Натуральный налог великая отечественная

Налоги и налогообложение в годы Великой Отечественной Войны

Налоги и налогообложение в годы Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны, внесла существенные изменения в финансовую и налоговую политику. Резко сократились экономические возможности государства в связи с оккупацией западных районов страны, развернулась огромная работа по эвакуации оборудования, ценностей, людей, началась перестройка народного хозяйства на военный лад. Сократились доходы госбюджета – со 180 млрд. руб. в 1940 г. до 165 млрд. в 1942 г.; в том числе доходы от соц. хозяйства уменьшились со 158 млрд. руб. до 108 млрд. руб. В годы войны не удалось избежать расстройства денежного обращения, избыточной инфляции, роста цен (на отдельные продукты и товары цены выросли в 10 – 15 раз), снижения покупательной способности рубля. Тем не менее, созданный в предвоенные годы экономический потенциал, широкое привлечение средств населения, несмотря на огромные потери, обеспечили устойчивость финансовой системы СССР.

Основными источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен на товары не первой необходимости (водка, табак, парфюмерия и т.п.), повышение налогов, займы и другие добровольные сборы с населения. Расходы госбюджета возросли со 174,3 млрд. руб. в 1940 г. до 182,8 млрд. руб. в 1942 г., в том числе военные расходы с 56,7 млрд. до 108,4 млрд. руб. Недостающие суммы покрывались за счет денежных эмиссий и использования гос. резервов. Проводился режим жесткой экономии расходов[1]. Необходимость мобилизации дополнительных средств для финансирования военных расходов вынудила правительство повысить долю налогов в доходах Госбюджета СССР. В годы войны государство увеличило размеры налоговых платежей населения, значительно повысив долю этого источника бюджетных ресурсов.

Рост налоговых поступлений в бюджет и усиление регулирующей роли налоговых платежей населения достигались как путем повышения ставок налогов, расширения круга их плательщиков, так и посредством полного учета облагаемых доходов и изменения самих принципов построения налоговых платежей [2]. В начале войны были предприняты меры, обеспечивающие повышение эффективности налогов и сборов. 3 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Надбавка устанавливалась в размере 100% с суммы сельскохозяйственного налога, предъявленной к уплате, и 50, 100 и 200% – к сумме подоходного налога в зависимости от заработка.

При этом семьям колхозников и единоличников, в которых имелись военнослужащие, предоставлялись льготы: на 50% освобождались от надбавки к сельскохозяйственному налогу хозяйства семей при наличии одного военнослужащего и полностью – при наличии двух и более военнослужащих [3]. Чтобы ускорить поступление налоговых платежей в бюджет, в 1941 г. срок уплаты сельскохозяйственного налога был передвинут на один месяц вперед. Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался не только в зависимости от месячного заработка рабочих и служащих, но и от категорий плательщиков: к первой категории относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица; а ко второй – прочие плательщики подоходного налога. Внутри каждой категории размер надбавки напрямую зависел от того, состоял ли плательщик налога на действительной военной службе. Это была главная особенность построения надбавки. В 1941 г. было принято решение направить 75% средств, полученных в результате самообложения на селе, в местные бюджеты для финансирования социально-культурных мероприятий, что дало возможность дополнительно высвободить некоторые бюджетные суммы на нужды обороны [4]. В условиях войны правительство вынуждено было расширять налоговую базу, в частности за счет более полного учета семейного положения. Довоенные налоги не позволяли в достаточной мере учесть рыночные доходы. Сокращение же объемов государственно-кооперативной торговли на первом этапе войны привело к быстрому увеличению этих доходов в результате роста рыночных цен.

В связи с этим были внесены коррективы в действовавшие налоги и на время войны введен дополнительный налог. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» касался лиц, достигших 20-летнего возраста и не имевших детей. Не привлекались к налогообложению мужчины в возрасте 50 лет и старше и женщины в возрасте 45 лет и старше. С 1944 г. лица, облагаемые подоходным налогом, в случае их бездетности платили 6% месячного заработка или годового дохода, при наличии у плательщика одного ребенка – 1%, двоих детей – 0,5%. Эти ставки распространялись также на некооперированных кустарей и ремесленников и на прочих граждан, имевших самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом. С плательщиков сельскохозяйственного налога указанный налог взимался в случае бездетности – в размере 150 руб., при наличии одного ребенка – 50 руб., двоих детей – 25 руб. в год [5]. Граждане, не имевшие самостоятельных источников дохода, уплачивали соответственно 90, 30, 15 руб. в год. Введя налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, государство вместе с тем увеличило государственные пособия многодетным и одиноким матерям, расширило ассигнования на строительство и содержание учреждений по охране материнства и детства. В 1945 г. за счет сбора этого налога в бюджет дополнительно поступило около 3,4 млрд. руб. При этом государственные пособия многодетным и одиноким матерям составили 2,1 млрд. руб., свыше 2,1 млрд. руб. бюджетных средств было направлено на мероприятия по охране материнства и детства [6].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. был введен военный налог. Этот налог уплачивали граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от наличия у них источников дохода. Исключение было сделано лишь в отношении пожилых лиц (мужчин в возрасте 60 лет и старше, женщин в возрасте 55 лет и старше) и пенсионеров, которые уплачивали налог только при наличии у них самостоятельного источника дохода. Освобождались от налога солдаты Красной Армии, офицерский состав, находившийся в Действующей армии, члены семей военнослужащих, получавших пособия от государства, инвалиды I и II групп. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам в размере от 150 до 600 руб. в год, которые дифференцировались по районам. С рабочих и служащих и приравненных к ним по обложению лиц налог взимался в зависимости от размеров заработной платы как по месту основной работы, так и по совместительству. Однако общая сумма удержаний для каждого плательщика не должна была превышать 4050 руб. в год для лиц призывного возраста и 2700 руб. – для лиц непризывного возраста. С кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, имевших доходы от работы не по найму, военный налог взимался по утроенным ставкам, установленным для рабочих и служащих. Общая годовая сумма военного налога не могла быть ниже суммы подоходного налога на текущий год. Особая ставка – 100 руб. в год – была установлена для граждан, не имевших самостоятельных источников дохода и проживавших на иждивении других лиц. Надбавка к сельхозналогу и подоходному налогу с населения, установленная 3 июля 1941 г., отменялась.

Таким образом, военный налог взимался как с городского, так и с сельского населения, а также с граждан, имевших самостоятельные источники доходов, и с иждивенцев. При этом от уплаты военного налога освобождалось значительно меньше лиц, чем от уплаты подоходного и сельскохозяйственного налогов. В связи с ростом цен на продукты сельского хозяйства и возросшими доходами колхозных дворов и единоличных хозяйств в 1942 г. были изменены нормы доходности, по которым исчислялся сельскохозяйственный налог, ибо эти нормы, установленные еще до войны, уже не соответствовали фактическим доходам крестьян. В июне 1943 г. нормы доходности были повышены примерно в 3 – 4 раза. Поступления от сельскохозяйственного налога с 2,1 млрд. руб. в 1942 г. увеличились до 5,6 млрд. руб. в 1945 г., поскольку с повышением норм доходности была перестроена и таблица ставок с усилением прогрессии для высокодоходных групп [7]. В целях укрепления базы местных бюджетов 10 сентября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О налоге со зрелищ».

Налог взимался с государственных, кооперативных и общественных организаций, а также с отдельных лиц в процентах к сумме валового сбора от продажи билетов для посещения организуемых ими зрелищ, лекций, диспутов, докладов и других культурнохудожественных мероприятий. Ставки налога были дифференцированы и колебались от 5% (доходы от лекций, докладов, выставок, музеев) до 60% (доходы от бегов и скачек с тотализатором). Проявлением заботы правительства об участниках Великой Отечественной войны стало Постановление СНК СССР от 1 августа 1945 г. «О сохранении налоговых льгот для демобилизованных из Красной Армии и членов их семей», согласно которому за хозяйствами демобилизованных сохранялись все льготы, предоставленные им в соответствии с Законом о сельскохозяйственном налоге. Демобилизованные в 1945 г. военнослужащие освобождались от взимания налога; для них и их жен сроком на один год со дня демобилизации сохранялись льготы по налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР [8]. Не приходится говорить о том, как важно было обеспечить в военное время своевременное поступление налоговых платежей в бюджет.

Большое значение для укрепления государственной платежной дисциплины имело постановление СНК СССР от 28 апреля 1944 года о порядке применения принудительных мер взыскания недоимок по налогам. Этим постановлением финорганам разрешалось составлять описи имущества налогоплательщиков, не внесших в срок своих платежей, которые перешли в недоимку еще до передачи дела в народный суд. В тех единичных случаях, когда возникла необходимость в применении принудительных мер взыскания налоговой недоимки, такой порядок ускорял поступление средств в бюджет. К мероприятиям, направленным на укрепление государственной дисциплины, следует также отнести постановление СНК СССР от 24 ноября 1942 года «Об ответственности за невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству колхозными дворами и единоличными хозяйствами». Этим постановлением суду было предоставлено право налагать в военное время штрафы за невыполнение в срок обязательных натуральных поставок государству в размере до двукратной рыночной стоимости не сданной в срок натуральной продукции, причем помимо штрафа взыскивалась рыночная стоимость переданной продукции. Взыскание как штрафа, так и самой стоимости не сданной в срок натуральной продукции было возложено на финорганы [9].

В годы войны широко были распространены взносы населения в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. За период 1941 – 1945 гг. в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. руб. Кроме того, государство активно привлекало средства населения с помощью государственных займов. За годы войны с помощью займов было привлечено 113,9 млрд. руб., что составило 10,2% от всех бюджетных доходов военного времени. За годы войны налоги с населения увеличились в 4,2 раза, тогда как налоги с государственных организаций возросли только на 21,4%. Всего за годы войны население выплатило налогов и сборов на сумму 133 млрд. руб., что составило 11,9% всех доходов бюджета. Таким образом, советская система финансов и налоговая система СССР периода Великой Отечественной войны показали свою эффективность и жизнеспособность, позволив государству мобилизовать все ресурсы на защиту страны и обеспечить победу в тяжелейшей войне.

Источники и литература.

1. Гладков И.А. (ред.) История социалистической экономики СССР: В 7 т. – М.: Наука, 1976 – 1980. – Т. 5. – С. 504.

2. Пономарёв Н. (ред.) Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941-1942 гг. – Л., 1942. – С. 232.

3. Гладков И.А. (ред.) История социалистической экономики СССР: В 7 т. – М.: Наука, 1976 – 1980. – Т. 5. – С. 505-506.

4. Плотников К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства. – М.: Госфиниздат, 1955. – С. 305-309.

5. Толкушкин А.В. История налогов в России: учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – С. 225.

6. Там же. – С. 226.

7. Толкушкин А.В. История налогов в России: учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – С. 234-239, 242-247.

Налогообложение в период великой отечественной войны (1941-1945)

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Налогообложение в период великой отечественной войны (1941-1945)

Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны, внесла существенные изменения в финансовую и налоговую политику. Резко сократились экономические возможности государства в связи с оккупацией западных районов страны, развернулась огромная работа по эвакуации оборудования, ценностей, людей, началась перестройка народного хозяйства на военный лад. Сократились доходы госбюджета — со 180 млрд. руб. в 1940 г. до 165 млрд. в 1942 г.; в том числе доходы от соц. хозяйства уменьшились со 158 млрд. руб. до 108 млрд. руб. В годы войны не удалось избежать расстройства денежного обращения, избыточной инфляции, роста цен (на отдельные продукты и товары цены выросли в 10—15 раз), снижения покупательной способности рубля.

Тем не менее, созданный в предвоенные годы экономический потенциал, широкое привлечение средств населения, несмотря на огромные потери, обеспечили устойчивость финансовой системы СССР. Основными источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен на товары не первой необходимости (водка, табак, парфюмерия и т.п.), повышение налогов, займы и другие добровольные сборы с населения. Расходы госбюджета возросли со 174,3 млрд. руб. в 1940 г. до 182,8 млрд. руб. в 1942 г., в том числе военные расходы с 56,7 млрд. до 108,4 млрд. руб. Недостающие суммы покрывались за счет денежных эмиссий и использования гос. резервов. Проводился режим жесткой экономии расходов.

Повышение прежних и введение новых налогов

В условиях начавшейся войны в налоговой системе произошли существенные изменения:

• государство вынуждено было значительно повысить налоги и различные сборы с населения. Платежи населения в бюджет возросли с 19 млрд. руб. в 1940 г. до 44,7 млрд. руб. в 1942 г.;

• расширялся круг плательщиков в основном за счет привлечения к уплате налогов лиц, «не имеющих собственных доходов», т.е. иждивенцев;

• более полно учитывались облагаемые доходы, в частности возросшие доходы крестьян от продажи на рынке своей продукции по возросшим ценам;

• изменились принципы построения некоторых налоговых платежей, например, при введении военного налога в 1942 г. Был использован давно известный принцип подушного налога, который упрощал его раскладку и сбор.

В начале войны в связи с оккупацией значительной территории страны, перестройкой промышленности, сокращением производства существенно уменьшились поступления налога с оборота: в 1940 г. — 105,9 млрд. руб. (58% бюджета), в 1942 г. — 66,4 млрд. руб. (40,2%). С упорядочением работы промышленности он стал повышаться и в 1945 г. составил уже 123,1 млрд. руб. Большую роль в росте налога с оборота сыграло сокращение издержек производства (на 30—50% за годы войны).

Все основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. 3 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения».

Плательщики надбавки подразделялись на две категории:

1) рабочие и служащие;

2) прочие плательщики. Внутри каждой категории размер надбавки зависел от отношения плательщика к действительной военной службе или призыву в армию по мобилизации. Надбавка к сельхозналогу была установлена в размере 100% к сумме сельскохозяйственного налога. Семьям колхозников и единоличников, имевшим военнослужащих, предоставлялись льготы: 1 военный — скидка 50%, 2 и более — полное освобождение. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на 1 месяц вперед.

Надбавка на подоходный налог рабочих и служащих, не подлежащих призыву на военную службу, устанавливалась в размере (в процентах к окладу подоходного налога): с месячным заработком от 300 до 500 руб. — 50%, с заработком от 500 до 600 руб. — 75%, с заработком свыше 600 руб. — 100%. Рабочие и служащие с заработком менее 300 руб. от уплаты надбавки освобождались. Лица, подлежащие призыву на действительную военную службу, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали временную надбавку к подоходному налогу в следующем размере: при месячном заработке до 300 руб. — 100%, от 300 до 500 руб. — 150%, при заработке свыше 500 руб. — 200%; остальные, не работающие по найму, — в размере 200% оклада подоходного налога. Указом от 30 апреля 1943 г. объединялись в один платеж подоходный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

21 ноября 1941 г. Президиум ВС СССР принял указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили. С1944 г. бездетные граждане, облагавшиеся подоходным налогом, платили 6% от заработка, имевшие одного ребенка— 1%,двухдетей —0,5%. Этот порядок распространялся на некооперированных кустарей, ремесленников и прочих граждан, имевших источники дохода, облагаемые подоходным налогом. С плательщиков сельхозналога этот налог взимался соответственно в размере 150 руб., 50 руб. и 25 руб. в год. Граждане, не имевшие самостоятельного источника дохода, т.е. иждивенцы, платили 90 — 30— 15 руб. в год. От налога освобождались все военнослужащие. Те военные, которые уволены из армии вследствие ранения, если им не назначена пенсия, освобождались от уплаты налога в течение года со дня увольнения, а при назначении пенсии они от налога освобождались. Жены военнослужащих, погибших или пропавших без вести, к уплате налога не привлекались на период войны. Не привлекались к уплате налога родители, дети которых погибли или пропали без вести на войне. Введение вышеуказанного налога позволило увеличить пособия многодетным семьям и одиноким матерям.

Указом Президиума ВС СССР вводится военный налог с одновременной отменой надбавок к сельскохозяйственному и подоходному налогам. По словам М.Л. Тамарченко, «военный налог выступал формой общегражданского участия народа своими средствами в финансировании войны и был призван мобилизовать дополнительные средства для покрытия военных расходов». Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18 летнего возраста, независимо от наличия источника дохода. Исключение составляли военнослужащие, находящиеся в действующей армии, т.е. на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1й и 2й групп. Инвалиды войны остальных групп освобождались от 50процентной надбавки к налогу, установленной гражданам призывного возраста, но не призванным в армию. Военнослужащие частей налог платили. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке от 150 до 600 руб. с человека в год, дифференцированной по районам. С рабочих и служащих налог взимался в зависимости от заработной платы (по основной работе и по совместительству): от 10 руб. в месяц при годовом заработке в пределах до 1800 руб. и до 225 руб. в месяц при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемый минимум не устанавливался. Общая сумма налога не должна была превышать 4050 руб. в год для лиц призывного возраста и 2700 руб. для остальных, это были максимальные ставки.

С кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, имевших доходы от работы не по найму, налог взимался по утроенным ставкам, установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 руб. устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сх. и подоходного налогов. Интересно отметить, что в его построении был использован принцип подушного налога. Военный налог был самым крупным налогом. В 1944 г. он дал бюджету 28,7 млрд. руб. из общих налоговых поступлений 37,2 млрд. руб., а всего за 1942—1945 гг. по военному налогу поступило в бюджет 72,1 млрд. руб.

Рост цен на сельскохозяйственную продукцию позволил пересмотреть нормы доходности по уплате сельхозналога в сторону их повышения. Поданным В.П. Дьяченко, в 1942 г. фактический доход крестьян превышал нормативно установленный в 7—10 раз. В июне 1943 г. нормы доходности были повышены в 3—4 раза. Поступления от сельхозналога с 2,1 млрд. в 1942 г. возросли до 5,6 млрд. в 1945 г. Одновременно в 2 раза повышен налог на единоличников.

Следует иметь в виду, что заготовительные цены во время войны оставались на довоенном уровне, т.е. были символическими. Государство платило колхозам за килограмм зерна 7—8 коп., за кг картофеля — 3 коп., за голову крупного рогатого скота — 41—53 руб., за свинью — 32—48 руб. А цены на рынке в это время были выше в 100—200 раз. Например, в Перми в 1944 г. 1 кг картофеля стоил 65 руб., овощей — 53 руб., мяса — 293 руб., 1 литр молока — 74 руб. Резко сократилась выдача зерна на трудодни. В 1942 г. из предполагавшихся к выдаче на трудодни 44 млн. ц зерна было выдано фактически 24 млн., в 1943 г. 29,5 вместо 35 млн.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) обязательный минимум трудодней в расчете на год был повышен: в хлопководческих районах со 100 до 150, в нечерноземной полосе, северных и восточных областях с 60 до 100, в остальных с 80 до 120. Устанавливалась более строгая ответственность за несвоевременную утрату налогов (постановлением СНК СССР).

Подверглась перестройке система местных налогов и сборов. Указ Президиума ВС СССР «О местных налогах и сборах» установил следующие местные налоги:

1) налог со строений;

2) земельная рента;

3) сбор с владельцев транспортных средств;

4) сбор с владельцев скота;

5) разовый сбор на колхозных рынках. Местным властям было предоставлено право понижать ставки местных налогов или вводить дополнительные льготы. 10 сентября 1942 г. введен налог со зрелищ. В мае 1943 г. введен сбор за регистрацию охотничье промысловых собак — 4 руб. В результате поступления по местным налогам в 1944 г. возросли в 3 раза по сравнению с 1940 годом.

В апреле 1942 г. был увеличен перечень документов и действий, оплачиваемых госпошлиной, повышены ее ставки. В результате в 1944 г. поступления по местным налогам и сборам возросли в 3 раза и составили 20% всех доходов местных бюджетов. Всего за период войны (до 1 января 1946 г.) население выплатило налогов и сборов на сумму 133 млрд. руб. или 24,1% всех военных расходов.

Привлечение средств населения

Более широко стали привлекаться в бюджет средства населения. И если в довоенное время для этого требовалось проводить постоянные массовые кампании, то теперь трудящиеся сами проявляли инициативу сбора средств на нужды обороны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Расширялась подписка на займы, которая за 4 года войны дала бюджету 89,7 млрд. руб. По данным проф. В.М. Родионовой (Финансовая академия при Правительстве РФ), на долю займов приходилось 10,2% бюджетных доходов военного времени. Из общей суммы средств госбюджета за 1941—1945 гг. 1117,1 млрд. руб. в виде займов поступило 113,9 млрд. руб. в годы войны было несколько видов займов. Основную массу поступлений дали займы, которые размещались среди населения по подписке. Большинство рабочих и служащих подписывались на 1—2месячную зарплату. Например, первый военный заем был выпущен 8 апреля 1942г. на сумму 10 млрд. руб., аза 10 дней люди подписались на 13,2 млрд. руб.; второй заем предполагал подписку на 12 млрд. руб., фактически она дала за 7 дней 20,8 млрд. руб.; третий и четвертый займы дали соответственно 29 и 26,7 млрд. руб. (более плана на 16 и 6,7%). Тиражи выигрышей проводились на протяжении всей войны.

Второй вид займов военного времени — займы, размещенные среди колхозов и промысловых артелей, которые сами определяли сумму займа исходя из своих возможностей. Доход по этим займам выплачивался в виде процентов (2% годовых); государство получило в бюджет 5 млрд. руб.

Третий вид — это особые займы, предназначенные для вложения в них части свободных средств сберкасс и органов Госстраха. Они были беспроцентными и без облигационными. За годы войны по этому виду займа было привлечено в бюджет 5,8 млрд. руб.

Четвертый вид займов — свободно обращающиеся облигации государственного выигрышного займа выпуска 1938 г. Он предназначался для свободного хождения и реализовывался покупателями за наличный расчет. Чтобы удержать у себя эти средства, государство на время войны приостановило приобретение сберкассами этих облигаций у населения.

Кроме фискальной задачи пополнения бюджета госзаймы сыграли важную роль в финансовой стабилизации, поскольку позволили не допустить чрезмерной эмиссии, изымая немалую часть средств населения из оборота. За годы войны поступления по займам составили 10,2% общей суммы доходов, тогда как в 1940 г. они не превышали 5% доходов.

В первый же день войны решением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было введено регулирование выдач вкладов из сберкасс и ограничение продажи свободно обращавшегося займа. Кроме того, в сберкассы на специальные счета рабочих и служащих поступали денежные компенсации по отмененным на время войны отпускам. Общая сумма составила 1,1 млрд. руб. Использование этих средств отодвигалось до послевоенного времени.

Вскоре после начала войны был создан «Фонд обороны», денежные взносы и ценности, в который принимались в любом отделении Госбанка. Люди сдавали свои сбережения и ценности, чтобы приблизить день победы. Рабочие многих предприятий, служащие, интеллигенция отчисляли в «Ф.О.» ежемесячно дневной или двухдневный заработок; сдавали свои сбережения крестьяне. Сюда же шли средства от субботников.

Вся страна знала имя саратовского колхозника Ферапонта Головатого, который осенью 1942 г. привез в обком партии мешок с деньгами — 100 тыс. руб. на постройку боевого самолета. Через год он сдал еще 100 тыс. руб. на очередной самолет. Этот патриотический почин был подхвачен в других областях. Тамбовские колхозники собирали средства для строительства танковой колонны; за две недели они внесли 40 млн. руб. Ивановские крестьяне собрали 136 млн. руб., московские — 209 млн., ярославские — 131 млн., горьковские — 204 млн., калининские — 160 млн. руб.

За годы войны в «Фонд обороны» поступило свыше 17 млрд. руб. наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 млрд. руб. драгоценностей, свыше 4,5 млрд. руб. облигациями госзаймов, свыше 0,5 млрд. руб. вкладов в сберкассы (в ценах 1941 г.). На эти средства было построено 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров и др. виды оружия и военного снаряжения. Поданным Н.А. Вознесенского, добровольные взносы населения за годы войны дали государству 94,5 млрд. руб.; по данным А. В. Толкушкина, — 111,7 млрд. руб. Формой участия населения в военных расходах были также денежно-вещевые лотереи. В 1941—44 гг. состоялись 4 лотереи, которые дали 1,2 млрд. рублей.

Еще один источник средств пополнения бюджета во время войны — коммерческие магазины, которые с апреля 1944 г. стали открываться в Москве, а затем в других крупных городах. В этих магазинах население могло покупать продукты и товары без карточек, но по более высоким ценам. В начале 1945 г. такие магазины действовали в 25 городах страны. В этом году на долю коммерческой торговли приходилось 9,6% всего розничного товарооборота страны, что давало ощутимую добавку в бюджет страны.

Налогообложение на оккупированной советской территории

Почти не разработан вопрос о налогообложении на оккупированной советской территории. Политика тотального ограбления населения оккупированной советской территории была сформулирована в документе, который носил название «Общие основы экономической политики в оккупированных восточных областях» от 8 ноября 1941 г. В нем говорилось: «Во всей экономической работе главным является производство продовольствия и добыча сырья. При помощи дешевой себестоимости продукции, при сохранении низкого жизненного уровня местного населения ставится цель достичь наиболее высокого выпуска продукции для снабжения рейха и остальных европейских стран». «Об обеспечении населения ценными продуктами потребления не может быть и речи. Наоборот, все тенденции повышения общего жизненного уровня должны заранее подавляться самыми жестокими средствами». И, наконец: «Уровень зарплаты и цен в России нужно держать на самой нижней ступени».

Руководствуясь этими директивами, местные оккупационные власти конкретизировали свои действия.

Например, на Украине в декабре 1941 г. были предложены следующие меры, позволяющие свести к минимуму потребление местного населения:

1) уничтожение излишних едоков (евреев), а также населения крупных городов, из которых такие, как Киев, вовсе не получат никакого продовольствия;

2) чрезвычайное сокращение норм для украинцев — жителей городов;

3) сокращение потребления продуктов сельским населением.

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что главным средством изъятия продовольствия, сырья, ценностей у населения были не налоги, а прямые реквизиции и грабежи, которые, как правило, сопровождались насилием, расстрелами, сжиганием целых деревень.

Документом, регламентирующим налоговую политику оккупационных властей, стало «Временное распоряжение о взимаемых налогах и сборах», изданное главнокомандующим сухопутными войсками Германии в октябре 1941 года. В нем устанавливались основные принципы и направления налоговой политики. Что касается видов налогов, их размеров, то это определяли местная администрация и военное командование на местах.

Однако в некоторых оккупированных районах налоги вводились до обнародования «Временного распоряжения. ».

Так, в Смоленске на период с 1 августа по 31 декабря 1941 г. устанавливались следующие налоги:

• налог со строений в размере 0,5% от суммы страховой стоимости;

• налог на земли, находящиеся в частном владении, занятыми подтоварными помещениями и складами — 1 руб. с кв. м; под жилыми и иными строениями — 12 коп. с кв. м; под дворами, садами, огородами — 5 коп. с кв. м;

• налог со скота: с лошади — 75 руб., с головы крупного рогатого скота — 15 руб., с козы — 1 руб.;

• патентный сбор с торговли: с лотков, с рук, переносных столов— 30 руб. в месяц; с ларьков — 75 руб., с закрытых помещений — 100 руб.;

• с промышленных и кустарных предприятий: с 1 рабочим — 20 руб., с 2—3 рабочими — 40 руб., с 4—5 рабочими — 60 руб., с 6—10 рабочими — 100 руб., свыше 10 рабочих — 200 руб.;

• по всем видам торговли и промышленным предприятиям взимался налог 2% с оборота;

• подоходный налог с рабочих и служащих взимался по прогрессивной ставке с суммы 150 руб. и выше; 150 руб. — необлагаемый минимум; с зарплаты 1001 руб. в месяц налог составлял 42 руб. + 7% с суммы, превышающей 1000 рублей.

В Краснодарском крае на 1942 г. были установлены следующие налоги: подушный — 30 руб. в год, задом — 100 руб., на молоко от одной коровы — 120 литров = 150 руб., за телку — 100 руб., за овцу— 10 руб., за поросенка — 20 руб., за собаку — 10 руб.

В Псковской области и Лужском районе Ленинградской области в 1942 г. действовали одновременно денежные и натуральные налоги: с каждого хозяйства — 240 руб., поголовный — 120 руб., на покупку лошади — 500—800 руб., на содержание волостного старшины —1—5 руб. в месяц со двора, на содержание войск — 5— 10 руб.; 2 центнера ржи с гектара, ячменя и овса — по 1 ц с гектара, молока — 360 л с коровы, яиц с одной курицы — от 10 до 50 штук в год, картофеля — 10—50 т с деревни.

В отдельных районах Смоленской области в 1942—1943 гг. взимались следующие налоги: 100 яиц с каждого члена общины в год, 330 л молока с коровы, подушный налог — 120 руб. в год, за кошку — 50 руб., за собаку — 150 руб. (без привязи — 500 руб.) в год. В Белоруссии в 1942 г. натуральные налоги взимались по следующим нормам: зерновые — 3—4 ц с гектара, молоко — 350 л от коровы, свинина — 100 кг с каждого двора, яйца — 35 штук с курицы, птица —6 кг со двора, шерсть— 1,5 кг с овцы и т.п.

Эти примеры показывают, что единых количественных показателей не существовало, отличия по различным районам были довольно большие в раде районов оккупационные власти вводили средневековые налоги: на бороду — 10 руб., за крестины — 1 пуд ржи, за свадьбу—2 пуда ржи, за дымовую трубу — 5 руб. в месяц, за окно на улицу — 20— 25 руб. в месяц, школьный налог составлял 135 руб.

Интересные сведения о налогах и повинностях крестьян в Витебской области приводятся в отчете 1й партизанской бригады им. К. Заслонова, написанном после освобождения. «До 1943 г., пока линия фронта находилась на расстоянии 100 км от партизанской зоны, немецко-фашистские захватчики заставляли крестьян сдавать ежегодно следующие продукты: 90 кг зерна с 1 га пахотной земли (но обычно крестьяне сдавали не более 50%, прятали зерно в землю), 4 кг куриного мяса и 100 яиц со двора, 360 л молока. Немцы часто брали крестьян с лошадьми на работы на неделю и две, особенно на ремонт дорог. За невыполнение гужевой повинности забирали коров. Зачастую за невыполнение налога вывозили население в Германию, сразу полдеревни. За подозрение в связи с партизанами арестовывали сотнями, расстреливали или жестоко избивали резиновыми палками. С приближением линии фронта в прифронтовой полосе все ценное и запасы продовольствия, необходимые для питания населения, вывозились, постройки сжигались.

В дополнение к налогам действовала зверская система штрафов. Так, в Сумской области за невыход на полевые работы налагался штраф в размере 500 руб.; в Полтавской области за простой тягла — 100 руб., за некачественную работу — 500 руб., за убой скота без разрешения — 2—5 тыс. руб. Денежные налоги принимались в рублях и оккупационных марках, курс которых в отношении рубля был завышен.

Городское население налогами облагалось значительно слабее, т.к. его жизненный уровень был чрезвычайно низким. Рабочие получали за свой труд нищенскую зарплату. Например, рабочий на Минском авиационном заводе за 12часовой рабочий день получал 1—2 марки, в то время как хлеб стоил на рынке 9—10 марок. Был изобретен рецепт хлеба для русских рабочих, работавших на предприятиях: 50% ржаных отрубей, 20% отжимок сахарной свеклы, 29% целлюлозной муки и 10% муки из соломы или сена. Средний заработок рабочего железнодорожного депо в месяц составлял всего 50—60 марок.

Налоги на городских жителей были весьма разнообразны. Например, в Полоцке в 1943 г. платили следующие налоги: подушный налог 100 руб. с каждого жителя от 15 до 60 лет, земельная рента налог на содержание уличного старосты, на владельцев собак — 15 руб., кошек — 10 руб., на кустарей — 25% с дохода, страховой сбор. Кроме того, горожане облагались разовыми сборами. Например, в августе 1941 г. все граждане должны были сдать в военные комендатуры изделия из золота. В Смоленске жители должны были сдать велосипеды. Зимой 1941/42 гг. оккупационные власти изымали у населения валенки, полушубки, теплую одежду.

Д. К. Комаров делает вывод, что «чудовищные по своим объемам и методам взимания оккупационные налоги были изначально невыполнимы». У крестьян отбирались семенной фонд, тягловая сила, орудия труда. Автор приводит итоговые цифры выполнения налоговых заданий. В одном из районов Белоруссии поставки за 1942 г. выполнены по зерну на 79%, по картофелю — на 39,6%, по шерсти — на 17%, задолженность по денежным налогам по 11 областям района составила 620 тыс. руб., или 32,8%. Другой причиной недовыполнения поставок и налогов был скрытый саботаж, а также снабжение продовольствием партизанских отрядов.

Продовольствие и сырье, изъятые разными способами, направлялись в Германию. По данным немецких источников, с начала оккупации и по июль 1943 г. только с Украины оккупанты вывезли: зерна — 3,6 млн. т, бобовых — 100 тыс. т, масла — 50 тыс. т, картофеля — 0,5 млн. т, меда и варенья — 25 тыс. т, сахара — 155 тыс. т, хлопка — 5 тыс. т, шерсти — 7 тыс. т, конопли и льна — 5,5 тыс. т, лекарственных трав — 1,5 тыс. т. С начала оккупации и по март 1944 г. отправлено с оккупированной территории в Германию 1150 тыс. т железной руды, 1136 тыс. т марганцевой руды и концентрата.

Карательные меры за невыполнение поставок были крайне жестокими, вплоть до казни людей и сжигания целых деревень. Например, с 24 сентября по 10 октября 1943 г. в Вилейском уезде Молодечненской области во время карательной экспедиции было сожжено 87 деревень, захвачено 11 146 голов крупного рогатого скота, 2367 свиней, 1284 лошади, 18 087 овец, 3059 голов мелкого скота, 1680 ц зерна, 4104 ц картофеля, 34 ц льна, 51 ц овощей, 17 ц гороха.

На Украине за период оккупации только личного имущества граждан было изъято: 326 тыс. лошадей, 3722 тыс. голов крупного рогатого скота, 4941 тыс. свиней, 1825 тыс. голов овец и коз, 40 246 тыс. единиц птицы, 600 тыс. т муки и крупы, 66 250 тыс. т картофеля, овощей и фруктов. В Орловской области у населения и колхозов было отобрано: 119 886 лошадей, 17 161 голова крупного рогатого скота, 88 004 козы и овцы, 10 994 свиньи, 334 тыс. штук птицы, 82 054 т зерна и др. продуктов. Приведенные факты и цифры дают представление о масштабах ограбления населения оккупированных областей СССР, которые по окончании войны сложились в чудовищно большую сумму потерь.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

Натуральный налог великая отечественная

Ухудшение финансового положения государства проявилось в увеличении сумм внешних и внутренних займов, снижении покупательной способности рубля, снижении золотого запаса, росте бумажно-денежной эмиссии. Для покрытия растущих военных расходов правительство было вынуждено систематически повышать ставки действующих налогов и сборов (было осуществлено повышение ставок акцизов на сахар, табак, спички и другие предметы первой необходимости), а также вводить новые чрезвычайные налоги, такие, как военный налог, налог на прирост прибылей, подоходный налог. [c.189]

Военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах. В России военный налог впервые был введен в 1887 г. для мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным соображениям. Денежный налог мог быть заменен натуральным налогом. В 1915 г. военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 г. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [c.189]

В ноябре 1925 г. для получения дополнительных бюджетных ресурсов на социальное обеспечение инвалидов Гражданской войны вводится военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от [c.213]

В годы Великой Отечественной войны была установлена 100%-ная надбавка к Подоходному и сельскохозяйственному налогам, замененная в 1942 г. военным налогом, которым облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. [c.251]

В послевоенный период (до 1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. По мере восстановления экономики проводилась отмена и снижение налогов был полностью отменен военный налог (1946), с большой категории плательщиков отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В 1953 г. проводится коренная реформа сельскохозяйственного налога подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка. [c.253]

Часть Средств для ведения войны была получена в виде налогов, добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти поступления составили около одной четвертой всех бюджетных ресурсов. Во время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13 %. Рост налоговых поступлений в начале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100%-ной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. G введением в 1942 году военного налога эта надбавка была отменена. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения. Это позволило увеличить контингент плательщиков за счет лиц, ранее [c.97]

Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий, позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С I января 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 года поступления от населения [c.98]

GO — совокупные чистые эксплуатационные затраты подрядчика, включая выплаты военного налога и таможенных пошлин. [c.126]

Роялти Военный налог 1990 гг. [c.254]

Иногда ставка специального роялти устанавливается в виде постоянного процента налога с каждого добываемого барреля или тонны сырья. Это происходит достаточно редко, хотя роялти порой называют поземельным налогом или экспортным тарифом, как, например, в бывшем Советском Союзе. Еще одну разновидность специального роялти — военный налог в размере одного доллара (900 песо) с барреля — можно встретить в Колумбии. Эти налоги более регрессивны, нежели обычный роялти. [c.201]

Одним из условий высоких темпов восстановления и дальнейшего развития народного х-ва была быстрая послевоенная перестройка экономики и финансов, к-рая началась еще в 1945 г. С этого года были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим и стала производиться выплата средств, накопленных на специальных вкладах. Отменяется военный налог. Необходимо было укрепить финансово-кредитные отношения, поднять значение хозяйственного расчета, прибыли, добиваться снижения себестоимости продукции, усилить внимание хозяйственных организаций к мобилизации внутренних ресурсов и режиму экономии. Сразу после окончания войны было проведено резкое сокращение военных расходов в 1945 г. по смете Министерства вооруженных сил СССР они составили 128,2 млрд. руб. против 137,9 млрд. по утвержденному бюджету на 1945 г., а к 1949 г. удельный вес расходов на оборону в бюджетных расходах был уже почти вдвое меньше, чем в довоенном 1940 г. В 1946 г. восстанавливается фонд директора. [c.541]

В Советском государстве Ч. н. являлись в период гражданской войны — единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог (см.), представлявший собой фактически контрибуцию с буржуазных элементов, в 1922 г. — общегражданский налог для оказания помощи голодающим (см. Единовременный общегражданский налог), в 1924 г. — единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая. В годы Великой Отечественной войны была установлена надбавка к подоходному и с.-х. налогам, замененная в 1942 г. военным налогом, к-рый в 1946 г. был отменен. [c.606]

Главной статьей доходов государственного бюджета являются налоги (60% доходов). В годы войны в Ш. был введен ряд новых крупных налогов, в частности военный налог— основной вид прямых налогов — и налог на оборот, взимаемый преимущественно с предметов потребления. Доля налогов в доходах бюджета повысилась против довоенного уровня почти вдвое. За период с 1950 по 1962 г. налоговые поступления по федеральному бюджету возросли на 80%. На обложение по обороту и военный налог приходится 70% всех налоговых поступлений. Кроме того, к косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы на табак, пиво и др. Ок. 38% доходов бюджета дают таможенные пошлины, увеличившиеся с 1950 г. в 2,9 раза. [c.610]

ВОЕННЫЕ НАЛОГИ уплачиваются лицами, освобожденными от воинской повинности или отбывающими ее на льготных условиях по- [c.249]

Основными источниками покрытия В. р. служат налоги и займы, приводящие к увеличению государственного долга, усилению инфляции, к росту обнищания широких народных масс как в воюющих, так и в нейтральных гос-вах. В период войны значительно возрастают прямые и косвенные налоги (повышаются ставки, снижается необлагаемый минимум, отменяется ряд льгот, расширяется круг налогоплательщиков и т. п.) и, кроме того, вводятся новые прямые и косвенные налоги, специальные военные налоги. Для финансирования военных расходов используются кредиты и внешние займы, эмиссия денег на территории оккупированных стран, контрибуции и т. п. [c.250]

Великая Отечественная война потребовала мобилизации огромных материальных и денежных ресурсов на нужды фронта, в связи с чем в 1941—1945 гг. резко возросли в Г. б. СССР расходы на военные цели. Для финансирования этих расходов необходимо было значительно увеличить платежи населения в бюджет, поскольку доходы от социалистич. х-ва снизились в результате временной оккупации части территории СССР и сокращения произ-ва ряда видов гражданской продукции. Был введен военный налог и увеличены поступления [c.328]

Чтобы удовлетворить возросшие военные потребности, государство вынуждено было повысить на время войны налоговые платежи населения. Этого требовали также интересы регулирования денежного обращения и рыночных цен. В начале войны была введена военная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, замененная затем особым военным налогом, который по размерам поступлений превышал все довоенные налоги с населения [c.379]

Налоговые платежи населения. Военный налог [c.403]

С 1942 г. был введен военный налог с одновременной отменой временной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. [c.406]

Таким образом, военный налог, распространявшийся на городское и сельское население, взимался как с граждан, получающих самостоятельные доходы, так и с граждан, самостоятельных источников дохода не имеющих (с иждивенцев). Круг лиц, освобождаемых от военного налога, был значительно уже, чем по подоходному и сельскохозяйственному налогам. В част- [c.406]

Элементы подушного обложения в военном налоге выражались также в том, что налог этот на селе исчислялся и взимался не с хозяйства (крестьянского двора) в целом, а с каждого члена хозяйства (члена семьи) в отдельности. Очевидно, что это требовало установления ставок налога с сельскохозяйственного населения не в процентах к доходу хозяйства, а в твердых ставках, так как определить, какая часть общего дохода хозяйства (двора) может быть признана в качестве дохода отдельного члена хозяйства (двора), представлялось невозможным. [c.407]

Частичное использование в военном налоге элементов подушного обложения вовсе не означает, что налог этот был построен по принципу подушного обложения. Ставки военного налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов в такой степени, что нельзя было рассматривать тот налог как подушный. Военный налог был в основном налогом подоходным. [c.407]

Рабочие, служащие и приравненные к ним лица облагались военным налогом раздельно по источникам доходов (от основной работы и работы по совместительству) по. ступенчатой шкале ставок от 10 руб. в месяц при годовом заработке в пределах до 1800 руб. и до 225 руб. в месяц при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемого минимума не было, что значительно расширяло круг плательщиков налога по сравнению с по- [c.407]

Ставки военного налога для колхозников и единоличников были установлены в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи), В этих пределах средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливались совнаркомами союзных республик, а ставки для районов — исполкомами краевых и областных Советов депутатов трудящихся в зависимости от экономических особенностей каждого района. Исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено также право в исключительных случаях повышать или понижать па 50% районные ставки налога для отдельных селений, в зависимости от расстояния этих селений от рынков сбыта и средних размеров доходов их граждан, получаемых от продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках. [c.408]

Со всех других граждан (кроме колхозников, единоличников и лиц, работающих по найму), имеющих самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, военный налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих, но не менее исчисленной с них суммы подоходного налога за текущий год. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивали военный налог в размере 100 руб. в год. [c.408]

В военном налоге была сохранена также. указанная выше главная особенность временной надбавки к подоходному налогу с населения граждане (кроме инвалидов войны), подлежащие по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, но не призванные или не мобилизованные уплачивали военный налог по установленным для соответствующей группы плательщиков налога ставкам с повышением исчисленной с них суммы налога на 50%. Это повышение не распространялось на инвалидов войны. [c.408]

За 1942—1945 гг. по военному налогу в государственный бюджет поступило 72,1 млрд. руб. После окончания войны налог этот был отменен.. f — [c.408]

Кроме военного налога в 1941 г. был введен еще один налоговый платеж населения, а именно налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, В отличие от военного, этот налог сохранился и после окончания войны, так как был вызван не спе- [c.408]

Вначале к уплате налога привлекались лишь граждане указанных выше возрастов, ие имеющие детей, отсюда и первоначальное название налога налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. С 1944 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о государственной помощи одиноким и многодетным матерям крут плательщиков налога был расширен к уплате налога привлекались также граждане, имеющие менее троих детей от уплаты налога освобождались не все военнослужащие (как это было до 1944 г.), а лишь те из них, которые освобождались от уплаты военного налога. [c.409]

Плательщики налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан подразделялись на те же четыре категории, что и плательщики военного налога. В отношении рабочих и служащих налог являлся строго пропорциональным и ставки налога дифференцировались лишь в зависимости от количества детей с бездетных взимался налог в размере 6% заработка, при наличии одного ребенка —1%, при наличии двоих детей —0,5%. Эти же ставки распространялись на некооперированных кустарей и ремесленников и на прочих граждан, имеющих самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, но размер налога с них не- должен быть во всяком случае менее ставок, установленных для граждан, которые ие имеют самостоятельных источников дохода. С колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав подлежащих обложению сельхозналогом хозяйств, налог взимается твердыми ставками с бездетных — > 150 руб., с имеющих одного ребенка — 50, с имеющих двоих детей — 25 руб. в год. Остальные граждане уплачивали налог в размере соответственно 90, 30 и 15 руб. в год. [c.409]

Введение военного налога и налога на холостяков, одиноких н малосемейных граждан усложняло систему налоговых платежей населения. Чтобы несколько упростить работу налогового аппарата и вместе с тем сократить расходы по его содержанию, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства был [c.410]

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России — промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог. [c.207]

В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налргов и сборов с населения (налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничъе-промысловых собак). Были внесены существенные изменения в системы подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др. [c.249]

Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов. Рабочие и служащие облагались по ступенчатой шкале ставок. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам от 15 до 60 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи). С других граждан, имеющих самостоятельные источники дохода, налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих. Граждане, подлежавшие по возрасту призыву на военную службу или призыву по мобилизации, но немобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали налог по установленным для них ставкам с повышением исчисленных сумм на 50%. Военный налог был отменен с 1 января 1946 г. Общие поступления по военному налогу за весь период действия составили 7,2 млрд руб.1 [c.251]

С этого времени вольноотпущенник становился метеком. Так называли бывших рабов и чужестранцев. Из 26 известных по именам афинских трапезитов IV века до н.э. 14 не были коренными гражданами [47, с. 23 ]. Их положение было довольно неустойчивым. Метек сохранял свои обязанности по отношению к бывшему владельцу и к его семье. Иногда жестко определялось и место его жительства. Имена всех метеков вносились в особые списки. Время от времени все граждане подвергались проверке (докимасии). На праздничных церемониях метеки должны были молчать. Они ежегодно платили особый налог — метекион — и отдельно еще три обола как свидетельство рабского происхождения. Значительная часть чрезвычайного военного налога уплачивалась метеками. При невозможности оплачивать свое новое гражданство метека заключали в тюрьму и после конфискации имущества его продавали в рабство. Он должен был иметь также покровителя из граждан. В редких случаях метеки (самые богатые и щедрые) могли получить права подлинного гражданства, владения имуществом и заниматься любым видом деятельности. С 509 года до н.э. гражданство было дано многим метекам. [c.140]

Специальный роялти представляет собой постоянный процент налога, взимаемого с каждого добытого барреля или тонны. Эта разновидность роялти довольно редка подобный налог — так называемый экспортный тариф, который действовал в бывшем Советском Союзе. Другой разновидностью роялти с определенной ставкой является взимаемый в Колумбии военный налог в размере 1 дол. с 1сфти (900 песо). Этот дополнительный сбор был в 1990 г. и действует в первые шесть лет эксплуатации промыслов. Такие налоги еще более регрессивны, чем обычные роялти. [c.74]

Финансы в период Великой Отечественной войны. Великая Отечесгвеиная война Советского Союза (1941—1945) предъявила к финансовой системе исключительно большие требования. Необходимо было обеспечить финансовыми ресурсами огромные военные расходы, к-рые уже во втором полугодии 1941 г. вдвое превысили довоенный уровень, а также затраты, связанные с переводом народного х-ва на военный лад, перебазированием пром-сти в отдаленные от военных действий р-ны, выплатой пенсий и пособий мобилизованным и их семьям. Между тем обычные доходы государственного бюджета в условиях сокращения произ-ва и реализации гражданской продукции и временного захвата врагом части территории страны сильно сократились. Это выдвинуло неотложную задачу — в кратчайшие сроки, уже в первые недели войны, добиться увеличения бюджетных доходов для покрытия возросших расходов военного времени. Требовалось привести государственный бюджет, всю систему его доходов и расходов в соответствие с условиями военной экономики, усовершенствовать методы финансового контроля, повысить роль финансов в борьбе за режим экономии. Роль государственного бюджета еще более возросла. С самого начала войны были значительно сокращены расходы, не имеющие прямого отношения к потребностям военного времени, мобилизованы как внутрибюджетные резервы, так и финансовые резервы предприятий, учреждений и организаций, отменен фонд директора с соответствующим увеличением отчислений от прибыли в бюджет неиспользованные остатки фонда директора были направлены на покрытие бюджетных расходов. Временно прекращались операции по покупке и продаже облигаций ранее выпущенных займов и выдача ссуд под залог облигаций займов, вводилась военная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, предоставлялось право по решениям общих собраний граждан передавать 75% средств, собранных в порядке самообложения в сельских местностях, в сельские бюджеты для финансирования социально-культурных расходов. С 1 янв. 1942 г. был введен военный налог (взамен военной надбавки к подоходному и сельхозналогу), размеры к-рого превысили поступления по всем довоенным налогам с населения. Был увеличен выпуск государственных займов, организован выпуск денежно-вещевых лотерей С апр. 1942 г. приостановлена выплата денежных [c.540]

Плательщиками военного налога являлись все граждане города и села, достигшие 18-летиего возраста, за исключением а) военнослужащих рядового, младшего командного я младшего начальствующего состава всех родов войск б) военнослужащих среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящихся в действующей Красной Армии, действующем Военно-Морском Флоте и пограничвых войсках в) членов семей военнослужащих, получающих пособие от государства г) инвалидов I и II групп инвалидности д) пенсионеров и граждан преклонного возраста мужчин — в возрасте 60 лет и старше, женщин — 55 лет и старше, если они не имеют дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников дохода. [c.406]

Вторая важнейшая особенность военного налога заключалась в том, что в- его пострвении были применены элементы подушного обложения. Как уже отмечалось, граждане СССР включались в число плательщиков военного налога не на основании того, каковы источники их доходов и имеют ли они вообще самостоятельные источники доходов, а. по возрастному признаку. Такой подушный признак определения состава плательщиков налога значительно упрощал его взимание. Следует отметить, что включение в состав плательщиков налога граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода, могло сыграть известную роль в качестве одного из моментов, стимулирующих поступление на работу лиц, ранее состоявших на иждивении своих родственников. [c.407]

Следовательно, за основу при определении размера военного иалога принимался не доход каждого хозяйства, а средняя доходность по всему району или в исключительных случаях по, данному селению в целом. Такое построение ставок военного налога с колхозников и единоличников не только не ослабляло, но, напротив, усиливало стимулы к увеличению доходов каждого хозяйства, в том числе и посредством расширения продажи сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках. [c.408]

Другие статьи:  Льготы студентам очной формы обучения на поезд