исключением средств на выплату заработной платы, стипендий, пособий.

Расчет лимита остатка денежных средств в кассе 2018 года обособленного учреждения

Если имеются обособленные подразделения или филиалы, то расчет предельно допустимого остатка наличности следует производить с учетом некоторых особенностей.

Другие статьи:  Сколько стоит пошлина паспорт

В первую очередь определяем самостоятельность обособленного подразделения по следующим признакам.

Лимит остатка кассы на 2018 год

Любая российская организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности вправе прибегнуть к использованию наличных денег. Указанное использование может иметь место при выдаче заработной платы, в отношениях с подотчетными лицами или же при расчетах с контрагентами предприятия. Помимо права осуществлять наличные расчеты, у отечественных компаний есть обязанность по оформлению таких расчетов. Неотъемлемым элементом использования наличных денег является лимит кассы, рассчитываемый компанией самостоятельно. Как рассчитать лимит остатка кассы, расскажем в нашей консультации.

Общий порядок оформления кассовых операций

Отечественные компании используют для своих хозяйственных целей наличные денежные расчеты. Случаи такого использования нередки и могут быть связаны с выдачей наличных денег своим работникам или подотчетным лицам, а также сдачей или получением наличных в банке. Российские предприятия не лишены возможности использовать наличные деньги и в иных случаях, перечень которых не является исчерпывающим.

Все отечественные предприятия, осуществляющие прием или выдачу наличных денег, должны иметь кассу и самостоятельно установить лимит остатка кассы на конец операционного дня. Это правило прямо следует из содержания п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У . Важно помнить, что все наличные деньги сверх установленного лимита должны сдаваться в банк.

Пунктом 4.6 названного Указания определено, что движение наличных денег в кассу или из кассы учитывается в кассовой книге, форма которой утверждена Госкомстатом.

Записи в кассовую книгу вносятся на основании кассовых документов, которые подписываются бухгалтером и кассиром. Если такие операции ведет руководитель, то и кассовые документы подписывает руководитель.

В конце каждого рабочего дня кассир производит сверку данных в кассовой книге и кассовых документах и в этой же книге указывает остаток денег, который заверяется подписью кассира. Соответственно, заполнение кассовой книги должно осуществляться без ошибок.

В любом случае на конец операционного дня в кассе предприятия не могут находиться наличные деньги в количестве, превышающем величину по расчету лимита остатка наличных денег в кассе.

Единственное исключение предусмотрено пунктом 2 Указаний, которым прямо указаны дни, когда предприятие имеет право аккумулировать в своей кассе наличные денежные средства в размерах, превышающих рассчитанные лимиты.

Такое исключение из общего правила применяется в дни выдачи заработной платы работникам, стипендий, выплат в фонд заработной платы и выплат социального характера. Исключение также — это дни получения наличных денег в банке на указанные расходы в выходные и нерабочие праздничные дни, но только в случае, если в указанные дни предприятие проводит операции с наличными деньгами.

Во всех указанных случаях превышение наличности в кассе предприятия является допустимым. В остальных случаях предприятие за нарушение кассовой дисциплины может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП.

В силу пункта 1 вышеназванной нормы права за накопление в кассе денег сверх лимита соответствующий субъект может быть привлечен к установленной ответственности. Размер возможных штрафов предусмотрен этой же нормой КоАП и составляет для организаций денежную сумму в размере от 40 000 до 50 000 рублей, а для должностных лиц — сумму от 4 000 до 5 000 рублей.

ЦБР своими Указаниями от 11.03.2014 № 3210-У утвердил порядок определения лимита остатка наличных денег (далее — Порядок). Данный порядок является приложением к вышеназванным Указаниям и согласно пункту 2 Указаний обязателен для применения при расчете предприятием такого лимита.

Расчет лимита кассы

Юридическое лицо обязано ли согласовать лимит остатка кассы, скажем, с обслуживающим такую организацию банком? Необходимо подчеркнуть, что каждое предприятие самостоятельно рассчитывает и определяет размеры лимитов остатка наличности в кассе предприятия. И согласовывать такой лимит ни с кем не нужно.

Однако такое определение лимитов происходит не произвольно. Предприятие не имеет права установить лимит в размере, избранном предприятием.

При определении и расчете размера лимитов наличных денег организация должна принимать в расчет характер своей деятельности. Также должен учитываться общий объем движения наличных денег в кассе предприятия. В этом случае в расчет берется как объем поступления в кассу организации, так и объем выдачи наличных из кассы предприятия. Указанное выше правило прямо предусмотрено пунктом 2 Указаний ЦБР.

Также следует учитывать некоторые особенности расчета лимита предприятиями, имеющими обособленные подразделения. Для того, чтобы предприятию, имеющему обособленные подразделения, правильно рассчитать лимит кассы на 2018 год, необходимо исходить из того, куда именно такие структуры сдают наличность.

Если структура предприятия сдает наличность в кассу компании, то лимит на предприятие рассчитывается с учетом движения наличных по кассе структурного подразделения. То есть такой лимит является общим и для головной организации, и для ее обособленных подразделений.

Если же соответствующее подразделение сдает деньги на счет в банке, то лимит для такой структуры рассчитывается самостоятельно по правилам, установленным Порядком.

Пунктом 1 Порядка определено, что для расчета размера лимита предприятие должно применять общий объем поступлений наличных от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Если же предприятие недавно создано и не имеет общего объема поступлений, то в расчет следует брать планируемые объемы поступлений наличных от продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ.

В общем виде указанный расчет лимита наличных в кассе предприятия выглядит следующим образом:

«Лимит остатка» = «Объем поступлений наличных за расчетный период» / «Расчетный период от 1 до 92 дней» x «Количество дней между днями сдачи наличных в банк»

Как следует из содержания пункта 1 Порядка, расчетным периодом является любое количество дней, за которое учитываются поступления в кассу и которое произвольно выбирается предприятием. Однако такое количество дней не может быть меньше 1 и больше 92. Указанные дни являются рабочими.

Количество дней между днями сдачи наличных в банк следует определять в пределах 7 рабочих дней и указывать в расчете именно в рабочих днях. Если же предприятие или его обособленная структура находится в местности, где отсутствуют банки, то такой период может быть увеличен до 14 рабочих дней. Указанный интервал может определяться предприятием произвольно или исходя из фактического интервала сдачи наличных в банк, а также из интервала, указанного в соответствующем договоре с банком. В любом случае такой интервал не может превышать максимальные пределы.

Пунктом 2 Порядка определено, что для расчета размера лимита предприятие может применять общий объем выдачи наличных денег из кассы организации. Если же предприятие недавно создано и не имеет общего объема выдачи наличных из кассы, то в расчет следует брать планируемые объемы выдачи наличных денег из кассы.

Для того чтобы рассчитать лимит кассы, как указано в пункте 2 Порядка, следует воспользоваться такой формулой лимита остатка кассы:

«Лимит остатка в кассе» = «Объем выдачи наличных за расчетный период» / «Расчетный период от 1 до 92 дней» x «Количество дней между днями получения наличных в банке»

Как следует из содержания пункта 2 Порядка, расчетным периодом является любое количество дней, за которое производится учет выданных средств. Указанное количество дней произвольно выбирается предприятием. Однако такое количество дней не может быть меньше 1 и больше 92. Указанные дни являются рабочими.

Количество дней между днями получения по чеку наличных в банке следует определять в пределах 7 рабочих дней и указывать в расчете именно в рабочих днях. Если же предприятие или его обособленная структура находится в местности, где отсутствуют банки, то такой период может быть увеличен до 14 рабочих дней. Указанный интервал определяется предприятием самостоятельно. Его можно определять произвольно в указанных пределах или же исходя из фактического интервала получения наличных в банке, но с обязательным учетом указанных пределов. В указанный интервал не включаются дни получения наличных для выплаты заработной платы, стипендий и прочих выплат в пользу работников.

Важно учитывать, что ЦБР, утвердив Порядок, предоставил каждому предприятию довольно широкое поле для маневра в части возможности установления наиболее приемлемого лимита исходя из наиболее удобных для предприятия периодов сдачи наличных денег в банк или получения наличных в банке.

В любом случае и при любом методе расчета лимита остатка наличных в кассе предприятия такой лимит должен рассчитываться в рублях. Указанное правило прямо следует из содержания формул, приведенных ЦБР в пунктах 1 и 2 Порядка.

Банк России в указанном Порядке не указал, должно ли предприятие устанавливать лимиты в целых рублях или же оно имеет право вводить лимиты, содержащие копейки. Как указала ФНС в письме от 06.03.2014 № ЕД-4-2/4116@ со ссылкой на Письмо ЦБР от 24.09.2012 № 36-3/1876 , предприятию следует округлять лимиты до целых рублей по правилам математического округления. Такое округление не приводит к нарушению кассовой дисциплины и не создает состав административного правонарушения.

Лимит остатка кассы устанавливается.

Для предприятий, использующих в своей деятельности наличные, лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается путем издания распорядительного документа, что прямо предусмотрено пунктом 2 Указаний ЦБР.

В сложившейся практике таким распорядительным документом является приказ генерального директора предприятия об установлении лимитов.

Следует отметить, что ни нормативные акты ЦБР, ни иные положения отечественного законодательства не содержат специальных требований к приказу о лимите кассы. Учитывая, что с установлением лимита кассы связана возможность предприятия накапливать наличность в пределах лимита, в таком приказе обязательно должна быть отражена информация о размере лимитов, начале применения лимитов и периоде их действия. Также следует привести в приказе расчет лимитов.

Другие статьи:  При климаксе развод

С учетом того, что отсутствуют обязательные требования к форме и содержанию такого приказа, каждое предприятие вправе издать такой приказ в произвольной форме, а также включить в него положения, не указанные выше.

Вместо заключения следует отметить, что каждое предприятие вправе в любое время пересчитать лимиты. В то же время пересчет лимитов можно не производить в случае, если в последующем показатели, используемые в расчете, изменились. Об этом прямо сказано в пунктах 8, 9 Письма ЦБР от 15.02.2012 № 36-3/25 .

Кроме этого, следует отметить, что ИП и малые предприятия могут не устанавливать лимиты.

Расчет лимита остатка кассы на 2018 год: образец

Приведем пример определения лимита остатка наличных денег и образец его оформления организационно-распорядительным документом организации об утверждении лимита.

Предположим, что расчет на установление лимита остатка кассы производится вновь созданной организацией исходя из ожидаемого объема выдачи наличных денежных средств, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Так, по данным ООО «МассМаркет» общая сумма денежных средств, планируемая к выдаче из кассы (за исключением заработной платы и иных аналогичных выплат) за 6 рабочих дней составляет 20 000 рублей. При этом снимать на эти цели наличные деньги в банке по чеку планируется 1 раз в 10 дней.

Лимит остатка кассы бюджетного учреждения, имеющего филиалы

В состав бюджетного учреждения входят филиалы. Филиалам открыты лицевые счета в УФК. В соответствии с положением филиалы имеют право получать доходы с применением наличных, безналичных расчетов, ведут бухгалтерский, налоговый учет, самостоятельно открывают лицевые счета. Выручку сдают на свои лицевые счета. Должна ли быть единая кассовая книга по юридическому лицу? Остаток в кассе рассчитывать суммарно по юридическому лицу или отдельно по филиалам и головному учреждению? Как вести нумерацию приходных и расходных ордеров?

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом, руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

При ведении кассовых операций учреждения государственного сектора должны руководствоваться Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указание № 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Однако необходимо отметить, что Указания № 3210-У определяют правила ведения кассовых операций в отношении юридических лиц. При этом порядок отражения и ведения кассовых операций у филиалов, выделенных на отдельный баланс, осуществляющих самостоятельное открытие и ведение лицевых счетов ни Указаниями № 3210-У, ни Инструкцией № 157н не урегулированы.

Лимит остатка наличных денег

В соответствии с п. 2 Указаний № 3210-У именно юридическое лицо своим распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций, то есть лимит остатка наличных денег. При этом в части определения такого лимита в отношении подразделений юридического лица разъяснен порядок только в случае сдачи обособленным подразделением наличных денег на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке или в кассу юридического лица. В таком случае лимит остатка наличных денег устанавливается обособленному подразделению руководителем головной организации в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к Указанию № 3210-У.

В то же время в отношении филиалов учреждения, которым открыты лицевые счета в органе казначейства и которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, соответственно, самостоятельно осуществляют операции с денежной наличностью через кассу обособленного подразделения, сдают выручку на свой лицевой счет Указания № 3210-У каких-либо разъяснений по вопросу кем и как устанавливается лимит остатка наличных денег не содержат.

С одной стороны, учитывая особый статус филиала, право устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе может быть закреплено за филиалом.

С другой стороны, филиал в соответствии с нормами законодательства не является юридическим лицом. Кроме того, филиал не является самостоятельным субъектом учета и отчетности (п. 4 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Так, с точки зрения стандарта субъектом бухгалтерского учета и отчетности является именно учреждение, а не филиал.

Так как данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе в отношении филиалов разрабатывается юридическим лицом (головным учреждением) самостоятельно и закрепляется в рамках формирования своей учетной политики. При этом юридическое лицо может либо оставить за собой право устанавливать лимит денежной наличности в кассе учреждения (филиалов), либо закреплять такую обязанность за каждым филиалом. При принятии решения, прежде всего, необходимо исходить из специфики деятельности учреждения.

Относительно ведения Кассовой книги (ф. 0504514) отметим следующее. Исходя из буквального прочтения Указания № 3210-У учреждение должно вести только одну Кассовую книгу (ф. 0504514). Для учреждений, имеющих обособленные подразделения, никаких исключений законодательством РФ не предусмотрено. Кассовая книга у таких учреждений должна быть единой. При этом действующие нормативные правовые акты не предусматривают исключений даже для обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих отдельный лицевой (расчетный) счет.

Вместе с тем нормативными актами не определен конкретный способ ведения кассовой книги. В связи с этим юридическое лицо в рамках формирования учетной политики может, например, разработать способ ведения кассовой книги, при котором филиалам будут делегированы полномочия по ведению листов кассовой книги. Необходимость самостоятельного заполнения филиалами листов кассовой книги в рассматриваемой ситуации вытекает из обязанности своевременного внесения в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи денежной наличности. В целях реализации такого подхода может быть предусмотрено, что нумерация листов кассовой книги будет осуществляться филиалами самостоятельно. При этом порядковый номер каждого листа кассовой книги будет состоять из порядкового номера в хронологической последовательности с начала года и номера филиала (через префикс), в соответствии с положениями учетной политики. В таком случае необходимо также предусмотреть и порядок хранения листов кассовой книги. Так, пп. 4.6 п. 4 Указаний № 3210-У установлена обязанность передачи копии листов кассовой книги в головное учреждение. В то же время такая обязанность связана с необходимостью составления юридическим лицом отчетности. В данном случае филиал самостоятельно составляет отчетность, а головное учреждение формирует отчетность юридического лица на основании отчетности филиалов, а не листов кассовой книги. В таком случае, на наш взгляд, полномочия по хранению листов кассовой книги, сформированных филиалами, могут быть закреплены именно за филиалами с возложением ответственности за достоверность и своевременность данных отраженных в них и, соответственно, в отчетности. В целях организации внутреннего финансового контроля учетной политикой может быть предусмотрен способ и периодичность передачи информации о кассовых операциях, в том числе копий листов кассовой книги в головное учреждение.

По общему правилу все кассовые операции оформляются приходными (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) (п. 167 Инструкции № 157н). Первичные учетные документы кассир филиала формирует самостоятельно. Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, а также регистрироваться в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Во избежание дублирования номеров учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрен специальный порядок нумерации кассовых ордеров в филиалах, например, с использованием в номере кассового ордера префикса (номера филиала).

Ответ подготовил: Емельянова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Лимит кассы на 2018 год

Лимит остатка кассы – это максимально допустимая сумма наличных денежных средств, которая может находиться в кассе организации на конец рабочего дня.

Например, приказом руководителя установлен лимит в 100 000 рублей. Всё, что выше этой суммы накопится в кассе за весь рабочий день, нужно сдавать в банк.

НО: в двух случаях допускается иметь в кассе наличные деньги сверх установленного лимита:

1) В дни различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). При этом выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

2) В выходные и нерабочие праздничные дни, если в это время проводились кассовые операции.

Стоит отметить, если вы не установите лимит денег в кассе, то он будет равняться нулю, а значит, при этом любая сумма денег в кассе на конец рабочего дня будет считаться сверхлимитной, что может повлечь за собой административную ответственность.

Приказ об установлении / отмене лимита кассы

Руководитель организации или ИП должен издать приказ об установленном кассовом лимите. Лимит можно утвердить на любой срок (месяц, квартал, год и т.д.), но также можно и не указывать срок его действия. Тогда с таким лимитом можно работать сколько угодно до тех пор, пока не издадите новый документ с новыми показателями.

Другие статьи:  Иск walmart к visa

Однако с 1 июня 2014 года ИП и малые организации (численность не более 100 работников и выручка до 800 млн. рублей в год) не обязаны больше устанавливать лимит наличных в кассе.

Т.е. они могут работать как с лимитом, так и без него, на своё усмотрение. Те, кто хотят отказаться от лимита, обязательно должны издать приказ об отмене лимита кассы.

Расчёт предельных сумм

У компаний теперь (с 1 июня 2014 года) есть возможность выбирать, как рассчитывать лимит остатка кассы – исходя из наличной выручки или наличных расходов. То есть на практике вы можете рассчитать лимит кассы по обеим формулам и выбрать самый выгодный для вас способ.

Однако компании, у которых нет наличных поступлений в силу специфики их деятельности, естественно, используют формулу расчёта по расходам. Лимит остатка кассы устанавливается в рублях без копеек. Он округляется по привычным правилам: сумма меньше 50 копеек — отбрасывается, а сумма в 50 копеек – округляется до рубля.

1) РАСЧЁТ ИСХОДЯ ИЗ НАЛИЧНОЙ ВЫРУЧКИ

L = V/ P * Nc

L — лимит остатка наличных денег в рублях

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (только что созданные организации и ИП указывают ожидаемый объём поступлений).

P — расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег. В выбранный расчётный период включаются все рабочие дни, даже те, которые были по каким-либо причинам рабочими в выходные и праздники. Это может быть любой период времени не больше 92 рабочих дней, например:

  • Предшествующий период (расчёт на 1 кв. 2017 года производите, исходя из данных 4 кв. 2016)
  • Аналогичный период за предыдущий год (расчёт на 1 кв. 2018 — на основе данных 1 квартала 2017 г)
  • Период пиковых объёмов поступлений

Nc — период времени (в рабочих днях) между днём получения наличных денег и днём сдачи этих денег в банк. Этот период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении в населённом пункте, в котором отсутствует банк — 14 рабочих дней.

Например, если деньги сдаются в банк один раз в 2 рабочих дня, тогда Nc=2.

Образец расчёта: ООО «Фантик» устанавливает лимит кассы на 2017 год, взяв за расчётный период сентябрь 2016 года (24 рабочих дня). За это время компания получила 435 000 рублей наличной выручки. Выручка сдавалась в банк раз в 3 дня. Таким образом:

Лимит остатка по кассе = 54 375 руб. (435 000 руб. / 24 дня * 3 дня)

2) РАСЧЁТ ИСХОДЯ ИЗ СУММЫ НАЛИЧНЫХ РАСХОДОВ

По этой формуле вы можете установить денежный лимит в кассе независимо от того, есть ли у вас наличные поступления или нет (п. 2 Указания № 3210-У). Например, если у вас маленькая наличная выручка, то выгоднее будет установить лимит по этой формуле:

L = R / P * Nn

L — лимит остатка наличных денег в рублях

R — объем выдач наличных денег за расчетный период в рублях за исключением сумм, предназначенных для различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). Только что созданные организации и ИП указывают ожидаемый объём выдач.

P — расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег. Это может быть любой период времени не больше 92 рабочих дней. Примеры таких периодов приведены в описании 1 формулы. Только не забудьте сделать поправку на расходы.

Nn — период времени (в рабочих днях) между днями получения наличных денег в банке за исключением сумм, предназначенных для различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). Этот период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении в населённом пункте, в котором отсутствует банк — 14 рабочих дней. Например, если деньги снимаются в банке один раз в 2 рабочих дня, тогда Nc=2.

Образец расчёта: ООО «Фантик» занимается продажей сахара оптом. Устанавливая лимит остатка кассы на 2018 год по сумме наличных расходов, компания взяла за расчётный период июнь, июль, август 2017 г.

В компании 5-дневная рабочая неделя, значит, расчётный период составляет 65 рабочих дней ( 21 + 23 + 21). За это время компания заплатила поставщикам 900 000 рублей наличных денег, снимаемых со счёта в банке раз в 4 дня. Таким образом:

Лимит остатка по кассе = 55 385 руб. (900 000 руб. / 65 дней * 4 дня)

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

В государственном бюджетном учреждении работникам заработная плата, а также командировочные расходы перечисляются на карточки. Но в учреждении имеется касса, в которой движение наличных денежных средств осуществляется только в случае возврата перерасхода по командировочным расходам, а также в случае перерасхода средств за мобильную связь. Нужно ли в рассматриваемом случае устанавливать лимит остатка кассы и если да, как правильно рассчитать лимит остатка денежных средств в кассе учреждения?

В рассматриваемом случае учреждению необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе.
Лимит остатка денежных средств в кассе учреждения необходимо утвердить приказом руководителя.
Учреждению необходимо организовать сдачу наличных средств в учреждения банка по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня в кассе учреждения.

Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги регламентируется Указанием о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденным Банком России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Порядок № 3210-У).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.

Напомним, что в соответствии с абз.10 п. 2 Указания № 3210-У не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств могут только индивидуальные предприниматели, а также субъекты малого предпринимательства.

Таким образом, учреждение обязано устанавливать лимит остатка наличных денег, и только на основании положений, изложенных в Порядке № 3210-У.

В п. 1 в Приложения к Порядку № 3210-У установлено, что для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Напомним, что в п. 1 Приложения к Порядку № 3210-У приведена формула для расчета лимита остатка в кассе исходя из наличной выручки

В п. 2 Приложения к Порядку № 3210-У установлено, что ля определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Напомним, что в п. 2 Приложения к Порядку № 3210-У приведена формула для расчета лимита остатка в кассе исходя из наличных расходов.

В п. 1 и 2 Приложения к Указанию № 3210-У установлено, что учреждение при определении расчетного периода может учитываться периоды пиковых объемов движения наличных средств за аналогичные периоды прошлых лет, существует лишь ограничение в том, что расчетный период не должен составлять более 92 рабочих дней

Таким образом. при расчете Лимита организация вправе самостоятельно выбрать расчетный период, за который наблюдались пиковые периоды выдачи или приема наличных денежных средств, что в определенной степени позволяет учесть специфику движения наличности в организации.

В рассматриваемом случае движение наличных денежных средства в кассе учреждения происходит только в случае возврата остатка по командировочным расходам и в случае возмещения расходов по причине превышения лимита за мобильную связь

Данные виды поступлений наличных денежных средств не относятся к видам поступлений, которые в соответствии с п. 1 и п. 2 Приложения к Указаниям 3 3210-У можно учесть при расчете лимита остатка наличных денежных средств.

Учитывая изложенное полагаем, что в рассматриваемом случае учреждению необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе.

Лимит остатка денежных средств в кассе учреждения необходимо утвердить приказом руководителя.

Учреждению необходимо организовать сдачу наличных средств в учреждение банка по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня в кассе учреждения.

В соответствии с абз. 7 и 8 п. 2 Указания № 3210-У накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

В случае накопления в кассе организации наличных денег сверх установленного лимита проверяющие из ИФНС могут наложить одновременно два вида штрафа (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, п. 4 Письма ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338):

  • на организацию — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на ее руководителя — в размере от 4000 до 5000 руб.

Автор: Л.Б. Чернышева
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс