Подготовка к школе пособие для преподавателей

Подготовка к школе пособие для преподавателей

В школе принято спрашивать того ученика, который поднимает руку. Но во вспомогательной школе бывает и гак: ученик поднимает руку, а сказать ему нечего, к ответу он не готов. Бывает и обратное: ученик руку не поднимает, а ответ знает. Поэтому учитель должен в особо трудных случаях обращаться к тем, кто поднял руку, а при повторении известного, легкого материала — к любому ребенку и, может быть, преимущественно к тому, кто руки не поднимает. Недостаток инициативы, вялость, апатичность делают ребенка пассивным. Его нужно привлечь к общей работе.

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку (занятию) может быть разделена на два этапа — общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку.

Общая подготовка включает в себя работу над содержанием учебного предмета — знакомство с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширение и уточнение знаний по самому предмету. К общей подготовке может быть отнесено и изучение состояния знаний и умений учащихся, т. е. их подготовлен нести к работе по предмету или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированности знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.

Преподавание любого учебного предмета опирается на использование разнообразного оборудования. Учитель должен располагать определенными натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных технических средств и т. д. Оборудование уроков включает в себя демонстрационные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для сто хранения, размещения на столах учащихся. Многие демонстрационные пособия изготовляются руками учителя, учащихся, поэтому учитель не только определяет вид пособия, его содержание, способ подачи информации, но и размер пособия, его эстетический вид, удобство использования на уроке.

Объем и глубина сведении, сообщаемых учащимся, определяются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в усвоении знаний, При подготовке к работе над конкретной учебной темой учитель учитывает особенности состава учащихся класса,

10 правил подготовки к школе от учителя

Привыкать к школе непросто. Свои порядки , требования , новые знакомства и обязательства. Поэтому вам пригодятся десять правил подготовки к школе , которые дает опытный учитель.

Начала учебного года с особенными чувствами ждут будущие первоклашки и их родители. Новый учебный год — самый долгожданный и самый важный для них. Встречи с друзьями, новые знакомства, интересные открытия.

Хорошо, если родители и педагоги в детсаду подготовили ребенка к школьной жизни. Но даже если у будущего первоклассника ответственные родители и лучшие воспитатели на свете, ему нелегко адаптироваться к школе.

Pixabay.com

Жизнь по правилам

Есть такое слово-помощник — «правило». Очень просто объяснить ребенку, почему в школе во время урока надо сидеть тихо, нельзя играть или говорить с соседом по парте. Или вставать без разрешения. Спокойно сказать: «В школе такое правило». Или: «В школе на уроке надо выполнять то, что просит учитель. Такое правило». Малыш постепенно привыкнет.

1 Не пугайте вашего ребенка школой. «Вот ты не хочешь учить буквы, в школе будут над тобой смеяться». Или: «Пойдешь в школу, там тебя научат слушаться взрослых!» Говорите ребенку: «Как хорошо тебе будет в школе. Ты узнаешь много нового и интересного. Научишься всему, чему захочешь. Тебя там ждут и с удовольствием помогут. У тебя появится много друзей».

2 Составьте вместе с учеником распорядок дня. Не диктуйте свои условия. Пусть школьник сам предложит, когда после уроков отдыхать, гулять, когда писать, читать, когда ложиться спать. Разумеется, родителям при этом следует направить своего ребенка, чтобы он со всем управился за день и не очень переутомился. Красиво оформите распорядок дня. Повесьте его над рабочим столом.

3 Обязательно помогите школьнику организовать учебный процесс. Часто родители говорят: «Пусть становится самостоятельным. Все делает сам: собирает портфель, читает, пишет буквы». Чтобы требовать от ребенка самостоятельности, родители сначала должны научить его БЫТЬ самостоятельным.

• Поиграйте с первоклассником в игру «Собираем портфель». Можно меняться ролями: «учитель — ученик». И обязательно всегда хвалите ребенка. «Молодец! Как быстро и аккуратно ты все сделал». Или: «Умница! Очень правильно и хорошо все уложил в портфель. Только забыл положить карандаши в пенал. Давай вместе это сделаем. Вот теперь все отлично!»

• Дома у ученика должно быть рабочее место, правильно подобранный стол, стул.

• Важно показать первоклашке правила посадки — спина должна быть прямой, оба локтя лежат на столе. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на стол и коснуться пальцами виска. Между краем парты и грудью должна свободно помещаться ладонь. Свет должен падать слева. Выработка осанки требует времени и контроля. Правильная осанка помогает лучше учиться, меньше уставать.

• На рабочем месте надо поддерживать порядок. На столе нужно иметь подставку для книг, пенал или подставку для карандашей и ручек. Покажите, как правильно поставить на подставку открытый учебник. В руках не должно быть карандашей, ручек. Поможет игра: можно засечь время подготовки секундомером.

4 Задача родителей — помочь ребенку жить по этому расписанию. «Давай посмотрим. Сейчас 2 часа дня. Так. Что ты написал? В 2 часа — отдых. В 3 часа дня — письмо. Смотри на часы, когда там будет 3.00, садись писать, хорошо?» Если малыш недоволен, скажите: «Ты же сам составил такое расписание. Мы вместе решили, что так будет лучше, для того, чтобы ты хорошо учился и успевал отдыхать и заниматься спортом (или музыкой, или танцами)». Хвалите своего ребенка. «Какой ты молодец! Все успеваешь делать правильно и вовремя!»

5 Научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться на прогулку, переобуваться. Правильно снимать верхнюю одежду, раскладывать ее так, чтобы было удобно надеть.

6 Обязательно дома подготовьтесь к уроку физкультуры. Надо научить первоклассника правильно надевать физкультурную форму и спортивную обувь, развешивать на стуле школьную одежду. Потом надо снять физкультурную форму, уложить ее в сумку. Надеть опять школьную форму. Поверьте, этот процесс бывает очень трудным, особенно для мальчиков с застегиванием рубашек, надеванием галстуков. Здесь можно тоже придумать разнообразные игры. Чем быстрее вы научите этому будущего первоклашку, тем легче для него будет адаптационный период в школе.

После 15 минут домашней работы первоклашке требуется отдохнуть как минимум полчаса

7 Научите сынишку или дочку правильно просить о помощи у своих сверстников и взрослых. «Если ты не сможешь застегнуть рукава на рубашке, подойди к однокласснику и попроси: «Помоги мне, пожалуйста». И обязательно потом скажи: «Спасибо большое». Если ты не нашел на парте свою тетрадь, подойди к учителю и скажи: «Анна Сергеевна, помогите мне, пожалуйста, найти тетрадь». Потом поблагодари». Можно дома проработать эти ситуации в игровой форме: привлечь братьев, сестер, бабушку.

8 Начало учебы в школе — серьезная психологическая и физическая нагрузка для ребенка. Надо просыпаться в одно и то же время, на уроке 40 минут выполнять то, что просит учитель. На перемене вести себя так, как надо, а не так, как хочется. Общаться с разными одноклассниками, стараться не конфликтовать с ними.

9 В первом классе нет домашнего задания. Но для того, чтобы закрепить знания и сформировать навыки письма и чтения, необходимо дома делать упражнения. Помогайте школьнику выполнять их. Тяжело детям с прописями! Посидите с ребенком рядом, когда он пишет, подбадривайте его и обязательно хвалите. Читать первокласснику надо каждый день. Выберите удобное время для этого. Слушайте с интересом и вниманием, как читает школьник, помогайте ему, читайте по очереди. И опять хвалите. Пусть малыш читает какую-то книгу «про себя». Это приучит его получать удовольствие от процесса чтения. Не ругайте первоклассника за то, что у него что-то не получается. Лучше объясняйте, почему этому надо научиться. Только не занимайтесь после 20:00. Школьник должен ложиться спать не позднее 21:00. Иначе следующий учебный день не будет продуктивным.

Не стоит обсуждать дома с мужем учителя. Все разногласия решайте без ребенка

10 Чаще советуйтесь с учителем, обращайтесь за помощью к школьным психологам. Не стоит каждый раз встречать ученика из школы вопросами: «Как дела? Какие отметки ты получил?» Проявляйте заботу, скажите что-то позитивное: «Какое сегодня солнышко! Я так рада тебя видеть!» А когда ребенок пообедает, отдохнет, спросите: «Что интересного было в школе? Что тебе понравилось?» Если вы почувствуете, что появляется проблема, обратитесь за советом к учителю. Никогда не оценивайте при школьнике поведение одноклассников и учителей. Дома ребенок не должен слышать споров родителей по поводу воспитания. Постарайтесь прийти к консенсусу. Детям надо предлагать один путь воспитания.

Методическое пособие для преподавателей «Дисциплина на уроке»

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

ВВЕДЕНИЕ

С поступлением школьника в колледж изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в колледже.

Процесс воспитания студентов в этом возрасте (особенно студентов 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии студента, которые влекут за собой изменения в его поведении. У студентов отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Студент, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к

интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у студентов понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании — это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина — это подчинение. Студент обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый студент в отдельности работали — учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и студента.

Дисциплина — это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом — слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва «Первое сентября», 20002 г.)

Дисциплина студентов на уроке — это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина студентов характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого студента делом. Преподаватель понимает, что «владеть ситуацией» на уроке — значит вовлечь как можно больше студентов в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких студентах. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один студент отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого студента. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и студентов различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых «сильных» группах студенты особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе студенты теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро студенты по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным студентом или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит «на одном дыхании» не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Другие статьи:  Заявление о открытии ооо 2019

Многие преподаватели добиваются от студентов порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект». Студенты должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, — безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: «Как исправить двойку?», «Кому и когда сдавать работу?», «У меня не пишет ручка», «Как дальше решать пример?» и т.д. Педагог должен понимать, что студенты в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных студентов на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке — это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение студентов в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов студентов, учить студентов сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, — если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем студентов. Педагог объясняет студентам все «правила игры», план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы студент мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

1. Измените свое восприятие студента или группы. Найдите что-то хорошее и в «трудных» студентах. Один из способов облегчить задачу — начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для студентов стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С «трудными» студентами особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено студентами и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными студентам словами. Если студенты начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все студенты имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать студентам, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота — это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы «трудные» студенты почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности студента. Обсуждая поступок студента, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: «Ты как всегда:». Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции «проблемного» студента. Например, гнев — это то, чего добивается студент, жаждущий власти. Мстительному студенту нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте студентов друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе, и студенту.

6. Позволяйте студенту «сохранять свое лицо». Если студент выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте «из мухи слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет студента.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина студентов на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность студентов, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью студентов. К.Д. Ушинский писал: «Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, — то классная дисциплина в наших руках.»

Основными недостатками организации урока являются:

Слабая занятость всех студентов учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность студентов конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься студенты. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных студентов.

Нерациональная занятость студентов на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все студенты на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности студентов. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности студентов и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

    Правильно используйте поощрения.
  • Делайте упор на положительные начинания.
  • Убедитесь, что все студенты, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите студентов, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
  • Соотносите успех студента с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается студентом.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание студентом своих ошибок.

Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:

  • Если студент уверен в ее объективности.
  • Если студент воспринимает ее как полезную для себя.
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия — места, где это можно реализовать.
  • Наказание — это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
  • Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

Будьте последовательны в применении наказания:

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Предупредите студентов, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия студента, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере:

  • Говорите спокойно, но твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят студенты.
  • Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если студент ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время («Выйди и подумай о своем поведении»).
  • Выбирайте подходящий для конкретного студента и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение предотвратить негативное поведение — один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что студенты не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между студентами и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и студентами.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех студентов во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же студентам, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения студентов.

Хороший преподаватель умеет анализировать поведение студентов и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению студентов, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает студенту возможность осознать проблему и приводит примеры, как студент мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких студентов никогда не отразятся на поведении всей группы.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения студентов на уроке.

Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации колледжа. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость студентов. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают студенты.

Сила преподавателя — в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

ПАМЯТКА №1Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встречи с группой.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель — личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от студентов — будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого студента.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя — профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  • Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  • Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  • Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  • Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  • Умеет увлечь студентов на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым студентом, стараясь добиться настоящего эффекта.
  • Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  • Знает и использует методику дифференциального обучения.
  • Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием студентов.
  • Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  • Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  • Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  • Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  • Умеет организовать групповую творческую деятельность студентов.
  • Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит студентов на уроке и справедливо выставляет отметки.
  • Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.
Другие статьи:  Документы для осаго нового автомобиля

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются студентам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих студентов.
  • Проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  • Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  • Главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих студентов, поэтому родители — самые верные союзники преподавателя.
  • Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать студентам.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  • Передавать студентам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Литература

  1. Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. — 2004. — №8. — С. 21-45.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. — М.: Просвещение, 1998. — 252 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. — М.: Вита-Пресс. — 1999. — 88 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1990. — 62 с.
  5. Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  6. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. — 16-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. — 64 с.
  7. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. — 64 с.
  8. Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  9. Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. — 2002. — №2. — С. 109-119.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. — М.: Владос,1999. — 576 с.
  11. Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. — М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. — 224 с.
  12. Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. — 2004. — №7. — С. 50-74.
  13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Первое сентября, 2000. — 496 с.: ил.
  14. Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. — М.: Первое сентября, 2002. — 184 с.

5 лучших книг для подготовки к школе

Издательство «Малыш» и команда «Тлум.ру» предлагают в помощь папам и мамам самые популярные издания

Как же непросто живется современным детям! Для того, чтобы поступить в первый класс школы, уже нужно иметь свой маленький багаж знаний. И быть сообразительным. Хотя, конечно, малыша это вряд ли волнует. А вот его родителей — наоборот.

Уважаемые папы и мамы, не беспокойтесь! Команда «Тлум.ру» предлагает вам обзор лучших книг издательства «Малыш», которые помогут ребенку пройти все возможные школьные собеседования.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5−6 лет, Костылева Н.Ю.

Перед тем, как научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно выговаривать все звуки. А потом, как следствие, и все буквы. Упражнения из этой книги помогут ребенку преодолеть возможные трудности, которые возникнут на этом пути, а также освоить навыки письма и чтения. Кстати, эту книгу очень хвалят профессиональные логопеды. А признание специалистов — это показатель качества.

350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования, Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Эту книгу написали педагоги-практики, которые сами много лет занимались приемом детей в школу. А, значит, не понаслышке знают, что и как. Издание начинается с простых упражнений-игр на постановку руки — ребенку нужно что-то раскрасить, дорисовать или приклеить к страничке. А потом идут задания посложнее — вопросы на логику, графические диктанты и упражнения в классическом правописании.

Большая книга для подготовки к школе, Узорова О.В., Нефедова Е.А.

В этом издании затронуты все важные моменты подготовки к школе. Особое внимание уделено умению ребенка концентрироваться и запоминать. Для развития этих навыков здесь есть много интересных упражнений с картинками. А еще в этой книге приводятся те вопросы, которые ребенку могут задать при поступлении в школу.

Я читаю сам!

Это не одно издание, а целая серия. Она предназначена для тех детей, которые только-только научились читать. Истории про любимых героев — котенка Гава, крокодила Гену, чебурашку, трех поросят — напечатаны в книгах альбомного формата, на плотной бумаге и крупным шрифтом с ударениями. И, разумеется, в каждой книге есть много красивых и ярких иллюстраций.

Уроки для дошколят, А. С. Матвеева, Н.Н. Яковлева.

Это серия из четырех книг по развитию речи — в соответствии с количеством дошкольных групп в детском саду. Эти издания помогут научить ребенка говорить легко, красиво и правильно. Все упражнения опробованы на практике самими авторами. Что важно — книга разработана в полном соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Методические рекомендации. Подготовка будущих первоклассников к школе

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе перехода школы на стандарты второго поколения перед учителем стоит задача: воспитать ученика, готового жить в современном обществе.

Первоклассник испытывает трудности в усвоении нового материала. В целях избежания стрессовых ситуаций в период адаптации к новым условиям, необходимо проводить подготовительные занятия с будущими первоклассниками.

В последнее время выделилась категория детей не готовых к школьному обучению. И эта проблема актуальна. В целях подготовки к обучению в школе, адаптации детей к новым условиям, необходимо проводить с дошкольниками занятия по подготовке будущих первоклассников к школе. Эти занятия закладывают основу для формирования грамотной личности, готовой к обучению в начальной школе, и должны проводиться в системе и в определенной последовательности, поэтому создание методических рекомендаций по подготовке будущих первоклассников к занятиям в начальной школе сегодня является одним из актуальных вопросов.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является обобщение и систематизация опыта работы по подготовке дошкольников к обучению в первом классе начальной школы. В пособии указаны характерные ошибки, которые допускают первоклассники. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать первоначальные умения: устно отвечать на вопросы, внимательно слушать, запоминать, припоминать и воспроизводить материал, анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать предметы, действовать по алгоритму, проводить аналогии и делать выводы. В “Методические рекомендации” включена тематика уроков, конспекты уроков чтения и математики.

Главной задачей в период обучения чтению является развитие фонематического слуха ребенка. Научить слышать звук, правильно произносить его и обозначать буквой, делить слова на слоги, находить ударный слог и составлять звуковую схему слова. На занятиях дошкольники учатся говорить, слушать, читать и писать. На уроках письма учитель показывает, как правильно держать ручку, знакомит с разлиновкой тетради, с рабочей строкой, с элементами букв, начинает работу по формированию правильного наклона и плавности письма. Задачей учителя является: сформировать умение правильно писать элементы букв, дать понятие о верхнем и нижнем соединении, последовательности написания элементов букв. Учитель обращает внимание на развитие тонкой моторики пальцев и формирование правильной посадки ученика за партой.

Уроки математики формируют навыки счета: умение получать предыдущее и последующее число по алгоритму. В процессе занятий школьники знакомятся с действиями “сложение” и “вычитание” путем практической работы со счетными палочками; учатся классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, изменяют форму, цвет и размер фигуры. Учителю необходимо развивать память и мышление. Большое место отвожу практической работе с палочками: пересчитать палочки, дополнить до числа, составить примеры по составу числа путем передвижения палочек, назвать части числа.

На занятиях дети отрабатывают умение правильно готовиться к уроку, вовремя доставать тетради, учебники, карандаши и ручки. Учитель тренирует детей: положить предметы справа и слева, показать правую и левую руки. Проводится работа по ориентации в пространстве. В тетради по математике можно проводить диктанты: поставить точку в правый верхний угол клетки, провести вправо по линии клетки, провести вниз, влево на две клетки и т. д. Очень полезно письмо по образцам, письмо различных фигурок. Это упражнение способствует отработке умения отсчета клеток. На занятиях закладываются основы формирования универсальных учебных умений.

“Методические рекомендации” открыты для всех технологий.

Формой проведения занятий является урок. Методы работы: фронтальная беседа, диалог, практическая работа, рассказ, работа в паре, устная работа, письмо по образцам и др.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является: предупреждение типичных ошибок будущих первоклассников и обобщение опыта работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начальная школа создает фундамент для обучения в старшей школе. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника. Здесь учитель закладывает прочные знания, умения, навыки Ритм научно — технического прогресса и информационных технологий заставляют изменить подход к обучению младших школьников. Уже в шестилетнем возрасте необходимо готовить ребенка к предстоящему обучению в школе. Дать определенный уровень культуры, ориентации в пространстве и знаний по обучению грамоте, письму и счету. Без подготовки шестилетки будут испытывать трудности в обучении в 1 классе. Занятия рассчитаны на двенадцать дней. Ежедневно учитель проводит три урока по 35 минут. Программа занятий по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе предусматривает соответствующий уровень знаний, умений и навыков, который необходим для каждого первоклассника при поступлении в школу. Закончивший курс подготовки, может учиться по развивающим методикам и по учебникам стандартов второго поколения без проблем. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника.

Обучение грамоте. Уроки обучения чтению

На занятиях по обучению грамоте перед учителем стоят задачи сформировать важные умения: ставить ударение, слышать звук в сильной и слабой позиции, произнести и охарактеризовать звук. Важно научить будущих первоклассников выполнять звуковой анализ слов, ставить ударение, делить слова на слоги, составлять звуковую схему слова, на слух определять слияния звуков. Все эти умения являются фундаментом для формирования грамотного письма.

В чем же причина безграмотности? Одним из ответов на этот вопрос является то, что первоклассники не умеют выделять звук в слове, правильно произносить звук и сопоставлять звук и букву. Это неумение приводит к безграмотному письму. На занятиях они научатся правильно проводить звуковой анализ слов, слышать звук и различать на слух звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные, делить слова на слоги, постановке ударения. Эти знания являются базовыми для обучения в первом классе. Чтобы сформировать умение правильно проводить звуковой анализ слова, можно использовать различные цвета для обозначения звуков в словах. Как правильно организовать работу по изучению звука? Сначала произносим слово, выделяем гласные и согласные звуки, обозначаем гласные красным квадратиком, твердые согласные — синим квадратиком, мягкие согласные звуки — зеленым квадратиком. Наглядно обозначаем каждый звук и при этом его характеризуем. Дети понимают, что каждый звук обозначается буквой. Звук мы произносим, а букву пишем. В процессе подготовки к занятиям в школе, провожу работу над словарными словами. С этой целью произношу звук двояко. Например: пенал и пинал. Обращаю внимание, что в одном слове разное произношение одного и того же звука, значит это слово надо запомнить и на данном этапе произносить так как оно пишется.

Важным умением является понимание слияния согласного и гласного звуков. Чтобы дети поняли, что такое слияние я произношу звуки отдельно, а затем их произношу слиянии как один звук. Задаю вопрос: как звучат звуки, как один или два звука? Составляем звуковую схему и делаем вывод, что это слияние двух звуков и читается как один звук.

На этапе закрепления произношу слияние звуков и составляем прямые слоги из букв разрезной азбуки. На этот момент большинство шестилеток знают буквы. По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить урок обучения чтению, используя следующие виды работ:

Другие статьи:  Всесезонная резина зимой штраф

1.Организационный момент. Чтение по ленте букв. Буквы читаем как звуки.

2. Сообщение темы урока. Создание проблемной ситуации.

3.Знакомство с новым звуком. Использование занимательного материала, загадок, скороговорок в изучении звука. Выделение звука в слове. Произношение звука. Сильная позиция звука. Слабая позиция звука.

4. Характеристика звука. Характеристика звуков в слове.

5. Закрепление. Назвать звук в других словах.

6.Узнать в азбуке букву, которой обозначается звук. Печатание этой буквы.

7. Составление слияний с этим звуком и чтение этих слияний.

8. Работа по азбуке. Составление предложений и маленьких рассказиков. Работа со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Название картинок в азбуке и постановка ударения. Составление звуковых схем к картинкам и отдельным словам.

10. Чтение с доски слогов по цепочке и хором. Составление слов из слогов.

11. Итог урока. С каким звуком познакомились на уроке? Каким по счету стоит новый звук в конкретном слове? Придумайте слово, в котором новый звук звучит во втором слоге.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков обучения грамоте. Как правило, это было неумение учащихся выполнять звуковой анализ слова, что приводило к тому, что ребенок не мог сложить слоги, а из слогов сложить слова. В результате у школьника складывалось негативное отношение к занятиям в школе. Чтобы ребенок в школе получал позитивные эмоции и мог преодолеть трудности школьной программы, его необходимо подготовить к поступлению в школу. Это и воодушевило меня на создание “Методических рекомендаций”, которые помогут учителю в проведении занятий по подготовке к школе будущих первоклассников.

Дети научатся выполнять звуковой анализ слов, соединять из букв слоги, из слогов составлять слова. У первоклассников не возникнут трудности при чтении слияний, при определении твердости и мягкости согласных звуков, звонкости и глухости. Быстро научатся плавному чтению. В рекомендациях указаны приемы и методы, которые помогают учителю реализовать задачи, поставленные стандартами второго поколения. Интерес к обучению поддерживается игровыми ситуациями, сменой видов деятельности, похвалой учителя с выходом на практическую работу у доски, работа с наборным полотном, составление из букв слогов и слов. Огромный интерес вызывает у ребят работа с кассой букв, это практическая работа учащихся.

Очень полезным занятием при обучении чтению является чтение по ленте букв. Надо научить читать буквы как звуки. Этот вид работы является переходным мостиком к обучению слоговому чтению. Чтение по ленте букв можно провести как в начале урока, так и в середине, и в конце урока.

Уроки обучения письму

На уроках письма необходимо сформировать умение правильно держать ручку, различать рабочую строку и междустрочное пространство, научить писать элементы букв, запомнить их название и последовательность написания этих элементов. Только после усвоения этих умений, можно приступать к написанию букв и слов. Выделяю трудности, которые встречаются при формировании безотрывного письма. Неправильное написание палочек маленькой и большой. Элементы маленькая и большая палочки встречаются во многих буквах. В связи с этим перед учителем стоит задача: предупредить ошибку в написании заглавных букв Т, П, Р. Обычно первоклассники пишут эти буквы неправильно. Надо писать их строго сверху вниз. Объяснение: ставлю точку выше верхней рабочей строки, веду вниз на нижнюю рабочую строку. Закругляю на нижней рабочей строке. Ставлю ручку на уровне первой палочки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю направо.

Типичной ошибкой является неправильное написание палочки с закруглением внизу. При написании этого элемента нужно показать середину прямой палочки, поставить точку на прямой палочке и рядом написать палочку с закруглением внизу. Вести закругление до середины прямой палочки. Элементы: маленькая прямая палочка и палочка с закруглением внизу выполняются на одном уроке. Дети ориентируются на середину прямой палочки при написании закругления.

Написание овала. Необходимо сформировать умение написания овала. Нередко родители учат писать овал неправильно и трудно исправить эту ошибку. При написании овала ставим точку выше нижней рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, ведем вверх, закругляем влево, ведем влево вниз, пишем палочку влево- это нижнее соединение буквы О с буквами Л, М, В, Б. Необходимо следовать этому правилу написания буквы О с нижним соединением и сравнить написание буквы О с верхним соединением. Пишем овал и ведем ручку по овалу вправо, закругляем вниз и ведем вверх, доводим ручку выше середины палочки, ставим точку, закругляем влево вверх и присоединяем сверху к следующей букве. Нужно создать игровую ситуацию: буква О подала ручку сверху букве Н — это верхнее соединение буквы О с буквой Н. Предупредить ошибку в умении правильно писать верхнее соединение буквы О с буквами: С, Р, Т, Н. Остановить внимание на нижнем соединении буквы О с буквами М, Л, Я.

Особенно трудно первоклассникам соблюдать интервал по ширине букв. Чтобы овладеть этим умением, необходимо формировать пространственные представления и развивать глазомер. Надо научить ставить точки на верхней рабочей строке и на нижней рабочей строке на расстоянии одной клетки. Это упражнение способствует выработке глазомера, что особенно важно при письме букв Ш, Щ, Ж Ч, П, Т, М.

Одним из главных умений является развитие тонкой моторики кисти пальцев. С этой целью я ввожу элемент лепки букв. Можно использовать мозаику и работу с конструктором.

На подготовительных занятиях отводить время для письма росчерков на листочках бумаги. Письмо росчерков воспитывает уверенность в написании буквы. Ребенок пробует писать росчерк и становится уверенным в правильном написании буквы.

Письмо в воздухе — очень важный этап при изучении новой буквы. Созданный образ буквы в воздухе помогает с легкостью воспроизвести эту букву на бумаге. Таким образом, формируются пространственные представления о написании букв.

На уроках письма овладеть умениям соединения некоторых элементов букв снизу, сверху, в середине. Надо заметить следующее: все соединения показывает учитель на доске, дети повторяют за ним, пишут в тетради, а затем находят их на буквах, показывают и называют: верхнее, нижнее, среднее соединение. Складывается образ соединения (верхнее, нижнее, среднее) в памяти ученика.

По окончании занятий дети овладевают умениями: различать рабочую строку, правильно писать элементы букв, уметь ориентироваться в пространстве, правильно держать ручку и правильно сидеть за партой. Правильная посадка – хорошее здоровье ученика.

Схема проведения урока письма

2.Знакомство с новым элементом буквы. Из каких частей состоит новый элемент?

3.Разминка пальчиков. Скатать из пластилина шарик. Вылепить элемент буквы, изученный на прошлом уроке.

4. Знакомство с новым элементом. Лепка нового элемента из пластилина. Нахождение нового элемента в словах и буквах, показ указкой на доске этого элемента. Физминутка.

5. Письмо нового элемента.

6. Нахождение нового элемента в начертаниях букв.

7. Выполнение росчерка.

8. Повторение изученного материала. Письмо по образцу в тетради. Нахождение верхнего, нижнего, среднего соединения в словах.

9. Штриховка. Обведение по трафарету.

10. Письмо фигурок по образцам в тетради, закрашивание фигурок.

11. Другие виды работ. Устная работа. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Чтение букв алфавита как звуков. Пение гласных звуков. Произношение звонких и глухих согласных, определение звонких согласных в результате практической работы. Письмо элементов букв под диктовку. Составление звуковых схем слов. Подбор слов под схему. Составление из азбуки слов.

12. Итог урока. Найти изучаемый элемент в словах, написанных на доске, назвать и показать его. Обращаю ваше внимание на штриховку. Именно этот вид работы поможет выработать правильный наклон букв. Виды работ подбираются в зависимости от темы урока.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков письма. Как правило, это было неумение учащихся писать букву в той последовательности, как требует формирование безотрывного письма. Невыполнение этих правил приводило к искажению почерка. При включении памяти дети не запоминают письмо букв с первого раза. В результате тренировки у ребенка складывается мысленный образ буквы.

Математика

Общие вопросы методики проведения занятий по математике. Одно занятие с будущими первоклассниками проводится 35 минут. На уроке математики третья часть времени отводится работе со счетным материалом. Формируется понятие “ число”, как количество элементов множества. Доступно происходит сравнение чисел: устанавливается соответствие количества элементов первого и второго множества. Практическая работа на каждом уроке. На первых занятиях математикой формируются навыки устного счета, развивается логическое мышление. Дети учатся выделять существенные признаки для классификации предметов, узнают названия геометрических фигур. Занятия по математике построены с учетом изучения учебного материала программы первого класса, что поможет развивать логическое мышление.

Распределение времени на уроке делится на три части: десять минут отводится на устный счет и работу с демонстрационным материалом, десять минут на практическую работу с палочками, со счетным материалом, десять минут на работу в тетради. Важно научить вести тетрадь: научиться отсчитывать три клетки между столбиками примеров, две клетки между заданиями, записывать номер, рисовать фигурки предметов по аналогии, отсчитывать четыре клетки вниз между работами.

Для снятия напряжения и усталости учитель проводит физкультурные минутки. Можно физкультурные минутки проводить несколько раз на уроке.

“Методические рекомендации” учитель рассматривает в соответствии с уровнем умственного развития класса, с собственным опытом работы. В соответствии с этим подбираются конкретные методы и методические приемы, дозировка учебного времени, использование наглядности, использование игры и игровых моментов. При использовании методических рекомендаций учитель должен помнить, что недопустимы учебные перегрузки.

По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить уроки математики по следующей схеме:

1.Счет предметов. Ритмический счет через 1 и хлопок на счет 2.

2.Работа с наборным полотном. Счет предметов. Обратный счет. Применение различных игр.

3. Новый материал. Практическая работа с палочками. Образование числа. Сравнение с предыдущим и последующим числами. Название числа. Сделать вывод: каким способом получили число. (Путем прибавления 1, или путем вычитания 1).

4. Составление модели числа из палочек или точек. Сравнение количества элементов способом установления соответствия палочек в первом и во втором ряду. Составление из палочек на парте различных предметов.

5. Знакомство с цифрой. Нахождение цифры в числовом ряду. Показ печатной цифры.

6. Знакомство с прописной цифрой. Показ учителем на доске письма цифры. Письмо учащимися на доске изученной цифры. Нахождение ошибок в начертании цифры.

7. Письмо в тетради изученного числа, названного цифрой.

8. Составление модели числа из точек и запись в тетрадь.

9. Запись математических выражений на сложение и вычитание с этим числом.

10. Работа над развитием логического мышления. Классификация геометрических фигур. Выведение признаков классификации предметов: классификация по форме, по размеру, по цвету.

11. Изменение цвета фигуры, формы, размера.

12. Порядковый счет. Использовать демонстрационные картинки. Работать над формированием понятия: порядковый счет.

13. Итог урока. Какие вопросы были рассмотрены на уроке? Составить математические выражения по теме урока.

На уроках математики рассматриваются модели чисел от 1 до 10.

Наиболее трудные моменты в подготовке шестилеток к школе – развитие внимания, воображения, мышления, умения слушать объяснение учителя на уроке, трудно приучить правильно сидеть за партой и правильно держать ручку.

Для выполнения этих задач необходимо проводить на уроке разные виды работ, также практическую работу с палочками и счетным материалом.

Учитель планирует занятие, меняя виды деятельности учащихся. Смена видов деятельности помогает настроить внимание. Очень важно выработать определенный алгоритм по изучению числа. Действие по алгоритму развивает ум и способности ученика, учит развивать мысль. “Методические рекомендации” полезны каждому учителю.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивановская О.И. “Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?” Журнал “Начальная школа”№1,1999г., С.61-62.

2. Аристова Т.А. “Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму”. Журнал “Начальная школа”№1,1999г.,С.64-66.

3. Петерсон Л.Г. “Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6лет.” Журнал “Начальная школа” №3,1999г.,С.22-31.

4. Федосова Н.А. “Подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные учреждения”.Журнал “Начальная школа” №8,1999г., С21-23.

5. Собода Р.В. “Проблема адаптации детей к обучению в школе”.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№2, 2008г., С. 66.

6. Финогеева Н.В. “Формирование навыков общения у детей в период предшкольной подготовки”. Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№12, 2008г.,С.29.

7. Чиндилова О.В. “Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе”.№8, 2010г.,С.7-10.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.

8. Система требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста. Готовность дошкольников к обучению в начальной школе: Методическое письмо Минобрнауки.-М., 2007г.

9. Пособие для учителя “Обучение в 1 классе”. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы в двух книгах. Под редакцией Б. И.Фоминых. Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР Москва “Просвещение” 1988г.

10. Горецкий В.В., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. “Азбука”. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 1998 г.