Полномочия муниципальных органов управления в области образования

Полномочия муниципальных органов управления в области образования

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон Российской Федерации
“Об образовании”

Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения

1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

1. Органы местного самоуправления ответственны за:

реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

3. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

5. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения

8. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

14. Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

19. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Статья 37. Органы управления образованием в Российской Федерации

3. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

Типовое положение О дошкольном образовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677)

11. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

18. Передача государственного дошкольного образовательного учреждения в ведение органа местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

Распоряжение Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 118-рп
“О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)”

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять меры по созданию кадетских школ (школ-интернатов), указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.

Типовое положение Об образовательном учреждении дополнительного образования детей
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233)

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. № 21
“О системе государственного управления образованием в Российской Федерации”

В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Сформировать следующую систему органов государственного управления дошкольным, школьным, профессионально-техническим, средним специальным, высшим педагогическим и внешкольным образованием в Российской Федерации:

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления. Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Структура управлений (главных управлений, отделов) образования районов, городов, округов (в городе) утверждается в установленном порядке соответственно по согласованию с министерствами образования республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями, комитетами, департаментами) образования краев, областей, автономных образований, комитетами (департаментами) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Положения об органах государственного управления образованием в Российской Федерации утверждаются: об управлениях (главных управлениях, отделах) образования районов, городов, округов (в городе) — соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с министерствами образования республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями, комитетами, департаментами) образования краев, областей, автономных образований, комитетами (департаментами) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Основу образовательного законодательства Российской Федера­ции составляет Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Оно имеет многоуровневую структуру, включает федеральные нор­мативные акты и нормативные акты субъектов РФ. Федеральные законы в области образования должны содержать положения о раз­граничении компетенции и ответственности в рассматриваемой сфе­ре федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления. В частности, в ст. 31 названного Закона за­крепляются полномочия органов местного самоуправления муници­пальных районов и городских округов в области образования, а именно:

1) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных обра­зовательных учреждений;

2) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним тер­риторий;

3) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образова­тельных учреждениях, реализующих образовательные программы ос­новного общего образования;

4) опека и попечительство.

Органы местного самоуправления устанавливают порядок соз­дания, реорганизации и ликвидации муниципальных образователь­ных учреждений и утверждения их уставов. При этом Закон об об­разовании устанавливает следующее правило: ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учрежде­ния допускается только с согласия схода жителей населенных пунк­тов, обслуживаемых данным учреждением. Норма направлена на обеспечение доступности образования для детей, проживающих в сельской местности.

Органы местного самоуправления осуществляют согласование годовых календарных учебных графиков общеобразовательных уч­реждений. После утверждения учебного плана и учебного графика гражданского образовательного учреждения его не вправе изменять ни органы государственной власти, ни органы управления образо­ванием, ни органы местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в рассматриваемой сфере устанавли­ваются законами названых субъектов.

В Российской Федерации наряду с государственными могут соз­даваться и действовать муниципальные органы управления образовани­ем — по решению соответствующих органов местного самоуправле­ния. Их полномочия устанавливаются нормативными актами субъек­тов РФ и муниципальными нормативными актами. Отдельные пол­номочия муниципальных органов управления образованием упоми­наются и в федеральном законодательстве, например о лицензирова­нии образовательной деятельности. Экспертная комиссия для прове­дения лицензионной экспертизы создается уполномоченным орга­ном исполнительной власти по заявлению учредителя. В нее на па­ритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного само­управления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общест­

Местный орган управления образованием дает согласие на ос­тавление общеобразовательного учреждения обучающимся, достиг­шим возраста 15 лет, до получения им основного общего образова­ния. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается ис­ключение обучающихся, достигших возраста 14 лет. Такое решение в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправ­ления об исключении обучающегося с тем, чтобы они совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месяч­ный срок приняли меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Специальным законом на федеральном уровне регулируется система высшего и послевузовского образования. Федеральный за­кон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Полномочия органов местного самоуправления в области высшего образования были расширены Федеральным за­коном № 199. Правовое регулирование названных видов образова­ния осуществляется не только нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, но и муниципальными нормативными актами. Органам местного самоуправления городских округов было предоставлено право создания, реорганизации и ликвидации муни­ципальных высших учебных заведений. Финансирование образова­тельной деятельности муниципальных высших учебных заведений осуществляется органами местного самоуправления городских окру­гов, в ведении которых находятся эти учреждения, за счет средств местного бюджета в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподго­товку и повышение квалификации работников. В создаваемом или реорганизуемом муниципальном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав утверждается исполнительно- распорядительным органом городского округа на срок не более чем

Другие статьи:  Материнский капитал где оформлять какие документы

Органы местного самоуправления осуществляют согласование при решении вопроса о создании на соответствующей территории филиалов федеральных государственных высших учебных заведений. Если в их ведении находятся высшие учебные заведения, они имеют право заключать соглашения с соответствующими органами управле­ния образованием иностранных государств о подготовке, переподго­товке и повышении квалификации иностранных граждан в Россий­ской Федерации. Органы местного самоуправления городских окру­гов могут устанавливать для научно-педагогических работников му­ниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), гарантии создания условий для повышения квалификации.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования и культуры

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование. Оно представляет собой право человека на получение определенной системы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» область образования провозглашена приоритетной. В указанном Законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Во исполнение упомянутых выше нормативных правовых актов в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 принята «Федеральная целевая программа развития образования на 2011– 2015 годы». Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района и городского округа в сфере образования отнесены:

  • – организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • – организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района и городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

Для обеспечения решения вопросов в сфере образования, отнесенных к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, данные органы осуществляют:

  • – организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • – организацию предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
  • – создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений (см. например, решение Думы Асбестовского городского округа от 28.01.2010 № 32/6 «Об утверждении Положения “О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Асбестовского городского округа”»);
  • – обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • – учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами данных городов.

Управление муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом соответствующего образовательного учреждения, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. В части, не урегулированной законодательством РФ, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника. Для малокомплектных сельских образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Согласно законодательству РФ о культуре культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ.

К компетенции органов местного самоуправления в области культуры отнесено осуществление государственной политики в области культуры на своей территории. Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение гражданам свободного участия в культурной жизни страны, пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям, на сохранение исторического и культурного наследия, охрану памятников истории и культуры. Запрет какой-либо деятельности в области культуры может быть осуществлен только судом и лишь в случаях нарушения законодательства.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения в области культуры отнесены:

  • 1) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения (в соответствии с Законом РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые могут повлечь ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании). На уровне субъектов РФ отношения, связанные с организацией библиотечного обслуживания населения, регулируются и уточняются их законами, учитывая местную специфику;
  • 2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (например, в Свердловской области действует областной Закон от 22.07.1997 «О культурной деятельности на территории Свердловской области»);
  • 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
  • 4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов поселений;
  • 5) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

Органы местного самоуправления поселения имеют право на создание музеев поселения.

К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесены: формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района и оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации, реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района.

К вопросам местного значения городского округа в области культуры отнесены: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечение жителей городского округа услугами организации культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; формирование и содержание муниципального архива.

Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев городского округа, обеспечение условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа, оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа.

Музейный фонд состоит из государственной части Музейного фонда РФ и его негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с негосударственной частью Музейного фонда РФ определены Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления в области культуры отнесены вопросы: формирования местных бюджетов и фондов развития культуры, разработки и принятия местных нормативов финансирования культуры; регулирования в пределах своих полномочий отношений собственности в области культуры; создания, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, регистрации организаций культуры на подведомственной территории; создания и ликвидация местных органов управления в области культуры, определения их структуры и полномочий, назначения руководителей местных органов управления в области культуры; назначения руководителей муниципальных организаций культуры; строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроля условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Основными задачами муниципальных органов управления культуры являются: 1) сохранение и развитие культурного потенциала муниципальных образований, разработка эффективных социально-экономических мер защиты и поддержки культуры и искусства; 2) создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, для формирования у жителей муниципальных образований позитивных ценностных установок; 3) обеспечение культурного обслуживания жителей муниципальных образований с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп; 4) создание условий для культурно-творческой деятельности, всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования населения; 5) обеспечение для жителей доступности культурных объектов; 6) сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия; 7) обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами этих городов.

Российская Федерация гарантирует право всех этнических общностей, компактно проживающих вне своих национально-государственных образований или не имеющих государственности, на национально-культурную автономию. Законодатель определил национально-государственную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии местного уровня учреждаются на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Полномочия национально-культурной автономии местного уровня определены Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Согласно данному Закону национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов местного самоуправления; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; разрабатывать и представлять в соответствующие органы местного самоуправления предложения о сохранении развитии национальной культуры и др.

Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой помощи национально-культурным автономиям в пределах своих полномочий.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 31 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Другие статьи:  Чпу методическое пособие

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях см. письмо Минобразования РФ от 21 марта 2002 г. N 419/28-5

6) опека и попечительство.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 31 дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 1 января 2006 г.

3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 31 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 1 статьи 31 внесены изменения

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ пункт 1 статьи 31 настоящего Закона дополнен подпунктом 2.1, вступающим в силу с 1 июля 2012 г.

2.1) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 310-ФЗ подпункт 5 пункта 1 статьи 31 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением;

О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях см. письмо Минобразования РФ от 21 марта 2002 г. N 419/28-5

6) утратил силу с 1 января 2008 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 310-ФЗ в пункт 2 статьи 31 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению территорий за общеобразовательными учреждениями данных субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 3 статьи 31 внесены изменения

3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

См. комментарии к статье 31 настоящего Закона

Полномочия органов местного самоуправления в области образования Куранов Алексей Константинович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Куранов Алексей Константинович. Полномочия органов местного самоуправления в области образования : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Липецк, 2003 177 c. РГБ ОД, 61:04-12/1070

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-правовые и конституционные
основы полномочий органов местного
самоуправления в области образования 16-71

1. Понятие полномочий органов местного самоуправления

в области образования 16-34

2. Конституционное право на образование и полномочия

органов местного самоуправления по созданию условий

для его реализации 35-42

3. Основные критерии разграничения полномочий между

органами государственной власти и органами

местного самоуправления в области образования 43-71

Глава 2. Нормативно-правовые основы и содержание

полномочий органов местного самоуправления

в области образования 72-145

1. Нормативно-правовые основы полномочий органов

местного самоуправления в области образования 72-88

2. Полномочия органов местного самоуправления

по управлению муниципальной системы образования 89-110

3. Финансово-экономические полномочия органов

местного самоуправления в области образования 111-145

Введение к работе

Формирование института местного самоуправления в системе публичной власти российского государства явилось следствием кардинальных реформ, проведенных во всех сферах общественной жизни страны. Внедрение самоуправленческих начал на местном уровне стало важным элементом процесса развития народовластия в Российской Федерации.

Основополагающими началами правового оформления концепции местного самоуправления выступают конституционные нормы, определяющие, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 130 и 12 Конституции Российской Федерации). Таким образом, одной из основных юридических черт местного самоуправления является его разграничение с государственной властью. Отсюда вытекает необходимость разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это, как указывалось еще в Посланиях Президента Федеральному Собранию в 2000 и 2001 г., является одним из приоритетных направлений государственной политики 1 .

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и

См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2000 года (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М., 2000. — С. 24; Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 года (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М., 2001. — С. 6-7.

конкурентоспособной» было подчеркнуто, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом невозможно. Именно на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. 2 Однако эффективность деятельности местного самоуправления во многом зависит от правильного понимания его сущности, функций и места органов местного самоуправления во всей системе организации публичной власти. Только на этой основе возможно четкое разграничение полномочий между федеральными органами, субъектами федерации и местным самоуправлением, а также объединение их усилий для достижения общих целей. Восстановление единого правового пространства страны, произошедшее за последние годы, позволяет решить эту задачу. «Здесь еще многое нужно сделать, — указывал Президент России в своем Послании Федеральному Собранию 2003 года. — Но мы, во всяком случае, вплотную занялись этой проблемой». 3

Сущность проблемы, на которую указывал в своем послании Президент, заключается в том, что, формально выделяя целый ряд вопросов местного значения, российское законодательство все-таки не смогло провести четкого разграничения властных функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления. В частности, это относится и к полномочиям этих органов в области образования.

Органы местного самоуправления действуют на уровне, непосредственно приближенном населению, и призваны решать многие вопросы, связанные с удовлетворением прав и законных интересов человека и гражданина.

2 См.: Российская газета. — 2002. — 19 апреля. См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М., 2003. -С. 10.

В связи с этим, весьма актуальными становятся научные исследования, связанные с правовым регулированием деятельности и определением полномочий органов местного самоуправления в различных

отраслях и сферах жизнедеятельности муниципальных коллективов, в том числе и в области образования. Деятельность органов местного самоуправления в этой области направлена на реализацию жителями своего конституционного права на образование и создание всех условий для нормального функционирования образовательных учреждений любого профиля, расположенных на их территориях. Эффективность же работы органов местного самоуправления во многом зависит от степени полноты правовой регламентации их полномочий в данной области. Исчерпывающее регламентирование в правовых нормах полномочий органов местного самоуправления позволяет установить основные направления и пределы их деятельности, рамки и виды ответственности, формы и способы контроля за

> их деятельностью, а так же позволяют анализировать их деятельность с точки

зрения соответствия законодательству. Это, в свою очередь, позволит решать конкретные проблемы формирования эффективных механизмов обеспечения конституционного права каждого человека и гражданина на образование и создания необходимых условий для деятельности образовательных учреждений.

т Действующее федеральное законодательство и нормативные акты

субъектов федерации не в полной мере отражает процессы, происходящие в области образования, недостаточно четко регулирует полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, а потому нуждается в совершенствовании. Это касается необходимости выявления четких критериев для разграничения полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, закрепления правовых механизмов реализации этими органами своих полномочий посредством нормотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности.

В настоящее время накоплено значительное количество нормативно-правового материала, регулирующего практическую деятельность органов местного самоуправления в области образования. Он также нуждается в анализе и систематическом изучении.

До настоящего времени продолжает оставаться актуальной задача приведения законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворчества органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам образования в соответствие с федеральными законами.

Таким образом, необходимость исследования указанных выше проблем, вместе с практически полным отсутствием теоретических изысканий в данной области предопределяют актуальность данной работы, и служит основанием для выбора темы диссертации.

Степень разработанности темы исследования. Следует отметить, что
монографические работы, исследующие деятельность органов местного
> самоуправления и ее правовые основы в сфере управления образованием,

отсутствуют. Поэтому в своей работе автор опирался на труды по общей
теории государства, теории государственного управления, конституционного
и административного права, муниципального права, финансового и
гражданского права, которые были посвящены теоретическому осмыслению
деятельности государственных и муниципальных органов как в целом, так и
у в различных отраслях и сферах жизнедеятельности государства и общества.

Это работы видных отечественных и зарубежных ученых: Авакьяна С.А.
Алексеева С.С., Алехина А.П., Ардан Ф., Азовкина И.А., Атаманчука Г.В.,
Баглая М.В., Барабашева Г.В., Баранчикова В.А., Баренбойма Л.,
Бачило И.О., Бахраха Д.Н., Вельского К.С., Бондаря Н.С.,

Братановского С.Н., Васильева В.И., Велихова Л.А., Венгерова А.Б,

‘ Габричидзе Б.Н., Гарнера Д., Григоряна Л.А., Герасименко Г.А.,

ГревскогоР., Грачева Н.И., Давида Р., КремянаВ.В., Кабалкина А.П., Казанчева Ю.Д., Козлова Ю.М., Козловой Е.П., Козюка М.Н., Комарова С.Л.,

Кононова Л.М., Коркунова Н.М., Краснова М.А., Кряжкова В.А.,
Кузина О.Е., Лаптева В.В., Лаптевой Л.Е., Лазутовой М.Н., Лазарева Б.М.,
Лазарева В.В., Лепешкина А.И., Левина И.Д., Лукашева И.И., Мамутова В.К.,
Мингеса А.В., Мишина А.А., Мишина Н.Г., Мицкевича А.В.,

Морозовой Л.А., Нерсесянца B.C., Новоселова В.И., Пирумовой Н.М., Писарева А.Н., Постового Н.В., Румянцева О.Г., Сазонова В.И., Сахарова Н.А., Симухина В.Д., Страшуна Б.А., Стрекозова В.Г., Скуратова Ю.И., Суханова Е.А., Тихомирова К.Ф., Топорнина Б.Н., Халфиной P.O., Четвернина В.А., Чиркина В.Е., Шеремета К.Ф., Шафира М.А., Эбзеева Б.С., Этнина Л.М., Юсупова В.А..

Другие статьи:  Досудебная претензия по трудовому спору

Философско-методологическую основу исследования составили труды классиков философской и политико-правовой мысли и современных отечественных философов: А.Н. Аверьянова, Аристотеля, В.Г. Афанасьева Д.М. Гвишиани, И. Канта, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В.В. Розанова.

Широко были использованы работы, посвященные изучению отдельных философских, экономических, социологических, психологических и педагогических вопросов образования. Среди них труды Ш.А. Амоношвили, Л.И. Артамоновой, Бим-Бад Б.М., Беспалько В.П., Берулава М.Н., Днепрова Э.Д., Зитдиновой Ф.Н., Егорова Е.В., Жильцовой Е.П., Краевского В.В., Кокорева Е.П., Купцова В.И., Макаровой Л.В., Моисеева Н.Н., Петровского А.В., Розова Н.С., Рубинштейна С.Л., Смелзера Н., Тропициной А.П., Шадрикова В.Д., Шафранова-Купцева Г.В., Ушинского К.Д.

Необходимо отметить, что в целом ряде трудов советских и российских ученых затрагивались отдельные вопросы государственной политики и государственного управления в области образования. Среди них можно выделить работы З.П. Дашинской, Г.А. Дороховой, В.К. Карташова, Ю.А. Кудрявцева, В.М. Сырых, В.И. Шкатуян, СМ. Широбокова.

В последнее время появились исследования по отдельным направлениям деятельности органов местного самоуправления. Это диссертационные работы А.П. Алексеева 4 , A.M. Кононова 5 , А.А. Макушина 6 , Б.Ю. Рыбина , О.В. Соколовой , учебное пособие саратовских авторов под редакцией В.И. Новоселова и Л.А. Лукашова 9 . Однако количество таких работ невелико. Непосредственно же по вопросам определения и реализации компетенции органов местного самоуправления в области образования специальных исследований не проводилось. В настоящее время данная тема относится к числу наименее проработанных в отечественной юридической литературе.

Целью диссертационного исследования является изучение и анализ федерального и регионального законодательства, а также нормотворчества местного самоуправления, регламентирующего полномочия органов местного самоуправления в области образования и закрепляющих организационные, финансовые и иные основы деятельности органов местного самоуправления в данной сфере, а также разработка рекомендаций

4 См.: Алексеев А.П. Организационно-правовые основы

природоохранительной деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. — Волгоград, 2002.

Кононов A.M. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. — Челябинск, 2000.

6 См.: Макушкин А.А. Организационные и правовые основы
деятельности органов местного самоуправления по охране общественного
порядка: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Челябинск, 2000.

7 См.: Рыбина Е.Ю. Социально-культурные полномочия органов
местного самоуправления (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской
области): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2001.

8 См.: Соколова О.В. Правовые основы деятельности органов местного
самоуправления в сфере защиты материнства и детства: Автореф. дис. .
канд. юрид наук. — М., 1998.

9 См.: Государственная власть и местное самоуправление в Российской
Федерации. Часть 2: Правовой статус органов местного самоуправления и
правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере:
Учеб. Пособие / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашева. — Саратов, 2000.

по совершенствованию нормативно-правовой базы и самой деятельности муниципальных органов в указанной области.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

определить виды и содержание деятельности органов местного самоуправления в области образования;

дать понятие и исследовать содержание полномочий органов местного самоуправления в области образования как важнейшего элемента их правового статуса;

показать роль органов местного самоуправления в обеспечении конституционного права личности на образование;

определить критерии разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области образования;

» 5) содержательно отделить функции органов местного самоуправления

в области образования от их полномочий и дать предложения по их нормативному разграничению;

определить иерархию правовых актов местного самоуправления в области образования;

обобщить практику деятельности органов местного самоуправления и реализации ими своих полномочий в области образования и выработать предложения по совершенствованию законодательства и практике работы органов местного самоуправления в этой сфере.

Объектом настоящего исследования являются общественные
отношения, складывающиеся в процессе реализации органами местного
самоуправления своих полномочий по обеспечению образовательного
* процесса и обеспечению конституционного права личности на образование.

Предметом исследования выступают юридические нормы федерального законодательства, законодательства субъектов федерации,

правотворческих актов местного самоуправления, закрепляющих полномочия муниципальных органов в области образования и сами эти полномочия, а также их влияние на образовательные процессы на подведомственной этим органам территории.

Методологическая основа исследования. Рассмотренные в диссертации вопросы освещаются с учетом современных достижений философии, социологии, педагогической науки, теории государства и права, различных отраслевых юридических наук (конституционного, административного, муниципального, финансового, гражданского права) и теории государственного управления.

В процессе написания работы применялись общие и частные методы
исследования: метод системного подхода, формально-юридический,
логический, социологический, статистический, сравнительно-правового
анализа и другие специальные методы. Специфическая направленность темы
, определила преобладание системно-правового и сравнительно-правового

Юридическую базу диссертации составляют: Конституция Российской
Федерации; Международные правовые акты о местном самоуправлении и
правах человека; Федеральные законы, в первую очередь, это оба закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (действующая и новая редакции) и федеральный закон «Об
образовании» от 13 января 1996 г.; уставы и законы субъектов федерации
Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской
областей; правовые акты органов местного самоуправления; постановления
Конституционного Суда Российской Федерации и решения иных судебных
органов.
.* Эмпирическую базу диссертации составляет анализ практики органов

государственной власти и органов местного самоуправления Белгородской, Липецкой, Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской и, частично,

Тверской и Волгоградской областей, также ряда образовательных учреждений Липецкой области.

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация является практически первым монографическим исследованием, в котором на основе сравнительного анализа федерального и регионального законодательства, а также нормативных и правоприменительных актов органов местного самоуправления рассмотрены как общетеоретические проблемы правового положения муниципальных органов, так и содержание их правомочий в сфере управления образованием в Российской Федерации. В диссертации определены содержание полномочий и виды деятельности органов местного самоуправления в сфере образования, определен статус органов местного самоуправления в этой сфере, показаны роль и значение органов местного самоуправления в обеспечении конституционного права человека и гражданина на образование, определены критерии разграничения компетенции органов местного самоуправления в области образования от аналогичных функций и полномочий органов государственной власти, определена иерархия правовых актов муниципальных единиц в области образования и выработаны предложения по совершенствованию нормотворческой базы и деятельности органов местного самоуправления по управлению образовательной сферой.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

Деятельность органов местного самоуправления по управлению системой образования на подведомственной им территории и по обеспечению реализации конституционного права человека и гражданина на образование представляет собой одно из сахМостоятельных направлений деятельности органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования производны от задач и функций, которые ставят перед ними федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Функции и полномочия являются самостоятельными элементами правового статуса любого органа власти и управления. Поэтому объединение их в единой правовой формуле в рамках одной статьи или нормы, как это делается в нормативно-правовых актах федерального и регионального значения, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в области образования, недопустимо. Их необходимо группировать в структуре нормативного акта таким образом, чтобы они не пересекались друг с другом.

При формулировании полномочий органов местного самоуправления в области образования в законодательстве необходимо использовать как прямое закрепление за ними конкретных прав и обязанностей, так и возможность наличия дискреционных полномочий, когда органы местного самоуправления по собственному усмотрению берут на себя решение вопросов, не отнесенных законодательством к компетенции иных субъектов властной деятельности в области управления образованием.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования могут быть определены не только федеральными законами и законодательством субъектов федерации, но и муниципальным нормотворчеством, приобретаться этими органами по собственной инициативе, в случаях, если в законодательстве имеются пробелы и нет прямого запрета по отношению к органам местного самоуправления по их осуществлению.

Тенденции и закономерности развития системы публичной власти и управления в Российской Федерации во многом определяются необходимостью обеспечения, с одной стороны организационно-правового единства этой системы, с другой — развития внутри нее демократических начал. Правоотношения, возникающие в связи с управлением муниципальными органами образовательными процессами, не могут быть абсолютно независимыми от государства. Органы государственной власти и

местного самоуправления обязаны осуществлять согласованную, взаимосвязанную деятельность по вопросам управления образованием и обеспечению конституционного права граждан на образование.

Более четкому разделению функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования может стать система соглашений по разграничению сфер деятельности и компетенции между ними. Поэтому еще одним важным правовым источником полномочий органов местного самоуправления в области образования являются соглашения о разграничении полномочий и предметов ведения между органами власти субъектов федерации и муниципальными звеньями.

Критерием разграничения полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в области образования должны служить права и законные интересы человека и гражданина при получении ими какого-либо вида образования, предусмотренного законодательством России. Если при этом затронуты интересы лица, как жителя определенной территориальной единицы, и вопрос вполне решаем на муниципальном уровне, то полномочия по его решению должны принадлежать органам местного самоуправления. Если затронуты права и законные интересы лица как гражданина Российской Федерации, или муниципальные органы не в состоянии решить проблемы, отнесенные к их компетенции, то вопрос должен решаться органами государственной власти.

В первую очередь, основным полномочием органов местного самоуправления является общее руководство муниципальной системой образования, которая представляет собой совокупность образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и видов, осуществляющих государственную политику в области образования.

Деятельность органов местного самоуправления по руководству муниципальной образовательной системы в целом должна касаться решения

общих вопросов планирования и организации учебного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципальной единицы и создания общесоциальных условий их

9. В муниципальной системе образования особое место занимают
муниципальные образовательные учреждения. По отношению к ним органы
местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями: по
лицензированию деятельности таких учреждений, осуществлению кадровой

„ политики, контролю за соблюдением государственных образовательных

стандартов, правами и обязанностями по финансированию их работы, содержанию и развитию их материальной базы, социальной защиты их сотрудников и учащихся. Все это предполагает изменение финансовой, бюджетной и налоговой политики, перераспределение финансовых средств в пользу муниципальных единиц, установление нового местного налога на содержание муниципальных образовательных учреждений с учетом местных факторов.

10. В связи с возможностью, а ряде случаев и необходимостью
заключения соглашений о разграничениях полномочий между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, обосновывается целесообразность принятия
Федерального закона «О порядке наделения органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями»,
содержащего открытый перечень вопросов, которыми могут наделяться эти
органы в различных сферах и отраслях общественной жизни, в том числе и
по вопросам образования.

В субъектах федерации предлагается принятие законов: о дошкольном

> образовании; об основном общем (школьном) образовании; о

профессиональном образовании; о негосударственном образовании, в

которых бы достаточно полно закреплялись права и обязанности органов

местного самоуправления по обеспечению разных форм образовательной деятельности и по отношению к различным образовательным учреждениям.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертации, сформулированные в ней выводы и предложения, могут быть использованы при совершенствовании конституционного, муниципального, административного, финансового законодательства, в частности норм, регламентирующих правовой статус органов местного самоуправления и их взаимоотношений с органами государственной власти, в практической деятельности муниципальных органов, в учебной и учебно-методической литературе, в преподавании курсов муниципального, конституционного, административного и финансового права. Данное диссертационное исследование может служить основой для проведения дальнейших научных исследований деятельности органов местного самоуправления в различных отраслях и сферах жизнедеятельности муниципальных образований.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические разработки и положения диссертации нашли свое отражение в пяти опубликованных автором работах, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях.

Целый ряд положений работы внедрен в учебный процесс Липецкого муниципального института права и экономики при преподавании курсов конституционного и муниципального права.

Отдельные выводы, полученные в результате исследования, сформулированы в качестве предложений по совершенствованию законодательства Липецкой области в сфере образования.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.