Параграф 3 спор о будущем обществе

Урок истории в 8-м классе на тему «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство»

Цели урока:

Образовательные:

  • дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.

Воспитательные:

  • воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.

Основные понятия:

  • либерализм,
  • неолиберализм,
  • консерватизм,
  • неоконсерватизм,
  • социализм,
  • утопический социализм,
  • марксизм,
  • социал-реформизм,
  • анархизм.

Оборудование урока: портреты Бенджамина Дизраэля, Отто фон Бисмарка, Адама Смита, Джона Локка, Анри Сен-Симона, Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

Ход урока

1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.

Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т.к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма — они послужат основой для усвоения нового материала.

Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)

2. Изучение нового материала.

Класс делится на 3 группы. Работа в группах.

Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, заполнить таблицу и приготовить презентацию.

На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:

  • деятельность государства ограничена законом
  • существует три ветви власти
  • свободный рынок
  • свободная конкуренция
  • свобода частного предпринимательства
  • государство не вмешивается в экономику
  • личность несет ответственность за собственное благополучие
  • путь преобразований – реформы
  • полная свобода и ответственность личности
  • власть государства не ограничена
  • сохранение старых традиций и устоев
  • государство регулирует экономику, но не покушается на собственность
  • отрицали “равенство и братство”
  • государство подчиняет себе личность
  • свобода личности
  • соблюдение традиций
  • неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата
  • уничтожение частной собственности
  • уничтожение конкуренции
  • уничтожение свободного рынка
  • государство полностью контролирует экономику
  • все люди имеют равные права и блага
  • преобразование общества – революция
  • уничтожение сословий и классов
  • уничтожение имущественного неравенства
  • государство решает социальные проблемы
  • свобода личности ограничена государством
  • труд обязателен для всех
  • запрещено предпринимательство
  • запрещена частная собственность
  • частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную
  • отсутствует сильная власть государства
  • коллективный труд обязателен для всех, приносит радость и удовлетворение
  • государство регламентирует жизнь человека
  • деньги отменены.

3. Составление схем и оформление результатов работы – создание презентаций.

Ребята составляют линию сравнения: главная идея, роль государства в экономической жизни, отношение к социальным вопросам и пути решения социальных проблем, по выбранному учению.

1 группа.

Консерватизм – работа со схемой (см. Приложение 1)

Граф-схема

2 группа.

Либерализм — работа со схемой (см. Приложение 2).

3 группа.

Социализм — работа со схемой (см. Приложение 3).

Схема “ Кольца Венна”

(Свобода, труд, равенство; золотой век человечества не позади нас, а впереди)

Каждая группа анализирует свое учение.

4. Обобщающая беседа.

Учитель: Что общего во взглядах либералов и консерваторов? В чем различия? В чем состоит главное различия между социалистами, с одной стороны, и либералами и консерваторами – с другой? (в отношении к революции и частной собственности). Какие слои населения будут поддерживать либералов, консерваторов, социалистов? Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма?

5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.

— Какую роль вы согласны отвести государству?

— Какие пути решения социальных проблем вы видите?

— Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

— Какой вывод по итогу урока вы можете сфорсмулировать?

Вывод: Ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является “единственным истинно правильным”. Необходимо критически подходить к любому учению.

Литература:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Учебник 8 класс. Новая история, Просвещение., М.2002.
  2. Большая советская энциклопедия.

Споры о будущем России 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

« Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать – В Россию можно только верить» Ф.М.Тютчев

(греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству

Л и б е р а л и ́з м (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являютсяправовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своейсобственностью. Обложка журнала «Вестник Европы»

«Всеподданнейший адрес» тверского дворянства (3 февраля 1862) «Адрес» был подписан губернским и девятью уездными предводителями дворянства, а также 103 дворянами Тверской губернии и подан Александру II 3 февраля 1862 г. в «Адресе» четко заявлены требования либерально-оппозиционной части дворянства.«Адрес» вызвал сильное недовольство Александра II. 22 февраля 1862 г. он приказал 13 инициаторов составления «Адреса» (А. А. и Н. А. Бакуниных, С. Балкашина, А. Демьянова, П. Глазенапа, А. Кислинского, В. Кудрявцева, М. лазарева, Л. Лихачева, А. Неведомского, Н. Полторацкого, Н. Харламова и Л. Широбокова — миролюбивых посредников и председателей уездных мировых съездов) заключить в Петропавловскую крепость на два года, но через несколько месяцев распорядился их освободить и вернуть на родину под надзор полиции.

Тверской адрес 1862 года Прочитайте документ и ответьте на вопрос: 1. Каковы основные идеи, высказанные в адресе? 2. При осуществлении идей либералов, высказанных в адресе чем по форме правления стала бы Россия?

К О Н С Е Р В А Т И З М (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. Катков Михаил Никифорович Журнал «Московские ведомости»

Другие статьи:  Если не оплатил транспортный налог вовремя

Ответьте на вопрос: 1. Когда эти два направления были ближе до реформы отмены крепостного права или после? Свой ответ аргументируйте. 2. Какой путь достижения цели выбрали?

Революционные народники »Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести» Н.Г. Чернышевский Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба. Н.А.Некрасов Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Некрасов

Причины революционного движения: Сохранение помещичьего землевладения Временнообязанное состояние крестьян Медлительность властей в проведении реформы Мнение о враждебном отношении крестьян к реформе

Революционные народники народники – социалисты Пропагандистское Лавров Петр Лаврович Бунтарское Бакунин Михаил Александрович Заговорщическое Петр Ткачев Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, стремившейся организовать крестьянство на революцию

Революционные народники Задание: страница учебника235 — 237

В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» -свод правил. Какими качествами должен обладать революционер, по мнению С.Г. Нечаева?

Страница239. у вас 4 минуты на то чтобы ответить на вопросы, поставленные в учебнике Желаю плодотворно мыслить и мудро отвечать.

Идут на бой борцы иные… Идут в измученный народ, Идут в голодные селенья; Всех русский голос их зовет В бой за народное спасенье. П. Лавров 1874 – 1875 гг. – «Х о ж д е н и е в н а р о д» Почему хождение в народ потерпело поражение?

В 1874 г. началось «хождение в народ». цель Вызвать революционный взрыв в деревнях и селах мужик Что его делает социалистом? Какими причинами было вызвано хождение в народ?

1874 – 1875 гг. – «Х о ж д е н и е в н а р о д»

2. «Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху его короба лежали различные божественные книжки, а внизу революционные воззвания к народу и брошюры, издаваемые для народа за границей (запрещенные в России). Все эти книги распространялись книгоношей по всему уезду». . Как вы понимаете, что такое «Летучая пропаганда»? 1874 – 1875 гг. – «Х о ж д е н и е в н а р о д»

4. «Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». . Почему хождение в народ потерпело поражение? 1874 – 1875 гг. – «Х о ж д е н и е в н а р о д»

Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами. Неудача движения заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и программой. 1874 – 1875 гг. – «Х о ж д е н и е в н а р о д»

Споры о будущем России Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. Некрасов Н.А. Выскажи свою точку на путь развития России? В какой лагерь патриотов России- людей, заинтересованных в её судьбе- ты бы пришел?

Домашнее задание Параграф № 20 Вопросы 3 о нравственности в действиях народовольцев Вопрос 4 выскажи свою гражданскую позицию о наиболее подходящем пути развития для нашей страны того времени Сообщения: 1 Андрей Желябов 5 Лорис –Меликов 2 Вера засулич 3 Софья Перовская 4 Покушения на Александра 2

Номер материала: ДA-016177

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

§ 3. Спор о будущем обществе

Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 8 класса, авторов Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Павлова Н.С. 2015

Союзниками или соперниками являются в современном мире либералы, социалисты и консерваторы?

Обычно эти политические силы образуют разные партии, которые являются соперниками в борьбе за власть. Но иногда некоторые из них могут образовывать временные коалиции.

Есть ли расхождения в представлениях идеологов — консерваторов, либералов и социалистов XIX века о том, что в идеальном обществе у всех людей должна быть благополучная, достойная жизнь?

Так можно сказать. Другое дело, что для некоторых из них такое благополучие достигалось через неравенство прав, но также и обязанностей.

Сравните со своим первым выводом и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 303).

Вопрос: Почему консерваторы, либералы и социалисты борются друг с другом, если все они заявляют, что стремятся к одной общей цели – благополучию людей?

Ответ: Потому, что все они по-разному видят, как достичь этого благополучия, по разному представляют себе устройство общества, которое должно привести в итоге к такому благополучию.

Найдите в тексте описания справедливых и несправедливых, на ваш взгляд, общественно-экономических явлений XIX века. Дайте общую оценку капиталистических отношений.

Таким образом, в капитализме, как и в любом общественном строе были свои справедливые и свои несправедливые черты.

Другие статьи:  Доплата за увеличенный объем работы приказ

Используя текст параграфа и разделив работу между группами (например, по вопросам об идеальном обществе), заполните в тетради таблицу, чтобы понять, чем же отличаются друг от друга консерваторы, либералы и социалисты.

Выделите по схеме две-три главные, на ваш взгляд, особенности правового государства и гражданского общества.

1) Правительство ответственно перед парламентом.

2) Парламент избирается гражданским обществом.

3) Судебная власть независима и от правительства, и от парламента.

4) Обязательными чертами гражданского общества являются свободная пресса, конкурирующие политические партии и профсоюзы.

5) В гражданском обществе все социальные слои равны в своих правах.

Сравните схемы на с. 60 и 61. Каковы, на ваш взгляд, главные отличия полицейского государства от правового?

1) В полицейском государстве отсутствуют (или не имеют никакой власти) парламент и суды, вся власть принадлежит лишь правительству.

2) Правительство контролирует не только полицию и армию, но также прессу и профсоюзы.

3) Законы ограничивают права граждан.

4) Различные социальные слои общества не равны между собой в правах.

Сравните марксистский взгляд на историю с реконструкцией всемирной истории по теориям цивилизаций и модернизации (с. 7).

Обе схемы весьма схожи. Но по схеме на с.63 получается, что в новую стадию развития вступают одновременно все народы, то есть все первобытные племена исчезают с началом Древнего мира, все феодальные общества – Нового времени и т. д.; в то же время схема на с.7 показывает многочисленные пережитки, например, по ней видно, что немногочисленные первобытные племена существуют и в XXI веке.

Работая в паре, попробуйте описать спор между людьми XIX века – сторонником и противником научного прогресса.

Такой спор был описан в ответе на один из вопросов § 1, здесь можно лишь добавить, что противник научного прогресса, скорее всего, был бы консерватором, а сторонник – либералом.

Сделайте презентацию с яркими иллюстрациями, в которой объясните, какие ценности, взгляды либералов XIX века вы готовы принять, а какие, возможно, нет.

Изображения должны иллюстрировать соответствующих столбец таблицы выше, порой этом могут быть схемы. На каждой из них нужно поместить текст со своим личным отношением к этому положению.

Используя текст «Манифеста коммунистической партии», составьте гипотетическую речь делегата конгресса I Интернационала, в которой правота его взглядов доказывалась бы либералам и консерваторам. В конце объясните, что вы – человек XXI века – готовы в них принять, а что, возможно, нет.

Гипотетическая речь делегата

Товарищи, локомотив истории нельзя остановить. Он идёт по пути прогресса к социалистическому обществу, и становиться на его дороге – значит быть им раздавленным. Консерваторы напрасно пытаются вернуть нас в дремучие века феодализма: эта стадия развития человечеством безвозвратно пройдена и осуждена историей.

И в своём неудержимом развитии история осудила и окончательно отмела религию как одно из средств господства одних классов над другими. Церковь, которая веками приказывала трудящимся смириться с эксплуатацией, угрожая мифическим адом, должна окончательно потерять своё влияние, а не набирать его, как утверждают махровые консерваторы. Потому что наука окончательно и бесповоротно доказала, что всё учение церкви – одна сплошная ложь.

Сегодня история поставила трудящихся перед новым вызовом – господством капиталистов. Их власть проистекает из волчьего мира, порождённого конкуренцией. Напрасно либералы утверждают, что конкуренция делает человека свободным. Конкуренция порождает предпринимателей и наёмных рабочих, причём первые неизбежно эксплуатируют вторых. Эта эксплуатация должна быть уничтожена, как и любая другая.

Вперёд к светлому будущему, товарищи! Пролетарии всех стран – объединяйтесь!!

Позиция современного человека.

Сегодня можно согласиться, что течение истории неудержимо, и нельзя возвращать общество к давно отжившим своё реалиям. Но сейчас нельзя так осуждать свободную конкуренцию, потому что ХХ век показал, что альтернатива (плановая экономика) – гораздо хуже. Также спорным остаётся вопрос о религии. Многие не готовы выкидывать её на свалку истории, продолжая искренне верить. В то время как другие продолжают считать её сплошным обманом.

Презентация к уроку «Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке»

Презентация к параграфу 11 по учебнику Н.В. Загладина. История нового времени, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке»»

Спор о будущем общества

ПАРАГРАФ 11, страница 97, вопрос 1 – устно-

ВОПРОС В ВЕРХНЕЙ ЗЕЛЕНОЙ РАМОЧКЕ

(Какие вопросы делали сторонников разных идейных направлений непримиримыми противниками, а в каких они могли быть временными союзниками?)

Обязательно знать термины

Введение в тему

Назови тему урока и её хронологические рамки

Как ты понимаешь измененную учителем тему параграфа 11?

Тема: Спор о будущем обществе

-За что в современном мире идёт борьба на выборах между либералами, социалистами, коммунистами? Они соперники (противники) или союзники?

За власть в государстве.

Создание проблемной ситуации

Все эти движения возникли в 19 веке. А в современном мире либералы, консерваторы, коммунисты и социалисты соперники (противники) или союзники?

В современном мире либералы, консерваторы и социалисты — противники.

Г. Спенсер (англичанин, либерал): «Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока ещё не все полностью нравственны. Никто не может быть полностью счастливым, пока не все ещё счастливы»

Карл Маркс (немец, социалист) : «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».

Дизраэли ( англичанин, консерватор): « Необходимо вернуться к старым добрым нравам; дворянство должно вспомнить о своих обязанностях перед простым народом, доведённым до крайности безродными новыми богачами, наглым, напористым и бесцеремонным капиталом, восстановить общественную гармонию, царившую в доброй, весёлой, старой Англии».

Есть ли расхождения в представлениях идеологов-консерваторов, либералов и социалистов XIX века о том, что в идеальном обществе у всех людей должна быть благополучная, достойная жизнь? Найди противоречие. Какой возникает вопрос?

Создание проблемной ситуации

1.Расхождений нет. Представители всех трёх направлений говорят об идеальном обществе и справедливой, достойной жизни.

2. Все хотят одного и того же — блага для общества. Но они соперничают друг с другом и даже названия политических течений различны.

Проблема. Почему либералы, консерваторы и социалисты борются друг с другом?

1. Представление об идеальном обществе каждого направления и сравнить их.

2. Выяснить, были ли расхождения во взглядах.

Вспомним, что обещали идеологи Просвещения людям 18 века?

Обещали людям счастье и благополучие, если будут реализованы их идеи: рационализм, естественные права, общественный договор.

Были ли основания пересмотреть идеи Просвещения?

Да. Так как в общественной жизни было много проблем.

В результате сложилось три направления (консерваторы, либералы, социалисты)

1 ряд — консерваторы стр.91 — 92

2 ряд — либералы стр. 92 — 93

3 ряд — социалисты стр. 94 – 95

Ответьте на вопросы

1. Как представители каждого политического направления относились к прошлому?

2. Каким видели справедливое государство?

3. Имена представителей.

По мнению консерваторов, промышленный переворот разрушителен для общества, прогресс несёт людям кровь и нищету, лучше отказаться от него. Поэтому главной ценностью для них являются традиции предков. Только их сохранение способно обеспечить мир и спокойствие в обществе.

Другие статьи:  Как по-английски договор о союзе

Либералы — главная ценность — равенство граждан перед законом, свобода конкуренции, невмешательство в частную и деловую жизнь граждан . Никто лучше самого человека не знает, что ему нужно. Значит, чтобы все люди стали счастливыми, надо дать им свободу.

Социалисты — это те, выступал за то, чтобы люди жили сообща, чтобы не было частной собственности, все имели избирательные права. Главная ценность — равенство людей . Но представления о том, как этого достичь, у всех было разное.

Консерваторы. Главная ценность — традиции предков.

Либералы. Главная ценность — свобода личности.

Социалисты. Главная ценность — равенство людей.

У разных направлений — разные главные ценности. Поэтому они по разному представляли идеальное общество. НАХОДИМ ОТВЕТ В УЧЕБНИКЕ

Как организовать экономику идеального общества?

Нет подсказки в учебнике, увы(

У разных направлений — разные главные ценности. Поэтому они по разному представляли идеальное общество. ПИШЕМ ТО, ЧТО Я ПОДЧЕРКНУЛА,

Как организовать экономику идеального общества?

Традиционная частная собственность как традиционное право имущих слоёв населения.

Частная собственность — основа независимости личности. Человек без собственности не свободен, он зависит от того, кто даёт ему работу и платит деньги.

Вместо частной собственности — общественная собственность.

Все должны наравне владеть богатствами, трудиться на общее благо и пользоваться результатами общественного труда.

Как организо-вать структуру идеаль-ного обще-ства?

То есть общественный идеал

Как организо-вать структуру идеаль-ного обще-ства?

Порядки прошлого сохранить — Традиционное сословное деление

Избежать конфликтов между людьми можно, только если каждый будет знать свои права и обязанности и не претендовать на другие, соблюдать порядок.

Равенство гражданских прав (жизнь, свобода) и обязанностей , но не равенство в доходах.

При равных возможностях кто-то в конкурентной борьбе становится богаче, а кто-то беднее

Бессословное и бесклассовое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Как достичь этого идеаль-ного общества

Как достичь этого идеаль-ного общества

Остановить модернизацию, т .е. промышленный переворот.

Не менять традиции общества.

метод террора, бунт народа против власти.

Проблема. Почему либералы, консерваторы и социалисты борются друг с другом?

1. Представление об идеальном обществе каждого направления и сравнить их.

2. Выяснить, были ли расхождения во взглядах.

Ответь на проблемный вопрос

Консерваторы, либералы и социалисты спорят друг с другом, потому что по-разному представляют, что такое идеальное общество, в котором установятся счастье и благополучие, и как его построить.

Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития

Предыстория

В XVIII–XIX в. В Западной Европе оформились три основных общественно-политических течения: либерализм, консерватизм и социализм.

События

Конец XVII в. – идеи либерализма (лат. liberalism – «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.

Основополагающие идеи и ценности либерализма:

  • Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
  • Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
  • Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
  • Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
  • Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
  • Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
  • В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.

Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.

Основополагающие идеи и ценности консерватизма:

  • Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
  • Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
  • Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
  • Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.

Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.

  • Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
  • Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
  • Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.

Участники

Эдмунд Бёрк – основоположник консерватизма. В книге «Размышления о французской революции» (1790) выразил идеи приверженности традиционному общественному порядку.

Жозеф де Местр – политический философ консервативного направления.

Джон Локк – философ-просветитель, основатель либерализма.

Иеремия Бентам – юрист, один из родоначальников либерализма.

Джон Стюарт Милль – философ, экономист, один из идеологов либерализма.

Анри Сен-Симон – французский мыслитель, представитель утопического социализма.

Роберт Оуэн – английский утопический социалист.

Заключение

Идеи, выраженные в трудах либералов, консерваторов и социалистов, находили выражение в историческом и политическом процессе в Европе XIX в. Либеральная идея всеобщего равенства выразилась в борьбе за избирательную реформу, а также за свободу слова, печати и манифестаций. В результате революции 1848 г. во Франции было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года). Таким образом, Франция стала страной с самым либеральным на тот момент политическим режимом. Последователь Р. Оуэна, социалист У. Ловетт основал Лондонскую ассоциацию рабочих (1836). Идеи утопического социализма повлияли на движение чартизма в Англии, которое боролось за политические права для рабочих и улучшение их экономического положения.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.