Пояснительная записка социального педагога

Пояснительная записка социального педагога

скачать Рабочая программа социального педагога

Объектом работы социального педагога является:

-работа с учащимися

-работа с педагогами

-работа с родителями

-взаимодействие социально-педагогической службы

Социально- педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- педагогическая помощь детям, родителям, учителям.

В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель-ребёнок –учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Цель:

-социальная защита обучающихся их развитие, воспитание, образование.

— создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

-выявить индивидуальные качества личности ребёнка:

-оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

-практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

-социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у детей потребность в правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребёнка.

-консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания

-социально –педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

1. сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

2. оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

1Изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2.Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.

3.Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

4.Охранять и защищать личность, её права, интересы.

5.Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся

6.Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

7.Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

8.Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

1. Доступность- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

2. Индивидуализация- индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

3.Эффективность — ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;

4. Многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;

5.Оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

6.Репрезентативность-представительство во всех социальных группах учащихся и учёт их интересов;

7.Адаптация- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Современные технологии и методики применяемые в работе с учащимися

Учебно – воспитательная работа

(учёт успеваемости и посещаемости)

Цель: Развивать, контролировать детей, нуждающихся в особом внимании социального педагога.

1 Ознакомить кл. руководителей с планом работы социального педагога.

2 Составить социальный паспорт школы .

3. Создать и уточнить банк данных детей, состоящих на учёте ВШУ.

4.Уточнить учащихся, состоящих на учёте в ОДН

5.Проводить Совет профилактики.

6 Проводить учёт детей в микрорайоне школы.

7.Проводить социально- педагогическую работу в рамках школьной жизнедеятельности среди всех обучающихся по определению круга интересов,

Посещать семьи находящиеся в СОП.

9.Проводить пед.консилиумы по классам, требующие особого внимания.

Внешкольная и внеклассная работа

(предупреждение и профилактика правонарушений, табакокурения, алкоголизма)

Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни, здоровые потребности и наклонности учащихся, создавать социальные условия и наклонности учащихся, создавать социальные условия для успешной социальной адаптации детей, раскрытия их успешного потенциала

1 Изучать интересы и склонности, способности учащихся, возможных их включений во внеурочную кружковую, общественно- полезную, культурно- массовую и спортивную работу.

2Профилактика правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании (беседы).

3.Организовывать досуг и отдых в рамках программы «Каникулы», «Подросток»,

(план работы в каникулярное время, сбор информации о занятости трудных подростков в период каникул).

4.Собирать информацию о летнем отдыхе детей

Организация питания учащихся и оказание материальной помощи.

Цель: Создание благоприятных условий для организации рационального питания

1.Составить списки многодетных, малообеспеченных и социально незащищённых обучаемых.

2.Принимать участие в организации дежурства обучающихся и учителей в столовой.

3Проверять посещаемость обучающихся по журналам.

Медицинское обеспечение обучающихся, состояние и работа по предупреждению травматизма

Цель: Обеспечить санитарно- гигиеническую безопасность образовательной среды. Защищать, сохранять и поддерживать здоровье детей.

1.Проводить беседы на кл.часах по профилактике травматизма и правилам поведения в учебное и вне учебное время.

2. Приглашать инспекторов ПДД для проведения бесед с обучающимися и их родителями.

3.Организовывать мероприятия по программе «Здоровье».

4. Организовывать работу по соблюдению санитарно- гигиенического режима в ОУ(освещение, проветривание, влажная уборка помещений).

Совместная работа школы, семьи и общественности.

Цель: Повышение информированности родителей об особенностях физического и психического развития школьников.

3.Составить списки учащихся по категориям семей.

4.Проводить консультации родителей, учителей (по вопросам социальной защиты, правонарушений, оказания помощи в воспитании и поведении детей)

5. Выявить неблагополучные семьи уклоняющиеся от воспитания своих детей.

6. Проводить совместные заседания с КДН, ОДН, по вопросам грубых правонарушений, правопорядка обучающимися.

7. Оформлять соответствующую документацию:

— план работы на год;

-социальный паспорт школы;

-документы на детей различных категорий;

9.Контролировать опекаемых детей(мед.осмотр, табель успеваемости, летняя занятость)

Цель: Повышение профессионального мастерства социальных педагогов. Оказание помощи в работе с детьми, поведении.

1.Изучать нормативные документы и социальную литературу по защите прав и интересов ребёнка, опыта работы коллег.

2.Принимать участие в работе ПМПК, методических объединений классных руководителей.

.3. Повышение профессионального уровня(самообразование, курсы, семинары).

Рабочая программа социального педагога

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Социальное развитие воспитанников дошкольных образовательных учреждений становится одной из актуальных проблем педагогики. В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, дошкольных учреждений.

Выполнению заданной цели способствуют мероприятия, направленные на решение следующих задач:

– способствовать развитию правового мировоззрения, толерантного сознания детей;

– разработка социальных установок для всех участников образовательного процесса;

– пропаганда здорового образа жизни, формирование негативного отношения к социальным порокам;

– раннее выявление детей их семей социального риска;

— принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке дошкольников.

В течение года выполняется организационно-методическая работа:

— Изучение и пополнение нормативно-правовой базы социального педагога, изучение региональных муниципальных документов (Законов, постановлений), локальных актов ДОУ.

— Заполнение отчетной документации (годовой и календарный план, график работы на неделю, аналитический отчет).

— Заполнение текущей документации, обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

— Заполнение актов обследования семей с результатами обследования и рекомендациями.

— Изучение и подбор материалов для просветительской работы с педагогами ДОУ и родителями.

— Изучение специальной литературы, самообразование.

— Участие в семинарах, круглых столах и методических объединениях, конференциях, заседаниях Межведомственного консилиума.

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною как социальным педагогом Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка детского сада «Улыбка» в работе используются следующие нормативно-правовые документы:

  • конституция Российской Федерации;
  • конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • гражданский кодекс;
  • уголовный кодекс;
  • семейный кодекс;
  • Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • устав Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребенка детский сад «Улыбка»;
  • должностная инструкция социального педагога.

Программа составлена в соответствии с учебным планом «ЦРР –Д/С «Улыбка» и примерной общеобразовательной программой «Детство» под. ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — разработанной в соответствии с ФГОС, с учетом и парциальных программ: «Программа по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы», авторы-составители: О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина; программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Приоритетным направлением является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1.2 Цели и задачи рабочей программы.

Общая характеристика основных направлений работы социального педагога

Управление воспитательно-образовательным процессом в НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» в соответствии с ФГОС, создание условий для эффективного взаимодействия с детьми.

Задачи программы:

  • Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении образовательных областей;
  • Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
  • Повышение профессиональной компетентности через систематизацию воспитательно-образовательной деятельности.
Другие статьи:  Госпошлина за водительское удостоверение пермь

Функции программы:

  • определяет цели и задачи реализации образовательных областей;
  • является документом, обязательным для исполнения;
  • определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства;
  • выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.

Принципы и подходы к формированию программы:

  • соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущих принципа социально-педагогической работы:

  • профилактический – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
  • защитно-охранный – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
  • организационный – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.

Цели и задачи социального педагога ДОУ.

1. Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.

2. Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.

3.Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах успешной социализации ребёнка.

4.Правовое просвещение родителей (законных представителей); повышение педагогической компетенции родителей в вопросах содержания и воспитания ребёнка.

Названные цели предполагают следующие задачи:

  • осуществление и защита прав ребёнка;
  • жизнеобеспечение ребёнка;
  • социологические исследования в окружающем социуме;
  • представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;
  • координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;
  • проведение социально-культурных мероприятий.

Одна из главных целей работы социального педагога – способствовать успешной социализации ребенка.

Работа с воспитанниками детского сада:

  • Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
  • Коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей (законных представителей);
  • Организация досуга детей.

Цель: – защита интересов личности, поддержка постоянной связи с семьями воспитанников.

Задачи:

  • защита интересов личности;
  • организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
  • защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
  • выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.

Программа представлена в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Возрастные особенности развития детей

Возрастные особенности детей 2–3 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • развитие предметной деятельности;
  • развитие ситуативно-делового общения ребѐнка со взрослым;
  • совершенствование восприятия (активное освоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины);
  • развитие активной речи (речь как средство общения со сверстниками).

Возрастные особенности детей 3–4 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • внеситуативность общения;
  • ведущий вид деятельности – игра, которая носит условный характер;
  • освоение сенсорных эталонов (восприятие до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, дифференцирование предметов по величине);
  • развитие произвольной памяти, увеличивается ее объем (запоминание 3–4 слов, 5–6 названий предметов);
  • развитие произвольности и устойчивости внимания (возможность сосредоточения на 15-20 минут);
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • появление устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
  • появление ролевого взаимодействия.

Возрастные особенности детей 4-5 лет. Основные направления развития в этот период:

  • внеситуативность общения;
  • ведущий вид деятельности – игра, которая носит условный характер;
  • совершенствование владения сенсорными эталонами (дифференциация по сенсорному признаку – величине, цвету; освоение параметров — высота, длина и ширина);
  • развитие произвольности памяти, увеличение ее объема;
  • увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания;
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • формирование устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
  • развитие ролевого взаимодействия.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
  • развитие восприятия пространства и времени;
  • увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания;
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • развитие образного мышления;
  • совершенствование грамматической стороны речи;
  • формирование навыков планирования последовательности действий;
  • развитие субординации ролевого поведения в игре;
  • развитие причинного мышления.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
  • развитие восприятия пространства и времени;
  • развитие произвольности внимания;
  • развитие образного мышления;
  • формирование навыков планирования последовательности действий;
  • развитие субординации ролевого поведения в игре;
  • освоение форм позитивного общения;
  • усложнение игрового пространства;
  • развитие половой идентификации;
  • развитие сюжетно-ролевой игры.

Основные тенденции развития дошкольного образования в наше время связаны с созданием полноценного пространства для развития ребенка и комплексным сопровождением его индивидуального развития, являющегося практическим воплощением идеи гуманистического личностно ориентированного образования. Особенно актуальным это становится, когда речь идет о детях, у которых имеются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов, сопровождающиеся нарушением адаптивных возможностей их личности, тем более что ежегодно наблюдается рост их числа вследствие влияния ряда негативных факторов.

Под нормальным психическим развитием понимаются поступательные, необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики. Нарушенное развитие – это обычное развитие, протекающее в неблагоприятных условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

В современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция.

«Группа риска» — это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с ЗПР и многие другие.

Воспитанники «группы риска» — это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и других специалистов.

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные.

Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и укрепить межличностные взаимоотношения детей в группе.

Задачи:

  • Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;
  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Воспитать уверенность в себе;
  • Формирование адекватной самооценки у детей;
  • Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.

1.4 Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области

  • вывод детей из «группы риска», за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками;
  • сформированность комплекса произвольности в соответствии с возрастом;
  • снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере;
  • социализация в группе сверстников;
  • посредством пантомимики будут уметь выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
  • научатся конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта, уметь найти компромисс;
  • будут проявлять познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, обладать развитым воображением;
  • научатся пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, внимательно относиться как к себе, так и к окружающим.

II. Содержательный раздел

2.1 Особенности реализации рабочей программы

Об эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком и возможности вывода его из «группы риска» позволяет судить следующая информация: статус ребенка в группе сверстников.

Для выявления объективной картины межличностных взаимоотношений детей старших групп, была выбрана диагностическая методика «Два домика», предложенная Т.Д. Марценковской.

Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы детей.

Социометрический тест решает следующие задачи:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  • выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные, отвергнутые);
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований.

В начале исследования педагог показывает ребенку картинку “Два домика” и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

По итогам диагностики проводятся занятия на группах.

2.2 Комплексно-тематическое планирование с детьми «группы риска»

Другие статьи:  Квалификационные требования ведущий специалист

2.3 Комплексно-тематическое планирование по направлениям

Календарно-тематическое планирование по образовательным областям включает работу по всем направлениям, осуществляется комплексно и целенаправленно, в соответствии с годовым планом НРМДОБУ «ЦРР — д/с «Улыбка».

Работа ведется по следующим направлениям:

  • правовое воспитание;
  • гендерное воспитание;
  • пропаганда ЗОЖ;
  • профилактика жестокого обращения с детьми;
  • организация занятости несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении (дети из семей, стоящих на учете).

III. Организационный раздел

3.1 Учебный план диагностики

Направления, виды и формы работы

Пояснительная записка Модифицированная образовательная программа кружка «Школьная газета «Компас»» социально-педагогической направленности составлена

1 Пояснительная записка Модифицированная образовательная программа кружка «Школьная газета «Компас»» социально-педагогической направленности составлена на основе стандартов основного общего образования и учебного пособия «Введение в журналистику» Ц в и к В.Л. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000., предназначена для организации познавательной деятельности школьников. Цели программы: овладение навыками журналистского мастерства; создание пространства для социальных практик школьников и приобщение их к общественно значимым делам. Задачи программы: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля; способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия; способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение; способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности; формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства. Сроки реализации программы учебный год. Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения 5 часов в неделю и занятия на каникулах (всего 176 часов, из них 42 часа теории и 134 часа практики) и предназначена для детей лет. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Формы организации учебного процесса Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных публикаций. В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: игра; проблемная ситуация; групповая и парная работа; практическая деятельность (подготовка материалов для публикаций); тренировочные упражнения; ситуативные тренинги; встреча с журналистами; свободная творческая дискуссия; написание отзывов и статей; выпуск школьных газет. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

2 Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры. Контроль за усвоением знаний: Контроль знаний осуществляется воспитателем через постоянное повторение важнейших понятий, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет. Формы контроля разнообразны: самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; семинары-практикумы; публикации. Требования к знаниям и умениям учащихся: Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие познавательные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. личностные учебные действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. К концу обучения учащиеся должны знать: основные цели и задачи средств массовой информации; иметь представление о профессии журналиста; основные жанры журналистики; особенности основных компьютерных программ должны уметь: — строить устное и письменное сообщение; — работать в различных жанрах публицистического стиля; — оценивать события с точки зрения нравственных позиций, — общаться с отдельным человеком и аудиторией; — иметь навык работы на персональном компьютере; -презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других); — готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога. Средства контроля Контроль знаний осуществляется воспитателем через постоянное повторение важнейших понятий, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной 2

3 п /п Теория Пр актика Всего ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет. Формы контроля разнообразны: самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; семинары-практикумы; публикации. Результатом деятельности школьников в рамках программы кружка «Школьная газета «Компас»» станет выпуск школьной газеты с использованием ИКТ-технологий с периодичностью один раз в месяц. Подведение итогов реализации программы кружка проводится путем организации выставок публикаций обучающихся, а также отчёт с презентацией на учебно-исследовательской конференции. Учебно-тематический план Количество часов Название темы 1 Введение. Что такое журналистика? Краткий экскурс в историю журналистики Общественные функции СМИ Роды, виды и жанры журналистики Выпуск газеты «Компас» Содержание и форма журналистских произведений Стилистические фигуры речи Экскурсия в редакцию районной газеты «Родной край» Выпуск газеты «Компас» Стилистические фигуры в тексте Журналистские профессии. Беседа о знаменитых 3 3 журналистах, репортерах. 12 Выпуск газеты «Компас» Организация работы в печати, на радио и телевидении Правовые и этические нормы работы журналиста Экологическая тематика в СМИ Что читать будущему журналисту? Работа с энциклопедиями Чередование текста в одну и в две колонки Абзацный отступ в буквице Выпуск газеты «Компас» Буквица на полях при печати в две колонки Разная нумерация для разных страниц Стили в документе Творческая работа «Эффектный текст» Творческая работа «Составление кроссвордов, ребусов» Выпуск газеты «Компас» Творческая работа «История школьной газеты «Компас» Творческая работа «Составление календаря на 2015 год» Выпуск газеты «Компас» Творческая работа «Пригласительный билет» 2 2 3

4 Технология поиска информации (текста и рисунков по 3 3 объему) 32 Поисковые серверы Бесплатные ресурсы 3 3 Выпуск газеты «Компас» Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Разработка общего вида издания и стилей оформления Особенности работы с изображениями Выпуск газеты «Компас» Специальные приемы оформления Доработка сырого макета Выпуск газеты «Компас» Итоговое занятие Итого Содержание программного материала Введение. Что такое журналистика Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста. Функции журналистики: — информационная; — коммуникативная; — выражение мнений определённых групп; — формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: — компетентность; — объективность; — соблюдение профессиональных этических норм; — глубокие знания в области литературы, философии и др.; — владение литературным языком. Краткий экскурс в историю журналистики. Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. В.И. Гиляровский репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона И. Ильф, Е. Петров. Роды, виды и жанры журналистики Жанры журналистики и их особенности. Публицистический стиль русского литературного языка 4

5 Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков. Информационные жанры Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) Аналитические, художественные жанры Назначение произведений аналитических жанров сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы). Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). Художественно-публицистические жанры. Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др. Заметка один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра заметка информационного характера, заметка благодарность, заметка просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью особенности жанра, его виды: интервью монолог; интервью диалог; интервью зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Репортаж — наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк близость к малым формам художественной литературы рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. 5

Другие статьи:  Мировой никулинский районный суд

6 Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Композиция материала. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Журналистские профессии. Беседа о знаменитых журналистах, репортерах. По родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы). По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, моральноэтической либо искусствоведческой проблематике. Технологические операции коммуникативного процесса тоже ведут к профессиональной дифференциации. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты комментатор их анализирует. Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, становятся комментаторами и обозревателями. Организация работы в печати, на радио и телевидении. Поскольку выпуск газет и журналов, теле- и радиопрограмм сложное производство, то во всех случаях журналисты существенно зависимы от материальнотехнической базы: в прессе это издательства, на радио и ТВ технические центры. Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор. Согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого издания есть учредитель частное лицо или группа лиц, организация. Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Довольно часто учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет (либо и то, и другое), в состав которого входят многие заинтересованные лица с одной стороны, известные, уважаемые люди, представляющие интересы читателей, с другой стороны, спонсоры. Редколлегия совещательный орган, но ее решения, как правило, носят обязательный характер. Для внутриредакционной структуры характерно деление на так называемые отраслевые отделы журналистские подразделения. Во главе каждого отдела заведующий (иногда его называют на западный манер шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники. Технические средства журналиста Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) 6

7 Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука. Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса. Форма обучения — презентация, выступления учащихся. Практическая работа. Исследование. Анализ текстов газетных жанров. Тренинг: проверить «слух», определить источник информации и способ ее отображения. Газетный язык и авторский почерк. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете Правовые и этические нормы работы журналиста. Этика и мораль. Поступок и мотив. Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря. Эстетика. Эстетика как философская категория. Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле? Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста. Форма обучения дебаты, деловая игра. Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы? Экологическая тематика в СМИ Среди важнейших задач экологической журналистики достоверное экологическое информирование аудитории, экологическое образование людей и организация практического действия, общественного контроля за принятием и исполнением природоохранных мер. Какие бы практические вопросы ни затрагивала экологическая журналистика, она неизменно упирается в такие глобальные проблемы, как экологизация сознания, экологизация нравственности и экологизация экономики. В мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления. Политико-правовое направление представляет собой социальный и политический анализ экологических проблем, а также их международный аспект. Здесь и вопросы совершенствования природоохранного законодательства, и проблемы международного сотрудничества в сфере экологии. Познавательное направление ставит перед собой задачу экологического ликбеза. Разумно и грамотно взаимодействовать с природой может лишь тот, кто обладает необходимым запасом знаний о законах функционирования общества и среды его обитания. Знание рождает отношение, а отношение формирует линию поведения. Эти два направления способствуют экологизации сознания людей. Биоэкономическое направление освещает и анализирует экологические проблемы через призму взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества экологии и экономики. Сюда относятся публикации, пропагандирующие положительный опыт по рациональному использованию окружающей среды, ратующие за экологическое обоснование экономических проектов, любой хозяйственной деятельности. Эрудиция профессиональная черта журналиста. Он должен много знать, легко ориентироваться в различных направлениях науки и современного производства, 7

8 культурных течениях и общественных движениях, человеческой психологии и природных явлениях. Первым на журналистскую книжную полку должен встать Энциклопедический словарь, в котором вы всегда найдете популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а кроме того имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории. Рядом с Энциклопедическим словарем поставьте Толковый словарь русского языка. Четырехтомник живого великорусского языка В.И. Даля прекрасное пособие, но для нас удобнее однотомное издание словаря С.И. Ожегова. Проверить правильное значение слов иностранного происхождения лучше всего в Словаре иностранных слов. Словарей по отраслям знаний великое множество: политический, философский, экологический, этический, социологический. Выпуск газеты «Компас» Обсуждение тематики статей, сбор материала, написание статей различных жанров, редактирование, вёрстка, оформление, работа с изображениями. Чередование текста в одну и в две колонки.особенности компьютерной программы MS WORD. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. Творческая работа «Пригласительный билет» Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER. Разработка общего вида издания и стилей оформления Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления. Работа на ПК. Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова. Особенности работы с изображениями Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Практическая работа. Фоторепортаж. Специальные приемы оформления Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Доработка сырого макета — проведение круглого стола; — презентация и защита проектов «Моя газета». Участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов. Творческая работа «Эффектный текст». Необычные тексты. Поликодовые тексты. Слова к фотографии — какими они должны быть? Необычный текст — фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов. Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература Бергаут В.В., И.С. Чардин И.С. Интернет: первые шаги. М.,

9 Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., Лукина М.М. Технология интервью. М., Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002 Правовое поле журналиста. Справочник. М., Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Ц в и к В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. М.: Изд-во МНЭПУ, Дополнительная литература Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1983 Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. М., 1988 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992 Тертычный А. Жанры периодической печати. М., Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983 Оборудование и приборы Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран. 9