Налог на имущество на квартиру как товар

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Статья опубликована в журнале «Вестник бухгалтера Московского региона» № 4 август 2015 г.

В. Г. Молчанов,
эксперт службы
правового консалтинга ГАРАН
Т

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Юридическое лицо имеет в собственности квартиры в Москве. Должно ли оно в 2015 году платить налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости квартир?

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах установленных главой 30 НК РФ (включая порядок и сроки уплаты). Кроме того, законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, в том числе могут предусматриваться налоговые льготы и устанавливаться основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Из письма Минфина России от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062 следует, что на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ объект налогообложения по налогу на имущество организаций должен определяться во взаимосвязи со статьей 378.2 НК РФ.

Так, подпункт 4 пункта 1, подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ предписывают организациям – собственникам жилых домов и жилых помещений, не учитываемых у них на балансе в качестве объектов основных средств, определять налоговую базу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Несмотря на то что из указанных норм прямо не следует, признаются ли жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, объектом обложения налогом на имущество организаций, они предписывают включать в налоговую базу по налогу утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость, в том числе квартир (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ), не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что из системного толкования пунк­та 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375, пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, должна быть возложена на налогоплательщиков соответствующим законом субъекта РФ, который может быть принят только после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (письмо Минфина России от 11.11.2014 № 03-05-05-01/56914).

Иными словами, включать в налоговую базу по налогу на имущество организаций утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость квартир, учтенных в бухгалтерском учете в качестве товаров, их собственникам необходимо только при условии установления соответствующих особенностей налогообложения законом субъекта РФ по месту нахождения недвижимости.

Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64) устанавливает налог на имущество организаций на территории г. Москвы. Особенности определения налоговой базы по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона № 64.

Указанная статья не предусматривает определения налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости в отношении таких объектов, как жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении квартир, учтенных в составе товаров и находящихся в г. Москве, у организации в данном случае не возникает обязанности по уплате налога на имущество, исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке.

Данное утверждение в полной мере относится и к организациям, уплачивающим УСН, которые освобождены от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Компенсация за квотирование рабочих мест

Можно ли учесть расходы на уплату компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов и молодежи в 2015 году в г. Москве для целей налогообложения прибыли? Как учесть эту компенсацию в бухгалтерском учете?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным статьей 252 НК РФ критериям.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон № 90), квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

В Москве квотирование рабочих мест должны осуществлять работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. Квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для трудоустройства инвалидов и 2% для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона (ч. 1 ст. 3 Закона № 90).

В силу части 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу (далее – квота) считается:

1) в отношении инвалидов – трудо­устройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2, – трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего мес­та в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Итак, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты (п. 2.8 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Заметим, Законом г. Москвы от 08.04.2009 № 4 в Закон № 90 были внесены изменения, вступившие в силу с 2009 года, которые исключили из Закона № 90 условие о возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудо­устроенного инвалида (см. также определение Верховного суда РФ от 10.08.2005 № 5-Г05-45).

То есть инвалидов работодатель должен принимать на работу в счет установленной квоты, а за молодежь может уплачивать в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговые и финансовые органы в отношении расходов, связанных с уплатой в бюджет г. Москвы (в целевой бюджетный фонд) компенсационных выплат стоимости квотируемого рабочего места для приема на работу как молодежи, определенной частью 1 статьи 2 Закона № 90, так и в отношении инвалидов (предусмотренных ранее), придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (письма ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ (данное письмо согласовано с Минфином России), УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, от 05.05.2010 № 16-15/047216@, от 02.10.2009 № 16-15/102999, письма Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 № 03-03-06/1/294).

В подтверждение своей позиции ими используется следующая аргументация. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 1032-1, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятос­ти граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).

Мероприятия по содействию занятос­ти населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом № 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 1032-1). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона № 1032-1).

Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель. По их мнению, подобные компенсационные выплаты можно расценивать как расход, который не направлен на получение прибыли, как того требует статья 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Следовательно, к таким выплатам можно применить норму пункта 2 статьи 270 НК РФ.

Другие статьи:  Приказ о назначении ответственных по энергосбережению

В одном из последних разъяснений по данному вопросу в письме Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504 специалисты финансового ведомства не изменили свою позицию. В частности, в указанном документе говорится о том, что «с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.

Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года – компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.

Статьей 6 Закона № 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона № 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года), невыполнение работодателем установленной Законом № 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона № 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.»

Иными словами, если организация включит в расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, ей придется отстаивать свою позицию в суде.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении подобных споров суды нередко поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 № Ф05-15459/12 по делу № А40-134004/2011, от 22.01.2013 № Ф05-15455/12 по делу № А40-60377/2012, от 31.03.2011 № Ф05-1732/11, от 09.12.2010 № КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 № КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 № КА-А40/830-10, от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010).

В своих решениях суды отмечают, что изменения, внесенные в Закон № 90, отменили обязанность вносить плату в связи с невозможностью исполнить условия квотирования в отношении инвалидов. В свою очередь, обязанность по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении определенных Законом № 90 категорий молодежи сохраняется.

При этом уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в бюджет субъекта Федерации является одним из способов реализации государственных гарантий социальной защиты категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, и осуществляется в рамках городских программ содействия занятости населения.

По мнению судебных органов, в связи с тем, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места предусмотрена Законом № 90 и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы, это соответствует критериям подпункта 20 пункта 1 статьи 265 и статьи 252 НК РФ. Следовательно, данные затраты организации являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В данном случае операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости»

  • начислена сумма компенсационной стоимости;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости» Кредит 51

Налог на имущество при учете квартир как товара

Здравствуйте . Мы застройщики , сдали дом и сейчас у нас остаются не проданные квартиры. Мы их хотим себе оприходовать на 41 счет для дальнейших продаж. В связи с этим вопрос по налогу на имущество .
В связи с изменениями в законодательстве по налогу на имущество у юр.лиц, а именно :
Согласно статье 378.2. Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении определенных видов недвижимого имущества будет определяться как его кадастровая стоимост ь.
К указанным видам недвижимого имущества федеральным законодательством отнесены:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 372 Кодекса установлено, что налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, все изменения и дополнения, вносимые в Кодекс на федеральном уровне, должны быть внесены и в законодательные акты субъектов Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В нашем субъекте по физикам был принят закон , что стоимость налог они будут платить по кадастровой , это все понятно. Что касается организаций, то приняли закон где пишут: «О налоге на имущество организаций», принятый сегодня сразу во втором и третьем чтениях, предусматривает переход к исчислению налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении торговых центров (комплексов) площадью свыше 3 тысяч квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Получается , если мы себе учтем на 41 счете квартиры , то налог на имущество платить не будем?

Вот как отвечает на ваш вопрос Минфин:

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары».

Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Но поскольку налоговой базой для жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость, в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения.

Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372 и пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Квартира на счете 41 — облагается налогом на имущество.

Квартира на счете 41 — облагается налогом на имущество.

Финансисты считают, что со стоимости имущества, учитываемого в качестве товара, налог на имущество платить не надо, правда, за некоторым исключением.

Такая точка зрения содержится в письме Минфина России от 29.06.2017 № 03-05-05-01/41189. Приведем аргументацию ведомства.

О том, какое имущество признается объектом обложения для налога на имущество, сказано в ст. 374 НК РФ. Это движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Кроме того, при определении объекта налогообложения нужно учитывать положения ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Нужно ли уплачивать налог на имущество с квартиры (товара) в Москве?

Цитата (НК РФ, глава 30 «Налог на имущество организаций»):
Статья 374. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
.

Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Делаем выводы.
основная часть имущества, облагаемая налогом на имущество, в том числе и по кадастровой стоимости, должна находится на балансе у организации в качестве объекта основных средств.
И только жилые дома и жилые помещения, могут не являться основными средствами.
Следовательно, жилые объекты, которые у Вас числятся «товаром» должны облагаться налогом на имущество.
И только по кадастровой стоимости — поскольку Вы всё-таки на УСН.

Всё остальное — как и со всеми другими объектами недвижимости, находящимися на балансе в качестве основных средств.

Как принять квартиру на 41-й счет в 1С?

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, как в 1С:Предприятие 8.2 (8.2.19.83) редакция 2.0 (2.0.58.5), принять квартиру на 41 счет?
Я так понимаю, что покупка должна быть БЕЗ НДС? Что делать с пунктом с/ф? и номер накладной что в данном случае должен быть № договора?

Другие статьи:  Приказ 155 пункт 7

Очень нужна помощь и развернутый ответ.. Сама никогда не проводила подобные операции, а скоро уже сдавать отчеты. Спасибо.

Добрый день. Нашла для вас информацию на сайте klerk.ru, думаю будет полезной.

Порядок бухгалтерского учета квартиры на балансе организации зависит от целей ее приобретения.
Если предприятие покупает квартиру для дальнейшей перепродажи, ее стоимость отражается на счете 41 «Товары». Если же квартира приобретается для управленческих целей (например, для проживания гостей, которые приезжают на переговоры), ее нужно учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В этом случае первоначальная стоимость квартиры формируется как сумма фактических затрат на ее приобретение (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Речь идет о расходах на оплату стоимости квартиры, нотариальное оформление сделки, а также на уплату регистрационного сбора за внесение договора продажи недвижимости в Единый государственный реестр. Все указанные затраты отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», и после того, как сделка пройдет государственную регистрацию, относятся на счет 01 «Основные средства» (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).Обратим внимание, что амортизация по объектам жилого фонда, в том числе и квартирам, не начисляется. Она рассчитывается в конце года и отражается на отдельном забалансовом счете (п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Пример 1.Организация решила приобрести однокомнатную квартиру в жилом доме на вторичном рынке жилья. 27 октября 2002 года ею был заключен договор продажи недвижимости с гражданином Ивановым А.А., в соответствии с которым стоимость квартиры составила 900000 руб. (без НДС). Оплата жилья была произведена с использованием банковской ячейки. Расходы на ее аренду составили 1500 руб. (без НДС).Затраты по документальному оформлению сделки предприятие произвело за свой счет. Они составили 16 500 руб., в том числе:- на нотариальное оформление — 13500 руб.;- на оплату регистрационного сбора — 3000 руб. Документы на госрегистрацию прав собственности на квартиру организация подала 30 октября 2002 года. Регистрация состоялась 5 ноября 2002 года. В бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие проводки.27 октября: Дебет 08 Кредит 60 — 900000 руб. — отражена стоимость квартиры; Дебет 08 Кредит 60 — 1500 руб. — учтены расходы на аренду банковской ячейки; Дебет 57 Кредит 51 — 900000 руб. — зарезервирована в банковской ячейке сумма, необходимая для оплаты квартиры; Дебет 08 Кредит 76 — 13500 руб. — отражены расходы на нотариальное оформление.30 октября: Дебет 08 Кредит 76 — 3000 руб. — учтены затраты на оплату сбора за госрегистрацию сделки.5 ноября: Дебет 60 Кредит 57 — 900000 руб. — взяты деньги Ивановым А.А. из банковской ячейки после регистрации договора продажи недвижимости; Дебет 01 Кредит 08 — 918000 руб. (900000 + 1500 + 13500 + 3000) — включена в состав основных средств квартира.
Налог на имущество Стоимость приобретаемой предприятием квартиры не должна облагаться налогом на имущество. Дело в том, что в расчете среднегодовой стоимости имущества организации не участвует балансовая стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы (п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»). К таким объектам относится и жилой фонд предприятия. Это установлено Классификатором отраслей народного хозяйства № 1-75-018.
НДС Когда организация приобретает квартиру у физического лица, то проблем с НДС не возникает. Ведь физические лица не являются плательщиками НДС, а значит, в стоимость жилья сумма налога не включается. Когда же предприятие покупает квартиру у юридического лица, то, наоборот, сумма налога включается в ее стоимость .В этом случае возникает вопрос: можно ли принять к вычету сумму входного НДС? Все зависит от того, с какой целью организация предполагает использовать жилье. Если квартира приобретается для осуществления операций, облагаемых НДС, учитывается в составе основных средств и при ее покупке был получен счет-фактура, принять сумму налога к вычету вполне правомерно. Если же организация собирается использовать квартиру для операций, не облагаемых НДС, например предоставлять ее за плату своим сотрудникам для постоянного проживания, то возместить сумму налога нельзя (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). В этом случае сумма входного НДС должна включаться в первоначальную стоимость квартиры (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Налог на прибыль Квартира учитывается в составе амортизируемого имущества в налоговом учете, если выполняются требования, установленные пунктом 1 статьи 256 НК РФ.Во-первых, квартира должна находи
ться у организации на правах собственности. Во-вторых, использоваться для извлечения дохода (например, способствовать заключению выгодных контрактов, уменьшать командировочные расходы и т. д.). И наконец, в-третьих, ее стоимость должна превышать 10 000 рублей (это условие выполняется практически всегда).В этом случае стоимость квартиры амортизируется и постепенно в течение срока ее полезного использования уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Амортизацию по квартире можно начислять после того, как поданы документы на регистрацию права собственности на нее (п. 8 ст. 258 НК РФ).Теперь о формировании первоначальной стоимости квартиры. Так же как и в бухгалтерском учете, она определяется как сумма фактических затрат на ее приобретение (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом Налоговый кодекс разрешает учитывать суммы регистрационного сбора в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому в налоговом и бухгалтерском учете первоначальная стоимость жилья может не совпадать. Продолжим наш пример. Квартира входит в десятую амортизационную группу. При этом для нее установлен минимально возможный срок полезного использования — 30 лет и 1 месяц.Тогда в налоговом учете организации первоначальная стоимость квартиры будет равна 915000 руб. (900000 + 1500 + 13500). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2535 руб. (915000 руб. : (30 лет x 12 мес. + 1 мес.)). Так как документы на регистрацию были поданы в октябре, амортизация должна начисляться начиная с ноября 2002 года.

Если на 41 счете будете учитывать, то я думаю так;

организация приобретает квартиру с целью последующей перепродажи. Следовательно, данный актив учитывается организацией в качестве товара и включается в состав материально-производственных запасов (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н ). Приобретенная с целью последующей перепродажи квартира на дату государственной регистрации права собственности на нее принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве товара по фактической себестоимости (п. п. 2, 5 ПБУ 5/01). При этом фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение товара, к которым в соответствии с абз. 3, 4, 10 п. 6 ПБУ 5/01, в частности, относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально- производственных запасов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в фактическую себестоимость приобретенной квартиры включаются помимо ее договорной стоимости стоимость услуг агентства недвижимости и суммы уплаченных государственных пошлин за государственную регистрацию договора купли- продажи жилого помещения, перехода права собственности на квартиру и доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 15 050 руб. (7500 руб. + 7500 руб. + 50 руб.) (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , п. 4 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 06.08.2001 N 233 , пп. 20, 20.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ ).
Начисленные на дату подачи документов на государственную регистрацию (в сентябре) суммы пошлин относятся на расходы будущих периодов записью по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», поскольку могут быть включены в фактическую себестоимость квартиры только в октябре на дату государственной регистрации права собственности на квартиру (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н ).
Стоимость оказанных агентством недвижимости услуг без учета НДС в сентябре (на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) также относится в дебет счета 97 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, предъявленная агентством недвижимости, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам», и кредиту счета 60. Поскольку квартира приобретена организацией с целью перепродажи, то есть для совершения операции, не подлежащей обложению НДС, то данная сумма НДС не может быть принята организацией к вычету, а включается в стоимость услуг агентства, то есть относится в дебет счета 97 (пп. 22, 23 п. 3 ст. 149 , пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ ).
Принятие к бухгалтерскому учету квартиры отражается в данном случае записями октября по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 — на стоимость квартиры в соответствии с договором и с кредитом счета 97 — на сумму государственных пошлин и на стоимость услуг агентства недвижимости.
В целях налогообложения прибыли налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ ). Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ . Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов. Таким образом, в случае установления в учетной политике порядка формирования стоимости приобретения товаров с учетом всех расходов, связанных с приобретением, у организации не возникнет различий в порядке признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете. На дату государственной регистрации права собственности организации на квартиру (в октябре) ее стоимость списывается с забалансового счета 002.
В рассматриваемой ситуации организация является источником дохода физического лица. Так как доход получен физическим лицом от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, организация не является налоговым агентом (п. 2 ст. 226 НК РФ , пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ ).

Источник правовой портал КонсультантПлюс
Бухгалтерские проводки см. в прикреплённом файле.

Если квартира учитывается как товар, она тоже может облагаться налогом на имущество

Организация имеет жилые помещения и учитывает их в качестве товаров на 41 счете. Что с налогом на имущество?

Другие статьи:  Стэк экспертиза

Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-05-05-01/67657 от 21.09.2018.

В силу пункта 1 статьи 374 НК объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 НК установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Жилые помещения, учитываемые в бухучете в качестве товаров, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости имущества, если принят соответствующий закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 НК, и определена кадастровая стоимость жилых помещений.

Налог на имущество по кадастровой стоимости 2016

Начисляя налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта, имейте в виду отдельные особенности расчета, на которые указывали и которые разъясняли чиновники в своих письмах – ответах на запросы налогоплательщиков. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.

Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) рассчитываются исходя из установленной в отношении того или иного объекта налогообложения налоговой базы. В качестве базы может быть среднегодовая стоимость основного средства или кадастровая стоимость объекта.

Среднегодовая (средняя) стоимость основных средств рассчитывается исходя из остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухучета.

Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода применяется в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (п.1 ст. 378.2 НК РФ).

Объекты налогообложения

К объектам недвижимости, облагаемым налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, относятся:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • недвижимое имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Жилые дома и жилые помещения облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости, если учтены на балансе не счетах 01 или 03, а на других, например, на счете 41 «Товары» (письмо Минфина РФ от 16 марта 2016 г. № 03-05-05-01/14575).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой, так и торговый центр, если не менее 20% общей площади такого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Власти субъекта РФ должны не позднее 1 числа очередного налогового периода определить перечень объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту их нахождения и разместить информацию на официальном сайте субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) (письмо Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-04-01/51779). Если это не сделано в установленный срок, собственник объекта недвижимости будет вправе исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не из кадастровой стоимости.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, составляется единоразово не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Добавлять в него новые здания после начала налогового периода не допускается (Письмо ФНС РФ от 16 октября 2015 г. № БС-4-11/18050@).

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта на очередной (следующий) налоговый период (абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Если объект был включен в перечень ошибочно, что признано судом (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости), он подлежит исключению из перечня, определенного на соответствующий налоговый период. Информация об этом должна быть обязательно размещена на официальном сайте налоговой службы или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень). По исключенным из перечня объектам налоговую базу определяют исходя из среднегодовой стоимости.

Вновь образованный объект недвижимого имущества (например, при разделении одного на два) подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Начислять налог по таким объектам нужно начинать до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

С 1 января 2015 года введена возможность корректировки налоговой базы для налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;
  • при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы

Начисляя налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта, следует помнить об отдельных нюансах, на которые указывали чиновники в ответах на запросы налогоплательщиков.

  1. Если объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, но правомерно учтен на балансе организации в качестве товара или вложения во внеоборотные активы, то обложению налогом на имущество он не подлежит (письмо ФНС РФ от 6 июня 2014 г. № БС-4-11/10837@).
  2. В случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового или отчетного периода права собственности на объекты недвижимого имущества, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента. Его определяют как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом или отчетном периоде (п. 5 ст. 382 НК РФ). Согласно Закону от 29 декабря 2015 г. № 396-ФЗ за полный месяц в целях определения коэффициента владения для расчета налога на имущество организаций принимается месяц, в течение которого собственник владел объектом более 15 дней.

Если право собственности на объект возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц (возникновения или прекращения указанного права) при определении коэффициента владения не учитывается.

  1. Если здание облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, то сети и системы инженерно-технического обеспечения (движимое имущество), являющиеся неотъемлемой частью здания (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухучета), подлежат обложению данным налогом в составе этого здания, а не как отдельные инвентарные объекты (письмо Минфина России от 3 декабря 2015 г. № 03-05-05-01/70618).

Инвентарный объект – единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет. При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Но здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи и др.). Такое разъяснение дали финансисты в письме Минфина России от 4 марта 2014 г. № 03-05-05-01/9272.

  1. Если объект недвижимости отражен в бухучете как основное средство и включен в перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, то налог придется заплатить, не дожидаясь госрегистрации права собственности на этот объект. К такому выводу пришел Минфин в письме от 25 ноября 2015 г. № 03-05-04-01/68419.

Дело в том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, власти субъекта РФ составляют единоразово, не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. ст.78.2 НК РФ). Соответственно, объекты недвижимости, включенные в «кадастровый» перечень и учтенные в качестве объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета, независимо от наличия государственной регистрации прав на них облагаются налогом на имущество.

  1. До 1 января 2016 года унитарные предприятия, которым были переданы в хозяйственное ведение объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость (имущество торгово-офисного назначения), платили по ним налог исходя из среднегодовой стоимости. С 1 января 2016 года им вменили в обязанность исчислять налог по такому имуществу исходя из среднегодовой стоимости (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ).
  2. Если в течение налогового периода недвижимость, облагаемая налогом исходя из кадастровой стоимости, была разделена на два отдельных объекта, вновь образованные объекты также подлежат налогообложению по кадастровой стоимости до включения в перечень, формируемый Росреестром. Она определяется на дату постановки объектов на государственный кадастровый учет. В перечень новые объекты будут включены в установленном порядке. А до того записи о них вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимым имуществом, по ним открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (письмо ФНС РФ от 2 марта 2016 г. № БС-3-11/852@).
  3. В письме Минфина РФ от 11 марта 2016 г. № 07-01-09/13596 разъяснены особенности обложения налогом на имущество жилых помещений у организации, применяющей УСН. Применение организациями УСН освобождает их от уплаты налога на имущество, исчисляемого с налоговой базы в виде среднегодовой стоимости. Однако они обязаны платить налог в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Значит, если закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, принят, то:

  • налоговая база определяется как кадастровая стоимость по жилым домам и помещениям, которые не учитываются в бухучете в качестве основных средств, а учитываются, например, в качестве товара;
  • если организация приняла жилые помещения на учет в качестве основных средств, то плательщиком налога на имущество она не является.

Если же закон субъекта РФ не принят, то жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, налогом на имущество организаций не облагаются.