Пособия по технологии в начальной школе

Содержание страницы:

Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие (автор — Синебрюхова В.Л.)

Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие

В учебном пособии приводятся сведения из истории трудового обучения в отечественной школе, раскрывается значение и место урока технологии в современной системе начального общего образования, излагаются общие подходы к формированию у младших школьников технологической культуры и рассматриваются общие подходы к организации уроков технологии в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО. Пособие может быть использовано студентами педагогических учебных заведений при изучении учебной дисциплины «Методика преподавания технологии» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») и окажет помощь при подготовке будущих учителей начальной школы к урокам технологии в период педагогической практики в образовательных учреждениях, а так-же может быть интересно для учителей начальных классов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие Синебрюхова В.Л. Купить книгу доставка почтой, читать отзывы, скачать, ISBN 9785222227794

К сожалению, в Вашей корзине нет ни одного товара.

  1. Главная
  2. Методика преподавания гуманитарных, естественнонаучных,…
  3. Урок технологии в начальной…

Скачать PDF для ознакомления

Кликните по пиктограмме PDF, чтобы бесплатно скачать книгу издательства Феникс «Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие Синебрюхова В.Л.»

Все отзывы (рецензии) на книгу

Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие Синебрюхова В.Л.

Аннотация к книге «Урок технологии в начальной школе :учеб.пособие» (Авт. Синебрюхова В.Л.)

В учебном пособии приводятся сведения из истории трудового обучения в отечественной школе, раскрывается значение и место урока технологии в современной системе начального общего образования, излагаются общие подходы к формированию у младших школьников технологической культуры и рассматриваются общие подходы к организации уроков технологии в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО. Пособие может быть использовано студентами педагогических учебных заведений при изучении учебной дисциплины «Методика преподавания технологии» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») и окажет помощь при подготовке будущих учителей начальной школы к урокам технологии в период педагогической практики в образовательных учреждениях, а так-же может быть интересно для учителей начальных классов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Читать книгу онлайн.

В целях ознакомления представлены отдельные главы и разделы издания, которые Вы можете прочитать онлайн прямо на нашем сайте.

Учебно-методическое пособие по теме:
Нестандартные формы обучения в начальной школе — путь к повышению уровня компетентности обучающихся

Для развития интеллекта обучающихся, их творческих способностей, формирования эмоционального настроя урока нужно шире использовать нестандартные формы обучения.

Предварительный просмотр:

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Пояснительная записка

II. Введение (необходимость использования технологии игрового обучения)

III. Технология игрового обучения

  • Цели, задачи
  • Сущность игровой технологии
  • Организация игровых технологий
  • Дидактические игры в процессе обучения

IV. Примеры дидактических игр

Роль нестандартных форм обучения

У многих детей низкая работоспособность в сочетании с высокой чувствительностью, что вызывает повышенную утомляемость детей, ухудшение показателей по успеваемости.

Одной из целей учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик к концу IV класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса, высказываться на любую предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его, важное значение имеет то, как учитель раскроет содержание темы урока, каким материалом подтвердит поставленные цели. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения позволяет каждому создать свою систему работы.

Особенностью работы учителя является личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе. На уроках ведется индивидуально-групповая работа (в парах, четверках, по рядам).

Некоторые дети отличаются замкнутостью, немногословностью. Им сложно выразить свои чувства.

Педагоги школы широко используют в учебном процессе НРК. С целью активизации мыслительной деятельности, привития интереса к обучению, безболезненной адаптации школьников преподавание ведется с применением местного материала.

Особенностью любого ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычная и богатая детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. И как не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Другие статьи:  Отказ в возмещении убытков судебная практика

Уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Вот здесь-то на помощь и приходят нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки — конкурсы и т.д. Не только весь урок, но и отдельные этапы урока можно построить не по стандарту, чтобы увлечь работой всех учеников. Выявлено, что до начала уроков половина детей в младшем возрасте имеет средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30% детей имею высокую работоспособность и, примерно, 20% — низкий уровень работоспособности.

Для расширения кругозора детей, для их лучшей социализации в обществе педагоги используют различные формы работы. Значение некоторых слов (незнакомых) приходится объяснять только с помощью наглядности, которая тоже широко применяется в ОУ. Весь дидактический материал (сигнальные карточки, перфокарты, математическое лото, домино, ребусы, игрушки и т.д.) изготавливается самими обучающимися, затем используется на уроках.

Нестандартные формы обучения дают возможность каждому ученику:

  • Продемонстрировать приобретенные ими знания, умения и навыки;
  • Проявить интеллектуальные способности;
  • Раскрыть многогранность своих интересов;
  • Развить смысловую догадку;
  • Обогатить словарный запас;
  • Развивать логическое мышление;
  • Пробудить интерес к решению нестандартных задач;
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Помогают учителю выявить:

  • Одаренных детей;
  • Наиболее способных учащихся по предмету в целях дальнейшей их поддержки, оказания методической помощи в полном раскрытии их возможностей;
  • Интересы и способности учащихся.

Проведение нестандартных уроков дает возможность учителю выйти на более высокий уровень преподавания предметов, а учащимся – приобрести прочные знания, превратить повседневный рутинный процесс учения в яркий, незабываемый праздник.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к обучению. Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Обучающий процесс необходимо строить на основе современных педагогических технологий, таких как технологии разноуровневого, развивающего, проблемного и игрового обучения.

Урок – основная форма обучения, поэтому нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, все чаще приходится уходить от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие: уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-конференции, уроки-путешествия и т.д.

Игровой педагогической технологии стоит уделить особое внимание, потому что именно она дает возможность эффективно развивать мышление, практические умения, самостоятельность, память, творческие способности, ценностные ориентации, помогает глубже усвоить изучаемый материал, обеспечить соответствующий эмоциональный настрой и психолого-педагогический климат урока. При этом игровая технология может включать методы и приемы развивающего и дифференцированного обучения.

Очень важным моментом в игровых технологиях является возможность почувствовать каждому учащемуся собственную значимость и успешность: он может делать данное дело хорошо и у него все получается.

Игра – это удивительный вид деятельности в нашей жизни, который позволяет усвоить общественный опыт и усовершенствовать самоуправление поведением, сплачивает коллектив, развивает способность к преодолению трудностей, обеспечивает самопознание, позволяет выявить основные закономерности общественных отношений и при всем этом доставляет удовольствие, пробуждает интерес. Л.С. Выготский выделял в игре способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Он говорил, что в игре происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Таким образом, игровая технология становится сегодня одной из организационных форм педагогического процесса. Ее воспитывающий и развивающий эффект определяется теми благоприятными условиями, в которых оказываются ее участники.

На самом деле, учащиеся, увлеченные игровой деятельностью, с нетерпением ждут новых учебных занятий, на которых им представится возможность в необычной и привлекательной для них форме получить теоретические и практические знания.

Технология игрового обучения

Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредотачивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений (экологических, социальных, политических, экономических). В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а так же свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по-своему.

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.

Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков: Д.Б. Эльконина, А.А. Вербицкого, Н.С. Лукина и других. Игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей культуры. В игре проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению. Хотя познавательная деятельность в данном случае носит игровой характер, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний и умений, социального опыта. Учебные (дидактические) игры вносят в обучение конструктивное изменение, новый смысл

Другие статьи:  Объяснительная по травме в детском саду

По мнению С.А. Шмакова, природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, отстраненность.

Сущность игровой технологии

Выделяют следующие компоненты игровой технологии:

  • Мотивационный;
  • Ориентационный;
  • Целевой;
  • Содержательно-операционный;
  • Ценностно-волевой;
  • Оценочный.

Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивационный компонент обеспечивает им активность в игре, связь с другими видами деятельности. Мотивация закладывается в самом процессе игры.

Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность отражаться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров. В теории поэтапного формирования умственных действий утверждается, что при выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров. Ориентировочная система действий (ООД) в зависимости от характера действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются учащимися в работе. Примером ООД является алгоритм действий для капитана, штурмана в играх-путешествиях. В процессе содержательно-операционной работы осуществляется аналитико-синтетическая деятельность и ее корректировка на основе сличения полученного результата и цели.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент игры направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру.

Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Все рассмотренные компоненты игры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры.

Компоненты игровой технологии включают структурные элементы: задачи, игровые правила, игровые ситуации, сюжет, игровое действие, результат.

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.

Вера Синебрюхова: Урок технологии в начальной школе. Учебное пособие

Аннотация к книге «Урок технологии в начальной школе. Учебное пособие»

В учебном пособии приводятся сведения из истории трудового обучения в отечественной школе, раскрывается значение и место урока технологии в современной системе начального общего образования, излагаются общие подходы к формированию у младших школьников технологической культуры и рассматриваются общие подходы к организации уроков технологии в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО.
Пособие может быть использовано студентами педагогических учебных заведений при изучении учебной дисциплины «Методикапреподавания технологии» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») и окажет помощь при подготовке будущих учителей начальной школы к урокам технологии в период педагогической практики в образовательных учреждениях, а также может быть интересно для учителей начальных классов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Елена Галанжина: Технология. 1 класс. Методическое пособие для УМК «Начальная школа XXI века» (Вентана-Граф) (+CD)

Аннотация к книге «Технология. 1 класс. Методическое пособие для УМК «Начальная школа XXI века» (Вентана-Граф) (+CD)»

В методическом пособии представлена рабочая программа по технологии, предназначенная для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы. Программа разработана и составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК «Начальная школа XXI века (издательство «Вентана-Граф»). Структура программы соответствует требованиям Министерства образования и науки и Рособрнадзора и включает в себя краткую пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, календарно-тематическое планирование (с характеристикой деятельности ученика на каждом уроке). Также в книге даны фрагменты технологических карт всех уроков технологии в 1 классе с планируемыми результатами освоения программы.
Методическое пособие дополнено электронным приложением (CD-диском), на котором представлены календарно-тематическое планирование и фрагменты.

В методическом пособии представлена рабочая программа по технологии, предназначенная для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы. Программа разработана и составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК «Начальная школа XXI века (издательство «Вентана-Граф»). Структура программы соответствует требованиям Министерства образования и науки и Рособрнадзора и включает в себя краткую пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, календарно-тематическое планирование (с характеристикой деятельности ученика на каждом уроке). Также в книге даны фрагменты технологических карт всех уроков технологии в 1 классе с планируемыми результатами освоения программы.
Методическое пособие дополнено электронным приложением (CD-диском), на котором представлены календарно-тематическое планирование и фрагменты технологических карт уроков в текстовом формате. Учитель может скачать эти файлы и использовать их как шаблон для написания календарно-тематического планирования и технологических карт уроков для своего класса.
Книга предназначена для учителей начальных классов, заместителей директоров по содержанию образования, методистов, педагогов-организаторов учебной работы, студентов педагогических колледжей и вузов, магистрантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Другие статьи:  Утренний развод в армии

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

Пособие по технологии для учителя начальных классов

Наша образовательная система постепенно вытеснила активную творческую деятельность самих учеников. Из всех школьных предметов практический труд — это единственный школьный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся, тем не менее, отодвигаемый учителями на второй план. Такое отношение учителей к урокам технологии зачастую связано со сложностями подготовки к этим урокам. Успех работы учителя зависит от многих факторов, в том числе и от обеспеченности учебно-методическими и дидактическими пособиями. В последние годы появляется много литературы по технологии для начальных школ, но, к сожалению, она имеет чисто практическую направленность и содержит описание технологии изготовления конкретных изделий. Современные требования к урокам технологии касаются не только формирования у детей практических приёмов работы, но и ознакомления школьников с видами, свойствами материалов, расширением кругозора, формированием творческого мышления и пространственного воображения.

Обозначившиеся противоречия между имеющейся литературой для уроков технологии и современными требованиями к этим урокам определили проблему исследования: разработка методического пособия по технологии для учителя начальных классов. Учитывая, что большую часть учебного времени на уроках технологии младшие школьники работают с бумагой, с большей частью технологических операций и приемов знакомятся так же при обработке бумаги, а затем переносят полученные умения и навыки на работу с другими материалами, мы решили, что учителя в большей мере нуждаются в пособии по работе с этим материалом.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников технологии.

Предмет исследования: методическое обеспечение учителя начальных классов при подготовке к урокам по обработке бумаги.

Цель исследования: определить содержание методического пособия для учителя начальных классов по технологии, способствующее реализации учителем основных задач уроков технологии.

Гипотеза исследования: целесообразно в содержание методического пособия для учителя включить справочный материал о видах и свойствах бумаги, приёмах её обработки, а так же цифровые образовательные ресурсы, способствующие эффективной организации уроков технологии по работе с бумагой.

1. Изучить содержание ФГОС для начальной школы по технологии, содержание примерной основной образовательной программы по технологии;

2. Обосновать содержание методического пособия и цифровых образовательных ресурсов;

3. Разработать методическое пособие в текстовом варианте и электронное приложение.

Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, беседа, ранжирование).

Практическая значимость исследования: возможность использования учителями начальных классов разработанного методического пособия при подготовке к урокам технологии и электронного сопровождения во время проведения уроков.

Для того чтобы определить содержание пособия необходимо учесть ряд факторов: соответствие содержанию ФГОС; возможность использования при работе по различным вариативным программам по технологии; содержание пособия должно отражать проблемы, имеющиеся сегодня у учителя технологии начальных классов. Это определило еще один фактор, который мы учитывали при разработке данного пособия: фактор выявления возможных проблем, поиск рациональных путей их решения.

На основе учета выделенных факторов, мы разработали несколько вариантов моделей содержания методического пособия и остановились на следующем: I. Бумага — материал для учебных работ: значение работы с бумагой; технология изготовления бумаги; виды и свойства бумаги; опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги; коллекции бумаги. II. Технологические операции по обработке бумаги. III. Технико-технологические сведения для проведения бесед: аппликация, оригами. IV. Методика работы с бумагой: конструирование изделий из бумаги; методика ознакомления младших школьников с технологическими операциями по обработке бумаги; методика ознакомления с графической грамотой. V. Примеры изделий из бумаги.

Учитывая, что, готовясь к уроку технологии, учитель затрачивает много времени на изготовление наглядного материала, мы сочли целесообразным дополнить наше пособие электронным сопровождением. В нем наглядно показаны приемы выполнения технологических операций, образцы изделий, предложены задания, позволяющие развивать творческое мышление, пространственное воображение учащихся, чертежи, технологические карты и пр.

Студенческий научный форум — 2011
III Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Юрий Науменко: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие

Аннотация к книге «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие»

Здоровье детей — самое ценное, что у нас есть. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны быть направлены на то, чтобы дети уже в этом возрасте приучались правильно питаться и заботиться о своем самочувствии. Учителя начальной школы должны не только научить детей читать и писать, но и помочь ребятам получить первые знания о здоровом образе жизни, закаливании, самозащите. Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника, такая работа должна проводиться в нестандартной форме, в форме КВНов, викторин, путешествий, конкурсов и т.д. Такие мероприятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.
Данное методическое пособие содержит тематическое планирование и разработки уроков по программе «Правильное питание» для учащихся 1-4 классов, а также разработки внеклассных мероприятий.
Предназначено пособие для учителей начальной школы, методистов, завучей, родителей.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»