Налоговые льготы в 2011 году

В России появятся новые налоговые льготы

фото с сайта nalog.ru

Граждане, которым до выхода на пенсию останется пять лет, смогут получить льготы по оплате земельного налога и налога на имущество физлиц.

Такие нормы содержатся в законопроекте Президента РФ, который был внесён в Госдуму 6 сентября, а к рассмотрению в первом чтении планируется в ходе пленарной недели с 8 по 12 октября.

Предполагаемые изменения в законодательство связаны с предложением главы государства сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Об этом Владимир Путин сказал в обращении Президента РФ к гражданам 29 августа 2018 года.

Так лица «предпенсионного возраста» смогут получать налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Сегодня пенсионеры в России имеют право на льготы по налогу на имущество и по земельному налогу. По данным ФНС этим ежегодно пользуются около 19 миллионов человек. А всего в стране 42 миллиона пенсионеров разных категорий.

Путин поручил рассмотреть вопрос о налоговом вычете за лечение в санаториях

При расчёте земельного налога пенсионеры имеют право уменьшить сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог не нужно. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь. Если в собственности находится два участка, то можно выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет.

Есть ещё льгота по уплате транспортного налога, но она относится к региональным льготам, и потому решение о её назначении принимают власти конкретных субъектов Федерации.

Налоговые льготы в 2011 году

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Транспортный налог – 2011 год

Действует с 01.01.2003 в соответствии с главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации и Законом Ярославской области от 5 ноября 2002 года N 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (с последующими изменениями и дополнениями).

Налогоплательщиками транспортного налога являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель 1,35962.

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

4) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, — как единица транспортного средства.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

На территории Ярославской области на 2011 год установлены налоговые ставки в следующих размерах:

1. Налоговая льгота предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, являющихся физическими лицами:

1) пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».

Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства — на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.

Налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении одного транспортного средства по его выбору на основании письменного заявления, поданного в соответствующий налоговый орган, и документа, подтверждающего принадлежность налогоплательщика к одной из указанных категорий.

Налогоплательщику, имеющему право на получение налоговой льготы по нескольким основаниям, налоговая льгота предоставляется по одному из оснований по его выбору.

2. От уплаты налога освобождаются сельхозтоваропроизводители независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов которых составляет 70 и более процентов.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сведения представляются по состоянию на 31 декабря истекшего года.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Другие статьи:  Если муж не удо

По вопросам снятия транспортного средства с регистрационного учета необходимо обращаться в органы ГИБДД МВД России.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого (вручаемого) налоговыми органами.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом). При этом налог уплачивается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Транспортный налог за 2010 год налогоплательщики обязаны уплатить по ранее установленному сроку – не позднее 1 июня 2011 года.

Если по какой-либо причине владельцы транспортных средств не получили уведомление на уплату налога, а также при возникновении иных вопросов им следует обращаться в налоговые органы по месту регистрации транспортных средств.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налог в рассрочку

Малые и средние предприятия теперь смогут на два года «растянуть» уплату налога на прибыль с полученных госдотаций — субсидий, грантов, другой финансовой помощи по федеральным и региональным программам поддержки. Для них вводится особый порядок учета этих средств.

Сегодня «Российская газета» публикует на стр. 19 Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Поправки направлены на повышение эффективности государственных программ. Они вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Сегодня «целевые» государственные субсидии можно направлять на оплату сырья, на организацию производства начинающими бизнесменами, на приобретение интеллектуальной собственности — технологий, патентов. По данным минэкономразвития, в 2010 году на различные программы поддержки малого и среднего бизнеса выделено 24 миллиарда рублей, из которых 16 миллиардов — прямые субсидии. В 2011 год на нужды малого предпринимательства пока выделено 10 миллиардов бюджетных рублей, но в правительстве надеются сохранить уровень прошлого года и увеличить объем этих средств.

По закону о развитии малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка предприятий оказывается с помощью субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе из региональных и местных бюджетов.

Бюджетный кодекс предусматривает, что финансовая поддержка предприятий предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе. Однако, как пояснила «РГ» юрист юридической компании «Налоговик» Марина Емельянцева, до сих пор во многих случаях субсидии попадали под излишнее налогообложение из-за того, что финансовая поддержка на счета малых и средних предприятий поступает и расходуется в разные отчетные налоговые периоды.

«По действующему Налоговому кодексу налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В течение двух лет предприятия и организации малого и среднего бизнеса имеют право не платить налог на прибыль с сумм полученной государственной поддержки. Но при условии, если в течение года успеют потратить полученные госсредства полностью.

Если, к примеру, деньги поступили в конце года и не израсходовались, то дополнительные средства в виде субсидий необходимо учесть как доход при уплате налога на прибыль», — поясняет Емельянцева. Однако, как правило, это не всегда удается и не всегда возможно, например, если субсидии предназначены для компенсации расходов на аренду помещения при организации и подготовки производства начинающими предпринимателями.

Теперь для малых и средних предприятий сделано послабление — такие доходы будут учитываться пропорционально расходам в течение одного-двух (но не более) налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании налогового периода объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль будет облагаться только разница между ними. Принятие поправок позволит малому и среднему бизнесу избежать возникновения налоговой базы по подоходному налогу на физических лиц, сельхозналогу и налогу при упрощенной системе налогообложения в случаях, когда получение финансовой поддержки и ее расход осуществляются в разные налоговые периоды. Впрочем, считают эксперты, эти поправки нельзя в полной мере признать достаточными, поскольку спорная ситуация с обложением НДС расходов, источником которых стали такие субсидии, на законодательном уровне пока не решена.

В 2011 году в регионах России продолжится госпрограмма предоставления безвозмездных субсидий на развитие бизнес-проектов начинающим предпринимателям. Для их получения любой человек, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, должен представить бизнес-план развития предприятия и способы использования предоставленных денежных средств. После рассмотрения этих документов он может получить от государства безвозмездную ссуду до 300 тысяч рублей. Всего на финансирование этой программы государство потратило в 2010 году около 2 миллиардов рублей. В 2011 году сумма средств будет уменьшена. Гранты начинающим бизнесменам пользуются особой популярностью в моногородах, где люди остаются без работы из-за закрытия крупных промышленных предприятий. Среди тех, кто активно получает гранты, много женщин, которые хотят использовать госденьги на открытие салонов красоты, цветочных магазинов, мастерских по пошиву и ремонту одежды. На субсидии, правда, не могут претендовать предприниматели, занимающиеся операциями в сфере недвижимости, сдающие в прокат автомобили или бытовую технику. Кроме того, если обнаружится, что деньги были потрачены на другие нужды, предпринимателя могут обязать их вернуть.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса: 300 тысяч рублей — начинающему предпринимателю, 750 тысяч — на нужды предприятий малых форм, от миллиона до 2,5 миллиона — среднему бизнесу, до 5 миллионов — на поддержку в сфере ЖКХ, до миллиона — на участие в выставках и до 10 миллионов рублей — на создание инновационных продуктов.

Транспортный налог для пенсионеров

Транспортный налог для пенсионеров

Похожие публикации

Пенсионеры относятся к социально незащищенной категории граждан, зачастую доход которых состоит только из выплат социальных пособий, поэтому государство стремится обеспечить их дополнительными льготными условиями, способствующими сокращению расходов пенсионеров. Одно из таких условий — льгота на уплату транспортного налога для пенсионеров.

Данный вид налога регламентируется ст. 356 НК РФ, но относится к региональным налогам. То есть все сборы по данному виду налога направляются в бюджет региона, где он собирается, а не в федеральный бюджет. Поэтому льготы пенсионеров по транспортному налогу устанавливаются законодательными актами субъектов РФ, в которых проживают пенсионеры.

Налоговые льготы для пенсионеров по транспортному налогу определяются, как и порядок их использования, местными органами самоуправления. Чтобы узнать, должны ли пенсионеры платить транспортный налог в регионе их проживания и освобождаются ли пенсионеры от уплаты транспортного налога, им необходимо обратится в налоговую по месту жительства, где им предоставят данную информацию.

Другие статьи:  Какой налог будет на машину 300 лС

Надо ли платить транспортный налог пенсионерам

Платят ли пенсионеры транспортный налог?

Оплата транспортного налога пенсионерам рассчитывается на общих условиях, а скидки пенсионерам по транспортному налогу формируются по их желанию и только после обращения в налоговый орган. Для получения льготы на транспортный налог для пенсионера в 2016 году необходимо подготовить комплект документов и лично направить их в ИФНС по месту регистрации. Это обязательная процедура, если пенсионер хочет воспользоваться полагающейся ему льготой, так как налог на ТС относится к категории активных, то есть приобрести право на данную льготу можно только в заявительном порядке.

Получается, что пенсионеры не платят транспортный налог, если местное законодательство это предусматривает, и они предъявили свое право на получение данной льготы.

В некоторых субъекта РФ законодательно предусмотрено несколько вариантов льгот, право выбора, какой из них воспользоваться, предоставляется самому пенсионеру. Льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров зависят от технических характеристик транспорта и его количества в собственности человека.

При обращении в налоговый орган ФНС в заявлении на востребование соответствующей льготы человек должен указать:

основание для получения льготы (статус — пенсионера);

транспортное средство, которое находится у него в собственности;

государственный номер регистрации ТС.

К заявлению приложить копию пенсионного свидетельства, дающего ему право на получение льготы.

Льготы пенсионерам по транспортному налогу

Платят ли пенсионеры налог на транспортные средства в Москве?

Льготы по этому виду налога в г. Москве пенсионеры не имеют. По закону №33 от 09.07.2008 года все пенсионеры обязаны уплачивать налоговые сборы на ТС наравне с другими гражданами. Оплату им необходимо производить до 1 декабря текущего года. Сроки уплаты транспортного налога для пенсионеров в регионах, где они должны это сделать, едины, то есть по всей стране надо заплатить налог до 1 декабря.

Льготы на транспортный налог пенсионерам есть в Санкт-Петербурге. В данном регионе имеют право не платить налог по одному автомобилю при следующих условиях: если ТС российского или советского производства, мощностью не более 150 л.с.; на катера и моторные лодки, мощностью до 30 л.с.

Нужно ли платить транспортный налог пенсионерам, зависит от особых законодательных норм каждого отдельно взятого региона. Но есть общие условия, которые освобождают всех граждан от уплаты транспортного налога, в том числе и пенсионеров. Данные условия предусматривает п.2 ст. 358 НК:

Все граждане РФ, которые имеют в собственности:

— моторные лодки не более 5 л.с. мощностью;

— автомобили, предназначенные для пользования инвалидами;

— автомобили (до 100 л.с.), предоставленные органами соцзащиты, не должны платить налог на ТС.

Налоговые льготы для пенсионеров по транспортному налогу

(таблица по регионам РФ, актуальна на ноябрь 2016 г.)

Льготе дали отсрочку

Федеральным законом N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года от налогообложения были освобождены доходы, полученные от продажи ценных бумаг. Однако на сегодняшний день воспользоваться этой льготой никто не смог, так как по правилам ее применения доли или акции на дату их продажи должны быть в собственности налогоплательщика более пяти лет. При этом в п. 7 статьи 5 закона N 395-ФЗ определено, что освобождение от налогообложения применяется в отношении ценных бумаг, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года. Таким образом, преференция фактически начнет работать с 2016 года, когда пройдет пятилетний срок с момента покупки долей и акций. Лица, владеющие ценными бумагами более 5 лет, но купившие их до 2011 года, не смогут воспользоваться льготой при их продаже.

Авторы документа утверждают, что такие ограничения носят дискриминационный характер, так как нормы закона ставят в неравное положение налогоплательщиков, владеющих ценными бумагами равное количество лет, но приобретших их в разное время. По мнению авторов документа, это нарушает принципы равенства и недискриминационного характера налогообложения, установленные ст. 3 НК. В связи с чем данным законопроектом предлагается устранить неравенство налогоплательщиков и признать утратившим силу п. 7 статьи 5 закона N 395-ФЗ, сохранив срок вступления данной нормы с 1 января 2016 года. По словам Дмитрия Липатова, партнера компании «Налоговик», предложенные поправки не несут существенных изменений, а носят технический характер. «Изложение нормы права в тексте закона станет более простым, а следовательно, понятным для налогоплательщиков», — говорит он.

Нельзя однозначно утверждать, что ныне действующее правило имеет дискриминационный характер, считает заместитель руководителя налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский: «Но оно не соответствует базовому принципу налогообложения, закрепленному в ст. 3 НК, который устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Сам критерий давности владения, как и во многих развитых налоговых юрисдикциях, введен с целью не допустить применения подобных льгот спекулятивными инвесторами. При этом очевидно, что такой критерий применения льготы, как давность владения, может выполняться вне зависимости от даты приобретения долей или акций. С этой точки зрения действующее в настоящий момент регулирование действительно не имеет под собой должного экономического обоснования».

Денис Рассомахин, эксперт проекта «Общественная Дума», тоже поддерживает инициативу: «Сейчас льготы могут получать только те продавцы долей и акций, которые приобрели их начиная с 2011 года. Но ведь бизнес в России существовал и раньше. И чем, к примеру, хуже тот владелец, который приобрел ценные бумаги в декабре 2010 года? Когда в 2010 году принимался закон о введении этой льготы, ее предназначение законодатель видел в том, чтобы способствовать развитию отечественной экономики и, в частности, инновационной деятельности и внедрению новых технологий за счет частных инвестиций. Поправки позволяют заинтересовать всех, кто инвестировал в отечественный бизнес, в том числе и до принятия закона о льготах».

По мнению экспертов, поправки с большой долей вероятности будут приняты. «При принятии закона 395-ФЗ так торопились, что упустили главную его цель — защиту интересов основных лоббистов изменения статьи 217 НК, у которых, видимо, на руках скопилось большое количество акций, приобретенных в промежутке между 2007-м и 2010 годами. Попытавшись применить новую норму, они натолкнулись на неожиданное препятствие. Сами по себе предлагаемые поправки логичны. Непостижимо только одно — как можно было не заметить нестыковку по срокам покупки ценных бумаг в момент принятия закона?» — удивляется Вячеслав Ушкалов, партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры».

Эксперт напоминает, что законодательство о продаже акций пытаются совершенствовать далеко не первый раз. «Проблема имеет свою историю. До 1 января 2007 года действовала норма п. 3. ст. 214.1 НК. В ней говорилось, что если расходы налогоплательщика на продажу ценных бумаг не могли быть подтверждены документально, он был вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК. Максимальная сумма вычета составляла 125 тыс. руб. Потом владельцам акций вычет давать перестали, и у них осталось только право уменьшать доход от продажи акций на величину расходов на их приобретение. По прошествии четырех лет механизм решили изменить, но не возвращаться к вычетам, а решить проблему кардинально — вообще освободить от налога доходы от продажи акций, а заодно и долей в ООО», — поясняет Ушкалов.

Другие статьи:  Как вернуть подоходный налог сразу весь

Навигационные полоски

Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот по уплате транспортного налога организациями и налога на имущество организаций в отношении территориальных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью за 2011 год

Во исполнение постановления Губернатора области от 16.07.2009 № 581 «Об утверждении порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот по уплате транспортного налога организациями и налога на имущество организаций в отношении территориальных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью» департаментом транспорта и дорожного хозяйства проведена оценка бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество организаций за 2011 год.

На основании информации, предоставленной исполнительными органами местного самоуправления, ГБУ «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области», департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации области и транспортными организациями, имеющими автоколонны войскового типа, определен коэффициент бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот.

В соответствии с порядком оценки эффективности предоставления льгот, использование налоговой льготы считается эффективной, если коэффициент бюджетного эффекта от предоставления налоговой льготы по соответствующей категории налогоплательщиков больше или равен единице.

По уплате налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, средний коэффициент бюджетной эффективности по расчетам составил 1,1, что служит основанием признать предоставление указанной льготы эффективной.

По уплате транспортного налога организациями в отношении автоколонн войскового типа, коэффициент бюджетной эффективности составил – 1,07, что также свидетельствует об эффективности предоставления льготы.

Произведен расчет бюджетной эффективности от предоставления льгот по уплате транспортного налога сельскохозяйственным товаропроизводителям, в отношении грузовых автомобилей и автобусов, средний коэффициент бюджетной эффективности по области составил 1,2. Однако следует отметить, что из ста сорока шести организаций, представивших запрашиваемую информацию, семьдесят две имеют коэффициент бюджетной эффективности менее 1, что свидетельствует об отсутствии бюджетной эффективности предоставления им указанной выше льготы по уплате транспортного налога.

При этом в части организаций имеет место социальная эффективность предоставления льгот: сохранение рабочих мест, проведение медицинского обслуживании, обучение кадров.

Минфин проведет ревизию налоговых льгот

Министерство финансов при подготовке проектов бюджета на очередной финансовый год будет делать оценку эффективности налоговых льгот и преференций. Идея принадлежит Счетной палате, которая считает, что растущий объем льгот не увязан с их эффективностью, и предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс с тем, чтобы закрепить в нем новую обязанность финансового ведомства.

Идея переосмысления системы существующих налоговых льгот возникла у аудиторов Счетной палаты (СП) по результатам анализа резервов доходов федерального бюджета, проведенного аудитором Игорем Васильевым. В налоговом законодательстве по-прежнему не прописано четко само понятие льготы, отметил он в отчете (есть в распоряжении «Известий»), но, несмотря на это, объем предоставляемых государством льгот растет: в 2011 году их было 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м.

— Применение ряда налоговых льгот является неэффективным, экономически неоправданным, повышает затраты на осуществление налогового администрирования, приводит к налоговым спорам и судебным искам, — пояснил Васильев в отчете.

Как пример неэффективных льгот он привел право налогоплательщика на уменьшение базы в текущем периоде на сумму убытка за прошлый период. Есть вопросы и по особым экономическим зонам, где действует особый порядок по налогу на прибыль организаций-резидентов и есть возможность переноса их убытков на будущие налоговые периоды. Кроме того, в Счетной палате отмечают, что остается актуальной проблема недобросовестных плательщиков: за 2011 год неправомерно было заявлено почти 3 млрд рублей налоговых преференций.

Власти, предоставляя льготы, рассчитывают на их стимулирующий эффект. К примеру, обычной практикой является предоставление преференций новым инвесторам: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда льготы напрямую увязаны с будущими инвестициями, заявили аудиторы СП.

Льгота по налогу на прибыль (в 2011 году общая сумма составила 162 млрд рублей. — «Известия») работает плохо, соглашается юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Мануйлов. Региональные правительства имеют право снизить ставку по этому налогу для отдельных категорий плательщиков, делается это в основном для стимулирования и развития общественно важного бизнеса.

— Однако на практике оказывается, что предоставление таких льгот не приносит тех результатов, которые ожидались. Причиной тому могут быть недостаточно четкие требования к тем организациям, которые претендуют на уменьшение налога, — пояснил собеседник «Известий». Это позволяет компаниям получать экономию на налоге и ничего не вкладывать в общественно необходимые дела. Не стоит отменять эту льготу совсем, скорее следовало бы прописать в законе перед потенциальными льготниками конкретные требования под использование механизмов снижения налоговой базы.

Как рассказали «Известиям» в СП, идею обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции контрольное ведомство выдвинуло еще в прошлом году и тогда же направило свои предложения по разработке методики оценки эффективности в правительство, которое, в свою очередь, поручило заняться ими Минэкономразвития и Минфину.

Сейчас Минэкономразвития подготовило черновой вариант методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, который направлен для апробации в Минфин. Оттуда документ уйдет в правительство, правда, сроки пока не уточняются.

— Суть подхода, который отражен в методике, состоит в проведении экспертной оценки, дополненной при необходимости расчетами бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности, — пояснили «Известиям» в Минэкономразвития. Применяться методика будет на начальной стадии оценки льгот, когда необходимо «по-крупному» оценить, какие льготы однозначно можно отнести к неэффективным, а какие — к эффективным. После такой «сортировки» может быть проведен более глубокий анализ с применением балльного метода, добавил собеседник издания в ведомстве. Он подчеркнул, что непосредственная экономия бюджетных средств — лишь одна из целей методики, но не единственная.

Оптимизация существующей системы льгот и преференций могла бы стать важным резервом дополнительных бюджетных доходов. Например, по расчетам Минфина, отмена льготы по экспортной пошлине только для одного Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения пополнит бюджет за 2012–2014 годы на 35,7 млрд рублей.

Депутат-единоросс, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров относит к неэффективным всё налоговые льготы, приходящиеся на долю иностранных компаний.

— Наша налоговая система должна поддерживать отечественный бизнес, а они (представители зарубежного бизнеса. — «Известия») должны опираться на поддержку своих государств, — считает Федоров.

Предложения СП он назвал хорошими и предположил, что они с большой долей вероятности будут поддержаны нижней палатой парламента.