Осаго 2019 июль

Реформу ОСАГО перенесут на 2019 год

Министерство финансов РФ не успевает внести законопроект о реформе ОСАГО в осеннюю сессию Госдумы. Внести его в Госдуму планируют в весеннюю сессию 2019 года, пишет газета «Ведомости».

Как рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, сейчас министерство дорабатывает законопроект, поскольку с документом есть «сложности, споры технического характера».

Сейчас стоимость полиса определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 рублей) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

Реформа ОСАГО предусматривает несколько этапов. Сначала ЦБ расширит тарифный коридор на 20% в обе стороны — до 2746–4942 рублей, затем отменит ряд коэффициентов (мощности – с 1 сентября 2019 года, региональный – с 1 сентября 2020 года).

Поправки, которые позволят применять индивидуальный тариф в ОСАГО, могут вступить в силу с 1 июля 2019 года, надеется Уфимцев.

Изменения ОСАГО в 2019 году порадуют аккуратных водителей

Система обязательного страхования автомобилистов действует в нашей стране с 2003 года. Закон нельзя назвать идеальным, однако все это время он совершенствуется. С начала 2019 года будут улучшены еще несколько важных правил ОСАГО. Разберемся, что изменится.

Бонус перестанет обнуляться

Одно из важных изменений системы ОСАГО коснется коэффициента бонус-малус (КБМ). Он влияет на стоимость полиса в зависимости от того, попадает ли водитель в ДТП и как часто. Безаварийная езда поощряется скидкой, в то же время тот, кто был виновником аварии, при оформлении очередного полиса платит дороже. Чем ниже КБМ – тем выше скидка и наоборот.

Однако эти условия работают не всегда. КБМ может «сгореть» и стать равным единице – так, как если бы у автолюбителя вообще не было опыта вождения. Происходит это, если человек в течение года не был вписан в полис ОСАГО. Причем правило сейчас действует для всех. Водители, которые накопили скидку, могут ее потерять. А те, за кем имелись «штрафные санкции», после года без полиса ОСАГО получат «чистую» репутацию.

– Долгие годы ездил без аварий. Имел самую большую скидку по ОСАГО – платил за полис в два раза дешевле. Однако 5 лет назад попал в ДТП и в спорной ситуации меня признали виновным. Затем три года моя скидка снова росла и опять появилась неплохая экономия. Повлияло и то, что после первой аварии мой коэффициент не стал равен единице – пусть небольшая, но скидка сохранилась. А два года назад я продал машину и не водил. Теперь же, когда я опять стал автовладельцем и пришел оформить ОСАГО, вдруг выяснилось, что меня с опытом вождения в 22 года и перерывом всего в два года приравняли к новичкам, которые педали путают! Несправедливо! – рассказывает житель Тулы Сергей Спирин.

Нововведения, которые начнут действовать с 2019 года, изменят такой порядок вещей.

– Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются именно коэффициента бонус-малус (КБМ). Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей, – поясняет ситуацию директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Таким образом, новая система начисления КБМ, с одной стороны, позволит сохранить скидку для безаварийных водителей, с другой – «прикроет» лазейку для неаккуратных автолюбителей. К примеру, водитель с наивысшим коэффициентом 2,45 и наивысшей ценой за ОСАГО по старым правилам мог бы обнулить свою «карму», просто пользуясь автомобилем с полисом без ограничения водителей.

Теперь КБМ будет присваиваться водителям один раз в год и сохраняться в течение всего года. Срок давности будет просто отменен. После перерыва, когда водитель придет оформлять новый полис пусть даже через несколько лет, он увидит, что его бонус сохранен.

Также с новыми правилами исчезнет такое явление, как «задвоение» КБМ. Если человек вписан в полисы на разные машины и полисы вступают в силу в разные даты, да еще оформлены в разных страховых компаниях, то часто в одной компании водитель имел один КБМ, а в другой – другой.

– Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку, – уточняет Филипп Габуния.

Пострадавшие получат больше защиты

Есть ряд нюансов, которые нововведения улучшают. В частности, это две распространенные жалобы автовладельцев на страховщиков – невозможность купить полис ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. Для борьбы с этими проблемами Банк России предлагает увеличить штрафы для страховых компаний. Кроме того, обсуждается предложение о видеофиксации продажи полисов, а значит, выявлять подобные нарушения станет проще.

Еще одно нововведение – изменения лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сейчас жизнь пассажира маршрутного транспорта оценивается в четыре раза выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. Из-за этого порой возникают абсурдные ситуации. Например, если происходит ДТП с тяжелыми последствиями, то в зависимости от того, где находился пострадавший, будет меняться и сумма. Если маршрутка насмерть сбила пешехода, то его родные получат 500 тыс. рублей компенсации. А если человек погиб, будучи пассажиром маршрутного транспорта, то выплата составит уже 2 млн рублей. Новые правила выравнивают страховые суммы, которые получают наследники вне зависимости от того, находился погибший внутри салона или снаружи. Правда, двигаться к выравниванию лимитов выплат планируется постепенно, в течение 2–3 лет.

Также сейчас обсуждается еще одна инициатива, которая пока не введена в качестве правила. Речь об отмене учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб автомобилей в ДТП. Сегодня стоимость рассчитывается с учетом износа. Однако при восстановлении транспорта в большинстве случаев автовладельцы покупают новые запчасти. Сейчас законотворцы ищут вариант, при котором страховых денег хватало бы на ремонт. И в то же время стараются не допустить мошенничества. Например, чтобы нельзя было пустить свой старый автомобиль под тяжелый грузовик и отправиться в страховую за новенькой машиной. При невозможности починить авто после ДТП должна возмещаться его реальная стоимость.

Таким образом, нововведения, которые начнут действовать в 2019 году, устранят ряд несправедливых моментов в отношении водителей, а также обеспечат дополнительные гарантии пострадавшим.

Изменения ПДД с июля 2019 года

Какие изменения ПДД ждут российских водителей в июле 2019 года — расскажем в нашем материале.

«ЭРА-ГЛОНАСС» для автобусов с 1 июля 2019

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Правительство РФ скорректировало лицензионные требования к перевозке пассажиров автобусами (постановление Правительства РФ от 14 августа 2018 г. № 939 «О приостановлении действия подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В частности, с 24 августа 2018 года требование об обязательном оснащении автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS было приостановлено до 1 января 2019 года.

Однако, 25 декабря Правительство опубликовало документ, который вновь переносит сроки обязательного оснащения автобусов системой «ЭРА-ГЛОНАСС». На этот раз вступление в силу обязательных требований перенесли на 1 июля 2019 года. Это объяснили отсутствием на данный момент необходимой аппаратуры, соответствующей требованиям регламента.

Тахографы для городских автобусов с 1 июля 2019

С 1 июля 2018 года все пригородные автобусы должны быть оснащены тахографами. Соответствующие изменения внесены в два документа:

  • Приложение N 2 к Приказу Минтранса от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
  • Приказ Министерства транспорта от 21 августа 2013 г. № 273.

Изменения касаются автобусов категорий М2 и М3, то есть тахографы должны быть установлены не только на больших автобусах, но и на микроавтобусах, участвующих в пригородных перевозках. А с 1 июля 2019 года тахографы должны стать обязательными и для всех городских автобусов.

Тарифы «Платона» с 1 июля 2019

С 1 июля 2019 года в России проиндексируют тарифы системы «Платон» для водителей грузовиков.

Напомним, с 15 апреля 2017 года вступил в силу новый тариф системы «Платон». Он вырос на 25% и на сегодняшний день составляет 1,91 рубля за километр проезда по федеральной трассе, сообщает Avtospravochnaya.com.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. N 139 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191», до 30 июня 2017 года к размеру платы системы «Платон» не применялась индексация. С 1 июля 2017 года к указанному размеру платы применяется ежегодная индексация, исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года.

Повышение тарифов планировалось с 1 июля 2018 года.

Однако, как сообщили в Минтрансе России, тарифы по системе «Платон» 1 июля индексироваться не будут. Об этом в рамках совещания в Росавтодоре по изменениям работы системы «Платон» сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Григорий Волков.

Правительство РФ приняло решение отложить индексацию тарифов на год — до 1 июля 2019 года. Соответствующие поправки содержатся в Постановлении Правительства от 28 июня 2018 г. № 744 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191».

Как ранее пояснил Минтранс России, это связано с планами усилить контроль за нарушителями, а затем начать индексацию льготного тарифа. Речь идет об увеличении размера административного штрафа за нарушение законодательства о взимании тарифа по системе «Платон», а также срока давности для привлечения к административной ответственности нарушителей законодательства о движении большегрузов.

Что подорожает с 1 января 2019 года

кадр из сериала «Друзья»

С 1 января 2019 года в России повышается налог на добавленную стоимость на два процента – до 20 процентов. Казалось бы, все товары, облагаемые этим налогом, также поднимутся в цене на два процента. Но аналитики считают по-другому, потому что изменится не только НДС – свою роль сыграют акцизные повышения и разыгравшаяся инфляция. Портал BankNN.ru решил разобраться в вопросе подробно и выяснил, что и как подорожает с 1 января 2019 года.

Цены на бензин, сигареты, алкоголь и автомобили пойдут вверх

В 2019 году подорожает сразу все. В своем очередном докладе «О денежно-кредитной политике» ЦБ РФ отметил, что цены вырастут на бензин, табак, алкоголь и автомобили.

По прогнозам регулятора, из-за повышение акцизов с 1 января 2019 года, стоимость топлива и табачных изделий поднимется на 4,6%. Алкоголь подорожает на 0,9%, цена на автомобили поднимется на 0,2%.

Удорожание бензина повлечет за собой и повышение цен на продукты питания: несмотря на то, что НДС на товары первой необходимости останется прежним, увеличеную стоимость доставки продавцы вложат в итоговую цену для потребителя. Соответственно, дорожающий бензин выльется в повышение цен на бытовую технику, электронику, одежду и обувь, станут дороже и транспортные услуги, логистика, туризм. К группе риска аналитики относят хлеб и хлебобулочные изделия, фрукты и овощи.

Что с ценами на хлеб?

Несмотря на то, что НДС для товаров первой необходимости останется на планке в 10%, увеличение расходов на доставку даст свои результаты: лекарства, крупы, овощи, хлеб, детское питание и питание для диабетиков тоже подорожают. Насколько – пока неизвестно.

Что точно заметят покупатели, так это повышение цен на технику, обувь и одежду. Связано это с большими затратами на доставку этих товаров, потому что многие из них произведены вне России и везутся из-за границы. Как сообщают «Известия», в среднем эти товары подорожают на 3-5% из-за НДС и прибавят в цене дополнительные 1-2% уже из-за доставки. То есть, стиральная машина, которая в декабре стоила в магазине условно 10 тысяч рублей, в конце января достанется потребителю за 10 тысяч 700 рублей. Стоит отметить, что с таким прогнозом не согласна Анна Бодрова, Старший аналитик Альпари:

«Как ни странно, гаджеты и бытовая техника, скорее всего, будут торговаться очень близко к тем диапазонам, что были в 2018 году. В цене этих товаров изменится только ставка НДС (с 18% до 20%). Больше никаких трат «сверху» тут не запланировано. Кроме того, на величину НДС подорожают и лекарства, но вряд ли больше», — отметила Бодрова.

Чего хотят производители и ретейлеры

Опрос Центробанка показал, что более половины компаний из строительной, транспортной и торговой сферы хотят увеличить свои цены на товары и услуги на 2-8% после Нового года. Как отмечают «Известия» со ссылкой на аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, в монополизированных отраслях, особенно перевозках, россиян может ожидать инфляционный шок – так поднимутся цены.

По итогам 2018 года инфляция не должна выйти за ожидаемый порог в 4%. А вот на следующий год прогноз по инфляции менее утешителен: ЦБ РФ заявляет о 5-5,5%. Основные инфляционные пики можно будет увидеть уже после Нового года – в первом квартале 2019 года.

А вот инфляционные ожидания граждан уже выросли и подобрались к порогу в 10%. Сыграло и ожидание эффекта от НДС, и удорожание сезонных товаров, и волатильность рубля на фоне дорожающей валюты. Поэтому граждане закономерно готовятся последние полгода к подорожанию всех товаров и услуг.

В 2020 году инфляция снова должна замедлиться и приблизиться к базовому уровню в 4%.

Коммуналка подорожает

Недавно Госдума законодательно одобрила повышение тарифов на коммунальные платежи по уровню инфляции 2018 года. С 1 января цена должна подняться на 1,7%, с 1 июля – на 2,7%. Это рекомендованные тарифы. Но некоторые регионы пошли дальше.

Накануне РСТ утвердила максимальные индексы измерения тарифов за коммуналку в Нижегородской области. В январе 2019 года нижегородцы получат платежки с суммой на 1,7% дороже, чем в декабре. А с 1 июля 2019 года тарифы снова поднимутся. Жителям Нижнего Новгорода придется платить еще на 4,1% больше. Таким образом, для нижегородцев коммуналка в 2019 году подорожает на 5,9%, по сравнению с декабрем 2018 года.

Другие статьи:  Мировой суд бердска боровая4 7

Еще один удар по карманам автомобилистов – ОСАГО. В начале 2019 года на автогражданку поднимутся тарифы. Однако говорить об удорожании страховки тоже нельзя: ставка полиса может и увеличиться на 15-20% для некоторых водителей, а для других, напротив, упадет на этот же процент.

Базовую ставку, ее максимум и минимум, устанавливает Центробанк. А вот конкретное значение для каждого автолюбителя должна оценить страхования компания. При этом базовая ставка формируется в зависимости от типа автомобиля.

Для водителей категории В базовая ставка ОСАГО на 2019 год установлена в коридоре от 2 тысяч 746 рублей до 4 тысяч 942 рублей. Также на цену полиса будут влиять возраст, водительский стаж, коэффициент ограничения и подросшие в цене территориальные тарифы.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, лучше купить новый полис до наступления Нового года, если до окончания срока действующей автогражданки остается не более 60 дней. Это позволит большинству владельцев машин немного сэкономить.

Осаго 2019 июль

На российском страховом рынке получила широкое распространение новая схема мошенничества с электронными полисами ОСАГО (е-ОСАГО). Об этом РБК рассказали в компании «Ингосстрах» и подтвердили еще в пяти крупных страховых компаниях.

Речь идет о том, что компании-посредники, предлагающие водителям услугу оформления е-ОСАГО, намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса. Эксперты оценивают долю таких полисов примерно в 5–10% (250–500 тыс. штук) в структуре электронных продаж ОСАГО.

В Центробанке заявили, что регулятор «в курсе появления подобных схем на страховом рынке». «В настоящее время совместно с представителями страхового сообщества вырабатываем комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений», — говорится в заявлении ЦБ, поступившем в РБК. Там также отметили, что нужно оповещать автовладельцев «о негативных последствиях, которые могут возникнуть после обращения к такого рода посредникам».

По результатам опроса РБК, который охватил топ-10 российских страховых компаний по объему страховых премий в сегменте ОСАГО (данные ЦБ за первое полугодие 2017 года), наличие проблемы с недобросовестным оформлением полисов е-ОСАГО подтвердили в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», «Росгосстрахе», ВСК и МАКСе.

В «Ренессанс Страховании», «Югории», «Согласии» и СОГАЗе не ответили на запросы.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, после введения требования об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5–10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее писал РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.

Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

Другие статьи:  Иск квартал

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.

ОСАГО в вопросах и ответах. В «АиФ» прошла онлайн-конференция

Тема обязательного автострахования животрепещущая и интересующая многих. Изменение тарифов, программ и оформления страховок — то, что беспокоит автолюбителей всегда. Тем более что законодательство в данном вопросе очень изменчиво.

Как меняется ОСАГО, насколько программа доступна в регионах, как будут повышаться тарифы и что делать с европротоколом — вопросов по данному виду страхования накопилось очень много. В «АиФ» прошла онлайн-конференция, где на вопросы читателей ответил глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

— Сегодня существует проблема оформления ОСАГО в регионах. Планируется ли какое-то решение этой проблемы?

— Проблема была в 2015 — начале 2016 года, сейчас она уже не стоит так остро, несмотря на то, что источник проблемы — недобросовестная деятельность — никуда не делся. Для решения проблемы доступности было запущено сразу несколько инструментов. В проблемных регионах запущена система «Единый агент РСА», которая позволяет в офисе одной страховой компании оформить полис ОСАГО другого страховщика. Электронное ОСАГО позволяет оформить «автогражданку» онлайн. Если возникли технические сбои при заключении договора в электронном виде, разработанная РСА система «Е-Гарант» предлагает страхователю перейти на сайт союза, где гарантированно можно будет заключить договор.

— Чем «Е-Гарант» отличается от Е-ОСАГО? Как его оформить?

— И в том, и в другом случае заключается электронный договор ОСАГО. Е-ОСАГО оформляется непосредственно на сайте страховщика. Но бывают технические сбои. Бывает, что серверы перегружены, что сайты «подвисают», у страховщика могут закончиться номера для заключения электронных договоров ОСАГО, и если система выдает ошибку, то пользователю предлагается перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков, где можно оформить договор с другим страховщиком. А страховщик же, чей полис будет оформлен с помощью сайта РСА, выбирается так же, как и в системе «Единый агент РСА», то есть случайным образом по номеру ПТС. Это и есть «Е-Гарант»: система, гарантирующая приобретение полиса онлайн на сайте РСА, несмотря ни на какие технические сбои.

— Хотел оформить полис через сайт страховой, а он все время пересылает на сайт РСА. Это нормально? Могу ли я при этом оформить полис в той страховой, в которой хочу?

— Можете. Для этого нужно зайти на сайт страховой компании (только нужно убедиться, что это официальный портал, а не один из сайтов-дублёров, никакого отношения к нему не имеющих) и на сайте компании начать оформление полиса. Порой случаются технические сбои, серверы бывают перегружены. И, как я говорил раньше, система может предложить перейти на сайт Российского союза автостраховщиков. Там по номеру ПТС система случайным образом выберет для вас другого страховщика, ОСАГО которого там же, на сайте РСА, вы и оформите. Так что нет повода для беспокойства: все легитимно и официально. При этом всегда можно оформить договор в офисе страховой компании.

— Последнее время много разговоров про мошенников и недобросовестных автоюристов. Вы как-нибудь с ними боретесь?

— Борьба с недобросовестной деятельностью, наносящей ущерб и страховщикам, и страхователям, сегодня входит в число приоритетных задач РСА. Потому что это бедствие, которое принимает угрожающие масштабы и которое способно уничтожить рынок ОСАГО полностью. Он и так находится в состоянии перманентного кризиса.

Видов жульничества в сфере страхования великое множество. Фиктивные ДТП и имитация страховых случаев. Попытки оформить ОСАГО задним числом. «Черные автоюристы», выезжающие на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД и предлагающие наивным автовладельцам наличные в обмен на переуступку прав требования. Изготовители подложных документов. Интернет-жулики, создатели сайтов-дублеров официальных сайтов страховых компаний и продающие там фальшивые полисы. Изготовители и распространители поддельных бланков ОСАГО. Перечислять могу до утра. К сожалению, от недобросовестной деятельности на протяжении многих лет страдали не только страховые компании, но и невнимательные граждане. В последнее время более пристальное внимание к вопросам противодействия такой деятельности стали проявлять правоохранительные органы и региональные власти. Работа проводится онлайн и офлайн, пресекается деятельность целых преступных группировок. Но мы ждем от местных администраций и правоохранительных органов большей кооперации. И, разумеется, сами автовладельцы не должны терять бдительности. Нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

— Действительно ли по европротоколу делают нормальные выплаты? Их теперь увеличили до 100 тыс. или до 400 тыс.? Не могу разобраться.

— Вплоть до последнего времени максимальная выплата по европротоколу составляла 50 000 рублей, но с 1 июня 2018 года эта сумма выросла в два раза и составляет 100 000 рублей. Раньше европротокол можно было оформить, если участники аварии сошлись во мнении по поводу обстоятельств ДТП и о том, на каком автомобиле что именно повреждено в результате этого ДТП, а с этого момента это условие не является обязательным. Однако, если есть разногласия, надо зафиксировать факт ДТП и координаты машин в момент аварии с помощью глобальной навигационной спутниковой системы или же сфотографировать оба авто и передать данные в систему ОСАГО с помощью специального мобильного приложения, интегрированного с Единой системой идентификации и аутентификации.

Если же участников ДТП относительно европротокола все же терзают смутные сомнения, всегда есть вариант позвонить в ГИБДД, рассказать об обстоятельствах аварии и следовать дальнейшим указаниям сотрудников полиции по телефону.

Что же до лимита в 400 тысяч, то он действует только для жителей Москвы, Петербурга, Подмосковья и Ленинградской области. Но там важное условие, пока технически, к сожалению, не всем доступное: страховщику должна быть предоставлена некорректируемая информация о ДТП.

Напомню, что европротокол можно оформить, если в ДТП «встретились» не более двух авто, не нанесен ущерб другому имуществу, если нет пострадавших и у каждого из автомобилистов есть полис ОСАГО. Оформляют сегодня европротокол все чаще, на сегодняшний день это порядка трети попавших в ДТП, порядка 540 тысяч человек в прошлом году.

— Кому положено натуральное возмещение, а кому — денежное? Получается, что если натуральное возмещение, то мне машину будут ремонтировать в непонятном сервисе и непонятно какими деталями? Я могу отказаться и забрать деньгами, как раньше?

— Вместо направления на ремонт автовладелец получит денежную выплату в ряде случаев, оговоренных в законе. Например, если автомобиль не подлежит ремонту. если потерпевший получил средние или тяжелые травмы, если он является инвалидом, если стоимость ремонта выше максимальной выплаты, то есть 400 000 рублей. Денежную выплату получают родственники погибшего в ДТП.

Теперь что касается ремонта. К его срокам и качеству проведения законом предъявляются очень высокие требования. Так, мастерские обязаны использовать при проведении ремонта только новые детали, и денежные расчеты со страховщиком за такой ремонт идут без учета износа. На сам ремонт отводится не более 30 суток. Если же сроки нарушаются, то на страховщика налагаются штрафные санкции. Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

Теперь про «непонятные сервисы». Автовладелец сам вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. И срок ремонта рассчитывается со дня представления потерпевшим своего автомобиля на СТО или передачи поврежденного автомобиля страховщику, если автомобиль не может доехать до СТО своим ходом и страховщик организует его транспортировку до СТО.

— Ходили разговоры, что, мол, штраф за езду без полиса хотят увеличить до 5000 руб. Потом вроде сказали, что не прошел закон. То есть не будут увеличивать штраф? Или будут, но не до 5000? Откуда вообще такая цифра? Почему так много?

— В Госдуму действительно был внесен законопроект об увеличении штрафа за отсутствие ОСАГО до 5000 рублей. Позже он был отозван на доработку. Насколько мне известно, его планировалось внести уже при новом составе правительства РФ.

Инициатива это не наша, но РСА ее в целом поддерживает. Сегодня штраф за езду без полиса ОСАГО 800 рублей. Если оплатить в течение 20 дней после ДТП, то и вовсе 400. Еще поди знай, остановят тебя или нет, попросят ли предъявить страховку. Тогда как средняя цена полиса «автогражданки» — 5800 рублей. И поэтому очень многие наши сограждане считают, что выгоднее пару раз оплатить штраф, чем заключать договор ОСАГО. Таких, по нашим оценкам, в стране сегодня порядка 1 миллиона. Но они при проведении своих «расчетов» совершенно не принимают во внимание тот ущерб, который сами наносят законопослушным автомобилистам. Потому что в случае ДТП с таким «экономистом» они уже не могут отремонтировать авто за счет страховщика.

Штраф, безусловно, нужно повышать. Но не так сильно, тут я согласен. Наше предложение — до 2,5 тыс. рублей.

— Повысятся ли в 2018 году тарифы на ОСАГО?

— В 2018 году не планируется повышения тарифов по ОСАГО. Стоимость полиса может измениться только при изменении данных автомобиля или количества вписанных водителей. Также скажется отсутствие или наличие аварий в истории водителя.

Однако в целом все идет к тому, чтобы система ценообразования была более дифференцированной, а цены при этом устанавливались не государством, а рынком. Рассчитываем, что обсуждение соответствующих изменений начнется уже в этом году.

Наши исследования показывают, что из-за несбалансированного тарифа убыточные водители недоплачивают премии, а безубыточные фактически покрывают образующийся недобор страховых взносов. Соответственно, решить проблему простым повышением тарифов опять для всех не удастся. Нужно распределение по справедливости, переход от устоявшейся модели к свободным тарифам по ОСАГО.

Особенно ярко сложную для рынка ситуацию можно проследить на примере территориальных коэффициентов, которые в ряде регионов занижены. Это является одной из причин сложившейся ситуации с убыточностью в некоторых субъектах РФ, которая привела к проблемам с доступностью ОСАГО.

Наши предложения следующие: для начала государство должно перестать устанавливать фиксированные значения ряда коэффициентов. Такое право нужно установить за страховщиком. Ведь страховщик, условно говоря, «знает» каждого водителя и может применить к нему индивидуальный подход.

Вторым этапом предлагается полная либерализация тарифов ОСАГО. Эта мера направлена на то, чтобы сделать всю систему ОСАГО более справедливой и сбалансированной. Для тех, кто ездил аккуратно и не допускал аварий, цены даже упадут. И наоборот, для злостных нарушителей ПДД и виновников аварий стоимость ОСАГО возрастет, что вполне справедливо. И «хорошие» водители не будут платить за «плохих».

— Что делать, если страховая развалилась, а у меня полис еще полгода действовать должен? Мне теперь новый покупать?

— Нет, ничего покупать не нужно. Если страховщик обанкротился или у него была отозвана лицензия, если виновник ДТП неизвестен или у него не было полиса ОСАГО, то компенсационные выплаты по жизни и здоровью осуществляются Российским союзом автостраховщиков. Что касается возмещения вреда имуществу, то РСА будет платить только в случае банкротства или отзыва лицензии компании.

Если вы виновник ДТП, то алгоритм действий стандартный: сообщите потерпевшему информацию о полисе (серию и номер, наименование страховщика, Ф.И.О. страхователя). Просто сделайте копию своего полиса и передайте его пострадавшему, не забыв заверить его подписью. Пострадавший может отказываться брать копию полиса, сославшись на то, что ваша страховая компания обанкротилась. Но он может обратиться в РСА, где ему подтвердят, что все в рамках закона. Будьте внимательны: если другой участник ДТП требует от вас отдать ему оригинал полиса, вызывайте представителя страховщика или полицию. Такие требования незаконны.

Если же вы пострадавшая сторона, а у виновника аварии полис в компании, которая либо обанкротилась, либо лишилась лицензии, то, наоборот, возьмите у него всю информацию о его полисе. Для получения страхового возмещения вам понадобятся: справка ГИБДД по форме № 748; копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если вам их выдали в ГИБДД; страховое извещение о ДТП, которое должно быть заполнено на месте аварии; информация о полисе ОСАГО виновника (номер полиса и дата его выдачи, название страховой компании, телефон представительства страховой компании).

С этими данными и обращайтесь в РСА за дальнейшими инструкциями и выплатой.

— Я слышал, что для аккуратных водителей с нормальным стажем хотят вводить скидки на полис. Будет ли это и когда?

— Сейчас обсуждается возможность сделать систему ценообразования на ОСАГО более персонифицированной и гибкой, привязанной к стажу и водительскому мастерству, дисциплинированности водителя и многим другим параметрам. Сегодня есть дисбаланс: дисциплинированные и аккуратные водители, по сути, расплачиваются за тех, кто игнорирует ПДД и постоянно допускает аварии. Обсуждаемые изменения исправят ситуацию. Но для этого, конечно, тариф должен быть свободным, чтобы страховые компании имели возможность поощрять аккуратную езду своих клиентов, конкурировать между собой. А любая конкуренция, как известно, приводит к улучшению условий и повышению качества сервиса.

Кстати, социологи из «Ромир» провели опрос и выяснили, что большинство автомобилистов поддерживают проект либерализации тарифов ОСАГО: «за» проголосовало 58% опрошенных, что, к слову, больше, чем показал результат их прошлого исследования. При этом 71% высказавшихся считают, что сейчас добросовестные водители платят за недобросовестных и за тех, кто злоупотребляет правом. Респонденты верят, что справедливый тариф поможет снизить стоимость ОСАГО для «хороших» водителей и увеличить — для «лихачей».

Другие статьи:  Жалоба зеленоград

— Я купил полис онлайн. Как проверить, не подделка ли это? И как его ГИБДД показывать? Распечатанный полис — это законно?

— Заходим на сайт РСА. Раздел «ОСАГО / Сведения для страхователей и потерпевших», вкладка «Сведения для страхователей о статусе бланков и дате заключения договоров». Если по итогам запроса данные отсутствуют или не соответствуют действительности, то стоит лично обратиться к страховщику.

Представлять же сотруднику ГИБДД распечатанный на принтере полис ОСАГО абсолютно законно и легитимно. Проверить его подлинность он сможет с помощью мобильных устройств, обеспечивающих доступ к единой базе данных РСА.

— Не могу понять, из чего складывается стоимость полиса и как проверить коэффициенты.

— Цена складывается из двух показателей: базовый тариф и коэффициенты. Базовый тариф зависит от вида и цели использования авто, а также от юридического статуса его владельца. Ставка для легкового авто, которое используется для личных нужд, ниже, чем, скажем, для принадлежащих юридическим лицам большегрузов, автобусов, бетономешалок и так далее.

Полная стоимость страховки по ОСАГО равняется сумме, полученной в результате умножения величины базового тарифа на все специальные коэффициенты: мощность авто, регион регистрации, возраст и стаж водителя, количество водителей ТС, срок действия договора, история аварий. На последнем пункте хотелось бы заострить внимание, так как это фактор, на который повлиять проще всего, если хотите снизить стоимость полиса ОСАГО. КБМ (коэффициент бонус-малус), в зависимости от числа допущенных аварий, может быть как понижающим, так и повышающим.

Каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительные 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего — 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ уже 0,5 (то есть 50% скидки). При аварии КБМ растет. И, соответственно, растет цена страховки. Нюанс: если для того, чтобы снизить стоимость ОСАГО, нужно аккуратно и безаварийно ездить из года в год, то чтобы повысить, достаточно одной аварии. Вот такой дополнительный резон строго соблюдать ПДД. Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

ЦБ РФ обещает, что уже этим летом начнется большая реформа ОСАГО и тарифы изменятся. Пока схема расчета цены останется прежней, изменятся только некоторые показатели (расширится тарифный коридор и увеличится количество сегментов коэффициента возраст-стаж). Мы идем по пути индивидуализации тарифа, по пути установления максимально справедливого тарифа для каждого водителя. К 2020 году, согласно проекту ЦБ, должна произойти полная либерализация тарифов ОСАГО, и тогда система изменится полностью. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители перестанут платить за плохих.

— Почему страховщики жалуются, что ОСАГО — убыточный бизнес? Вся страна же платит, а в ДТП единицы попадают.

— Причин убыточности ОСАГО очень много. Во-первых, в ряде регионов территориальный коэффициент занижен и объективно не соответствует местным реалиям. Во-вторых, недобросовестная деятельность, деятельность «черных автоюристов»: только за 2017 год были возбуждены сотни уголовных дел, тогда как основная часть даже не доходит до суда., убытки для страховщиков исчисляются десятками миллиардов рублей. В-третьих, эффект от повышения тарифов был исчерпан почти сразу, средняя выплата за последние два года удвоилась, а средняя цена за полис ОСАГО почти не изменилась. В-четвертых, несколько лет назад страховщики, чтобы снизить собственные убытки, старались уходить из некоторых регионов, приносивших им убытки, а с появлением Е-ОСАГО и «Единого агента» это стало практически невозможно.

— Имеет ли смысл брать у автоюристов деньги, которые они предлагают прямо на месте ДТП? В чем выгода, в чем подводные камни?

— Если вы хотите подарить свои деньги жуликам, то имеет. Это давно отработанная схема. На место аварии еще до сотрудников ГИБДД прибывают «черные автоюристы» (могут представляться «страховыми комиссарами»). Оценив «на глазок» размер ущерба, предлагают автомобилисту в обмен на переуступку прав требования «возместить ущерб на месте».

И передают ему тут же определенную сумму денег: 10, 15, 20 тысяч рублей. Дальше они подают в суд на страховую компанию, прилагая завышенные результаты экспертизы, стоимости своей работы, требования о выплате штрафа по закону о защите прав потребителей и так далее. То, что выплачивает страховщик, забирают себе. Что самое интересное, их на то уполномочил сам пострадавший автовладелец, когда подписывал договор цессии. В тех же договорах указано, что выплата налогов на полученные деньги (то есть то, что выплатит страховщик), ложится на плечи страхователя. А страхователь, как правило, до поры до времени ни о каких налогах даже не знает. Пока ему не приходит штраф за их неуплату.

Ну и в целом. Глупо все же довольствоваться тем, что платят жулики, если официальная выплата по ОСАГО сегодня составляет в среднем уже 70 тысяч рублей. В несколько раз больше того, что предлагают они. Просто нужно не реагировать на уговоры внезапно появившихся на месте ДТП жуликов, а обратиться в официальную страховую компанию.

— Живу в Ульяновске, все время слышу, что наш регион «токсичный» по ОСАГО. Что это значит? Можно ли продолжать покупать полисы у местных страховых?

— Не местные страховщики влияют на «токсичность» того или иного региона, а недобросовестные посредники и «черные автоюристы», которые с помощью ряда полулегальных и нелегальных схем, использования фальшивых документов по ДТП, наносят колоссальные убытки страховщикам: десятки миллиардов рублей в год. Чаще всего «мухлюют» с европротоколом. Но убытки от действий жуликов — головная боль не только страховщиков: в «токсичных» регионах они, стремясь минимизировать многомиллионные убытки, могут спровоцировать сокращение продаж ОСАГО, что может приводить к дефициту.

Что же до Ульяновской области, то в прошлом году регион несколько улучшил свои позиции. Это могло произойти как по причине снижения недобросовестной деятельности, так и просто потому, что некоторые регионы стали еще более токсичными и на их фоне область выглядит сносно. Не исключено, что и региональные власти и правоохранительные органы стали активнее бороться с проблемой недобросовестных посредников.

Но закон об ОСАГО продолжает действовать: соответственно, страховку нужно покупать.

— Добрый день. Знаю, что тарифы ОСАГО регулирует Центробанк. Почему тогда в разных страховых компаниях страховка для меня стоит по-разному?

— В отношении базовой ставки ОСАГО действует так называемый тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать стоимость на «автогражданку». Такой тарифный коридор был введен в 2015 году для того, чтобы предоставить страховщикам возможность предлагать лучшие условия для клиентов, конкурировать между собой. На финальную стоимость полиса влияют также КБМ, возраст, стаж, регион прописки и ряд других коэффициентов.

Этим летом, согласно проекту как раз-таки ЦБ РФ, должна начаться модернизация тарифов ОСАГО, в результате которой к 2020 году тариф станет полностью свободным. То есть право устанавливать тарифы должно будет полностью перейти к страховщикам. Бояться этого не стоит: международный опыт показывает, что такое освобождение тарифов не влечет за собой их увеличения. Наоборот, аккуратные водители получат меньший тариф, а нарушители правил — больший. Хорошие водители перестанут расплачиваться за «ошибки» плохих.

На первом этапе либерализации изменения планируются небольшие: расширится тарифный коридор на 20% вверх и 20% вниз, а сегментов по коэффициенту возраст-стаж станет значительно больше (с 5 до 50). Это уже сделает тарифы более индивидуальными.

— Скажите, пожалуйста, могу ли я электронный полис оплатить с электронного кошелька?

— Конечно, можете. Если хотите обогатить недобросовестных посредников. Только они предлагают заплатить за Е-ОСАГО с помощью электронного кошелька. Страховщики же предлагают оплату только с помощью банковских карт. Вообще же поддельных сайтов-дублеров появляется все больше и больше, на них правоохранители и страховщики ведут настоящую охоту, блокируют «пачками», но вместо одних появляются другие. Жулики полностью копируют архитектуру, стиль, дизайн оригинальных сайтов и даже названия страховых компаний, но могут «разбавлять» их тире, цифрами, нижними подчеркиваниями.

Для того чтобы не ошибиться, лучше зайти на сайт РСА и в разделе об электронном ОСАГО посмотреть перечень официальных сайтов и страниц, через которые можно оформить полис.

Некоторые жулики даже не пытаются копировать сайты, а называют себя посредниками, якобы предлагающими услуги оформления Е-ОСАГО или оформление «автогражданки» с доставкой полиса на дом. Посредничество в электронном ОСАГО запрещено законом.

— Недавно ввели какие-то новые правила, и сейчас вроде полис ОСАГО при регистрации автомобиля спрашивать не должны. Так ли это и куда обращаться, если все равно требуют показать полис?

— Действительно, до 10 июля 2017 года водитель должен был предоставить бумажный полис ОСАГО при обращении в ГИБДД, однако теперь «автогражданка» исключена из перечня обязательных документов. ГИБДД имеет доступ к Автоматизированной информационной системе ОСАГО (оператором является РСА), получить информацию о наличии страховки они могут оттуда.

Однако это не означает, что можно не иметь ОСАГО в принципе. Этого правила никто не отменял. Поэтому для минимизации вопросов просто возьмите полис с собой.

— Я собираюсь менять права по истечении срока их действия. Скажите, пожалуйста, как правильно переоформить страховку в этом случае? Нужно ли оформлять ее заново?

— Договор ОСАГО менять не придется, но вот страховщика о смене водительского удостоверения уведомить нужно, чтобы внести изменения (новый номер в/у) в полис ОСАГО. Тогда никаких проблем не будет. Договор ОСАГО после замены водительского удостоверения останется прежним, но в офисе страховой компании на бланке могут поставить штамп или оформить дубликат с новыми данными.

— У меня вопрос такой: ходят слухи, что планируется установка камер по определению наличия полисов ОСАГО, считаю эту затею преждевременной, ибо у нас много авантюристов среди страховщиков. Бардак в страховании кто-то желает повесить на водителей. Объясните, пожалуйста, кто с недобросовестными страхователями борется? Нам внизу кажется, что им дана полная свобода по вымогательству денег. Что делает РСА по этому вопросу?

— РСА, безусловно, осуществляет контроль за деятельностью страховщиков. В рамках этого контроля мы собираем и консолидируем жалобы и предложения от потребителей. Любой желающий в поисках справедливости и защиты своих интересов может обратиться в РСА, чтоб получить квалифицированную помощь в разрешении возникших вопросов. Мы, в свою очередь, проводим работу со страховыми компаниями, если это необходимо. Если жалобы единичны, то обычно хватает обращения РСА к руководству компании для разрешения вопроса. Если же жалобы потребителей носят системный характер, мы направляем запрос в ЦБ, который уже по запросу осуществляет проверку и применяет соответствующие меры вплоть до отзыва лицензии у страховой компании.

К этому стоит добавить, что большинство страховщиков заботятся о своей репутации и предпочитают решать возникающие вопросы без привлечения регулятора, предлагают решения, удовлетворяющие все стороны.

Что касается введения системы автоматической фиксации такого нарушения, как управления транспортным средством без полиса ОСАГО, то здесь нужно понимать следующее. ОСАГО — это средство защиты водителей. С одной стороны, виновник аварии не платит пострадавшему из своего кармана, за него это делает страховая компания. А пострадавший получает гарантию выплаты страхового возмещения. А теперь представьте, что у виновника нет полиса ОСАГО. Не думаю, что это может понравиться хоть кому-нибудь из автовладельцев. Поэтому использование камер автоматической фиксации правонарушений — вполне разумный шаг. И в первую очередь данная мера носит воспитательный характер. Законопослушным автомобилистам бояться здесь нечего. А нарушителей заставит задуматься.

— Добрый день! Смогут ли страховщики работать с ОСАГО, если он не будет навязываться законом? На рыночных условиях, как и с КАСКО? Или только выкручивая руки автомобилистам можно делать бизнес?

— У нас нет оснований предполагать, что, если страхование автогражданской ответственности перестанет быть обязательным, оно перестанет быть востребованным. Наличие большой линейки страховых продуктов, которые успешно в интересах и страхователя, и страховщика работают на рынке, свидетельствует, что ОСАГО сможет выжить и на рыночных условиях. Большинство потребителей признают необходимость и важность этого инструмента страхования, понимая, что ОСАГО защищает их от ответственности перед третьими лицами в случае ДТП. Последние социологические опросы показали, что респонденты признают, что страхование — необходимый элемент финансовой защиты, полезный для потребителей (77%, РОМИР, апрель 2018 г.)

Кроме того, хочется отметить, что риск попасть в ДТП — один из самых вероятностных рисков в страховании.

Страховое сообщество выступает как раз за то, чтобы такой продукт, как ОСАГО, регулировался исключительно рыночными методами. И это, к слову, общемировой тренд. Если сейчас, когда тарифы устанавливаются государством, страховые компании, по сути, лишены возможности делать льготные тарифы для безаварийных водителей и устанавливать более высокие для водителей «плохих», то при рыночной системе это будет возможным. И только тогда мы сможем увидеть, как в конкурентной борьбе страховые компании начнут предлагать нам наиболее интересные варианты и условия по ОСАГО. Единственное условие, которое, конечно, должно остаться общим для всех участников рынка, — это лимиты выплат.

— Есть расчете ОСАГО такая позиция, как преимущественное использование дорог (по собственнику ТС). Имея домик в деревне, многие страхуют автомобиль по заниженному тарифу, хотя используют его в городе. Как будет меняться эта ситуация?

— Речь идет об указании места регистрации транспортного средства. Здесь есть две возможные схемы. Первая — если страхователь намерено указывает неверное место регистрации ТС, чтобы сэкономить на страховке. В таком случае он, конечно, нарушает закон, предоставляя ложные сведения. Такое, к сожалению, бывает. Страховщики со своей стороны вынуждены тратить много сил и времени для проверки подобных деталей или рисковать и доверять страхователям на слово.

Мы со своей стороны инициируем масштабную работу совместно с органами охраны правопорядка для профилактики и предотвращения в том числе и подобных злоупотреблений. В ряде регионов нам удалось добиться хороших результатов. Для решения вопросов с недобросовестной деятельностью в ОСАГО в начале 2017 года во многих регионах удалось объединить усилия правоохранительных органов, страховых организаций, представителей субъектов Российской Федерации. Это взаимодействие позволило значительно снизить напряженность на рынке ОСАГО и уровень недобросовестной деятельности.

Во втором случае страхователь указывает реальное место регистрации автомобиля и полностью соблюдает законодательство и все формальные требования.

Я добавлю, что индивидуализация тарифа — цель, которую себе поставил ЦБ РФ — даст возможность страховым компаниям разрабатывать более гибкие условия для каждого клиента. Страховые компании сами смогут решать, в каких случаях страховка будет стоить меньше, а в каких — больше. Стоимость страховки в большей степени будет зависеть от самого страхователя, и автовладелец сможет пойти в ту компанию, где ему будет выгоднее страховать машину.