Полномочия сельского поселения в области пожарной безопасности

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

1. В ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона перечислены полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, всего их девять.

Необходимо оговорить соотношение между терминологией комментируемого Закона и терминологией Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В п. 1 ст. 2 последнего дается определение сельского поселения как одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Из этого следует, что сельские населенные пункты могут входить в состав сельских поселений, то есть последние являются большими объектами по сравнению с первыми. Из текста ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» наоборот, следует, что сельские населенные пункты являются большими объектами по сравнению с поселениями и округами. Кроме того, следует отметить, что если полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, предусмотренные ст. 16 и 18 комментируемого Закона, носят несколько обобщенный вид и реализуются, главным образом, путем нормативно-правового регулирования, то полномочия органов местного самоуправления, наоборот, носят в основном прикладной характер.

Первым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Из ст. 13 комментируемого Закона следует, что добровольная пожарная охрана осуществляется добровольными пожарными путем участия в деятельности штатных подразделений пожарной охраны. Условиями для организации добровольной пожарной охраны, создаваемыми органами местного самоуправления, могут являться предоставление помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, выделение средств на закупку инвентаря, организационные мероприятия, связанные с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных.

Безусловно, если местная администрация и другие органы местного самоуправления не будут относиться к этому равнодушно и пассивно, а наоборот, будут активными участниками процесса, от инициирования создания добровольной пожарной охраны до участия в материально-техническом обеспечении и организационном сопровождении их деятельности, все условия для нормального функционирования таких образований будут созданы. Иных форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности может быть множество. Например, проведение разъяснительной работы с целью убеждения жителей соответствующей территории о недопустимости разведения огня в пожароопасный период, о необходимости наличия в легкодоступном месте каждого дома пожарного инвентаря для ликвидации пожара на стадии, когда он еще носит локальный характер и т.п.

Вторым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Немаловажный вопрос, особенно в населенных пунктах, в которых отсутствует или работает нестабильно водопровод, отсутствуют магистральные линии водоснабжения большого давления, мало водных объектов. Такими условиями являются, во-первых, наличие самого водного объекта, воду из которого можно было бы использовать в целях пожаротушения. Понятно, что в засушливых местностях органы местного самоуправления не в силах самостоятельно решить этот вопрос, однако поставить его перед администрацией района, области они могут. Кроме того, даже своими силами возможна организация сбора паводковых и дождевых вод. Во-вторых, при наличии в местности водного объекта необходимо обеспечить возможность беспрепятственного забора из него воды. К этому можно отнести прокладку спуска к воде в пологой части берега, расчистку объекта от растительности в месте предполагаемого забора воды автоцистернами и т.д.

Третьим полномочием органов местного самоуправления указанных образований является оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. У муниципальных образований имеются собственные бюджеты, из средств которых необходимо проводить закупки с соблюдением положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии со ст. 10 указанного нормативного акта размещение заказа может осуществляться путем:

проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Четвертым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Данное полномочие органов местного самоуправления имеет особую значимость в небольших и отдаленных населенных пунктах, в которых у населения может отсутствовать проводная телефонная связь, либо местность не покрывается сигналами операторов мобильной связи, а организация спутниковой связи невозможна по причине отсутствия денежных средств. Для реализации полномочия необходима организация хотя бы одной телефонной линии с органом местного самоуправления, организация доступа к телефону граждан во внерабочее время и т.д.

Пятым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. В таких ситуациях основную роль в борьбе с огнем должна играть добровольная пожарная охрана. Вместе с тем, необходимо осуществление органами местного самоуправления заблаговременного планирования своих действия, привлечения сил и средств при возникновении пожаров для того, чтобы в критической ситуации не тратить драгоценное время на обдумывание, где взять подъемный кран, бочку с водой, аптечку и т.п. Необходимо создавать условия для широкого участия населения в таких работах, поскольку для локализации пожара могут понадобиться усилия практически всех жителей населенного пункта.

Шестым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение 3 дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Другие статьи:  Выкуп дтп по осаго

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.

Седьмым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Важность этого вопроса очевидна: до граждан необходимо доводить содержание и значимость соблюдения мер пожарной безопасности. Законодатель требует от органов местного самоуправления проведения собраний населения. Вместе с тем, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такого мероприятия не предусматривает. Наиболее близкими являются сход граждан и собрание граждан. В соответствии со ст. 25 указанного Закона в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В силу ст. 29 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Таким образом, формой реализации анализируемого полномочия может быть собрание граждан, или просто сбор людей в ограниченном пространстве (зале, площади, улице) и доведение до их сведения требуемой информации.

Восьмым полномочием органов местного самоуправления указанных образований является установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Его суть в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона сводится к установлению дополнительных требований пожарной безопасности. Более подробно указанный вопрос проанализирован при комментировании этой статьи.

2. Часть 2 ст. 19 комментируемого Закона определяет полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. Этих полномочий четыре, они повторяют часть полномочий для поселений и округов в границах сельских населенных пунктов. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под городским поселением понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; а под городским округом — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Первым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Подробно данный вопрос рассматривался при комментировании первого полномочия органов местного самоуправления сельских населенных пунктов ч. 1 ст. 19 Закона.

Вторым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Подробно данный вопрос рассматривался при комментировании шестого полномочия органов местного самоуправления сельских населенных пунктов ч. 1 ст. 19 Закона.

Третьим полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Подробно данный вопрос рассматривался при комментировании седьмого полномочия органов местного самоуправления сельских населенных пунктов ч. 1 ст. 19 Закона.

Четвертым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Данное полномочие аналогично восьмому полномочию органов местного самоуправления сельских населенных пунктов ч. 1 ст. 19 Закона и подробно рассматривается при комментировании ст. 30 Закона.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 19 комментируемого Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. При анализе положений ч. 1 ст. 19 комментировании Закона говорилось о том, что в отличие от полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, полномочия органов местного самоуправления носят более прикладной, а не всеобщий характер. Тем не менее, это не значит, что их осуществление не должно сопровождаться нормативно-правовым обеспечением. Указанные правоотношения регламентированы ст. 43-48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым в систему муниципальных правовых актов входят:

устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Другие статьи:  Королев нотариус космонавтов

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ). Признание по решению суда закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

4. Согласно ч. 4 ст. 19 комментируемого Закона в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные комментируемым Законом, в соответствии с законами указанных субъектов РФ осуществляются органами государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установлены ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в этих субъектах РФ в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению первичных мер пожарной безопасности»

Прокуратурой Шурышкарского района проведена проверка информации ГУ МЧС России по ЯНАО о нарушении муниципальными образованиями правил пожарной безопасности.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.9 ч.1 ст.14 Закона № 131 обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69) пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В силу ст.19 Закона № 69 к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

— создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

— включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.

Из содержания п.п.36 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) — нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В Силу п.3 ст.4 Закона № 123 техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Согласно ч.4 ст.6 Закона № 123 пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 Закона № 123.

В силу ст.63 Закона № 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

— реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

— разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

— разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Из анализа вышеперечисленных требований закона следует, что к первичным мерам пожарной безопасности также относится и обеспечение надлежащего противопожарного разрыва (противопожарное расстояние).

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – Правила).

В силу п.1 Правил они применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

В соответствии с подп.4.1, 4.14 п.4 Правил в названных правила приведены требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, а также требования к частям зданий, группам помещений и отдельным помещениям, входящим в состав объектов защиты. При этом противопожарное расстояние от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) — не менее 30 м.

Другие статьи:  Нотариус в железнодорожном на октябрьской

Проверкой установлено, что в с. Овгорт и д. Евригорт, с. Питляр, д. Вершина-Войкары органами местного самоуправления не было обеспечено противопожарное расстояние от границ застройки сельского поселения до лестных насаждений.

В с. Мужи один из резервуаров пожарного водоема не был заполнен водой, другой имел повреждения, в связи с чем, из него вытекала вода.

В связи с тем, что указанные нарушения пожарной безопасности в пожароопасный период ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, сохранность их имущества, прокуратурой района главами муниципальных образований были внесены представления, по результатам рассмотрения которых, противопожарные полосы приведены в соответствие с установленными нормами, пожарный водоем отремонтирован.

Полномочия сельского поселения в области пожарной безопасности

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОМАРИИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
15.08.2017 №51

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении положения «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Новомариинского сельского поселения »

В целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Новомариинского сельского поселения в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21.12.1994 №69 – ФЗ «О пожарной безопасности», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.07.2008 № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» администрация Новомариинского сельского поселения
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить положение «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Новомариинского сельского поселения», согласно приложенияк постановлению Администрации Новомариинского сельского поселения.
2. Обнародовать настоящее постановление на официальном сайте и в специально отведенных местах библиотек населенных пунктов.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Администрации
Новомариинского сельского поселения С.Л. Чигажов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации
от «15»августа 2017г.

ПОЛОЖЕНИЕ
« Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Новомариинского сельского поселения»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет общие требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Новомариинского сельского поселения.
1.2. Администрация поселения в пределах своих полномочий обеспечивает первичные меры пожарной безопасности с привлечением населения к их проведению.
1.3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально – технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения устанавливаются нормативными актами Новомариинского сельского поселения.

2. Полномочия администрации Новомариинского сельского поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения
К полномочиям администрации поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселения;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе по средствам организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
3. Первичные меры пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности сельского поселения;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности Новомариинского сельского поселения и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состоянияисточников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории Новомариинского сельского поселения, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности,содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

4. Основные задачи органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения

Основные задачи органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения:
4.1 По созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
— разработка, утверждение и исполнение бюджета в части расходов на пожарную безопасность;
— проведение разъяснительной работы с гражданами о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе:
необходимости иметь первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь в соответствии с перечнем;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушения пожаров;
выполнения предписания, постановление и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
4.2 По созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения:
— поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к ним и водозаборных устройств;
— оборудование естественных или искусственных водоисточников подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
4.3По оснащению территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем:
— обеспечение добровольных пожарных формирований первичными средствами пожаротушения (ведрами, огнетушителями, лопатами, топорами, баграми и иным инвентарем);
4.4 По организации и принятию мер по оповещению населения и подразделения Государственной противопожарной службы о пожаре;
— обеспечение населенных пунктов исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану;
— установка в населенных пунктах средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и определение порядка вызова пожарной охраны;
4.5 По принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения Государственной противопожарной службы:
— установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на соответствующих территориях;
— организация спасения людей в случае угрозы их жизни, используя для этого имеющиеся силы и средства;
— выполнение мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара;
— организация эвакуации и защиты материальных ценностей, одновременно с тушением пожара;
— организация встречи подразделения пожарной охраны и оказания помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
4.6 По включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселения:
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон) планировка и застройка территорий поселений должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений или Правилами землепользования и застройки территории, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».
В разделе должна быть предусмотрена следующая информация:
— учтены требования к размещению пожаро-взрывоопасных объектов на территориях поселения, в соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона;
— регламентированы вопросы обеспечения к зданиям, сооружениям и строениям проходов, проездов и подъездов, в соответствии с требованиями статьи 67 Федерального закона;
— обеспеченность поселения источниками внутреннего или наружного противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона;
— регламентированы требования при проектировании и строительстве к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, в соответствии с требованиями статей 69-75 Федерального закона.
4.7 По оказанию содействия в информировании населения о мерах пожарной безопасности:
— назначение лиц, ответственных за информирование населения мерам пожарной безопасности;
-организация мероприятий по информированию неработающе
го населения, в том числе инвалидов и пенсионеров через средства информации о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности;
4.8 По установлению особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности:
установление муниципальными нормативными правовыми актами по пожарной безопасности дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе предусматривающими привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

5. Заключительные положения

5.1 В настоящее Положение в установленном порядке могут быть внесены изменения и дополнения.
5.2 Лица, виновные в нарушении требований пожарной безопасности, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.