Пени по осаго по новому закону

Содержание страницы:

Пени по осаго по новому закону

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Неустойка по ОСАГО с 1 сентября 2014 года, изменилась ли схема расчета в 2018 году. Образец претензии по неверному расчету

Неустойка – это часть денежной суммы, которая определена на законодательном уровне, и должна быть выплачена одной стороной другой стороне в случае невыполнения договорных обязанностей. В области ОСАГО неустойка применяется в одностороннем порядке, а именно к юридическому лицу (страховщику) в случае просрочки, которая может быть допущена при рассмотрении заявлений на выплаты или претензий.

Образец расчета неустойки по ОСАГО с 1 сентября 2014 по старым договорам

Ранее, в отношении договоров, которые были заключены до 01.09.2014 года, применялись правила, которые гласили: при подаче заявления и соответствующих документов страхователем, страховщик обязан в течение 30 дней рассмотреть данное заявление и выплатить страховую часть, а в определенных ситуациях направить мотивированный отказ. Страховая компания, как правило, укладывалась в данный срок, но согласно Обзору судебной практики ВС за третий квартал 2012 года, в случае недоплаты страхового покрытия, вы также можете взыскать неустойку.

До 1 сентября 2014 года размер неустойки рассчитывался за каждый день просрочки в соответствии с 1/75 ставки рефинансирования Центрального Банка, которая действовала на тот период.

Но с 01.09.2014 года в законодательстве произошли изменения, которые исключили данный пункт из закона «Об ОСАГО», следовательно, на сегодняшний день все расчеты по неустойке ведутся на основании действующего Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ.

Итак, как рассчитать неустойку по ОСАГО, если страховщик не направил вам вовремя мотивированный отказ?

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Предварительная консультация бесплатна.

Абзац 3 пункта 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ:

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной настоящим Федеральным законом страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

Как известно, максимальные выплаты в отношении жизни и здоровья составляют 500 000 рублей, а в отношении имущества 400 000 рублей. Исходя из этого, напрашивается вывод, что выплата неустойки за день просрочки будут для всех одинаковые.

500 000 рублей * 0,05% = 250 рублей в случае нанесения вреда жизни и здоровью.

400 000 рублей * 0,05% = 200 рублей в случае нанесения вреда имуществу.

Чтобы просчитать полную сумму неустойки, необходимо стоимость дня просрочки умножить на количество просроченных дней: 250 (200) * количество дней.

Чтобы рассчитать количество дней, необходимо взять дату подачи заявления и всех соответствующих документов в страховую компанию, и прибавить к ней 20 дней за вычетом праздников. Если вы, например, попали на один из праздничных дней, то итоговая дата смещается на +1 день.

Обратите внимание: Если потерпевший по согласию страховщика ремонтирует свой автомобиль на СТО, с которым у страховщика не заключен договор, страховщик обязан выдать направление на ремонт в течение 30 календарных дней (без учета нерабочих праздничных дней). В этом случае согласно 1 абзацу п. 21 ст. 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ количество дней просрочки отсчитывается по истечении 30-дневного срока.

Когда 20 дней истекает, со следующего дня начинается период просрочки. Считать неустойку можно до тех пор, когда страховая компания вынесет вам мотивированный отказ или по тот день, когда суд вынесет решение.

Рассмотрим пример. У вас накопилось 30 дней просрочки по делу о нанесении вреда имуществу (ДТП). 30 * 200 = 6000 рублей составит неустойка.

В том случае, если вы ожидаете страховую выплату или направление на ремонт, неустойка в данном случае назначается в размере 1% за каждый день просрочки. В случае превышения срока восстановительного ремонта неустойка составляет 0,5% страхового возмещения за каждый день просрочки.

Таким образом, формула расчета неустойки по ОСАГО в 2018 году выглядит следующим образом:

K=S x N% x D, где К –это полная сумма неустойки, S – сумма страхового возмещения, N – процент неустойки за каждый день, а D – количество дней просрочки.

Абзац 2 пункта 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ:

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При возмещении вреда на основании пунктов 15.1 — 15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Некоторые страховые компании предлагают своим клиентам онлайн калькулятор для расчета неустойки по ОСАГО в 2018 году. Однако формула расчета достаточно проста, и подсчитать точную сумму неустойки можно самостоятельно.

Как в примере ранее, отсчитываем 20 дней с момента подачи документов, и начиная со следующего дня считаем все просроченные дни, ожидая всей суммы страхового покрытия или направления на ремонт.

Рассмотрим ситуацию: независимая экспертиза назначила вам страховую выплату в размере 40 000 рублей, а период просрочки составляет 60 дней, следовательно неустойка составляет 40 000 * 1% * 60 = 24 000 рублей.

Если вы заранее знаете, когда у вас состоится судебное заседание, рекомендуем просчитать до этой даты полную сумму неустойки и в исковом заявлении требовать взыскать ее в полном размере.

Важно знать, для того чтобы по истечению срока выплаты направлять иск в суд, необходимо сначала направить досудебную претензию в страховую компанию, где ее рассмотрят в течение 5 дней.

Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 года № 2:

Абзацем четвертым пункта 21 статьи 12, абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 и пунктом 3 статьи 19 Закона об ОСАГО с 1 сентября 2014 года предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, подлежат применению, если страховой случай имел место после 1 сентября 2014 года.
Правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора применяются и в случае предъявления иска к профессиональному объединению страховщиков о взыскании компенсационных выплат (абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона об ОСАГО).

Также может случиться ситуация, когда был произведен неверный расчет неустойки в претензии по ОСАГО, на основании чего страховая выплатила меньше. В этом случае, вы можете повторно обратиться в суд и потребовать оставшуюся часть денег.

Но стоит напомнить, что прежде чем обращаться в суд, следует составить досудебную претензию и направить ее в страховую компанию.

Если вы неуверены в том, что сможете самостоятельно решить этот вопрос, наша бесплатная юридическая помощь всегда готова предоставить свои услуги в качестве представителя.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Неустойка по ОСАГО в 2018 году: рассчет и взыскание

В рамках общей юридической терминологии под неустойкой понимается некая денежная сумма (определенная договором или законом), которую одна сторона договора обязана уплатить другой стороне (сторонами могут выступать физические или юридические лица) в случае неисполнения (частичного неисполнения) ею принятых на себя договорных обязательств.

Неустойка по ОСАГО является частным случаем этой финансовой формы гражданско-правовой ответственности и применяется исключительно к одной стороне договора по обязательному страхованию автогражданской ответственности, а именно к компании-страховщику, за просрочку, допущенную ею при рассмотрении претензий и заявлений по страховым выплатам.

Важно: На сегодняшний день действуют как старые правила расчета и выплаты неустойки (для договоров страхования, заключенных до 01.09.2014 г.), так и новые правила, под действие которых подпадают все договоры ОСАГО, заключенные 01.09.2014 г. и позже.

Правовое обеспечение понятия «неустойка по ОСАГО»

Новая редакция Федерального закона (ФЗ РФ N 40) об ОСАГО четко и однозначно определяет финансовую ответственность компании-страховщика в части несоблюдения ею договорных обязательств по отношению к страхователю (потерпевшему). В качестве законных оснований для выплаты неустойки ФЗ устанавливает всего два обстоятельства:

1) Нарушение компанией-страховщиком срока страховой выплаты или же выдачи направления на ремонт транспортного средства (ТС) с обязательным указанием срока выполнения ремонта;

2) Несоблюдение компанией-страховщиком срока возврата страховой премии, когда такой возврат предусмотрен правилами ОСАГО.

Все вопросы, касающиеся порядка взаимодействия страховщика и страхователя (потерпевшего) в части истребования и реализации выплаты неустойки по ОСАГО, регулируются нормами и положениями следующих документов:

  • Гражданский Кодекс РФ (дает основное юридическое определения понятиям «неустойка» и «законная неустойка»);
  • ФЗ РФ N 4015-I (закон о страховом деле в РФ, является основным законодательным актом, регламентирующим любую страховую деятельность на территории РФ);
  • ФЗ РФ N 40 (закон об ОСАГО, определяет факт возникновения нарушений, а также порядок и размеры начисления неустойки);
  • ФЗ РФ N 223-ФЗ (закон о внесении изменений в ранее принятые правовые акты, вводит с 2014 года новые правила начисления неустойки).
Другие статьи:  Адвокат по опекунству

Права и обязанности компании-страховщика

Страховщик должен осуществить страховую выплату (или выдать потерпевшему направление на ремонт ТС и указать срок этого ремонта) в течение 20-ти календарных дней, исключая нерабочие и праздничные дни. Установленный законом предельный срок начинает отсчитываться со дня принятия страховщиком к рассмотрению заявления от страхователя о прямом возмещении убытков (страховой выплате) и пакета необходимых документов, определенных правилами ОСАГО.

Если страховщик в течение 20 дней не совершил вышеперечисленных действий, у страхователя возникает основание, помимо страховой выплаты, требовать от страховщика еще и выплаты неустойки (по старым правилам, действовавшим до 1-го сентября 2014 года, страховщику законом на принятие решения и выполнение правовых действий предоставлялось 30 дней).

Страховщик несет полную ответственность перед страхователем за сроки и качество производимого ремонта. Неустойка за нарушение сроков ремонта также предусмотрена законодательством. Если при приемке ТС после ремонта будут выявлены недостатки в проведенных работах, Страховщик обязан отправить ТС обратно в технический центр для их устранения, а это автоматически увеличивает сроки выполнения ремонта.

Страховщик обязан рассмотреть Заявление от страхователя (потерпевшего) с требованием выплаты неустойки в течение 5 дней.

Страховщик может быть полностью освобожден от обязанности уплаты неустойки, если свои обязательства по договору ОСАГО он исполнил в полном соответствии с ФЗ об ОСАГО, или если смог доказать, что нарушение сроков явилось следствием действий непреодолимой силы или произошло по вине самого потерпевшего.

Со страховщика не может взыскиваться неустойка, связанная с заключением, изменением, исполнением или прекращением договора ОСАГО, но не предусмотренная Федеральным законом об ОСАГО.

Права и обязанности страхователя

Законодательство устанавливает обязательное досудебное урегулирование вопросов по выплате неустойки. Это означает, что до подачи иска в суд о невыполнении страховщиком своих договорных обязательств потерпевший обязан сначала написать на имя страховщика заявление о выплате неустойки. В заявлении надо указать форму расчета (наличный/безналичный) и банковские реквизиты в случае выбора безналичной формы.

Никаких дополнительных документов от страхователя для исполнения своих обязательств страховщик требовать не имеет права. Страхователь имеет право пожаловаться на неправомерные с его точки зрения действия страховой компании.

Контрольным органом, призванным осуществлять надзор за соблюдением страховыми компаниями порядка и правил осуществления страховых выплат, является Банк России. Соответственно, жалобы на различные нарушения со стороны страховщиков по выплатам неустойки должны направляться страхователями в этот орган. В случае подтверждения или выявления нарушений Банк России обязан выдать страховщику предписание о необходимости строгого исполнения им своих обязательств, установленных законом об ОСАГО.

Правила расчета неустойки

Положения ФЗ однозначно определяют, как можно рассчитать неустойку по ОСАГО.

Для случая нарушения компанией-страховщиком срока страховой выплаты:

  • Неустойка начисляется за каждый день просрочки в размере 1% от определенной в соответствии с ФЗ суммы страховой выплаты (требования) по виду причиненного ущерба (вреда) для каждого потерпевшего (ст. 12, пункт 21). Пример: если требование о выплате страхового возмещения составляет 150 тысяч рублей, то размер ежедневной неустойки будет равняться 1500 рублей;
  • Неустойка за нарушение сроков ремонта (сроков выдачи направления) рассчитывается от общей стоимости ремонта ТС с учетом его износа (или от размера выплаты);
  • Неустойка рассчитывается по день фактической ее выплаты страхователю;
  • Взыскание неустойки в случае недостаточного размера страхового возмещения осуществляется только от суммы недоплаты;
  • Максимальный размер неустойки ограничен предельными размерами страховой суммы по виду причиненного вреда, установленными ст. 16.1 ФЗ N 40: 500 000 руб. по возмещению вреда жизни или здоровью и 400 000 руб. по имуществу.

Для случая несоблюдения компанией-страховщиком срока возврата страховой премии неустойка также начисляется в размере 1% от суммы страховой премии, установленной по договору ОСАГО, за каждый день просрочки (ст. 16.1, пункт 4). Пример: если размер страховой премии составляет 4500 рублей, то неустойка за просрочку ее выплаты страхователю будет начисляться исходя из ежедневного платежа в 45 рублей. Максимальная неустойка не может быть больше суммы страховой премии.

Видео: Два вида неустойки по ОСАГО

Закон о ремонте по ОСАГО вместо выплат

Закон о ремонте вместо выплат по страхованию ОСАГО принят 17 марта 2017 года. Теперь вместо выплат по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобилей по направлению страховой компании. Все плюсы и минусы, а также нюансы и спорные ситуации этого закона в 2018 году мы и рассмотрим в этой статье.

Но для начала немного вводных данных. Закон о ремонте вместо страховой выплаты изначально (в первом чтении) выдвигался депутатами Госдумы в качестве представления альтернативы для страхователя (страхователь — это владелец автомобиля). То есть по выбору именно страхователя должен был быть проведён либо ремонт, либо осуществлена страховая выплата. Однако, уже во втором чтении закон приобрёл иной характер, лишивший большинство автоюристов огромного куска пирога — приоритет будет отдан именно ремонту, а не выплате. Лишь по решению самой страховой компании (страховщика) натуральное возмещение вреда — ремонт — может быть заменён на выплату.

Предмет нового закона о ремонте вместо выплаты ОСАГО

Всё очень просто. Новый законопроект вносит в Федеральный закон об ОСАГО изменения. Они коснутся всех статей и пунктов, которые регламентировали только выплату, и теперь будут подразумевать ремонт по ОСАГО.

Суть нововведения заключается в том, что теперь страховая за исключением исключений выдаёт направление на ремонт потерпевшей стороне вместо выплаты денег. Нововведение действует только для новых полисов, заключённых после вступления нововведения в законную силу (когда это будет, пока неизвестно, но уже в ближайшем месяце). Также изменения действуют только на физических лиц и легковые автомобили — организации, а также грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы всё также будут получать выплаты деньгами.

При заключении полиса ОСАГО в 2018 году владелец автомобиля уже в полисе будет выбирать сервисный центр из списка доступных, с которыми у страховой заключён договор на ремонт, который его устраивает больше всего, и при обращении в страховую (в случае прямого возмещения убытков) та его направит на ремонт.

В каких случаях ремонт вместо выплаты не распространяется?

Есть ещё исключения, при которых страховая компания всё же будет обязана произвести выплату, а не направлять на ремонт в автосервис. В таким исключениям относятся:

  • в результате ДТП причинён тяжкий вред здоровью водителя или наступила его смерть;
  • в результате ДТП автомобиль восстановлению не подлежит (полная гибель);
  • в результате ДТП ущерб превысил 400 тысяч рублей;
  • потерпевший в ДТП — инвалид первой или второй группы.

Кроме того, выплата деньгами может быть осуществлена, если страховщик по тем или иным причинам не может организовать ремонт в выбранном владельцем автомобиля автосервисе.

Также есть существенный момент: если ближайший автосервис находится дальше 50 км от места жительства владельца автомобиля или места ДТП (по выбору владельца), то также вместо ремонта происходит выплата деньгами. Однако, если страховая компания может организовать транспортировку ремонтируемого автомобиля до автосервиса и обратно, то условие с расстоянием перестаёт действовать.

Кроме того, по согласованию со страховой компанией владелец автомобиля может выбрать автосервис для ремонта не из списка возможных от страховой. Но нужно понимать, что вероятность такого исхода событий крайне низка. Для этого в заявлении на прямое возмещение убытков нужно указать полное наименование сервисного центра, его адрес и платёжные реквизиты. Если вдруг страховая согласится с выбором потерпевшего, то выдаст ему направление на ремонт в выбранном потерпевшим автосервисе и оплатит этот ремонт. То есть, если Вы выберите какой-либо дорогой сервисный центр дилера, то нужно понимать, что выплата всё равно будет рассчитана по единой методике и, скорее всего, будет ниже фактической.

Условия ремонта по ОСАГО по закону

По новым изменениям в закон об ОСАГО на автомобиль в рамках ремонта могут установить только новые детали и запчасти. Гарантия на произведённый ремонт будет составлять 12 месяцев на работы, где использовались лакокрасочные материалы, и 6 месяцев для иных деталей.

Если возраст автомобиля менее 2 лет, то восстановительный ремонт по новому закону должен проводиться только в сервисных центрах официальных дилеров производителей автомобиля.

При этом, есть существенный момент, касающийся несогласованности стоимости ремонта между страховой компанией и автосервисом. Пока не совсем понятно, как такое может быть, но владелец авто при возникновении такого разногласия обязан будет (шутка ли!) доплатить за ремонт. Также можно будет доплатить за ремонт, если ДТП было оформлено по европротоколу, а сумма ремонта превысила максимальную в таких случаях (50 тысяч рублей). То есть по факту, страховая после оценки стоимости ремонта направляет владельца в автосервис, а сама перечисляет этому сервису деньги за ремонт по своей калькуляции. А вот если ремонт по факту будет стоить дороже, чем посчитала страховая, то деньги должны быть оплачены из кармана владельца.

Максимальный срок ремонта не может превышать 30 дней (для выплат остаётся срок 20 дней). Сюда включен также срок транспортировки автомобиля страховой компанией, если таковая осуществлялась. Если срок оказался больше, то страховая обязана выплатить владельцу авто неустойку в размере 0,5% от суммы ремонта за каждый день просрочки.

А вот если страховая нарушит условия ремонта 2 или более раза в год, то её ждут жёсткие санкции — запрет направлять на ремонт по новому закону и только производить выплаты деньгами.

Страховая компания по новому закону о ремонте по ОСАГО обязана вывешивать на своём официальном сайте общедоступно список сервисов, с которыми у неё заключён договор, для удобства выбора водителем, и поддерживать этот список в актуальном состоянии.

Госдума приняла закон о натуральных выплатах в ОСАГО

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Нормы закона коснутся только физических лиц.

Другие статьи:  Адвокат антоновских

Закон должен вступить в силу через 30 дней после официального опубликования и действовать только в отношении новых договоров ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.

Принятый нижней палатой парламента закон предусматривает, что денежные средства можно будет получить лишь в исключительных случаях — это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.), если потерпевший не согласен доплатить. Кроме того, выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды. Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.

Кроме того, автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению «в натуре».

«Комитет доработал законопроект таким образом, чтобы максимально защитить интересы российских автолюбителей и в то же время решить проблему, которая озвучивалась при рассмотрении законопроекта в первом чтении, касающуюся деятельности недобросовестных так называемых автоюристов, — прокомментировал законодательную инициативу председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Требования к ремонту

В соответствии с положениями закона, ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.

Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Закон оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.

Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.

Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.

По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.

Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.

Компромиссный вариант закона

Текста закона существенно отличается от первоначальной версии документа. Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества.

Первоначальный законопроект, внесенный депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.

Кроме того, в доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).

Отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу. Первоначально профильный комитет Госдумы на заседании 21 февраля одобрил поправки ко второму чтению, в соответствии с которыми предполагалось, что в некоторых регионах закон будет иметь обратную силу и распространится на все полисы ОСАГО, в том числе и на приобретенные до его принятия. Однако на заседании комитета 9 марта норма об обратной силе была отменена — закон будет действовать только для новых договоров.

Это очень важно для того, чтобы сами страховщики, станции техобслуживания, Центральный банк могли плавно перейти к новой форме возмещения ущерба, пояснял ранее журналистам председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Главная цель реформы ОСАГО — преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность «автогражданки» в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.

ВС РФ обновил правила применения закона об ОСАГО. Обзор

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU — Верховный суд (ВС) РФ под конец года провел два заседания пленума, посвященных судебным спорам в сфере ОСАГО. Принятый в итоге проект постановления по этому вопросу вышел компромиссным. В нем есть правила, которые помогут страховщикам защищаться от злоупотребления правом со стороны «автоюристов», но и слабая сторона, автовладелец, ничего плохого в документе не увидит. В последний момент из него убрали недопустимо обременительное «правило одного подразделения».

Сделка «европротокола»

Свой доклад об основных положениях финальной редакции нового постановления ВС РФ по вопросам применения судами законодательства об ОСАГО судья ВС РФ Виктор Момотов начал с темы «европротокола». По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году около 30% страховых случаев после ДТП были оформлены таким образом, то есть без вызова полиции на место аварии.

Сейчас лимит по выплатам составляет 50 тыс. рублей, если ДТП произошло не в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и если не использовались средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он вырастет до 100 тыс. рублей — соответствующий закон Совет Федерации одобрил во вторник.

Момотов констатировал, что при составлении «европротокола» страховая выплата в пределах лимита является предметом согласия сторон. «Когда вы подписываете «европротокол», вы заключаете соглашение с причинителем вреда. Нужно понимать, что более этой выплаты страховая компания вам не заплатит», — сказал он журналистам.

Насилие и угрозы

В первоначальной редакции постановления был изложен сценарий, как должен действовать автовладелец, если по тем или иным причинам сделка, заключенная с другим участником ДТП, противоречит его интересам. «Потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда с требованием о возмещении убытков в виде разницы между страховой выплатой и фактическим размером ущерба в случае, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия им будет оспорено и признано судом недействительным», — говорилось в проекте постановления.

В финальной версии документа этого фрагмента нет, но его исключение не означает, что оспаривать сделку «евпропротокола» нельзя. «Если вас ввели в заблуждение насчёт предмета, характера, содержания, тогда вы можете это обжаловать, — говорил Момотов журналистам. — При заключении такого соглашения могли быть насилие и угрозы, которые также являются основанием для признания сделки недействительной».

Если суд сочтет доказательства тому обоснованными, у автовладельца появляется право требовать полного возмещения ущерба с виновника ДТП, согласно порядку, установленному в ГК РФ. Эксперты отмечают, что оба требования можно заявлять в рамках одного иска. «Я считаю, что суды смогут в одном деле рассматривать вопрос о недействительности «европротокола» и взыскании фактического ущерба», — рассказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

Бегом за законодателем

Споры, вытекающие из договоров ОСАГО, — одна из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ. В первом полугодии 2017 года в суды поступило 210 тыс. 391 подобное исковое заявление — более 3% от их общего количества. Число таких дел сопоставимо по спорами о взыскании невыплаченной заработной платы (их 252 тыс. 732) и уступает только делам из-за долгов по коммунальным платежам (их существенно больше — 2,37 млн — ИФ).

При этом законодательство об ОСАГО меняется весьма часто, и ВС РФ, в свою очередь, встает перед необходимостью модифицировать правила для судов, чтобы судебная система работала ритмично. Поэтому документы Верховного суда по ОСАГО выходят часто — предыдущий был утвержден в 2015 году, и многие его положения перекочевали в новый документ.

Одна из законодательных новелл, которые учтены в новом постановлении, — это электронные полисы ОСАГО, покупать которые через интернет россияне могут с 1 июля 2015 года. У страхователя есть техническая возможность внести в систему недостоверные данные о своей машине и снизить сумму страховой премии, которую он должен уплатить. Иногда это делается злонамеренно, ради экономии, иногда — по ошибке.

В вопросе, как относиться к таким ситуациям, суды демонстрировали крайне противоречивые подходы, говорит Михальчик. По его словам, в ряде случаев они признавали такие договоры незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

ВС РФ счел, что это неправильно. В постановлении говорится, что такие действия страхователя не влекут признание договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Но при этом постановление защищает и страховые компании. Если обман или ошибка со стороны автовладельца вскроются, то страховщик может предъявить к страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии. А вот если до наступления страхового события со страхователя все-таки взыскана сэкономленная необоснованно сумма премии, у страховщика при наступлении страхового события не возникает права на регресс.

Вся выплата потерпевшему

Специальный раздел постановления посвящен уступке прав страхователя. Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа нельзя передать по договору уступки требования, говорится в постановлении пленума ВС РФ. Однако уже после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы, их можно передать любому лицу по договору уступки права, оговаривается в документе.

Потерпевший должен получить всю сумму, а затем уже отдать часть представителю, объяснил логику документа Момотов. «Нужно, чтобы потерпевший сам мог распорядиться этими средствами. Зачастую все складывается по-другому: представители предлагают конкретную сумму, а все остальное забирают себе», — пояснил судья ВС РФ.

Другие статьи:  Пособия программа детский сад 2100

Без обременения

В целом документ вышел компромиссным, считают эксперты. Единственное одиозное положение устанавливало «правило одного подразделения», то есть обязанность потерпевшего представлять необходимые документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о возмещении.

Это правило вызвало недоумение и у Минюста, и у экспертов. Статс-секретарь, заместитель министра юстиции Юрий Любимов говорил на заседании пленума Верховного суда, где документ обсуждался впервые, что его применение повлечет серьезные затруднения для автовладельцев. Чтобы разработчики документа представили себе их, он привел пример ДТП, которое случилось не в том регионе, где живет хозяин машины. Если бы правило об одном подразделении сохранилось, то автовладельцу пришлось бы ехать туда еще один раз — чтобы добавить к заявлению о возмещении все остальные необходимые по закону документы.

«(Такое правило) — необоснованная поблажка для страховых компаний», — считает Михальчик. По его словам, организовать документооборот в своих подразделениях — это задача страховщиков.

В свою очередь глава РСА Игорь Юргенс рассказал «Интерфаксу», какие сложности возникают у бизнеса. «Недобросовестные страхователи иногда обращались с заявлением в подразделение компании в одном регионе, а затем направляли претензию в другой регион, а дополнительные документы — в третий регион. Страховщик организационно не мог все это сопоставить с первоначальным обращением, нарушал сроки осуществления страховой выплаты и, как следствие, нес в суде расходы на уплату неустойки и потребительского штрафа», — отметил Юргенс.

«Страховые мошенники специально инициируют дробление иска», — соглашаетсяМомотов. В результате, по его словам, из-за нерасторопности страховщиков возникают большие проблемы в процессе идентификации, а у лиц, которые представляют интересы потерпевших, появляется возможность требовать пени и штрафы.

Но, тем не менее, обычный автовладелец страдать не должен. «Мы исходим из того, что граждане не желают никого обманывать, они хотят получить только страховую выплату», — сказал во вторник В.Момотов.

В итоговой версии «правила одного подразделения» нет. По словам Момотова, введение такой обязанности прямо не следует из закона и стало бы излишним обременением для потерпевших.

В документе говорится лишь, что потерпевший может подать документы в любой филиал страховой компании, но должен указать сведения, позволяющие страховщику связать их с предыдущими обращениями. «Когда потерпевший подаёт какие-то документы, он обязан идентифицировать их, то есть сделать все, чтобы страховая выплата была ему возмещена», — отметил Момотов. Например, привести номер страхового полиса, указание на подразделение, в которое подавалось заявление о страховом возмещении, номер выплатного дела. По словам Момотова, это будет реализация принципа добросовестности.

Новые правила и тарифы по ОСАГО в редакции закона 2014 года

Более 10 лет в России действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).

За это время его основные положения, касающиеся выплат по страховым случаям и цены полиса, практически не изменялись, хотя необходимость в этом давно назрела.

22 июля этого года новый закон об ОСАГО был официально опубликован.

Так как поправок в нем большое количество, то требуется некоторые разъяснения по поводу того, как действовать автолюбителям в новых условиях.

Поправки будут приобретать законную силу поэтапно. Связанно это с тем, что увеличиваются компенсационные выплаты, соответственно возникает необходимость снизить нагрузку на страховые компании. Большинство изменений начнут работать с 1 сентября 2014 года.

Давайте рассмотрим новые правила закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в хронологическом порядке.

Со 2 августа 2014 года:

  • изменится порядок при обращении о прямом возмещении убытков. Предъявлять требования теперь можно только той компании, которая вас страховала;
  • порядок оформления аварии без вызова сотрудников полиции будет немного изменён. Максимальная сумма возмещения, которую можно получить по европротоколу будет составлять 50 тысяч рублей;
  • в случае необоснованного отказа в страховании или навязывании дополнительных услуг компании-страховщику может быть предъявлен штраф в размере 50 тысяч рублей.

C 1 сентября 2014 года:

  • будут введены тарифы, разработанные Банком России, и появится понятие тарифный коридор;
  • снимается обязанность по страхованию транспортных средств на гусеничном, полугусеничном, санном ходу и т.п., а также прицепов к ним;
  • приобрести полис ОСАГО можно будет в любом филиале страховой компании;
  • если выплаты по возмещению урона будут задерживаться, то страховщик будет обязан выплатить пени в размере 1% за каждый день просрочки;
  • введение практики обязательного досудебного разрешения споров.

С 1 октября 2014 года:

  • максимальная сумма по возмещению ущерба, полученного в ДТП, повысится до 400 тысяч рублей;
  • в случае наличия нескольких пострадавших каждый из них сможет рассчитывать на выплату до 400 000 рублей;
  • уровень износа поврежденных деталей теперь не сможет превысить 50%.

С 1 января 2015 года:

  • будет создана единая автоматизированная информационная система. В нее будут вноситься данные обо всех клиентах страховых компаний по каско и добровольном страховании автогражданской ответственности (включая страховую историю).

С 1 апреля 2015 года:

  • в случае получения вреда здоровью можно будет претендовать на компенсацию вплоть до 500 тысяч рублей;
  • в случае смерти пострадавшего право на возмещение имеют: супруг, дети, родители потерпевшего. Сумма возмещения составит 475 тысяч рублей.

Как проверить полис ОСАГО при заключение договора и избежать обмана.

В каких случаях может потребоваться вызов аварийного комиссара читайте в ЭТОЙ статье.

С 1 июля 2015 года:

  • будет введен электронный полис ОСАГО.

С 1 октября 2019 года:

  • сумма возмещения по ДТП, оформленному без уполномоченных сотрудников полиции, возрастет до 400 тысяч рублей.

Остановимся более подробно на основных изменениях.

Возмещение ущерба нанесенного имуществу

Как видно из данных приведенных выше, изменения коснутся выплат по страховым случаям.

Для автовладельцев они несут положительный характер, т.к. максимальный лимит возмещения теперь выше в несколько раз.

Сумма выплат по «Европротоколу» увеличена в 2 раза с 25 до 50 тысяч рублей.
Однако для жителей 4 регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) с 1 октября 2014 года сумма возмещения уже составит 400 тысяч рублей.

Действовать такой порядок будет до 30 сентября 2019 года, когда он будет распространен на всю территорию Российской Федерации.

Для получения компенсации надо будет соблюсти следующие условия:

  1. В ДТП участвует только 2 транспортных средства, и ответственность владельцев каждого из них застрахована в соответствии с законом об ОСАГО.
  2. Все обстоятельства аварии и полученные в результате повреждения зафиксированы в бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии и не вызывают разногласий у его участников.

Необходимо также отметить, что для получения так называемой «безлимитной» компенсации (которая на первых парах даже в оговоренных 4 регионах составит не более 400 тыс.руб.), необходимо будет приложить данные фото- и видеосъемки, а также информацию, зафиксированную с использованием навигационной системы ГЛОНАСС (до 1 января 2017 года допускается использование данных иных глобальных навигационных систем).

При несоблюдении вышеуказанных условий сумма выплаты составить все те же 50 тыс.руб.

Особо следует отметить, что извещение о ДТП и фото- и видеосъемку необходимо направить в страховую компанию в течение 5 дней с момента аварии.

В случае если страховщик потребует проведения технической экспертизы автомобиля, то его надо предоставить также в течение 5 дней с момента предъявления такого требования.

Возмещение ущерба нанесенного здоровью

Лимит суммы, выплачиваемой в случае причинения вреда здоровью, повышен в несколько раз, со 135 до 500 тысяч рублей.

Пунктом 4 статьи 12 также предусмотрена компенсация дополнительных затрат на лечение.

Это просто разобрать на следующем примере:

В результате ДТП пострадавшим был нанесен вред здоровью. Сумма ущерба была оценена в 100 тысяч рублей и была выплачена страховой компанией потерпевшему. Во время лечения на лекарства и иные процедуры было потрачено 150 тысяч рублей. В этом случае потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию для компенсации 50 тысяч рублей. При этом все дополнительные затраты необходимо будет подтвердить документально.

Узнайте зачем нужно оформлять добровольное ОСАГО.
Что такое коэффициент бонус-малус (КБМ) в ОСАГО и как его проверить самостоятельно читайте ЗДЕСЬ.
Как получить выплату по ОСАГО виновнику ДТП: //auto/pay/vyplaty-pri-dtp.html

С 1 сентября 2014 года будут введены новые тарифы по ОСАГО.

Разработкой и утверждением будет заниматься Банк России. Фиксированный базовый тариф (на данный момент 1980 рублей) будет отменен.

Вместо него будет введен тарифный коридор, в рамках которого страховая компания и будет устанавливать тариф для своих клиентов индивидуально.

При этом коэффициенты (которые зависят от возраста, стажа вождения и т.п.) отменены не будут.

В целом по некоторым оценкам базовый тариф может вырасти на 25–30%.

Для автовладельцев достоинства и недостатки нового закона сводятся к следующему:

  • повышение сумм выплат в случае причинения вреда здоровью или имуществу;
  • за прямым возмещением убытков теперь нужно обращаться только в свою страховую компанию;
  • увеличение компенсации за поврежденные детали;
  • повышены пени за просроченную выплату со стороны страховой компании;
  • полис ОСАГО можно будет оформить в любом филиале страховой компании.
  • повышение тарифов на ОСАГО;
  • прямое возмещение убытков невозможно в случае, если в ДТП более 2 участников;
  • возможен рост числа отказов в выплатах из-за некорректно заполненного извещения о ДТП, когда оформление обойдется без участия представителей полиции.

Тот факт, что теперь за компенсацией ущерба потерпевший может обращаться только в свою страховую компанию, дает ему больше шансов на получение возмещения. Страховщик теперь не сможет отправить потерпевшего к другой компании, как это было раньше, когда обращаться можно было в том числе и в компанию виновника ДТП.

В целом новая редакция закона об ОСАГО принятая в июле 2014 г. несет для автолюбителей больше положительных сторон. Получить полис обязательного страхования теперь проще, т.к. сделать это можно в любом подразделении или филиале страховой компании. В разы увеличены лимиты по возмещению полученного ущерба имуществу или здоровью.

Но при этом надо быть готовым к росту тарифов и быть более дисциплинированным. Внимательно относиться к заполнению извещений о ДТП, чтобы избежать в дальнейшем отказов в выплате компенсаций.

Видеосюжет о новых правилах в законе об ОСАГО 2014г.