Налоговый кодекс налог на имущество физических лиц с 2019 года

Содержание страницы:

Кто и как будет платить налог на имущество физических лиц в 2019 году

В 2019 году установлен новый порядок расчета налога на имущество, базой для которого выступит кадастровая стоимость, ставка равна 0,1% без учета изменений в отдельных регионах, дополнен список льготных категорий граждан.

В 2019 году будут введены изменения в порядок расчета налога на имущество физических лиц, которые приведут:

  1. К постепенному увеличению ставки и единому порядку ее определения.
  2. Изменению в составе объектов налогообложения.
  3. Введению вычета на отдельные категории недвижимого имущества.
  4. К реализации права оспорить плательщиком кадастровую стоимость.
  5. Расширению списка льготных категорий граждан.
  6. Появлению обязанности к уплате жителями Крыма.

Принципы реформы

Изменения в системе налогообложения начались еще в 2014 году, когда внесли дополнение в Фискальный кодекс. Критерии поправок заключаются в следующем:

  1. Расчет по новым коэффициентам постепенно. Гражданам предложен адаптационный период, в котором использовался низкий показатель. В 2015 году – 0,2 пункта, 2016 и 2017 – 0,6 и в 2018 году достиг нормативного значения и составил 0,8. С 1 января 2019 года для расчета будут использовать утвержденную фискальную ставку, однако можно будет еще заплатить сумму, рассчитанную последний раз на основе инвентаризационной оценки. Согласно новому закону, максимальный рост налога не превысит 10% в год. Итоговый размер должен быть установлен в 2020 году.
  2. Определение выгодной ставки. Первоначальная разница между кадастровой и инвентаризационной оценкой была большой. Суммы отличались более чем в 5 раз. Применение новых показателей позволит пополнить бюджет за счет приближения кадастровой стоимости к рыночным значениям. Изменения приблизили используемые показатели к рыночным значениям.
  3. При несогласии с кадастровой оценкой физическое лицо для защиты интересов обращается в комиссию Росреестра, а при отсутствии желаемого результата в суд.
  4. Размер налога за гаражи и парковочные места сделали одинаковым. До 1 января за машино-место платили 2% от стоимости, согласно кадастру, с нового года ставка составит от 0,1% до 0,3%. Сохранят льготы для налогового вычета. Порядок начисления и возврата будет учтен уже в текущем году за налоговый период 2017 года.

Принципы реализуемой реформы обеспечат пополнение бюджета в большем объеме.

Объекты налогообложения

Оплатить в обязательном порядке налог должен каждый собственник следующих видов имущества:

  • домовладение, квартира, комната или выделенная доля в жилом помещении;
  • объект незавершенного строительства;
  • капитальное строение, в котором одно помещение признано пригодным для проживания;
  • парковочное место или гараж;
  • постройки для хранения хозяйственного инвентаря площадью до 50 квадратных метров, расположенные на участке, предназначенном для строительства дома, высадки плодовых деревьев или овощных культур.

Порядок расчета налога

Согласно Федеральному закону № 334-ФЗ от 03.08.2018, были внесены поправки в 52 статью Налогового кодекса, для граждан с января 2019 году установлены правила использования кадастровой стоимости для расчета налоговой базы на имущество и землю.

Ставка равна 0,1% стоимости, указанной в кадастре. Дополнительно город или регион может увеличить ее размер на 0,2 пункта или отменить.

Налогооблагаемая база рассчитывается исходя из площади без учета 10 метров на владельца комнаты или доли, 20 – квартиры, 50 – собственника частного дома.

Например, в собственности квартира площадью 54 метра, средняя стоимость 1 метра, согласно данным кадастра, 45 000 рублей. Рассчитаем по ставке 0,1%. После вычета установленной законом площади 20 метров сумма к уплате составит 34 х 45 000 х 0,1% = 1 530 рублей.

ВАЖНО: С 1 января 2019 года вычет применяется к комнатам и частям (долям) имущества!

Если в собственности несколько недвижимых объектов, льготы применяют только на один вид недвижимости. Если общая площадь объекта меньше установленного вычета, то оплачивать ничего не надо.

В отдельных регионах установлены ставки прямо пропорционально цене квартиры или дома.

В Москве при оценке в диапазоне 10-20 миллионов налог считают по ставке 0,15%, если недвижимость стоит 20 000-50 000 тыс. руб. – 0,2%, свыше 50 млн до 30 000 000 – 0,3%. Собственники апартаментов оплачивают в размере 0,5% за удобства до 150 квадратных метров и дополнительно 2% на разницу больше установленного минимума. Например, при проживании в апартаментах на площади 200 метров за 150 расчет будет произведен 0,5%, а за оставшиеся 50 квадратов по 2%.

В Постановлении г. Москвы от 26.11.2016 года исключением при расчете базы апартаментов являются перечисленные в нем объекты, кадастровая стоимость которых до 100 000 рублей за метр. Сумма к уплате считается до 1,5%. За гаражи жители столицы платят 0,1%, а хозяйственные строения 0,3%.

В Московской области размер платы устанавливает каждый муниципалитет самостоятельно исходя из особенностей экономического развития района. Средние значения:

  • для квартир, комнат, долей 0,1%;
  • незавершенных объектов строительства и частных домовладений 0,3%;
  • парковки, гаражи, сараи 0,3%.

В Татарстане размер сбора установлен 0,2% для проживающих в квартирах, 0,3 – собственников домов, 0,1 – построек для хранения инструментов и садового инвентаря.

По оценке специалистов, больше всего негативных последствий будет у собственников старых квартир, расположенных в центральной части городов, так как фискальный расчет будет выше в 8-10 раз, чем ранее уплачиваемый. Физическим лицам, проживающим в спальных районах, платить придется в 1,5-2 раза больше. Подробно все ставки и порядок их утверждения представлен на сайте ФНС.

Для коммерческих помещений фискальный взнос установлен:

  • 2% от цены, превышающей 30 000 000 рублей;
  • 0,5% для других видов имущества.

При владении смешанными типами объектов, сочетая в себе офисы и торговые площади, база для расчета будет уменьшена на 1 000 000 рублей.

В 2019 году будет максимальный рост до 20% в регионах, в которых коэффициент меньше 0,6 пунктов. В других – которые постепенно изменили ставки с 2015, и установлен показатель 0,8, применять понижение перестанут. Цель – привести все ставки к единому значению на всей территории страны. Сегодня они дифференцированы, так как разные муниципалитеты вступали с программу в период с 2015-2017 годы постепенно.

ИФНС теперь не будет присылать уведомления, для своевременной оплаты проверяйте данные на сайте ФНС или через Госуслуги.

Правила уменьшения кадастровой стоимости

Закон допускает право на установление объективной стоимости. С момента реализации изменений Росреестр рассмотрел и удовлетворил 40% всех поступивших заявлений, поступивших по вопросу уменьшения данных в кадастре. Если заявление было оставлено без удовлетворения, соберите документы в суд, которые подтвердят ошибку государственных органов при проведении оценки.

Перечень документов для обращения в судебную инстанцию:

  1. Заявление.
  2. Справка о кадастровой стоимости, которая должна быть уменьшена.
  3. Копии правоустанавливающих документов, нотариально заверенные.
  4. Доказательства неточности учреждения при расчете цены объекта.
  5. Отчет об определении стоимости.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

При наличии вопросов или отсутствии времени на посещение судебных инстанций доверить решение проблемы можно юристу, который по доверенности представит интересы.

ВАЖНО: Госпошлина и цена услуг независимого оценщика не будут компенсированы при удовлетворении иска, единственный результат – установление справедливой цены и последующий корректный расчет налога.

Например, оценка в кадастре указана 5 000 000 рублей, а рыночная 3 000 000 рублей. Оплата услуг оценщика 3 000 рублей, оформление выписки из ЕГРН 300 рублей. Экономия – платежи в бюджет, рассчитанные по адекватным данным. При стоимости в 5 млн сумма к уплате при ставке 0,1% равна 5 000 рублей, 3 000 000 – 3 000 рублей. Выгода 2 000 позволит за 1,5 года окупить понесенные затраты.

Утвержденная судом кадастровая оценка будет использоваться после вступления решения суда в законную силу, как правило, 10 дней с момента его вынесения. Пересчет налога произведут с момента последней оценки, учитываемой для определения размера налоговых платежей.

Льготы по налогу на имущество

Льготы доступны отдельным категориям граждан:

  • пенсионерам по выслуге лет или возрасту;
  • пенсионер в связи с потерей кормильца;
  • подтверждение 1-й или 2-й группы инвалидности;
  • участники ВОВ;
  • родители или супруги гражданина, погибшего при выполнении служебных обязанностей на государственной службе;
  • родители ребенка-инвалида;
  • военнослужащие.

Больше информации по льготам в цикле статей льготы ветеранам труда.

Установлены поправкой льготы для инвалидов детства. В отдельных субъектах федерации введены льготы для многодетных семей.

Платить фискальный сбор обязаны и лица, не достигшие 18 лет. Если бабушка или родственники оформили имущество на школьника. Ответственность за поступление средств в бюджет лежит до его совершеннолетия на родителях.

ВАЖНО: Льготные категории граждан не платят за один объект в каждой категории. Если пенсионер по возрасту имеет 2 квартиры, гараж и дом, то платить надо будет только за 1 из квартир.

Особенности уплаты налога в Крыму

Жители полуострова освобождены от платежей до тех пор, пока не будет сформирован кадастр всех объектов. Задача реализуется постепенно. Так как только в Севастополе более 70 000 объектов описывается и оценивается. По мере завершения работ в каждом городе или районе Крыма платежи будут вводиться. С 01.01.2019 жители Севастополя уже будут пополнять бюджет страны.

Проблема при пополнении кадастра заключается не только в объеме работ, установленных для Росреестра. В Крыму, как в других районах страны, присутствует много земельных участков, хозяйственных построек и гаражей, не поставленных на учет должным образом. Для ускорения легализации объектов Правительство установило до 2019 года возможность бесплатно приватизировать садовые и земельные участки.

Ставки для Крыма не установлены, однако известно, что они будут меньше, чем в крупных городах России, но кадастровую стоимость приблизят к рыночной. В бюджет ожидают поступления от жителей Севастополя на сумму не менее 750 000 000 рублей ежегодно.

Штрафные санкции

За неуплату налога или несвоевременное уведомление об изменении объектов налогообложения предусмотрены санкции. За утаивание недвижимости придется заплатить 20% от кадастра за каждый объект. Сообщить о появлении нового объекта собственности можно посредством личного обращения в ИФНС, по электронной почте или через личный кабинет, можно отправить заказное письмо с уведомлением.

Другие статьи:  Арест на счета организации

ВАЖНО: Расчет по новой стоимости произведут с момента внесения данных в ЕГРП.

Единая методика проведения кадастровой оценки позволит избежать ошибок и уменьшить количество обращений граждан по ее изменению. Расчет по новым правилам, с одной стороны, увеличит налоговую нагрузку на граждан, особенно это будет ощутимо для среднего класса. С другой – рост коэффициентов на дорогостоящую собственность позволит привлечь в бюджет больше средств, которые будут направлены на решение социальных программ.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Кто и как будет платить налог на имущество физических лиц в 2019 году

В 2019 году установлен новый порядок расчета налога на имущество, базой для которого выступит кадастровая стоимость, ставка равна 0,1% без учета изменений в отдельных регионах, дополнен список льготных категорий граждан.

В 2019 году будут введены изменения в порядок расчета налога на имущество физических лиц, которые приведут:

  1. К постепенному увеличению ставки и единому порядку ее определения.
  2. Изменению в составе объектов налогообложения.
  3. Введению вычета на отдельные категории недвижимого имущества.
  4. К реализации права оспорить плательщиком кадастровую стоимость.
  5. Расширению списка льготных категорий граждан.
  6. Появлению обязанности к уплате жителями Крыма.

Принципы реформы

Изменения в системе налогообложения начались еще в 2014 году, когда внесли дополнение в Фискальный кодекс. Критерии поправок заключаются в следующем:

  1. Расчет по новым коэффициентам постепенно. Гражданам предложен адаптационный период, в котором использовался низкий показатель. В 2015 году – 0,2 пункта, 2016 и 2017 – 0,6 и в 2018 году достиг нормативного значения и составил 0,8. С 1 января 2019 года для расчета будут использовать утвержденную фискальную ставку, однако можно будет еще заплатить сумму, рассчитанную последний раз на основе инвентаризационной оценки. Согласно новому закону, максимальный рост налога не превысит 10% в год. Итоговый размер должен быть установлен в 2020 году.
  2. Определение выгодной ставки. Первоначальная разница между кадастровой и инвентаризационной оценкой была большой. Суммы отличались более чем в 5 раз. Применение новых показателей позволит пополнить бюджет за счет приближения кадастровой стоимости к рыночным значениям. Изменения приблизили используемые показатели к рыночным значениям.
  3. При несогласии с кадастровой оценкой физическое лицо для защиты интересов обращается в комиссию Росреестра, а при отсутствии желаемого результата в суд.
  4. Размер налога за гаражи и парковочные места сделали одинаковым. До 1 января за машино-место платили 2% от стоимости, согласно кадастру, с нового года ставка составит от 0,1% до 0,3%. Сохранят льготы для налогового вычета. Порядок начисления и возврата будет учтен уже в текущем году за налоговый период 2017 года.

Принципы реализуемой реформы обеспечат пополнение бюджета в большем объеме.

Объекты налогообложения

Оплатить в обязательном порядке налог должен каждый собственник следующих видов имущества:

  • домовладение, квартира, комната или выделенная доля в жилом помещении;
  • объект незавершенного строительства;
  • капитальное строение, в котором одно помещение признано пригодным для проживания;
  • парковочное место или гараж;
  • постройки для хранения хозяйственного инвентаря площадью до 50 квадратных метров, расположенные на участке, предназначенном для строительства дома, высадки плодовых деревьев или овощных культур.

Порядок расчета налога

Согласно Федеральному закону № 334-ФЗ от 03.08.2018, были внесены поправки в 52 статью Налогового кодекса, для граждан с января 2019 году установлены правила использования кадастровой стоимости для расчета налоговой базы на имущество и землю.

Ставка равна 0,1% стоимости, указанной в кадастре. Дополнительно город или регион может увеличить ее размер на 0,2 пункта или отменить.

Налогооблагаемая база рассчитывается исходя из площади без учета 10 метров на владельца комнаты или доли, 20 – квартиры, 50 – собственника частного дома.

Например, в собственности квартира площадью 54 метра, средняя стоимость 1 метра, согласно данным кадастра, 45 000 рублей. Рассчитаем по ставке 0,1%. После вычета установленной законом площади 20 метров сумма к уплате составит 34 х 45 000 х 0,1% = 1 530 рублей.

ВАЖНО: С 1 января 2019 года вычет применяется к комнатам и частям (долям) имущества!

Если в собственности несколько недвижимых объектов, льготы применяют только на один вид недвижимости. Если общая площадь объекта меньше установленного вычета, то оплачивать ничего не надо.

В отдельных регионах установлены ставки прямо пропорционально цене квартиры или дома.

В Москве при оценке в диапазоне 10-20 миллионов налог считают по ставке 0,15%, если недвижимость стоит 20 000-50 000 тыс. руб. – 0,2%, свыше 50 млн до 30 000 000 – 0,3%. Собственники апартаментов оплачивают в размере 0,5% за удобства до 150 квадратных метров и дополнительно 2% на разницу больше установленного минимума. Например, при проживании в апартаментах на площади 200 метров за 150 расчет будет произведен 0,5%, а за оставшиеся 50 квадратов по 2%.

В Постановлении г. Москвы от 26.11.2016 года исключением при расчете базы апартаментов являются перечисленные в нем объекты, кадастровая стоимость которых до 100 000 рублей за метр. Сумма к уплате считается до 1,5%. За гаражи жители столицы платят 0,1%, а хозяйственные строения 0,3%.

В Московской области размер платы устанавливает каждый муниципалитет самостоятельно исходя из особенностей экономического развития района. Средние значения:

  • для квартир, комнат, долей 0,1%;
  • незавершенных объектов строительства и частных домовладений 0,3%;
  • парковки, гаражи, сараи 0,3%.

В Татарстане размер сбора установлен 0,2% для проживающих в квартирах, 0,3 – собственников домов, 0,1 – построек для хранения инструментов и садового инвентаря.

По оценке специалистов, больше всего негативных последствий будет у собственников старых квартир, расположенных в центральной части городов, так как фискальный расчет будет выше в 8-10 раз, чем ранее уплачиваемый. Физическим лицам, проживающим в спальных районах, платить придется в 1,5-2 раза больше. Подробно все ставки и порядок их утверждения представлен на сайте ФНС.

Для коммерческих помещений фискальный взнос установлен:

  • 2% от цены, превышающей 30 000 000 рублей;
  • 0,5% для других видов имущества.

При владении смешанными типами объектов, сочетая в себе офисы и торговые площади, база для расчета будет уменьшена на 1 000 000 рублей.

В 2019 году будет максимальный рост до 20% в регионах, в которых коэффициент меньше 0,6 пунктов. В других – которые постепенно изменили ставки с 2015, и установлен показатель 0,8, применять понижение перестанут. Цель – привести все ставки к единому значению на всей территории страны. Сегодня они дифференцированы, так как разные муниципалитеты вступали с программу в период с 2015-2017 годы постепенно.

ИФНС теперь не будет присылать уведомления, для своевременной оплаты проверяйте данные на сайте ФНС или через Госуслуги.

Правила уменьшения кадастровой стоимости

Закон допускает право на установление объективной стоимости. С момента реализации изменений Росреестр рассмотрел и удовлетворил 40% всех поступивших заявлений, поступивших по вопросу уменьшения данных в кадастре. Если заявление было оставлено без удовлетворения, соберите документы в суд, которые подтвердят ошибку государственных органов при проведении оценки.

Перечень документов для обращения в судебную инстанцию:

  1. Заявление.
  2. Справка о кадастровой стоимости, которая должна быть уменьшена.
  3. Копии правоустанавливающих документов, нотариально заверенные.
  4. Доказательства неточности учреждения при расчете цены объекта.
  5. Отчет об определении стоимости.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

При наличии вопросов или отсутствии времени на посещение судебных инстанций доверить решение проблемы можно юристу, который по доверенности представит интересы.

ВАЖНО: Госпошлина и цена услуг независимого оценщика не будут компенсированы при удовлетворении иска, единственный результат – установление справедливой цены и последующий корректный расчет налога.

Например, оценка в кадастре указана 5 000 000 рублей, а рыночная 3 000 000 рублей. Оплата услуг оценщика 3 000 рублей, оформление выписки из ЕГРН 300 рублей. Экономия – платежи в бюджет, рассчитанные по адекватным данным. При стоимости в 5 млн сумма к уплате при ставке 0,1% равна 5 000 рублей, 3 000 000 – 3 000 рублей. Выгода 2 000 позволит за 1,5 года окупить понесенные затраты.

Утвержденная судом кадастровая оценка будет использоваться после вступления решения суда в законную силу, как правило, 10 дней с момента его вынесения. Пересчет налога произведут с момента последней оценки, учитываемой для определения размера налоговых платежей.

Льготы по налогу на имущество

Льготы доступны отдельным категориям граждан:

  • пенсионерам по выслуге лет или возрасту;
  • пенсионер в связи с потерей кормильца;
  • подтверждение 1-й или 2-й группы инвалидности;
  • участники ВОВ;
  • родители или супруги гражданина, погибшего при выполнении служебных обязанностей на государственной службе;
  • родители ребенка-инвалида;
  • военнослужащие.

Больше информации по льготам в цикле статей льготы ветеранам труда.

Установлены поправкой льготы для инвалидов детства. В отдельных субъектах федерации введены льготы для многодетных семей.

Платить фискальный сбор обязаны и лица, не достигшие 18 лет. Если бабушка или родственники оформили имущество на школьника. Ответственность за поступление средств в бюджет лежит до его совершеннолетия на родителях.

ВАЖНО: Льготные категории граждан не платят за один объект в каждой категории. Если пенсионер по возрасту имеет 2 квартиры, гараж и дом, то платить надо будет только за 1 из квартир.

Особенности уплаты налога в Крыму

Жители полуострова освобождены от платежей до тех пор, пока не будет сформирован кадастр всех объектов. Задача реализуется постепенно. Так как только в Севастополе более 70 000 объектов описывается и оценивается. По мере завершения работ в каждом городе или районе Крыма платежи будут вводиться. С 01.01.2019 жители Севастополя уже будут пополнять бюджет страны.

Проблема при пополнении кадастра заключается не только в объеме работ, установленных для Росреестра. В Крыму, как в других районах страны, присутствует много земельных участков, хозяйственных построек и гаражей, не поставленных на учет должным образом. Для ускорения легализации объектов Правительство установило до 2019 года возможность бесплатно приватизировать садовые и земельные участки.

Ставки для Крыма не установлены, однако известно, что они будут меньше, чем в крупных городах России, но кадастровую стоимость приблизят к рыночной. В бюджет ожидают поступления от жителей Севастополя на сумму не менее 750 000 000 рублей ежегодно.

Штрафные санкции

За неуплату налога или несвоевременное уведомление об изменении объектов налогообложения предусмотрены санкции. За утаивание недвижимости придется заплатить 20% от кадастра за каждый объект. Сообщить о появлении нового объекта собственности можно посредством личного обращения в ИФНС, по электронной почте или через личный кабинет, можно отправить заказное письмо с уведомлением.

ВАЖНО: Расчет по новой стоимости произведут с момента внесения данных в ЕГРП.

Единая методика проведения кадастровой оценки позволит избежать ошибок и уменьшить количество обращений граждан по ее изменению. Расчет по новым правилам, с одной стороны, увеличит налоговую нагрузку на граждан, особенно это будет ощутимо для среднего класса. С другой – рост коэффициентов на дорогостоящую собственность позволит привлечь в бюджет больше средств, которые будут направлены на решение социальных программ.

Другие статьи:  Суд мытищи мировой

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 августа 2018 г. № БС-4-21/15191@ “Об изменении порядка налогообложения имущества в связи с опубликованием ряда федеральных законов”

Информируем об опубликовании на официальном интернет-портале правовой информации законодательных актов, касающихся порядка налогообложения имущества:

1) Федеральный закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (опубликован 30.07.2018, номер опубликования 0001201807300014), которым, в частности:

а) установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, при отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу вышеуказанных документов, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка). Данные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона;

б) с 1 января 2019 года введены правила о едином налоговом платеже, перечисляемом по желанию физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц 1 ;

в) с 1 января 2019 года предусмотрено, что физические лица могут уплачивать налоги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 2 , в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему;

г) с 1 января 2019 года установлено, что в случае уплаты налогов физическими лицами через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи, а также через МФЦ плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему не взимается.

2) Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 03.08.2018, номер опубликования 0001201808030101), которым, в частности, внесены следующие изменения, касающиеся порядка налогообложения налогом на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года:

а) движимое имущество исключено из объектов налогообложения;

б) установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации»;

в) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации 3 , налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.

Кроме того, согласно указанному Федеральному закону с 1 января 2019 года информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, указанная в статье 16 Кодекса, представляется в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по соответствующему субъекту Российской Федерации в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3) Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 03.08.2018, номер опубликования 0001201808030093), которым, в частности:

а) с 1 января 2019 года установлено, что перерасчет ранее исчисленных физическим лицам земельного налога и НИФЛ не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов;

б) введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц:

— о применении кадастровой стоимости при условии её внесения в Единый государственный реестр недвижимости 4 (независимо от оснований её определения);

— установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

— в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

— в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции вышеуказанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года;

в) с 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, в отношении земельных участков которых регламентировано уменьшение налоговой базы по земельному налогу (в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 391 Кодекса), а также в категорию лиц, имеющих право на федеральную налоговую льготу по НИФЛ (в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 407 Кодекса);

г) с 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для соответствующих жилых помещений пунктами 3 и 4 статьи 403, пунктом 2 статьи 406, пунктом 4 статьи 407 Кодекса условий определения предельных налоговых ставок, налоговых вычетов и налоговых льгот по НИФЛ на «части жилых домов» и «части квартир»;

д) с 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для гаражей и машино-мест пунктом 2 статьи 406, пунктом 4 статьи 407, пунктом 8 статьи 408 Кодекса условий определения предельных налоговых ставок, налоговых льгот и порядка расчета НИФЛ на гаражи и машино-места, расположенные в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Кодекса (в т.ч. включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса);

е) начиная с третьего налогового периода, в котором для исчисления НИФЛ применяется порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, введен следующий механизм расчета налога:

если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 Кодекса), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта (без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме исчисленного налога для этого объекта (без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4-6 статьи 408 Кодекса, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Данные положения не применяются в отношении объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения;

ж) начиная с четвертого налогового периода, в котором для исчисления НИФЛ применяется порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, действие формулы расчета налога, указанной в пункте 8 статьи 408 Кодекса, отменяется.

В связи с изложенным, руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:

— обеспечить ознакомление с перечисленными законодательными актами и настоящей информацией сотрудников подчинённых налоговых органов;

— организовать использование вышеуказанной информации при проведении в 2018 году публичной информационной кампании в соответствии с приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-19/257@ «Об утверждении плана подготовки и проведения публичной информационной кампании в связи с массовым направлением налоговых уведомлений в 2018 году»;

— во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проработку возможности реализации с 2019 года положений статьи 58 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), касающихся уплаты налоговых платежей через МФЦ.

С нового года налог на недвижимость рассчитают от кадастровой стоимости

28 Сентября 2018

В Законодательное Собрание края внесен проект закона, предусматривающий исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2019 года. Такая возможность предусмотрена Налоговым кодексом. Пока налог на имущество в крае исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.

Проект Закона «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» внесен 21 сентября Правительством Красноярского края и поддержан губернатором.

Согласно ст. 402 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года должны установить единую дату начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится. При этом предусмотрен переходный период – в первый год применения нового порядка увеличение налога при исчислении налога от кадастровой стоимости по сравнению с рассчитанным от инвентаризационной стоимости не может быть больше чем 20 %.

Под обложение налогом попадают жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также все иные здания, строения, сооружения, помещения (ст. 401 Налогового кодекса).

Кроме действующих льгот для социально-незащищенных категорий населения (пенсионеры, инвалиды и др.), владельцев дачных построек площадью до 50 квадратных метров и других категорий, указанных в ст. 407 Налогового кодекса, предусмотрено предоставление налоговых вычетов всем плательщикам налога на имущество физических лиц, исчисленного от кадастровой стоимости. Налоговые вычеты будут предоставляться путем уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости) на величину равную кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры или части жилого дома, 10 квадратных метров площади комнаты или части квартиры, 50 квадратных метров общей площади жилого дома (ст. 403 Налогового кодекса).

Другие статьи:  Адвоката максименко

Решениями муниципалитетов могут быть установлены дополнительные налоговые льготы, а в отношении отдельных объектов налогообложения (недвижимости) ставки могут быть понижены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. Также могут быть увеличены размеры налоговых вычетов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на 1 сентября текущего года решение об исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения приняли уже 73 субъекта РФ из 85-ти. В числе них наши ближайшие соседи – республики Бурятия, Хакасия, Тыва, Кемеровская, Новосибирская и Омская области, Забайкальский край.

Предполагается, что принятие закона позволит реализовать принцип всеобщности и равенства налогообложения, обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки на собственников недвижимости, а также повысит доходы бюджетов муниципальных образований на 284,735 млн руб. в целом.

При действующем порядке исчисления налога (от инвентаризационной стоимости) под обложение налогом не подпадают объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года, так как их инвентаризационная стоимость не определена и у налоговых органов отсутствуют основания для исчисления налога, говорится в пояснительной записке.

Кроме того, «в одном муниципальном образовании существует значительная разница в налоговой нагрузке на владельцев жилья соразмерной площади разного года постройки. Так, например, налог с 1 кв. м площади квартиры в Кировском районе г. Красноярска в многоквартирном доме 1961 года постройки составляет 3,98 рублей, а в доме 2009 года – 47,41 рублей (разница в 11,9 раза). При исчислении налога от кадастровой стоимости суммы налога составят соответственно 6,14 и 19,63 рублей (разница в 3,2 раза)», — подчеркнуто в финансово-экономическом обосновании законопроекта.

В том же документе отмечено, что в настоящее время налоговая нагрузка на налогоплательщиков северной группы городов и районов края значительно выше, чем по остальным группам муниципальных образований края. В муниципальных образованиях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, города Норильска инвентаризационная стоимость объектов налогообложения в среднем более чем в два раза превышает кадастровую. По этой группе территорий ожидается снижение налоговых поступлений, а рост поступлений налога будет обеспечен за счет вовлечения в налоговый оборот объектов, не имеющих инвентаризационной стоимости.

С учетом правил вступления в силу актов налогового законодательства, установленных статьей 5 Налогового кодекса, вероятнее всего, закон будет принят в ходе текущей сессии краевого парламента.

Как рассчитать налог на имущество физических лиц?

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц в 2018 году: основные принципы

Действительно, налог на имущество российских граждан по умолчанию исчисляется инспекторами ФНС, и уведомления, содержащие сумму для перечисления в бюджет, рассылаются по адресам владельцев имущественных объектов. Но налогоплательщику всегда полезно удостовериться в корректности расчетов, представленных налоговиками.

С 2015 года данный налог рассчитывается на основе кадастровой цены объекта (если она установлена на территории нахождения имущества), в то время как ранее он вычислялся исходя из иного показателя — инвентаризационной стоимости. Принципиальное отличие кадастровой цены от инвентаризационной стоимости — в приближенности первой к рыночным расценкам на недвижимость. Чем дороже жилье, тем больший налог за него теперь платится в бюджет.

Объектами налогообложения в данном случае могут быть (ст. 401 НК РФ):

  • жилые дома (включая дачные);
  • квартиры;
  • комнаты;
  • гаражи;
  • стояночные места;
  • строящиеся здания;
  • иные типы недвижимости, находящиеся во владении граждан.

При расчете налога за 2018 год используются такие показатели, как:

  • кадастровая цена недвижимости (вычисляется Федеральной службой кадастра, кадастровой палатой, после чего данные передаются в Росреестр);
  • инвентаризационная стоимость объекта (устанавливается БТИ);
  • ставки, установленные для кадастровой цены и инвентаризационной стоимости (их величина определяется муниципальными властями с учетом норм ст. 406 НК РФ);
  • коэффициент-дефлятор (определяется Минэкономразвития РФ);
  • вычитаемая площадь квартиры для снижения налоговой базы, или вычет (также определяется муниципальными органами с учетом норм ст. 403 НК РФ);
  • льготы (устанавливаются ст. 407 НК РФ);
  • так называемый понижающий коэффициент (определяется ст. 408 НК РФ).

При этом планируется, что при расчете налогового платежа за 2019 год (если он станет 5 годом начала применения расчета налога от кадастровой стоимости) и последующие годы из приведенного выше перечня будут исключены такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставка по ней, дефлятор и понижающий коэффициент. На данный момент эти показатели нужны для того, чтобы не допустить слишком резкого увеличения платежной нагрузки на владельцев недвижимости в силу значительного увеличения базы для исчисления рассматриваемого налога, основанной на кадастровой стоимости объекта.

Изучим подробнее, как задействовать все эти показатели на практике.

Формула расчета налога на имущество физических лиц

В целях расчета платежа за 2015–2019 годы в НК РФ установлена формула, имеющая следующий вид:

Н = (Н1 – Н2) × К + Н2,

где: Н — величина налога к уплате;

Н1 — номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;

Н2 — номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры, ставки, а также коэффициента-дефлятора и имеющая 2 варианта определения:

  • Как сумма, рассчитанная к уплате по этому объекту за последний год использования порядка расчета базы от инвентаризационной стоимости. Он может применяться как с расчета за 2015 год (и тогда будет совпадать с вариантом 2 расчета Н2), так и с более поздних лет, в зависимости от того, с какого года субъект РФ выполнил все условия для начисления налога от кадастровой стоимости, предусмотренные п. 1 ст. 402 НК РФ.
  • Как сумма налога, рассчитанная за 2014 год в соответствии с порядком, установленным прекратившим свое действие законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-I. Этот расчет применим для начисления налога от кадастровой стоимости начиная с 2015 года.

К — понижающий коэффициент, последовательно увеличивающийся на 0,2 ежегодно в течение первых 4 лет начала применения расчета от кадастровой стоимости, составляя, таким образом, от 0,2 (в 1 год) до 0,8 (в 4 год).

  • мы платим налог за 2017 год от кадастровой стоимости;
  • налог исчисляется от кадастровой стоимости начиная с 2015 года;
  • живем в Нижнем Новгороде;
  • у нас нет налоговых льгот по ст. 407 НК РФ;
  • у нас есть квартира площадью 70 кв. м, ее кадастровая стоимость — 3 000 000 руб., а инвентаризационная — 300 000 руб.

Ставка налога по кадастровой цене имущества, установленная в городе, — 0,1% на объекты со стоимостью ниже 10 млн руб. (решение городской думы г. Нижнего Новгорода от 19.11.2014 № 169).

По инвентаризационной стоимости используется ставка, которая установлена на федеральном уровне, — в силу отсутствия регулирующего муниципального НПА. Она составляет 0,1%, если имущество с учетом дефлятора стоит менее 500 000 руб. (подп. 2 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Дефлятор, установленный для 2014 года (последнего года применения расчета от инвентаризационной стоимости) — 1,216 (приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652).

Вычет по имущественному налогу для квартир — 20 кв. м. Используется тот, который установлен на федеральном уровне, — по причине отсутствия регулирующего муниципального НПА (пп. 3, 7 ст. 403 НК РФ).

Понижающий коэффициент на 2017 год — 0,6 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Для вычисления показателя Н1:

1. Определяем величину кадастровой налоговой базы с учетом вычета (все расчетные данные округляем до целого рубля).

В соответствии с п. 3 ст. 403 НК РФ она равна кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. м жилплощади. Таким образом, мы:

  • Находим стоимость 1 кв. м жилплощади: 3 000 000 / 70 кв. м = 42 857 руб.
  • Исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м, вычисляем стоимость 20 кв. м жилплощади: 857 140 руб.
  • Вычитаем из полной кадастровой стоимости жилья (3 000 000 руб.) получившийся показатель (857 140 руб.):

3 000 000 – 857 140 = 2 142 860 руб.

2. Умножаем эту сумму на ставку, определенную для кадастровой стоимости (0,1%). Значение Н1 составит 2 143 руб.

Показатель Н2 равен сумме налога на имущество, исчисленного за 2014 год по инвентаризационной стоимости:

1. У нас есть налоговая база — 300 000 руб.

2. Умножаем ее на коэффициент-дефлятор (1,216) и получаем 364 800 руб.

Это значит, что мы можем применить при определении налога Н2 ставку в 0,1% (ст. 406 НК РФ). Умножив инвентаризационную налоговую базу на данную ставку, получаем показатель Н2, равный 365 руб.

Вычитаем из Н1 показатель Н2:

2 143 – 365 = 1 778 руб.

Умножаем результат на 0,6 (понижающий коэффициент за третий год исчисления налога от кадастровой стоимости согласно ст. 408 НК РФ), получается 1 007 руб. Добавляем к нему показатель Н2 — и получаем 1 432 руб. Это и есть показатель Н, то есть налог, который необходимо уплатить в бюджет.

Если получится, что Н1 меньше Н2, в бюджет нужно уплачивать налог, который равен показателю Н1 (п. 9 ст. 408 НК РФ).

Если же субъект РФ не принял решение о начислении налога от кадастровой стоимости и не утвердил эту стоимость на начало 2015 года (т. е. не выполнил условия, предусмотренные п. 1 ст. 402 НК РФ), он может начать применять такой расчет с начала любого года, с 2016 по 2019, и тогда расчет показателя Н2 будет производится исходя из инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для последнего года применения расчета налога от инвентаризационной стоимости и ставки налога.

Проверить правильность расчета налога на имущество можно с использованием калькулятора, размещенного на сайте ФНС РФ.

С 2015 года налог на имущество граждан РФ начисляется с учетом кадастровой цены объекта, если в соответствующем регионе РФ выполнены для этого все условия (принят закон и пообъектно утверждена кадастровая стоимость). В формуле для расчета налога за 2015–2019 годы в целях смягчения увеличения налоговой нагрузки на плательщиков учитываются такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставки по ней, а также коэффициент-дефлятор. Далее налог будет исчисляться без использования уменьшающих сумму налога показателей.

Ознакомиться с иными нюансами уплаты налога на имущество вы можете в этой статье .

С 2018 года подать заявление на льготу по налогу на имущество или сообщить о льготируемом имуществе можно в любой налоговой инспекции. Подробнее об этом читайте здесь.