Постановление 436 требования о раскрытии информации

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731
«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

С изменениями и дополнениями от:

10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г., 27 февраля 2017 г., 27 марта 2018 г.

На основании части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

2. Установить, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

23 сентября 2010 г.

Стандарт
раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)

С изменениями и дополнениями от:

10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г., 27 февраля 2017 г., 27 марта 2018 г.

См. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 1 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно — товарищество, кооператив, информация).

2. Абзац первый утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 3 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 в подпункт «д» внесены изменения, применяющиеся со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 настоящий Стандарт дополнен пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 декабря 2014 г.

3.1. Информация, предусмотренная подпунктами «в» — «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

5. Управляющими организациями информация раскрывается путем:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 459 подпункт «а» пункта 5 настоящего Стандарта изложен в новой редакции

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

в) утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

г) утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 настоящий Стандарт дополнен пунктом 5.1

5.1. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

б) утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

в) утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 6 настоящего Стандарта внесены изменения

6. Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Другие статьи:  Пособие для студентов от школ

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее — потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Информация об изменениях:

Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

7. Утратил силу с 11 апреля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 8 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

8. Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

8.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 9 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

9. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами «а» — «ж» и «к» пункта 3 настоящего документа, возникает:

для управляющей организации — не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;

для товарищества и кооператива — не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.

9.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

9.2. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 настоящий Стандарт дополнен пунктом 9.3, вступающим в силу с 1 декабря 2014 г.

9.3. Информация, предусмотренная подпунктом «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2014 N 988 «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

Постановление Правительства РФ от 27.09.2014 N 988 «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 сентября 2014 г. N 988

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАНДАРТ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5064; 2011, N 25, ст. 3595; 2012, N 7, ст. 875; N 35, ст. 4834; 2013, N 31, ст. 4216; 2014, N 9, ст. 919; N 14, ст. 1627).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 1 декабря 2014 г. утвердить формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

3. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 1 декабря 2014 г.

от 27 сентября 2014 г. N 988

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СТАНДАРТ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно — товарищество, кооператив, информация).».

2. Абзац первый пункта 2 признать утратившим силу.

3. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.».

4. Дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:

«3(1). Информация, предусмотренная подпунктами «в» — «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.».

5. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.».

6. Пункт 8(1) признать утратившим силу.

7. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами «а» — «ж» и «к» пункта 3 настоящего документа, возникает:

для управляющей организации — не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;

для товарищества и кооператива — не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.».

8. Пункты 9(1) и 9(2) признать утратившими силу.

9. Дополнить пунктом 9(3) следующего содержания:

«9(3). Информация, предусмотренная подпунктом «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.».

10. Пункты 10 — 14 признать утратившими силу.

11. В подпункте «в» пункта 16 цифру «2» заменить цифрами «10».

12. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.».

13. Пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.».

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Раскрытие информации и преддоговорная ответственность по договору коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) явля­ется достаточно новой правовой конструкцией. На практике и в литературе постоянно возникает вопросы, связанные с его правовым регулированием. На этапе заключения договора представляется весьма важным грамотное закрепление усло­вия о расторжении договора и защиты профессиональной тайны франчайзера. Профессиональная тайна представляет собой более широкую концепцию, чем защита интеллекту­альной собственности (патенты, авторское право, торговые марки и другое). В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под профессиональной тайной понимается ин­формация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности. Такая информация подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязан­ности по соблюдению конфиденциальности такой информа­ции. В отношении предпринимательской деятельности, такая информация защищена в рамках ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В зарубежных странах, а частности в США, коммерческая тайна защищена в рамках Федерально­го единообразного закона о торговых секретах. Данный закон содержит следующую формулировку профессиональной тай­ны. Профессиональная тайна означает информацию, включа­ющую формулу, рисунок, компиляцию, программу, девайс, метод, технику или процесс, которые: 1) представляют собой независимую экономическую ценность, действительную или потенциальную, и не являющуюся широко известной и не бу­дучи легко созданной с помощью надлежащих средств други­ми лицами, кто может получить эту экономическую ценность при раскрытии информации о ней или ее использовании; 2) обладатель принял разумные меры чтобы обеспечить ее се­кретность. При раскрытии информации франчайзер должен специфицировать, предоставляется ли данная информация как профессиональная тайна, и приложить конкретный пере­чень информации, которая должна рассматриваться в каче­стве профессиональной тайны.

Другие статьи:  Ук рф 69 статья

В Российской Федерации на законодательном уровне от­ношения по раскрытию информации в рамках договора ком­мерческой концессии напрямую не регулируются. Некоторые страны имеет специальное законодательство, посвященное данной теме: США, Канада, Мексика, Бразилия, Испания, Франция, Австралия, Китай, Малайзия, Индонезия и Северная

Корея. А. Д. Астремский отмечает, что «. рынок франчайзинга в Центральной и Юго-Восточной Европе всё еще существенно ограничен вследствие того, что в качестве важной составляю­щей прямых иностранных инвестиций франчайзинг ещё не­достаточно понятен местным и центральным органам власти, так же как и местному деловому миру». В целом, он выделяет следующие проблемы: отсутствие адекватной законодатель­ной базы; недостаток внутреннего капитала; ограниченный доступ к кредитам; политические риски внутри ряда стран. Одной из подобных проблем является отсутствие регулирова­ния преддоговорного этапа регулирования франчайзинговых отношений. Для того чтобы выработать предложения по регу­лированию данных правоотношений на территории Россий­ской Федерации, обратимся к опыту ряда зарубежных стран.

На преддоговорном этапе раскрытия информации (pre­sale disclosure) франчайзер обязан предоставить франчайзи подробную информацию о франшизе. В связи с широким развитием франчайзинга в США и необходимостью правового регулирования данных отношений, с середины 50-х годов ХХ

в. стали появляться акты, регулирующие данные правоотно­шения. Первый акт был принят в Калифорнии в 1951 г. Феде­ральная торговая комиссия (ФТК) США еще в 1978 г. приняла Постановление № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных усло­виях предпринимательства», согласно которому владельцы франшизы обязаны предоставить франчайзи документы, со­держащие необходимую информацию о франшизе, пред­ложенной владельцем. Данное Постановление применяется на всей территории США и регулирует правоотношения на федеральном уровне. В соответствии с Постановлением фран­чайзи должен получить Документ по раскрытию франшизы (Franchise Disclosure Document), содержащий в себе 23 обяза­тельных пункта, полностью характеризующие деятельность франчайзера и его фирмы. Постановление содержит в себе санкции за его нарушение в виде иска в размере 10 тысяч дол­ларов США за каждое нарушение. Ряд штатов США приняли свои собственные законы, посвященный франчайзингу.

ФТК утвердила Положение о единообразных правилах предложения о продаже франшизы (далее UFOC) с целью упорядочить и унифицировать процедуру и форму предложе­ния франшизы. Данное положение содержит в себе документ, устанавливающий порядок ознакомления потенциального франчайзи с информацией о франчайзере-продавце, и при­водит в обязательном порядке требуемый перечень такой ин­формации. ФТК предполагает использование UFOC в качестве альтернативы Постановлению № 436, так как в нём содержится аналогичная трактовка всех основных понятий и определений в отношении франчайзинга. В настоящее время UFOC действует во всех штатах США, которые законодательно предусматри­вают раскрытие информации. Законы большинства штатов устанавливают, что раскрываемая информация должна реги­стрироваться, храниться, анализироваться и утверждаться соот­ветствующими должностными лицами штата, а Постановление № 436 ограничивается только требованием о таком раскрытии информации, не детализируя процедуру его реализации. В не­которых штатах США требование о раскрытии информации содержится в законах о дилерских договорах, скопированных с федеральных законов об автомобильном дилерском франчай­зинге и нефтесбытовой рыночной практике. Таким образом, они защищают франчайзи только в этих отраслях бизнеса. Но в отдельных штатах (Гавайи, Висконсин и др.) дилерство пря­мо отождествляется с франчайзингом, и франчайзеры в раз­ных сферах предпринимательства так или иначе подпадают под требования законов о дилерских договорах. В некоторых штатах никакого собственного законодательства о раскрытии информации нет, и франчайзеры вынуждены считаться с тре­бованиями Постановления № 436 ФТК только при заключении соглашений с франчайзи из других штатов.

После того как мы получили полную картину о необходи­мости предоставлении информации в рамках франчайзинга, обратимся к анализу положительных и отрицательных мо­ментов.

Безусловным преимуществом является возможность со­ставления типового документа о раскрытии информации и применении его в качестве проекта, который в дальнейшем подвергается изменениям в зависимости от того, в какой юрис­дикции будет заключён договор и какие специальные требова­ния предъявляются к документам о раскрытии информации в конкретной стране. Большое количество франчайзеров в США используют формат международного мастер-франчайзинга в случае заключения международных контрактов. Мастер-фран­чайзинг — это форма франчайзинга, при которой франчайзер заключает основной франшизный контракт с субфранчайзе­ром на определенной территории, в то время как последний (субфранчайзер) заключает франшизные контракты с различ­ными франчайзи на данной территории.

Среднестатистический документ о раскрытии инфор­мации содержит в себе около 50 страниц, не включая прило­жения. С приложениями он составляет порядка 150 страниц, иногда может доходить и до 300 страниц. Таким образом, можно отметить, что это самый полный документ, затрагива­ющий все сферы, которые необходимо отразить. На данный момент не существует иной юрисдикции, в которой бы предъ­являлись такие же жёсткие требования к документу о рас­крытии информации. Указанное позволяет предполагать, что формат США будет удовлетворять почти всем требованиям законодательства любого государства.

Однако существует ряд аргументов против использова­ния стандартного документа:

1. Необходимость изменения документа о раскрытии информации согласно специфике местного законодательства.

Даже 50-страничный документ, основанный на законо­дательстве США, не будет удовлетворять всем требованиям, предъявляемым в других странах. Например, в провинции Онтарио в Канаде существует требование, согласно которому предъявляется специальный порядок написания документа о раскрытии информации. Это означает, что такой документ нужно будет переписывать в любом случае. Специальные тре­бования существуют и во Франции: должен быть представлен анализ рынка в виде краткого сообщения или исследования на тему условий для развития франчайзинга. В Китае необходи­мо представить детальное описание того, как франчайзер об­служивал по крайней мере 2 собственные компании в течение не менее одного года.

2. Необходимость изменения документа о раскрытии информации в зависимости от местных условий.

В зависимости от условий локального рынка некоторые положения о раскрытии информации должны быть прописа­ны более детально, а некоторые, наоборот, подлежат исклю­чению. Например, п. 7 Документа о раскрытии франшизы предусматривает необходимость раскрытия оценки общей стоимости стартовых расходов, которые необходимо произ­вести франчайзи. Однако эти суммы будут варьироваться в зависимости от страны, в который предполагается открывать бизнес, и усредненные значения возможно представлять толь­ко для США, да и то не для всех штатов.

3. Необходимость раскрытия слишком большого объ­ема информации.

В некоторых правовых системах или согласно региональ­ному законодательству, возможно, будет предпочтительнее не раскрывать информацию заранее, или предоставить только небольшой документ, который будет соответствовать местно­му законодательству.

Тем не менее, на наш взгляд, представляется необходимым иметь такой документ, аккумулирующий в себе информацию о предлагаемой франшизе, который можно видоизменять в зависимости от требований того или иного законодательства.

В отличие от других стран, продавцы франшизы не долж­ны подписывать Документ о раскрытии информации. Однако уполномоченное лицо франчайзера должно подписать доку­мент, подтверждающий государственную регистрацию Доку­мента о раскрытии информации и уведомление о подаче до­кументов на регистрацию в 15 штатах, которое включает в себя личное подтверждение того, что представленная информация является достоверной. К Документу о раскрытии информа­ции также необходимо приложить подписанные контрак­ты и проверенные финансовые отчеты. Финансовые отчеты должны быть составлены сертифицированным аудитором и должны соответствовать Общим стандартам аудита США (U.S. Generally Accepted Auditing Standarts) и общим принципам бухгалтерского учета США (U.S. Generally Accepted Accounting Principles).

Необходимо отметить, что регулирование преддоговор­ного этапа в рамках договора франчайзинга является наибо­лее детальным и сложным с точки зрения подготовки всей документации по сравнению с регулированием этого этапа в других странах (хотя суть договора остается неизменной). В случае заключения договора британским франчайзером, ему не нужно подготавливать такой объём документации. Доста­точно раскрыть основную информацию, предусмотренную Кодексом этики Британской ассоциации франчайзинга. Та­ким образом, лицу, желающему продать франшизу в США, необходимо подготовить большой объем документации, ко­торый будет не только соответствовать федеральному закону, но и отвечать закону конкретного штата. Иногда в Великобри­тании высказываются мнения о необходимости специального регулирования франчайзинга на законодательном уровне. В Великобритании франчайзинг регулируется только в рамках Кодекса этики франчайзинга, который применяется только к членам Британской ассоциации франчайзинга, и не все фран­чайзеры являются её членами.

Отношения между франчайзи и франчайзером доста­точно прозрачны в рамках регулирования законодательством США. Однако существует принципиальный недостаток пред­договорного раскрытия информации, а именно: любой та­кой документ будет стараться представить франчайзера в вы­годном свете. Документ о раскрытии информации актуален только на тот день, когда он был написан, и в таком случае он является отправной точкой для потенциального франчай­зи в проведении собственного исследования. Также большая часть той информации, которую требуется предоставить, мо­жет быть легко найдено юристом потенциального франчайзи. Предоставление такого документа делает франчайзи менее любопытным и заставляет полагаться на ту информацию, ко­торую ему предоставил франчайзер. Одной из наиболее пози­тивных норм в рамках регулирования договора франчайзинга является так называемым период cooling off (Австралия, Фран­ция и т.д.), который позволяет франчайзи после подписания соглашения подумать ещё и разорвать его (как правило, на это дается от 10 до 20 дней после подписания).

Другие статьи:  Лучший адвокат в актобе

Таким образом, возникает вопрос, для чего необходимо такое жёсткое регулирование. По сути, франчайзер может со­ставить документ о раскрытии информации так, что это будет ему очень выгодно. Чем грамотнее поработают его юристы, тем привлекательнее будет выглядеть документ о раскрытии информации. Таким образом, такие требования только ведут к удорожании процедуры заключения договора и не всегда от­ражают актуальную картину покупаемой франшизы.

В Европейском союзе (состоящем из 28 стран), только 6 стран имеют специальное законодательное требование, пред­усматривающее обязательное раскрытие информации (Бель­гия, Франция, Италия, Румыния, Испания и Швеция). Кроме того, существует несколько стран, законодательством которых предусмотрено общее правило «good faith», которое предус­матривает необходимость раскрытия информации: Германия, Австрия, Португалия и Литва.

Информация, которая подлежит раскрытию согласно нормам, предусматривающим её раскрытие, может быть сгруппирована следующим образом:

— необходимость раскрытия основных положений буду­щего контракта;

— необходимость раскрытия определенной коммерческой информации.

Во вторую группу информации входит ряд положений, регулирующих экономические аспекты договора, позволяю­щие оценить финансовые и коммерческие риски. Их можно сгруппировать по следующим категориям:

— франчайзер и его сотрудники;

— существующая франчайзинговая сеть;

— определенные финансовые аспекты (например, требуе­мый размер инвестиций, обязательные платежи);

— анализ рынка (применимо не ко всем странам).

Обратимся к анализу основных положений преддоговор­ного раскрытия информации в конкретных странах ЕС.

Франция

Закон от 31 декабря 1989 г. № 89-1008 «О развитии ком­мерческих торговых предприятий и улучшении их экономи­ческого, правового и социального окружения (далее — Закон Дубена) был первым Европейским актом об обязательном рас­крытии информации. Он применяется до того, как стороны подпишут договор, который включает в себя эксклюзивное или полуисключительное право использовать торговое наи­менование, торговую марку или знак. Закон Дубена приме­няется к договору франчайзинга, согласно нему франчайзер наделяет франчайзи правом использовать торговую марку и фирменные вывески. В дополнении существует ряд полуис- ключительных прав, предусматривающих такие положения, как ограничение конкуренции, наделение франчайзера права­ми только на определенной территории.

Согласно ст. 1 Закона Дубена документ, содержащий необходимую информацию, должен быть предоставлен франчайзеру за 20 дней до подписания договора. Никакие денежные средства не могут быть истребованы с франчайзи до истечения этого срока. Сфера действия данного закона не ограничивается территорией Франции и может применяться к франчайзинговым отношениям и за её пределами, при ус­ловии, что применимым правом является французское право. Необходимо раскрыть информацию о компании, её руково­дящем составе, банковскую информацию и общее представле­ние о профессиональном опыте менеджеров компании. Также необходимо предоставить копии бухгалтерских документов за последние 2 года. Более того, необходимо предоставить под­робную схему необходимых инвестиций и расходов, которые франчайзи должен произвести, чтобы начать работу. Счита­ем, что раскрытие такой информации является достаточно сложным в рамках международного франчайзинга, так как для франчайзера не составит труда подсчитать платежи, ко­торые франчайзи должен произвести ему. Однако те затраты, которые франчайзи должен будет понести на территории сво­ей страны, скорее будут известны ему, нежели партнеру из-за рубежа (стоимость аренды торговых платежей, оплата услуг персонала и тому подобное). Также франчайзер должен пре­доставить анализ рынка как на территории всей страны, так и на региональном уровне. Большинство зарубежных фран­чайзеров пытаются бороться с требованиями представления анализа внутреннего рынка Франции, так как они не обладают достаточными знаниями в этой сфере и, таким образом, пред­ставленная ими информация может не соответствовать дей­ствительности. Обычно зарубежному франчайзи приходится обращаться к услугам третьей стороны с целью проведения анализа рынка, что позволяет им выполнить все условия по раскрытию информации. В законодательстве отсутствовало чёткое понимание: при любых ли нарушениях норм о раскры­тии информации договор считается недействительным.

Однако Верховный суд Франции (Cour de cassation) уста­новил, что соглашение будет аннулировано только в том слу­чае, если пропущена или некорректна информация, которая существенно влияла на решение франчайзи о заключении до­говора. Были ситуации, в которых соглашения были аннули­рованы по причине нераскрытая определенной информации. Например, по причине неотражения в отчёте определенных финансовых трудностей компании и по причине нереали­стичного бизнес-прогноза.

В истории своего законодательства Бельгия имеет тенден­цию к предоставлению более слабой стороне в трехсторонних отношениях (например, в случае эксклюзивных дистрибью­торских соглашений) большего уровня защиты. До февраля 2006 г. в Бельгии отсутствовало специальное законодатель­ство, регулирующее преддоговорное раскрытие информации в рамках франчайзинга. Однако до принятия такого законо­дательства в Бельгии был пласт судебных решений, который устанавливал обязанность раскрытия информации. Данная обязанность была идентична концепции culpa in contrahendo немецкого права. Данное положение обязывает стороны рас­крыть друг перед другом все основные материальные факты. В рамках франчайзингового соглашения это было применено су­дом как необходимость франчайзера раскрыть информацию о франчайзинговой системе и ожидаемой прибыльности фран­чайзинговой сети. Бельгийский закон о франчайзинге вступил в силу 1 февраля 2006 г. и называется «Об информации, не­обходимой в системе договоров торговых товариществ (в си­стеме договоров франчайзинга) на преддоговорном этапе». Он применяется к так называемым коммерческим партнерствам (commercial pertnerships). Коммерческое партнерство опреде­ляется как «соглашение между двумя сторонами, где одна сто­рона предоставляет другой использование коммерческой схе­мы, товарного знака, передачу ноу-хау и коммерческую или техническую поддержку». Большинство франчайзинговых си­стем могут быть описаны как коммерческое партнерство.

Данный закон увеличивает степень ответственности за преддоговорное раскрытие информации. Документ с инфор­мацией должен быть предоставлен франчайзи не позднее, чем за один месяц до подписания сторонами соглашения. Никакие платежи не могут быть взяты с франчайзера до тех пор, пока информация не будет раскрыта. Предусмотрены следующие последствия нарушения порядка раскрытия информации. Со­гласно ст. 5 вышеуказанного закона франчайзи может растор­гнуть соглашение в течении двух лет, если не была раскрыта информация. Если какие-либо положения, содержащиеся в Договоре, не были раскрыты, то соответствующие положения в итоговом договоре не подлежат применению. Также необ­ходимо предоставить информацию о рынке в данной сфере. Необходимость предоставления данной информации соответ­ствует требованиям, предъявляемым к таким договором Луи Дюбена. При заключении договора с зарубежным франчай­зером последнему придётся заключать договор со сторонней организацией для проведения исследования рынка, при этом существует риск получить необъективную информацию.

Законодательством предусмотрены следующие послед­ствия нераскрытия информации: франчайзи может растор­гнуть договор в течение двух лет после его заключения, если документ о раскрытии информации не был предоставлен франчайзи по крайней мере за месяц до заключения договора. Эта норма позволяет расторгнуть договор в любом случае. В литературе встречаются мнения о необходимости ограничить право франчайзи расторгнуть договор. Такое право может быть реализовано только в том случае, если франчайзи дока­жет, что он бы не заключил договор франчайзинга, если бы ему была предоставлена вся информация согласно положени­ям о раскрытии информации.

Италия

В Италии действует Закон № 129 «О франчайзинге», всту­пивший в силу 25 мая 2004 г., который регулирует определен­ные аспекты в области франчайзинга в Италии.

В отличие от требований, предъявляемых в Бельгии и Франции к раскрытию информации, нормы Италии не требу­ют предоставления положений контракта заранее. Достаточно предоставить франчайзи копию договора, которая содержит в себе ряд обязательных положений. За 30 дней до заключения договора франчайзер должен предоставить франчайзи про­ект договора вместе с документом о раскрытии определенной коммерческой информации. По запросу франчайзи франчай­зер должен предоставить финансовые отчёты за последние три года. Также должна быть раскрыта информация в отношении торговых марках, на которые передаются права. Наряду с этим необходимо предоставить описание франчайзинговой моде­ли. Кроме того, необходимо предоставить список франчайзи, входящих в данную франчайзинговую сеть (аналогично зако­нодательству Бельгии и Франции). Подобно требованиям, со­держащимся в ст. 3 UFDD, принятым Федеральной торговой комиссией, большинство вышеназванных требований при­меняются как к случаям заключения локальных, так и между­народных контрактов. Однако существует ряд исключений из общих положений. Зарубеженые франчайзеры, которые при­ходят на рынок в первый раз, не должны исполнять требования по раскрытию информации. В каждом последующем случае заключения договора указанные исключения уже не могут при­менятся и необходимо выполнять требования о раскрытии ин­формации.

В случае нарушения требований о раскрытии информа­ции или предоставления ложной информации, другая сторо­на может потребовать аннулирования договора согласно ст. 1439 Гражданского кодекса и имеет право на компенсацию вреда. В случае аннулирования договора стороны должны вер­нуть друг другу полученную выгоду. Франчайзер будет должен вернуть стоимость платы за франшизу.

Франчайзинг в Испании регулируется Законом № 7/1996, касающимся коммерческой перепродажи и Коро­левским указом № 2485/1998. Также существуют определен­ные принципы, содержащиеся в Испанском гражданском кодексе и Коммерческом кодексе, которые применяются к франчайзингу. Королевский указ определяет франчайзинг следующим образом: компания (франчайзер) передает дру­гому (франчайзи) право использовать в своей деятельности франшизу для продвижения определенных типов продук­тов или сервисов, которые включают в себя использование общего знака и ноу-хау, коммерческую и техническую под­держку. Статья 62 Закона предъявляет к франчайзеру требо­вание предоставить документ о раскрытии информации по крайней мере за 20 дней до заключения договора или оплаты франшизы. Такой документ должен быть в письменной фор­ме, а информация, содержащаяся в нём, должна быть точной и правдивой. Любая информация, которая может повлиять на решение франчайзи заключить договор, должна быть рас­крыта.

Согласно Королевскому указу (статья 3) необходимо рас­крыть следующую информацию:

— регистрационные данные о франчайзере;

— описание история развития франшизы и её общее опи­сание;

— франчайзер должен предоставить доказательства владе­ния интеллектуальными правами.

Россия и страны СНГ

В настоящее время в России отсутствуют нормы, регули­рующие преддоговорный этап франчайзинговых отношений. Предлагается принять такие нормы с учётом зарубежной практики, что позволит повысить как процент заключения сделок с иностранными партнерами, так и с национальными контрагентами. Предлагается разработать проект такого по­ложения, включающий в себя позиции, которые должен рас­крыть франчайзер в рамках преддоговорного этапа. За основу предполагается взять Модельный закон о раскрытии инфор­мации по договору франчайзинга УНИДРУА (Рим, сентябрь 2002 г.). Необходимо включить основные положения, предла­гающиеся Документом о раскрытии информации в США.