Пояснительная записка по математике моро школа россии

Пояснительная записка по математике моро школа россии

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 3 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 4 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 3 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 4 класс

Федоскина О. В.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс

Ульяхина Л. Г.
Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 1 класс

Рыдзе О. А.
Математика. 100 задач с ответами и решениями. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 2 класс

Рыдзе О. А.
Математика. 100 задач с ответами и решениями. 1 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 1 класс

Ульяхина Л. Г.
Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 1 класс

Канакина В. П.
Русский язык.
Раздаточный материал. 4 класс

Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс

Как правильно готовиться к ВПР

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

Электронные учебники. Подробности

ПМК «Преемственность»

Об использовании пособий других издательств

Математика. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа «Школа России». Математика. Пояснительная записка.

1 Программа «Школа России». Математика. Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерных программ образовательных учреждений, Федерального государственного стандарта 2004 года, программ УМК «Школа России», адаптированной для коррекционных классов 7 вида. Авторы М.И.Моро, М. А. Бантова. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 5 часа в неделю, 170 часов в год. Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 3 класса авторов М.И.Моро, М. А. Бантова и направлена на достижение следующих целей: — развитие образного и логического мышления, воображения; — формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; — освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; — воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Планируемый уровень подготовки учащихся: -Получить представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления; — Научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; -Научиться находить неизвестный компонент арифметического действия; — Усвоить смысл отношений «больше (меньше) на. », «больше (меньше) в. раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; — Получить представление о величинах, геометрических фигурах; -Научиться решать несложные текстовые задачи. 65

2 Основными разделами программы являются: «Табличное умножение и деление»- 57ч., «Внетабличное умножение и деление»- 37ч.,«Нумерация» — 18ч., «Арифметические действия»-36ч., «Итоговое повторение» — 8 ч. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого навыков. Большое значение в связи со спецификой математического материала придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей восприятия его детьми. Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. Включая в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе. Важнейшее значение придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Курс обеспечивает доступность обучения, пробуждение у учащихся интереса к занятиям математикой, формирование знаний, умений, навыков и соответствующего уровня развития детей. Курс является органической частью единого школьного курса математики. Основные вопросы курса 66

3 Перед изучением внетабличного умножения и деления дети знакомятся с разными способами умножения или деления суммы на число. Наряду с устными приёмами в программе уделяется большое внимание обучению детей письменным вычислениям. Эта работа начинается уже в теме «Сотня». На третьем и четвёртом годах обучения в теме «Числа от 1 до 1000» дети знакомятся также с письменными приёмами умножения и деления на однозначное число. При ознакомлении с письменными приёмами выполнения арифметических действий важное значение придаётся алгоритмизации. Все объяснения в виде чётко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления чётко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это поможет правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. В этом процессе должен осуществляться современный переход от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постепенному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные элементы алгоритма. Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств. Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах дети знакомятся и со связью между такими величинами, как цена — количество — стоимость; норма расхода материала на одну вещь — число изготовленных вещей — общий расход материала; скорость — время — пройденный путь при равномерном движении; длина сторон прямоугольника — его площадь и др. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомыми с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задачи. При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемой задач, применять простейшие общие подходы к их решению. Дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи на первых порах только по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения. Важно, чтобы учащиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Важным понятием курса является понятие величины. При формировании представлений о величинах (длине, массе, площади, времени и др.) учитель опирается на опыт ребёнка, уточняет и расширяет его. При формировании представлений о фигурах большое значение придаётся выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур. Буквенные выражения используются при формировании некоторых обобщений. Так, например, в формулах вида 1а=а, а 1=а, 0 с=0, с 0=0 и т.п. фиксируется общие положения, важные для понимания смысла действий. 67

Другие статьи:  Алименты отца на сына

4 Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе. При обучении математике важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. В программе сформулированы основные требования к ЗУН учащихся. Наименование разделов и тем Всего часов Общее количество часов 170 Количество часов в неделю 5 Табличное умножение и деление 57 Геометрические фигуры и величины 15 Внетабличное умножение и 36 деление Нумерация 18 Арифметические действия 36 Итоговое повторение 8 В результате изучения математики ученики должны: уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000; выполнять проверку вычислений; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); решать задачи в 1-3 действия; находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата); знать названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них) 68

5 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: Для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); Сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости; Определение времени по часам (в часах и минутах); Решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); Оценки размеров предметов «на глаз»; Самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур). Для реализации программного содержания используется УМК: Моро М.И. Математика: учебник для 3 класса / М.И. Моро, М. А. Бантова, С.И. Волкова и др.: в 2 частях — М.: Просвещение, Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 ч / М.И. Моро, М. А. Бантова, С.И. Волкова и др. — М.: Просвещение, Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике 3 кл. /М.: «ВАКО» Летнева Т.М. Развёрнутое тематическое планирование 3 класс. По программе «Школа России» 2-е изд. Волгоград: Учитель, Ракитина М.Г. Математика: Дидактические материалы. 3 класс. 3-е изд. — М: Айрис — пресс, Самсонова Л.Ю. Устный счёт. Сборник упражнений. 3 класс. Издательство «Экзамен», М Узорова О.В., Нефедова К.А. Четвертные контрольные работы по математика 1-4 кл. ACT. Астрель Москва 2006 Учебно-тематический план

6 Из них Наименование раздела, темы Всего часов уроки практические занятия контрольные работы 1. Числа от 1 до Табличное умножение и деление. Геометрические 57ч. 54 Зч фигуры. 15.ч Внетабличное умножение и деление 36ч. 34 2ч II. Числа от 1 до Нумерация 18ч. 17 1ч 4. Арифметические действия 36 ч. 33 Зч 5. Итоговое повторение 8ч 8 Итого 170 ч. 146ч 9ч Практическая часть программы. Практическая часть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год Контрольные работы

7 График контрольных работ по математике. п/п Тема Дата 1 Контрольная работа 1 (входная) 2 Контрольная работа 2 «Умножение и деление» 3 Контрольная работа 3 «Площадь прямоугольника» 4 Контрольная работа 4 «Решение задач» 5 Контрольная работа 5 «Внетабличное умножение и деление» 6 Контрольная работа 6 «Деление с остатком» 7 Контрольная работа 7 «Нумерация в пределах 1000» 8 Контрольная работа 8 (годовая) 9 Контрольная работа 9 «Числа от 1 до Умножение и деление»

Пояснительная записка к программе по математике «УМК Школа России» 1 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»

с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края

зам. директора по УВР: приказом по школе

Проневич С.Ю. от « » августа 2016 г. №

Пояснительная записка к программе

УМК «Школа России»

Составитель: Быева И. А.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО Рузаева О. Д.

Рабочая программа учебного предмета математики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность изучения предмета .

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также

пригодятся в жизни.

Целями изучения предмета « математика» являются:

развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;

– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

— воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК « Школа России»

Учебник «Математика» 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва «Просвещение», 2013 г.. Учебник имеет гриф (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

На изучение предмета « математика» в 1 классе выделяется 132 часа (4 часа в неделю). 33 учебные недели.

При изучении курса используются следующие методы и приемы: стимулирования и мотивации, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, аудиовизуальный, практический, логический, проблемно-поисковый, проблемно-сообщающий, индуктивный, дедуктивный, самостоятельной работы, устного и письменного контроля.

В 1 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через арифметические диктанты, математические диктанты, тесты, проверочные, самостоятельные, контрольные работы.

Начальный курс математики – интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

— методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
— методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

— степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 4 класс М. И. Моро ( УМК «Школа России»)

Общая характеристика учебного предмета

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету

Важнейшее значение придается постоянному использова нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Другие статьи:  Штраф за неправильный переход улицы

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенство вания формируемых знаний, умений и навыков. Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

— обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

— обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

— сформировать умение учиться;

— сформировать устойчивый интерес к математике;

— выявить и развить математические и творческие способности.

Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.

Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.

Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.

К элементам алгебраической пропедевтики относится оз накомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение пе ременной. Дети учатся находить значения буквенных выраже ний при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК «Школа России».

Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК «Школа России»,

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК «Школа России».»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников уменииеучиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Белыковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 — 4 классы».

Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

математическое развитие младших школьников;

освоение начальных математических знаний;

развитие интереса к математике, стремление использовать математические
умения в повседневной жизни;

• привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности

основе овладения несложными математическими методами познания

окружающего (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять

количественные и пространственные отношения);

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умений их

применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотное

развитие познавательных способностей;

воспитание стремления к расширению математических знаний;

формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать

высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Наименование разделов и тем

Числа от 1 до 100. Нумерация.

Сложение и вычитание от 1 до 100.

Умножение и деление чисел от 1 до 100.

Табличное умножение и деление.

Содержание программы (136 часов)

Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов).

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по
часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в два действия на сложение и вычитание.

Сложение и вычитание (70 часов)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.

Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной вида а+28, 4З- с.
Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора.

Решение уравнений вида 58-х=27, х-З6=2З, х+З8=70 на основе знания взаимосвязей
между компонентами и результатами действий.

Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Умножение и деление (18 часов)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деление (две точки).

Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.

Другие статьи:  Варшавский военный договор

Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, З, 4.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.

Табличное умножение и деление (21 час)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Составлять таблицу умножения и деления на 2 и З.

Решать задачи на умножение и деление и иллюстрировать их.

Повторение — 10 часов.

Резерв — 1 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:

— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

— единицы длины, площади;

— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);

— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

— числа в пределах 100;

— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); — длины отрезков; .

— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

— компоненты арифметических действий;

— числовое выражение и его значение;

— российские монеты, купюры разных достоинств;

— прямые и непрямые углы;

— числа в пределах 100. записанные цифрами;

— записи вида 5 х 2 = 10, 12 : 4 = 3;

— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих

— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

— однозначных и двузначных чисел;

— десятичный состав двузначного числа;

— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы. рисунка;

— геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);

— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

— числовое выражение (название, как составлено);

— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа

— углы (прямые, непрямые);

— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

— тексты несложных арифметических задач;

— алгоритм решения составной арифметической задачи;

— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— записывать цифрами двузначные числа;

— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;

— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и

письменные приемы вычислений;

— вычислять значения простых и составных числовых выражений;

— вычислять периметр прямоугольника (квадрата);

— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:

— свойства умножения и деления;

— определения прямоугольника и квадрата;

— свойства прямоугольника (квадрата);

— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

— обозначения луча, угла, многоугольника;

— расположение чисел на числовом луче;

— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют

общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

— выбирать единицу длины при выполнении измерений;

— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);

— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

— составлять несложные числовые выражения;

— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Личностные результаты освоения предмета

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты освоения предмета

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».

Предметные результаты освоения предмета

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных
и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её
на принтере).

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения
программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего
школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки
предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более
высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме.

Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в
форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5 — 6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений
учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее
значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной
основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-
практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов
деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Виды контрольно-измерительных материалов