Пенсия фронтовикам

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

Материал подготовлен по архивным документам из Музея Истории пенсий г. Биробиджан

В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, не смотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками. И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели. Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941г.).

Представляем материалы из архива Музея истории пенсий о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам – фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла. Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, ее касающейся, крайне мало. Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «…является документом о назначении пенсии»
Назначение пенсии проводилось комиссией по назначению пенсий семьям военнослужащих и семьям инвалидов войны.

— Инвалидам войны полагалась пенсия в размере:
1 группы- 100% от заработной платы
2 группы 75% от заработной платы
3 группы 50%

— Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев.
Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада. Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивается полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчетом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия.

Пенсионерам — мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесенным к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка. Документом для получения пенсии военнослужащим – инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР. Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определенную историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали.
За Орден Ленина — 25 руб.
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Отечественной войны — от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней,
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Славы 3 степеней от 15 до 5 руб.
-Медаль «За отвагу» — 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%.
(После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.)

За участие в боевых действиях 1 год службы засчитывался за 3 и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось, также, воевавших в штрафбатах и заградотрядах. Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней.
(п.8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и заградотрядах», 23.10.1941г.)
В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943г.г.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 г.г.).

На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей. Несмотря на утрату многих уничтожение архивов, мобильностью армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев – инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере. Для красноармейцев, награжденных орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы:
-бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе;
-льготы по подоходному налогу;
— льготы по оплате ЖКХ;
— предоставления жилья
— пенсионному обеспечению

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства. Первым, послевоенным документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945г.

В ЕАО участников Великой Отечественной войны 261 человек. Инвалидов войны 45 человек.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

Свыше 24,6 тысяч рублей составляет на Вологодчине средний размер пенсии участников Великой Отечественной войны. Точнее, двух пенсий: по закону, фронтовики имеют право на трудовую пенсию по старости и государственную по инвалидности. Обе — проиндексированы с апреля, повышение в среднем составило 1777 рублей. На 6% увеличились и ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты), а также набор социальных услуг. В итоге, с учетом стоимости соцпакета и дополнительного материального обеспечения, общие выплаты фронтовикам составляют сегодня без малого 30 тысяч рублей (29 573 руб).

Не забыты и вдовы участников войны, не вступившие в новые брак. Сегодня их пенсии превышают в среднем 19 тысяч рублей. А пенсии так называемых «блокадников» (лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда») составляют в среднем 18,4 тысяч рублей.

Сейчас в нашей области состоят на учете в органах Пенсионного фонда 1993 участника Великой Отечественной войны, 153 вдовы участников войны (не вступившие в новый брак) и 330 «блокадников». При этом средний возраст участников войны составляет 88 лет. Самый старший фронтовик (он проживает в Череповце) на днях отметил свой 103-й день рожденья. Большинство ветеранов сегодня живут в городах, а не в сельской местности. И среди них больше мужчин, чем женщин.

Пенсионный фонд поздравляет всех ветеранов и участников войны с наступающим Днем победы и желает им бодрости духа, крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни.

Пенсия фронтовикам и вдовам, о соцпакете

— Я участник войны, но инвалидности у меня нет. Могу ли я получать две пенсии?

— Действительно, российским законодательством предусмотрено право на одновременное получение двух пенсий отдельными категориями лиц. К ним относятся граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (инвалиды войны), участники Великой Отечественной войны, имеющие инвалидность по другим причинам, вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Поскольку у вас отсутствует инвалидность, получать две пенсии вы не можете.

— Мой дедушка —инвалид войны. Как у него увеличилась пенсия в апреле этого года?

— Ваш дедушка как инвалид войны имеет право на две пенсии: по старости в связи с трудовой деятельностью и государственную пенсию в связи с инвалидностью определенной степени ограничения способности к трудовой деятельности. Трудовая пенсия по старости участникам войны начисляется, как и другим категориям пенсионеров, в зависимости от стажа и заработка. При этом трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Базовая часть трудовых пенсий увеличивалась в последний раз с 1 марта 2009 года. Если вашему дедушке еще нет 80 лет, то размер базовой части его трудовой пенсии составляет 1 950 рублей, если ему уже исполнилось 80 лет — то 3 900 рублей. Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа и заработка каждого конкретного человека, поэтому ее размер индивидуален, я вам его назвать не смогу. А вот размер государственной пенсии по инвалидности, второй пенсии, которую получает ваш дедушка, зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Какая у него степень ограничения?

— Размер государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы второй степени ограничения к трудовой деятельности с 1 марта 2009 года составляет 5 850 рублей.

— С 2005 года я как участник Великой Отечественной войны получаю доплату от президента — 1000 рублей. Будет ли увеличение этой суммы?

— Вы говорите о ежемесячном материальном обеспечении по Указу Президента РФ от 30 марта 2005 года «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Нормативного акта по увеличению или индексации этой выплаты пока нет, поэтому она выплачивается в существующих до сих пор размерах.

— Я вдова участника войны. Имею ли право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое выплачивается по Указу бывшего президента Владимира Путина в честь 60-летия Победы?

Другие статьи:  Симонов составил закрытое завещание в соответствии с которым передал

— На ежемесячное материальное обеспечение по Указу Президента РФ от 30 марта 2005 года в размере 500 рублей имеют право вдовы военнослужащих, погибших в период войны, и вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны. Если ваш муж имел инвалидность по причине военной травмы, а не вследствие общего заболевания, то такая выплата вам полагается.

— Сейчас много пишут об изменениях в отказе от набора социальных услуг. И все же хотелось бы уточнить: если уже отказался на этот год, нужно ли опять идти в Пенсионный фонд с заявлением?

— Вы правы, сейчас в процедуру отказа от набора социальных услуг внесены существенные изменения, которые намного ее облегчили. Раньше заявление об отказе от получения социальных услуг подавалось в срок до 1 октября текущего года на каждый следующий год. Таким образом, необходимо было ежегодно обращаться в территориальный орган ПФР для подачи соответствующего заявления. С заявлением об отказе на 2009 год от набора социальных услуг либо отдельной его части необходимо было обращаться до 1 октября 2008 года.

В конце прошлого года был принят Федеральный закон № 269-ФЗ, который внес изменения в процедуру обращения граждан с заявлением об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги). С учетом внесенных изменений поданное заявление об отказе будет действительно и на последующие годы до подачи заявления о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) в следующем году. При этом заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) на следующий год можно будет подать также только до 1 октября текущего года.

Значит, если вы подали заявление об отказе от соцпакета на 2009 год, оно будет распространено на все последующие годы до изменения вами решения о предоставлении социальных услуг.

— Сколько сейчас «стоит» набор социальных услуг?

— С 1 апреля 2009 года стоимость набора социальных услуг составляет 641 рубль. Из них на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей обеспечение лекарственными средствами и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, отводится 570 рублей, на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 71 рубль.

— Я ухаживаю за больной родственницей. Она участник войны, инвалид 1-й группы. Положена ли мне компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным человеком?

— В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» ежемесячная компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному человеку, осуществляющему уход: за инвалидом 1-й группы; за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения; за лицом, достигшим возраста 80 лет; за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Следовательно, если вы относитесь к трудоспособным лицам, но не работаете и не получаете пенсию и пособия по безработице, то компенсационная выплата вам полагается.

— А если я проживаю отдельно?

— Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от их родственных отношений и совместного проживания. Условием является лишь проживание человека, осуществляющего уход, на территории Российской Федерации.

— И какую сумму составляет эта выплата сегодня?

— С 1 июля 2008 года размер этой выплаты в Новосибирской области с учетом районного коэффициента составляет 1440 рублей.

— Я инвалид третьей степени. Какая у меня теперь ежемесячная денежная выплата? С какого месяца и насколько она повысилась?

— Размеры ежемесячных денежных выплат для социальных льготников были проиндексированы с 1 апреля текущего года. Скажите, вы подавали заявление об отказе от набора социальных услуг?

— Да, я отказался от соцпакета.

— Значит, размер вашей ежемесячной денежной выплаты составляет 2 162 рубля. В мае вы получили несколько большую сумму. Дело в том, что ежемесячная денежная выплата сначала была проиндексирована на 8,5 процента, и в апреле федеральные льготники получили выплату, увеличенную именно на этот процент. С принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» индексация размера ежемесячной денежной выплаты была доведена до 13 процентов. Поэтому к выплате, которую граждане получили в мае, прибавили еще 4,5 процента за апрель. В июне ежемесячная денежная выплата будет производиться в установленном размере, то есть увеличенная на 13 процентов.

— С 2003 года я пенсионер по старости. Почему время учебы в вузе не входит в общий трудовой стаж? Ведь когда мы учились, то закон предусматривал, что учеба должна включаться в трудовой стаж для пенсии.

— Пенсионным законодательством, действующим с 1 января 2002 года, не предусмотрен зачет в общий трудовой стаж такого нестрахового периода, как учеба, связанная с подготовкой к профессиональной деятельности. Вместе с тем при определении размера пенсии предусмотрена возможность исчисления стажа по ранее действовавшему законодательству с включением в него периодов учебы. В этом случае и размер пенсии определяется также по нормам этого законодательства. Однако этот вариант исчисления пенсии для пенсионеров, как правило, невыгоден, так как размер пенсии оказывается ниже. Если документы об учебе представлены, то просчитываются оба варианта, и больший размер пенсии определяется к выплате.

— Я получаю пенсию по старости. Слышала, что жёнам военных, которые жили с мужем в отдалённых гарнизонах и не работали, сейчас можно пересчитать пенсию. Как это сделать?

— С 1 января 2009 года вступил в силу новый закон, который изменил порядок исчисления стажа для супругов военнослужащих. В страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, включается время проживания с супругом-военнослужащим, проходившим службу по контракту, в местности, где не было возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Перерасчёт пенсии производится только по личному обращению пенсионера. Поэтому вам необходимо обратиться в территориальные органы Пенсионного фонда по месту жительства с соответствующим заявлением и обязательно представить справку из районного военкомата о периоде проживания с супругом-военнослужащим в местности, где не было возможности трудиться. Закон предусматривает льготный срок для представления документов для перерасчета: если заявитель представит справку о проживании в течение 2009 года, то перерасчёт пенсии будет сделан в любом случае с 1 января 2009 года. Так что у пенсионеров есть ещё время в запасе.

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений

РАЗДЕЛЫ

История социальной поддержки участников Великой Отечественной войны берет свое начало с первых дней войны, когда были введены «денежные аттестаты», на основании которых члены семей военнослужащих получали за них заработную плату. Это позволило семьям фронтовиков выжить в голодающем тылу. Ставшим в результате участия в боевых действиях инвалидами государство назначало пенсию.

После Победы, по мере восстановления экономики, социальная поддержка инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны расширялась. В то время она выражалась в льготном медицинском обслуживании, улучшении жилищных условий, праве приобрести автомобиль на особых условиях, введении гибких условий труда и т. д. Так продолжалось вплоть до начавшейся в Советском Союзе перестройки, глобальные последствия которой затронули, в том числе, и ветеранов войны. Произошла девальвация ценностей, в результате чего почетный социальный статус ветеранов резко упал. Распад СССР усугубил эти негативные процессы, была разрушена советская система социального обеспечения, что сильно подорвало уровень жизни ветеранов.

В первые годы становления Российской Федерации социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны утратила свое приоритетное значение. Такая же ситуация была характерна для всего постсоветского пространства. Внимание проблемам бывших фронтовиков вновь стали уделять лишь начиная с 1993 года. Тогда на уровне СНГ был принят ряд актов, направленных на улучшение социального положения ветеранов – причем предполагалось, что те или иные меры помощи будут оказываться в одинаковом объеме на территории всех стран-участниц соглашений (например, соглашение от 15 апреля 1994 г. «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», соглашение от 9 декабря 1994 г. «Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (Российская Федерация прекратила применение данного соглашения).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, по состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации проживает около 3 млн ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма.

К 50-й годовщине Победы (1995 год) началась работа по восстановлению почетного статуса ветеранов Великой Отечественной войны. Были систематизированы все действовавшие на тот момент нормативно-правовые документы, касавшиеся социальной поддержки и социальной защиты ветеранов. Результатом этого стал Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – закон о ветеранах). Однако, этот закон не раскрывает подробно механизм обеспечения ветеранов мерами социальной помощи, а лишь определяет круг лиц, на которых распространяется его действие, декларирует их основные права и гарантии. Реализация закрепленных прав осуществляется на основании большого массива нормативных актов, принятых во исполнение положений закона.

Другие статьи:  Гражданский кодекс статья 164

Рассмотрим, кому и какие гарантии предоставляются.

Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

  • участники ВОВ;
  • лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (далее – жители блокадного Ленинграда);
  • труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ (ч. 1 ст. 2 закона о ветеранах).

Лица, составляющие категорию участников Великой Отечественной войны, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.

К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов Великой Отечественной войны. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.

Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица – члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.

Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона о ветеранах).

К примеру, жители Санкт-Петербурга из числа этой группы ветеранов имеют право на такие меры социальной поддержки, как:

  • ежемесячную денежную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (в размере 1011 и 866 руб. соответственно);
  • обеспечение льготным проездным билетом на городской транспорт и право пользоваться пригородным транспортом по льготным тарифам;
  • дополнительные льготы по оплате занимаемого жилого помещения и услуг ЖКХ;
  • право на получение оздоровительного отдыха за счет города (ч. 1-2 ст. 61 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).

Большой социальной проблемой, на данный момент не решенной, остается поддержка такой многочисленной группы, как «дети войны», то есть лиц, родившихся во время Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала. По данным Минтруда России, в настоящее время в России насчитывается 13 млн граждан, которых можно отнести к этой категории, однако в настоящее время на федеральном уровне их статус на закреплен. Ранее неоднократно предпринимались попытки провести через парламент соответствующие законопроекты, однако они по разным причинам были отклонены. Так, депутаты фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым неоднократно выступали с такой инициативой, однако до ее рассмотрения нижней палатой парламента дело не дошло 1 .

В то же время, ряд регионов в той или иной форме помогает детям войны. Например, жителям Республики Алтай, родившимся в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года, полагается ряд льгот, таких, как:

  • внеочередная установка квартирного телефона;
  • внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС;
  • первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • первоочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, находящихся в ведении Республики Алтай;
  • внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, находящимися в ведении Республики Алтай (Закон Республики Алтай от 6 июня 2014 г. № 24-РЗ «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории «дети войны», в Республике Алтай»).

Рассмотрим конкретные меры поддержки ветеранов.

Материальная поддержка ветеранов

Участники Великой Отечественной войны, за исключением лиц, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, или получивших статус ветерана в связи с награждением орденами и медалями, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению. Так, участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух видов пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости (подп. 2, 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; далее – закон о государственном пенсионном обеспечении). Это положение распространяется и на инвалидов войны.

Кроме того, участники войны и жители блокадного Ленинграда имеют право на получение пенсии по инвалидности в увеличенном размере – до 250% в зависимости от группы инвалидности (п. 1-1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, средний размер «двойной» пенсии, выплачиваемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в 2015 году составляет 30 257 руб. Вдовы погибших военнослужащих в среднем получают по 21 799 руб., а инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – по 23 512 руб. При этом средний размер страховой пенсии по старости в Российской Федерации равен 12 930 руб.

Участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на пенсию по выслуге лет, назначаются значительные надбавки как к самой пенсии по выслуге лет, так и к пенсии по инвалидности – в размере 32%, а лицам, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64% расчетного размера пенсии (ст. 17, ст. 24 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; далее – закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Инвалиды войны и жители блокадного Ленинграда пенсию за выслугу лет получают в увеличенном размере – до 300% от расчетного в зависимости от группы инвалидности (ст. 16 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ветеранам, непосредственно не принимавшим участия в боевых действиях, а также награжденным орденами или медалями СССР, пенсия по выслуге лет предоставляется в размере, увеличенном на 16%, по отношению к расчетному (п. «д» ст. 45 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ленинградцы-блокадники, имеют право на одновременное получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и страховой пенсии, установленной в соответствии с законодательством о страховых пенсиях (подп. 6 п. 3 ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении). Причем, пенсия по инвалидности жителям блокадного Ленинграда полагается повышенная (п. 1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

Для лиц, работавших в зоне боевых действий, а также членов экипажей судов, насильственно удерживаемых в начале ВОВ в портах других государств, льгот по пенсионному обеспечению не предусмотрено.

Участникам Великой Отечественной войны установлено и льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (п. 1, п. 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941). Так, один месяц участия в боевых операциях в составе штрафных частей засчитывается за шесть месяцев службы, а один месяц службы засчитывается за три всем участникам военных действий – как военнослужащим, так и партизанам. За службу в частях, не принимавших непосредственного участия в военных действиях, а также ветеранам, побывавшим в плену, один месяц службы засчитывается за два.

В дополнение к перечисленным мерам ветеранам Великой отечественной войны предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ст. 23.1 закона о ветеранах). Однако, если ветеран одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом о ветеранах и иному нормативному правовому акту, ему предоставляется только одна выплата по выбору за некоторым исключением. Если же ветеран одновременно относится к разным группам, например является и участником, и инвалидом войны, то он будет получать ту из причитающихся выплат, размер которой больше. Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента (п. 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации).

Размеры таких выплат прямо установлены законом о ветеранах (п. 4 ст. 23.1) и с учетом последней ежегодной индексации, которая была проведена 1 апреля 2015 года, составляют:

  • инвалидам Великой Отечественной войны – 4481,47 руб.;
  • участникам Великой Отечественной войны – 3361,09 руб.;
  • бывшим несовершеннолетним узникам – 3361,09 руб.;
  • жителям блокадного Ленинграда – 2337,13 руб.;
  • иным категориям лиц – 1275,50 руб.

Следует отметить, что индексация указанных выплат в 2015 году составила 5,5% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») и это значительно ниже прогнозируемого Минэкономразвития России уровня инфляции в 2015 году – от 12% до 12,4%. Кроме того, в 2015 и 2016 годах ежемесячные денежные выплаты будут индексироваться в особом порядке.

В дополнение к перечисленным мерам поддержки устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в отношении:

  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей – в размере 1 тыс. руб.;
  • ветеранов, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, а также награжденных орденами или медалями СССР, вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей – в размере 500 руб. (Указ Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).
Другие статьи:  Заявление о регистрации тс заполнить

Помимо перечисленных мер социальной поддержки, закрепленных на федеральном уровне, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные меры, финансирование которых производится из региональных бюджетов.

Поддержка ветеранов в жилищной сфере и сфере ЖКХ

Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подп. 3 п. 1 ст. 15, подп. 3 ч. 1 ст. 18 и подп. 6 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах). Право на эту льготу имеют также члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (подп. 4 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Получить жилье можно только один раз, но независимо от имущественного положения ветерана. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, а также награжденные орденами или медалями СССР, и лица, работавшие на военных объектах в зоне боевых действий, обеспечиваются жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 4 ст. 17 закона о ветеранах).

В дополнение к этим мерам, президент поручил Правительству РФ и органам государственной власти регионов капитально отремонтировать жилье инвалидов и ветераны войны, обеспечение жильем которых не запланировано (перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа» 2 ). По данным Минтруда России, в 2014 году в регионах капитально отремонтировано более 36 тыс. жилых помещений, в которых проживают ветераны.

Ветеранам войны и нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов и участников войны также предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищностроительные, гаражные кооперативы, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 7 п. 1 ст. 14, подп. 9 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17, подп. 5 п. 1 ст. 18 и подп. 3 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Однако для лиц, работавших на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, это право ограничивается вступлением в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 3 ч. 1 ст. 19 закона о ветеранах).

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов и участников войны, а также членов их семей является уменьшение платы за жилье и коммунальные услуги на 50% (подп. 8-9 п. 1 ст. 14, подп. 5-6 п. 1 ст. 15, подп. 9-10 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). При этом учитываются и проживающие совместно с ветеранами члены их семей. Ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивается 50% стоимости приобретаемого ими топлива. Обеспечение топливом ветеранов Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Эта мера распространяется и на нетрудоспособных членов семей умерших инвалидов и участников войны. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, не имеют такой льготы. Жителям блокадного Ленинграда оплачивают жилье и коммунальные услуги только при условии наличия у них инвалидности (подп. 2- 3 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах).

Эти меры поддержки являются особенно ценными для ветеранов, учитывая их преклонный возраст. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 10 п. 1 ст. 15, подп. 6 ст. 17, подп. 6 п. 1 ст. 18, подп. 7 п. 1 ст. 19, подп. 7 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Кроме того, ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники концлагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах, подп. 3 п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения) – напомним, по общему правилу оно проводится один раз в три года. Инвалиды войны обеспечиваются также протезами и протезно-ортопедическими изделиями, за исключением зубных протезов (подп. 13 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на получение набора социальных услуг:

  • обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врача;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.1-6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Если ветеран изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат.

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов войны является внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому (подп. 29 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Иные меры социальной поддержки

Законом предусмотрена внеочередная установка ветеранам Великой Отечественной войны квартирного телефона (подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 8 п. 1 ст. 15, подп. 5 ст. 17, подп. 4. п. 1 ст. 18, подп. 5 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах).

Также ветеранам предоставляется право на преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и внеочередное обслуживание магазинами и предприятиями бытового обслуживания (подп. 19 п. 1 ст. 15 закона о ветеранах).

Помимо названных льгот, ветераны Великой Отечественной войны, и иные приравненные к ним категории граждан не платят налог при получении помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков в части их стоимости, не превышающей 10 тыс. руб. в год (п. 33 ст. 217 НК РФ). Также они освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации на свое имя программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы (подп. 14 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Не оплачивают ветераны государственную пошлину и в случае обращения в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих специальных прав (подп. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Им предоставляется налоговая льгота при расчете земельного налога – налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. (подп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ). Освобождаются они и от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения по выбору (подп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ).

Ветераны Великой Отечественной войны будут также освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела в порядке вновь принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента введения его в действие 15 сентября текущего года (п. 3 ст. 107 КАС РФ).

Дополнительные меры социальной поддержки, приуроченные к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Традиционно ветеранам Великой Отечественной войны в связи с празднованием годовщины Великой Победы оказывается дополнительная помощь. Не стала исключением и 70-я годовщина. Так, на уровне Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь запланирована организация с апреля по ноябрь 2015 года санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (п. 8 Плана мероприятий Союзного государства на 2014-2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков). В апреле-мае текущего года будет произведена единовременная выплата проживающим в России, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:

  • инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны – в размере 7 тыс. руб.;
  • труженикам тыла, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей – в размере 3 тыс. руб (Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

C 3 по 12 мая 2015 года участники, инвалиды войны и сопровождающие их лица смогут посетить торжественные мероприятия, бесплатно воспользовавшись на территории России всеми видами транспорта, кроме такси (Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Ряд субъектов РФ приняли решение об оказании ветеранам дополнительных мер социальной поддержки. Так, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие в Омской области, получат единовременную выплату в размере 3,6 тыс. руб, а участники Великой Отечественной войны, являющиеся Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы – в размере 13 тыс. руб (Указ Губернатора Омской области от 6 февраля 2015 г. № 19 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в Омской области в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

***

Фронтовики и труженики тыла уже давно стали символами патриотизма и гражданской воли, на чьем примере воспитано не одно поколение. Однако так сложилось, что внимание и почести им оказывают, к сожалению, в основном в связи с юбилейными датами и зачастую декларативно. Несмотря на оказываемую ветеранам помощь, тенденция реального ее сокращения в условиях нынешнего кризиса вызывает тревогу. Нельзя забывать, что фронтовики не просто люди старшего поколения, нуждающиеся в материальной поддержке, но люди – носители исторической памяти народа, которых с каждым годом остается с нами все меньше.