Подоходный налог в 1980 году ставки

Подоходный налог в 1980 году ставки

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) — один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена — до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%. НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА

С 1 января 2000 С 1 января 2001 С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-. . . .)

а) Советские ставки подоходного налога

До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». 23 апреля 1987 были приняты новые ставки для налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой именно — не знаю, цифр нет). Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок, действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы, превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000 руб/год). Шкала ставок доходов по авторским гонорарам варьировалась от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год). Для прочих доходов — от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше 7000 руб/год).

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум составил 100 руб. Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130 руб/мес — 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб — 30% с суммы, превышающей 101 руб. Далее следовала прогрессивная шкала:

С 1 июля 1990 Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес). Для прочих доходов — от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб. В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб — 20 коп, 152 — 50 коп, 153 — 90 коп, 154 — 1р40к, 155-200 руб. — 40% с суммы, превышающей 150 руб.

С 1 января 1991 Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками: Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%: Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется». 19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия — к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб.30 коп:

С 1 апреля 1991 Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы). Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу — 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними — 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год. Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 — осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих — шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей. 11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского — 160 руб. Прогрессивная шкала:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней — от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 — полностью совпадала с основной и внешатной. 3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом. Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы, дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при пеерсчете совпадала с основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее (т.е. социалистичнее). 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала — 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом — опять же с 1 января 1992 года — были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992 6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок — 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993 После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции — 11 декабря 1993 года. Указом N2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро — на будущее, с 1994:

С 1 января 1993 С 1 января 1994 К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) — и опять с 1 января почти закончившегося года:

С 1 января 1994 Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 — после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась):

С 1 января 1996 Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 — с учетом деноминации рубля в 1000 раз:

С 1 января 1998

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее «уплощение»). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога — высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.» Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.» В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно — повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» — минимальная ставка остается прежней — 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи — не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета — 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки — 149, со второй — 180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке — но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к. при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого — многие легализуют свои капиталы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%, как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных к отклонению — лично Н.П.Даниловой. Поправки «четверки»: необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому банку, а общий для всех — и привязанная к ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки — но не для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой — сохранить действующую шкалу и убрать абзац о единой ставке — подверглись кр
итике справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе поправка о сохранении шкалы — КПРФ — 108, ЛДПР 2, НДР — 1, Яблоко — 0, Аграрии — 17, Народовластие — 22, Регионы — 1, вне фракций — 7. После этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не удалась — 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную строчку — 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

С 1 января 1999 * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1 января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

С 1 января 2000 С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК — апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 — подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта: — «горбатая шкала» — поправка Г.В.Бооса: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, до 1.000.000 — 30% с превышения, свыше 1.000.000 — 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, свыше 500.000 — 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался; — двухставочная шкала — поправка А.Д.Жукова: до 120.000 — 13%, свыше 120.000 — 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; — сохранение нынешней трехставочной шкалы — поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская — повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 — 12%, до 150.000 — 20%, свыше 150.000 — 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000 руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса — Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2000 С 1 января 2001 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте Федеральным законом 71-фз от 30 мая 2001 (в основном касавшимся налогобложения доходов от операций с ценными бумагами) из списка налогов, облагаемых по 35-процентной ставке изъяты выигрыши на тотализаторах и в других основанных на риске играх (в том числе с использованием игровых автоматов). Фактически в отношении игровых автоматов ставка не применялась. Федеральным законом 110-фз от 6 августа 2001 (вводившим в кодекс новую главу — «Налог на прибыль») введена четвертая ставка — для дивидендов — 6%.

Другие статьи:  Договор по ремонту станков

С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

18 февраля 2005 Дума рассматривала законопроект Г.Н.Селезнева о возвращении к прогрессивной ставке налога: до 60 тыс.руб./год — 6%, до 360 — 13%, до 1,2 млн. — 20%, свыше 1,2 — 30%. Проект не набрал необходимого числа голосов — «за» 93. СРАВНЕНИЯ

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-.

  • Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (392-I от 2 декабря 1990). Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.
  • Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан (от 19 апреля 1991)
  • Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1998-I от 6 декабря 1991) Изменен законами 3317-I от 15 июля 1992, 4178-I от 22 декабря 1992, 4618-I от 6 марта 1993; указом 2129 от 11 декабря 1993; федеральными законами 29-фз от 27 октября 1994, 37-фз от 11 ноября 1994, 74-фз от 23 декабря 1994, 10-фз от 27 января 1995, 95-фз от 26 июля 1995, 125-фз от 4 августа 1995, 211-фз от 27 декабря 1995, 22-фз от 5 марта 1996, 83-фз от 21 июня 1996, 11-фз от 10 января 1997, 94-фз от 28 июня 1997, 159-фз от 31 декабря 1997, 65-фз от 31 марта 1999, 207-фз от 25 ноября 1999. Опубликован: ВСНД 1992-12-591, 1992-34-1976, 1993-4-118, 1993-14-486, САПП 1993-50-4867, СЗ 1994-27-2823, 1994-29-3010, 1994-35-3654, 1995-5-346, 1995-26-2403, 1995-32-3201, 1996-1-4, 1996-11-1015, 1996-26-3035, 1997-3-355, 1997-26-2955, 1998-1-6, 1999-14-1663, 1999-49-5903.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (117-фз от 5 августа 2000). Глава 23. Налог на доходы физических лиц Изменен федеральными законами: 166-фз от 29 декабря 2001; 71-фз от 30 мая 2001; 110-фз от 6 августа 2001. Опубликован: СЗ 2000-32-3340, 2001-1-18, 2001-23-2289

    Особенности подоходного налога в США

    Ежегодно в США в поисках лучшей жизни приезжают миллионы мигрантов из самых разных стран мира. Естественно, их интересуют особенности американского законодательства, в том числе и в сфере налогообложения. Эти знания нужны для того, чтобы вписаться в новое для себя общество. В Соединенных Штатах граждане с гордостью говорят о себе, как о налогоплательщиках. Соответственно, такая же культура прививается и только что прибывшим иностранцам, а также иностранным подданным, проживающим на американской территории длительное время.

    Подоходный налог в США сегодня считается одним из основных. На федеральном уровне его впервые его начали взимать в 1913 году. Саму процедуру можно охарактеризовать как «добровольно-принудительная». В частности, налогоплательщику следует самостоятельно заполнить декларацию, указав в ней все полученные за год доходы. После этого документ передается в налоговое ведомство – местное либо федеральное. Впрочем, параллельно с этим в США существует также такой вариант взимания, как принудительное удержание из заработной платы, совершаемое с определенной периодичностью, или же иные варианты регулярных отчислений. Налоги следует уплатить, в соответствии с требованием законодательства, до 15 апреля следующего года.

    Американцы (в некоторых случаях и граждане других стран) отдают государству определенный процент с полученных ими доходов, в том числе и за пределами Соединенных Штатов. Есть вариант, как не платить этот налог, однако здесь не все так просто. Во-первых, для этого сперва придется отказаться от гражданства США. Во-вторых, налог придется потом платить еще на протяжении 10 лет. Поэтому особого смысла в таком шаге, как видите, нет. Подоходный налог взимается также и с граждан других государств, проживающих на территории страны определенное время.

    В настоящее время законодательство предусматривает период как минимум в 183 дня в году. Нелегальные мигранты также облагаются налогом. Данный вариант предусмотрен 16-й поправкой к Конституции страны.

    Ставки подоходного налога в Соединенных Штатах

    Давайте рассмотрим еще один важный момент. Американское законодательство предусматривает возможность взимания федерального подоходного налога с супружеской пары. В таком случае базой является суммарный доход, полученный мужем и женой. Впрочем, это необязательное условие. Подавать декларацию каждый из супругов может и по отдельности. При этом ставка налога зависит от того, состоит ли человек в браке, а также от величины полученного им дохода. В частности, быть одиноким менее выгодно. Почему – можно увидеть из приведенных ниже ставок налогообложения. В частности, для лиц, не состоящих в браке:

    • при доходе до 7 тысяч долларов – 10 процентов;
    • от 7 до 28 тысяч – 15 процентов;
    • от 28 до 68 тысяч – 25 процентов;
    • от 68 до 143 тысяч – 28 процентов;
    • от 143 до 311 тысяч – 33 процента;
    • более 311 тысяч – 35 процентов.

    Для супружеских пар ставка составляет:

    • при доходе до 14 тысяч долларов – 10 процентов;
    • от 14 до 58 тысяч долларов – 15 процентов;
    • от 58 до 114 тысяч – 25 процентов;
    • от 114 до 174 тысяч – 28 процентов;
    • от 174 до 311 тысяч – 33 процента;
    • более 311 тысяч – 35 процентов.

    Стоит обратить внимание еще на один момент. В Соединенных Штатах Америки предусмотрен необлагаемый минимум, то есть сумма дохода, с которой не будет взиматься федеральный налог. При этом назвать какую-то одну конкретную цифру просто невозможно. Все дело в том, что данная величина зависит от целого ряда факторов, таких как возраст, семейное положение, вариант заполнения декларации (совместный с супругой/супругом или по отдельности) и так далее.

    Например, доход в 7 тысяч долларов, полученный одиноким гражданином в возрасте до 65 лет, не будет облагаться федеральным налогом. У супружеской пары, подходящей под данную возрастную категорию и подающей раздельные декларации, порог опускается до 3 тысяч на каждого. Это далеко не все возможные варианты. В частности, при совместной подаче декларации упомянутой выше супружеской пары налогом не будет облагаться совместный доход до 13 тысяч долларов.

    Возраст мужа и жены здесь также имеет значение. Если одному из супругов исполнилось 65 лет и более, не облагается налогом доход до 14 тысяч, двум – до 15 тысяч. Если возраст мужа и жены превышает обозначенную планку, то им положены еще большие льготы. В таком случае налогом не будет облагаться доход в размере до 15 тысяч долларов. Не забыли авторы налогового законодательства об овдовевших людях. Если такой человек не достиг 65-летия, необлагаемый минимум для него составляет 10 тысяч долларов, увеличивающийся на 1 тысячу после достижения данной возрастной планки.

    Как видим, федеральный подоходный налог в Соединенных Штатах не фиксированный, а прогрессивный. Иными словами, больший доход означает более солидные отчисления в пользу государства. При этом ставка зависит не только лишь от семейного положения и возраста. Учитывается также наличие иждивенцев, равно как и их количество, а также кто в семье работает (муж, жена или оба). Помимо этого, в США существуют также определенные послабления, распространяющиеся на выделенные социальные группы.

    Облагаемый налогом доход можно уменьшить

    Американское законодательство предусматривает несколько вариантов, воспользовавшись которыми можно снизить объем платежей, взимаемых в пользу государства. В частности, это делается с помощью пожертвования части заработанных средств на благотворительные нужды. Сократить базу налогообложения можно, вложив деньги в приобретение объекта недвижимости с последующим списанием определенной доли через выплаты по ипотеке. Еще один вариант – инвестиции в медицинский страховой план или в Учебный (либо Пенсионный) фонд. Сокращают базу налогообложения алиментные выплаты. Информация обо всем этом непременно должна быть отображена в подаваемой фискалам декларации.

    Имеет возможность сокращать налоговую нагрузку и бизнес. Для этого следует указать в декларации суммы, которые были потрачены на инвестиции в наращивание производства, или основные фонды. Если говорить в целом, то законодательство США предусматривает достаточно большой перечень вариантов, позволяющих существенно снизить размер подоходного налога.

    Сами американцы при этом традиционно прибегают к услугам специалистов. Дело в том, что налоговое законодательство Соединенных Штатов довольно запутанное, и разобраться в нем непрофессионалу довольно сложно. Тем не менее возможность сэкономить здесь есть, и даже оплата услуг специалиста все равно стоит, чтобы воспользоваться имеющимися льготами. Тем более те прекрасно знают, как лучше всего применить на практике предоставляемые законодательством возможности снизить налоговое давление с выгодой для своего клиента. Именно поэтому услуги таких специалистов продолжают оставаться очень популярными, как среди рядовых обывателей, так и в бизнес-кругах. Впрочем, у последних этим занимаются свои бухгалтеры, прекрасно знающие все нюансы законодательства.

    9 штатов США не взимают подоходный налог

    Отчисления в пользу государства могут «съедать» в Соединенных Штатах значительную часть прибыли. Помимо федерального подоходного налога, многие вынуждены платить его еще и на местном уровне. Ставки здесь, конечно же, более низкие – не более 10 процентов. При этом есть такие штаты, на территории которых вообще не взимается местный подоходный налог. Одним из них является Теннесси. Жителям данного штата не нужно подавать декларации о доходах в местные фискальные органы. Однако здесь есть одна особенность. Законодательством штата предусмотрено налогообложение процентов, начисленных по депозитным счетам и дивидендам. Аналогичная ситуация и в Нью-Гэмпшире.

    Жители штата Вайоминг освобождены от необходимости платить такие налоги, как подоходный и с полученной прибыли. Отдельного упоминания заслуживает округ Колумбия. В ноябре 2010 года его жители поддержали инициативу ввести налог для богатых граждан, и теперь подавляющее большинство населения не платит подоходный. Отсутствует он и в штате Техас. Здесь местные власти компенсируют подоходный налог, взимая определенный процент с продаж и требуя выплаты с владельцев недвижимости.

    Примерно по такой же схеме действуют власти штата Северная Дакота. Здесь не взимается подоходный налог. Однако расходная часть местного бюджета требует наполнения казны. С этой целью власти штата обложили налогом банковскую франшизу, а также ввели акциз на табачные изделия. Жители Невады также могут не платить подоходный налог. Ежегодно в бюджет штата поступает примерно 1 миллиард долларов. Такую солидную сумму приносит налогообложение, действующее в сфере азартных игр.

    В штате Флорида компенсатором отсутствия подоходного налога является взимание определенного процента с продаж. Помимо этого, существует еще несколько вариантов наполнения местного бюджета. Одним из них является налогообложение недвижимости. Ну и, наконец, штат Аляска. Пока его жители освобождены от необходимости уплаты подоходного налога. Он был отменен еще в 1980 году. Однако сегодня, в условиях существенно просевших цен на нефть, губернатор выступает с инициативой вернуть данный налог.

    Налог на доходы физических лиц

    Подоходный налог с физических лиц занимает важное место в национальных бюджетно-налоговых системах всех стран мира. В общей системе доходов государства подоходный налог входит в группу бюджетообразующих налогов. В табл. 4.4 приведены данные по доле подоходного налога в ВВП, вкладу подоходного налога в общие налоговые поступления в России и других развитых странах в 2010 г.

    Доля подоходного налога в ВВП и общих налоговых поступлениях (с учетом взносов в социальные фонды) в странах ЕС и России в 2010 г., %

    Страны с прогрессивной шкалой налогообложения

    Страны с пропорциональной шкалой налогообложения

    Средний подоходный налог по ЕС

    Доля в налоговых доходах

    Источник: KPMG’s Individual Income tax and Social Security Rate Survey 2011. URL: http://kpmg.com.

    В среднем по странам ЕС подоходный налог в 2010 г. составлял 25,7% всех обязательных платежей, а его средняя доля в ВВП — 10,2%.

    В Российской Федерации доля подоходного налога в ВВП в 2010 г. составляла около 4%. Его вклад в обязательные платежи (с учетом социальных взносов и таможенных платежей) составил в 2010 г. 14,3%, а в 2011 г. — 11,7%. Для сравнения в докризисный период (2007 г.) доля подоходного налога в ВВП составляла 3,8%, а вклад в консолидированный бюджет — 10,5%.

    Первый опыт подоходного налогообложения был осуществлен в Англии, когда в 1798 г. в период континентальной блокады был введен налог в виде утроенного налога на роскошь. Первоначально этот налог был налогом на очень богатых людей. Затем под давлением богатых слоев населения он был отменен, а окончательно утвердился в Англии с 1842 г. Однако до 1939 г. он оставался налогов с богатых граждан: из 20 млн работающих граждан в 1939 г. налог уплачивали только 4 млн чел.

    В Германии система подоходного налогообложения развилась из так называемого классного налога и вошла в практику налогообложения с конца XIX в. В США подоходный налог был введен в 1913 г., им облагались, как и в Англии, только большие доходы.

    Первая своеобразная попытка введения подоходного обложения физических лиц в России относится к 1810 г. В связи с участием России в войнах против Наполеона был введен подоходный налог на помещиков: обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода. В 1820 г. под давлением помещичьего класса налог был отменен.

    В течение почти всего XIX в. подоходное налогообложение в России отсутствовало. В 1893 г. вместо подоходного налога был введен некоторый его суррогат в виде так называемого квартирного налога. Некоторые признаки подоходности в этом налоге были, но признать его по-настоящему подоходным нельзя. Величина налога зависела от цены нанимаемой налогоплательщиком квартиры. Города России и некоторые поселения были разделены на пять классов, а классы на разряды по цене занимаемой квартиры. Ставка налога устанавливалась в зависимости от класса и разряда по прогрессивной шкале от 1,67 до 10% от цены аренды квартиры.

    Настоящий подоходный налог был установлен в России Законом от 6 апреля 1916 г. и вводился в действие с 1 января 1917 г.

    Обложение производилось по прогрессивной шкале — для каждого из 91 разряда устанавливалась окладная сумма налога. Необлагаемый минимум устанавливался в размере 850 руб. годового дохода. Максимальная ставка налога составляла 12% с суммы доходов в 400 тыс. руб. Доходы, превышающие эту сумму, облагались по пропорциональной ставке 12,5%. Однако революция и последующая гражданская война отложили его фактическое введение до 1922 г.

    В Советской России и СССР взимание подоходного налога с физических лиц имело определенные особенности. Использование прогрессивной системы налогообложения сочеталось с классовым принципом его применения. Так, в соответствии с Законом от 24 сентября 1926 г. при доходе 5000 руб. рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых элементов доходила до 41%.

    В дальнейшем механизм исчисления и взимания подоходного налога неоднократно реформировался с учетом изменения классовой структуры общества и общего развития народного хозяйства.

    В 1980-х гг. в СССР подоходный налог с основной массы населения, получающей доходы на государственных предприятиях, взимался по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% с доходов, превышающих 100 руб. Необлагаемый минимум соответствовал минимальной месячной зарплате (в 1986 г. она составляла 80 руб., а средняя заработная плата была равна 200 руб. в месяц).

    Для лиц, занимающихся частной практикой, предпринимательской деятельностью, кустарей, максимальные ставки были установлены в размере 65-81% с сумм годового дохода, превышающего 5000-7000 руб.

    В общей структуре налогообложения была предусмотрена разветвленная система льгот. Например, для налогоплательщиков, имеющих на иждивении четырех и более человек, размер подоходного налога снижался на 30%. Участникам Великой Отечественной войны предоставлялась скидка в размере 50%.

    Общий вклад подоходного налога в доходы бюджета в этот период составлял около 8%.

    Коренное изменение системы подоходного налогообложения в СССР, а затем в Российской Федерации, произошло в период перестройки, развала СССР и экономической реформы 1990-х гг. С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был введен подоходный налог, взимаемый по единым принципам со всех налогоплательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов была установлена единая прогрессивная шкала ставок и единая система льгот.

    За время действия указанного закона в 1992-2000 гг. шкала менялась девять раз. При этом минимальная ставка оставалась равной 12%, а максимальная изменялась в диапазоне от 60% (в 1991 г.) до 30% (в 1999-2000 гг.).

    В настоящее время различают два типа подоходного налога:

    • 1) общеподоходный налог;
    • 2) парцелярный (шедулярный) подоходный налог.

    Общеподоходный тип налога предполагает налогообложение совокупного дохода физического лица, который включает в себя все виды доходов не только в форме прямых активных доходов в виде заработной платы, авторских гонораров, от предпринимательской деятельности, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банке), прирост капитала и ряд других доходов.

    Шедулярный тип подоходного налога предполагает начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке.

    Общеподоходный тип налога считается наиболее соответствующим принципу справедливости, так как позволяет в полной мере учесть платежеспособность налогоплательщика, его семейное положение и существующий в стране прожиточный минимум.

    В настоящее время практически во всех странах мира применяется общеподоходный тип налога. Шедулярный же тип подоходного налога используется практически только в Англии и некоторых ее бывших колониях, Швеции, Франции, а также с 2001 г. — в Российской Федерации.

    Принципиальным моментом в организации подоходного налогообложения является вопрос о ставке налога и шкале налогообложения. В конце XIX — начале XX в. в работах

    Другие статьи:  Москва ветеринарные требования

    В. Вагнера, Э. Селигмена, А. Исаева, других специалистов было доказано, что в наибольшей степени принципу справедливости удовлетворяет прогрессивная шкала налогообложения, при которой большим доходам соответствует и большая процентная ставка.

    Практически во всех странах мира (за исключением России и ряда стран бывшего СССР) подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. В табл. 4.5 приведены максимальные значения шкалы налогообложения доходов физических лиц в современных государствах на уровне центрального правительства. В ряде государств подоходные налоги взимаются и на региональном, и местном уровнях (США, Япония, Швейцария, Швеция, Дания и др.). При этом также могут быть использованы прогрессивные шкалы налогообложения.

    Максимальные ставки подоходного налога (по состоянию на 01.01.2012), %

    Налоговая политика в 1945-1985 гг.

    Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

    Налогообложение в послевоенные годы (1945—1953)

    После окончания Великой Отечественной войны налоговые тяготы на население стали постепенно сокращаться. 1 января 1946 г. был отменен военный налог, что сразу внесло существенное облегчение плательщикам. В 1946—1950 гг. налоговые поступления от населения составили 7,7% в общей сумме доходов бюджета против 13,3% в последний год войны. Вводятся налоговые льготы для демобилизованных воинов, бывших партизан, инвалидов войны. В сентябре 1946 г. повышается необлагаемый минимум для рабочих и служащих со 150 до 260 руб. в месяц, повышаются заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, пенсии пенсионерам и стипендии студентам. В это же время проводятся мероприятия по сближению высоких коммерческих и низких пайковых цен, чтобы в ходе предстоящей отмены карточной системы ввести единые государственные цены.

    В августе 1947 г. повышен размер необлагаемого минимума для инвалидов 1й и 2й групп и пенсионеров по доходам от кустарных промыслов, от сельского хозяйства и других источников с 600 руб. до 3 тыс. руб. в год. Облегчается налоговая нагрузка на творческих работников: теперь они облагаются по нормам рабочих и служащих, а если заработок превышает 12 тыс. руб. в год, то надлежит заплатить налог в размере 13% от этой суммы. Сокращается контингент плательщиков налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

    В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа с целью изъять из обращения излишнюю массу денег; одновременно отменяется карточная система и несколько повышаются цены (выше бывших карточных, но ниже коммерческих). Одновременно с денежной реформой проводится конверсия займов (кроме займа 1947 г.) После реформы несколько лет подряд проводилось снижение розничных цен, чтобы повысить покупательную способность населения. Однако это привело к систематическому снижению удельного веса налога с оборота. Например, в 1951 г. потери бюджета по налогу с оборота и отчислениям от прибыли составили 3,3 млрд. руб., в 1952 г. — 6 млрд., в 1953 г. — 11,9 млрд., в 1954 г. — 18,3 млрд. руб. Всего за пятую пятилетку (1951—1955) доходы бюджета от снижения розничных цен сократились на 56,6 млрд. руб.

    В послевоенные годы сложилась тенденция к постепенному увеличению отчислений от прибыли благодаря росту рентабельности предприятий. Уменьшению поступлений от налога с оборота способствовал отказ от системы государственных дотаций, что увеличило прибыли предприятий. Это произошло в результате проведенной в 1949 г. реформы оптовых цен. В годы войны немало предприятий работали с убытком, получая дотации из бюджета. Их общая сумма постоянно росла и составила в 1945 г. 13,9 млрд. руб., в 1946 г. — 25,8 млрд., в 1947 г. — 34,1 млрд., в 1948 г. — 45,2 млрд. руб. (в ценах того времени).

    28 июля 1948 г. принято постановление СМ СССР «О ликвидации системы государственной дотации и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и тарифов на железнодорожном транспорте». Новые оптовые цены вводились с 1 января 1949 г. В целом оптовые цены повысились в 1,5 раза и обеспечили рентабельность работы всех отраслей, кроме угольной и лесной. Стал укрепляться хозрасчет. Применение новых оптовых цен предприятий позволило упорядочить систему исчисления налога с оборота по методу разницы в ценах и распространить его на отрасли пищевой промышленности, а также на те отрасли легкой промышленности, в которых раньше она не использовалась.

    В бедственном положении в послевоенные годы находилась деревня; сказывались огромные потери населения, резкое сокращение технической базы. В районах, где велись военные действия, на полях остались мины, неразорвавшиеся снаряды, многочисленные воронки от снарядов. Например, в Псковской области за 1944—1948 гг. было обезврежено около 4 млн. мин и бомб. Кроме того, на колхозное крестьянство была возложена дополнительная повинность — заготовки строевого леса для восстановительных работ. Работа эта проводилась в зимнее время, которое раньше крестьяне использовали для дополнительных заработков «в отходе». Был сохранен повышенный минимум трудодней, введенный в 1942 г. Авторы «Истории советского крестьянства» считают, что он без напряжения вырабатывался колхозниками. Но этому противоречат нередкие факты невыполнения колхозниками положенного количества трудодней. За это они исключались из колхоза. За 1946—1950 гг. в среднем исключалось около 3% колхозников. В 1950 г. не выработали необходимого минимума уже 16,7% общего числа трудоспособных колхозников.

    Планы заготовок зерна продолжали оставаться крайне напряженными, а кроме того, значительную часть урожая колхозы должны были отдавать МТС в качестве натуроплаты за работу техники на колхозных полях: в 1945 г. — 30,5% всего урожая, в 1948 г. — 49,4%, в 1950г. Уже 50,7%.

    Политика властей в отношении деревни не претерпела существенных изменений и по-прежнему была направлена на выкачивание из деревни средств на восстановление и перестройку промышленности на производство гражданской продукции. С большими трудностями проходили хлебозаготовки в засушливом 1946 году. Областям, не охваченным засухой, план хлебозаготовок был увеличен. Для его выполнения колхозы вынуждены были сдавать зерно, выделенное на трудодни, в фуражный и страховочный фонды и даже нередко семенное зерно. Часть зерна, выращенного на приусадебном участке, колхозники также вынуждены были сдавать.

    В первую послевоенную весну было выполнено 64,2% пахоты и посеяно 41,5% яровых. Задания пятилетки по валовым сборам зерна и по урожайности не выполнялись. Валовой сбор зерна в 1950 г. составил 87,2% к уровню 1940 года. Урожайность продолжала оставаться низкой. За годы пятилетки она выросла с 5 ц с га в 1945 г. до 7,4 ц с га в 1950 г. Большими оставались потери зерна в ходе уборки и заготовок. Однако официальные документы бодро рапортовали о «решении зерновой проблемы».

    Выживали крестьяне благодаря личным приусадебным хозяйствам (ЛПХ), которые за годы войны удалось несколько увеличить. Так, например, продуктивный скот к концу 1948 г. был в основном сосредоточен в приусадебных хозяйствах колхозников и рабочих совхозов. Колхозные и совхозные фермы давали всего 17% молока, 25% мяса, 7% яиц. В такой ситуации ЛПХ не только спасали их хозяев, но и играли значительную роль в обеспечении продовольствием городского населения. На долю ЛПХ приходилось примерно 1,3% земли, закрепленной за колхозами. На 1 января 1950 г. 15,2% хозяйств не имели никакого скота, 47,1% — коров, 61% — свиней, 76,4% — овец и коз. Тем не менее, в 1950 г. в ЛПХ производилось 48% мяса, 50% молока. Общий объем всей продукции ЛПХ более чем на превосходил довоенный уровень.

    19 сентября 1946 г. издано было постановление СМ СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором предписывалось провести обмеры приусадебных участков и вернуть прирезанные к ним во время войны земли в колхозы. Увеличение ЛПХ за счет колхозных земель было вызвано тем, что во время войны оплата трудодней сократилась настолько, что крестьяне не могли при прежних масштабах своего хозяйства обеспечить семью необходимым продовольствием. Даже в победном 1945 г. на 1 трудодень в тыловых районах давали зерна на 50%, картофеля — на 60% меньше, чем в 1940 г.; в освобожденных местностях соответственно на 65 и 80%.

    В постановлении сурово осуждалось «расхищение общественных земель», которое идет «по линии увеличения приусадебных участков колхозников путем самовольных захватов или незаконных прирезок со стороны правлений и председателей колхозов в целях раздувания личного хозяйства в ущерб общественному». Местным органам давался сжатый срок — до 15 ноября провести проверку площадей приусадебных хозяйств и изъять излишки. Конечно, эта мера сама по себе не могла способствовать повышению производительности сельского хозяйства, ибо наиболее важные вопросы о завышенных планах поставок и чрезвычайно заниженных заготовительных ценах остались нерешенными. В 1947 г. в среднем на один двор приходилось 0,39 га против 0,46 га в 1940 г. Сравнение этих цифр говорит о том, что в 1946 г. у колхозников отрезали даже те «излишки», которые были у них до войны.

    Не были пересмотрены планы поставок и заготовительные цены и в обширном постановлении ЦК ВКП (б) 21—26 февраля 1947 г. «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», хотя в предложениях с мест содержались рациональные меры, которые могли дать значительный эффект.

    • не давать колхозам дополнительных заданий после выполнения плана, а разрешить продавать излишки продукции на рынке;

    • освободить колхозы от мелочной опеки, разрешить самим планировать размеры посевных площадей под отдельными культурами;

    • повысить заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию;

    • расширить меры стимулирования передовых колхозов.

    Но эти предложения не были приняты. Главное внимание было уделено «умножению общественной собственности колхозов», «ликвидации обезлички» и «закреплению за полеводческими бригадами постоянных участков инвентаря и скота», ликвидации уравниловки в оплате труда и в распределении трудодней, пересмотру норм выработки «с обеспечением более высокой оплаты на важнейших работах»; при этом постановление сохранило повышенный в 1942 г. обязательный минимум выработки трудодней.

    Сохранен был принцип исчисления обязательных поставок с каждого гектара пашни, введенный в 1940 г. Но признавалось необходимым вместо единой нормы обязательных поставок для всех колхозов одного административного района применить несколько норм в районе по группам колхозов, т.к. «это даст возможность в необходимых случаях регулировать размеры обязательных поставок колхозами с учетом степени освоения закрепленной за ними земли».

    Указом Президиума ВС СССР колхозы получили небольшое облегчение в подоходном налоге. В облагаемый доход не стала включаться продукция, которая шла на корм колхозному скоту и на оплату работ МТС. Облагаемая продукция оценивалась по-разному: более низко та, которая шла на внутриколхозные нужды, более высоко оценивалась продукция, которая распределялась среди колхозников. В связи с тем, что на колхозных рынках произошло снижение цен на сельскохозяйственные продукты, в 1946 и 1947 гг. при исчислении сельскохозяйственного налога были понижены нормы доходности по отдельным источникам доходов.

    По воспоминаниям министра финансов А. Г. Зверева, в начале марта 1953 г. специальная комиссия рассматривала вопрос о размерах подоходного налога с колхозов, налога на граждан, занимающихся сельским хозяйством, и отдельных местных налогов. Некоторые члены комиссии предлагали отдельно ввести налог с оборота и налог на трудодни. Зверев возражал, т.к. налог с оборота фактически уже существовал (и немалый) в виде разницы в заготовительных и розничных ценах. Он представил в комиссию данные о налоге с оборота, который по зерну составлял 85%, по мясу — 75%. Его вызвали к Сталину, который спросил, почему по основным видам сельхозпродукции столь высокий процент налога. Зверев пояснил, что все дело в разнице заготовительных — слишком низких — и розничных цен, а если объединить эти налоги, хотя бы в виде отчислений от прибыли, то прибыли в легкой и пищевая промышленности повысятся до 150—200% и исчезнет заинтересованность в снижении себестоимости. Решено было доходы по трудодням облагать в размере 1,5 млрд. руб., а подоходный налог взимать по старым ставкам. Из приведенного факта следует вывод, что ни снижение налогов с крестьян, ни повышение закупочных цен в те годы не были предметом рассмотрения в верхах. Лишь после смерти Сталина был кардинально решен вопрос о повышении закупочных цен в 1951—1952 гг. были внесены некоторые поправки в систему налогообложения рабочих, служащих и доходов крестьян. С 1 января 1951 г. к уплате подоходного налога стали привлекаться граждане, награжденные орденами, получающие заработную плату и доходы из других источников, а также военнослужащие (кроме рядового, сержантского и старшинского состава). В состав облагаемого подоходным налогом месячного заработка включались единовременные индивидуальные премии, выдача которых рабочим и служащим не предусматривалась заранее изданными специальными положениями, постановлениями и приказами о системе премирования. Повышались ставки налога на некооперированных кустарей с целью побудить их к вступлению в кооперативы.

    Налоговая политика в период реформ Н.С. Хрущева (1953-1964)

    Придя к власти после смерти Сталина, Н.С. Хрущев начал свои преобразования с сельского хозяйства, потому что его положение было наиболее бедственным. Пятая сессия ВС СССР приняла решение о реформе сельскохозяйственного налога (Закон от 8 августа 1953 г.). В центр внимания нового закона была, наконец, то поставлена экономическая заинтересованность колхозников в росте производства. Устанавливалась система обложения личных приусадебных хозяйств по твердым ставкам с одной сотой части гектара, независимо от общей суммы доходов с участка и от вида возделываемых культур. До этого при расчете налога учитывались доходы по каждой культуре отдельно, в том числе от скота, что не стимулировало колхозников в развитии приусадебного хозяйства. Установление твердых ставок налога с /ц гектара побуждало крестьян к возделыванию более выгодных культур и развитию животноводства.

    С целью развития животноводства предусматривались скидки с налога для хозяйств колхозников, рабочих и служащих, не имеющих коров, с тем, чтобы в ближайшее время они ими обзавелись. Скидка составляла в 1953 г. 50%, в 1954 г. — 30%. В результате налог с колхозного двора понижался примерно в 2 раза. Общая сумма сельхозналога на 1953 г. уменьшалась на 4137 млн. руб., или на 43%. От снижения сельхозналога и налоговых льгот колхозники и другие категории населения, имевшие приусадебные хозяйства, получили выигрыш в размере 5 млрд. руб.

    В законе предусматривался также ряд мер, направленных на улучшение организации труда и повышение трудовой дисциплины в общественном хозяйстве колхозов. Налог на хозяйства колхозников, отдельные члены, семьи которых без уважительных причин не выработали в 1953 г. установленного минимума трудодней в колхозах, повышался на 50%. В этом случае увеличивались и нормы обязательных поставок с подсобного хозяйства. В законе была также статья об увеличении размера сельхозналога на 75% с хозяйств колхозников, в семьях которых трудоспособные граждане не состоят в колхозах и не работают по найму. В отношении немногочисленных единоличных хозяйств проводилась такая же дискриминационная политика, как и раньше: ставки сельхозналога для них были установлены на 100% большие, чем для колхозников.

    Полностью освобождались от сельхозналога:

    а) хозяйства, член семьи которых находился на военной службе, если в семье не осталось трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющего детей в возрасте до 8 лет;

    б) хозяйства, в составе которых были инвалиды Великой Отечественной войны при наличии одного трудоспособного члена семьи;

    в) колхозники и единоличники пенсионного возраста;

    г) сельская интеллигенция — учителя, врачи, агрономы, гидротехники и т.п.

    Заработки от кустарно-ремесленных промыслов и других неземледельческих занятий колхозников и единоличников облагались теперь не сельскохозяйственным, а подоходным налогом. Одновременно были значительно снижены нормы обязательных поставок с личного хозяйства колхозников и повышены заготовительные и закупочные цены на многие виды сельхозпродукции. Полностью списывались недоимки по сельхозналогу за прошлые годы; снята задолженность по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и картофеля.

    Почти одновременно с выходом нового закона о сельхозналоге (7 сентября 1953 г.) состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный сельскому хозяйству. На нем впервые была предпринята попытка объективно разобраться в причинах отставания сельского хозяйства. На первое место было поставлено длительное недофинансирование сельского хозяйства, т.к. приоритетной задачей было развитие промышленности, отмечались недостатки в руководстве сельским хозяйством. Одна из важнейших причин отставания сельского хозяйства — нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда — оказалась на третьем месте. Наконец то руководство вынуждено было признать, что заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи «слабо стимулировали материальную заинтересованность колхозов и колхозников в развитии этих отраслей сельского хозяйства». Как серьезные недостатки в постановлении пленума отмечены были «завышенные нормы поставок продукции с приусадебного хозяйства» и «недостатки в налоговой политике в отношении личного хозяйства колхозников, что привело к сокращению поголовья коров, свиней и овец в личной собственности колхозников».

    С 1 января 1954 г. был отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан из числа лиц, облагаемых сельхозналогом, в результате чего сельхозналог уменьшался в 2,5 раза. В 1954—1955 гг. значительная часть рабочих и служащих была освобождена от подоходного налога с доходов от сельскохозяйственных занятий в городах, а на колхозных рынках уменьшены ставки разового сбора. Размер налоговых платежей населения сократился при этом еще на 1,5 млрд. руб.. 12 сентября 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О подоходном налоге с колхозов», который предусматривал введение единой ставки обложения денежных и натуральных доходов — в целом по СССР 12,5% с дифференциацией по союзным республикам, краям, областям и районам.

    После реорганизации МТС и продажи (по высоким ценам) их техники колхозам возникла необходимость внести изменения в налогообложение колхозов. Указом Президиума ВС СССР ставка подоходного налога была снижена с 14 до 12,5%. Вся продукция, распределяемая по трудодням и в порядке дополнительной оплаты труда, стала оцениваться по действующим в отчетном году государственным закупочным ценам, тогда как раньше оценка зерновой продукции колхозов производилась по государственным заготовительным ценам.

    Снижался удельный вес налогов с населения в бюджете СССР. С января 1957 г. повышен необлагаемый минимум зарплаты, понижены ставки подоходного налога на низкооплачиваемые категории трудящихся, а также налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Это дало выигрыш населению 2 млрд. руб. С января 1958 г. было прекращено взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан с лиц, имеющих детей, а также одиноких женщин, не имеющих детей. В результате от этого налога было освобождено 85% его бывших плательщиков, а поступления по нему уменьшились на 6 млрд. руб. в год.

    Н.С. Хрущев вошел в историю как руководитель, который немало сделал для повышения благосостояния народа. При нем была повышена зарплата низкооплачиваемым категориям работников, отменена подписка на ежегодные займы, установлена рабочая неделя с двумя выходными днями, введены паспорта для колхозников и ежеквартальное денежное авансирование их труда, отменена плата за обучение в старших классах средней школы и в вузах, развернуто масштабное жилищное строительство.

    Одновременно с этой обширной программой был также разработан план поэтапного снижения налогов с рабочих и служащих и в перспективе их полной отмены. В мае 1960 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят соответствующий закон. Выступая на сессии при обсуждении проекта закона, Н.С. Хрущев сказал: «Проект предусматривает осуществить отмену налогов с заработной платы по этапам, начать ее уже в этом году и закончить в 1965 г. Причем имеется в виду начать отмену налога с рабочих и служащих с относительно меньшими заработками, а затем постепенно прекратить взимание налогов со всех рабочих и служащих».

    Развернулась пропагандистская кампания. Ученые финансисты теоретически обосновывали полную отмену налогов с населения в ближайшие годы. Проректор Московского финансового института Д.А. А Шахвердян в своей брошюре «Государство без налогов» писал: «Для советского государства налоги выступают как временная мера его финансовой политики, вызванная необходимостью получения дополнительных средств на основе регулирования частных доходов и накоплений, личных доходов трудящихся». По мере развития социалистической экономики, считал он, созревают объективные условия и политические предпосылки, «которые делают ненужными налоги с населения. Сейчас в нашей стране эти условия созрели».

    Автор формулирует названные предпосылки:

    • Налоги потеряли свой классовый характер.

    • В социалистическом обществе налоги с населения не составляют экономической основы существования государства; основные средства формируются за счет внутрихозяйственных накоплений.

    Интересны рассуждения автора по поводу налога с оборота; он больше не считает его налогом в полном смысле слова. Аллахвердян утверждает, что платежи госпредприятий в бюджет в форме налога с оборота «нельзя относить к налогам». «Их необходимо рассматривать как часть чистого дохода предприятий, поступающую в бюджет. Как часть накоплений налог с оборота имеет лишь налоговую форму изъятия — и только». «Государство не может само себя облагать налогом».

    По плану Хрущева предполагалось с 1 октября 1960 г. освободить от уплаты подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан тех, кто получает зарплату до 50 руб. в месяц. Для тех, кто получал от 51 до 60 руб., указанные налоги уменьшались в среднем на 40%. В результате зарплата указанных категорий граждан возросла на 360 млн. руб. в расчете на год.

    С 1 октября 1961 г. взимание подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан прекращалось с зарплаты 60 руб. в месяц, а с зарплаты от 61 до 70 руб. в месяц ставки налогов понижались на 40%. В итоге за два этапа отмены налогов прямая выгода населения составила примерно 800 млн. руб.

    С 1 октября 1962 г. планировалось прекратить взимание налогов с заработков до 700 руб. и должны были снизиться на 40% налоги с зарплаты от 701 до 800 руб. С 1 октября 1965 г. намечалось отменить налоги с зарплаты до 1 ООО руб., а с более высокой уменьшить налоги. Одновременно с отменой подоходного налога предполагалась отмена налога на холостяков независимо от величины заработка. Хрущев считал, что сельскохозяйственный налог на приусадебные хозяйства надо пока сохранить. Он напомнил, что в результате его снижения в 1953 г. колхозники теперь платят в 2,5 раза меньше. Одновременно планировалось дальнейшее увеличение оплаты по трудодням, выдача денег по которым «возрастет в три с лишним раза». Финансисты рассматривали сельхозналог на ЛПХ как «дополнительный рычаг укрепления трудовой дисциплины в колхозах и регулирования доходов колхозников отличного подсобного хозяйства».

    Однако в 1962 г. действие закона о постепенной отмене налогов с заработной платы было приостановлено из-за возникших экономических трудностей. Усилились сбои административно-командной системы. Падала эффективность производства: снижалась фондоотдача, рост национального дохода значительно отставал от роста основных производственных фондов, темпы роста легкой промышленности все более отставали от темпов роста тяжелой, розничный товарооборот замедлялся. 24 сентября 1962 г. был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы».

    Наиболее крупными источниками доходов бюджета в 1961—1965 гг. продолжали оставаться налог с оборота и отчисления от прибыли. За указанные 5 лет поступления налога с оборота выросли на 23,4%, отчисления от прибыли — на 65,7%.

    Важным мероприятием, значительно сократившим выплаты населения в бюджет, была отмена подписки на займы в 1957 г. После 1951—52 гг., когда население вновь превысило плановую сумму подписки (вместо 30 млн. руб. по плану — 34,5 млн. в 1951 г. и 35,7 млрд. руб. в 1952 г.), начались трудности. Госзаймы 1953 и 1954 гг. были реализованы на сумму, в 2,5 раза меньшую, чем в предшествующие 2 года. Теперь уже люди не чувствовали чрезвычайных обстоятельств (индустриализация, война, трудности послевоенного восстановления) и не хотели подписываться на ежегодные займы. Ежемесячные вычеты из зарплаты соответствующей доли годовой подписки по существу стали постоянным дополнительным налогом.

    В то же время государству становилось все труднее расплачиваться с населением по облигациям:

    Во-первых, накапливался общий долг по займам,

    Во-вторых, проценты по займам 1952—1956 гг. были в 2 раза выше по сравнению, например, с выплатой по займу 1948 г. В результате платежи по государственным займам возросли с 3,7 млрд. руб. в 1950 г. до 12 млрд. руб. в 1955 г.

    В 1956 г. платежи по займам должны были составить 13,9 млрд. руб., т.е. в 2,5 раза больше, чем доходы от размещения Государственного займа выпуска 1956 г. В 1957 г. ожидалась подобная ситуация. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза» отменяло добровольные по форме, но принудительные по существу займы у населения. Одновременно прекращалось проведение выигрышных тиражей ранее выпущенных займов; их погашение должно было начаться в 1977 г. и продолжиться 20 лет равными долями. Предусматривалось и далее проведение тиражей по государственному 3процентному внутреннему выигрышному займу в соответствии с условиями его выпуска.

    Таким образом, «отмена принудительных по своей сути займов, размещаемых по предварительной подписке, означала, что отныне единственной формой займов становились свободно обращавшиеся выигрышные займы». В результате положение с финансами существенно улучшилось. Однако «улучшения эти произошли за счет держателей облигаций, т.е. путем задержки выплаты долга десяткам миллионов граждан страны».

    Продолжало развиваться сберегательное дело: увеличивалось число сберкасс, количество вкладчиков и сумма вкладов, что объективно свидетельствовало о росте благосостояния народа.

    Изменения в налоговой политике в 1965—1985 гг.

    Следующее пятилетие прошло под знаком хозяйственной реформы 1965 г., которая сделала шаг от чисто административных методов управления промышленностью к экономическим; они предполагали расширение прав предприятий и усиление материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Была сделана попытка внедрить в отношения между предприятием и государством элементы рыночных отношений. Имущество предприятия, которое было собственностью государства, теперь «стали рассматривать как бы сданным в аренду предприятию, за что предприятие должно было вносить государству что-то вроде арендной платы. Эту плату назвали платой за фонды». Ее размер был установлен от 3 до 6% от стоимости основных фондов в зависимости от рентабельности предприятия. Предполагалось, что предприятия будут самостоятельно распоряжаться своими доходами, но фактически этого не получилось.

    Вскоре был введен еще один платеж — «взносы свободного остатка прибыли», который по существу не отличался от отчислений от прибыли. «Таким образом, реальное влияние платы за фонды на экономику предприятий оказалось весьма незначительным. Фактически не суммы производственных фондов и их состояние (износ и т.п.), а сама сумма прибыли стала исходной базой установления нормы платы за фонды. Следовательно, формально переход на новую систему финансовых отношений промышленности с государственным бюджетом состоялся, а фактически, как и раньше, прибыль брали у тех, у кого ее можно было взять». Административно-командная система настолько глубоко укоренилась в стране, что она отторгала всякие попытки хоть в чем-то ее ограничить.

    Главным достижением реформы в сфере финансовых отношений стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансовых ресурсов. А рост доли прибыли сопровождался снижением значения налога с оборота, теперь он отходит на второй план. В 1960 г. его доля в денежных накоплениях страны составляла 48%, а доля прибыли — 39%; в 1965 г. — соответственно 46 и 44%; в 1970 г. — 35% и 62%. Рост прибыли в пореформенное время нельзя считать результатом повышения эффективности производства, оно связано с повышением цен, а не со снижением затрат.

    Предпринятая в 1965 г. попытка расширить права предприятий и укрепить хозрасчет встретила ожесточенное сопротивление со стороны верхних эшелонов управления. Постепенно реальные позитивные результаты реформы «ушли в песок». Главная цель реформы — создать механизм, обеспечивающий стабильные темпы роста общественного производства, в первую очередь за счет повышения эффективности производства — достигнута не была.

    Второе важное мероприятие — реформа оптовых цен, которая потребовала проведения ряда мероприятий по налогу с оборота:

    1) Главное—перевод многих товаров на обложение их налогом с оборота в виде разницы в ценах взамен обложения налогом по ставкам в процентах.

    2) Повышение уровня рентабельности, сохраняемой предприятиями после утверждения ставок налога, до 15—20%.

    3) Освобождение от налога в течение первого года серийного производства новых товаров бытовой химии, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

    4) Предоставление права утверждать ставки налога с оборота местным финансовым органам.

    Еще одна задача, которая решалась во второй половине 60х гг. — совершенствование системы взимания подоходного налога с колхозов. В соответствии с первой реформой подоходного налога с колхозов в 1966 г. для его исчисления был принят не валовой доход, как это было ранее, а чистый доход колхоза и часть фонда оплаты труда колхозников. В соответствии с решением Президиума ВС СССР «Об изменении некоторых статей указа «О подоходном налоге с колхозов»» обложение доходов колхозов стало производиться дифференцированно, в зависимости от уровня рентабельности хозяйства, исходя из ставки 0,3% за каждый процент рентабельности, превышающей 15%, но не более 25% с облагаемого чистого дохода. Порядок исчисления подоходного налога с облагаемой части фонда оплаты труда колхозников остался прежним. Новая инструкция «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с колхозов» была утверждена Минфином СССР 31 июля 1970 г.

    30 июня 1975 г. СМ СССР утвердил новое Положение о налоге с оборота, которое призвано было содействовать повышению заинтересованности промышленных предприятий в обновлении ассортимента, улучшении качества товаров, в максимальном использовании местных источников сырья, увеличении выпуска товаров народного потребления. Однако при установленном механизме взимания налога с оборота предприятия не были заинтересованы в раскрытии резервов своего производства. В.В. Холодков — один из авторов «Истории Министерства финансов России» — убедительно вскрывает причины противоречивого влияния налога с оборота на развитие производства. Главная причина — в его специфическом характере. «Строго говоря, — пишет Холодков, — налог с оборота и не был налогом в чистом виде, ибо налогами в их классическом понимании являются обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц, которые независимы от государства в своей хозяйственной деятельности. В условиях советской экономики деятельность хозрасчетных государственных и кооперативных предприятий и организаций жестко регламентировалась государством, и налог с оборота обычно служил лишь средством перераспределения денежных накоплений (чистого дохода) социалистических предприятий через госбюджет. В этой части он выполнял роль норматива (т.е. регулятора экономических отношений в условиях плановой системы) отчислений от чистого дохода предприятий. При этом скидки с налога с оборота и надбавки к нему в одном случае должны были служить стимулом развития производства, а в другом — его стабилизации или сокращению».

    В 1979 г. вновь была предпринята попытка усовершенствовать планирование и экономическое стимулирование в промышленности и строительстве. Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР основу хозяйственного механизма должны были составить долговременные стабильные нормативы распределения прибыли. По нормативам стали производиться все расчеты министерств с бюджетом по отчислениям от прибыли, а фонды экономического стимулирования формировались уже после этих расчетов. Особое внимание уделялось улучшению работы Госплана и Госснаба СССР, министерств и ведомств. Однако вновь это решение на практике не было реализовано.

    Таким образом, неоднократные попытки внести элементы рыночных отношений в административную систему оказались тщетными, АКС цепко держала свои позиции.

    Одновременно с промышленностью предпринимались попытки подъема сельского хозяйства. В 1965 г. на мартовском пленуме ЦК КПСС были приняты кардинальные меры. Главные из них: значительное снижение плановых поставок сельхозпродукции государству, существенное повышение заготовительных цен (от 50 до 100%), укрепление материально-технической базы колхозов, развитие внутриколхозной демократии и другие. 1 апреля 1965 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об оказании финансовой помощи колхозам», в котором объявлялось о списании с колхозов задолженности по ссудам Госбанка СССР в сумме до 2010 млн. руб. Отсрочивалась до 1970 г. задолженность колхозов по денежным авансам, полученным от заготовительных организаций по договорам контрактации на сумму до 120 млн. руб. Погашение задолженности предполагалось осуществить в течение 5 лет, начиная с 1970 года. Снималась с колхозов вся оставшаяся задолженность за технику и оборудование, приобретенные в процессе реорганизации МТС в 1957 г. Эти постановления способствовали укреплению материальной базы колхозов, подъему колхозного производства, повышению доходов колхозов и оплаты по трудодням.

    В декабре 1971г. были внесены дополнения и изменения в закон о сельскохозяйственном налоге. С 1 января 1972 г. большие льготы стали предоставляться личным хозяйствам, в составе которых были инвалиды 1й и 2й групп из числа колхозников. Расширялись льготы по подсобным хозяйствам учителей, врачей, медицинских работников, специалистов сельского хозяйства. Отменено повышение налога с хозяйств колхозников, отдельные трудоспособные члены, семьи которых без уважительных причин не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней в колхозе. Освобождены от уплаты сельскохозяйственного и подоходного налогов рабочие и служащие за пользование индивидуальными огородами и садами независимо от их размеров.

    В результате поступления сельхозналога в 1972 г. снизились по сравнению с 1971 г. на 5,7%. С 1 января 1972 г. отменен сбор с владельцев скота и государственный налог на лощадей единоличных хозяйств.

    В первой половине 70х гг. возобновился курс на снижение налогов с заработной платы рабочих и служащих. Указом Президиума ВС СССР от 25 декабря 1972 г. отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, получавших зарплату в пределах 70 руб. в месяц. Снижались ставки этих налогов для тех, кто получал зарплату от 71 до 90 руб. в месяц, в среднем на 35,5%. Указ вводился в действие постепенно по регионам страны. В последующие (1973—1975) годы этот курс продолжался. Общий выигрыш населения в расчете на 1975 г. составил около 740 млн. руб.

    В следующем пятилетии, 1975—1980 гг., Минфин продолжал работу по совершенствованию взимания налога с оборота, т.к. он оставался одним из главных источников пополнения бюджета. Его сумма за указанный период выросла с 66,6 млрд. руб. до 94,1 млрд. и составила в 1980 г. 31,1% всех доходов бюджета.

    Налог с оборота продолжал играть важную роль в укреплении хозяйственного расчета. Он позволял регулировать уровень рентабельности отдельных видов изделий посредством системы ставок налога с оборота и скидок с них. Минфин в 1977 г. подготовил ряд предложений об усилении стимулирующей роли налога с оборота в расширении ассортимента и увеличении выпуска товаров народного потребления. В результате с 1977 г. были снижены 3,9 тыс. ставок налога с оборота и установлены скидки со ставок налога на сумму 104 млн. руб. Для предприятий с высокой рентабельностью установлены новые ставки или повышены старые — на сумму 200 млн. руб.

    В указанные годы налог с оборота взимался в следующем виде:

    1) разница между оптовыми и розничными ценами за вычетом торговых скидок;

    2) по твердым ставкам в рублях с единицы объема или веса продукции (тонны нефти, тыс. кубометров газа и т.п.);

    3) в процентах к обороту — по всем видам товаров, по которым не установлены оптовые цены предприятий.

    Основное место занимали поступления налога в виде разницы в ценах. С 1964 г. по 1978 г. их удельный вес повысился с 74 до 82%.

    Основную часть поступлений налога с оборота давали отрасли легкой и пищевой промышленности. Вместе с тем, по ряду продуктов и товаров первой необходимости налог с оборота не уплачивался: хлеб, мясо, колбаса, сыр, молоко, молочнокислые продукты, сливочное масло, консервы, овощи, фрукты, медикаменты и др.

    Несмотря на некоторое падение удельного веса налога с оборота в общей сумме доходов госбюджета, абсолютные размеры его поступлений в бюджет неуклонно возрастали: в 1960 г. — 31,3 млрд. руб., в 1965 г. — 38,7 млрд., в 1970 г. — 49,4 млрд., в 1975 г. — 66,6 млрд., в 1977 г. — 74,6 млрд. руб.

    Совершенствовалось также взимание подоходного налога с колхозов. 14 июля 1978 г. Президиум ВС СССР утвердил новый порядок обложения колхозов подоходным налогом. Теперь от обложения освобождалась часть чистого дохода колхозов, полученного от сх. производства, оказания услуг и от подсобных предприятий и промыслов, соответствующая 25% рентабельности (вместо 15% по прежнему законодательству). Повышался размер чистого дохода колхозов, не облагаемого подоходным налогом.

    Власти проявляли заботу о ветеранах Великой Отечественной войны. 21 февраля 1980 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны». Инвалиды III группы освобождались от уплаты подоходного налога с получаемой зарплаты независимо от ее размера, а участникам Гражданской и Великой Отечественной войн, в т.ч. партизанам, предоставлялась 50%я скидка на подоходный налог с заработной платы.

    УСН
    ЕНВД
    Налог на доход от продажи квартиры
    Налоговый вычет при покупке участка
    Возврат подоходного налога, обзор

    Назад | | Вверх