Налог на прибыль узбекистан

Налог на прибыль узбекистан

до 20 процентов

свыше 20 процентов**

50 процентов от суммы прибыли, превышающий 20-процентный уровень рентабельности**

Юридические лица, имеющие временные льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль юридических лиц или налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, уплачивают налог на прибыль юридических лиц по ставке, сниженной в два раза до истечения срока действия льгот.

*) Рентабельность определяется как отношение прибыли до уплаты налога на прибыль к сумме производственной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ и услуг). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями) определяется Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

**) Введена в порядке государственного регулирования цен на услуги мобильной связи сотовых компаний.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Законодательство Узбекистана

База данных «Законодательство Узбекистана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения — основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Другие статьи:  Пособие на ранние сроки беременности в 2019 году сумма

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики — собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто «на бумаге», а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

В 2018 году в Узбекистане снизятся налоги на прибыль

ТАШКЕНТ, 5 июл – Sputnik. В Узбекистане снижают налоговую нагрузку на прибыль предприятий и коммерческих банков, сообщает портал «Новости Узбекистана».

Указ «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» президент Шавкат Мирзиёев подписал 29 июня.

Для производств снижение составит с 14% до 12%, для кредитных организаций – с 22% до 20%.

Исключение составляют сотовые компании, для них налог на прибыль вырастет с 14% до 20%.

При этом, в зависимости от уровня от рентабельности, для них отменяется налог на сверхприбыль.

С 1 января 2019 года также установят единую ставку налога на доходы физических лиц, она составит 12%.

Граждане, чей доход равен четырем минимальным размерам оплаты труда, освобождаются от налогов.

Налог на прибыль узбекистан

С 1 января 2019 года в Узбекистане снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

— введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

— отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

— установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц.

Другие статьи:  Узаконить перепланировку в красногорске

Это предусмотрено указом Президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2018 года.

Также, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

— отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

— снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

— снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

— перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

— введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

— совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти.

Кроме этого, ставки налога на имущество юридических лиц снизятся с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам.

Для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, устонавливается порядок исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе.

Сохраняется порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога.

Также, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

— сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

— предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

— объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

Налог на доходы (прибыль) юридических лиц Республики Узбекистан

В налогообложении организаций и предприятий, с точки зрения принципов налогообложения и методологии имеются несколько особенностей.
Основной фактор, учитываемый при разработке методологии налогообложения предприятий и организаций является их капитал. Этим объясняется материальная основа их экономической и финансовой деятельности. С этой точки зрения, учитываются такие финансовые особенности, как, формы и источники формирования капитала, сумма капитала, взаимоотношение учредителей, ликвидация, моменты объединения формирование резервов, сумма распределяемого дохода, формы распределения и другие. С точки зрения делопроизводства организации и предприятия должны вести ряд нормативных документов – книги, тетради и наладить бухгалтерский учет в законно установленном порядке .
Плательщиками налога на доходы (прибыль) являются юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.
Юридические лица – резиденты Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана.
Объектом налогообложения является доход (прибыль), исчисленный как разница между совокупным доходом и вычетами, определяемыми в соответствии с Налоговым Кодексом.
В совокупный доход включаются денежные или другие средства за отгруженный товар, выполненные работы, оказанные услуги и другие операции, подлежащие получению (полученные) юридическим лицом, либо полученные им безвозмездно.
К таким доходам относятся:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг);
2) доход от реализации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности, материалов и других активов;
3) доходы в виде процентов;
4) дивиденды;
5) безвозмездно полученное имущество;
6) прочие доходы .
При определении доходов (прибыли), подлежащих налогообложению, из совокупного дохода производятся следующие вычеты:
– суммы налога на добавленную стоимость, акцизного налога, налога на имущество, земельного налога, налога за пользование недрами, экологического налога, налога за пользование водными ресурсами, а также таможенных пошлин;
– расходы по заработной плате работников (за исключением этих расходов банков, кредитных союзов, страховых организаций, видеосалонов, пунктов видеопоказа, видео- и аудиозаписи, аукционов, казино, организаций по проведению массовых концертно-зрелищных мероприятий);
– суммы рентных платежей, вносимых в установленном порядке;
– арендная плата;
– другие обязательные платежи, определяемые законодательством.
Суммы финансовых санкций и начисленных пени не подлежат вычету из совокупного дохода.

Другие статьи:  Куда можно пожаловаться на мошенников

Ставка налога на доход нерезидентов у источника выплат:
– дивиденды и проценты (за исключением дивидендов и процентов, подлежащих освобождению от налогообложения) – 10%;
– страховые премии, выплаченные на страховку или перестраховку рисков – 10%;
– телекоммуникации или транспортные услуги для международной связи при передвижении между Республикой Узбекистан и другими государствами (доходы от фрахта) – 6%;
– роялти, доходы по аренде (лизингу), доходы от оказания услуг, включая услуги по управлению, консультации и другие доходы, кроме доходов, которые уже облагались налогом на доходы (прибыль) – 20%.
От уплаты налога на доходы (прибыль) освобождаются юридические лица:
– специализированные на производстве протезно-ортопедических изделий, инвентаря, а также по оказанию услуг для инвалидов – по основному виду деятельности;
– лечебно-производственные мастерские при лечебных учреждениях;
– учреждения по исполнению наказания;
– городского пассажирского транспорта (кроме такси, в том числе маршрутного) по услугам, связанным с перевозкой пассажиров;
– по доходам (прибыли) от осуществления работ по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры;
– подразделения охраны при органах внутренних дел;
– Народный банк – по доходам, полученным от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан
– другие организации в соответствие с Налоговым Кодексом Республики Узбекистан.

Изменения по налогу на прибыль юридических лиц

1. В связи, с объединением с 1 января 2018 года налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, установлены единые ставки налога на прибыль юридических лиц, которые утверждены согласно приложению № 7 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Базовая ставка налога на прибыль юридических лиц установлена в размере 14 процентов, против действующей в 2017 году в размере 15,5 процентов (налог на прибыль – 7,5 % и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры – 8 %).

Для коммерческих банков установлена ставка в размере 22 процентов, против действующей в 2017 году в размере 23 процентов (налог на прибыль – 15 % и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры – 8 %).

При этом, юридические лица, имеющие временные льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль юридических лиц или налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, уплачивают налог на прибыль юридических лиц по ставке, сниженной в два раза до истечения срока действия льгот.

2. Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний), ставки налога на прибыль установлены в зависимости от уровня рентабельности:

  • до 20 процентов – ставка налога установлена в размере 14 процентов;
  • свыше 20 процентов – ставка налога установлена в размере 50 процентов от суммы прибыли, превышающий 20–процентный уровень рентабельности.

Рентабельность определяется как отношение прибыли до уплаты налога на прибыль к сумме производственной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ и услуг). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями) определяется Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

3. Ставка налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, сохранена в размере 10 процентов.

Налог на прибыль узбекистан

Законодательство РУз

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

о налоге на прибыль юридических лиц

(по Налоговому кодексу на 2018 г.)

Расшифровка элементов налога

— резиденты Республики Узбекистан;

— нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение или получающие доходы, источник образования которых находится на территории Республики Узбекистан ( статья 126 НК)

— прибыль резидентов, а также нерезидентов осуществляющих деятельность в Республике